Рабочая программа по биологии 6 класс. Сырова Н. М. -учитель биологии
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

МОУ "СШИ №2" г. Магнитогорска

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_6_klass.doc599 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «Санаторная школа-интернат №2 для детей,

 нуждающихся в длительном лечении»  города Магнитогорска

Согласовано.                                                                                       Утверждаю.                                                                                                                                                                      

научно-методический совет                                                               директор     Шакина И.И.

протокол  №1 от __27.08.2014 г                                                           ______01.09.2014 г

 

Рабочая программа

учебного предмета «Биология»  для 6 го класса

базовый уровень

разработана Сыровой Н.М.,

учителем биологии высшей категории

Магнитогорск, 2014 г

Содержание.

1. Пояснительная записка:                                                                                             .3…стр.

 1.1. нормативно-правовые документы;

 1.2. общая характеристика предмета, его место в системе наук;

 1.3. основные особенности  рабочей программы, в т.ч.  использования резервных часов;

1.4. цели и задачи учебного курса;

1.5. базовые требования к преподаванию учебного курса, к формированию ОУУН;

1.6.  учебно-тематический план;

1.7.  методические рекомендации и технологические подходы;

1.8.  специфика отражения национальных, региональных, этнокультурных особенностей  (НРЭО) и межпредметных связей;

2. Учебно-методическое обеспечение предмета.                                                         9.стр

3.  Календарно- поурочный план.                                                                                  11.стр

4. Характеристика контрольно-измерительных материалов.                                19 стр

5. Приложение:                                                                                                                  35 стр  

 

5.1 единые требования к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей;  

5.2. нормы оценок;                                                      

5.3. литература;

5.4. перечень цифровых образовательных ресурсов и веб-сайтов Интернет;

5.5. лист коррекции;

1. Пояснительная записка.

1.1. При составлении рабочей программы использовались следующие нормативно-правовые документы:

Рабочая программа составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

  1. Приказ МО и Н РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
  2. Федеральный компонент  государственного стандарта общего образования по биологии (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089)
  3. Письмо МО и Н РФ от 7.07.2005г. №03-1263 «О Примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
  4. Приказ МО и Н РФ от 09.03.2004г. №1312 «Перечень  Примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
  5. Примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по по биологии , рекомендованные письмом Департамента государственной политики в образовании МО и Н РФ от 07.06.2005г. № 03-1263
  6. Программа под редакцией В.В.Пасечника, С.В.Суматохина, Г.С.Калинова, Г.ГШвецова, З.Г.Гапонюк «Биология» (серия « Линия жизни») М «Просвещние»2011 г, рекомендованной МО и Н РФ
  7. Методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании учебного предмета «Биология» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2014-2015 учебном году» от 30.06.  14 №03-02/4959
  8. Методическое письмо Министерства образования и науки Челябинской области «О преподавании учебного предмета «Биология» » в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году» от 18.07.2011г №103/4275
  9. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях» от 31.07.2009 г 103/3404
  10. Приказ МООУ «Санаторная школа-интернат № 2» г.Магнитогорска «О разработке рабочих программ учебных предметов» от 4.09.09 № 101 - ОС
  11. Учебный план МОУ «СШИ №2» на 2014-2015 учебный год.
  12.  Методическое письмо «О проверке и оценивании письменных работ учащихся». // Министерство образования и науки Челябинской области, ЧИППКРО. 2006 г.

СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Министерстве юстиции России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993

.

1.2. Общая характеристика предмета, его место в системе наук.

Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам  высокую биологическую, прежде всего экологическую, природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.

В 6 классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, ее методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений и животных,  получить первоначальные знания о строении и особенностях жизнедеятельности живых организмов,  их разнообразии и взаимосвязях с окружающим миром ,  получить представления о влиянии  деятельности человека на живую природу, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования

1.3. Основные особенности  рабочей программы

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения биологии, которые определены стандартом.   Согласно годовому учебному плану график рабочей программы скорректирован на 34 учебные недели.                                                                      В соответствии с Федеральным базисным планом  в рамках основного общего образования на  изучение курса биологии  в 6 классе выделено 34 часов  и содержит 2 часа свободного учебного времени.                                                                                                                              * Данная рабочая программа и поурочное планирование курса биологии для 6-го класса отражает практику работы школы-интерната № 2 в 6-х классах основной ступени обучения.                                                                                                                                                                *Данная рабочая программа отличается по распределению часовой нагрузки по отдельным темам  авторской  программы по  биологии, разработанной  В В Пасечником и др для 6-го класса серии  «Линия жизни»,  разработанной с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта и базисного учебного плана Челябинской области:

 

Корректировка содержания рабочей программы 

(теоретическая часть)

 (Приложение 14 к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 03.08.09 № 103/3431).

Раздел

Количество часов  по программе Пасечника В.В.

Количество часов  по рабочей  прорамме

Разность часов

Обоснование

Введение

2

1

-1

проводится 1 час Экскурсии  т к увеличивается каникулярное время,

« Клетка-основа строения и жизнедеятельности организмов»

6

5

-1

учащиеся знакомы с компонентами растительной клетки и лишь повторяют и закрепляют учебный материал при проведении лабораторных работ л\р № 2 и  № 3.  

«Разнообразие организмов»

7

8

+1

Дополнительный час используется как урок-практикум для изучения шляпочных и плесневых грибов, вводится дополнительный материал по значению плесневых и шляпочных грибов для человека и влияние их на его здоровье.  

«Регуляция жизнедеятельности организмов»

7

5

-2

Уроки по темам «Поведение» и «Движение организмов» обьединяются в 1 урок, т. к. поведение животных проявляется именно в движении, то тему не следует дробить, материал урока небольшой по содержанию и тема «Организм – единое целое» позволяет систематизировать знания  по данному разделу и провести  итоговый контроль в виде теста за 20 минут.    

Резерв

-

2

+2

Резервное время используется для проведения урока-практикума по теме « Вегетативное размножение  комнатных растений» и экскурсии по теме «Видовое разнообразие местных видов растений и животных и  их приспособления к сезонным изменениям среды», т. е. для закрепления практических знаний по курсу 6-го класса.                                                              

 

         

* Рабочая программа  содержит лабораторные и практические работы, а так же национальный  региональный  компонент, что усиливает  практическую и прикладную направленность  преподавания предмета.                                                                                      

*На уроках используется комплект цифровых образовательных ресурсов по каждой программной теме.  

1.4. Цели и задачи учебного курса.

Овладение системой биологических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучении смежных дисциплин, продолжения образования

Обеспечить высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность

Формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе

Воспитание культуры личности, отношения к биологии как к части общечеловеческой культуры, понимания значимости биологии для сохранения жизни на Земле и процветания человеческой цивилизации

Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

Освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;

Овладение умениями применять биологические знания для обьяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за животными;

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, постановки биологичесих экспериментов, работы с различными источниками информации;

Воспитание позитивного ценностного отношения к природе;

Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными

Продвинутый уровень программы по биологии реализуется за счет усложнения уровня усвоения учащимися учебной информации

1.5. Базовые требования к преподаванию учебного курса, к формированию ОУУН.

