"Основы генетики"
план-конспект урока (биология, 9 класс) на тему

Шилова Елена Витальевна

Контрольно-обобщающий урок по теме "Основы генетики" 9 класс  учитель Шилова Елена Витальевна ГОУ СОШ№401

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_genetiki_9klass.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                           

                                           Основы генетики - обобщающий урок по разделу

программы курса «Общая биология, 9 класс»

Методическая разработка урока

Цель урока: систематизировать знания учащихся по разделу программы : «Основы генетики», придать им логическую стройность, проверить качество усвоения генетических понятий, решение типовых задач/

Задачи:

Образовательные:

  • учить наблюдать и видеть формы изменчивости в живых объектах
  • убедить детей в том, что законы генетики применимы и необходимы в жизни
  • обучать решению генетических задач по алгоритму с различными вариантами сложности

Развивающие:

• развивать у учащихся память и речь, логическое мышление, умение самостоятельно работать с лабораторными объектами, учить сравнивать и делать выводы

Воспитательные:

  • воспитывать умение и желание сохранить своё здоровье и здоровье окружающих
  • формировать коммуникативные компетенции, толерантное отношение к противоположному полу и значимость брака и семьи

Форма организации деятельности учащихся на уроке:

  • самостоятельная работа
  • решение задач общего уровня для индивидуальной работы и работы в парах
  • лабораторный практикум
  • ролевая игра «Консилиум»
  • обсуждение результатов деятельности

    Оборудование:

  • индивидуальные папки по теме
  • мультимедийные средства (презентация)
  • лабораторный набор семян
  • рабочие тетради, таблицы, учебник

       Планируемый результат:

  • учащиеся в ходе урока должны пользоваться генетическими понятиями
  • сделать соответствующие выводы по результатам наблюдений (письменно)
  • решить задачу по алгоритму

План урока

1.Сообщение цели и задач урока.

2. Ход урока:

  1. Генетический диктант (самопроверка 5 мин.)

  1. Лабораторный практикум (10 мин.)

  1. Игра « Консилиум» (10 мин.)

  1. Самостоятельная работа (решение задач 7 мин.)

  1. Домашнее задание.

  1. Итог урока - рефлексия  (результаты поэтапной оценки)

Методические указания

  1. Ученикам выданы в папках карточки для самооценки (зеленого цвета)

ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ

Самооценка и оценка в паре за следующие работы:

Фамилия, имя ученика ___________________________________

№ п/п

Содержание

Оценка

1.

Генетический диктант

2.

Лабораторный практикум

3.

Самостоятельная работа

4.

Дополнительное задание

5.

Поощрительная оценка

  1. Ученики после диктанта обмениваются тетрадями в парах, учитель читает правильные ответы, ученики оценивают согласно критериям.

  1. Диктант

(с проверкой в парах)

Учитель

Ученик

  1. Участок молекулы ДНК, отвечающий за один признак.

1.Ген

  1. Участок хромосомы, в котором расположен ген.
  1. Локус

  1. Гены, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом, контролирующие развитие альтернативного признака.

3.Аллельные гены

  1. Совокупность наследственных (внутренних) признаков организма.

4.Генотип

  1. 5. Зигота (особь), имеющая одинаковые аллели данного гена и не дающая в потомстве расщепление по данному признаку.
  1. Гомозигота

  1. Зигота (особь), имеющая два разных аллеля по данному гену.

6.Гетерозигота

7.Совокупность признаков и свойств, проявляющихся при взаимодействии генотипа и среды.

Ученик

7. Фенотип

  1. Лабораторный практикум (10 мин)

(в папках, на столах контейнеры с семенами и лупы)

Оборудование: семена фасоли три сорта, проросшие семена

одного сорта.

1. Цель работы; научиться определять типы изменчивости на разных сортах фасоли, установить норму реакции по одному признаку (например, окраска семян, размер семян в пределах

данного генотипа).

Ход работы

  1. Изучить внешний вид семян разных сортов фасоли,
  2. Определить общие признаки семян одного сорта.
  3. Определить отличительные признаки семян одного сорта.
  4. Заполнить таблицу

Параметры

1 сорт

2 сорт

3 сорт

Форма

изменчивости

1.Цвет семенной  кожуры

2.Форма семени

3.Размер семян

4.Наличие зародышевого корешка

  1. Сделать вывод:

Критерии оценки: 5 баллов (заполнена таблица, сделан вывод

4 балла ( есть таблица, нет четкого вывода)

3 балла (нет полного заполнения таблицы, нет

четкого вывода)

  1. ИГРА – КОНСИЛИУМ (ролевая игра)

Ученики исполняют роли врачей.

