Элективный курс Живой организм
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

Бобровская Елена Васильевна

В предлагаемой программе элективного курса выделены три модуля, в которых планируется реализация краеведческого подхода в изучении материала дополняющего, развивающего и конкретизирующее его основное содержание программы «Живой организм».

Краеведческий подход раскрывается через содержание курса, использование педагогических технологий и места проведения, например реализация модуля в микрорайоне школы.

Модули могут изучаться параллельно основному курсу «Живой организм», поэтому в первом из них, в начале учебного года, рассматривается строение цветка, многообразие плодов, распространение семян, пока такую возможность дает природа. В третьем модуле, который может изучаться весной, рассматриваются весенние явления в природе и т. д. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnit_fakult_microsoft_word_3.doc179 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к факультативному курсу «Живой организм» ,

6 класс ( 35 часов)

Составитель: Бобровская Е.В.,

учитель биологии,

 МБОУ «Лицей «Эрудит»,

 г.Рубцовск

В федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации в основной школе на курс биологии в 6 классе отводится 35 часов (т. е. 1 час в неделю). Для организации изучения учащимися содержания образования краеведческой направленности в региональный компонент перенесено 35 часов учебного предмета «Биология».

Рабочая программа элективного курса «Живой организм» составлена на основе программы элективного курса «Краеведческий подход при изучении курса «Биология. 6 класс. Живой организм» по линии Н. И. Сонина» В. Н. Семенцовой, представленных в «Программе элективных курсов. Биология. 6-9 классы. Предпрофильное обучение. Сборник 1», авторы-составители: Сивоглазов В.И., Морзунова И.Б., ООО «Дрофа», 2011 год.

В федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации в основной школе на курс биологии в 6 классе отводится 35 часов (т. е. 1 час в неделю). Для организации изучения учащимися содержания образования краеведческой направленности в региональный компонент перенесено 35 часов учебного предмета «Биология», но из школьного компонента выделено на проведение факультативного курса 17 часов, в связи с чем программа скорректирована учителем.

В предлагаемой программе элективного курса выделены три модуля, в которых планируется реализация краеведческого подхода в изучении материала дополняющего, развивающего и конкретизирующее его основное содержание программы «Живой организм».

Краеведческий подход раскрывается через содержание курса, использование педагогических технологий и места проведения, например реализация модуля в микрорайоне школы.

Модули могут изучаться параллельно основному курсу «Живой организм», поэтому в первом из них, в начале учебного года, рассматривается строение цветка, многообразие плодов, распространение семян, пока такую возможность дает природа. В третьем модуле, который может изучаться весной, рассматриваются весенние явления в природе и т. д. Возможен другой вариант, когда идет чередование основных уроков и модулей.

Таким образом модули выполняют не только развивающую функцию, но закрепляют и конкретизируют полученную ранее информацию (см. приложение).

Модуль 1 по программа- 11 часов, скорректировано на 9часов;

Модуль2 по программе 11 часов, скорректировано до 5 часов, т.к. данная тема подробно рассматривается в предметном курсе, факультативных курсах по валеологии, экологии;

Модуль3 по программе 13 часов, скорректировано до 3 часов, т.к. данная тема подробно рассматривается в предметном курсе, факультативном курсе по экологии; в поурочном планировании скорректированные часы указаны в скобках.

Целью данного курса является реализация краеведческого подхода в школьном биологическом образовании, результатом — знание учащимися растений и животных, обитающих рядом, их сохранение и создание благоприятных условий для жизни.

Задачи курса

1.Углубить и расширить знания о клеточном, тканевом и системно-органном уровнях организации живой материи.

2.Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности растительных и животных организмов.

3.Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать. делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.

Основные формы занятий — практические и лабораторные работы, экскурсии, выступления по итогам наблюдений и исследований и др.

Ведущей является технология педагогического проектирования.

Новизна рассматриваемого курса проявляется в освоении широкого круга ранее изученного материала, способов деятельности и углублении научных знаний.

Элективный курс «Живой организм» не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности на примере развития животных организмов.

Ведущие методы:

1) словесный (лекция, объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия);

2) наглядный (демонстрация натуральных объектов, презентаций уроков, видеофильмов, анимаций, 3Dмоделей, фотографий, таблиц, схем в цифровом формате);

3) частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);

4) практический

Формы обучения:

1) коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.);

2) групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в парах  и т.п.);

3) индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование и др).

Большинство занятий проводится в виде лекций, практических работ, собеседований с использованием имеющейся наглядности, применение информационно-компьютерных технологий (ИКТ), помогающих быстрее осуществлять анализ выполнения заданий и повышает мотивацию учащихся. Основным методом изложения теоретического материала курса является активный диалог учителя с учащимися, предполагающий постановку проблемы с последующим ее обсуждением. Формы обратной связи разнообразны. При изучении курса планируются тестовые задания, решение познавательных задач, презентация индивидуальных проектов, социально значимые акции, практические работы в микрорайоне и др.

