Самостоятельная работа как средство формирования личностных УУД на уроках биологии
учебно-методический материал по биологии по теме

Белова Римма Васильевна

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках биологии при формировании личностных УУД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования  и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального  образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Итоговая работа

по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной

политики в контексте модернизации российского образования»

по теме:

«Самостоятельная работа  как средство формирования личностных УУД на уроках биологии»

СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: 1 сессия: с 27.05 по 31.05. 2013 года

2 сессия с 10.06 по14.06. 2013 года

Выполнил (а): Белова Римма Васильевна учитель биологии ГБОУ СОШ

с. Чёрный Ключ

муниципального района Клявлинский Самарской области

2013г.


Оглавление.

  1. Вводная часть.
  1. Актуальность работы (противоречия, проблема).
  2. Цель и задачи  итоговой работы.
  3. Ожидаемые результаты.
  1. Основная часть.

2.1Теоретическое описание модели.

2.2 Описание опыта работы.

2.3 Контрольно-оценочный блок.

2.4 Условия.

3. Заключение.

3.1 Выводы по работе.

4. Литература.

Вводная часть.

Нынешним школьникам предстоит начать самостоятельную жизнь и трудовую деятельность в условиях, которые ещё не созданы, осваивать ещё неизвестные технологии, пользоваться ещё не открытыми знаниями. 

Следуя потребностям современного общества, будущим выпускникам необходимо осваивать универсальные учебные действия:

  • уметь выявлять возникающие проблемы, выдвигать гипотезы, находить альтернативные варианты решения проблем, уметь адаптироваться в реальных условиях;
  • проявлять активность в познании окружающего мира, научиться добывать знания из различных источников информации, её анализировать, делать обобщения, формулировать и аргументировать выводы, уметь применять полученные знания на практике в различных ситуациях;
  • обладать навыками общения, быть контактными в различных социальных группах, уметь отстаивать собственное мнение и быть терпимыми к мнению других, работать в коллективе, предотвращать конфликтные ситуации.

  На такой результат направлена модернизация российского образования, стандарты второго поколения, реализующие системно-деятельностный подход. В Стандарте существенно расширяют представление об образовательных результатах и ориентируют не только на нормирование предметных результатов, но и на достижение метапредметных и личностных результатов. Эти требования сформулированы на основе обобщения и согласования ожидаемых перспектив и запросов личности, семьи, общества и государства к сфере образования. Они представляют собой конкретизированные и операционализированные цели образования. 

  В Стандарте закреплены новые методологические основы построения системы оценки достижения результатов образования – от оценки достижений обучающихся и учителей к оценке эффективности деятельности всех участников образовательного процесса.

  Однако, очевидны противоречия:

  • между необходимостью формирования универсальных учебных действий и неразработанностью механизмов приёмов их формирования в образовательной практике школы;
  • учащиеся получают все знания основ наук в готовом виде, и почти никогда не могут осуществить самостоятельную познавательную деятельность;
  • между усвоением обязательного для всех учебного материала и трудностями, возникающими при этом.

На основе противоречий можно сформулировать проблему:

  •         Разрыв между общими требованиями программы и фактическим уровнем знания учащихся, умений, формирования УУД; неразвитость навыков самостоятельной деятельности.

Цель:

  • Включение  в процесс обучения самостоятельных видов деятельности

обучающихся, способствующих формированию и развитию у учащихся личностных  УУД.

      Задачи:

  • Совместная постановка целей выполнения самостоятельной работы.
  • Определение способов выполнения самостоятельной работы.
  • Самостоятельный поиск недостающей информации.
  • Самостоятельное изобретение недостающего способа действия.

Ожидаемые результаты:

Данная система работы будет способствовать формированию у учащихся умения проявлять активность в познании окружающего мира, научиться  добывать знания из различных источников информации, её анализировать, делать обобщение, формулировать и аргументировать выводы, уметь применять полученные знания на практике в различных ситуациях.

Основная часть.

Одна из задач школы в современных условиях развития общества – формирование навыков самостоятельного приобретения знаний.

Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности?

Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому всё объяснили. Поэтому задача учителя – не давать учащимся знания в готовом виде, а научить их самостоятельно добывать эти знания.

Народная мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». Только в результате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками – писал А. Н. Леонтьев. Именно забвением роли деятельности самого ученика объясняется факт низкой активности школьников на уроке.

В современной жизни, характеризующейся возросшими требованиями к школьному образованию, особенно эффективны дидактические технологии, относящиеся к развивающему обучению, способствующие формированию УУД.

В практике моей работы значительное место уделено деятельностному подходу к обучению, который включает проблемное преподавание, элементы технологии критического мышления, а также развитие творческой активности учащихся.

Одним из ценных свойств личности является ее самостоятельность. Признание самостоятельности ценным свойством личности влечет за собой необходимость ее развития в школе. Самостоятельность проявляется при усвоении учащимися знаний и овладении умениями. Это свойство формируется в учебном процессе в значительной степени при помощи так называемых самостоятельных работ.

Научно доказано безусловное положительное влияние самостоятельных работ на качество знаний, развитие мышления, формирования УУД и воспитания положительных сторон психики учащихся.

Что же такое самостоятельная работа? Самостоятельная работа – это такая учебная деятельность учащихся, которая осуществляется с разной степенью самостоятельности при выполнении заданий с целью усвоения знания или овладения умениями (авт. Бруновт  Е. П., Богоявленская А.Е., Бровкина Е.Т. и др.).

2.2. Описание опыта работы. Самостоятельная работа на уроках биологии

В течение нескольких лет я работаю над методической темой «Самостоятельная работа на уроках биологии». Соответственно, важное место в моей работе  уделяется  использованию на уроках различных форм самостоятельной работы.

Самостоятельную работу я использую на уроках, как для усвоения нового материала, так и при повторении, закреплении и проверке качества знаний и умений, выполнения домашних заданий.

Самостоятельная работа может быть:

- индивидуальной;   - в парах;    - групповой.

          Содержание предмета биологии позволяет применять разнообразные формы самостоятельных работ. Это и:

проведение биологического эксперимента (опыты и лабораторные работы);

- работа с учебной литературой и наглядностью;

- использование рабочих тетрадей;

- работа со средствами ИКТ и др.

Проведение биологического эксперимента (опыты и лабораторные работы.

Очень важно как можно раньше использовать возможности каждого курса биологии для формирования у учащихся умений определять цели опыта, обобщать и анализировать его результаты, делать практические и теоретические выводы, а, в конечном счете, самостоятельно мыслить. С этой целью уже с первых уроков приучаю учащихся выполнять опыт в определенной последовательности. С этой целью предлагаю им такой план:

  1. Цель опыта (что хотим выяснить?)
  2. Ход опыта (что для этого делаем?)
  3. Результаты опыта (что получили?)
  4. Выводы (что выяснили?)

Такой план помогает приучить учащихся уже в 6-м классе к определенной логической последовательности проведения эксперимента. Поясняя школьникам план работы, говорю, что они должны пользоваться им при выполнении всех последующих работ экспериментального характера. Чтобы научить учащихся мыслить согласно предложенной планом логике, привлекаю их к активному участию в обсуждении эксперимента.

Поначалу овладеть логикой объяснения сути опытов могут наиболее сильные ученики, но при систематическом упражнении это становится посильным для всех.

На первых этапах, когда учащиеся не располагают необходимым запасом знаний и умений ставить опыты, закладку опытов осуществляет учитель. Познавательная деятельность учащихся при этом носит репродуктивно-поисковый характер и направляется на выявление и сущности опыта, формирование выводов с помощью ответов на вопросы. По мере овладения учащимися техникой закладки опыта увеличивается доля поиска, повышается степень самостоятельности. Некоторые опыты предлагаются детям провести дома – работа будет иметь исследовательский характер.