В результате изучения биологии на базовом уровне ученики  6 класса должны

 знать:

 строение и функции клетки;

 особенности строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений, животных;

 сведения о таксономических единицах;

 способы размножения бактерий, грибов, растений и животных

 взаимосвязь организмов с факторами среды;

роль бактерий, грибов, животных и растений в природе, значение их в жизни человека, в народном хозяйстве;

уметь:

пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;

вести наблюдения и ставить простейшие опыты с растениями и животными;

проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями, вести фенологический дневник;

ухаживать за растениями и животными, применяя знания по биологии растений и животных;

соблюдать правила поведения в природе;

работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам. Находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем

В процессе обучения у учащихся должны быть сформированы умения общеучебного характера,  учащихся  должны овладеть разнообразными способами деятельности:

  • самостоятельное выполнение заданий и наблюдений по предложенному плану, умение выделять в предложенном тексте ключевые слова, давать описания обьектов,  сравнивать обьекты по заданным критериям и давать их описание, устанавливать соответствие между строением обьекта и его функциями,
  • на творческом уровне:

самостоятельное формулирование определений терминов, высказывание предположений о наблюдаемых процессах,  самостоятельное проведения экспериментов, обобщений, постановки и проведения опытов, наблюдений;

ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи,   использования схем, иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства при ответах на поставленные вопросы;

поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии;

1.6. Учебно-тематический план.

Календарно – тематический план к учебной программе

6 класс

Название раздела

Количество часова автор -ской  програм- мы В. Пасеч- ником и др.

Количество часов

рабочей программы

Количество контрольных работ

Практическая часть

Введение

Биология как наука

2

1

1 тест

(Вводный срез)

1 экскурсия

 1 НРЭО

1 Клетка-основа строения и жизнедеятельности организмов

6

5

Тест 2

3 л/р

2 Разнообразие организмов

7

8

Тест3

2 л/р НРЭО 3

3 Жизнедеятельность организмов

10

10

Тест4

1р/к

4 Размножение, рост и развитие организмов

3

3

1 п/р1 НРЭО

5 Регуляция жизнедеятельности организмов

7

5

Итоговый тест

1 п/р, 1 НРЭО

Резерв

-

2

ИТОГО

35

34

5 тестов

1 экскурсия,

5 л\р. 2 пр р

6 НРЭО

1.7.Методические рекомендации и технологические подходы.

В ходе преподавания биологии в целях реализации личностно-ориентированного подхода в обучении учащихся школы-интерната используются следующие образовательные технологии: модульно-блочные, информационно-коммуникационные, интерактивные; тестовые; уровневой дифференциации и др.

При достижении поставленных образовательных, воспитательных и развивающих целей используются методы обучения: словесные; наглядные; практические; поисковые; исследовательские; репродуктивные.

А также используются различные формы обучения:  ИКТ-презентация, диктант, различные виды самостоятельных работ, тест, урок-конкурс, урок-игра, урок- путешествие.

  •     Уроки - практикумы. Основная задача уроков практических занятий заключается в закреплении и углублении теоретического  и практического материала изложенного на уроке. На основе опроса учащихся и повторения вопросов теории на нескольких уроках учитель добивается того, чтобы все учащиеся усвоили основные вопросы теории на уровне программных требований. Здесь же ведется дифференцированная работа с учетом интереса каждого ученика, вырабатываются умения и навыки.
  •       Используя дидактический материал и другие пособия, проводится самостоятельная или лабораторная работа обучающего характера с последующим обсуждением результатов на этом же уроке, ведется исправление ошибок.
  •          Урок- экскурсия.  При проведении экскурсии учащиеся делится на группы по четыре человека в каждой, в каждой группе выбирается старший ученик, который распределяет обязанности. Каждая группа проводит наблюдения самостоятельно Для получения положительной оценки, учащимся надо знать вопросы теории и ответы, полученные в результате наблюдения
  • Урок- путешествие.  Учитель предлагает учащимся совершить путешествие с каплей воды в участвуя вместе с ней в процессах жизнедеятельности растительного организма(  Минеральное питание растений, испарение  воды листьями, передвижение веществ в растениях, участие в фотосинтезе)
  • Урок-конкурс  включает проверку уровня знаний учащихся в форме викторины или решения практических заданий.  Например, задания на правильность определения названий предложенных живых организмов,  обьединение  предложенных растений и  животных в различные систематические группы, на лучшего исследователя процессов жизнедеятельности растений, животных, бактерий и грибов  и т д

Особенности ортопедического режима школы-интерната для больных сколиозом учащихся учитываются в выборе приемов обучения на уроках, в  проведении в течение урока  2-3 физкультминуток 

 В качестве методической и информационной поддержки используются интерактивные наглядные пособия, ресурсы  Интернет-сети, фонд цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) Центра повышения квалификации и информационно-методической работы г. Магнитогорска и школьной медиатеки.

1.8. Специфика отражения НРЭО и межпредметных связей.

  Рабочая программа включает реализацию национально – регионального компонента (НРК).  Темы НРК включены в календарно-тематический план, с выделением 10 % (160 мин.) учебного времени от общего количества часов инвариантной части ОБУП. В силу особенностей предложенных тем НРК распределено неравномерно.

№ п/п

Тема

НРЭО

Количество минут

6 класс

1

Введение

Биология как наука

  НРЭО № 1 Изучение видового разнообразия  растений и  животных, осенние явления в

природе

45 мин.

2

Разнообразие организмов

НРЭО № 2 Грибы Южного Урала 

НРЭО № 3,4  Видовое разнообразие растений и животных Южного Урала, охрана редких видов  ЦОР

20мин.

30мин.

3

Жизнедеятельность организмов

НРЭО№5 Почвы нашего края, охрана и эрозия почв  

25мин.

4

Повторение и обобщение  материала (4 ч)

НРЭО №6  Видовое разнообразие местных видов растений и животных и  их приспособления к сезонным изменениям среды

40 мин.

Сформированные у учащихся ЗУН и ОУУН в результате обучения биологии в 6 –м классе тесно связаны со следующими предметами: физика, химия , география, информатика  и ИКТ,. так в теме «Питание растений» учащиеся знакомятся с диффузным поступлением воды в клетки корня растения, при изучении процессов жизнедеятельности организмов используют в краткой записи химические формулы воды, кислорода, углекислого газа, составляют краткую формулу фотосинтеза и т.д.

2.Учебно-методическое обеспечение предмета.

При изучении программного материала используется Программа и академический школьный учебник «Биология. 6 класс.» (авторы В В Пасечник, С В Суматохин,  Г С Калинова.-  М. Просвещение 2008-2011 г. Серия «Линия жизни»  ) и   рабочая  тетрадь.                                                                                                                                                        

1. учебные пособия:

 -«Ботаника» Пособие для учителей биологии и учащихся. Ассоциация учителей биологии.- М РАУБ Илекса. 2011

Пособия по проведению практических и лабораторных работ

-Оценка качества выпускников основной школы.- М Дрофа. 2011 г

2 Дополнительная литература для учителя и учащихся:

-Энциклопедия для детей. Биология / под ред. М.Д. Аксенова. – М.Аванта +, 2001.