Оценка работ проводится по 5-ти балльной шкале с учетом объема, качества и уровня сложности выполненных работ.

Оценки выставляются на каждом занятии (промежуточный контроль) и на обобщающем, где прибавляются еще оценки за творческие самостоятельные работы, т. е. используется система индивидуальной накопительной оценки (портфолио).
Программа разработана для общеобразовательных школ, гимназий, коррекционных и других образовательных учреждений, основана на опыте работы учителей Санкт-Петербурга, представленном в кабинете биологии Академии постдипломного педагогического образования.

Ожидаемый результат: повышение уровня знаний по биологии животных, сформированность учебных умений в соответствии с требованиями к выпускнику основной школы.

Изменения в авторской программе произведены с учетом регионального , компонета по природоохраняемым территориям Алтайского края, экскурсии – по паркам г. Рубцовска, природному парку Ая, микрорайонамг.Рубцовска( оценка экологического состояния) и др.(  Модуль1, тема1; Модуль2- Тема 2;Модуль3-Тема 2, Модуль3- тема3)

Рассматриваются вопросы по Основные средства обучения:

1) электронные учебные пособия;

2) теоретические материалы в электронном и печатном формате;

3) презентации уроков;

4) видеофильмы, анимации, фотографии, таблицы, схемы в электронном формате;

5) предметные web-сайты по учебным темам;

6) различные варианты контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по биологии;

7) типовые тестовые задания ЕГЭ по всем разделам и темам (задания части А, В и С);

8) другие наглядные материалы (влажные препараты, макеты, модели и муляжи, рельефные таблицы по биологии; коллекции насекомых, раковин моллюсков, семян и плодов; гербарные экземпляры растений, микропрепараты, модели-аппликации, комнатные растения и др.).

Программа элективного курса включает в себя пояснительную записку, учебно-тематическое планирование занятий по разделам и темам (в часах), содержание, учебно-методическое обеспечение, список литературы.

Основные требования к знаниям и умениям

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
  • особенности  организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  • изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;  травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Учебно-тематический план

Темы курса

Количество

часов

Формы проведения занятий

Формы контроля

Лабораторные работы

Практические работы

экскурсии

Модуль 1. Многообразие жизненных форм и особенностей строения организмов

11

1

7

2

1. Введение. Многообразие живых организмов, их жизненные формы

2

2

Отчет по экскурсии, тестирование

2. Особенности строения растений

6

1

5

Отчеты по пр.и лаб.работам, тестирование

3.Жизненные формы животных

2

2

Отчет по практ.работам

4.Обобщающее занятие

1

Тестирование, собеседование

Модуль 2. Жизнедеятельность организмов

11

9

1.Питание и обмен веществ

6

6

Отчет по практическим работам

2.Опорно-двигательные системы

3

3

Отчет по практическим работам

3.Поведение организмов

2

Собеседование, презентации докладов

Модуль 3.Организм и среда

13

8

4

1.Взаимоотношения организмов и окружающей среды

4

3

1

Отчеты по экскурсиям, пр.работам

2.Экологические системы

5

3

2

Отчеты по экскурсиям, пр.работам

3.Охраняемые территории региона

3

2

1

Отчеты по экскурсиям, пр.работам

4.Заключение

1

Собеседование, тестирование, презентация докладов

Всего 35

Содержание курса
Общее количество часов — 35
МОДУЛЬ 1 Многообразие жизненных форм и особенностей строения организмов (11 ч)

Тема 1 Введение. Многообразие живых организмов, их жизненные формы (2 ч)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов. Понятие «жизненная форма». Жизненные формы растений и животных. Сбор раздаточного материала.

Экскурсии: «Многообразие и жизненные формы растений», «Многообразие и жизненные формы животных микрорайона».

Тема 2 Особенности строения растений (6 ч)

Цветок, его строение, биологическая роль. Соцветия, их многообразие. Плоды, их разнообразие, значение в жизни растений. Семена, способы их распространения. Особенности строения семян одно- и двудольных растений. Листья простые и сложные. Жилкование. Видоизменения листьев. Причины листопада. Разнообразие стеблей. Особенности строения травянистых и деревянных стеблей. Корневые системы. Виды корней. Клеточное строение корня. Наблюдения за распространением семян и плодов.

Практические занятия  по всем темам.
Лабораторная работа «Клеточное строение корня».

Тема 3 Жизненные формы животных (2 ч)
Животные: наземные, древесные, воздушные, землерои, водные (классификация по А. Н. Формозову). Сезонные изменения в жизни животных: спячка и оцепенение, миграции. Причины изменений.
Наблюдения за подготовкой животных к зиме.
Практические занятия по всем темам.

Тема 4 Обобщающее занятие (1 ч) 

Защита индивидуального проекта «Мое растение» или «Мое родное дерево» и др.
Презентация проекта «Национальное дерево России».

