Урок "Трофические взаимоотношения организмов"
методическая разработка по биологии (11 класс) по теме

Дороненкова Наталья Юрьевна

Комбинированный урок для учащихся 11 классов в теме "Основы экологии".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon troficheskie_vzaimootnosheniya_organizmov.zip1.92 МБ

Предварительный просмотр:

Название работы: УРОК С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ

Автор (авторы): Дороненкова Наталья Юрьевна (e-mail: naturdor@yandex.ru)

Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №10 города Коврова Владимирской области (МБОУ СОШ № 10 г. Коврова)

Предмет: биология,  комбинированный урок

Тема: Трофические взаимоотношения организмов

Продолжительность: 1 урок, 40 минут

Класс: 11 класс

Технологии: ИКТ

Тема урока: «Трофические взаимоотношения организмов»

(11 класс)

Цели урока:

Образовательные:

  • расширить и углубить знания о биотических факторах среды на основе изучения пищевых взаимоотношений организмов;
  • определить влияние взаимоотношений между организмами на биологическое разнообразие и равновесие в экологической системе.

Воспитательные:

- экологическое воспитание учащихся через определение роли функциональных групп организмов в биогеоценозе;

 - показать практическую значимость полученных знаний для объяснения правила экологической пирамиды.

Развивающие:

- развитие познавательных процессов при объяснении взаимосвязи живых организмов;

- развитие навыков самостоятельной деятельности, познавательного интереса при решении проблемных задач;

- продолжить развитие интеллектуальных умений и навыков (сравнивать, систематизировать, обобщать).

Наглядные пособия:

Таблица «Пищевые взаимоотношения в пресном водоеме», таблица «Биогеоценоз дубравы», презентация.

Ход урока:

1. Организационный момент [Слайд 2]

2. Контроль [Слайд 3]

2.1. Беседа.

  • Что такое экологический фактор?
  • Какие виды факторов вам известны?
  • Дайте определение биотических факторов.
  • На какие три группы можно разделить взаимоотношения организмов?
  • Перечислите симбиотические взаимоотношения?
  • Антибиотические?
  • Нейтральные?
  • Какие отношения относят к нейтрализму?

  1. Индивидуальный опрос: Антибиотические взаимоотношения.
  2. Самостоятельная работа класса:

Заполните таблицу «Симбиотические взаимоотношения организмов»

Вид взаимоотношений

Характеристика

Примеры

 

3. Изучение нового материала

3.1. Актуализация знаний:

Типы питания организмов. (Беседа). [Слайд 4]

  • Какие типы питания организмов существуют в природе?
  • На чем основано это деление?
  • На какие группы делятся автотрофные организмы по источнику энергии?
  • Какова пищевая специализация гетеротрофов?

Запишите схему «Типы питания организмов» в тетрадь. Приведите по два примера организмов к каждой группе [Слайд 5]

Типы питания организмов

Автотрофный                             Гетеротрофный                           Миксотрофный

-фотоавтотрофы                         -паразиты

-хемоавтотрофы                          -сапрофиты

                                                      -хищники

                                                      -травоядные

3.1. Пищевая структура сообщества. (Объяснение). [Слайд 6]

В зависимости от типа питания организм входит в определенную группу в пищевой структуре сообщества.

Введение понятий:

-продуценты;

-консументы;

- консументы первого порядка;

-консументы второго порядка;

- редуценты. [6]

3.2. Пищевая цепь. (Объяснение). [Слайды 7,8,9]

Пищевая цепь – передача вещества и энергии в пищевых взаимоотношениях.

Пример цепи: яблоко       гусеница        иволга      орел.    

Трофический уровень – одно звено в цепи питания, представленное продуцентом, консументом или редуцентом.

3.3. Виды цепей. (Работа со схемой). [Слайды 10, 11]

Виды пищевых цепей. [2]

Пастбищная (Цепь «выедания»)                             Детритная (Цепь «разложения)

поток энергии от продуцентов                                    поток энергии от мертвого

через консументы.                                                          органического вещества

                                                                                          через систему редуцентов.

Общая схема:

растение травоядное животное                                растительные и животные               хищник                                                                            остатки  сапрофиты

Пример:

фитопланктон зоопланктон                                         растительные остатки

мирные рыбы хищные рыбы                         дождевой червь бактерии                         человек                                                                                 гниения

                                             

Проблемный вопрос: Установлено, что число трофических уровней от 3 до 5. Почему число трофических уровней в пищевой цепи ограничено? [Слайд 11]

Правило экологической пирамиды: каждый последующий пищевой уровень имеет массу в 10 раз меньшую. [Слайд 12]

3.4. Пищевые сети. (Рассказ с элементами беседы, демонстрация таблиц).