 -Школьный атлас- определитель высших растений. В С Новиков И А Губанов.- М. Просвещение. 2011г

-Занимательная биология.  И И Акимушкин.- М. Молодая гвардия. 2011г

Пособие для учащихся:

 Атлас « Биология Бактерии, грибы, лишайники, растения» Линия жизни М. Просвещение. 2011г

Атлас « Биология Позвоночные животные» Линия жизни М. Просвещение. 2011г

Атлас « Биология Беспозвоночные животные» Линия жизни М. Просвещение. 2011г

3. Перечень Интернет-ресурсов,  комплекты ЦОР и другие электронные информационные источники:

 -Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс. - Республиканский  мультимедиа центр. (2 CD), Москва. 2004

-Электронная библиотека.- Просвещения. Мультимедийное учебное пособие .2003

 -Библиотека электронных пособий КИМ. 6-9 класс.-М. Просвещение. МЕДИА класс.1 CD for WIN DOWS 2004

-Репетитор по биологии. Виртуальная школа. «Кирилла и Мефодия», 2004

 Календарно-поурочный план. 6 класс

Календарно- поурочный план « Биология »  6 класс

Тема курса

№ п\п

дата

№ и тема урока

Требование к уровню подготовки учащихся

Наглядные и практические методы

Домашнее задание

Введение

 ( 1час )  

Б 1

1

1 Биология- наука о живой природе

Экскурсия № 1

Репродуктивный уровень: Называть основные царства живой природы

Продуктивный уровень: выделять ключевые слова и видовые признаки, самостоятельно формулировать видовые признаки

Творческий: самостоятельно вести фенологические наблюдения за растениями и животными и выделять их отличи тельные признаки

НРЭО № 1 Изучение видового разнообразия растений и  животных и их приспособленности к окружающей среде

Изучить

 § 2. Отв. на вопросы и выполнить задания в конце параграфа.

1 Клетка - основа стро ения и жиз недеятель

ности орга низмов

(5ч)

Б2

2

1 Увеличитель

ные приборы

Репродуктивный уровень: узнавать по немому рисунку клеточные структуры, давать их описания, указывать функции, приводить примеры тканей, описывать их строение, указывать отличительные признаки кл.  растений и животных

Продуктивный уровень: выделять ключевые слова, формулировать определение терминов, проводить взаимосвязи между строением и функциями клеточных компонентов, обьяснять процессы жизнедеятельности клетки, работать  с увеличитель

ными приборами, готовить микропрепарат кожицы чешуи лука.

вводный тест (нулевой срез)

Увеличительные приборы, их устройство

л\р  № 1 Устройство светового микроскопа и приемы работы с ним

Изучить

 §3. Отв. на вопросы и выучить правила ра боты с мик роскопом.

3

2 Химический состав клетки

Демонстрация опыта по определеию химического состава растений

Изучить

 § 4. Отв. на вопросы в конце параграфа

4

3 Строение клетки

л\р  № 2 Рассматривание клеточного строения растений с помощью лупы

л\р  № 3 Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом (Изу чение строения клеток растений  и животных)

Изучить

 §5. Отв. на вопросы в конце параграфа, выполнить задания 1и 2в рабочей тетради.

5

4 Жизнедеятельность клетки

Демонстрация процесса клеточного деления на микро препарате митоза, видеофра гмента движения инфузории туфельки

Изучить

 §6. Отв. на вопросы в конце параграфа, выполнить задания 3- 6 в рабочей тетради

6

5 Изучение кле точного строе ния растений с помощью уве личительных приборов

 (урок-практи кум )

Тест 2 Клетка - основа строения и жизнеде ятельности организмов

Проработать текст «Выводы к главе I»

2 Разнообразие орга

низмов

(8ч )

Б 3

7

1 Строение и многообразие бактерий

Репродуктивный уровень: давать определение терминам и уметь поль зоваться ими при описании обьектов, узнавать части бактериальной кле тки по немому рисунку, перечислять роль бактерий в природе.

Продуктивный уровень: выделять ключевые слова, формулировать определе ние терминов, сравнивать по заданным критериям различные виды организ мов и выделять их отличи тельные особенности, обь яснять способы защиты продуктов питания  и рас тений от бактерий,  знать способы защиты от болез нетворных бактерий человека и животных

Творческий: самостоятельно аргументировать свою точку зрения о необходимости использования микробиологического способа борьбы с насекомыми-вредителями, обьяснять роль почвенных бактерий в процессах гни ения и разложения органи ческих остатков, в процес

сах их минерализации.

Изучить

 §7. Выполнить задания 2,4,5 в рабочей тетради

А) Бактерии

(1ч)

Б) Грибы (2ч)

8

2 Строение и многообразие грибов

Репродуктивный уровень: давать определение терминам, знать строение и разнообразие грибов и уметь пользоваться ими при описании обьектов,

Продуктивный уровень: выделять различия между грибами разных видов, устанавливать взаимос вязь между грибами и рас тениями, обьяснять их вза имоотношения, характери зовать процессы жизнеде ятельности грибов и их роль в природе и для чело века

Творческий: самостоятельно давать сравнительную характеристику плесневым грибам, подготовить сообщения по темам «Дружба с деревьями»,  «Ведьмины кольца»

л\р  № 4 Изучение строения плесневых и шляпочных грибов

Изучить §8частично. Выполнить задания 1-3 в рабочей тетради

9

3 Роль грибов в природе и жиз ни человека

НРЭО № 2 Грибы Южного Урала

Изучить

 §8до конца. Отв. на вопросы в конце пара графа, выполнить за дания 7 в рабочей тетради

в) Растения (3ч)

10

4 Характеристи ка царства рас тения

Репродуктивный уровень: давать определение терминам и уметь выделять отличительные признаки растений от других форм жизни, пользоваться терминами при описании  обьектов, узнавать растения разных подцарств и отделов, обьяснять их  строение по немому рисунку,  давать систематическую характеристику, перечислять значения растений в природе и для человека

Продуктивный уровень:  выделять ключевые слова, формулировать определе ние терминов, сравнивать по заданным критериям различные виды растений, выделять особенности строения, обьяснять зна чение биологических тер минов, характеризовать развитие растительного мира на Земле и прово дить взаимосвязь со сме ной климата на планете.

Творческий: самостоятельно прогнозировать значение смены растительных форм на планете, определять гербарные образцы растений разных подцарств и отделов

Изучить

 §9 до конца. Отв. на вопросы в конце пара графа, выполнить за дания 1-7 в рабочей тетради.

11

5 Водоросли, мхи, папорот ники, хвощи, плауны.

Изучить §10выпол

нить задания 1-5 в рабочей тетради.

12

6 Семенные рас тения

л\р  № 5 Внешнее строение цветкового рас тения.

НРЭО № 3 Видовое разнообразие растений  Южного Урала

Изучить

 §11 Отв. на вопросы в конце пара графа, выполнить за дания 1-4,6-8 в рабочей тетради.