МОДУЛЬ 2 Жизнедеятельность организмов (11 ч)

Тема 1 Питание и обмен веществ (6 ч)

Структура и состав почвы. Почвенное питание растений. Роль корня в почвенном питании. Свойства почвы как среды обитания. Пища животных. Способы добывания пищи. Особенности ротового аппарата и пищеварительной системы животных. Особенности дыхания и обмена веществ у растений осенью в связи с понижением температуры окружающей среды. Теплокровные и холоднокровные животные. Приспособления животных к условиям жизни в осенне-зимний период.

Наблюдения:«Способы добывания пищи животными», «Приспособления животных к условиям жизни в осенне-зимний период».

Практические занятия по всем темам.

Исследование «Изменения в жизни растений в связи с понижением температуры окружающей среды».

Тема 2 Опорно-двигательные системы (3 ч)

Опорные системы растений. Двигательные реакции растений. Виды движения животных. Разнообразные способы передвижения. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Функции скелета. Наблюдение «Разнообразие способов передвижения животных».

Практические занятия по всем темам.

Исследование «Двигательные реакции у растений на примере комнатных растений».

Тема 3 Поведение организмов (2 ч)

Поведение животных. Безусловные и условные рефлексы. Инстинкты.

«Круглый стол» по теме «Хорошо ли живется животным и растениям в нашем микрорайоне?»

Наблюдение «Поведение животных в городе».

Исследование «Безусловные и условные рефлексы животных».

МОДУЛЬ 3 Организм и среда (13 ч)

Тема 1 Взаимоотношения организмов и окружающей среды (4 ч)

Среды жизни на планете Земля. Экологические факторы. Факторы живой и неживой природы. Весенние явления в природе. Влияние факторов неживой природы на организм растений, животных и человека. Взаимоотношения между организмами. Наблюдения за взаимоотношениями между организмами.

Исследование «Влияние факторов неживой природы на организм».

Практические занятия  по всем темам.
Экскурсия «Весенние явления в природе».

Тема 2 Экологические системы (5 ч) 

Понятие «экосистема». Виды экосистем. Микрорайон — искусственная экосистема.Видовое разнообразие. Структура и ярусность экосистемы. Цепи и сети питания. Роль человека в создании и сохранении искусственных экосистем. Знаменитые сады и парки мира (или конкретного города).

Экскурсии: «Микрорайон — искусственная экосистема», «Парки Рубцовска»

Практические занятия по всем темам.
Исследование «Роль человека в создании и сохранении искусственных экосистем».

Тема 3 Охраняемые территории региона (3 ч)

Охраняемые территории (на примере Алтайского края). Правила поведения в природе. Балтийское море (или другое), его состояние и проблемы.
Экскурсия «Охраняемые территории Алтайского края»

Практические занятия: «Поведение в природе» ; «Экологические проблемы Алтайского края»

Тема 4 Заключение (1 ч)
Проведение «круглого стола» по теме «Оптимальные условия для совместного проживания человека, растений и животных».

Приложение 

Методические рекомендации

Методические рекомендации даются к каждому модулю, исходя из его специфики.

1. Изучение первой темы модуля «Многообразие жизненных форм и особенностей строения организмов» начинается с экскурсии на выбранную заранее учителем территорию (парк, сквер, водоем, пришкольный участок, двор в микрорайоне и т. д.).

На экскурсиях определяется видовое разнообразие растительного и животного мира, условия их обитания. Собирается раздаточный материал для проведения последующих практических заданий. Снимается видеофильм (при наличии такой возможности) о данной экосистеме или делаются фотографии, зарисовки общего вида экосистемы, ярусов, представителей видов и т. д. Могут заготавливаться желуди, семена для подкормки птиц в зимний период. В начале экскурсии учащиеся работают в группах по заданиям учителя, во второй части проводятся устные отчеты групп и подводятся итоги. Экскурсия может быть обзорной и проведена учителем или специалистом садово-паркового хозяйства. По ходу экскурсии и при последующих обсуждениях учащиеся выбирают объект (растение) для своего индивидуального исследования. В дальнейшем в работе используется технология педагогического проектирования по теме «Мое любимое (родное) дерево (растение)», растущее на данной территории. Выполняя практические работы, ученик параллельно собирает информацию о выбранном растении, оформляет ее и представляет на итого-
вом занятии. Можно подготовить гербарий, рисунки, фотографии растений, написать эссе, высказать отношение к условиям обитания и обосновать выбор растения. Презентация может быть компьютерной.

Параллельно всем классом готовится и оформляется информация о национальном дереве — России — лиственнице. На итоговом занятии вывешивается флаг, герб, карта Российской Федерации, где обозначен ареал распространения лиственницы. Представляется рассказ об особенностях строения лиственницы, ее роли в природных сообществах, использование человеком.

