Урок биологии в 7 классе "Многогобразие рыб, их промысловое значение и охрана "
план-конспект урока (биология, 7 класс) на тему

Тимушева Надежда Викторовна

Комбинированный урок с применением групповой, индивидуальной работы, частично-поисковый. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_ryby.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Многообразие промысловых рыб, их использование и охрана.

Цель: создать условия для понимания обучающимися многообразия промысловых рыб, их использования  и охраны.

Задачи урока

 Образовательные: познакомить обучающихся с многообразием промысловых рыб.

Развивающие: продолжить формирование умений находить причинно-следственные связи, обобщать и анализировать полученные знания.

Воспитательные: формирование коммуникативных взаимодействий, бережное отношение к окружающей среде.

Тип урока: комбинированный

Основные формы и методы, использованные на уроке: индивидуальная, групповая работа,  тестирование, частично-поисковый.

Оборудование: модули к уроку, компьютерная презентация, информационные ресурсы, листы ватмана, карандаши и фломастеры.

Ход урока:

1.Организационный момент

Приветствие, выявление отсутствующих, организация внимания и создание благоприятного психологического климата в классе.

                                             Слайд №1 – План урока

План урока:

1.Повторение ранее изученного материала – тест (модуль 1)

2.Групповая работа – выполнение краткосрочных проектов.

3.Защита проектов.

4.Закрепление полученных знаний – найти соответствие (модуль 2)

5.Подведение итогов урока.

6.Домашнее задание.

2.Повторение ранее изученного  материала

Слайд №2 - Модуль 1 к уроку

Учебный элемент

задание

Способ проверки

оценка

УО - 0

Цель: проверить исходный уровень знаний по теме.

Задание: выберите один правильный ответ:

1.К классу Хрящевые рыбы относятся:

а) Белуга; б) скат; в) стерлядь; г) щука.

2.Для класса Хрящевых характерно:

а) наличие плавательного пузыря;                           б) наличие костного скелета;                              в) отсутствие жаберной крышки;                         г) отсутствие плавательного пузыря.

3. Живое ископаемое среди рыб: а) тилапия, б) латимерия; в) горбуша; г) семга.

4. Двоякодышащая рыба:

а)протоптерус;   б) латимерия;

в) прилипала;     г) удильщик.

5.К классу Костные рыбы относят: а) акулу; б) манту, в) катрана;  г) осетра.

Сверьте с ключом учителя

Правильный ответ на каждый вопрос тестового задания оценивается в 1 балл.

Ключ: 1 – б; 2 – в;  3 - б ;  4 – а;  5 – г.

Взаимопроверка по ключу учителя. Коррекция знаний. По количеству правильных ответов ученики ставят на полях количество баллов.

3. Изучение нового материала

Актуализация знаний: знаете ли Вы, что…

- рыба – источник ценных пищевых веществ: белков,  жиров, витаминов и микроэлементов, которые отсутствуют в других продуктах;

- рыбий жир содержит витамины  Д, А, Е;

- рыба – диетический продукт, который легко усваивается в желудке 2-3 часа (мясо – 3-4 часа);

- морская рыба содержит много йода и фтора, дефицитом которых страдают все жители Севера;

- полезно есть рыбу людям с заболеваниями желудка и щитовидной железы;  употребляя постоянно рыбу, снижается риск заболевания инсультом на 54 %;

- рыболовство – одна из древних форм хозяйственной деятельности человека.

Создание групповых краткосрочных проектов (если в классе мало обучающихся, то создание индивидуальных краткосрочных проектов). Создаются пять рабочих групп. Каждая группа получает раздаточный материал, лист ватмана, карандаши или фломастеры и задание на группу.   На доске записаны названия отрядов. Каждая группа выбирает себе по желанию задание.

Задания групп

1.Особенности отряда Сельдеобразные                                                                                      – Местообитание, особенности жизни.                                                                                       – Признаки отряда.                                                                                                                                                       -  Представители.                                                                                                                                               - Охраняемые виды.

2.Особенности отряда Трескообразные                                                                                      – Местообитание, особенности жизни.                                                                                       – Признаки отряда.                                                                                                                                                       -  Представители.                                                                                                                                           - Охраняемые виды.

3.Особенности отряда Лососевые                                                                                                 – Местообитание, особенности жизни.                                                                                       – Признаки отряда.                                                                                                                                                       -  Представители.                                                                                                                                - Охраняемые виды.

4.Особенности отряда Карпообразные                                                                                                  – Местообитание, особенности жизни.                                                                                       – Признаки отряда.                                                                                                                                                       -  Представители.                                                                                                                                      - Охраняемые виды.

5.Особенности отряда Осетровые                                                                                                             – Местообитание, особенности жизни.                                                                                       – Признаки отряда.                                                                                                                                                       -  Представители.                                                                                                                                          - Охраняемые виды.

Каждая группа защищает свой проект у доски. Класс добавляет или исправляет информацию. Группа получает баллы за защиту.

