Урок по биологии в 7 классе. "Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни"
план-конспект урока по биологии (7 класс) по теме

Шарова Елена Владимировна

Представлен сценарий урока по биологии в 7 классе «Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни», на котором помимо формирования учебных умений и навыков ставятся цели развития интереса к изучению биологии, расширение кругозора, формирование общеучебных умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию, выявлять причинно-следственные связи, а также формирование информационной культуры. Особое внимание уделяется воспитанию ответственного отношения к своему здоровью. Сценарий урока с приложением в виде презентации, может быть использован при проведении урока по данной теме. Для проведения урока необходим мультимедийный проектор и доступ в интернет. Презентация к уроку: http://moemesto.ru/sharovaelena

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc553.5 КБ

Предварительный просмотр:

Шарова Елена Владимировна – учитель биологии МОУ СОШ п. Прудовой Екатериновского района Саратовской области

Представлен сценарий урока по биологии в 7 классе «Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни», на котором помимо формирования учебных умений и навыков ставятся цели развития интереса к изучению биологии, расширение кругозора, формирование общеучебных умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию, выявлять причинно-следственные связи, а также формирование информационной культуры. Особое внимание уделяется воспитанию ответственного отношения к своему здоровью. Сценарий урока с приложением в виде презентации, может быть использован при проведении урока по данной теме. Для проведения урока необходим мультимедийный проектор и доступ в интернет.

Урок биологии в 7 классе

УМК: «Биология. Животные». 7 кл., авторы Константинов В.М. и др. Программа «Биология. 6–11 кл.» Пономарева И.Н., Константинов В.М.,
Кучменко В.С. и др.

Тема: Тип Плоские черви. Печеночный сосальщик. Многообразие плоских червей.

Тип урока: Комбинированный.

Цель: сформировать знания об особенностях индивидуального развития червей на примере печеночного сосальщика и свиного цепня, о способах заражения и мерах профилактики заболеваний, вызванных червями-паразитами

Задачи: 

  • Обучающие: познакомить с особенностями индивидуального развития плоских червей на примере печеночного сосальщика и свиного цепня, сформировать знания о способах заражения и мерах профилактики заболеваний, вызванных паразитическими червями;
  • Развивающие: формировать умение работать с дополнительной литературой, анализировать полученную информацию, выбирать главное, обобщать, выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы;
  • Воспитательные: активизировать познавательный интерес к изучаемому материалу, используя ИКТ, воспитывать бережное отношение к своему здоровью, соблюдение правил гигиены.  

Оборудование: учебник биологии; энциклопедический словарь юного биолога; книга для чтения по зоологии; мультимедийный проектор; интернет; информационные листы. 

Этап урока:

Содержание этапов урока:

1. Орг. момент

Объявление темы, цели и задач урока; (Слайд 1, 2)

2. Актуализация знаний

Беседа по вопросам. Тест. (Слайды 3-6) 

3. Изучение нового материала.

3.1. Особенности строения и развития печеночного сосальщика. Объяснение учителя. (Слайд 7- 9)

3.2.Рефлексия. (Слайд 10). Выполнение заданий, заполнение таблицы.

Динамическая пауза. Зарядка для глаз. Учащиеся слушают музыку, следят глазами за двигающимися фигурками. (Слайд 11)

  1. Класс Ленточные черви. Самостоятельная работа учащихся в группах по заданиям. (Слайды 12-15)

3.4.Рассказ учителя. Разнообразие паразитических червей. Способы заражения и методы защиты. (Слайд 16) Обсуждение методов защиты от паразитических червей. (Слайд 17)

  1. Закрепление знаний.

Учащимся предлагается выполнить задание в информационном листе на выявление характерных признаков представителей разных классов типа Плоские черви. (Слайд 18). Взаимопроверка (Слайд 19)

5. Итог урока.