Г) Животные

13

7 Разнообразие животных

Репродуктивный уровень: давать определе ние терминам и уметь выделять отличительные признаки животных от дру гих форм жизни, пользо ваться терминами при опи сании  обьектов, узнавать животных разных систе матических групп, обьяс нять их  строение по немо му рисунку, перечислять значения животных в при роде и для человека

Продуктивный уровень:  выделять ключевые слова, формулировать определе ние терминов, сравнивать по заданным критериям различные виды живот ных, выделять особенно сти строения, обьяснять значение биологических терминов

НРЭО № 4 Видовое разнообразие животных Южного Урала

Изучить

 §12.Отв. на вопросы в конце параграфа, выполнить задания 1-8 в рабочей тетради.

Подготови ться к конт рольному уроку

14

8 Обобщающий урок по те ме  «Разнообра зие организ мов»

( урок-конкурс)

Обобщение и углубление понятий об особенностях строения многообразия и значения организмов  –

представителей разных царств  природы

Тест 3 Разнообразие организмов

Проработать текст «Выводы к главе 2.»

3 Жизнедея тельность организмов ( 10 ч )

Б 2

15

1 Обмен веществ-главный признак организма

Репродуктивный уровень: давать определение терминам и уметь пользоваться ими при описании обьектов и процессов жизнедеятельности организмов,  указывать значение органов для растения и животных, давать описание опытов, демонстри рующих  передвижение веществ в стебле растения, процессов испарения волы, питания, дыхания организмов и фотосинтеза у растений.

Продуктивный уровень: уметь устанавливать взаи мосвязи  между строением тканей, органов и функци ией, самостоятельно фор мулировать определение терминов и обьяснять их значение, устанавливать взаимосвязи между строе нием  органов растения и средой обитания, нахо дить на рисунках различ ные виды тканей и обьяс нять их строение и значе ние, приводить  доказа тельства процессов пита ния, дыхания, фотосинтеза, роста, передвижения веществ у растений,  животных и грибов

Творческий:  уметь  нахо дить соответствия  между условиями среды и процессами  жизнедеятельно сти  растений,  и животных,   обьяснять  роль  физиологических  процессов  для  жизни организмов и окружаю щей среды,  сравнивать  процессы дыхания и фотосинтеза,  механизм питания,  передвижения  веществ у растений,  животных  и  грибов, высказывать  предположения об отсутствии  корневого  чехлика у водных  растений и о причине расположения  устьиц  у водных растений и растений на суше, сравнивать транспортные системы растений  и  животных, механизмы дыхания животных, обитателей водной среды и наземных животных, характеризовать обмен веществ на организменном уровне самостоятельно прогнозировать результаты опытов.

Изучение стро ения семян однодольных и двудольных растений

Изучить

 §13.Отв. на вопросы в конце параграфа, разделить параграф на смысловые части и придумать к ним назва ния

16

2 Почвенное

питание расте ний (урок-путе шествие)

Изучение внеш него и микроскопического строения корня 

РК № 5 Почвы нашего края, охрана и эрозия почв  

Изучить §14 выпол

нить задания 1-5 в рабочей тетради.

17

3 Фотосинтез

(урок –исследо вание)

Демонстрация опытов, доказывающих выделение растениями на свету кислорода, образование крахмала в листьях

Изучить §15 выпол

нить задания 1-5 в рабочей тетради.

18

4 Питание бак терий и грибов

Изучить §16 выпол

нить задания 1-3 в рабочей тетради.

19

5 Питание жи вотных

Изучить §17 выпол

нить задания 1-5 в рабочей тетради. Подготовить сообщение об одном из животных по плану.

20

6 Дыхание рас тений и живот ных (урок –ис следование)

Демонстрация опытов дыхания растений

Изучить §18.Выпол

нить задания 4-6 в рабочей тетради.

21

7 Передвиже ние веществ  у растений (урок -исследование)

Демонстрация опытов передвижения веществ у растений

Изучить §19.Выпол

нить задания 1-4 в рабочей тетради.

22

8 Передвиже ние веществ  у животных

Изучить §20.Выпол

нить задания 3-5 в рабочей тетради.

23

9 Выделение – необходимое условие обмена веществ

Изучить §21.Выпол

нить задания 1,2,4,5 в рабочей тетради.

24

10 Обобщающий урок по те ме  «Жизнедеятельность  организмов»

Обобщить и систематизи ровать знания о, строении, функциях, о взаимосвязи между органами и функ циями живых организмов

Тест 4 Жизнедеятельность организмов

Повторить  §13-21.

4 Размножение, рост и развитие организмов

(3 ч)

Б 2

25

11Размножение организмов, его значение

Репродуктивный уровень: давать определение терминам и уметь пользоваться ими при описании обьектов, описывать этапы полового и способы бесполого размножения растения, узнавать их по рисунку, узнавать по немому рисунку способы  опыления  растений, этапы прорастания семян верхушечного роста корня и стебля растения,

Продуктивный уровень: находить соответствия между условиями среды и процессами размножения и роста растений и животных, обьяснять  роль физиологических процессов  размножения роста и развития  организмов для жизни  на планете  выделять особенности полового и бесполого размножения у растений и животных, обьяснять  особенности оплодотворения у семенных растений

Коллекции и таблицы позво ляющих иллюстрировать виды и способы распространения плодов и семян

Изучить §22. Повто ить §7,8,16. Выполнить задания 7,9 в рабочей тетради

26

2 Половое размножение

Изучить §23.Выпол

нить задания 4-8 в рабочей тетради

27

3 Рост и развитие – свойства живых организмов

Демонстрация опытов роста корня и побега растения

Изучить §24.Выпол

нить задания  в рабочей тетради. Повторить §22-23.

5 Регуляция жизнедеятельности организмов

(5 ч)

28

1 Раздражимость - свойство живых организмов

Демонстрация опытов, иллюстрирующих движение расте ний (фототаксис)

Изучить §25.Провести наблюдения за по ведением домашних животных.

29

2 Гуморальная регуляция

Демонстрация опытов, иллюстрирующих движение прос тейших (хемотаксис)

Изучить §26.Выпол

нить задание 2 в рабочей тетради

30

3 Нейрогуморальная регуляция

Репродуктивный уровень: давать определение терминам и уметь пользоваться ими при описании  способов регуляции жизнедеятельности растите льных и животных организмов , указывать значение регуляторных систем для организмов Продуктивный уровень: Уметь устанавливать соответствия между различными способами регуляции процессов жизнедеятельности растительных и животных организмов, особенностями строения регуляторных систем и особенностями поведения и образом жизни живых организмов

п\р  №1 Изучение реакции аквариумных рыб на раздражители и формирование у них рефлексов

Демонстрация модели головного мозга позвоночных

Животных

Изучить §27. Выпол

нить задания 2,3в рабочей тетради

31

4 Поведение Движение организмов

Демонстрация скелетов различных животных

Тест 5 Регуляция жизнедеятельности организмов

Изучить §28,29 выборочно. Отв. на вопросы в конце параграфов. Выполнить задание1-3 в рабочей тетради

32

5 Организм – единое целое (Обобщающий урок)

Обобщить,  систематизировать  уровень полученных знаний  за курс  6-го класса

Итоговый тест (проверить уровень знаний  за курс  6-го класса)

Изучить §30.Выпол

нить задание1-2 в рабочей тетради. Повторить §25-30.

