"Влияние перцептивной модальности на качество знаний и успеваемости".
статья по биологии по теме

Ольга Михайловна Овчаренко

Особенности восприятия, таких как, сенсорная система или модальность. Как лучше использовать ведущий канал восприятия ребенка для повышения качества знаний и успеваемости на уроках.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №391 Красносельского района Санкт-Петербурга

Автор статьи:

учитель биологии

Овчаренко О.М.

«Влияние перцептивной модальности на качество знаний и успеваемости».

Давайте поговорим о такой особенности восприятия, как ведущая сенсорная система или модальность. Существует три типа модальности: визуал, аудиал, кинестетик и восприятие материала идёт в соответствии с типом. Для визуалов вся информация должна быть представлена в картинках, таблицах, схемах и диаграммах. Такие учащиеся предпочитают читать текст сами, чем слушать устное объяснение учителя. Кинестетики же лучше воспринимают информацию во время практической деятельности (выполнение иллюстраций, лепка, сбор гербария, лабораторная работа и т.д.). Аудиалы должны обучаться при использовании лингафонной системы и лекционных методов!

Для визуалов необходимо хорошее освещение рабочего стола, в сумерках или при плохом освещении у них снижается работоспособность. Аудиалы должны обучаться в условиях тишины, незначительный шум в классе мешает им усваивать информацию. Кинестетикам необходим комфорт, тесная обувь или низкая температура в классе негативно влияет на протекание у них познавательных процессов.

В реальной школьной практике учитель должен обладать гибким стилем преподавания, включающим множество поведенческих реакций, воздействующих на зрительную, аудиальную, кинестетическую сенсорные системы. Только воздействуя на разные сенсорные системы, меняя тон голоса и модальность употребляемых слов, выражение лица, жесты, вызывая определенные эмоции и переживания, можно добиться взаимопонимания и личностного контакта с каждым учеником.

Многосенсорное представление информации на уроке позволяет учащимся получать ее, используя свой ведущий канал восприятия, и развивать другие модальности. Учителю необходимо помнить:

  • Работая с учеником  - визуалом, нужно использовать слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение с высокой скоростью смены деятельности. Выделять цветом различные пункты или аспекты содержания. Записывать действия, использовать схемы, таблицы, наглядные пособия. Ключевые слова визуальной модальности: видеть, наблюдать, смотреть, сфокусировать, мелькать, перспектива, картина, ракурс, отчетливо, ярко, туманно и т.д.
  • Работая с учеником – кинестетиком, необходимо использовать жесты и прикосновения, помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти. Чем больше преувеличений, тем лучше они запомнят материал. Позволяйте им «играть» роль различных частей вашей информации. Учителю можно отражать телом ритм метронома (головой). Ключевые слова кинестетической модальности: чувствовать, ощущать, притрагиваться, хватать, гладкий, шероховатый, холодный и т.д.
  • Работая с учеником – аудиалом, необходимо использовать вариации голоса (громкость, высота, паузы). Ключевые слова аудиальной модальности: слышать, звучать, настраивать, кричать, оглушить, скрипеть, звенеть, скрежетать, согласовывать, громкий и т.д.

Учитель и ученики неточно понимают друг друга, если обмениваются информацией в терминах разных модальностей. Использование же одной общей модальности способно обеспечить доверительные отношения автоматически, на подсознательном уровне. Кроме того, учитель может использовать нейтральные слова, подходящие к любой модальности: думать, знать, понимать, воспринимать, помнить, верить, уважительный, изменчивый и т.д.

Работа в трех модальностях восприятия возможна абсолютно на всех уроках. Необходимо учитывать проявления ведущей модальности каждого конкретного ученика. Например, нельзя заставлять кинестетика сидеть на уроке неподвижно, так как во время движения у него идет более прочное запоминание материала. Визуалу необходимо разрешить иметь на уроке листок, на котором он в процессе запоминания может чертить, штриховать, рисовать и т.д. Аудиалу нельзя делать замечания, когда он в процессе выполнения сложного задания издает звуки, шевелит губами. Без этого он не может справиться с заданием.