2. Изучение модуля «Жизнедеятельность организмов» проходит в зимний период, поэтому возникают определенные трудности с наблюдением за жизнью организмов (особенно животных) в природе. Желательно использовать результаты наблюдений, проведенных осенью, в летний период, видеофрагменты, опыты на комнатных растениях, исследования (например, выработка условных рефлексов на аквариумных рыбках и т. д.).Изучение материала проводится в форме практических занятий, используются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы. По каждой теме оценивается деятельность учащихся в виде тестовых заданий, решения познавательных задач, подготовки сообщений и т. д. Наблюдения и исследования — основные виды деятельности учащихся.Так как изображения животных часто используются в гербах городов, то можно попросить учащихся подготовить информацию «Животные в гербах российских городов» (например, Северо-Западного региона) и дать обоснование выбора животного для герба. (Рассмотрев герб Санкт-Петербурга, объяснить наличие двух якорей (морского и речного) и отсутствие животного.) На итоговом занятии при проведении «круглого стола» учащиеся могут высказать свое мнение об условиях жизни растений и животных в конкретных условиях, рассказать о своей практической работе по оказанию им помощи в осенне-зимний период.
3. Методические рекомендации к модулю «Организм и среда» будут зависеть от выбранной проблемы и направления деятельности. В любом варианте это будут наблюдения, исследования, экскурсии, практические занятия, выступления по результатам исследования, высказывания (за «круглым столом») о роли человека в существовании экосистем и желательно отчет о конкретно проделанной практической работе или проведении социально значимой акции.
В основу работы может быть положен примерный план проектной деятельности по исследованию микрорайона.

Задания для учащихся
1. Познакомьтесь с основными экологическими требованиями к жилым кварталам в имеющейся литературе, на сайте в сети Интернет, при интервью с членами муниципалитета и т. д.
2. Определите плотность населения, количество озелененной площади микрорайона, приходящейся на одного жителя.
3. Оцените рациональность размещения автостоянок, промышленных зон, жилых домов, школы и детского сада в микрорайоне.
4. Познакомьтесь с санитарным состоянием улиц, дворов, скверов.
5.Определите преобладающие виды древесно-кустарниковых и травянистых растений, их состояние и соответствие рекомендованному перечню для данной зоны.
6.Понаблюдайте за животными (насекомыми, птицами, зверями и т. д.), встречающимися в микрорайоне, их скоплениями, местами кормежки, миграциями, внешним видом.
7. Оцените работу ландшафтных архитекторов и их умение сочетать красоту местной природы с архитектурно-планировочными решениями.
8.Выскажите суждение о состоянии экологии в вашем микрорайоне.
9.Организуйте взаимодействие общественных и муниципальных структур, организаций для выполнения практических работ по сохранению или улучшению условий обитания всех живых организмов в микрорайоне.
Из перечисленных заданий учитель может выбрать наиболее доступные для реализации с шестиклассниками в своем микрорайоне. Итоги проектной деятельности могут быть представлены не только учащимся школы, но и общественности микрорайона, а также родителям. Работа по данному проекту может быть продолжена в старших классах.

Рекомендуемая литература
1. Алексеев В. Н., Бабенко В. Г., Сивоглазов В. И. Темы школьного курса (Простейшие. Губки. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. Членистоногие.Ракообразные. Паукообразные. Насекомые). М.: Дрофа,2004—2006.

2. Бабакова Т. А., Момотова А. П. 300 экологических задач. Петрозаводск: Карелия, 2002.

3. Бровкина Е. Т., Сивоглазов В. И. Темы школьного курса (Млекопитающие. Птицы). М.: Дрофа, 2004—2006.

4. Васильев Е. Д. Популярный атлас-определитель. Рыбы.М.: Дрофа, 2005.

5. Волцит О. В., Черняховский М. Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. М.: Дрофа, 2005.

6. Козлова Т. А., Сивоглазов В. И. Твой первый атлас-определитель (Растения водоемов. Растения леса. Растения луга. Рыбы наших водоемов). М.: Дрофа, 2004—2006.

7. Козлова Т. А., Сивоглазов В. И. Темы школьного курса (Голосеменные растения. Покрытосеменные растения.Споровые растения). М.: Дрофа, 2004—2006.

8. Кузнецов В. Н. Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии. М.: Дрофа, 2005.

9. Муравьев А. Г. и др. Оценка экологического состояния почвы. СПб.: Крисмас, 2000.

10.Новиков В. С., Губанов И. А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. М.: Дрофа, 2005.

11.Пасечник В. В. Экология: школьный практикум. М.: Дрофа, 2005.

12.Средства оснащения современного экологического практикума: каталог-справочник. СПб.: Крисмас, 2000.

13.Травникова В. В. Биологические экскурсии. СПб., 2002.план проектной деятельности (задания для учащихся) по исследованию микрорайона.

Пояснительная записка

к факультативному курсу «Живой организм» ,

6 класс ( 17 часов)

В федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации в основной школе на курс биологии в 6 классе отводится 35 часов (т. е. 1 час в неделю). Для организации изучения учащимися содержания образования краеведческой направленности в региональный компонент перенесено 35 часов учебного предмета «Биология».

