Физиологичесая основа эмоций
презентация к уроку (биология, 8 класс) по теме

Физиологическая  основа  эмоций .            

  Садовая Лариса Владимировна

Учитель биологии и химии ГБОУ СОШ №172 г. Москва

В повседневной жизни нам приходится общаться с разными людьми. В поведении

человека отражается индивидуальный склад его личности,  темперамент и характер.

 В жизни каждого из нас  происходит множество событий, которые вызывают у нас

различные реакции, и слова «переутомление, депрессия, стресс, конфликт» можно

услышать  довольно часто..

 Цель работы: исследование физиологических процессов, происходящих в организме

человека вследствие пережитых им чувств и эмоций.   Это  очень актуальная проблема

           в наши дни.

           Каждое переживание: сильное  и слабое, позитивное и негативное –

           сказывается как  на душевном, так и на физическом здоровье человека,

           поэтому очень важно знать какое влияние оказано на организм .

           Сила эмоций зависит от того, насколько близко мы приближаемся

           к моменту удовлетворения  потребности или отдаляемся от него.

           Эмоции очень разнообразны. Они отличаются множеством оттенков

            и силой воздействия на организм.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

               Физиологическая  основа  эмоций .            

  Садовая Лариса Владимировна

Учитель биологии и химии ГБОУ СОШ №172 г. Москва

В повседневной жизни нам приходится общаться с разными людьми. В поведении

человека отражается индивидуальный склад его личности,  темперамент и характер.

 В жизни каждого из нас  происходит множество событий, которые вызывают у нас

различные реакции, и слова «переутомление, депрессия, стресс, конфликт» можно

услышать  довольно часто..

 Цель работы: исследование физиологических процессов, происходящих в организме

человека вследствие пережитых им чувств и эмоций.   Это  очень актуальная проблема

           в наши дни.

           Каждое переживание: сильное  и слабое, позитивное и негативное –

           сказывается как  на душевном, так и на физическом здоровье человека,

           поэтому очень важно знать какое влияние оказано на организм .

           Сила эмоций зависит от того, насколько близко мы приближаемся

           к моменту удовлетворения  потребности или отдаляемся от него.

           Эмоции очень разнообразны. Они отличаются множеством оттенков

            и силой воздействия на организм.

              План работы:

  1. Введение:  цель работы, её актуальность;
  2. Эмоции и мыслительная деятельность человека;
  3. Формы переживания чувств;
  4. Функции чувств;
  5. Воля;
  6. Конфликт;
  7. Стресс;
  8. Внешнее и внутреннее выражение эмоций;
  9. Вегетативная нервная система;
  10. Практическая часть;
  11. Выводы;

       

                                                   Введение

В повседневной жизни нам приходится общаться со многими людьми, и мы видим, что все они разные. Одни спокойны, дружелюбны, общительны, другие вспыльчивы, агрессивны, замкнуты. В поведении человека отражается индивидуальный склад его личности, его темперамент и характер. В жизни каждого из нас  происходит множество событий, которые вызывают у нас различные реакции.  Мы смеёмся или огорчаемся, испытываем страх и другие внутренние ощущения, которые называют эмоциями.  

Моя работа  посвящена исследованию физиологических процессов, происходящих в организме человека вследствие пережитых им чувств и эмоций. На мой взгляд, это очень актуальная проблема в наши дни. Слова «переутомление, депрессия, стресс, конфликт» можно услышать повсюду. Каждое переживание: сильное  и слабое, позитивное и негативное - сказывается и на душевном, и на физическом здоровье человека, поэтому очень важно знать, как именно, причём особое внимании следует уделить связи  между  двумя этими понятиями.

Различие в подходе изучения эмоций возникло еще во времена Аристотеля, писавшего: "Физик определил бы страсти души иначе, чем диалектик; последний определил бы, например, гнев как желание отплачивать болью за причиненную боль, … в то время как физик определил бы его как кипение крови или теплого вещества, окружающего сердце"

 

Каждая из версий находит отражение в нашей повседневной жизни. В философских и психологических теориях встречаются обе точки зрения на эмоции.  Настаивать на том, что мысли лежат в основе эмоций, означало бы утверждать, например, что самое главное в гневе – это мысль о причинении вреда (по Аристотелю, желание "отплатить" болью) и что без этой мысли чувство человека (независимо оттого, что он при этом ощущает) не будет являться гневом.  Такое представление не может быть истинным, потому что одной силой мысли невозможно объяснить ряд тяжёлых заболеваний и удивительных выздоровлений, поэтому изучать эти версии необходимо в совокупности.