Биологический эксперимент неразрывно связан с лабораторными и практическими работами. Познавательная деятельность учащихся при выполнении лабораторной работы с целью изучения нового материала направляется заданием (в рабочей тетради с печатной основой) или инструктивной карточкой, в которой указаны ход работы, последовательность выполнения действий учащимися, предусматривается формулирование вывода, ответ на вопросы, заполнение таблицы, схемы и т. д.

Выполняя работу, учащиеся пишут в своих тетрадях краткие ответы на вопросы, поставленные в задании.

Однако к работам такого рода школьников надо готовить постепенно, путем формирования элементарных навыков выполнения самостоятельных работ. С этой целью во время проведения лабораторных работ при изучении первых тем курса биологии школьники вслух зачитывают каждый пункт задания, уточняется, как следует выполнять эту работу. Постепенно, при выполнении работ, степень самостоятельности повышается.

Лабораторные работы оформляют дети в рабочие тетради (на печатной основе), только в 9-м классе заводим специальные тетради для лабораторных работ, так как в рабочей тетради они не предусмотрены.

Работа с учебной литературой и наглядностью

Одна из целей изучения биологии учащимися – овладение умений работать с различными источниками информации. Одним из основных источников информации является книга (учебник и др.). Самостоятельная работа с учебной книгой занимает большое место в учебном процессе. Для учащихся овладение методом работы с книгой позволяет уменьшить им нагрузку на уроке и при подготовке домашних заданий, повысить уровень знаний, привить интерес к внеклассному чтению по биологии.

При работе с учебной книгой используются разнообразные виды самостоятельной работы:

- самостоятельная работа с ориентировочным аппаратом учебника;

- чтение текста вслух, про себя, выборочное чтение;

- постановка вопросов к тексту;

- ответы на вопросы текста, раздела;

- поиск объяснений явлений;

- словарная работа;

- составление плана (простого, развернутого);

- пересказ по плану;

- составление тезисов, синквейнов;

- работа с иллюстрациями учебника;

- работа с инструкциями для лабораторных работ и практических занятий;

- работа по плану.

Самостоятельная работа с учебником проводится на уроках систематически, на всех этапах:

- для нахождения и выделения основных понятий, определений;

- при описании опытов, справочных данных;

- для закрепления знаний и формирования умений;

- для подготовки к выполнению домашнего задания.

Работа с учебником проводится в сочетании с наблюдением натуральных объектов, таблиц (настенных). При работе с учебником (при изучении нового материала) использую карточки-задания для самостоятельной работы.

Самостоятельные работы учащихся с книгой приобретают наибольший удельный вес при изучении общей биологии (9 кл.). Это обусловлено как особенностями курса, так и уровнем подготовки учащихся. В курсе общей биологии раскрываются основные теоретические положения, биологические закономерности, для усвоения которых не всегда можно использовать эксперимент, наблюдение. Творческое использование учебника на всех этапах урока помогает учащимся глубже понять учебный материал, сократить время и облегчить домашнюю подготовку.

Использование рабочих тетрадей

Большим подспорьем для выполнения самостоятельной работы с учебником являются рабочие тетради по биологии на печатной основе. В которых имеется большое количество заданий для работы с учебником и при изучении нового материала, и для закрепления, и для выполнения домашних заданий. Задания разнообразны: это и работа с понятиями, заполнением таблиц, схем, задания, требующие ответов на вопросы. В рабочих тетрадях даны и основные лабораторные работы: инструкции с вопросами и места для рисунков и выводов. Органической частью тетрадей (как и учебников) являются рисунки, по которым учащиеся так же работают: они распознают основные органы растений, органы и системы органов животных, сравнивают изображенные процессы или объекты, устанавливают взаимосвязи организма и среды обитания, находят черты приспособленности к ней, учатся составлять рассказы по рисункам.

Если в 5-6 классах задания более простые: рассмотреть, ответить …, то в дальнейшем задания усложняются: сравнить, установить связь, выявить, сделать выводы …. При этом познавательная деятельность учащихся усложняется.

