Программа элективного курса для 10-11 класса по биологии «Избранные вопросы биологии».
элективный курс по биологии (10 класс) по теме

Смолина Ольга Викторовна

Проблема подготовки учащихся к сдаче  экзамена в форме ЕГЭ, поступающих в учебные заведения, связанные с биологией, весьма актуальна. Выпускникам необходимо повторить и систематизировать материал по биологии за весь школьный курс. В рамках уроков – это сложно. Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов и рассчитан на 68 часов (1 час в неделю).

Курс включает основные сведения по ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека, общей биологии. Программа составлена в соответствии с программой по биологии для поступающих в вузы и новыми Государственными стандартами биологического образования РФ. Она предназначена для повторения и систематизации знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа по биологии38.14 КБ

Предварительный просмотр:

 Программа  элективного курса

для   10-11 класса

по биологии

«Избранные вопросы биологии  ».

                                                                           Составитель  Смолина О.В.

                                                                           1 квалификационная категория

 

г. Торжок

2013-2014 учебный год.

Содержание

Введение

Пояснительная записка

Раздел 1. Организация освоения программы

  1. Цели и задачи программы
  2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Раздел 2. Содержание программы

    2.1. Тематический план

    2.2. Содержание отдельных тем

Раздел 3. Информационное обеспечение учебной дисциплины

   3.1.  материально-техническое обеспечение реализации программы

   3.2. Рекомендуемая литература

Введение

Пояснительная записка

Актуальность программы.

Проблема подготовки учащихся к сдаче  экзамена в форме ЕГЭ, поступающих в учебные заведения, связанные с биологией, весьма актуальна. Выпускникам необходимо повторить и систематизировать материал по биологии за весь школьный курс. В рамках уроков – это сложно. Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов и рассчитан на 68 часов (1 час в неделю).

Курс включает основные сведения по ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека, общей биологии. Программа составлена в соответствии с программой по биологии для поступающих в вузы и новыми Государственными стандартами биологического образования РФ. Она предназначена для повторения и систематизации знаний.

Ожидаемый результат:

  1. Формирование целостного представления о живом организме.
  2. Углубление  основ биологических знаний и умений.
  3. Улучшение навыков работы с тестами ЕГЭ.
  4. Продолжение работы по формированию знаний о сохранении здоровья человека.
  5. Улучшение навыков самоконтроля.

Формы контроля:

  1. Текущий контроль (оценка активности при обсуждении проблемных вопросов, результатов выполнения домашнего задания);
  2. Тематический контроль (оценка результатов тематического тестирования);
  3. Итоговый контроль (оценка результатов выполнения различных вариантов КИМов)

Оценка работ проводится по 5-ти балльной шкале с учетом объема, качества, уровня сложности выполненных работ.

Раздел 1. Организация учебного процесса

Цель программы : упрочить и углубить имеющиеся знания и подготовиться к сдаче ЕГЭ.

Задачи:

Обучающие:

  1. Повышать качество биологических знаний.

Воспитательные:

  1. Формировать способности к самостоятельному процессу познания и мониторингу знаний.
  2. Формировать умения работать в коллективе.

Развивающие:

  1. Развивать интеллектуальные и психоэмоциональные черты личности.
  2. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
  3. Воспитание культуры труда при использовании компьютерных технологий, ответственному отношению к своему здоровью.
  1. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Раздел

Кол-во

часов

Форма проведения

занятия

1

Биология – наука о живой природе.

Методы научного познания.

1

Теоретическое занятие.

2

Клетка как биологическая система.

8

Теоретические и практические занятия.

3

Организм как биологическая система.

17

Теоретические и практические занятия.

4

Система и многообразие организмов.

20

Теоретические и практические занятия.

5

Организм человека и его здоровье.

10

Теоретические и практические занятия.

6

Эволюция живой природы.

5

Теоретические занятия.

7

Экосистемы и присущие им закономерности.

3

Теоретические и практические занятия.

8

Работа с контрольно-измерительными заданиями.

5

Работа контрольно-измерительными материалами и тренировочными заданиями.