Наша деятельность связана с удовлетворением наиболее актуальных потребностей. Если желаемая потребность удовлетворяется, возникают положительные эмоции (например, от прочтения хорошей книги или общения с друзьями).

 Если вероятность удовлетворения потребности мала, у нас возникают отрицательные эмоции, например, мы испытываем досаду или даже злость, когда не можем попасть домой, потому что потеряли ключи от квартиры.

Сила эмоций зависит от того, насколько близко мы приближаемся к моменту удовлетворения данной потребности или отдаляемся от него. Эмоции очень разнообразны. Кроме того, они отличаются множеством оттенков и силой воздействия на организм, что вызывает физиологические реакции – вегетативные и двигательные (вегетативные реакции проявляются в изменении сердечного ритма, потоотделении, покраснении, побледнении, дрожи в голосе, «холод  в животе», «волосы стали дыбом», в гормональном сбое; двигательные реакции проявляются в мимике (улыбка, слёзы) и жестах).

Внешнее проявление эмоций зависит от темперамента, характера, воспитания, возраста и даже от профессии (нелёгкая, но сознательно выбранная работа приносит удовлетворение, поэтому здоровье и запас жизненных сил человека во многом зависят от его увлечения собственным делом). Это свидетельствует о том, что человек способен контролировать своё поведение вне зависимости от эмоций и чувств, переживаемых в данную минуту. Однако слишком строгий и постоянный контроль над собой может отрицательно сказаться на здоровье.

Эмоции и чувства (высшие проявления эмоций) формируют психическое здоровье. Крепкая семья, дружная компания, сплоченный коллектив возможны только в том случае, если чувства людей по отношению друг к другу основаны на доверии, уважении, симпатии. Важное свойство человеческой психики – способность к сопереживанию. Мы сочувствуем попавшему в беду, разделяем радость друзей и близких. Без способности разделять свои чувства с другими людьми человеческая  жизнь была бы скучной и бессмысленной. Эмоции способствуют научению полезным формам поведения и устранению не оправдавших себя. Эмоции формируют человека как личность, влияют на содержание и динамику восприятия, воображения, памяти, мышления.

  Эмоции и мыслительная деятельность человека

Эмоции и мышление  взаимосвязаны, и потому существует  связь между  характером мыслей, приходящих в голову, и настроением. Так, благотворно  влияет на общее самочувствие приятная мысль, способствующая решению любой сложной задачи. На формирование мимического выражения эмоций оказывают влияние три фактора:

  1. Врожденные  мимические схемы, соответствующие определенным эмоциональным состояниям;
  2. Приобретенные, заученные, социализированные способы проявления чувств, подлежащие произвольному контролю;
  3.  Индивидуальные экспрессивные особенности, придающие видовым и социальным формам мимического выражения специфические черты, свойственные только данному индивиду.                                     


                                         

                 

Малейшие изменения постоянства внутренней среды улавливаются эмоциональными подкорковыми структурами мозга и отражаются в эмоциональной сфере в виде различных  витальных эмоций, например, голода или жажды. Витальные эмоции тесно вязаны с инстинктами и являются разновидностью таламических «низших» эмоций, которые сопровождают ощущения: переживание удовольствия при ощущении сладкого или неудовольствия при ощущении горечи. Подкорковые таламические эмоции существенно отличаются от корковых реактивных эмоций, которые переживаются как реакция на осознание неблагополучия и сопровождают нравственные и интеллектуальные чувства.  

           

        

                                                           Воля

Воля – это способность психики, сознательно направленная на преодоление препятствий и трудностей, которые возникают у человека при взаимодействии с другими людьми и в процессе трудовой деятельности.

В отличие от людей со слабой волей волевой человек сознательно управляет своим поведением, прилагая максимум усилий для достижения поставленной цели. К волевым качествам относятся самообладание (умение властвовать собой), целеустремлённость (способность осмыслить свои желания и выбрать их в качестве цели, использовать для её достижения необходимые средства), настойчивость (умение добиваться поставленных целей), решительность (способность принимать своевременные и нужные решения без сомнений и колебаний), смелость (способность преодолеть страх и растерянность), самостоятельность (способность не поддаваться чужому влиянию).

Отсутствие самостоятельности проявляется в склонности к внушению и подражанию другим. Формирование алкоголизма, наркомании, пристрастия к курению в школьном возрасте во многом зависит от недостатка самостоятельности.

Стремясь к достижению цели, волевой человек способен преодолеть любые препятствия.