Самостоятельная работа на уроках обобщения

и систематизации знаний

В последнее время, когда большое внимание уделяется повышению качества знаний, возросла роль обобщающих уроков. Им принадлежит главная роль в повторении и систематизации знаний. На обобщающем уроке выявляется степень сформированности у учащихся различных умений, например, умение ставить опыты, умение их заложить, готовить микропрепараты. То есть на этих уроках имеется возможность использовать различные виды самостоятельной работы: задания, связанные с описанием органов, определение по карточкам (определителю). На этих уроках используются и письменные проверочные работы, в которых разнообразные задания: тестовые задания с выбором правильного ответа, слепой текст (вставить в текст пропущенные слова), деформированный текст (найти в тексте ошибки , исправить их – задания блока С ГИА)  «найти соответствие», составить опорный конспект, ответить на предложенные вопросы, заполнить схему, таблицу, решение биологических задач и др.

Экскурсии

Важной формой организации обучения биологии, которую использую в своей работе, являются проведение экскурсий, на которых устанавливается связь теории с практикой, привлекается внимание учащихся к природным явлениям. На экскурсиях учащиеся не только приобретают новые знания, но и получают навыки самостоятельной работы.

Одним из этапов проведения экскурсии является самостоятельная работа (чаще всего групповая) по карточкам-заданиям, а основным методом получения новых знаний – наблюдение. Живое общение с природой стимулирует интерес школьников, которые должны не только смотреть, но и делать выводы из увиденного. Наблюдения в природе дают хорошую подготовку и возможность определиться в выборе профессии, формируются личностные УУД, такие как стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Домашние задания

Домашние задания также являются одним из видов самостоятельных работ. Здесь возможны не только задания типа «Прочитать параграф, ответить на вопросы», а есть возможность давать задания творческие, по выбору: подготовка сообщений, рефератов, составление кроссвордов и т. д. Учащимся, интересующимся биологией, предлагается во внеурочное время поставить опыты, провести наблюдения за жизнью растений, ответить на вопросы повышенной трудности. Это позволяет использовать дифференцированный подход, вести углубленное изучение биологии, строить обучение с учетом интересов учащихся.

Летние задания

Еще большую самостоятельность ученики могут проявить при выполнении летних заданий. Темы предлагаю на выбор. Например:

- изучить стадии развития злаков (на примере 1-2 растений);

- выявить влияние густоты посева моркови  на урожай;

- собрать сорные растения для гербария (можно собрать во время прополки грядок);

- собрать листья простые и сложные (по10 экз. для лабораторной работы);

- собрать растения одного из семейств (4 – 5 представителей);

- стихи или сочинения о природе;

- акварельные зарисовки цветов, опыляющиеся разными способами.

- наблюдения за поведением животных (муравьев, пауков, комнатной мухи, дождевого червя и т.д.) и др.

. А также предъявляю требования к их выполнению. Например:

- научиться грамотно вести себя в природе; не собирать гербарии растений и

коллекции животных, взятых под охрану;

- подумать о возможностях использовать результаты летней работы на

уроках;

- позаботиться об оформлении работы, так как лучшие отчеты пополнят

коллекцию кабинета биологии.

Более эффективно задавать летние задания не на последнем уроке, а об этом надо напоминать весь год.

Формирование навыков самоанализа и взаимоконтроля

Важное педагогическое условие организации самостоятельных работ – необходимость контроля и оценка ее результатов. При этом создаются условия для формирования навыков самоанализа и взаимоконтроля. Для этого дается детям возможность самим оценивать свою работу, ее результаты или использовать взаимоконтроль, когда ребята оценивают работу своих товарищей.

2.3 Контрольно-оценочный блок.

Сущность  контролирующих функций проверки заключается в выявлении:

  • Знаний (их объем, систематизация и фундаментальность, глубина овладения);
  • Уровня сформированности  личностных УУД;
  • Степени усвоения приемов самостоятельной деятельности, навыков рационального учебного труда.

    В соответствии с формами обучения на практике выделяют три формы проверки: индивидуальная, групповая и фронтальная.