Выставление оценок. Инструктирование по выполнению домашнего задания. (Слайд 20)

Ожидаемые результаты:

  1. учащиеся успешно справятся с выполнением тестовых заданий;
  2. учащиеся научатся воспринимать информацию из разных источников: из презентации, из сообщений товарищей, из учебника;
  3. формирование интереса к изучению биологии.

Формы организации работы детей:

  1. работа с информационным листом;
  2. индивидуальная работа по выполнению теста;
  3. просмотр презентации;
  4. работа с учебником и дополнительной литературой;
  5. заполнение таблиц.

Формы организации работы учителя:

  1. работа с учебником и дополнительной литературой;
  2. рассказ с демонстрацией презентации;
  3. беседа по итогам работы с учебником и дополнительной литературой;

Урок проводится в классе с использованием мультимедийного проектора.

  1. демонстрация собственной презентации;

Используемые ресурсы из других общедоступных источников:

  1. Энциклопедический словарь юного биолога М.: Педагогика, 1986. - 352 с.
  2. Молис С.А. Книга для чтения по зоологии: Пособие для учащихся. – М.: «Просвещение», 1981 г. 
  3. http://biology.ru/course/content/chapter5/section3/paragraph2/theory.html - плоские черви
  4. http://www.varson.ru/images/Biologia_jpeg_big/z1-4.jpg - этапы развития печеночного сосальщика
  5. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7b16e902-0a01-022a-00fe-255805b98853/%5BBIO7_05-16%5D_%5BMA_01%5D.swf -Жизненный цикл печеночного сосальщика ЦОР (N 43968)
  6. http://collegemicrob.narod.ru/parazitology/gelmint.html - схема развития свиного цепня
  7. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000795-1000-4ddd-ab8e-2700475d4eff/39_13.jpg - строение печеночного сосальщика. ЦОР (N 170658)

Тема урока: Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни.

Цель: сформировать знания об особенностях индивидуального развития червей на примере печеночного сосальщика и свиного цепня, о способах заражения и мерах профилактики заболеваний, вызванных червями-паразитами

Задачи: 

  • Обучающие: познакомить с особенностями индивидуального развития плоских червей на примере печеночного сосальщика и свиного цепня, сформировать знания о способах заражения и мерах профилактики заболеваний, вызванных паразитическими червями;
  • Развивающие: формировать умение работать с дополнительной литературой, анализировать полученную информацию, выбирать главное, обобщать, выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы;
  • Воспитательные: активизировать познавательный интерес к изучаемому материалу, используя ИКТ, воспитывать бережное отношение к своему здоровью, соблюдение правил гигиены.  

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник биологии; энциклопедический словарь юного биолога; книга для чтения по зоологии; мультимедийный проектор; интернет; информационные листы (приложение 1). 

Ход урока

  1. Организационная часть

- объявление темы, цели и задач урока; (Слайд 1, 2)

  1. Актуализация знаний
  1. Вопрос. На основании каких признаков белую планарию относят к типу плоских червей? (Общая характеристика типа). (Слайд 3)
  2. Тест (Слайд 4) Учащиеся работают в информационных листах. По окончании работы выполняется взаимопроверка. (Слайд 5)
  3. Сравнительная характеристика кишечнополостных и плоских червей. (Слайд 6) Учащиеся делают вывод об усложнении организации плоских червей по сравнению с кишечнополостными.

3.   Изучение нового материала.

3.1. Особенности строения и развития печеночного сосальщика. Объяснение учителя.

К типу Плоских червей помимо класса Ресничных относятся также Сосальщики (трематоды) и Ленточные черви (цестоды). (Слайд 7)

 Сейчас я зачитаю вам выписку из медицинской карты. «В областную больницу поступил ребенок 11 лет с жалобами на боли в животе, с постоянными головными болями, рвотой, тошнотой. Больной страдает бессонницей и повышенной раздражимостью. Проведено обследование, установлен диагноз- гельминтоз».