Рабочая программа элективного курса «Живой организм» составлена на основе программы элективного курса «Краеведческий подход при изучении курса «Биология. 6 класс. Живой организм» по линии Н. И. Сонина» В. Н. Семенцовой, представленных в «Программе элективных курсов. Биология. 6-9 классы. Предпрофильное обучение. Сборник 1», авторы-составители: Сивоглазов В.И., Морзунова И.Б., ООО «Дрофа», 2011 год.

В федеральном базисном учебном плане для образовательных учреждений Российской Федерации в основной школе на курс биологии в 6 классе отводится 35 часов (т. е. 1 час в неделю). Для организации изучения учащимися содержания образования краеведческой направленности в региональный компонент перенесено 35 часов учебного предмета «Биология», но из школьного компонента выделено на проведение факультативного курса 17 часов, в связи с чем программа скорректирована учителем.

В предлагаемой программе элективного курса выделены три модуля, в которых планируется реализация краеведческого подхода в изучении материала дополняющего, развивающего и конкретизирующее его основное содержание программы «Живой организм».

Краеведческий подход раскрывается через содержание курса, использование педагогических технологий и места проведения, например реализация модуля в микрорайоне школы.

Модули могут изучаться параллельно основному курсу «Живой организм», поэтому в первом из них, в начале учебного года, рассматривается строение цветка, многообразие плодов, распространение семян, пока такую возможность дает природа. В третьем модуле, который может изучаться весной, рассматриваются весенние явления в природе и т. д. Возможен другой вариант, когда идет чередование основных уроков и модулей.

Таким образом модули выполняют не только развивающую функцию, но закрепляют и конкретизируют полученную ранее информацию (см. приложение).

Целью данного курса является реализация краеведческого подхода в школьном биологическом образовании, результатом — знание учащимися растений и животных, обитающих рядом, их сохранение и создание благоприятных условий для жизни.

Задачи курса

1.Углубить и расширить знания о клеточном, тканевом и системно-органном уровнях организации живой материи.

2.Сформировать понимание основных процессов жизнедеятельности растительных и животных организмов.

3.Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать. делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.

Основные формы занятий — практические и лабораторные работы, экскурсии, выступления по итогам наблюдений и исследований и др.

Ведущей является технология педагогического проектирования.

Новизна рассматриваемого курса проявляется в освоении широкого круга ранее изученного материала, способов деятельности и углублении научных знаний.

Элективный курс «Живой организм» не только расширяет и систематизирует знания учащихся, но и рассматривает основные общебиологические понятия и закономерности на примере развития животных организмов.

Ведущие методы:

1) словесный (лекция, объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия);

2) наглядный (демонстрация натуральных объектов, презентаций уроков, видеофильмов, анимаций, 3Dмоделей, фотографий, таблиц, схем в цифровом формате);

3) частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);

4) практический

Формы обучения:

1) коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.);

2) групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в парах  и т.п.);

3) индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование и др).

Большинство занятий проводится в виде лекций, практических работ, собеседований с использованием имеющейся наглядности, применение информационно-компьютерных технологий (ИКТ), помогающих быстрее осуществлять анализ выполнения заданий и повышает мотивацию учащихся. Основным методом изложения теоретического материала курса является активный диалог учителя с учащимися, предполагающий постановку проблемы с последующим ее обсуждением. Формы обратной связи разнообразны. При изучении курса планируются тестовые задания, решение познавательных задач, презентация индивидуальных проектов, социально значимые акции, практические работы в микрорайоне и др.

Оценка работ проводится по 5-ти балльной шкале с учетом объема, качества и уровня сложности выполненных работ.

Оценки выставляются на каждом занятии (промежуточный контроль) и на обобщающем, где прибавляются еще оценки за творческие самостоятельные работы, т. е. используется система индивидуальной накопительной оценки (портфолио).
Программа разработана для общеобразовательных школ, гимназий, коррекционных и других образовательных учреждений, основана на опыте работы учителей Санкт-Петербурга, представленном в кабинете биологии Академии постдипломного педагогического образования.

Ожидаемый результат: повышение уровня знаний по биологии животных, сформированность учебных умений в соответствии с требованиями к выпускнику основной школы.

Изменения, произведенные в авторской программе:

 Модуль 1 по программа- 11 часов, скорректировано на 9часов;

Модуль2 по программе 11 часов, скорректировано до 5 часов, т.к. данная тема подробно рассматривается в предметном курсе, факультативных курсах по валеологии, экологии;

Модуль3 по программе 13 часов, скорректировано до 3 часов, т.к. данная тема подробно рассматривается в предметном курсе, факультативном курсе по экологии; в поурочном планировании скорректированные часы указаны в скобках.