В результате изучения данного курса ученик должен

Знать: анатомические, физиологические особенности организма, понимать место человека в природе, взаимодействия между живыми организмами, экологические знания, законы наследования признаков, основы селекции, закономерности эволюции.

Уметь: соблюдать правила гигиены, сохранять свое здоровье, работать с наглядным материалом, с техническими средствами обучения, с микроскопом, решать биологические задачи, работать с материалами ЕГЭ.

Раздел 2. Содержание дисциплины

Учебный план

  1. Тематический план.

Темы.

Кол-во

часов

Кол-во

лекций,

семинаров

Экскурсии,

практич.

занятия

1

Раздел 1. Биология – наука о живой природе. Методы научного познания.

1

ӀӀ

Раздел 2. Клетка как биологическая система.

8

2

Клеточная теория. Строение клетки.

1

1

1

3

Многообразие клеток (клетки грибов, растений и животных).

1

1

1

4-5

Химический состав клетки.

2

2

6

Энергетический обмен в клетке.

1

1

7

Фотосинтез и хемосинтез.

1

1

8

Пластический обмен. Биосинтез белков.

1

1

9

Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз.

1

1

ӀӀӀ

Организм как биологическая система.

17

10

Вирусы – неклеточные формы жизни.

1

1

11

.виды бесполого размножения организмов.

1

12

Особенности полового размножения. Онтогенез.

1

13

Эмбриональное развитие организма

1

14

Генетика – наука о наследовании признаков. Моногибридное скрещивание.

1

15

Решение задач.

1

1

16

Дигибридное скрещивание.

1

1

17

Решение задач по генетике.

1

1

18

Сцепленное наследование. Работы Т. Моргана.

1

1

19

Генотип как целостная система. Взаимодействие генов.

1

1

20

Решение задач по генетике.

1

1

21

Наследование генов сцепленных с полом.

1

1

22

Решение задач по генетике.

1

1

23

Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость.

1

1

24

Наследственная изменчивость.

1

1

25

Методы изучения наследственности человека. Наследственные болезни и их профилактика.

1

1

26

Селекция, ее методы и перспективы развития. Биотехнология.

1

1

ӀV

Система и многообразие организмов.

20

27

Царство растений. Растительные ткани и органы.

1

1

28

Жизнедеятельность растительного организма.

1

1

29

Классификация организмов. Бактерии

1

1

30

Грибы и лишайники

1

1

31

Водоросли. Мхи.

1

1

32

Папоротники.

1

1

33

Голосеменные.

1

1

34

Покрытосеменные растения. Семейства Однодольных растений.

1

1

1

35

Семейства Двудольных растений. Значение растений.

1

1

1

36

Царство животные. Основные признаки, классификация. Одноклеточные животные.

1

1

1

37

Тип Кишечнополостные.

1

1

38

Типы Плоские, Круглые и Кольчатые черви.

1

1

38

Тип Моллюски.

1

1

1

39

Тип Членистоногие (ракообразные и паукообразные)

1

1

1

40

Тип Членистоногие (насекомые)

1

1

1

41

Тип Хордовые. Класс Рыбы.

1

1

1

42

Тип Хордовые. Класс Земноводные.

1

1

43

Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся.

1

1

44

Тип Хордовые. Класс Птицы.

1

1

1

45

Тип Хордовые. Класс Млекопитающие.

1

1

46

Контрольно-обобщающее занятие.

1

1

V

Организм человека и его здоровье.

7

47

Место человека в органическом мире. Ткани. Опорно-двигательная система.

1

1

1

48

Кровообращение и лимфообращение.

1

1

49

Пищеварительная система. Обмен веществ.

1

1

50

Мочевыделительная система. Кожа.

1

1

51

Дыхательная и половая системы.

1

1

52

Нервная система.

1

1

52

Эндокринная система

1

1

53

Анализаторы.

1

1

54

Высшая нервная деятельность.

1

1

1

55

Контрольно-обобщающее занятие

1

1

Эволюция живой природы.