6 Повторение и обоб щение знаний

33

6 Вегетативное размножение растений (Урок – практикум)

Вегетативное размножение растений .

Пр раб  №2  Вегетативное размножение  комнатных растений

Посадить и вырастить за лето ком натное растение.

34

7 Экскурсия

 № 2Видовое разнообразие местных видов растений и животных и  их приспособления к сезонным изменениям среды

Наблюдение за сезонными изменениями в природе

Экскурсия № 2

НРЭО №6  Видовое разнообразие местных видов растений и животных и  их приспособления к сезонным изменениям среды

4.Характеристика контрольно-измерительных материалов, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся.

Для проведения контрольных работ используются Тематические тесты «Биология»  6 класс Тесты, рекомендованные  ЦПКИМР г. Магнитогорска, 2009 г

Предложенная система контроля отвечает идеям уровневой дифференциации, принятой в авторской  программы по  биологии разработанной  В В Пасечником, С В Суматохиным, Г С Калиновой для 6-го класса серия  «Линия жизни  Главная цель такой дифференциации состоит в том, чтобы обеспечить достижение всеми школьниками уровня обязательной подготовки и одновременно создать условия для углубления и расширения знаний тех учащихся, которые имеют для этого способности, возможности и желание. В соответствии с этим система контроля предусматривает проверку достижения всеми школьниками обязательных результатов обучения, а также дает возможность каждому ученику проявить свои знания на более высоком уровне.

Контрольная работа состоит из двух частей: обязательной и дополнительной. Первая часть нацелена на проверку достижения обязательного уровня  усвоения темы. Задания этой части аналогичны тем, которые предоставлены по каждой теме в обязательных результатах обучения. По их выполнению определяется минимум знаний учащихся. Во вторую часть включены более сложные задания, позволяющие судить о возможности ученика работать на более высоком уровне.

СПЕЦИФИКАЦИЯ

1. Назначение работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по биологии учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений.

2. Документы, определяющие нормативно-правовую базу экзаменационной работы

Содержание экзаменационной работы определяется на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по биологии (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»)

3. Характеристика структуры и содержания контрольно – измерительных материалов для проведения итогового контроля знаний учащихся по биологии 6 класс.

Работа включает 18 задания и состоит из трех частей.

Часть 1 (А) содержит 11 заданий с выбором одного верного ответа из четырех, из них 10 – базового и 1 – повышенного уровня сложности.

Часть 2 (В) включает 4 задания повышенного уровня сложности с кратким ответом: 1 – с выбором трех верных ответов из шести; 1 – на соответствие; 1 – на определение последовательности биологических процессов, явлений, объектов; 1 – на включение пропущенных в тексте слов.

Часть 3 (С) содержит 3 задания с развернутым ответом, из них 1 – на применение биологических знаний на практике, 2 – задания на работу с текстом, требующие соотнесения сведений из текста со знаниями, полученными при изучении курса; первых два задания повышенного, а последнее – высокого уровня сложности.

Распределение заданий работы по частям и типам заданий: с выбором ответа (В), с кратким ответом (К), с развернутым ответом (Р) и с учетом максимального первичного балла каждой части и работы в целом – приводится в таблице 1.

Таблица 1

Распределение заданий экзаменационной работы по частям

и типам заданий

Части

работы

Число заданий

Тип за-даний

Макси-мальный первич-ный балл

Процент максимального пер-вичного балла за задания данной части от максимального первич-ного балла за всю работу

Часть 1

11

В

12

44%

Часть 2

4

К

8

30%

Часть 3

3

Р

7

26%

Итого

18

27

100%

Содержание работы определялось в соответствии с целями обучения биологии в основной школе:

- освоение знаний о живой природе, ее закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, профилактики заболеваний.

4. Распределение заданий итоговой работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности

Итоговая работа включает 4 содержательных блоков, которые соответствуют блокам федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по биологии.

Первый блок «Биология как наука» включает задания, контролирующие знания о роли биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей; методах изучения живых объектов (наблюдение, описание, измерение, эксперимент).

Второй блок «Признаки живых организмов» представлен заданиями, проверяющими материал о строении, функциях и многообразии клеток, тканей, органов и систем органов; признаках живых организмов, способах размножения, приемах выращивания растений.

Третий блок «Система, многообразие и эволюция живой природы» содержит задания, контролирующие знания о важнейших отличительных признаках основных царств живой природы: растений, грибов, бактерий; классификации растений: отдел (тип), класс; об усложнении растений в процессе эволюции; о биоразнообразии как основы устойчивости биосферы и результата эволюции.

Четвертый блок «Взаимосвязи организмов и окружающей среды» содержит задания, проверяющие знания о системной организации живой природы, экологических факторах, взаимодействии разных видов в природе; пищевых связях; экологических проблемах, их влиянии на собственную жизнь и жизнь других людей; правилах поведения в окружающей среде и способах сохранения равновесия в ней.

Распределение заданий по основным содержательным блокам приводится в таблице 2.

Таблице 2.

Распределение заданий по основным содержательным блокам

(темам, разделам)« Биология »  6 класс

Содержательные блоки

Число заданий

Процент максимального балла за задания данного блока содержания от максимального балла за всю работу

Биология как наука. Методы биологии

1

5%

Признаки живых организмов

6

33%

Система, многообразие и эволюция живой природы

7

38%

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

4

22%

Итого

18

100%

В работе проверяются следующие умения и виды деятельности:

1) объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей;

2) называть, приводить примеры клеток, тканей, органов, систем органов, организмов различных царств живой природы (грибы, бактерии, растения), экосистем;

3) выявлять изменчивость организмов, их приспособления к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

4) определять и классифицировать принадлежность биологических объектов к определенной систематической категории;

5) устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями клеточных структур, тканей, органов и систем, между организмами и средой их обитания;

6) сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп, эко-системы), процессы, явления и делать выводы на основе сравнения;

7) применять биологические знания в практической деятельности;

8) анализировать и прогнозировать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах.

Распределение заданий по проверяемым умениям и видам деятельности приводится в таблице 3.

Таблица 3

Распределение заданий по проверяемым умениям и видам деятельности

Проверяемые умения и виды деятельности

Число заданий

Процент максимального балла за задания данного вида учебной деятельности от максимального балла за всю работу

1. Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей.

5

3 9%

2. Называть, приводить примеры клеток, тканей, органов, систем органов, организмов различных царств живой природы, экосистем.

8

15%

3. Выявлять приспособления организмов к среде обитания

4

7%

4. Определять и классифицировать принадлежность биологических объектов к определенной систематической категории.

9

17%

5. Устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями клеточных структур, тканей, органов и систем, между организмами и средой их обитания.

8

15%

6. Сравнивать биологические объекты, процессы, явления и делать выводы на основе сравнения

9

17%

7. Применять биологические знания в практической деятельности

5

9%

8. Анализировать и прогнозировать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах..

