Рабочая программа по биологии ФГОС 5-6 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (5, 6 класс) по теме

Чернышёва Ольга Борисовна

Рабочая  программа  и  календарно-тематическое  планирование  по  биологии  ФГОС  5-6  класс. Учебно-методический  комплект  серии  "Линия  жизни"  В.В.Пасечника, С.В.Суматохина, Г.С.Калиновой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках по биологии для 5—9 классов линии учебно-методических комплектов «Линия жизни» под редакцией профессора В. В. Пасечника.

Рабочая программа по биологии построена на основе:    фундаментального ядра содержания общего образования;    требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования;

* примерной программы основного общего образования по биологии как инвариантной (обязательной) части учебного курса;

» программы развития и формирования универсальных учебных действий;

» программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

Рабочая программа по биологии включает восемь разделов.

1. Пояснительная записка. В ней уточняются общие цели образования с учётом специфики биологии как учебного предмета.

2. Общая характеристика учебного предмета, включающая ценностные ориентиры биологического образования.

3. Место курса биологии в базисном учебном плане.

4. Результаты освоения курса биологии — личностные, метапредметные и предметные.

5. Содержание курса биологии представляет собой первую ступень конкретизации положений, содержащихся в фундаментальном ядре содержания общего образования.

6. Тематическое планирование — это следующая ступень конкретизации содержания образования по биологии. Оно даёт представление об основных видах учебной деятельности в процессе освоения курса биологии в основной школе. В примерном тематическом планировании указано число часов, отводимых на изучение каждого раздела.

7. Рекомендации по материально-техническому обеспечению учебного предмета.

8. Планируемые результаты изучения курса биологии.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА БИОЛОГИИ

Содержательной основой школьного курса биологии является биологическая наука. Поэтому биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний, как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Она раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию научного мировоззрения. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Основными целями изучения биологии в основной школе являются:

— формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях (клеточной, эволюционной Ч. Дарвина), элементарных представлений о наследственности и изменчивости (ген, хромосома, мутация, наследственные заболевания, наследственная и ненаследственная изменчивость, гаметы), об экосистемной организации жизни; овладение понятийным аппаратом биологии;

— приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека: наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов;

— освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма;


— формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;

— овладение приёмами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий и др.);

— создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиоло-гического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Учебное содержание курса биологии в серии учебно-методических комплектов «Линия жизни» сконструировано следующим образом:

1. Основные признаки и закономерности жизнедеятельности организмов (5 и 6 классы).

2. Многообразие живой природы (7 класс).

3. Человек и его здоровье (8 класс).

4. Основы общей биологии (9 класс).

Содержание учебников для 5 и 6 классов нацелено на формирование у обучающихся знаний признаков и процессов жизнедеятельности (питание, дыхание, рост, развитие, размножение), присущих всем организмам, взаимосвязи строения и функций,


разных форм регуляции процессов жизнедеятельности. Завершается курс рассмотрением организма как единого целого, согласованности протекающих в нём процессов и взаимодействия с окружающей средой.

В курсе биологии 7 класса обучающиеся расширяют знания о разнообразии живых организмов, осознают значимость видового богатства в природе и жизни человека, знакомятся с эволюцией растений и животных, изучают взаимоотношения организмов в природных сообществах, влияние факторов среды на жизнедеятельность организмов.

Основное содержание курса биологии 8 класса направлено на формирование у обучающихся знаний и умений в области основ анатомии, физиологии и гигиены человека, реализацию установок на здоровый образ жизни. Содержание курса ориентировано на углубление и расширение знаний обучающихся о проявлении в организме человека основных жизненных свойств, первоначальные представления о которых были получены в 5—7 классах.

Основное содержание курса биологии 9 класса посвящено основам общей биологии. Оно направлено на обобщение обширных фактических знаний и специальных практических умений, сформированных в предыдущих классах; тесно связано с развитием биологической науки в целом и характеризует современный уровень её развития.

МЕСТО КУРСА БИОЛОГИИ В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ  ПЛАНЕ

Биология в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения — 280, из них 35ч (1ч в неделю) в 5 и 6 классах и по 70ч (2ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах.

В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определённые биологические сведения. По отношению к курсу биологии данный курс является пропедевтическим.

В свою очередь, содержание курса биологии в основной школе является базой для изучения общих биологических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного биологического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.


РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  КУРСА БИОЛОГИИ

Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение следующих личностных результатов:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и млад-' шими в процессе образовательной,  общественно полезной, учебно-исследовательской,  творческой  и других видов деятельности;

8) формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и


коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств,


мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1) формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;

2) формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3) приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;

4) формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;

5) формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;

6) освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА БИОЛОГИИ

РАЗДЕЛ  1. ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов.

        Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами.

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.

Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.

Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движение. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.

Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособление к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.

Лабораторные и практические работы

Устройство увеличительных приборов  и  правила работы

с ними.

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.

Изучение органов цветкового растения.

Изучение строения позвоночного животного.

Передвижение воды и минеральных веществ в растении.

Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.

Изучение строения водорослей.

Изучение строения мхов (на местных видах).

Изучение строения папоротника (хвоща).

Изучение строения голосеменных растений.

Изучение строения покрытосеменных растений.

Изучение строения плесневых грибов.

Вегетативное размножение комнатных растений.

         Изучение одноклеточных животных.

Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение

за его передвижением и реакциями на раздражения.

Изучение строения моллюсков по влажным препаратам.

Изучение многообразия членистоногих по коллекциям.

Изучение строения рыб.

Изучение строения птиц.

Изучение строения куриного яйца.

Изучение строения млекопитающих.

Экскурсии

Разнообразие и роль членистоногих в природе.

Разнообразие птиц и млекопитающих.

РАЗДЕЛ 2. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека.

Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.

Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая система. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.

Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.

Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.

Обмен веществ и превращение энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.

Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.

Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение.

Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.

Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.

Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.

Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Лабораторные и практические работы

Строение клеток и тканей.

Строение и функции спинного и головного мозга.

Определение гармоничности физического развития. Выявление нарушений осанки и наличия плоскостопия.

Микроскопическое строение крови человека и лягушки.

Подсчёт пульса в разных условиях и измерение артериального давления.

Дыхательные  движения.   Измерение  жизненной  ёмкости

лёгких.

Строение и работа органа зрения.

Экскурсия        

Происхождение человека.


РАЗДЕЛ 3.  ОБЩИЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Отличительные признаки живых организмов.

Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.

Клеточное строение организмов. Строение клетки: клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток.

Обмен веществ и превращение энергии — признак живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.

Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.

Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость.

Система и эволюция органического мира. Вид — основная систематическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращение энергии. Биосфера — глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.

Лабораторные и практические работы

Изучение клеток и тканей растений и животных  на  готовых

микропрепаратах и их описание.

Выявление изменчивости у организмов.

Выявление приспособлений у организмов к среде обитания

(на конкретных примерах).

Экскурсия

Изучение и описание экосистемы своей местности.

Рабочие программы по биологии ФГОС 5-9 классы.

5 класс. Бактерии. Грибы. Растения (35 часов, 1 час в неделю)

Тема

Содержание

Вид деятельности ученика

Введение (6 часов)

Биология — наука о живой природе

Биология как наука. Значение биологии

Определяют понятия «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества

Методы исследования в биологии

Методы познания в биологии: наблюдение,

эксперимент, измерение. Источники биологической информации, ее получение, анализ и представление его результатов. Техника безопасности в кабинете биологии.

Демонстрация

Приборы и оборудование

Определяют понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого

 Царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные. Признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение

Определяют понятия «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа

Среды обитания живых организмов.

Водная среда. Наземно-воздушная среда. Почва как среда обитания. Организм как среда обитания

Определяют понятия «водная среда», «наземно-воздушная среда», «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы

Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника

Обобщающий урок

Экскурсия

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Практическая работа

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе

Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений

Раздел 1. Клеточное строение организмов (10 часов)

Устройство увеличительных приборов

Увеличительные приборы (лупы, микроскопа). Правила работы с микроскопом.

Лабораторная работа

Рассматривание строения растения с помощью лупы

Определяют понятия «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом

Строение клетки

Строение клетки: клеточная мембрана, клеточная стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли

Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки

Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

Лабораторная работа

Строение клеток кожицы чешуи лука

Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их

Пластиды

Строение клетки. Пластиды. Хлоропласты

Лабораторная работа

Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томата, рябины, шиповника

Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества

Методы изучения клетки. Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества, их роль в клетке. Органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Обнаружение органических веществ в клетках растений

Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание)

Жизнедеятельность клетки (питание, дыхание).

Лабораторная работа

Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи

Выделяют существенные признаков процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом

Жизнедеятельность клетки: рост, развитие

Рост и развитие клеток.

Демонстрация

Схемы, таблицы и видеоматериалы о росте и развитии клеток разных растений

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты

Деление клетки

Генетический аппарат, ядро, хромосомы.

Демонстрация

Схемы и видеоматериалы о делении клетки

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки

Понятие «ткань»

Ткань.

Демонстрация

Микропрепараты различных растительных тканей.

Лабораторная работа

Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей

Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах

Обобщающий урок

Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом и приготовления микропрепаратов

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом

Раздел 2. Царство Бактерии (2 часа)

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность

Бактерии, особенности строения и жизнедеятельности. Формы бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение

Выделяют существенные признаки бактерий

Роль бактерий в природе и жизни человека

Роль бактерий в природе. Роль бактерий в хозяйственной деятельности человека

Определяют понятия «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека

РАЗДЕЛ 3. Царство Грибы (5 часов)

Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека

Грибы, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие грибов. Роль грибов в природе и жизни человека

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека

Шляпочные грибы

Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

Плесневые грибы и дрожжи

Плесневые грибы и дрожжи.

Лабораторная работа

Особенности строения мукора и дрожжей

Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением

Грибы-паразиты

Грибы-паразиты. Роль грибов-паразитов в природе и жизни человека

Демонстрация

Муляжи плодовых тел грибов-паразитов, натуральные объекты (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи и др.)

Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе и жизни человека

Обобщающий урок

Систематизация и обобщение понятий раздела. Контроль знаний и умений работать с микроскопом, готовить микропрепараты, отличать съедобные грибы от ядовитых, оказывать первую помощь при отравлении ядовитыми грибами

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» (на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы)

РАЗДЕЛ 4. Царство Растения (9 часов)

Ботаника — наука о растениях

Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль растений в биосфере. Охрана растений.

Демонстрация

Гербарные экземпляры растений. Таблицы, видеоматериалы

Определяют понятия «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом».

Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низших и высших растений наиболее распространённых растений, опасных для человека растений. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания

Водоросли: одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение, среда обитания зеленых, бурых и красных водорослей.

 Лабораторная работа

Строение зеленых водорослей

Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом

Роль водорослей в природе и жизни человек. Охрана водорослей

Роль зеленых, бурых и красных водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей

Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей

Лишайники

Многообразие и распространение лишайников. Строение, питание и размножение лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека

Определяют понятия «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе

Мхи, папоротники, хвощи, плауны

Высшие споровые растения. Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их отличительные особенности, многообразие, распространение, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана.

Лабораторные работы

Строение мха (на местных видах)

Строение спороносящего хвоща

Строение спороносящего папоротника (на усмотрение учителя)

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека

Голосеменные растения

Голосеменные растения, особенности строения. Многообразие и распространение голосеменных растений, их роль в природе, использование человеком, охрана.

