интеллектуальная игра "Знатоки биологии"
учебно-методический материал по биологии (8 класс) по теме

 

В данной работе приведены интересные и занимательные вопросы для проведения интеллектуальной игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon intellektualnaya_igra.doc60.47 КБ

Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра

«Эрудиты в биологии»

1. Этот путешественник совершил великое открытие, которое потрясло весь мир. Со вторым открытием люди борются до сих пор во всем мире. Вопрос: назовите имя этого путешественника и два открытия, о которых знает весь мир.

(Ответ: Колумб является первооткрывателем нового материка, но именно с его экспедицией в Европу был завезен табак. С курением люди борются по сей день.)

2. Этот сложный механизм создала сама природа. Он представляет собой неравноплечий рычаг; сопротивление воздуха заставляет поворачиваться длинное плечо этого рычага, образуя плоскость, давящую на воздух. При обратном токе воздуха это рычаг разворачивается вертикально, оставляя воздуху свободный проток. Вопрос: о каком механизме идет речь?

(Ответ: этот механизм – перо в птичьем крыле)

3. Согласно русской пословице, голову нужно держать в холоде. Вопрос: как, согласно этой же пословице, нужно держать ноги и живот?

(Ответ: Держи голову в холоде, живот в голоде, а ноги в тепле. Именно тогда ты сможешь быстро принимать решения и трезво мыслить, быстро двигаться, и точно не заработаешь простуду, если ноги содержишь в тепле. Именно эта пословица была любимой у известного полководца А. Суворова.)

4. Из  этого можно получить муку и крупу. Для этого сырье нужно собрать после первых заморозков и вымочить двое суток, сменяя воду. Затем, нагрев до кипячения, пропустить через мясорубку и полученную массу высушить. Сухую массу размолоть. Из полученного продукта можно варить кашу и печь лепешки. Можно приготовить кофе. Но тем не менее, хотя в России этого продукта достаточно много, он практически не востребован. Вопрос: о чём идёт речь?

(Ответ: желуди)

5. Герои романа Жюля Верна “Дети капитана Гранта” только собрались поужинать мясом подстреленной ими дикой ламы (гуанако), как вдруг выяснилось, что оно совершенно не съедобно. “Быть может оно слишком долго лежало?” - озадаченно спросил один из них. Вопрос: Что ответил им Паганель?

(Ответ: “Нет, оно, к сожалению, слишком долго бежало!” - ответил Паганель. Мясо гуанако, убитого во время бега, несъедобно из-за молочной кислоты, накапливающейся во время работы)

6. Изобретение микроскопа совершило революцию во многих областях науки.

Хоть острым взглядом нас природа одарила,

Но близок оного конец имеет сила,

Коль много микроскоп нам тайностей открыл,

Невидимых частиц и тонких в теле жил.

Вопрос: Кому принадлежат эти строки?

(Ответ: эти строки принадлежат М.В. Ломоносову)

7. Известно, что кровь у человека красного цвета. Вопрос: тогда почему аристократов называют “голубой кровью”?

(Ответ: В Испании так говорили о людях со светлой кожей (в отличие от смуглых мавров), вены которых выглядят голубыми (на фоне светлой кожи), будто по ним течет голубая кровь.)

8. Гиппократом было создано учение о соках организма типах телесного строения. В организме, по мнению Гиппократа, есть 4 жидких сока: кровь, черная желчь, желтая желчь, слизь. Основное в типе телесного строения человека то, какой сок преобладает в организме.

Вопрос: Что из себя представляют люди, в организме которых преобладает одна из четырех жидкостей?

(Ответ: Это люди с разными типами темперамента:

Черная желчь – “мелайна холе” - меланхолик.

Желтая желчь – “холе” - холерик.

Кровь – “сангвис” - сангвиник.

Слизь – “флегма” - флегматик.

9. Копринусы – грибы-навозники. Грибы эти обладают интересной особенностью. Молодые и приготовленные сразу после сборки копринусы съедобны и совершенно безвредны, если не … Вопрос: Что делает копринусы ядовитыми?

(Ответ: Алкоголь. Одно из веществ, содержащихся в копринусах, задерживает разложение алкоголя в организме, и образующийся продукт вызывает отравление)

10.У нас плоды этого растения подают на десерт, англичане едят его во время завтрака, в США с него нередко начинают обед, а на Ближнем Востоке их подают к мясу и к рыбе.

Арабы утверждают, что плод этот – плод райских садов и доставил его на Землю один из жителей рая, совершив этим страшное преступление перед Богом. Трещины на поверхности плода считают священными письменами, начертанными самим Аллахом. Поэтому плод этот считают даром небес.

Вопрос: о каком растении идёт речь?

(Ответ: Дыня).