Каждый организм может использовать для питания различные источники. (Демонстрация таблиц). Поэтому  в экосистеме наблюдаются пищевые сети.

Пищевые сети  - вся совокупность пищевых взаимоотношений между организмами в экосистеме. Заменяемость трофических звеньев определяет устойчивость биогеоценоза, так как в данном случае пищевая цепь – основа биогенного круговорота веществ.

  • Какова роль продуцентов в круговороте веществ?
  • Консументов?
  • Редуцентов?

Чем больше биологическое разнообразие, тем устойчивее биогеоценоз, так как большая взаимозаменяемость пищевых звеньев. Пищевые взаимоотношения регулируют численность организмов, что является важной характеристикой популяции.

4. Закрепление [Слайд 13]

4.1.  Расшифруйте понятия:

-пищевая цепь

-трофический уровень

-продуцент

-консумент

-редуцент

-пищевая сеть.

Соотнесите понятия стр. 544-545 в учебнике. [6]

4.2. Решите задачу: на основании правила экологической пирамиды определите, сколько потребуется планктона, чтобы выросла одна щука весом 10 кг. (Планктон мелкая рыба щука).

4.3. Составьте по два примера пищевых цепей:

1 вариант – в пресном водоеме;

2 вариант – в дубраве.  

Выводы: [Слайд 14]

-Тип питания организма определяет его положение в пищевой структуре экосистемы.

  • В ней выделяют продуцентов, консументов, редуцентов.
  • Пищевая цепь – это механизм передачи вещества и энергии в пищевых взаимоотношениях.
  • Количество трофических звеньев определяется правилом экологической пирамиды и соответствует 3-5.
  • Устойчивость экосистемы определяется разнообразием пищевых цепей, объединенных в пищевую сеть.

5. Домашнее задание: параграф 17.3.4, соотнесите понятия с. 544-545

[Слайд 15]

Литература

1. Биология. Большой энциклопедический словарь. -  М.: Большая Российская энциклопедия, 2001.

2. Биология/ Ярыгин В.Н., Волков И.Н.-  М.: Медицина, 1987.

3. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. биология для поступающих в вузы.-М.: Оникс, 2010.

4. ЕГЭ – 2011: Биология. Репетитор / Г.И. Лернер. – М.: Эксмо, 2011.

5. Кириленко А.А. Биология. Подготовка к ЕГЭ- 2011. – Ростов н/Д: Легион, 2011.

6. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология. - М.: Высшая школа, 2010.

7. Общая биология: учебник для 10-11 классов школ с углубленным изучением биологии./ Рувинский О.А., Высоцкая Л.В. -  М.: Просвещение, 2000.

8. Фросин В.Н. Готовимся к единому государственному экзамену: Общая биология. - М.: Дрофа, 2003.

9. http://narod.ru

10. http//www.bioloqy.ru

11. http//www.imaqes.yandex.ru

12. http://ekol-ush.narod.ru/02.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация "Взаимоотношения организмов"

Урок экологии с использованием ИКТ по теме: «Взаимоотношение организмов в биоценозе»Информатизация общества в современных условиях предусматривает обязательное применение компьютеров в школьном о...

Урок-презентация "Взаимоотношения организмов"

Урок экологии с использованием ИКТ по теме: «Взаимоотношение организмов в биоценозе»Информатизация общества в современных условиях предусматривает обязательное применение компьютеров в школьном о...

Дифференцированный урок – зачет по экологии в классе естественнонаучного профиля «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ».doc

Дифференцированный зачет по уровням АВС. Предусматривается групповая и индивидуальная работа....

урок биологии в 9 классе. взаимоотношения организмов.

На уроке изучаются типы зваимоотношений между организмами в природе, изучается влияние организмов друг на друга. Учащиеся знакомятся с понятиями: "симбиоз", "нахлебничество", "протокооперация", "хищни...

Биотические взаимоотношения организмов.

Данную презентацию можно использовать при изучении темы"Взаимортношения организмов" .В ней раскрываются типы экологических взаимодействий организмов в природе....

презентация по теме: Взаимоотношения организмов разных видов.

материал для изучения темы в разделе: "Экология" 9кл....

Типы взаимоотношений организмов

Рассмотреть структуру и биотические связи взаимоотношений между организмами...