с учетом регионального , компонета по природоохраняемым территориям Алтайского края, экскурсии – по паркам г. Рубцовска, природному парку Ая, микрорайонамг.Рубцовска( оценка экологического состояния) и др.(  Модуль1, тема1; Модуль2- Тема 2;Модуль3-Тема 2, Модуль3- тема3)

Основные средства обучения:

1) электронные учебные пособия;

2) теоретические материалы в электронном и печатном формате;

3) презентации уроков;

4) видеофильмы, анимации, фотографии, таблицы, схемы в электронном формате;

5) предметные web-сайты по учебным темам;

6) различные варианты контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по биологии;

7) типовые тестовые задания ЕГЭ по всем разделам и темам (задания части А, В и С);

8) другие наглядные материалы (влажные препараты, макеты, модели и муляжи, рельефные таблицы по биологии; коллекции насекомых, раковин моллюсков, семян и плодов; гербарные экземпляры растений, микропрепараты, модели-аппликации, комнатные растения и др.).

Программа элективного курса включает в себя пояснительную записку, учебно-тематическое планирование занятий по разделам и темам (в часах), содержание, учебно-методическое обеспечение, список литературы.

Основные требования к знаниям и умениям

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
  • особенности  организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  • изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;  травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Учебно-тематический план

Темы курса

Количество

часов

Формы проведения занятий

Формы контроля

Лабораторные работы

Практические работы

экскурсии

Модуль 1. Многообразие жизненных форм и особенностей строения организмов

9

1

6

2

1. Введение. Многообразие живых организмов, их жизненные формы

2

2

Отчет по экскурсии, тестирование

2. Особенности строения растений

6

1

5

Отчеты по пр.и лаб.работам, тестирование

3.Жизненные формы животных

1

1

Отчет по практ.работам

Модуль 2. Жизнедеятельность организмов

5

5

1.Питание и обмен веществ

3

3

Отчет по практическим работам

2.Опорно-двигательные системы

1

1

Отчет по практическим работам

3.Поведение организмов

1

1

Собеседование, презентации докладов

Модуль 3.Организм и среда

3

3

1

Отчеты по экскурсиям, пр.работам

Всего 17часов

17часов

1

14

3

Содержание курса
Общее количество часов — 35- скорректировано на 17 часов
МОДУЛЬ 1 Многообразие жизненных форм и особенностей строения организмов 11 ч (9ч)

Тема 1 Введение. Многообразие живых организмов, их жизненные формы 2 ч (2ч)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов. Понятие «жизненная форма». Жизненные формы растений и животных. Сбор раздаточного материала.

Экскурсии: «Многообразие и жизненные формы растений», «Многообразие и жизненные формы животных микрорайона».
Тема 2 Особенности строения растений 6 ч (6ч)

Цветок, его строение, биологическая роль. Соцветия, их многообразие. Плоды, их разнообразие, значение в жизни растений. Семена, способы их распространения. Особенности строения семян одно- и двудольных растений. Листья простые и сложные. Жилкование. Видоизменения листьев. Причины листопада. Разнообразие стеблей. Особенности строения травянистых и деревянных стеблей. Корневые системы. Виды корней. Клеточное строение корня. Наблюдения за распространением семян и плодов.

Практические занятия  по всем темам.
Лабораторная работа «Клеточное строение корня».
Тема 3 Жизненные формы животных 2 ч (1ч)
Животные: наземные, древесные, воздушные, землерои, водные (классификация по А. Н. Формозову). Сезонные изменения в жизни животных: спячка и оцепенение, миграции. Причины изменений.
Наблюдения за подготовкой животных к зиме.
Практические занятия по всем темам.

МОДУЛЬ 2 Жизнедеятельность организмов 11 ч (5ч)

Тема 1 Питание и обмен веществ 6 ч (3ч)

Структура и состав почвы. Почвенное питание растений. Роль корня в почвенном питании. Свойства почвы как среды обитания. Пища животных. Способы добывания пищи. Особенности ротового аппарата и пищеварительной системы животных. Особенности дыхания и обмена веществ у растений осенью в связи с понижением температуры окружающей среды. Теплокровные и холоднокровные животные. Приспособления животных к условиям жизни в осенне-зимний период.

Наблюдения:«Способы добывания пищи животными», «Приспособления животных к условиям жизни в осенне-зимний период».

Практические занятия по всем темам.

Исследование «Изменения в жизни растений в связи с понижением температуры окружающей среды».

Тема 2 Опорно-двигательные системы 3 ч (1ч)

Опорные системы растений. Двигательные реакции растений. Виды движения животных. Разнообразные способы передвижения. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Функции скелета. Наблюдение «Разнообразие способов передвижения животных».

Практическое занятие  «Опорно-двигательные системы»

Исследование «Двигательные реакции у растений на примере комнатных растений».

Тема 3 Поведение организмов 2 ч (1ч)

Поведение животных. Безусловные и условные рефлексы. Инстинкты.