В течение урока мы с вами будем работать для того, чтобы научиться защищать себя, свой организм от заражения гельминтами. Чтобы знать меры профилактики, необходимо изучить строение и циклы развития этих паразитов. (Слайд 8, 9) Цикл развития печеночного сосальщика сложный и заключает в себе смену хозяев и чередование поколений. Часть жизненного цикла связана с существованием в теле основного хозяина (корова, человек), другая часть в теле промежуточного хозяина.

Изучение строения и цикла развития печеночного сосальщика, просмотр анимации из единой коллекции ЦОР. (Слайд 9) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7b16e902-0a01-022a-00fe-255805b98853/%5BBIO7_05-16%5D_%5BMA_01%5D.swf . 

3.2.Рефлексия. (Слайд 10) Задание:

  1. Дать определение понятию «гермафродит».
  2. Ответить на вопросы:
  1. Почему сосальщик называется печеночным?
  2. Какие черты паразитизма для него характерны?
  3. Как заражается скот печеночным сосальщиком?
  1. В информационных листах заполнить вторую колонку таблицы:

Таблица 1

                                           Виды

Вопросы                           червей

для изучения

Печеночный сосальщик

Свиной цепень

Класс

Основной (окончательный) хозяин 

Промежуточный хозяин 

Признаки паразитизма 

Динамическая пауза. Зарядка для глаз. Учащиеся слушают музыку, следят глазами за двигающимися фигурками. (Слайд 11)

  1. Класс Ленточные черви. Самостоятельная работа учащихся в группах по заданиям. (Слайд 12)

Итак, приступаем к работе:

  1. Составить рассказ о свином цепне по плану:
  • среда обитания,
  • особенности питания,
  • строение,
  • размножение и  развитие (стр. 77-78 в учебнике).
  1. Почему биологически оправдана большая плодовитость червей (по книге для чтения стр. 97).
  2. Что изучает наука гельминтология. Вклад К. И. Скрябина в изучении гельминтов, методы борьбы с ними (энциклопедия «Юного биолога» и стр. 43 старого учебника).

После подготовки  учащихся отвечают с использованием слайдов (Слайды 13,14). Заполнение третьей колонки таблицы. (Слайд 15)

3.4.Рассказ учителя. Разнообразие паразитических червей. Способы заражения и методы защиты. (Слайд 16) 

«Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе.»  П. Фосс                                    Обсуждение методов защиты от паразитических червей. (Слайд 17)

  1. Закрепление знаний.

Учащимся предлагается выполнить задание в информационном листе на выявление характерных признаков представителей разных классов типа Плоские черви. (Слайд 18)

Взаимопроверка (Слайд 19)

 

  • Белая планария               _________________
  • Печеночный сосальщик   _________________
  • Свиной цепень                _________________
  1. На голове 4 присоски
  2. Свободноживущий образ жизни
  3. Хищник
  4. Паразитирует в кишечнике человека
  5. В теле различают головку, шейку и членики
  6. Есть брюшная и ротовая присоски
  7. Имеется пищеварительная система
  8. Головка снабжена крючьями
  9. Промежуточный хозяин малый прудовик

Итог урока. Выставление оценок. Инструктирование по выполнению домашнего задания. (Слайд 20)

Д/з. § 16, ответить на вопрос: как осуществляется дыхание у плоских паразитических червей?

Составить вопросы к кроссворду

Приложение 1                            ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТ

Ф.И. учащегося __________________________________________ класс ________

Тема урока: ___________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Термины: Гермафродиты________________________________________________________________

Окончательный хозяин__________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Промежуточный хозяин ________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Общая характеристика типа «Плоские черви»

1

2

3

4

5

6

Тест

№  вопроса

Верный ответ 

Критерии оценок

1

«5» - без ошибок

2

«4» - 1 ошибка

3

«3» - 2 ошибки

4

«2» - 3 и более ошибок

5

Среда обитания, особенности жизнедеятельности печеночного сосальщика – представителя паразитических червей.