Внешнее проявление эмоций  обычно сопровождается мимикой и жестами. Сильные эмоции (гнев, ярость, счастье) очень трудно сдержать. Положительные эмоции создают хорошее настроение.

                                                 Конфликт

Столкновение противоположных интересов, взглядов, целей создаёт конфликтную ситуацию. Чувствуя себя ущемлённым, обиженным, обделённым человек может молча стерпеть, а может выступить в свою защиту. Как только пострадавший начнёт действовать, конфликтная ситуация перерастёт в конфликт.  В нём всегда выступают две стороны, независимо от числа людей, втянутых в конфликт.

Виды конфликтов:

  1. Личностно – групповой  (учитель и класс);
  2. Внутригрупповой;
  3. Межгрупповой (борьба за мяч);
  4. Межличностный;
  5. Внутриличностный (недовольство собой)

        

                                                        Стресс

Стресс – напряжённое психологическое состояние, возникающее у человека при сильном эмоциональном потрясении. «Стресс постоянно испытывают и одноклеточные микроорганизмы, и растения, и животные, и, конечно, человек», - к этому выводу в 1936 году пришёл канадский биохимик  Ганс Селье.

Стресс имеет три фазы развития:

  1. Фаза тревоги: резкое понижение уровня сопротивляемости, мобилизация возможностей для самосохранения (выработка антител, выброс гормонов), принятие физиологических мер для нейтрализации стрессора. Эта фаза длится от нескольких часов до нескольких дней. Если организм не справляется, наступает смерть, справляется -  переход к следующей фазе
  2. Фаза устойчивости: возникновение адаптаций, уровень сопротивления организма возрастает, становится выше предыдущего
  3. Фаза истощения: защитные силы организма исчерпываются.

Старение – итог всех стрессов, которым подвергается организм  в течение всей жизни.

Большинство учёных считают, что для преодоления стрессов человеку с рождения даётся адаптационная энергия.

                                           

Стресса не следует избегать, так как он поддерживает в тонусе наши силы, повышает сопротивляемость, устойчивость организма к стрессорам и вырабатывает иммунитет.

                              Внешнее и внутреннее выражение эмоций

И. П. Павлов установил, что в основе психической деятельности человека лежат физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга. Физиологической основой эмоций является, прежде всего, деятельность подкорковых отделов мозга – гипоталамуса, таламуса и лимбической системы. При ослаблении корковой деятельности у больного проявляется чрезмерная вспыльчивость, истеричность и гневливость. Эмоции имеют характерное внешнее и внутреннее выражение:

  1. двигательные и звуковые реакции;
  2. мимика;
  3. изменение  дыхания;
  4. изменение деятельности желудка;
  5. изменение деятельности кишечника;
  6. изменение деятельности мочевого пузыря;
  7. изменение деятельности желёз внутренней секреции;
  8. изменение деятельности сердца;
  9. изменение просвета кровеносных сосудов

Любая эмоция сопровождается активацией нервной  системы и появлением в крови  биологически активных веществ. Излишняя интенсивность и длительность переживаний может способствовать возникновению болезненных изменений в организме. М. И. Аствацатуров в 1932 году отмечал, что сердце чаще всего «поражается» страхом, печень - гневом, а желудок – апатией и подавленным настроением. Эти явления можно объяснить с научной точки зрения.

Страх возникает с активной подготовкой организма к борьбе или к бегству, происходит целесообразное перераспределение крови в организме: усиливается её приток к мышцам, мозгу, лёгким и сердцу. Но моментально перестроиться, изменить деятельность сердца организм не может. В настоящее время каждый второй человек умирает от болезни сердца, то есть больше, чем от рака и СПИДа, вместе взятых.

Ещё в Древнем Вавилоне печень считали «органом злобы». Это имеет физиологическое объяснение. При сильных нервных возбуждениях могут быть судорожные сжатия желчного протока, что вызывает застой желчи. Она задерживается в мелких протоках печени и всасывается под давлением в кровь.

Когда человек подавлен, находится в состоянии депрессии или стресса, его организм не может функционировать в обычном режиме. Люди либо «заедают» своё плохое настроение, чтобы отвлечься таким образом от грустных мыслей, либо у них пропадает аппетит, и организм недополучает необходимые вещества. Некоторые начинают употреблять алкогольные напитки или выкуривать большое количество сигарет. Во всех случаях происходит нарушение обмена веществ, может возникнуть дистрофия, ожирение, язва и даже рак желудка. 