Пр.работа «Поведение организмов»

Наблюдение «Поведение животных в городе».

Исследование «Безусловные и условные рефлексы животных».

МОДУЛЬ 3 Организм и среда 13 ч (3ч)

Тема 1 Взаимоотношения организмов и окружающей среды 4 ч (1ч)

Среды жизни на планете Земля. Экологические факторы. Факторы живой и неживой природы. Весенние явления в природе. Влияние факторов неживой природы на организм растений, животных и человека. Взаимоотношения между организмами. Наблюдения за взаимоотношениями между организмами.

Пр.раб «Экологические факторы»

Исследование «Влияние факторов неживой природы на организм».

Экскурсия «Сезонные явления в природе».

Тема 2 Экологические системы 5 ч(1ч) 

Понятие «экосистема». Виды экосистем. Микрорайон — искусственная экосистема.Видовое разнообразие. Структура и ярусность экосистемы. Цепи и сети питания. Роль человека в создании и сохранении искусственных экосистем. Знаменитые сады и парки мира (или конкретного города).

Экскурсии: «Микрорайон — искусственная экосистема», «Парки Рубцовска»

Практические занятия по всем темам.
Исследование «Роль человека в создании и сохранении искусственных экосистем».

Тема 3 Охраняемые территории региона 3 ч ( 1ч)

Охраняемые территории (на примере Алтайского края). Правила поведения в природе. Балтийское море (или другое), его состояние и проблемы.
Экскурсия «Охраняемые территории Алтайского края»

Практические занятия: «Поведение в природе» ; «Экологические проблемы Алтайского края»

Тема 4 Заключение 1 ч
Проведение «круглого стола» по теме «Оптимальные условия для совместного проживания человека, растений и животных».

Приложение 

Методические рекомендации

Методические рекомендации даются к каждому модулю, исходя из его специфики.

1. Изучение первой темы модуля «Многообразие жизненных форм и особенностей строения организмов» начинается с экскурсии на выбранную заранее учителем территорию (парк, сквер, водоем, пришкольный участок, двор в микрорайоне и т. д.).

На экскурсиях определяется видовое разнообразие растительного и животного мира, условия их обитания. Собирается раздаточный материал для проведения последующих практических заданий. Снимается видеофильм (при наличии такой возможности) о данной экосистеме или делаются фотографии, зарисовки общего вида экосистемы, ярусов, представителей видов и т. д. Могут заготавливаться желуди, семена для подкормки птиц в зимний период. В начале экскурсии учащиеся работают в группах по заданиям учителя, во второй части проводятся устные отчеты групп и подводятся итоги. Экскурсия может быть обзорной и проведена учителем или специалистом садово-паркового хозяйства. По ходу экскурсии и при последующих обсуждениях учащиеся выбирают объект (растение) для своего индивидуального исследования. В дальнейшем в работе используется технология педагогического проектирования по теме «Мое любимое (родное) дерево (растение)», растущее на данной территории. Выполняя практические работы, ученик параллельно собирает информацию о выбранном растении, оформляет ее и представляет на итого-
вом занятии. Можно подготовить гербарий, рисунки, фотографии растений, написать эссе, высказать отношение к условиям обитания и обосновать выбор растения. Презентация может быть компьютерной.

Параллельно всем классом готовится и оформляется информация о национальном дереве — России — лиственнице. На итоговом занятии вывешивается флаг, герб, карта Российской Федерации, где обозначен ареал распространения лиственницы. Представляется рассказ об особенностях строения лиственницы, ее роли в природных сообществах, использование человеком.

2. Изучение модуля «Жизнедеятельность организмов» проходит в зимний период, поэтому возникают определенные трудности с наблюдением за жизнью организмов (особенно животных) в природе. Желательно использовать результаты наблюдений, проведенных осенью, в летний период, видеофрагменты, опыты на комнатных растениях, исследования (например, выработка условных рефлексов на аквариумных рыбках и т. д.).Изучение материала проводится в форме практических занятий, используются индивидуальные, групповые и коллективные формы работы. По каждой теме оценивается деятельность учащихся в виде тестовых заданий, решения познавательных задач, подготовки сообщений и т. д. Наблюдения и исследования — основные виды деятельности учащихся.Так как изображения животных часто используются в гербах городов, то можно попросить учащихся подготовить информацию «Животные в гербах российских городов» (например, Северо-Западного региона) и дать обоснование выбора животного для герба. (Рассмотрев герб Санкт-Петербурга, объяснить наличие двух якорей (морского и речного) и отсутствие животного.) На итоговом занятии при проведении «круглого стола» учащиеся могут высказать свое мнение об условиях жизни растений и животных в конкретных условиях, рассказать о своей практической работе по оказанию им помощи в осенне-зимний период.
3. Методические рекомендации к модулю «Организм и среда» будут зависеть от выбранной проблемы и направления деятельности. В любом варианте это будут наблюдения, исследования, экскурсии, практические занятия, выступления по результатам исследования, высказывания (за «круглым столом») о роли человека в существовании экосистем и желательно отчет о конкретно проделанной практической работе или проведении социально значимой акции.
В основу работы может быть положен примерный план проектной деятельности по исследованию микрорайона.