Лабораторная работа

Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаков голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека

Покрытосеменные растения

Покрытосеменные растения, особенности строения, многообразие, значение в природе и жизни человека. Лабораторная работа

Строение цветкового растения

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека

 Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития растительного мира

Определяют понятия «палеонтология», «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира

Обобщающий урок

Систематизация и обобщение понятий раздела. Подведение итогов за год. Летние задания

Сравнивают представителей разных групп растений, делают выводы на основе сравнения. Оценивают с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находят информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализируют и оценивают её, переводят из одной формы в другую

Итого 32 + 3 (резерв)



Предварительный просмотр:


Рабочее  календарно-тематическое  планирование

по  биологии  5  классы

2013/2014  учебный  год

Учебник –  В.В.Пасечник, С.В.Суматохин,  Г.С.Калинова  «Биология»  Москва  2012  год

За  год – 35  часов (1  час  в  неделю)

Содержание  программы

Количество  часов

                Тематическое

                планирование

Характеристика  основных  видов  деятельности  обучающегося

   Плановые

      сроки

Формы  и  средства  контроля

Практическая

        часть  

    программы

Домашнее  задание

1.Биология  как  наука(6  часов)

Биология  как  наука. Роль  биологии  в  практической  деятельности  людей.  Методы  изучения  биологии: наблюдение, измерение, эксперимент

Правила  работы  в  кабинете  биологии, правила  работы  с  биологическими  инструментами  и  приборами

Разнообразие  организмов. Отличительные  признаки  представителей  разных  царств  живой  природы

Экологические  факторы:  абиотические, биотические, антропогенные. Влияние  экологических  факторов  на  живые  организмы.

Разнообразие  живых  организмов. Осенние  явления  в  жизни  растений  и  животных.

1. Биология  как  наука. Роль  биологии  в  практической  деятельности  людей. Профессии, связанные  с  биологией. Способы  организации  собственной  учебной  деятельности. Развитие  навыков  создания и  поддержки  индивидуальной  информационной  среды.

2. Методы  исследования  в  биологии: наблюдение, измерение, эксперимент. Биологические  приборы  и  инструменты. Правила  работы  с  биологическими  приборами  и  инструментами, правила  работы  в  кабинете  биологии.

3. Разнообразие  живой  природы.

Царства  живых  организмов. Отличительные  признаки  живого  от  неживого.

4. Среды  обитания  организмов. Водная  среда  обитания. Наземно-воздушная  среда.   Почва  как  среда  обитания  живых  организмов. Организм  как  среда  обитания.

5. Экологические  факторы  и  их  влияние  на  живые  организмы

6. Обобщающий  урок

Многообразие  живых  организмов, осенние  явления  в  жизни  растений  и  животных.

Экскурсия  №1

Практическая  работа  №1 «Фенологические  наблюдения  за  сезонными  изменениями  в  природе»

Определять  значение  биологических  знаний в  современной  медицине. Оценивать  роль  биологической  науки  в  жизни  общества. Устанавливать  основные  приёмы  работы  с  учебником.

Определять  методы  биологических  исследований

Соблюдать  правила  работы  с  биологическими  приборами  и  инструментами, правила  работы  в  кабинете  биологии

Выделять  существенные  признаки  отличия  живого  от  неживого. Систематизировать  знания  о  многообразии  живых  организмов. Выделять существенные признаки представителей разных царств природы. Определять принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе (классифицировать)

 

Определять  понятия. Устанавливать  взаимосвязь  между  средой  обитания  и  приспособленностью  организмов  к  ней.  Соблюдать  правила  поведения  в  окружающей  среде.

Анализируют  и  сравнивают  экологические  факторы. Отрабатывают  навыки  работы  с  текстом  учебника.

Готовят  отчёт  по  экскурсии. Ведут  дневник  фенологических  наблюдений.

Демонстрации:

таблицы  и  модели

«Методы познания живой  природы»

Демонстрации:

таблицы  и  модели

«Методы познания живой  природы»

Демонстрации:

таблицы, лупы, микроскоп

Демонстрации:

таблицы  и  модели

«Животные», «Растения», «Грибы», «Бактерии»

Демонстрации:

таблицы  и  модели

«Среды  обитания  организмов»

     

Демонстрации:

таблицы  и  модели

«Среды  обитания  организмов»

Экскурсия  №1

Практическая  работа  №1 «Фенологические  наблюдения  за  сезонными  изменениями  в  природе»

 

п.1

п.2

    п.3

п.4

п.4

   П.4

Повт.

р/т

2. Клетка – основа  строения  и  жизнедеятельности   организма

( 10  часов)

Клеточное  строение  организмов

Химический  состав  клетки. Вода  и  минеральные  вещества, их  роль  в  клетке. Химический  состав  клетки. Вода  и  минеральные  вещества, их  роль  в  жизнедеятельности  клетки. Обнаружение  органических  веществ    в   клетках  растений.

Строение  клетки: клеточная  мембрана, клеточная  стенка, цитоплазма, ядро, вакуоли.

Строение  клеток  чешуи  кожицы  лука

Строение  клетки. Пластиды, хлоропласты.

Жизнедеятельность  клетки: поступление  веществ   в  клетку (дыхание, питание., транспорт  веществ, выделение)

Жизнедеятельность  клетки: рост, развитие

Генетический  аппарат, ядро, хромосомы

Клетка – основа  жизнедеятельности  организмов. Процессы  жизнедеятельности  организмов

7. Увеличительные  приборы. Лупа, микроскоп. Правила  работы  с  микроскопом.

Лабораторная  работа  №1

«Устройство  микроскопа. Правила  работы  с  микроскопом. Рассматривание  строения  растения  с  помощью  микроскопа»

8. Химический  состав  клетки. Неорганические  вещества.

9. Химический  состав  клетки. Органические  вещества.