Слезы успокаивают, обезвреживают бактерии, улучшают зрение. Однако облегчение приносит не эмоциональная разрядка, вызванная рыданиями, а химический состав слез. Они содержат гормоны стресса, выделяемые мозгом в момент выплеска эмоций. Слезная жидкость удаляет из организма вещества, образующиеся при нервном перенапряжении. Выплакавшись, человек чувствует себя спокойнее и даже бодрее. Люди, пребывающие в подавленном настроении долгое время, с меньшей вероятностью могут разрыдаться, чем все остальные. Чем продолжительнее депрессия, тем реже приступы "плаксивого настроения", что, в свою очередь, является признаком притупления эмоций — одного из наиболее распространенных психологических заболеваний. Ученые объясняют это так: слезы являются неким сигналом, призывом о помощи, который после нескольких месяцев беспросветной тоски иссякает.

                                  Вегетативная нервная система

Вегетативная нервная система регулирует обмен веществ, возбудимость и  работу внутренних органов, а также физиологическое состояние тканей и отдельных органов (в том числе головного и спинного мозга), приспосабливая их деятельность к условиям окружающей среды. Появление эмоциональных реакций связано с работой больших полушарий и отделом промежуточного мозга. Большое значение для формирования  эмоций имеют височные и лобные доли коры. Лобная доля коры тормозит или активирует появление эмоций, то есть управляет ими. Больные с нарушениями лобной доли коры отличаются эмоциональной несдержанностью. И. П. Павлов сравнивал основные нервные процессы с морской волной: её подъём – возбуждение, спад – торможение. Именно он развил нервную теорию утомления.

Правое полушарие отвечает за формирование эмоций. Возникая в коре головного мозга, физиологический процесс, являющийся основой чувств, распространяется на нижележащие подкорковые центры. При некоторых подкорковых поражениях мозга любой раздражитель часто приводит к взрывам смеха или потокам слёз.  Такие переживания могут быть вызваны в первую очередь словами или мыслями.

 

Центры вегетативной нервной системы находятся в мозговом стволе и спинном мозге. В грудных и поясничных сегментах спинного мозга находятся спинномозговые центры симпатической вегетативной нервной системы. Вегетативные волокна от этих центров отходят в составе передних корешков спинного мозга вместе с двигательными нервами.

В мозговом стволе и в крестцовом отделе спинного мозга расположены центры парасимпатической нервной системы. В среднем мозге находятся центры, регулирующие расширение зрачка, в продолговатом мозге имеются центры парасимпатической нервной системы, которые регулируют деятельность сердца, желудка, кишечника, печени, а также являются «запускающими» для выделения слюны и слезной жидкости. Все эти функции осуществляются по рефлекторному принципу (по типу ответной реакции на раздражитель).

В крестцовых сегментах спинного мозга также находятся центры парасимпатической вегетативной нервной системы. Волокна от них идут в составе тазовых нервов, которые иннервируют органы таза (толстый кишечник, мочевой пузырь и  половые органы).

Все перечисленные выше центры симпатической и парасимпатической нервной системы подчинены высшему вегетативному центру — гипоталамусу. Гипоталамус, в свою очередь, подвержен влиянию ряда других центров головного мозга. Все эти центры образуют лимбическую систему.

Большую роль в деятельности симпатической нервной системы играют надпочечники. Они формируются у человека во внутриутробный период. Под действием этого гормона из надпочечников выбрасывается в кровь смесь адреналина и норадреналина, которые разносятся по кровяному руслу и вызывают целый ряд симпатических реакций:

  • учащение ритмики сокращений сердца;
  • выделение пота;
  • усиленное кровоснабжение мышц;
  • покраснение кожи.

Аксоны симпатических нейронов выделяют адреналин. Молекулы адреналина и норадреналина взаимодействуют с соответствующими рецепторами. Известно два типа таких рецепторов: альфа - и бета-адренорецепторы. В некоторых внутренних органах имеется только один из этих рецепторов, в других — два (альфа и бета). Так, в стенках кровеносных сосудов имеются и альфа - , и бета -адренорецепторы. Соединение адреналина с альфа-адренорецептором вызывает сужение артериол, а соединение с бета-адренорецептором — расширение артериол.

В кишечнике, где имеются оба типа адренорецепторов, медиатор тормозит его деятельность. В сердечной мышце и стенках бронхов находятся только бета-адренорецепторы, а симпатический медиатор вызывает расширение бронхов и учащение сердечных сокращений.

Анатомическая конструкция парасимпатической части вегетативной нервной системы указывает на то, что влияния на органы с ее стороны носят более локальный характер, чем со стороны симпатической нервной системы.