5

9%

9. Уметь проводить мысленный эксперимент, обобщать и формулировать выводы

1

2%

Итого

100%

5. Распределение заданий по уровню сложности

Итоговая работа предусматривает проверку результатов усвоения знаний и овладения умениями учащихся на разных уровнях: воспроизводить знания, применять знания и умения в знакомой, измененной и новой ситуациях.

Воспроизведение знаний предполагает оперирование следующими учебными умениями: узнавать типичные биологические объекты, процессы, явления; давать определения основных биологических понятий; пользоваться биологическими терминами и понятиями. Задания на воспроизведение обеспечивают контроль усвоения основных вопросов курса «Бактерии. Грибы. Растения».

Применение знаний в знакомой ситуации требует овладения более сложными умениями: объяснять, определять, сравнивать, классифицировать, распознавать и описывать типичные биологические объекты, процессы и явления. Задания, контролирующие данные умения, направлены на выявление уровня усвоения основного содержания по всем четырем блокам стандарта основной школы по биологии.

Применение знаний в измененной ситуации предусматривает оперирование учащимися такими учебными умениями, как научное обоснование биологических процессов и явлений, установление причинно-следственных связей, анализ, обобщение, формулирование выводов. Задания, контролирующие степень овладения данными умениями, охватывают наиболее существенные вопросы содержания и в наибольшей степени представлены во второй и третьей частях работы.

Применение знаний в новой ситуации предполагает оперирование умениями использовать приобретенные знания в практической деятельности, систематизировать и интегрировать знания, оценивать и прогнозировать биологические процессы, решать практические и творческие задачи. Задания подобного типа проверяют сформированность у школьников естественно-научного мировоззрения, биологической грамотности, творческого мышления.

Распределение заданий итоговой работы по уровням сложности приводится в таблице 4.

Таблица 4

Распределение заданий по уровню сложности

Уровень сложности заданий

Число заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального пер-вичного балла за задания дан-ного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу

Базовый

10

10

37%

Повышенный

7

14

52%

Высокий

1

3

11%

Итого

18

27

100%

6. Время выполнения работы

На выполнение итоговой работы за курс «Бактерии. Грибы. Растения» отводится 1 урок (45 минут).

7. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Оценивание заданий первой части.

За верное выполнение каждого задания А1-А10 выставляется по 1 баллу, задания А2 оценивается 2 балами. В другом случае 0 баллов.

Оценивание заданий второй части.

За верное выполнение заданий В1–В4 выставляется по 2 балла. Для заданий

В1–В2 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Если экзаменуемый указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл.

Для задания В3 выставляется 1 балл, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях.

Для задания В4 выставляется 1 балл, если на одной или двух любых позициях ответа записаны не те символы, который представлен в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях.

Оценивание заданий третьей части

Задания С1-С3 оцениваются в зависимости от полноты и правильности от-

вета.

Оценивание задания С1. За полный и правильный ответ, содержащий два указанных в критериях к оцениванию элемента, выставляется 2 балла. В случае если указан один элемент и не содержатся биологические ошибки, или в ответе имеются два указанных к оцениванию элемента, но содержатся негрубые биологические ошибки, выставляется 1 балл. Во всех других случаях выставляется 0 баллов.

Оценивание задания С2.

За правильно выполненное задание выставляется 2 балла. В случае нахождения только неправильных предложений одной - 1 балл. Если задание выполнено неверно  выставляется 0 баллов.

Оценивание задания С3.

За полный и правильный ответ выставляется 3 балла. В случае если указано не все позиции и не содержатся грубые биологические ошибки, выставляется 2 балла. В случае если указана одна позиция и не содержатся биологические ошибки, или в ответе имеются два указанных к оцениванию элемента, но содержатся негрубые биологические ошибки, выставляется 1 балл. Во всех других случаях выставляется 0 баллов.

8. Дополнительные материалы и оборудование не используются

План варианта итоговой работы

за курс « Биология »  6 класс

Обозначение заданий в работе и бланке ответов: А – задания с выбором ответа, В – задания с кратким ответом, С – задания с развернутым ответом.

Уровни сложности задания: Б – базовый (примерный интервал выполнения задания – 55%), П – повышенный (39%), В – высокий (менее 6%).

Порядок следования заданий в  работе может быть изменен в разных вариантах.

№ задания

Обозначение задания в работе

Проверяемые элементы содержания и виды учебной деятельности

Коды проверяемых элементов содержания

Уровень сложности задания

Примерное время выполнения задания (мин.)

Максимальный балл за выполнение задания

Проверяемые умения

Часть 1

1

А1

Биология как наука

1.1

Б

1

1

1, 2

2

А2

Клетка – единица строения жизнедеятельности, роста, развития организмов

2.1

Б

1

1

2, 4, 5, 6

3

А3

Одноклеточные и многоклеточные организмы. Признаки живых организмов

2.2

Б

1

1

4, 6

4

А4

Система органического мира. Бактерии, грибы, лишайники, вирусы

3.1

Б

1

1

1, 7, 8

5

А5

Царство Растения

3.2

Б

1

1

2, 4, 5, 6

6

А6

Царство Животные

3.2

Б

1

1

2, 4, 7, 6

7

А7

Эволюция органического мира

3.4

Б

1

1

3,5, 6, 7

8

А8

Среды жизни, взаимодействия живых организмов

4.1

Б

1

1

3, 5

9

А9

Экосистемы, их структура и разнообразие

4.2

Б

1

1

1,2,3, 5,7,8

10

А10

Роль биологии. Клеточный и организменный уровень организации. Система и многообразие живой природы

1.1

2.1, 2.2

Б

1

1

4,7

11

А11

Система живой природы. Эволюция органического мира. Взаимосвязи организмов и окружающей среды

3.1 – 3.4

4.1 –4.2

П

1,5

1

4,6,8

Часть 2

12

В1

Обобщение и применение знаний об многообразии органического мира

3.1 – 3.4

П

3

2

6

13

В2

Сопоставление особенностей строения и функционирования организмов разных царств

3.1 – 3.4

П

3

2

5

14

В3

Установление последовательности объектов, процессов, явлений

2.1, 2.2, 3.1 – 3.4,

П

3

2

4

15

В4

Умение давать определения биологических понятий, использовать биологические

2.1, 2.2, 3.4,

, 5.1 – 5.2

П

5

2

2

Часть 3

16

С1

Применять биологические знания в практических ситуациях

3.1 – 3.3

П

6,5

2

1,2,7,8,9

17

С2

Умение работать с текстом (понимать, сравнивать, обобщать)

Все разделы

П

8

3

4, 5, 6

18

С3

Используя текст, делать выводы, строить умозаключения, проверять гипотезы, обосновывать факты и явления

Все разделы

В

5

3

1,3,4,6,5,7,8

Всего заданий – 18, из них по типу заданий: А – 11, В – 4, С – 3;

по уровню сложности: Б – 10, П – 7, В – 1.

Общее время выполнения работы – 45 минут.