5

56

Вид, его критерии. Характеристика популяции.

1

1

57

Развитие эволюционной теории. Основные факторы эволюции.

1

1

58

Микроэволюция. Способы видообразования. Дивергенция, конвергенция, параллелизм.

1

1

59

Макроэволюция.

1

1

1

60

Происхождение человека.

1

1

VӀӀ

Экосистемы и присущие им закономерности.

3

61

Биогеоценоз, его структура.

1

1

1

62

Саморазвитие и смена экосистем. Влияние деятельности человека. Агроценозы.

1

1

63

Биосфера. Проблема устойчивого развития биосферы.

1

1

1

VӀӀӀ

Работа с контрольно-измерительными заданиями.

5

64

Работа с тестами.

1

65

Работа с тестами.

1

66

Работа с тестами.

1

67

Работа с тестами.

1

68

Работа с тестами.

1

  1. Содержание отдельных тем учебной дисциплины.

Тема 1. Биология – наука о живой природе. Методы научного познания.

Основные понятия: термины, законы биологии, выдающиеся ученые-биологи.

Методы проведения занятия: лекция, беседа, тестирование

Форма организации занятия: фронтальная, групповая

Межпредметная связь: биология, медицина, экология

Техническое оснащение занятия: ИКТ

Тема 2. Клетка как биологическая система.

Клеточная теория, ее развитие и роль в формировании современной естественнонаучной картины мира. Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Химическая организация клетки. Метаболизм. Пластический и энергетический обмен. Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз.

Основные понятия: плазматическая мембрана, клеточная стенка, кариоплазма, хромосомы, кристы, тилакоиды, нуклеоид, пластиды, эндоплазматическая сеть, митохондрии, аминокислоты, нуклеотиды, полисахариды, моносахариды, липиды, кроссинговер, биваленты, редукционное деление, веретено деления.

Практическая работа: педагогическая мастерская, исследовательская работа

Методы проведения занятия: беседа, педагогическая мастерская, викторина, участие в конференциях.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная

Контрольные задания: тестирование

Межпредметная связь: информатика, биология, медицина, физика

Техническое оснащение: ИКТ, микроскоп

Тема 3. Организм как биологическая система.

Вирусы – неклеточные формы жизни. Заболевание СПИД. Меры профилактики. Размножение организмов (половое и бесполое). Оплодотворение и его виды. Использование полового и бесполого размножения в практической деятельности человека. Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Причины нарушения развития организма. Генетика как наука, ее методы. Законы Г. Менделя, Т. Моргана. Наследование признаков, сцепленных с полом. Методы изучения наследственности человека. Взаимодействие генов. Виды наследственной изменчивости, ее причины. Мутагены. Селекция , ее задачи, методы и практическое значение. Биотехнология, ее направления. Этические аспекты клонирования.

Основные понятия: вирион, ВИЧ, инкубационный период, аутотомия, гермафродитизм, партеногенез, почкование, вегетативное размножение, зигота, бластула, гаструла, ген, доминирование, рецессивность, аллель, моно- и дигибридное скрещивание, сцепленное наследование, мутации, полиплоидия, анеуплоидия, клеточная и генная инженерия, клонирование.

Практическая работа: выпуск школьной газеты, тестирование, решение биологических задач

Методы проведения занятия: беседа, лекция, ролевые игры

Форма организации занятия: индивидуальная, групповая

Контрольные задания: тестирование, создание презентаций

Межпредметная связь: информатика, биология, сельское хозяйство, медицина

Техническое оснащение занятия: ИКТ, кинофильмы

Тема 4. Система и многообразие организмов.

Систематика. Основные группы организмов. Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека. Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Особенности лишайников как симбиотических организмов. Царство Растения, их клеточное строение, ткани. Строение и жизнедеятельность растений. Классификация растений. Водоросли, их строение, разнообразие и роль в природе. Мхи, папоротникообразные, голосеменные, их строение, разнообразие и роль в природе. Покрытосеменные растения. Однодольные и двудольные, их основные семейства. Царство животных, основные признаки и классификация. Особенности строения и жизнедеятельности Простейших, их многообразие и значение.  Характеристика Кишечнополостных, Плоских, Круглых и Кольчатых червей, Моллюсков, Членистоногих, Хордовых. Особенности их строения жизнедеятельности, многообразие и значение.