10. Строение  клетки

Лабораторная  работа №2

«Строение  клеток  кожицы  чешуи  лука  под  микроскопом»

11. Особенности  строения  клеток. Пластиды.

Лабораторная  работа №3

«Пластиды  в  клетках  листа  элодеи, плодов  томата, рябины, шиповника»

12.Жизнедеятельость  клетки (питание, дыхание, транспорт  веществ, выделение).

13. Жизнедеятельность  клетки: рост, развитие, деление.

14. Деление  клетки

15. Единство  живого. Сравнение  строения  клеток  различных  живых  организмов.

Лабораторная  работа №4

«Рассматривание  под  микроскопом  готовых  микропрепаратов  различных  растительных  тканей»

16. Обобщающий  урок

Научиться  работать  с  лупой  и  микроскопом, знать  устройство  лупы  и  микроскопа. Соблюдать  правила  работы  с  микроскопом

Объяснять  роль  минеральных  веществ  и  воды, входящих  в  состав  клетки.

Различать  органические  и  неорганические  вещества, входящие  в  состав  клетки. Ставить  биологические  эксперименты  по  изучению  химического  состава  клетки. Научиться  работать  с  лабораторным  оборудованием

Выделяют  существенные  признаки  строения  клетки. Различают  на  таблицах  и  микропрепаратах  части  и  органоиды  клетки.

Научиться  готовить  микропрепараты. Наблюдать  части  и  органоиды  клетки  под  микроскопом, описывать  и  схематически  изображать  их. Научиться  работать  с  микроскопом,   его  устройство. Соблюдать  правила  работы  с  микроскопом.

Выделять  существенные  признаки  процессов  жизнедеятельности  клетки. Различать  на  таблицах  и  микропрепаратах  части  и  органоиды  клетки. Сравнивать  строение  клеток  разных  организмов. Сформировать  представление  о  единстве  живого.

Выделять  существенные  признаки  строения  клетки. Различать  на  таблицах  и  микропрепаратах  части  и  органоиды  клетки.

Выделять  существенные  признаки  строения  клетки. Различать  на  таблицах  и  микропрепаратах  части  и  органоиды  клетки

Выделять  существенные  признаки  процессов  жизнедеятельности  клетки. Ставить  биологические  эксперименты  по  изучению  процессов  жизнедеятельности  организмов  и  объяснять  их  результаты.

Работают  с  учебником, рабочей  тетрадью  и  дидактическими  материалами. Заполняют  таблицы. Демонстрируют  умение  готовить  микропрепараты  и  работать  с  микроскопом.

Контрольная  работа  №1

Демонстрации:

таблицы  и  модели

таблицы, лупы, микроскоп

Лабораторная  работа  №1

«Устройство  микроскопа. Правила  работы  с  микроскопом»

Демонстрации:

таблицы  и  модели

таблицы, лупы, микроскоп

Демонстрации:

таблицы  и  модели

«Химический  состав  клетки»

Демонстрации:

таблицы  и  модели

«Органические  вещества»

Демонстрации:

таблицы  и  модели

«Строение  растительной, грибной, бактериальной, животной  клеток»

Лабораторная  работа №2

«Строение  клеток  кожицы  чешуи  лука  под  микроскопом»

Демонстрации:

таблицы  и  модели

«Строение  растительной, грибной, бактериальной, животной  клеток»

Лабораторная  работа №3

«Пластиды  в  клетках  листа  элодеи, плодов  томата, рябины, шиповника»

Демонстрации:

таблицы  и  модели

«Процессы  жизнедеятельности  клетки»

Демонстрации:

таблицы  и  модели

«Строение  растительной  клетки»

Демонстрации:

таблицы  и  модели

«Процессы  жизнедеятельности  клетки»

Демонстрации:

таблицы  и  модели

«Строение  растительной  клетки»

Лабораторная  работа №4

«Рассматривание  под  микроскопом  готовых  микропрепаратов  различных  растительных  тканей»

Демонстрации:

таблицы  и  модели

«Процессы  жизнедеятельности  клетки»

Демонстрации:

таблицы  и  модели

«Строение  растительной  клетки»

    п.6

п.7

П.7

    п.8

п.8

п.9

п.9

п.8, 9

Повт.

  Повт.

3.Многообразие  организмов  (15  часов)

 Царство  Бактерии

(2  часа)

Бактерии, особенности  строения  и  жизнедеятельности. Формы  бактерий. Разнообразие  бактерий, их  распространение.

17. Классификация  организмов

18. Бактерии, их  разнообразие, строение  и  жизнедеятельность.

19. Роль  бактерий  в  природе  и  жизни  человека.

Выделять  существенные  признаки  представителей  разных  царств  живой  природы.

 Выделять существенные признаки бактерий. Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека

Определять  понятия  «клубеньковые  бактерии», «симбиоз», «болезнетворные  бактерии», «эпидемия».

Демонстрации:

таблицы  и  модели

«Строение  бактерий»

П. 10

П.11

П.11

4. Царство  Грибы

(2  часа)

Грибы, их  общая  характеристика, строение  и  жизнедеятельность. Роль  грибов  в  природе  и  жизни  человека.

20. Грибы, их  общая  характеристика, строение  и  жизнедеятельность. Роль  грибов  в  природе  и  жизни  человека.

 Шляпочные  грибы

21. Плесневые  грибы  и  дрожжи Лабораторная работа №5 «Особенности строения мукора и дрожжей»

22. Обобщающий  урок

Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Различать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Освоить приёмы оказания первой помощи при отравлении  ядовитыми грибами. Объяснять роль грибов в природе и жизни человека

Научиться готовить микропрепараты. Наблюдать строение мукора и дрожжей под микроскопом. Сравнивать увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением. Научиться работать с микроскопом, знать его устройство. Соблюдать правила работы с микроскопом

Определяют  понятие  «грибы-паразиты». Объясняют  роль  грибов  паразитов  в  природе  и  жизни  человека.