Глав.врач: «Мы собрались на консилиум, т.к. в нашу консультацию поступил запрос из роддома. Есть еще ряд вопросов, но я думаю, мы успеем принять пациентов и решить самые неотложные.»

Врач-консультант:  объясняет, как наследуется пол

Врач-генетик: объясняет…

Врач-интерн: объясняет, что гомогометны женские особи у человека и млекопитающих, но у птиц наоборот.

Ученица задает звуковой вопрос: (поет) «Как будет наследоваться мой голос?»

Глав.врач:  «Чудеса называются так, не потому что они творятся Богом, но потому, что они случаются редко и поэтому удивительны (Исаак Ньютон)» Врач рекомендует составить родословную и решает задачу на доске:

  1. Самостоятельная работа.

     1.   Аа – гетерозиготная  при моногибридном скрещивании

     2.   АА -?                      АаВв-?

3.   Решая любую задачу по генетике придерживайся следующего              алгоритма:

       а)  прочитай задачу от начала до конца

       б)  переведи данные задачи на генетические символы

       в)  запиши условие задачи в краткой форме

       г)   осуществи решение, опираясь на закономерности

       д)   прочитай условие задачи и сверь с решением, то ли найдено

 

       е)   напиши ответ в согласии с условием

                                             

                           

 (ученик решает на доске, остальные на карточках с самооценкой)                                          

Задача.

У крупно рогатого скота ген комолости (безрогости ) доминирует над

 

геном  рогатости.  Какой фенотип и генотип будет иметь потомство от

скрещивания рогатого быка с гомозиготными комолыми коровами?

По каким законам иднт наследование в этой задаче?

5. Домашнее задание:

1.Задача: Серый каракулевый мех (ширази) красивее и ценится дороже, чем черный каракуль, каких овец по окраске шерсти экономически выгодно отбирать для скрещивания, чтобы получить как можно больше серых и черных каракульских ягнят, если гомозиготные серые особи летальны?

2. §27 «Селекция»

  1. Рефлексия

Ответьте на вопросы:

  1. Как называются хромосомы, одинаковые у обоих полов?
  2. От чего зависит пол будущего потомка?
  3. Какой пол и почему называется гомогаметным?
  4. Какой пол называется гетерогаметным?
  5. Какой пол гомогаметен у человека, большинства позвоночных, многих насекомых и двудомных растений?
  6. Какой пол гомогаметен у птиц, бабочек, рептилий и хвостатых амфибий?
  7. Какие признаки называются сцепленными с полом?
  8. Почему у особей мужского пола в фенотипе сразу проявляются даже рецессивные признаки, связанные с Х-хромосомой?
  9. Приведите примеры заболеваний, сцепленных с полом.
  10.  Что изучает генетика?
  11.  Нужны ли генетические знания в жизни?

Ученики выставили оценки в самооценочный лист

Итоговая оценка выставляется в электронный журнал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по теме "Основы генетики"

Проверочная работа по теме "Основы генетики", 10 класс, 2 варианта, различные тестовые задания разного уровня сложности ( с ответами)....

Презентация "Основы генетики"

Материал можно использовать при изучении темы "Законы Менделя" (в общеобразовательных, классах социально-гуманитарного профиля)...

Презентеция к уроку "Основы генетики"

Данная презентеция используется для тематического учёта знаний по теме "Основы генетики" курса "Общей биологии" 10-11 класса...

Презентация "Основы генетики"

Презентация к первому уроку в теме "Основы генетики". Предмет, задачи, методы, история современной науки....

Тест по общей биологии по теме "Основы генетики", 9 класс

Тест разработан для проверки знаний по биологии в 9 классе по теме "Основы генетики". Он соответствует программе VII вида,  состоит из двух вариантов и содержит темы для предварительного повторен...

тренировочные тесты к зачету по теме "Основы генетики"

Предлагаемые задания для подготовки к зачету по теме "Основы генетики"...