Основные понятия: таксон, прокариоты,  низшие и высшие растения, вегетативные и генеративные органы, типы корневых систем, типы жилкования, флоэма, ксилема, камбий, устьица, чечевички, слоевище, мицелий, плодовое тело, ризоиды, радиальная симметрия, целом, кутикула.

Практическая работа: тестирование, лабораторные работы.

Методы проведения занятия: беседа, педагогическая мастерская, викторина, участие в конференциях.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.

Контрольные задания: тестирование.

Межпредметная связь: информатика, биология, медицина, сельское хозяйство.

Техническое оснащение: ИКТ, микроскопы.

Тема 5. Организм человека и его здоровье.

Предмет изучения анатомии, физиологии и гигиены человека. Ткани. Опорно-двигательная система, ее строение и функционирование. Первая помощь при повреждении скелета. Строение и работа дыхательной системы. Газообмен в легких и тканях. Первая помощь утопленнику. Заболевания органов дыхания. Мочевыделительная система и кожа. Их  строение, работа и гигиена.

Кровь и кровообращение. Эндокринная, пищеварительная, нервная системы, органы чувств. Строение, функционирование и профилактика заболеваний. Высшая нервная деятельность. Особенности психики человека. Рефлекторная теория поведения. Врожденные и приобретенные формы поведения. Природа и значение сна. Виды памяти и способы ее укрепления. Значение речи, сознания, мышления. Половая система человека.

Основные понятия: ПДК, нейрон, остеон, остеобласты, остеоциты, остеокласты, миофибриллы, миозин, актин, атлант, эпистрофей, нефрон, эпидермис, дерма, кориум, меланин, иммунитет, фагоцитоз, антитела, агглютинация, фибриноген, перистальтика, гормоны, систола, диастола, анализаторы, рефлекс.

Практическая работа: выпуск школьной газеты, тестирование, лабораторные работы, создание презентаций.

Методы проведения занятия: беседа, лекции, ролевые игры.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.

Контрольные задания: тестирование.

Межпредметные связи: биология, медицина, информатика, психология.

Техническое оснащение занятия: ИКТ, кинофильмы.

Тема 6. Эволюция живой природы.

Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида и элементарная единица эволюции. История эволюционных идей. Учение Ч. Дарвина. Синтетическая история эволюции. Микроэволюция. Способы видообразования. Макроэволюция. Направления и пути эволюции. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира. Происхождение человека.

Основные понятия: популяционные волны, дивергенция, конвергенция, параллелизм, биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, коацерваты, биосоциальная природа человека.

Практическая работа: тестирование, создание презентаций.

Методы проведения занятия: лекция, беседа, тренинги, ролевые игры.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.

Контрольные задания: тестирование.

Межпредметная связь: информатика, экология.

Техническое оснащение занятия: ИКТ, видеофильмы.

Тема 7. Экосистемы и присущие им закономерности.

Среда обитания, экологические факторы. Биогеоценоз,  его компоненты и структура. Трофические уровни. Круговорот веществ и превращения энергии. Смена экосистем. Разнообразие экосистем. Биосфера, ее компоненты. Проблемы устойчивого развития биосферы.

Основные понятия: аэробионты, гидробионты, террабионты, эндобионты, биотические,  абиотические и антропогенные факторы, биоценоз, биотоп, цепь питания, сеть питания, экологическая пирамида, сукцессия первичная и вторичная, агроценоз.

Практическая работа: тестирование, подготовка презентаций, исследовательская работа.

Методы проведения занятия: лекция, беседа, тренинги, ролевые игры.

Форма организации занятия: групповая, индивидуальная.

Контрольные задания: тестирование.

Межпредметная связь: информатика, экология.

Техническое оснащение: ИКТ, видеофильмы.