Работают  с  учебником, рабочей  тетрадью  и  дидактическими  материалами. Заполняют  таблицы. Демонстрируют  умение  готовить  микропрепараты  и  работать  с  микроскопом. Готовят  сообщение  «Многообразие  грибов  и  их  значение  в  природе  и  жизни  человека»,

«Многообразие  и  значение  бактерий»

Контрольная  работа  №2

Демонстрации:

таблицы  и  модели

«Грибы», «ядовитые  и  съедобные  грибы.

Демонстрации:

таблицы  и  модели

«Грибы», «Ядовитые  и  съедобные  грибы»

Лабораторная работа №5«Особенности строения мукора и дрожжей»

Демонстрации:

таблицы  и  модели

«Строение  бактерий»

Демонстрации:

таблицы  и  модели

«Грибы», «ядовитые  и  съедобные  грибы.

П. 12

П. 12

Повт.

5. Царство  Растения

(6  часов)

Общая  характеристика  растительного  царства. Многообразие  растений, их  связь  со  средой  обитания. Роль  растений  в  биосфере. Охрана  растений.

Водоросли. Строение, жизнедеятельность, размножение Многообразие водорослей. Среда  обитания  зелёных, бурых  и  красных  водорослей.

Многообразие  и  распространение  лишайников. Строение, питание  и  размножение. Значение  лишайников  в  природе  и  жизни  человека

Высшие  споровые  растения. Особенности  строения, многообразие, распространение, среда  обитания, роль  в  природе  и  жизни  человека, охрана.

Голосеменные  растения, особенности  строения. Многообразие  и  распространение  голосеменных, роль  в  природе  и  жизни  человека, охрана.

Покрытосеменные  растения, особенности  строения, многообразие, значение  в  природе  и  жизни  человека.

Царство  Животные.

(6  часов) Разнообразие  животных. Животный  мир. Охрана  животных, Красная  Книга. Заповедники.

Особенности  строения  одноклеточных  животных, их  разнообразие. Роль  одноклеточных  животных  в  природе  и  жизни  человека.

Подцарство  Многоклеточные.Беспозвоночные  животные  и  особенности  их  строения. Многообразие  беспозвоночных. Губки, кишечнополостные, иглокожие, черви, моллюски,  членистоногие.

Позвоночные  животные, особенности  их  строения. Многообразие  позвоночных  животных. Холоднокровные  позвоночные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.

Теплокровные  позвоночные  животные, особенности  их  строения. Птицы, млекопитающие.

Систематизация  и  обобщение  понятий    раздела, подведение  итогов  за  год. Летние  задания.

23. Ботаника - наука  о  растениях

 

24.Водоросли — одноклеточные и многоклеточные. Строение, жизнедеятельность, размножение Многообразие водорослей. Роль  водорослей  в  природе  и  жизни  человека.

25. Лишайники

26. Высшие  споровые  растения. Мхи, папоротники, плауны

27. Голосеменные  растения

28. Покрытосеменные  растения

Лабораторная  работа  №6

«Внешнее  строение  цветкового  растения»

29. Общая  характеристика  царства  Животные.

30. Подцарство  Одноклеточные.

31. Подцарство  Многоклеточные.

Беспозвоночные  животные.

32. Холоднокровные  позвоночные  животные.

33. Теплокровные  позвоночные  животные.

34. Обобщающий  урок-проект  «Многообразие  живой  природы. Охрана  природы»

Выделять существенные признаки растений. Различать на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, наиболее распространённые растения, опасные для человека растения. Сравнивать представителей низших и высших растений, делать выводы на основе сравнения. Выявлять взаимосвязи между строением растений и их местообитанием. Объяснять роль различных растений в природе и жизни человека. Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую

Выделять существенные признаки водорослей. Различать на таблицах и гербарных образцах представителей водорослей. Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека

Выделять существенные признаки строения лишайников. Объяснять роль лишайников в природе и жизни человека

Выделять существенные признаки высших споровых растений. Различать на таблицах и гербарных образцах представителей  мхов, папоротников, хвощей и плаунов. Объяснять роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека

Выделять существенные признаки голосеменных растений. Различать на живых объектах, таблицах и гербарных образцах представителей голосеменных растений. Объяснять роль голосеменных в природе и жизни человека

Выделять существенные признаки высших семенных растений. Различать на живых объектах и таблицах органы цветкового растения. Различать на живых объектах, таблицах и гербарных образцах представителей покрытосеменных растений. Объяснять роль покрытосеменных в природе и жизни человека. Сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения. Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую

Выделять  существенные  признаки  животных. Сравнивать  представителей  разных  групп  животных, делать  выводы  на  основе  сравнения. Объяснять  роль  различных  животных  в  природе  и  жизни  человека.

Различать  на  таблицах  одноклеточных  животных. Сравнивать  представителей  одноклеточных. Приводить  доказательства  необходимости  профилактики  заболеваний, вызываемых  одноклеточными.

Объяснять  роль  одноклеточных  животных  в  природе  и  жизни  человека.

Различать  на живых  объектах  и таблицах  беспозвоночных  животных, в  том  числе  опасных  для  человека. Сравнивать  представителей  беспозвоночных  животных. Приводить  доказательства  необходимости  профилактики  заболеваний, вызываемых  беспозвоночными  животными. Объяснять  роль  беспозвоночных  животных  в  природе  и  жизни  человека.

Различать  на живых  объектах  и таблицах   холоднокровных позвоночных  животных, в  том  числе  опасных  для  человека. Сравнивать  представителей  холоднокровных  позвоночных животных.Объяснять  роль   рыб, земноводных  и  пресмыкающихся   животных  в  природе  и  жизни  человека.