Задания для учащихся
1. Познакомьтесь с основными экологическими требованиями к жилым кварталам в имеющейся литературе, на сайте в сети Интернет, при интервью с членами муниципалитета и т. д.
2. Определите плотность населения, количество озелененной площади микрорайона, приходящейся на одного жителя.
3. Оцените рациональность размещения автостоянок, промышленных зон, жилых домов, школы и детского сада в микрорайоне.
4. Познакомьтесь с санитарным состоянием улиц, дворов, скверов.
5.Определите преобладающие виды древесно-кустарниковых и травянистых растений, их состояние и соответствие рекомендованному перечню для данной зоны.
6.Понаблюдайте за животными (насекомыми, птицами, зверями и т. д.), встречающимися в микрорайоне, их скоплениями, местами кормежки, миграциями, внешним видом.
7. Оцените работу ландшафтных архитекторов и их умение сочетать красоту местной природы с архитектурно-планировочными решениями.
8.Выскажите суждение о состоянии экологии в вашем микрорайоне.
9.Организуйте взаимодействие общественных и муниципальных структур, организаций для выполнения практических работ по сохранению или улучшению условий обитания всех живых организмов в микрорайоне.
Из перечисленных заданий учитель может выбрать наиболее доступные для реализации с шестиклассниками в своем микрорайоне. Итоги проектной деятельности могут быть представлены не только учащимся школы, но и общественности микрорайона, а также родителям. Работа по данному проекту может быть продолжена в старших классах.

Рекомендуемая литература
1. Алексеев В. Н., Бабенко В. Г., Сивоглазов В. И. Темы школьного курса (Простейшие. Губки. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви. Членистоногие.Ракообразные. Паукообразные. Насекомые). М.: Дрофа,2004—2006.

2. Бабакова Т. А., Момотова А. П. 300 экологических задач. Петрозаводск: Карелия, 2002.

3. Бровкина Е. Т., Сивоглазов В. И. Темы школьного курса (Млекопитающие. Птицы). М.: Дрофа, 2004—2006.

4. Васильев Е. Д. Популярный атлас-определитель. Рыбы.М.: Дрофа, 2005.

5. Волцит О. В., Черняховский М. Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. М.: Дрофа, 2005.

6. Козлова Т. А., Сивоглазов В. И. Твой первый атлас-определитель (Растения водоемов. Растения леса. Растения луга. Рыбы наших водоемов). М.: Дрофа, 2004—2006.

7. Козлова Т. А., Сивоглазов В. И. Темы школьного курса (Голосеменные растения. Покрытосеменные растения.Споровые растения). М.: Дрофа, 2004—2006.

8. Кузнецов В. Н. Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии. М.: Дрофа, 2005.

9. Муравьев А. Г. и др. Оценка экологического состояния почвы. СПб.: Крисмас, 2000.

10.Новиков В. С., Губанов И. А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. М.: Дрофа, 2005.

11.Пасечник В. В. Экология: школьный практикум. М.: Дрофа, 2005.

12.Средства оснащения современного экологического практикума: каталог-справочник. СПб.: Крисмас, 2000.

13.Травникова В. В. Биологические экскурсии. СПб., 2002.план проектной деятельности (задания для учащихся) по исследованию микрорайона.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Живая математика"

Программа курса «Живая математика» предназначена для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов. Математика  является одним их сложных предметов в преподавании. Многие дети не в силах соотнест...

Элективный курс Живой организм

Курс «Живой организм» позволяет не только расширить и систематизировать знания учащихся о живом организме как открытой биологической системе, но и реализовать комплексный подход приизучении живых орга...

Элективный курс "Живой организм"

Элективный курс «Живой организм»    предназначен для учащихся 10-11 классов  средних  школ, гимназий   и лицеев  биолого-географического , химико- биологическог...

Элективный курс "Живой организм" для 10-11 класса

Курс предназначен в первую очередь для учащихся 10-11 классов с профильным изучением биологии или тех учащихся, которые планируют сдавать  ЕГЭ по биологии....

Рабочая программа учебного курса "Биология:Многообразие живых организмов:Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина "Биология"5-9кл. линейный курс"Живой организм"ФГОС

Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология» (5...

Рабочая программа курс "Живые организмы" 7 класс

Рабочая программа составлена в рамках УМК по биологии 7 класс (авторы ВМ Константинов, ВГ Бабенко, ВС Кучменко. М.: Вентана - Граф)....

Рабочая программа элективного курса "Живой организм и химия"

Курс носит межпредметный характер. Он ориентирован на углубление и расширение знаний на развитие любознательности, интереса к химии, биологии и экологии. Содержание курса рассказывает о роли важнейших...