Замечания ученикам необходимо делать на их языке: визуалу – покачать головой, погрозить пальцем; кинестетику – положить руку на плечо, легко похлопать по нему; аудиалу – сказать шепотом: «Ш-ш-ш».

Диагностика доминирующей перцептивной модальности проводилась с использованием теста С. Ефремцева. В анализируемой группе детей по ведущему типу модальности выявляется следующее: 9 кинестетиков, 9 визуалов, 5 аудиалов. В моем классе много кинестетиков, для которых стиль большинства уроков является «затруднительным» для их сенсорной системы, особенно для мальчиков, поскольку спокойно сидеть на уроке они могут только 10-15 минут, а урок, как известно, длится 45 минут. Но проблема в том, что многие учителя-предметники забывают об особенностях разных типов модальности и снижают отметки за то, что ребенок, который является кинестетиком, не может спокойно сидеть на стуле или ребенок-визуал рисует во время урока на листочке, или ребенок–аудиал бормочет что-то себе под нос. И только от учителя, его личности и грамотности зависит, будет ли ребенок с любым типом модальности успешен в изучении его предмета. И, конечно, те учителя, которые учитывают проявление всех трех типов модальности, используют на уроках физкультминутки и создают благоприятную обстановку для изучения своего предмета, помогают выдерживать темп урока и запоминать  новую информацию, направляют учебный процесс на успех учащегося. Именно от педагога зависит и качество знаний, и успеваемость ученика, каким бы типом модальности он не обладал. Необходимо помнить, что учение нужно закреплять конечным смыслом и обязательно движением. Это подчеркивал еще И. П. Павлов: «Любая мысль заканчивается движением».

Список литературы:

  1. Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивная организация человека // Познавательные процессы: ощущения, восприятие. М. Педагогика, 1982, с.9-31.
  2. Забродин Ю.М. Процессы принятия решения на сенсорно-перцептивном уровне // Проблемы принятия решений, М.,1976, с.33-55.
  3. Зайнуллин М.В. Модальность как функционально-семантическая категория-Саратов, 1986.
  4. Копина О.С., Суслова Е.А., Заикин Е.В. Экспресс – диагностика уровня психоэмоционального напряжения и его источников // Вопросы психологии, 1995, №3, с.119-132.
  5. Степанов В.Г. Психологические особенности перцептивной деятельности школьников и их учёт в учебно-воспитательной работе //Учебное пособие М.: МОПИ им. Н.К. Крупской, 1989 – с.82.
Resource id #5044

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние алгоритмированного обучения на качество знаний учащихся по химии

Цели и задачи данной работы: раскрыть теорию и практику применения разнообразных алгоритмов, представленных в виде текстовых предписаний, таблиц, блок-схем, текстовых заданий разного типа. Польз...

Влияние самостоятельной работа на качество знаний и развитие познавательной активности учащихся

Как самостоятельная работа влияет на повышение качества знаний и развивает познавательную активность учащихся...

Мониторинг качества знания и успеваемости за три года Самоаттестация учителя

Сводная таблица показателей качества знания и успеваемости за три года. Самоаттестация учителя. Качество знания каждого учащегося...

Мониторинг качества знаний и успеваемости по предмету

предметы: ИЗО,музыка, исскуство, МХК...

Качество знаний и успеваемость моих учеников

Здесь вы можете ознакомиться с процентами успеваемости и качества знаний моих учеников....

Качества знаний и успеваемость обучающихся по русскому языку

Качество знаний учащихся за последние 3 года....

Влияние занятий по внеурочной деятельности на успеваемость и качество знаний учащихся 8 классов по курсу химии средней школы

В статье приводятся результаты мониторинга влияния занятий по внеурочной деятельности на успеваемость и качество знаний учащихся 8 классов по курсу химии средней школы (с 2015 по 2021 учебный гг )...