Кодификатор элементов содержания итоговой работы

за курс « Биология »  6 класс 

Кодификатор составлен на базе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии (приказ Минобразования России от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

В первом и втором столбцах таблицы указываются коды содержательных блоков, на которые разбит учебный курс биологии. В первом столбце жирным курсивом обозначены коды разделов (крупных содержательных блоков), а в третьем столбце (в тех же строках) даются названия этих разделов. Во втором столбце указаны коды контролируемых элементов содержания, для которого создаются проверочные задания, а в третьем столбце описание этого содержания.

Код

раз-

дела

Код

контроли-

руемого

элемента

Элементы содержания, проверяемые заданиями экзаменационной работы

1

Биология как наука

1.1

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Основные научные открытия в области биологии. Методы изучения живых объектов: наблюдение, описание, измерение биологических объектов и биологический эксперимент. Научное оборудование и приборы.

2

Признаки живых систем

2.1.

Клетка – единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. Гены и хромосомы. Строение прокариотической и эукариотической клеток Самовоспроизведение клетки.

2.2

Организмы одноклеточные и многоклеточные. Свойства организмов: наследственность, изменчивость, самовоспроизведение (формы размножения организмов: бесполое и половое), уровневая организация (ткани, органы, системы органов), саморегуляция. Организм - единое целое. Признаки организмов, их проявление у растений, грибов и бактерий.

3

Система, многообразие и эволюция живой природы

3.1

Систематика живой природы. Вид – основная систематическая категория живого. Популяция.

Царство Бактерии. Особенности строения и жизни бактерий. Распространение бактерий в природе и их многообразие. Значение бактерий в природе и сельском хозяйстве. Промышленное использование бактерий.

Царство Грибы. Общая характеристика грибов. Плесневые и паразитические грибы. Съедобные и ядовитые шляпочные грибы. Лишайники - комплексные организмы.

3.2

Царство Растения. Основные отделы растений: отдел Зеленые водоросли; отдел Моховидные; отдел Папоротниковидные; отдел Голосеменные. Отдел Покрытосеменные (Цветковые). Классы покрытосеменных растений. Особенности строения, жизнедеятельности, размножение. Роль растений в природе и жизни человека. Культурные растения и приемы их выращивания

3.3

Эволюция органического мира. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Приспособленность организмов к условиям обитания. Биологическое разнообразие видов как результат эволюции.

4

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

4.1

Среды жизни. Факторы среды: биотические, абиотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на организмы. Приспособление организмов к различным экологическим факторам. Связи в живой природе

4.2

Экосистемы. Структура экосистемы. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в экосистеме. Связь грибов с корнями деревьев.

Биосфера – глобальная экосистема. Роль человека в биосфере. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам, их охраны.

Итоговая работа для учащихся

по курсу « Биология »  6 класс

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 45 минут. Работа состоит из 3 частей, содержащих 18 задания.

Часть 1 содержит 11 заданий (А1—А11). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении заданий части 1 обведите кружком номер выбранного ответа в работе. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните этот обведенный номер крестиком и затем обведите номер правильного ответа.

Часть 2 включает 4 задания с выбором нескольких верных ответов и  задания на соответствие (В1—В4). Для заданий части 2 ответ записывается в работе в отведенном для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Часть 3 содержит 3 задания (С1—С3), на которые следует дать развернутый ответ. Задания выполняются на отдельном подписном листе со штампом образовательного учреждения.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.

За каждый правильный ответ в зависимости от сложности задания дается один или более баллов. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимально возможное количество баллов.

Часть1

A1 Какая наука изучает влияние загрязнений на окружающую среду?

1) анатомия

2) генетика

3) ботаника

4) экология

А 2. Исключите лишние понятия 

1) клетка

2) ядро

3) организм

4) ткань

А 3. Главный признак живого организма 

1) постоянная температура тела

2) постоянные размеры

3) обмен веществ

4) движение

А 4. Основная роль лишайников для человека заключается в том, что они: 

1) паразитируют на больных деревьях

2) участвуют в почвообразовании и разрушении горных пород

3) являются биологическими индикаторами (измерителями) загрязнения окружающей среды

4) из них получают йод

А 5.  К какому отделу относят растения, у которых имеется генеративный орган — цветок?

1) Голосеменные

2) Папоротниковидные

3) Покрытосеменные

4) Водоросли

А 6. Укажите, какой буквой на рисунке 1 указана  мочковатая корневая система


Рисунок 1. Виды корневых систем

1) А

2) Б

3) А+Б

4) нет верного ответа

А 7. Какие из перечисленных признаков обеспечивают семенным растениям преимущество перед споровыми?

1) защита семени

2) снабжение зародышей пищей

3) большая вероятность выживания

4) все указанные преимущества

A8. Какие приспособления к уменьшению испарения воды сформировались у хвойных растений в процессе эволюции?

  1. мощная крона
  2. развитая корневая система
  3. восковой слой и небольшое число устьиц
  4. быстрое передвижение воды по сосудам

А 9 . Круговорот веществ в биосфере происходит с использованием энергии

1) деятельности вулканов

2) заключенной в магме

3) солнечной

4) лунной

A 10 Наследственный аппарат клетки расположен в

1) ядре

2) вакуоли

3) пластидах

4) хлоропластах

A11 Как называются связи между различными организмами, изображенные на рисунке 2?

1) симбиоз

2) конкуренция

3) паразитизм

4) все перечисленное


Рисунок 2 . Связи в ивой природе

Часть 2.

При выполнении заданий В1-В4 запишите последовательность или соответствие  ответов в отведенном для этого месте.

В1. В чем проявляется сходство покрытосеменных и голосеменных растений?

  1. характеризуются многообразием видов
  2. имеют хорошо развитые вегетативные органы
  3. способны образовывать обширные леса
  4. размножаются семенами
  5. опыляются насекомыми и птицами
  6. образуют сочные и сухие плоды

Ответ: ________

В2.  Установите соответствие между характеристикой растения и способом его опыления

Способы опыления

Характеристика растений

А) насекомыми

Б) ветром

  1. имеют яркоокрашенный венчик                                                      
  2. цветки мелкие, невзрачные, образуют соцветия                            
  3. растут группами, образуя заросли и рощи
  4. зацветают обычно раньше, чем распускаются листья
  5. в цветках содержится нектар или пыльца

образуют много мелкой сухой пыльцы

В3. Установите правильную последовательность систематических категорий, характерных для царства Растения, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность букв.

A)        Класс

Б)        Семейство

B)        Вид
Г)        Род
Д)        Отдел

Ответ:_________

1

2

3

4

5

6

В4. Дать определения понятиям: клубень, вегетативное размножение, семя, эндосперм, зигота, спорофит.

Часть3.

Для ответов на задания этой части используйте специальный бланк ответов.

С1. Какие способы размножения корнями изображены на рисунке 3?

Рисунок 3. Размножение покрытосеменных растений

С2. Прочтите текст и найдите в тексте предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем сформулируйте их правильно.