Раздел 3. Информационное обеспечение учебной дисциплины.

  1. Материально-техническое обеспечение реализации программы.

Программы – Microsoft Windows (Word, Power Point, Paint), Adobe Photoshop, Adobe PREMIERE PRO 2.07. Microsoft FrontPage 2003, создание анимации – Xara Webstyle 4.0.

Технические средства: интерактивная доска, мультимедийный проектор, телевизор, компьютер, СD-диски, видеокамера, фотоаппарат, микроскопы.

Оборудование: плакаты, картины, микропрепараты, муляжи, чучела, слайды, коллекции, гербарии.

  1. Рекомендуемая литература.
  1. Воронина Г.А., Калинова Г.С. Биология. Типовые тестовые задания.- М. «Экзамен» 2012.
  2. Высоцкая Л.В. и др. под ред. Академика Шумного В.К., проф. Дымшица Г.М. и проф. Рувинского А.О. Общая биология.- М. «Просвещение» 1995
  3. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология в 3-х томах.- М. «Мир», 1993.
  4. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Растения. Грибы. Лишайники. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И.- М. «Дрофа» 2005
  5. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Животные. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И.- М. «Дрофа» 2004.
  6. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Человек. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И.- М. «Дрофа» 2004.
  7. Готовимся к единому государственному экзамену. Биология. Общая биология. Фросин В.Н., Сивоглазов В.И.- М. «Дрофа» 2003.
  8. Генетика с основами селекции. Петров Д.Ф.- М. «Высшая школа» 1976.
  9. Лернер Г.И. Биология животных. Тесты и задания 8 класс.- М. «Аквариум» 1997.
  10. Лернер Г.И. Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Поурочные тесты и задания 9 класс.- М. «Аквариум» 1998.
  11. Лернер Г.И. общая биология. Поурочные тесты и задания 10-11 класс.-М. «Аквариум» 1998.
  12. Чебышев Н.В., Гузикова Г.С. и др. Биология. Новейший справочник.-М. «Махаон» 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по английскому языку во 2 классе на тему "Общие вопросы с глаголом have got "

Конспект открытого урока во 2 классеТема урока: Общие вопросы с глаголом have got.  Данный урок посвящается закреплению пройденного материала,формированию навыков диалогической и монологической р...

Практика чтения для 7-11 классов обычных школ (текст, вопросы, заполнение таблицы)

Текст заимствован из приложения к ИЯШ «Методическая мозаика», автор текста Е.В. Измайлова, школа с углубленным изучением английского языка №1289, г.Москва. Уровень сложности – от 7 класса и выше (обыч...

ПРОТОКОЛ № 1 совместного родительского собрания и учащихся 9А класса по теме: «Основные вопросы проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов»

ПРОТОКОЛ № 1 совместного родительского собрания и учащихся  9А класса по теме: «Основные вопросы проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов»...

Открытый урок в 5 классе по теме "Разделительные вопросы"

Урок грамматики в 5 классе по теме "Разделительные вопросы" на основе материала празднования Рождества в Великобритании...

Разработка урока по английскому языку для 5 класса По теме: «Разделительные вопросы» По УМК М.З.Биболетовой, Н.В.Добрыниной, Н.Н.Трубаневой «Enjoy English»

Разработка  урока по английскому языку для5  классаПо теме:«Разделительные  вопросы»По УМК М.З.Биболетовой, Н.В.Добрыниной, Н.Н.Трубаневой«Enjoy  English»...

Презентация к уроку английского языка в 5 классе по теме «Разделительные вопросы»

Презентация к уроку английского языка в 5 классе по теме «Разделительные вопросы» составлена к учебнику английского языка М.З. Биболетовой. Работа состоит из упражнений, готовящих учащихся к восприяти...

Статья 1 "У Вас в классе - особый ребенок" К вопросу о подготовке будущих учителей начальных классов к работе в условиях инклюзивного образования

laquo;У Вас в классе - особый ребенок» (К вопросу о подготовке будущих учителей начальных классов к работе в условиях инклюзивного образования)...