Различать  на живых  объектах  и таблицах   теплокровных  позвоночных  животных, в  том  числе  опасных  для  человека. Сравнивать  представителей  теплокровных  позвоночных животных.Объяснять  роль   птиц  и  млекопитающих   животных  в  природе  и  жизни  человека.

Информацию  о  живой  природе  в  научно-популярной  литературе, биологических  словарях  и  справочниках, систематизировать  и  анализировать, оценивать  информацию. Предоставлять  информацию  в  виде  сообщений  и  презентаций.

Демонстрации:

таблицы  и  модели

«Жизненные  формы  растений», «Ядовитые  растения», «Охраняемые  растения», гербарии

Демонстрации:

таблицы  и  модели

«Жизненные  формы  растений», «Водоросли», гербарии

Демонстрации:

таблицы  и  модели

«Лишайники», гербарии

Демонстрации:

таблицы  и  модели

«Мхи», «Папоротники», «Хвощ», «Жизненные  циклы», гербарии

Демонстрации:

таблицы  и  модели

«Строение  хвои», «Хвойные  растения», «Строение  шишки», гербарии

Демонстрации:

таблицы  и  модели

«Покрытосеменные  растения», «Вегетативные  органы  цветкового  растения», «Строение  цветка», гербарии

Лабораторная  работа  №11

«Строение  цветкового  растения»

Демонстрации:

таблицы  и  модели

«Происхождение  животных», «Систематика  животных», «Многообразие  животных»

Демонстрации:

таблицы  и  модели

«Одноклеточные  животные», «Классификация  одноклеточных», «Многообразие  одноклеточных»

Демонстрации:

таблицы  и  модели

«Многообразие  беспозвоночных», «Строение  кишечнополостных», «Черви», «Моллюски», «Членистоногие»

Демонстрации:

таблицы  и  модели

«Строение  и  многообразие  рыб», «Строение  и  многообразие  земноводных», «Строение  и  многообразие  пресмыкающихся»  

Демонстрации:

таблицы  и  модели

«Строение  и  многообразие  птиц», «Строение  и  многообразие  млекопитающих»

Демонстрации:

таблицы  и  модели

П. 13

П. 14

П. 15

П. 16

П. 17

П. 18

П. 18

П.20

П.21

П.21

Повт.

По  тетр.

4.Резервное  время

(1  час)

Лабораторные  работы – 6

Контрольная  работа – 2

Экскурсия  - 1

Практическая  работа - 1

Резервное  время  - 1  час



Предварительный просмотр:


Рабочее  календарно-тематическое  планирование

по  биологии  6  классы

2013/2014  учебный  год

Учебник –  В.В.Пасечник, С.В.Суматохин,  Г.С.Калинова  «Биология»  Москва  2012  год

За  год – 35  часов (1  час  в  неделю)

Содержание  программы

Количество  часов

                Тематическое

                планирование

Характеристика  основных  видов  деятельности  обучающегося

   Плановые

      сроки

Формы  и  средства  контроля

Практическая

        часть  

    программы

Домашнее  задание

1.Жизнедеятельность  организмов  (16  часов)

Процессы  жизнедеятельности  организмов. Обмен  веществ. Составные  компоненты  обмена  веществ. Использование  энергии  организмами.

Питание. Способы  питания  организмов. Автотрофные  и  гетеротрофные  организмы. Почвенное  питание  растений. Корень, его  строение  и  функции. Поглощение  воды  и  минеральных  веществ.

Управление  почвенным  питание  растений. Удобрения  минеральные  и  органические. Способы, сроки  и  дозы  внесения  удобрений. Меры  охраны  природной  среды.

Фотосинтез Хлоропласты, хлорофилл, их  роль  в  фотосинтезе. Управление  фотосинтезом.

Значение  фотосинтеза. Роль  растений  в  образовании  и  накоплении  органических  веществ  и  кислорода  на  Земле. Проблема  загрязнения  воздуха.

Питание  бактерий  и  грибов. Грибы  сапрофиты  и  паразиты. Симбиоз  у  бактерий  и  грибов.

Гетеротрофное  питание. Питание  животных. Способы  добычи  пищи  животными. Растительноядные  животные.

Плотоядные  и  всеядные  животные, особенности  питания  и  добывания  пищи. Хищные  растения.

Дыхание  как  компонент  обмена  веществ, его  роль  в  жизни  организмов. Значение  кислорода  в  процессе  дыхания. Органы  дыхания  у  животных.

Дыхание  растений, его  сущность. Роль  устьиц, чечевичек  и  межклетников  газообмене  у  растений. Применение  знаний  о  дыхании  при  выращивании  и хранении  растений.

Передвижение  веществ  у  растений. Проводящая  функция  стебля. Передвижение  воды, минеральных   и  органических  веществ. Запасание  веществ. Защита  растений  от  повреждений.

Передвижение  веществ  у  животных. Кровь, её  состав, функции  и  значение. Кровеносная  система  животных, органы  кровеносной  системы. Роль  гемолимфы  и  крови  в  транспорте  веществ.

Образование  конечных  продуктов  обмена  веществ. Выделение  из  организма  продуктов  жизнедеятельности. Выделение  у  растений. Листопад.

Удаление  продуктов  обмена  веществ  у  животного  через  жабры, кожу. Лёгкие, почки. Особенности.

1.Обмен  веществ – главный  признак  жизни.

2. Почвенное  питание  растений.

3. Удобрения.

4. Фотосинтез.

5. Значение  фотосинтеза.

6. Питание  бактерий  и  грибов.

7.Гетеротрофное  питание. Растительноядные  животные.

8. Плотоядные  и  всеядные  животные. Хищные  растения.

9. Контрольно - обощающий  урок.

Контрольная  работа    №1  по  темам  «Обмен  веществ. Фотосинтез. Питание  живых  организмов»

10. Газообмен  между  организмом  и  средой. Дыхание  животных.