В большинстве органов возбуждение симпатической и парасимпатической вегетативной нервной системы вызывает противоположные эффекты. Повышение тонуса одного отдела вегетативной нервной системы, как правило, приводит к повышению тонуса и другого отдела. В настоящее время известно, что есть органы и ткани только с одним типом иннервации:

  •  сосуды кожи;
  •  мозговой слой надпочечников;
  •  скелетные мышцы -  имеют только симпатическую иннервацию,
  •  слюнные железы иннервируются только парасимпатическими волокнами.

                               Лимбическая система головного мозга

Лимбическая система в мозге человека выполняет очень важную функцию, которая называется мотивационно-эмоциональной. Чтобы было ясно, что это за функция, вспомним: каждый организм, включая организм человека, имеет целый набор биологических потребностей. К ним, например, относятся потребность в пище, воде, тепле, размножении и многое другое.  Биологическим субстратом для осуществления важнейших функций организма служит группа мозговых структур, объединённых между собой тесными связями и составляющих лимбическую систему головного мозга.

Лимбические структуры составляют центральный нервный субстрат эмоций.  При стрессах эмоциональные возбуждения из  центров головного мозга через вегетативную нервную систему и железы внутренней секреции начинают непрерывно распространяться на периферические процессы (особенно непроизводные), это может привести к:

  1.  Изменению функций различных внутренних органов;
  2.  Развитию неврозов;
  3.  Ишемической болезни сердца;
  4.  Гипертонической болезни сердца;
  5. Язвенной болезни желудка;
  6. Экземе;
  7. Нейродермитам;
  8. Секреторным и трофическим изменениям кожи;
  9. Выпадению или  поседению волос.

                                                    Заключение.

Вся наша психика пронизана эмоциональными переживаниями. Именно они обеспечивают гармонию личности в одних случаях и дисгармоничность в других. В эмоциях отражается физическое и психологическое  состояние человека и его организма. Здоровый человек, у которого удовлетворены все основные жизненные потребности, чувствует удовлетворённость. Большое значение для понимания физиологических явлений имело открытие нервных центров эмоций в глубинах мозга. Об эмоциональных состояниях других людей человек судит по особым выразительным жестам, движениям, мимике, изменению голоса. Определенным чувствам соответствуют свои специфические формы выражения. Например, страх выражается в расширении зрачков, в дрожи, в бледности, а радость - в блеске глаз, в покраснении лица, в ускорении движений. Чарльз Дарвин рассматривал внешние проявления эмоций, как рудименты (остатки) действий нападения и обороны, которые были у наших далеких предков - обезьян.

Благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше перенастраиваться на совместную деятельность и общение. Люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего, поэтому эмоции – необходимый атрибут любых проявлений жизни.

Согласно результатам немецкого опроса, рыдать от увиденного, прочитанного, услышанного творения искусства свойственно 71% женщин и 40% мужчин. Эти так называемые «светлые» слезы проливаются гораздо чаще, чем «горькие» — от печальных событий реальной жизни. Жидкость, которая при этом образуется, хоть и не выводит из организма вредные вещества, но смягчает действие адреналина, количество которого при возбуждении резко повышается. Точно таким же механизмом объясняются и слезы, которые льются от безудержного смеха. Слезы, которые наворачиваются на глаза, когда мы чистим лук, пьем слишком горячий чай или вычищаем из глаз соринку, более пресные. Слезы, подобно другим внешним секреторным функциям, удаляют из организма токсичные вещества, которые образуются во время стресса.

Считается, что:

  • По поводу и без него 2-3 раза в месяц плачут 74% женщин и 20% мужчин;
  • От боли плачут 36% женщин и 25% мужчин;
  • От любви и связанных с нею переживаний — 41% женщин и 22% мужчин.

Слабый пол слезливее из-за содержащегося в крови гормона пролактина, который отвечает не только за умение пускать слезу, но и за выработку молока во время кормления грудью. А мужчинам глотать слезы мешает гормон тестостерон, препятствующий накоплению слезной жидкости.

У женщин больше нервных рецепторов, чем у мужчин. На квадратный сантиметр кожи у женщины приходится 34 нервных волокна, в то время как у мужчины лишь 17. Согласно исследованию 2005 года, женщины чувствуют за жизнь больше боли на протяжении большего времени, чем мужчины.  Когда женщины нервничают, они улыбаются. А когда нервничают мужчины, они хмурятся или сохраняют невозмутимое выражение лица.