11. Три с половиной тысячи лет назад царь Кипра послал египетскому фараону Аменхотепу письмо, которое начал традиционным пожеланием: «Желаю здоровья Вам, Вашей семье и Вашим…». Далее в письме следовало название домашнего животного. Вопрос: Какого животного?

 (Ответ: Лошади. Такое вступление в официальном документе совсем неудивительно: ведь лошадь с древних времен играла важнейшую роль в жизни человека.)

12. В XV веке герцог Бургундский учредил орден. Им награждали за отвагу в боях, и он являлся символом главного богатства Бургундии. Позднее он стал испанским и австрийским. Выглядит этот орден так: на красной ленте — корона, ниже — пламя, а еще ниже — перехваченное кольцом животное. Вопрос: Какое это животное?

 (Ответ: Золотой баран. Орден Золотого руна.)

13. В старых арабских медицинских книгах упоминается, что о бодрящих свойствах кофейных зерен люди узнали по подсказке неких домашних животных. Монах одного из эфиопских монастырей подметил, что в те дни, когда эти животные паслись там, где росли кофейные кусты и деревья, они становились особенно оживленными и игривыми. Монах попробовал есть плоды кофе: т. к. ему приходилось, как и прочим монахам, принимать участие в ночных бдениях. И что же? Сон отступил. Вскоре его опыту последовали другие монахи, а затем этот опыт вышел за пределы монастыря. Вопрос: Какие домашние животные подсказали монахам о бодрящих свойствах кофе?

 (Ответ:Козы.)

14. Первоначально, когда человек только начал одомашнивать этих животных, они предназначались на мясо. Испанские завоеватели встретили этих животных в Центральной Америке совершенно без шерсти. Мексиканцы откармливали их и ели. Со временем их стали использовать и в других целях. Сейчас эти животные служат в цирке, участвуют в научных экспериментах и даже принимали участие в освоении космоса. Вопрос: о каких животных идёт речь?

 (Ответ: Собака.)

15. Об этих животных в священной книге зороастрийцев «Зенд-Авесте» записано: «В них наша сила, в них наша потребность, в них наша пища, в них наша одежда, в них наша победа».  Вопрос: о каком животном идёт речь?

 (Ответ: Корова. Во многих местах Индии она считается священным животным. Там даже существует закон, запрещающий убивать корову.)

16. Племена папуасов, проживающие на Новой Гвинее, чтят культ этого животного. Их воспитывают, как членов семьи, обращаются к ним по имени, кладут спать рядом с собой, гладят, ласкают и плачут, когда животное заболело. Кормят лучшими блюдами со своего стола. Вопрос: что это за животное?

 (Ответ: Свинья.)

17. Это животное помогло французскому исследователю Бернару Куртуа сделать важное открытие — выделить в чистом виде йод, неизвестный в те времена. Вопрос: Назовите это домашнее животное.

 (Ответ: Кот. Когда Б. Куртуа завтракал за своим рабочим столом в химическом кабинете, на его плече восседал любимый кот. Неожиданно он спрыгнул на стол и разбил склянки с реактивами. Хранившиеся в них жидкости смешались, и в результате реакции в воздух поднялись фиолетовые клубы пара. Когда они осели, Куртуа заметил на соседних предметах кристаллический налет — это и был йод.)

18. Что такое вермикультура?

(Ответ:Специальное разведение дождевых червей для переработки органических отходов и повышения плодородия почвы.)

19. Ветка растения с несъедобными листьями. Это растение было посвящено Богу науки и искусства Аполлону. Ими награждают художников, артистов и учёных в знак признания их творческих успехов. Именно отсюда происходит слово «лауреат». Вопрос: Что это за растение ? Где оно используется в настоящее время?

Ответ: Это лавр благородный. В настоящее время его листья используются как приправа, благодаря их приятному аромату.

20. Такие  растения как: картофель, виноград, земляника, арбуз относятся к классу двудольных. Вопрос: Что ещё объединяет эти растения?

Ответ: У всех изображенных на открытках растениях многосеменной сочный плод ягода.

21.Вкусные, сочные, душистые… Кто не любит эти ягоды, только что снятые с грядки! Витаминные салаты, утоляющая жажду окрошка, мясные и рыбные блюда – любому кушанью они придают аппетитный вид. Вопрос: Какая же это ягода?

Ответ: Огурец. Его плод – ягода.

22.Это плод, употребляемый в свежем виде, сушенном и моченом. Этот плод принадлежит к растениям класса двудольных. Дикие предки его растут на Кавказе и в Средней Азии. Растение перекресноопыляемое (опылители - насекомые), весьма морозоустойчивое, выдерживает морозы до -30 градусов С. Плоды полезны, содержат вещества выводящие из организма ядовитые тяжелые металлы. Вопрос: О каких плодах идет речь?

Ответ: Речь идет о яблоках.