Каждый ученик оценивает свое участие в проекте и ставит самооценку на полях в тетради.

Просмотр презентации об отрядах рыб.

4. Закрепление полученных знаний

Учащиеся выполняют модуль по теме урока

Слайд №3 – модуль № 2 к уроку

Учебный элемент

Задание

Способ проверки

оценка

УЭ - 5

Цель: проверить усвоение знаний по теме урока.                                                                         Задание: заполните таблицу, соотнеся признаки и отряды промысловых рыб. 1.Наличие жирового плавничка на спине. 2.Легко отделяющаяся  чешуя.                          3.Черная икра.                                                             4.Наличие усика на подбородке.                              5.Самые распространенные рыбы рек  и озер. 6. Дают красную икру.                                                              7. На спине три непарных плавника.                         8.Вместо позвоночника всю жизнь сохраняется хорда.

Сельд.

Треск.

Лосос.

Карп.

Осетр

Взаимопроверка (сверяясь с ключом  учителя)

За каждый правильный ответ  ставится 1 балл.

Коррекция знаний.

V. Подведение итогов урока

Обучающиеся составляют рейтинг  по данному уроку.

Рейтинг: 20 -22 балла – оценка «5»;

19 – 15 баллов – оценка «4»;

14 – 10 баллов – оценка «3».

Обучающиеся ставят оценку за урок в тетрадь и сдают ее на проверку. Окончательную  отметку выставляет учитель. Она может отличаться от самооценки по объективным причинам.

6. Домашнее задание.

На выбор: используя параграф учебника стр.168 – 169 и дополнительные информационные ресурсы составить  или кроссворд, или викторину, или ребусы на тему «Многообразие рыб». Приветствуется оригинальность, сложность, аккуратность, доступность.

                                           Аннотация к уроку

                                                                                                                                                Тема: Многообразие промысловых рыб, их использование и охрана.                    Цель: создать условия для понимания обучающимися новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях.                                                        Задачи урока                                                                                                             Образовательные: познакомить обучающихся с многообразием промысловых рыб, их  использованием и многообразием.                                                                                                                 Развивающие: продолжить формирование умений находить причинно-следственные связи, обобщать и анализировать полученные знания.                Воспитательные: формирование коммуникативных взаимодействий, бережное отношение к окружающей среде.                                                                                                                                                                                 Основные формы и методы, использованные на уроке: индивидуальная, групповая работа,  тестирование, частично-поисковый, беседа.                                   Содержание урока: данное учебное занятие является пятым уроком в теме «Надкласс Рыбы». По типу урок – комбинированный, что позволяет проверку прежде изученного материала и усвоение новых знаний. Содержание урока соответствует программе и задачам, способствует формированию знаний и умений по систематике надкласса Рыбы, выявлению характерных признаков отрядов промысловых рыб. При повторении ранее изученного материала и закреплении  применена модульная технология. На уроке при изучении нового материала используется проектная деятельность – учащиеся совместно выполняют  краткосрочные  групповые информационные поисковые проекты. Обучающимся представлена возможность выбора заданий при выполнении проекта и выполнении домашнего задания.  Контроль за усвоенными знаниями обучающиеся выполняют сами, учитель только корректирует. Урок поставленной цели достиг.

             

Муниципальное общеобразовательное учреждение                                                    «Основная общеобразовательная школа» с.Небдино

Тимушева Надежда Викторовна

Учитель биологии и географии

Педагогический стаж – 23 год

Квалификационная категория – высшая

Классы: 5 – 9

Урок биологии в 7 классе

«Многообразие промысловых рыб, их использование  и охрана»

Небдино 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку биологии в 8 классе на тему "Значение физической нагрузки для развития системы органов движения"

Мультимедийная презентация к уроку биологии в 8 классе на тему "Значение физической нагрузки для развития системы органов движения"....

урок биологии в 9 классе "Строение и значение кожи"

В материале предлагается разработка урока по теме, презентация для детей к уроку, презентация к уроку для коллег....

конспект урока биологии по теме "Многообразие рыб, их значение в природе. Общая характеристика."

Урок изучения нового материала, первичное закрепление знаний в игровой форме, работа с тестом. Изучение нового материала организовано с использованием учебника и дополнительной литературы. Обучающиеся...

Презентация к уроку биологии в 7 классе "Многообразие и значение земноводных".

Презентация к уроку биологии в 7 классе по теме "Многообразие и значение земноводных". Краеведческий компонент урока....

Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС

Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС...

разработка урока биологии для 5 класса "Многообразие и значение грибов"

Конспект урока на основе системно-деятельностного метода обучения на тему: «Многообразие и значение грибов» 5 класс по ФГОС. В разработке урока частично использованы идеи педагогов с сайта...

Урок-исследование (интегрированный урок биологии и информатики) «Маленькие органы большого значения»

Урок-исследование (интегрированный урок биологии и информатики)8 класс Тема: «Маленькие органы большого значения». Во время работы на уроке каждый учащийся имеет возможность реализовать себя...