Интересно, что у плачущего человека задействованы 43 мышцы лица, тогда как у смеющегося — всего 17. Получается, от слез морщин гораздо больше, нежели чем от смеха. Смех понижает уровень гормонов напряжения и усиливает иммунную систему. Шестилетние дети смеются в среднем 300 раз в день. Взрослые смеются только 15 - 100 раз в день.

Смех лучше умеренных физических нагрузок снижает кровяное давление, избавляет от стресса, укрепляет иммунную систему.
Открытие, разумеется, было подтверждено экспериментально. Добровольцы на протяжении 20 минут смотрели комедии, после чего у них взяли анализы. Выяснилось, что у испытуемых резко упала концентрация гормонов стресса, повысилось количество иммунных Т-клеток, снизились кровяное давление и уровень холестерина. Кроме того, после «смехотерапии» разыгрался аппетит — будто подопытные только что вернулись с долгой прогулки.

Всё это, по мнению исследователей, свидетельствует о том, что смех можно использовать как средство для снижения риска возникновения заболеваний сердца и диабета. Такой метод терапии в особенности подойдёт пожилым людям, которым зачастую сложно выполнять какие бы то ни было упражнения.


Практическая часть

Изучая статью Людмилы Пресняковой  «Социальный, материальный и эмоциональный климат старости в России»  («Русский журнал», выпуск № 3, 2005 г), которая была написана на основе опроса городского и сельского населения в 100 населенных пунктах (а это 1 500  человек), я пришла к следующим результатам:

у  молодых людей (в возрасте до 35 лет) преобладающими оказались положительные эмоции, тогда как отрицательные среди этой части общества встречаются реже всего. В возрастных группах начиная от 50 лет отрицательные эмоции не только преобладают, причём частота их упоминаний идет по нарастающей. Чем старше человек,  тем чаще его настроение определяется усталостью, беспокойством или тревогой, беспомощностью, печалью, страхом и тем реже он надеются на лучшее, испытывает радость, удовлетворение, счастье, любовь, тем меньше у него интереса к жизни, спокойствия, решимости.

В то же время эмоциональные состояния внутри разных групп пожилых людей отличаются друг от друга. Так, респонденты в возрасте 55–59 лет чаще прочих испытывают усталость, беспокойство и раздражение, а более старшие — чувство печали и беспомощности. Причем самые старшие из опрошенных (от 70 лет) заметно реже остальных отмечают какие-либо положительные эмоции в своей жизни. Надо отметить, что в эмоциональном состоянии пожилых  людей  практически отсутствуют положительные эмоции,  но и чувство страха выражено не ярко. Таким образом, можно прийти к главному выводу: беспомощность, беспокойство, тревога связаны в первую очередь с заботой о собственном здоровье. Тревожить пожилых людей может понимание того, что на маленькую пенсию сложно, а порой и невозможно, купить нужные лекарства и получить качественное медицинское обслуживание.

Анализ данных интернета.  

Часто эмоции выражают смайлами. Посчитав их общее количество и отдельно количество весёлых и грустных смайлов, я пришла к выводу: грустных смайлов в 2,5 раза меньше чем весёлых. Кроме того, по статистике на пользователя из России приходится больше сайтов, чем в среднем в мире; суммарное количество текстов в интернете 140 тысяч Гигабайт (140 Терабайт); в них слова, обозначающие позитивные эмоции и чувства, в Интернете встречаются в два раза чаще, чем негативные. Самые часто   употребляемые слова  - это любовь и добро.

Смех и слезы.

Плач необходим для хорошего самочувствия. Исследования показали, что дети с заболеваниями, затрудняющими выделение слез при плаче, часто неспособны справиться с эмоциональными стрессами.
Антрополог Э. Монтегю считает, что слезный механизм укрепился у человека в процессе естественного отбора, помог тем, кто плакал, выжить. «Даже бесслезный крик младенца,– замечает он,– высушивает мембраны слизистой оболочки носа и горла, весьма подверженные у молодых особей внедрению бактерий и вирусов». Когда мембраны смачиваются ферментом лизоцимом, который секретируется слезными железами, их защитные свойства увеличиваются. Кроме того, слезная пленка на роговице, постоянно обновляемая поступлением из слезной железы, обеспечивает резкость нашего зрения.

Слезы успокаивают, обезвреживают бактерии, улучшают зрение.