ОПЛОДОТВОРЕНИЕ У ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ

(1) Пыльцевое зерно, попав на рыльце пестика, прорастает. (2) Одна из клеток пыльцевого зерна образует длинную пыльцевую трубку, по которой передвигаются женские гаметы. (3) Удлиняясь, трубка проходит между клетками рыльца, столбика и достигает семязачатка. (4) В зародышевом мешке содержатся два зрелых спермия.

(5) Один из спермиев сливается с яйцеклеткой, а второй погибает. (6) Слияние женской и мужской гамет называют оплодотворением.

С3. На основании проделанной работы в задании С 2, объясните биологическое значение двойного оплодотворения у цветковых растений

5. Приложение

  5.1.Единые требования к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей.

Требования к речи учащихся

Любое высказывание учащихся в устной и письменной форме следует оценивать, учитывая содержание, логическое построение и речевое оформление.

Учащиеся должны уметь:

  • Говорить или писать на тему, соблюдая ее границы;
  • Отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия темы и основной идеи высказывания;
  • Излагать материал логично и последовательно;
  • Отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз, правильной интонации;
  • Оформлять любые письменные высказывания с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно;

Для речевой культуры учащихся важны и такие умения, как умения слушать и понимать речь учителя и товарища, внимательно относится к высказываниям других, умение поставить вопрос, принимать участие в обсуждении проблемы и т.д.

Работа учителя по осуществлению
единых требований к устной и письменной речи учащегося
.

1. При подготовке к уроку тщательно продумывать ход изложения материала,  правильность и точность всех формулировок; грамотно оформлять все виды записей.

  1. Больше внимания уделять на каждом уроке формированию общеучебных  умений и навыков. Шире использовать  работу с учебником, справочной литературой.
  2. Следить, за аккуратным ведением тетрадей. Не оставлять без внимания орфографические и пунктуационные ошибки.
  3. Основными видами письменных работ являются:  текущие работы, самостоятельные и контрольные работы, практические и лабораторные работы,  итоговые контрольные работы и т.п.
  4. Количество и назначение ученических тетрадей:
  5. Для выполнения всех видов обучающих работ, а также текущих лабораторных и практических работ  по биологии ученики 6 го класса  должны иметь 1 рабочую общую тетрадь и  Рабочую тетрадь для самостоятельных и лабораторных работ В В Пасечник где учащиеся выполняют лабораторные работы, тэсты.
  6. Требования к оформлению и ведению тетрадей:

-используются стандартные  общие тетради;

-писать аккуратным, разборчивым почерком.

-на обложке делается запись:

Тетрадь

Для     письменных_работ

по___ биологии__

ученика (цы)_6 __класса

МООУ «Санаторная школа-интернат №2»

фамилия______________________

имя_______________

-указывать дату выполнения цифрами на полях (например, 14.09.11)

-записать  тему урока.

- указывать номер упражнения, задачи или указывать вид выполняемой работы (классная, домашняя, самостоятельная, диктант).

-соблюдать между заключительной строкой текста одной работы и датой другой работы 4 клеточки.

-между разными заданиями пропускать 2 клеточки, между датой и заголовком работы – 2 клеточки.

-аккуратно выполнять необходимые иллюстрации, схемы, таблицы, чертежи, рисунки.

-записи ведутся синей или фиолетовой пастой. Цветную пасту можно использовать при подчеркивании, составлении чертежей, каких либо выделений. Запрещается писать  в тетрадях красной пастой.

Порядок проверки письменных работ учителем:

-тетради в 6 классах по биологии проверяются после выполнения лабораторных, практических или самостоятельных работ;

-контрольные работы и проверочные тесты проверяются к следующему уроку биологии;

 Ошибки подчеркиваются и выносятся на поля. Оценка за работу заносится в журнал.

-за самостоятельные обучающие  работы оценки в журнал выставляются по усмотрению учителя;

-после проверки письменных работ учащимся дается задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок.

      Работа над ошибками проводится там же, где выполнялась сама работа

                             

5.3.литература.

Дополнительная литература для учителя и учащихся:

1Окружающий мир ( Особености Уральского региона) З И Тюмасева, Е В Гуськова Ч Взгляд 2011

2 Перечень Интернет-ресурсов,  комплекты ЦОР и другие электронные информационные источники:

*Лабораторный практикум Биология 6-11 класс Республиканский  мультимедиа центр Москва 2004

*Электронная библиотека Просвещения Мультимедийное учебное пособие 2003

* Библиотека электронных пособий КИМ 6-9 классМ Просвещение МЕДИА класс1 CD for WIN DOWS 2004

* Репетитор по биологии. Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия», 2004

* Библиотека электронных  наглядных пособий. Биология 6 – 9 класс, 2003


5.4.перечень цифровых образовательных ресурсов и веб-сайтов Интернет.

Широкий выбор электронных пособий представлен в единой коллекции цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/.

1.Лабораторный практикум Биология 6-11 класс (учебное электронное издание),  Республиканский мультимедиа центр Москва. Республиканский мультимедиа центр 2004г

 2.Электронная библиотека. Просвещение. Мультимедийное учебное пособие М Просвещение МЕДИА 2003г

3.Эйдос-центр дистанционного образования WWW. Km. ru /education

4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (электронное учебное издание),2009

5. Адреса сайтов в Интернете

http://edu.1c.ru 

www.som.sio.ru

единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/.

www.bio.1 september. ru – Газета «Биология» «Первое сентября»;

www.nature.ru - научные новости биологии;

www.herba.msu.ru - ботанический сервер МГУ;

www.mnr.gov.ru - сайт с государственной информацией Министерства природных ресурсов РФ;

www.darwin.museum.ru - сайт позволяет знакомиться с экспозицией государственного Дарвиновского музея, расписанием его работы, содержанием работы выставок;

www.center.fio.ru/method - сетевое объединение учителей-методистов Московского центра Федерации Интернет образования содержит нормативные документы, программы, сетевые ресурсы, учительские находки и разработки уроков;

www.nrc.edu.ru/est/r4/ - Биологическая картина мира.

5.5. лист коррекции


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа для 1 класса, Коновалова Татьяна Николаевна - учитель начальной школы

Рабочая программа для 1 класса, Коновалова Татьяна Николаевна - учитель начальной школы...

Рабочая программа для 1 класса, Жукова Ирина Анатольевна - учитель начальной школы

Рабочая программа для 1 класса, Жукова Ирина Анатольевна - учитель начальной школы...

Рабочая программа для 2 класса, Рогова Юлия Петровна - учитель начальной школы

Рабочая программа для 2 класса, Рогова Юлия Петровна - учитель начальной школы...

Рабочая программа для 3 класса, Краснова Марина Леонидовна - учитель начальной школы

Рабочая программа для 3 класса, Краснова Марина Леонидовна - учитель начальной школы...

Рабочая программа по биологии по учебнику Пономаревой И.Н. "Биология 5кл.,изд. Вентана - Граф

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...

Рабочая программа курса Биология 6 класс на основе УМК «Биология 5-9 кл.» И.Н.Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. (Концентрический курс) Базовый уровень

Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:1. Пояснительную записку.2. Общую характеристику курса биологии.3. Место курса биологии в базисном учебном плане...