Задание:

  1. Дать определение понятию «гермафродит».
  2. Ответить на вопросы:
  1. Почему сосальщик называется печеночным?
  2. Какие черты паразитизма для него характерны?
  3. Как заражается скот печеночным сосальщиком?
  1. Заполнить вторую колонку таблицы:

                                           Виды

Вопросы                           червей

для изучения

Печеночный сосальщик

Свиной цепень

Класс

Основной (окончательный) хозяин 

Промежуточный хозяин 

Признаки паразитизма 


Работа в группах

  1. Составить рассказ о свином цепне по плану:
  • среда обитания,
  • особенности питания,
  • строение,
  • размножение и  развитие (стр. 77-78 в учебнике).
  1. Почему биологически оправдана большая плодовитость червей (по книге для чтения стр. 97).
  2. Что изучает наука гельминтология. Вклад К. И. Скрябина в изучении гельминтов, методы борьбы с ними (энциклопедия «Юного биолога» и стр. 43 старого учебника).

Проверь знания

Выбери правильное утверждение

  • Белая планария               _________________
  • Печеночный сосальщик   _________________
  • Свиной цепень                _________________
  1. На голове 4 присоски
  2. Свободноживущий образ жизни
  3. Хищник
  4. Паразитирует в кишечнике человека
  5. В теле различают головку, шейку и членики
  6. Есть брюшная и ротовая присоски
  7. Имеется пищеварительная система
  8. Головка снабжена крючьями
  9. Промежуточный хозяин малый прудовик

Д/з. § 16, ответить на вопрос: как осуществляется дыхание у плоских паразитических червей? Составить вопросы к кроссворду

Лист самооценки учащегося

Вопрос

да

нет

не полностью

Удовлетворены ли Вы своей деятельностью на уроке?

Был ли урок интересным?

Соответствовал ли уровень изложения материала степени Вашей готовности к уроку?

Сформировалось ли у Вас понимание важности полученных знаний?

Возникла ли на уроке атмосфера сотрудничества между Вами и Другими участниками Вашей группы?

Удовлетворены ли Вы сегодняшним уроком?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок географии в 6 классе "Разнообразие горных пород и минералов. Практическая работа "Изучение свойств горных пород и минералов"

Этот урок второй в изучаемой теме "Строение земной коры". Дети уже знакомы с составом земной коры, умеют определять свойства горных пород. С целью закрепления этих умений проводится практическая работ...

Урок географии в 8 классе "Разнообразие внутренних вод России. Реки".

РЕКИ РОССИИРека – водный поток, текущий в выработанном им углублении – русле реки.nУстье – место впадения реки в море, озеро, другую реку.Например: река Волга впадает в Каспийское море (смотрите карту...

Презентация к уроку биологии 6 класс "Разнообразие репродуктивных органов покрытосеменных растений"

Биология 6 класс. Учебник Т.С.Сухова, Т.А.Дмитриева. "Разнообразие репродуктивных органов покрытосеменных растений"...

Презентация. Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни.

Представлена презентация к уроку биологии в 7 классе «Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни», на котором помимо формирования учебных умений и навыков ставятся цели развития интереса к изучен...

Урок биологии по теме "Тип Плоские черви . Общая характеристика"

Тип урока: изучение новой темыКласс:7 Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.Цель: Изучить особенности строения плоских червей.Задачи:• Образовател...

Конспект урока по биологии 7 класс Тип Плоские черви

Материала предназначены для учителей биологии и учеников 7 класса для изучения темы "Плоские черви". Дана общая характеристика класса, а также характеристика классов данного типа. Данный уро...

Проверочная работа на тему "Тип Плоские черви.Класс Сосальщики.Класс Ленточные черви"

Тип Плоские черви.Класс сосальщики. Класс ленточные червиЗадачи урока:– выявить особенности строения и жизнедеятельности червей-паразитов класса Сосальщики, Ленточные черви;– обратить вним...