Дистанционный курс по биологии. Тема "Обмен веществ"
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (9 класс) по теме

Комарова Мария Дмитриевна

Дистанционный курс разработан для обучающихся 9 класса с целью обобщения и систематизации материала при подготовке к государственной итоговой аттестации. В первом блоке представлен теоретический материал, а также 3 презентации по данной теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon obmen_veshchestv.zip2.62 МБ

Предварительный просмотр:

Материал для обобщения знаний по теме, подготовки к ГИА и ЕГЭ.

Обмен веществ и энергии в клетке

После изучения  § 8-11. Учебник  И.Н.Пономарева Основы общей биологии.9 класс

                                          М.: Вентана – Графф.

 

Понятия

Характеристика

Обмен веществ и

Энергии.

Метаболизм

Совокупность реакций синтеза и распада, протекающих в организме, связанных с выделением или поглощением энергии.

Энергетический обмен. Катаболизм.

Диссимиляция.

Реакции распада и окисления органических веществ, связанных с выделением энергии и синтезом молекул АТФ.

Пластический обмен. Анаболизм.

Ассимиляция.

Совокупность реакций синтеза органических веществ, сопровождающихся поглощением энергии за счет распада молекул АТФ.

Первичный синтез  органических  ве-

ществ. Фотосинтез.

 Процесс, протекающий в растениях за счет энергии солнечного света. Из неорганических веществ – воды и углекислого газа – происходит синтез органических веществ

АТФ

Основное вещество в процессе обмена веществ, в котором запасается энергия, выделяющаяся при распаде и окислении органических веществ. В процессе синтеза молекулы АТФ разрушаются, а энергия в них, расходуется на синтез новых органических веществ.

                                             Обмен веществ и энергии.(Метаболизм)

Пластический                                                                                             Энергетический

(Анаболизм)                                                                                                    (Катаболизм)

1.Фотосинтез                                                                                            

2. Биосинтез белка

                                             

                                        Энергетический обмен

1Подготовительный этап -  расщепление высокомолекулярных органических веществ до низкомолекулярных. Реакции гидролиза. Процесс протекает в пищеварительном тракте, а на клеточном уровне – в лизосомах. Вся энергия подготовительного этапа расходуется в виде тепла

Белки +Н2О – аминокислоты + Q

Жиры + Н2О – глицерин + жирные высшие кислоты + Q

Полисахариды +Н2О -  глюкоза + Q

(Крахмал, гликоген)

II этап. Гликолиз – бескислородный этап, протекает в цитоплазме. Молочнокислое брожение.

Спиртовое  брожение

С 6Н 12О6               2 С3Н6 О3

                           2АТФ

С 6Н 12О6               2С2Н5ОН + 2 СО2

                   2 АТФ

IIIэтап. Биологическое окисление, дыхание, протекает при участии кислорода.

Протекает в митохондриях. В матриксе --- образование СО2.

На кристах ----окисление водорода, образование воды, синтез АТФ.

2 С3Н6О3 + 6 О2            6СО2 + 6 Н2О

                            36 АТФ

Общее уравнение

С 6Н 12О6   + 6 О2                6СО2 +  6 Н2О  

                              38 АТФ    

         

Фотосинтез

Процесс характерен для растений. Протекает в хлоропластах.

   Солнечный свет            Н2О                                СО2

О2

Световая фаза

Фотолиз воды

На гранах хлоропластов

 Н                      АТФ

 

Темновая фаза

Фиксация углерода

Синтез глюкозы в строме хлоропластов

Глюкоза

С 6Н 12О6

 

                                                 

            Солнечный                                  1/2О2

                   Свет             2е

                                                Н2О                           2Н+

Мембрана                                                                                                          2АДФ

Тилакоида               Хлорофилл             2е                Е

Строма хлоропласта                                       НАДФ+                     НАДФ.2Н         2АТФ  

В строме хлоропластов протекают циклические реакции, в результате которых образуется глюкоза:

6СО2 + НАДФ.2Н + «АТФ                 С 6Н 12О6 + НАДФ+ + 2АДФ

                                    Общее уравнение

                                   

6СО2 + Н2О                     С6Н12О6  + 6О2    

Основные события световой фазы фотосинтеза:

  1. Возбуждение электронов хлорофилла световой энергией  
  2. Расходование энергии «возбужденных» электронов на синтез АТФ и других сложных органических молекул – носителей энергии.
  3. Фотолиз молекул воды (расщепление их под действием света, в конечном итоге – до катионов водорода и молекул кислорода). Кислород покидает клетки растений и уходит в атмосферу.
  4. Катионы водорода (протоны) соединяются с молекулами переносчиками водорода – НАДФ. После захвата водорода НАДФ превращается в НАДФ.Н

Основные события темновой фазы фотосинтеза:

  1. Осуществляется связывание углекислого газа, водорода и энергии запасенной в молекулах АТФ, в органические соединения ( например, углеводы).

Задание. Решите задачу. В процессе диссимиляции произошло расщепление 7 моль глюкозы, из которых полному ( кислородному) расщеплению подверглись только 2 моль.

Определите:

  1. Сколько моль молочной кислоты и углекислого газа при этом образовалось?
  2. Сколько моль АТФ при этом синтезировано?
  3. Сколько энергии и в какой форме аккумулировано в этих молекулах АТФ?
  4.  Сколько моль кислорода израсходовано на окисление молочной кислоты?