23.Послушайте отрывок из произведения: «Пит подпрыгнул на 2 аршина, издал воинственный клич и заметался по комнате, натыкаясь на мебель, опрокидывая цветные горшки и поднимая страшную возню. Затем он принялся плясать на задних лапах в бешенном восторге, закинув голову назад и вопя на весь дом о своем невыразимом счастье, потом опять заметался по всему дому, неся на своем пути хаос и разрушения. Тетя Полли как раз вошла в ту минуту как он, проделав сальто-морталле (с криком) выскочил в открытое окно, увлекая за собой ещё уцелевшие цветочные горшки».

Вопрос: Назовите художественное произведение, из которого взят данный отрывок. Кто его автор? О каком  болеутоляющем, которым угостили животное, идёт речь?

Ответ: «Том Сойер». Марк Твен. Речь идёт о коте. Болеутоляющее-  валерианка.

24.Это нечто, что приготовлено из растения семейства сложноцветных. Цветки в корзине двух типов: в центре – трубчатые, коричневые или желтые, краевые – язычковые, оранжевые или желтые, съедобные, их плоды можно добавлять в салаты. Семенники вполне причудливой формы, без каких-либо приспособлений для распространения ветром.

То, что из него получают, применяют  для очищения кожи, дезинфекции ран, является чудесным противовоспалительным средством.

Вопрос: о чём идёт речь?

Ответ: Настойка календулы. Более распространенное название – ноготки лекарственные.

25. Это  некое лакомство, созревающее на хорошо известном растении. Его родина Мексика.  В 1874 году академик Северин в книге «Царство произрастания» писал : «Сие растение почитается способным исцелять раны. Наибольшее употребление семени есть в пищу попугаям; можно получать из него масло, пережженные семена имеют запах кофе и производят наливку почти столь же приятную». Вопрос: что же это такое?

Ответ:  Семечки. Это плоды подсолнечника.

26.Кто и приблизительно когда открыл процесс двойного оплодотворения у покрытосеменных?

Ответ: Сергей Гаврилович Навашин 1898г. – русский ботаник.

27.Это талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывали чудесное свойство: якобы он способен предохранять воина от стрел и ударов мечей.

Философы древности, разрезая этот загадочный объект поперек, объясняли своим ученикам строение вселенной, т.е. он был наглядным пособием при изучении астрономии. Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, а в среднее века утверждали, что даже его запах предохраняет от заболеваний. Вопрос: о чём идёт речь?

Ответ: Луковица.

28.Еще древние римляне были неравнодушны к этому цветку. Античные садоводы увеличили число его лепестков с пяти до ста. Среди двадцати пяти тысяч современных сортов есть черные, синие, которые пытался вывести еще Иоганн Гёте. Есть растения с огромными цветками диаметром 24 см. А чем они только не пахнут! Например, свежим сеном, чаем, табаком, корицей, геранью. Вопрос: О каком цветке идет речь? 

(Ответ: О розе.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной интеллектуальной игры по биологии,химии и географии "Водный мир" 6-10 классы.-

Интегрированная интеллектуальная игра "Водный мир" охватывает большой круг  химических и географических знаний о воде. Мероприятие носит научно - познавательный характер....

Интегрированная интеллектуальная игра по биологии и химии "Водный мир" 8 класс.

Интегрированная интеллектуальная игра "Водный мир" была проведена в 8 классе в  месячник естественно - математического цикла в феврале 2011г....

Презентация к интегрированной интеллектуальной игре по биологии и химии "Водный мир". 8 класс.

Данная презентация вызвала у   учащихся массу положительных эмоций и пополнила их багаж знаний о воде....

Презентация к интегрированной интеллектуальной игре по биологии и химии"Водный мир". 8 класс.

Данная презентация вызвала у учащихся массу положительных эмоций и пополнила  их багаж знаний о воде....

Методическая разработка интеллектуальной игры по теме "Литература и биология - мои любимые предметы" в рамках интегрированной декады биологии в 10 классе

   Одной из форм внеклассной работы по биологии является проведение интегрированной декады. Я считаю, что предметная декада помогает учащимся проявлять себя, раскрывать свои спо...

Междисциплинарная интеллектуально – познавательная игра по географии, биологии, химии для 9 – х классов «Звёздный час по географии, химии, биологии, экологии»

Междисциплинарная интеллектуально – познавательная  игра по географии, биологии, химии для 9 – х классов«Звёздный час  по географии, химии, биологии, экологии»Девиз: «Чтобы победить, на...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка «Интеллектуальный клуб. Биология » (для подготовки обучающихся 9 класса к ГИА (в новой форме ОГЭ) по биологии)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка«Интеллектуальный клуб. Биология »(для подготовки обучающихся 9  класса к ГИА  (в новой форме ОГЭ) по биологии)...