В опросе принимали участие 5741 человек (школьный опрос – 250 человек, интернет опрос – 5491 человек)

   Выводы :

  1. Яркость,  разнообразие эмоциональных отношений делают человека более интересным;

  1. Чувства и эмоции способствуют более глубокому пониманию человеком самого себя, способствуют понять отношения людей между собой;

  1. Наша деятельность связана с удовлетворением наиболее актуальных потребностей, сила эмоций зависит от того, насколько близко мы приближаемся к моменту удовлетворения данной потребности или отдаляемся от него;

  1.  Сами эмоции  формируются на основе наследственного и приобретенного опыта и возникают на основе физиологических процессов, протекающих в мозге и организме в целом;

  1. В основе психической деятельности человека лежат физиологические процессы, происходящие в коре головного мозга;

  1. При стрессах эмоциональные возбуждения из  центров головного мозга через вегетативную нервную систему и железы внутренней секреции начинают непрерывно распространяться на периферические процессы (особенно непроизводные), это может привести к тяжёлым расстройствам и заболеваниям;
  2. Некоторые органы имеют только симпатическую иннервацию. Нужно вести здоровый образ жизни и не перегружать организм, чтобы не нарушить внутренний баланс;

  1. Эмоции и  различные переживания связаны в первую очередь с заботой о собственном  физическом и душевном здоровье;

  1. Слезы, подобно другим внешним секреторным функциям, удаляют из организма токсичные вещества, которые образуются во время стресса.

  1. Мир окутывает нас эмоциями. Пока мы чувствуем – мы живем!

     Список использованной литературы

  1. Л. С. Сергеева «Человек. Энциклопедия», научно – популярное издание, 2006 г.
  2. «Аванта +. Том 18. Человек »
  3. С. И. Колесников «Биология. Пособие – репетитор»
  4. Л. А. Панфилова «Анатомия и физиология. Учебное пособие»
  5. П. И. Сидоров, А. В. Парняков «Введение в клиническую психологию»
  6. Московский психолого - социальный институт «Физиология центральной нервной системы и сенсорных систем»
  7. Н. Н. Данилова «Психофизиология»
  8. В. В. Шульговский «Основы нейрофизиологии. Учебное пособие.»

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Физиологическая основа эмоций ГБОУ СОШ №172 Г.Москва Подготовил:учитель биологии Садовая Лариса Владимировна

Слайд 2

Цель моей работы – исследовать физиологические процессы, происходящие в организме человека вследствие пережитых им чувств и эмоций. Каждое переживание сказывается и на душевном, и на физическом здоровье человека, поэтому очень важно знать, как именно.

Слайд 3

Наша деятельность связана с удовлетворением наиболее актуальных потребностей. Если желаемая потребность удовлетворяется, возникают положительные эмоции. Сила эмоций зависит от того, насколько близко мы приближаемся к моменту удовлетворения данной потребности или отдаляемся от него.

Слайд 4

Малейшие изменения постоянства внутренней среды улавливаются эмоциональными подкорковыми структурами мозга и отражаются в эмоциональной сфере в виде различных витальных эмоций, например, голода или жажды.

Слайд 5

Подкорковые таламические эмоции существенно отличаются от корковых реактивных эмоций, которые переживаются как реакция на осознание неблагополучия и сопровождают нравственные и интеллектуальные чувства

Слайд 6

Состояние здоровья очень сильно зависит от частоты переживаемых стрессов, которые могут быть положительными и отрицательными.

Слайд 7

Физиологически положительные эмоции, физическая и умственная нагрузка, активность способствуют нормальному развитию организма. Положительный стресс восстанавливает израсходованную энергию, причём с избытком.

Слайд 8

Физиологической основой эмоций является, прежде всего, деятельность подкорковых отделов мозга – гипоталамуса, таламуса и лимбической системы. При ослаблении корковой деятельности у больного проявляется чрезмерная вспыльчивость, истеричность и гневливость.

Слайд 10

Эмоции имеют характерное внешнее и внутреннее выражение: 1. двигательные и звуковые реакции; 2. мимика; 3. изменение дыхания; 4. изменение деятельности желудка; 5. изменение деятельности кишечника; 6. изменение деятельности мочевого пузыря; 7. изменение деятельности желёз внутренней секреции; 8. изменение деятельности сердца; 9. изменение просвета кровеносных сосудов.

Слайд 11

Любая эмоция сопровождается активацией нервной системы и появлением в крови биологически активных веществ. Излишняя интенсивность и длительность переживаний может способствовать возникновению болезненных изменений в организме . Известно, что сердце чаще всего «поражается» страхом, печень - гневом, а желудок – апатией и подавленным настроением.

Слайд 13

Под действием гормона из надпочечников выбрасывается в кровь смесь адреналина и норадреналина, которые разносятся по кровяному руслу и вызывают целый ряд симпатических реакций: учащение ритмики сокращений сердца, выделение пота, усиленное кровоснабжение мышц и покраснение кожи.