11.Дыхание  растений.

12.Передвижение  веществ  в  организмах. Передвижение  веществ  у  растений.

13. Передвижение  веществ  у  животных.

14. Освобождение  организма  от  вредных  продуктов  жизнедеятельности. Выделение  у  растений.

15. Выделение  у  животных.

16. Контрольно - обобщающий  урок.

Контрольная  работа  №2  по  темам

«Дыхание. Передвижение  веществ. Выделение»

Выделять  существенные  признаки  обмена  веществ. Обосновывать  значение  энергии  для  живых  организмов. Доказывать  родство  живых  организмов  и  единство  органического  мира.

Выделять  существенные  признаки  почвенного  питания  растений. Объяснить  роль  питания  в  процессах  обмена  веществ. Ставить  биологические  эксперименты  по  изучению  процессов  жизнедеятельности  организмов  и  объяснять  результаты.

Объяснять  необходимость  пополнения  запаса  питательных  веществ  в  почве  путём  внесения  удобрений. Оценивать  вред, наносимый  окружающей  среде  использованием  значительных  доз  удобрений. Приводить  аргументацию  необходимости  защиты  окружающей  среды.

Выявлять  приспособленность  растений  к  использованию  света  в  процессе  фотосинтеза. Определять  условия  протекания  фотосинтеза.

Объяснять  значение  фотосинтеза  и  роль  растений  в  природе  и  жизни  человека. Приводить  доказательства  необходимости  охраны  воздуха  от  загрязнений. Подбирать  и  систематизировать  информацию, строить  поисковый  запрос  по  изучаемой  теме. Представлять  информацию  в  идее  презентаций  и  сообщений.

Определять  особенности  питания  бактерий  и  грибов. Объяснять  роль  бактерий  в  природе  и  жизни  человека.

Определять  особенности  питания  и  способы  добывания  пищи  растительноядными  животными.

Определять  особенности  питания  и  способы  добывания  пищи  плотоядными  и  всеядными   животными, хищными  растениями. Различать  животных  по  способу  добывания  пищи.

Обобщение, повторение, контроль  знаний.

Выделять  существенные  признаки  дыхания. Объяснять  роль  дыхания  в  обмене  веществ. Объяснять  значение  кислорода  в  процессе  дыхания. Определять  роль  дыхания  в  жизни  организмов.

Выделять  существенные  признаки  дыхания. Объяснять  роль  дыхания  в  обмене  веществ. Объяснять  значение  кислорода  в  процессе  дыхания. Определять  сходство  и  различия  в  процессах  дыхания  у  растений  и  животных. Применять  знания  о  дыхании  в  процессе  выращивания  растений  и  хранения  урожая. Ставить  биологические  эксперименты  по  изучению  процессов  жизнедеятельности  организмов  и  объяснять  их  результаты.

Объяснять  роль  транспорта  веществ   в    процессе  обмена  веществ. Объяснять  значение  проводящей  функции  стебля.. Объяснять  особенности  передвижения  воды, минеральных, органических  веществ  в  растениях. Ставить  биологические  эксперименты  по  изучению  процессов  жизнедеятельности  организмов  и  объяснять  их  результаты..

Объяснять  особенности  передвижения  веществ  в  организме  животных. Определять  особенности  передвижения  веществ  в  жизни  организмов.

 Определять  существенные  признаки  выделения. Объяснять  Контрольная  работа  №2  роль  выделения  в  процессе  обмена  веществ. Определять  значение  выделения  в  жизни  организмов.

Определять  существенные  признаки  выделения  у  животных. Объяснять  роль  выделения  в  процессе  обмена  веществ  у  животных. Определять  значение  выделения  в  жизни  животных.

Обобщение, повторение, контроль  знаний.

Контрольная  работа  №1

Контрольная  работа  №2

Демонстрации:

таблицы  и  модели

«Методы познания живой  природы»

Демонстрации:

таблицы  и  модели  «Строение  и  функции  корня»,

лабораторный  опыт  «Поглощение  воды  корнем»

Демонстрации:

таблицы  и  модели  «Строение  и  функции  корня»

 

Демонстрации:

таблицы  и  модели

«Строение  листа», «Фотосинтез»

Демонстрации:

таблицы  и  модели

«Строение  листа», «Фотосинтез»

Демонстрации:

таблицы  и  модели

«Бактерии», «Грибы»

Демонстрации:

таблицы  и  модели

«Растительноядные  животные»

Демонстрации:

таблицы  и  модели

«Хищные  животные», «Хищные  растения»

Демонстрации:

таблицы  и  модели

«Строение  листа», «Фотосинтез», «Дыхание  растений», «Дыхание  животных»

Демонстрации:

таблицы  и  модели

«Строение  листа», «Дыхание  растений»

лабораторный  опыт  «Выделение  углекислого  газа  при  дыхании»

Демонстрации:

таблицы  и  модели

«Передвижение  веществ  по  стеблю»

лабораторный  опыт  «Передвижение  веществ  по  побегу  растения»

Демонстрации:

таблицы  и  модели

«Строение  кровеносной  системы  животных», «Строение  сердца»

Демонстрации:

таблицы  и  модели

«Строение  листа», «Фотосинтез»

Демонстрации:

таблицы  и  модели

«Выделительная  система  животных»

     

п.23

п.24

п.25

п.26

п.26

П.27

П. 28

П. 28

Повт.

П.29

П.29

П.30

П.31

П.32

П.32

Повт.

2. Размножение, рост  и  развитие  организмов

( 5  часов)

Размножение  организмов, его  роль  в  преемственности  поколений. Способы  размножения. Бесполое  размножение  растений  и  животных.

Особенности  полового  размножения. Половые  клетки. Оплодотворение. Цветок – орган  полового  размножения  растений. Его  строение  и  функции. Опыление. Усложнение  полового размножения  в  процессе  исторического  развития.