В соответствии с местом проверки в процессе обучения выделяют следующие ее формы: текущая, тематическая, периодическая и итоговая.

Формы проверки могут быть классифицированы по способу деятельности: письменная, устная, практическая.

В зависимости от того кто именно осуществляет контроль за результатами деятельности учащегося выделяют следующие его формы:

- внешний (осуществляется учителем над деятельностью ученика);

- взаимный (осуществляется учеником над деятельностью товарища);

-самоконтроль (осуществляется учеником над собственной деятельностью).

2.4 Условия.

Кадровые условия. Осуществляется непрерывное профессиональное развитие учителей (курсы повышения квалификации), работают школьные МО учителей – предметников.

       Материально-технические условия. На сегодняшний день хотя школа и оснащена разнообразными техническими средствами обучения, но этого недостаточно для эффективной работы. Не во всех классах есть ПК и выход в Интернет, множительная техника для тиражирования учебных и методических тексто-графических материалов, тестов. В недостаточном количестве имеется учебное лабораторное оборудование.

3. Заключение.

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках биологии при формировании личностных УУД:

  • Позволяет проявлять активность в познании окружающего мира;
  • Быть контактным в различных социальных группах;
  • Уметь отстаивать собственное мнение;
  • Быть терпеливым к мнению других;
  • Работать в коллективе;
  • Предотвращать конфликтные ситуации;
  • Быть социально успешной личностью.

Литература

  1. ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644)

  2. Асмолов А. Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. – М., 2007.

3.Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. – М. : Изд. Центр «Академия», 2010. – 368 с.

4. Биологический эксперимент в школе: Кн. Для учителя/ А. В. Бинас, Р. Д. Маш, А. И. Никишов и др. – М.: Просвещение, 1990.

5.Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. М. 2010.

6.Петрищева Г. С. Системное использование учебника на уроках биологии – один из путей подготовки учащихся к самообразованию/ Педагог, - 1997.- 3

7.Самостоятельные работы по биологии: Пособие для учителя/ Е. П. Бруновт, А. Е. Богоявленская, Е. Т. Бровкина и др. – М.: Просвещение, 1984.

8.Травникова В. В. Биологические экскурсии. Санкт-Петербург: Паритет, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Самостоятельная работа учащихся на уроках математики как средство формирования личностных УУД ».

Вводная часть.Нынешним школьникам предстоит начать самостоятельную жизнь и трудовую деятельность в условиях, которые ещё не созданы, осваивать ещё неизвестные технологии, пользоваться ещё не открытыми...

Самостоятельная работа учащихся на уроках математики как средство формирования личностных УУД.

между необходимостью формирования универсальных учебных действий и неразработанностью механизмов приёмов их формирования в образовательной практике школы;учащиеся получают все знания основ наук в гото...

Системно – деятельностный подход, как средство формирования познавательной активности на уроках биологии в 6 классе

в последние годы особое внимание обращено на общекультурное, личностное и познавательное развитие ученика,  и необходимо вооружить детей таким важным умением, как умение учиться на примере систем...

Приём развития эмоционального интеллекта Трёхмерный пазл как средство формирования личностных УУД на уроках английского языка

Мастер-класс+презентация на тему "Приём развития эмоционального интеллекта Трёхмерный пазл как средство формирования личностных УУД на уроках английского языка". Данный приём является авторским и може...

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД НА УРОКАХ БИОЛОГИИ РАЗНЫМИ ПРИЁМАМИ

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, которая направлена на установление значения «для меня» и определяет мотивацию учащихся. В любом учебном исследовании об...

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УУД НА УРОКАХ БИОЛОГИИ РАЗНЫМИ ПРИЁМАМИ

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся, которая направлена на установление значения «для меня» и определяет мотивацию учащихся. В любом учебном исследовании об...

«Знаково-символьный текст как средство формирования читательской грамотности на уроках биологии у обучающихся с ОВЗ»

Реализация идеи инклюзивного образования является одной из ведущих тенденций современного этапа в развитии образования, при которой создаются равные условия и возможности, происходит включение детей с...