Слайд 14

При сильных нервных возбуждениях могут быть судорожные сжатия желчного протока, что вызывает застой желчи. Она задерживается в мелких протоках печени и всасывается под давлением в кровь.

Слайд 15

Когда человек подавлен, находится в состоянии депрессии или стресса, его организм не может функционировать в обычном режиме.

Слайд 16

Аденогипофиз (часть мозга) выделяет ряд гормонов: тиреотропный гормон (пищевое насыщение), тироксин (иммунитет и скорость метаболизма) , лютеинизирующий гормон (половая система) Кортизол — гормон стресса. Как только мы испытываем физический или психологический стресс, кора надпочечников начинает вырабатывать кортизол, который стимулирует работу сердца и концентрирует внимание, помогая организму самому справляться с негативным воздействием внешней среды.

Слайд 18

Практическая часть

Слайд 20

Слезы успокаивают, обезвреживают бактерии, улучшают зрение. Облегчение приносит химический состав слез. Они содержат гормоны стресса, выделяемые мозгом в момент выплеска эмоций. Слезная жидкость удаляет из организма вещества, образующиеся при нервном перенапряжении.

Слайд 21

По поводу и без него 2-3 раза в месяц плачут 74% женщин и 20% мужчин; От боли плачут 36% женщин и 25% мужчин; От любви и связанных с нею переживаний — 41% женщин и 22% мужчин.

Слайд 22

Слабый пол слезливее из-за содержащегося в крови гормона пролактина, который отвечает не только за умение пускать слезу, но и за выработку молока во время кормления грудью. А мужчинам глотать слезы мешает гормон тестостерон, препятствующий накоплению слезной жидкости.

Слайд 23

Смех понижает уровень гормонов напряжения и усиливает иммунную систему, лучше умеренных физических нагрузок снижает кровяное давление, избавляет от стресса, укрепляет иммунную систему. У смеющегося резко падает концентрация гормонов стресса, повышается количество иммунных Т-клеток, снижается кровяное давление и уровень холестерина.

Слайд 24

Дофамин — «гормон удовольствия» Серотонин — «гормон хорошего настроения». Его выброс в организме приводит к улучшению настроения и повышению двигательной активности. Эндорфины вырабатываются организмом в ответ на стресс с целью уменьшить боль, они вызывают эйфорию — своеобразную награду организму за избавление от боли.

Слайд 30

Выводы Эмоции - одни из наиболее древних по происхождению психических состояний и процессов. Жизнь без эмоций была бы так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции помогают нам познавать мир; Сами эмоции формируются на основе наследственного и приобретенного опыта и возникают на основе физиологических процессов, протекающих в мозге и организме в целом;

Слайд 31

Мир окутывает нас эмоциями - пока мы чувствуем – мы живем


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка комплекса занятий «Многообразие эмоций. Контроль над эмоциями»

Методическая разработка комплекса занятий «Многообразие эмоций. Контроль над эмоциями», который включает занятия «Мир эмоций», «Многообразие чувств и эмоций», «Тайны мозга и эмоции», «Учимся упр...

Конспект занятия: "Отрицательные эмоции. Сравнительная характеристика эмоций".

Коррекционное занятие по развитию мимики и пантомимики. Тема: "Отрицательные эмоции: злость, обида, гнев. Сравнительная характеристика эмоций"....

план занятия: «Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций»

Цель занятия: дать определение эмоциям и чувствам, познакомить с многообразием эмоциональных проявлений у человека, причинами их возникновения; учить различать чувства и эмоции окружающих; выявить уро...

Методическая разработка по коррекции эмоций "Эмоции и наше поведение"

У детей, страдающих ДЦП, недостатаочно сформирована эмоццинально-волевая сфера. Желания этих детей не соответствуют их возможностям. А это ведет к незрелости формирования навыков межличностного общени...

Эмоции и чувства. О пользе и вреде эмоций.

Занятие педагога-психолога с учениками 7 класса в условиях дистанционного обучения....

Пойми меня -Мир эмоций -Управление эмоциями Самопознание и развитие личности

Пойми меня -Мир эмоций -Управление эмоциямиСамопознание и развитие личности 1.Самосознание и самопознание2.Роль самооценки в формировании   личности3.Самоисповедь как средство познания...

Презентация к занятию по коррекции эмоций "Эмоции и наше поведение"

Презентация к коррекционно-развивающему занятию по коррекции эмоционально-волевой сферы  обучающихся "Эмоции и наше поведение"....