Рост  и  развитие – свойство  живых  организмов. Индивидуальное  развитие. Причины  роста  организмов.

Влияние  табакокурения, употребления   алкоголя  и  наркотических  веществ  на  индивидуальное  развитие  и  здоровье  человека.

17. Размножение  организмов, его  значение. Бесполое  размножение.

18. Половое  размножение.

19.  Рост  и  развитие – свойство  живых  организмов. Индивидуальное  развитие.

20. Влияние  вредных  привычек  на  индивидуальное  развитие  и  здоровье  человека.

21. Контрольно - обобщающий  урок.

Контрольная  работа  №3  по  темам  «Размножение  организмов. Рост  и  развитие  организмов»

Определять  значение  размножения  в  жизни  организмов. Объяснять  роль   размножения.   Определять   особенности  бесполого  размножения. Ставить  биологические  эксперименты  по  изучению  вегетативного  размножения  организмов  и  объяснять  их  результаты.

Характеризовать  особенности  полового  размножения. Объяснять  значение  полового  размножения  для  потомства  и  эволюции  органического  мира.

Характеризовать  особенности  процессов  роста  и  развития  у  растений  и  животных. Определять  возраст  деревьев  по  годичным  кольцам. Проводить  наблюдения  за  ростом  и  развитием  организмов.

Объяснять, в  чём  состоит  опасность  табакокурения, употребления  алкоголя  и  наркотических  веществ    для  индивидуального  развития  и  здоровья  человека.

Обобщение, повторение, контроль  знаний.

Контрольная  работа  №3

Демонстрации:

таблицы  и  модели

«Бесполое (вегетативное) размножение»

таблицы, лупы, микроскоп

Лабораторная  работа  №1  «Вегетативное  размножение  комнатных  растений»

Демонстрации:

«Бесполое (вегетативное) размножение»

«Половое  размножение»

Демонстрации:

таблицы  и  модели

«Рост  и  развитие  растений»

Лабораторный  опыт  «Определение  возраста  дерева  (ствола  или  ветки)  по  спилу»

Демонстрации:

таблицы  и  модели

«Вред  табакокурения», «Влияние  алкоголя  на  здоровье  человека»

    п.33

п.34

п.35

п.34

Повт.

3. Регуляция  жизнедеятельности    организмов

( 7  часов)

 Раздражимость – свойство  живых  организмов. Реакция  растений  и  животных  на  изменения  в  окружающей  среде. Биоритмы  в  жизни  организмов.

Биологические  вещества – гормоны. Гормональная  и  гуморальная  регуляция.  Эндокринная  система, её  роль  в  гуморальной  регуляции.

Общее  представление  о  нервной  системе. Нейрон. Рефлекс. Нейрогуморальная  регуляция.

Поведение, двигательная  активность  у  растений. Виды  поведения  животных.

Движение – свойства  живых  организмов. Многообразие  способов  движения  организмов. Движение  у  растений. Передвижения  животных.

 Целостность  организма. Взаимосвязь  клеток. Тканей, органов  в  многоклеточном  организме.

Подведение  итогов  за  год. Летние  задания.

22. Способность  организмов  воспринимать  воздействия  внешней  среды  и  реагировать  на  них.

23. Гуморальная  регуляции  жизнедеятельности  организмов.

24. Нейрогуморальная  регуляция  жизнедеятельности  многоклеточных  животных.

25. Поведение  организмов.

26. Движение  организмов.

27.Организм – единое  целое.

28. Контроль - обобщающий  урок.

Контрольная  работа  №4  по  темам  «Регуляция  жизнедеятельности  организмов. Поведение. Движение»

Выделять существенные признаки процессов  регуляции  жизнедеятельности  организма. Объяснять  согласованность  всех  процессов  жизнедеятельности  в  любом  живом  организме. Описывать  реакции  растений   животных  на  изменения  в  окружающей  среде.

Характеризовать  особенности  гуморальной  регуляции  процессов  жизнедеятельности  у  различных  организмов. Объяснять  роль  эндокринной  системы  в  регуляции  процессов  жизнедеятельности  организмов.

Характеризовать  роль  нервной  системы  в  регуляции  процессов  жизнедеятельности  у  животных. Объяснять  особенности  нейрогуморальной  регуляции  процессов  жизнедеятельности  у  многоклеточных  животных. Объяснять  значение  саморегуляции  физиологических  процессов  в  организме.

Объяснять  значение  поведения  в  жизни  организмов. Наблюдать  и  описывать  поведение  животных.

Наблюдать  и  описывать  движение  организмов. Устанавливать  взаимосвязь  между  средой  обитания  и  способом  передвижения  животных.

Выявлять  взаимосвязи  между  особенностями  строения  клеток, тканей, органов, систем  органов  и  их  функциями.

Объяснять  взаимосвязь  организмов  в  природе. Обсуждать  планы  выполнения  летних  заданий.

Контрольная  работа  №4

Демонстрации:

таблицы  и  модели

Демонстрации:

таблицы  и  модели

«Эндокринная  система», «Нервная  система»

Демонстрации:

таблицы  и  модели

«Нервная  система  человека» , «Эволюция  нервной  системы»

Лабораторная  работа  №2

«Изучение  реакции  аквариумных  рыб  на  раздражители  и  формирование  у  них  рефлексов»

Демонстрации:

таблицы  и  модели

«Поведение  животных»

Демонстрации:

таблицы  и  модели

«Движения  растений», «Способы  передвижения  животных»

Демонстрации:

таблицы  и  модели

«Уровни  организации  жизни»,  «Клетка», «Ткани», «Системы  органов»  

   п.36

п.37

п.38

п.39

п.40

п.41

Повт.

4.Резервное  время

(7  часов)

Лабораторные  работы – 2

Контрольная  работа – 4

Резервное  время  - 7  часов