                              Генетический код

Свойства кода

Характеристики

Код триплетен

Каждой аминокислоте соответствует сочетание из 3-х нуклеотидов

Код однозначен

Каждый триплетный код соответствует только одной аминокислоте

Код вырожден, или множественен

Каждая аминокислота имеет более, чем 1 код

Код универсален

Все живые организмы имеют одинаковый код аминокислот

Код непрерывен

Между кодами нет промежутков. Всего 64 кода; из них 61 – смысловой, то есть соответствует аминокислотам; а 3 кода – стоп-коды, которые не соответствуют аминокислотам, а заполняют промежутки между генами.

                         

                                                  Биосинтез белка                                  

              Транскрипция в ядре

I.ДНК                                                синтез  иРНК                                          

II. иРНК                                                   трансляция

    Рибосомы                                                                                                синтез   белка                                      

тРНК + аминокислота                        на гранулярной ЭПС

Этапы синтеза

                        Характеристика

1.Транскрипция

Биосинтез всех видов РНК на матрице ДНК. Протекает в ядре в синтетическую фазу. Синтез идет только на одной цепи ДНК. В зависимости от генов синтезируются различные иРНК и 20 разновидностей тРНК, соответствующие 20 аминокислотам.

2.Трансляция

 

А)Образование комплекса

Рибосома – тРНК

Б) Активирование

Аминокислот

В) Собственно синтез белка

Г) Окончание синтеза

 Синтез полипептидных цепей белка, осуществляемый на рибосомах, иРНК является посредником в передаче информации о структуре белка

Происходит соединение иРНК с 2-мя субединицами рибосомы и образование комплекса

Каждая аминокислота соединяется со своей тРНК, антикодон которой соответствует кодону иРНК. Присоединение идет за счет энергии АТФ. тРНК переносит аминокислоты к месту синтеза на рибосомы.

тРНК с аминокислотами по принципу комплементарности соединяются с иРНК и входят в рибосому. В пептидном центре происходит освобождение аминокислоты от тРНК и образование пептидной связи между предыдущей и последующей аминокислотой, иРНК каждый раз продвигается на один триплет, внося в рибосому тРНК с аминокислотой, а вынося свободную тРНК

Синтез заканчивается, когда на иРНК начинаются бессмысленные кодоны ( набор 3-х стоп-кодов  УАА, УГА, УАГ). Рибосомы соскакивают с иРНК и распадаются на 2 субъединицы. Полипептидная цепь одновременно снимается с рибосомы и поступает внутрь ЭПС, где дозревает и приобретает все структуры белка

Задание.

  1. Какая последовательность аминокислот зашифрована в и-РНК

А –Г –Ц –Ц –А –А –Ц –А –Г –Ц –Ц –А

2.Участок гена имеет такую последовательность нуклеотидов:

ТТТ – ТАЦ – АЦА – ТГТ – ЦАГ.

Определите последовательность нуклеотидов и-РНК и последовательность аминокислот в белковой молекуле, которая синтезируется под контролем этого гена.

Литература.

1А.И. Никишов и др. Биология в таблицах для 6-11 классов ИЛЕКСА Москва 1997

2.А.В.Кулиев Общая биология 11 класс Санкт – Петербург «Паритет» 2001

3. А.Ю. Гаврилова Биология 10 класс Поурочные планы Волгоград 2006

4. Ресурсы Интернета

380fcd5f21388021f6fabfcc331197cd

992989e60e0e08bf42016226529a7f63 – 1ppt


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционная форма обучения. Тест "Обмен веществ и энергии"

Тест для проверки усвоения материала по теме : "Обмен веществ и энергии"....

программа дистанционного курса по биологии 11 класса

данный курс рассчитан на учащихся 11 класса по теме "История эволюционных учений"...

Итоговая работа по дистанционным курсам на тему "Опыт использования игр в образовательной практике учителя биологии"

Работа содержит описание четырёх игр, которые можно применять на уроках. Данная работа была выполнена после обучения на дистанционных курсах по теме "Использование игр на уроках биологии"....

Методическая разработка "Модель учебного дистанционного курса «Решение тригонометрических задач» в системе дистанционного обучения MOODLE"

               Разработанный учебный курс ««Решение тригонометрических задач» предполагает реализацию в системе дистанционного обучения MOODLE, рекомендо...

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА по итогам прохождения очно-дистанционных курсов повышения квалификации учителей биологии по теме «Современный урок как средство реализации новых образовательных технологий при переходе на новые ФГОС ООО». (26.01.15-12.02.15 г. Краснода

Стремительные социально-экономические преобразования, которые произошли в обществе за последние десятилетия, кардинально изменили не только условия жизни людей, но и образовательную ситуацию. С 1 сент...

Программа дистанционного курса по подготовке к ОГЭ по биологии.

Программа дистанционного курса по подготовке обучающихся к ОГЭ по биологии....

Дистанционные курсы по навыкам 21 века и функциональной грамотности (авторские курсы): Дистанционный курс "Прокачай креатив", Дистанционный курс "Время читать", Дистанционный курс "Дела житейские".

Функциональная грамотность уже давно перестала быть для образования просто критерием измерения результатов обучения. На сегодня, развитие таких составляющих функциональной грамотности, как финанс...