Рабочие программы по биологии 9-11 классы
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме

Потапова Елена Васильевна

Рабочие программы (базовый уровень) разработаны на основе авторской программы В.В. пасечника, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки РФ. Рабочие программы включают в себя: пояснительную записку, содержание программы, учебно-тематический план, контроль реализации программы, требования к уровню подготовки учащихся, литературу и средства обучения, календарно-тематическое планирование.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 24

Рассмотрена и рекомендована                                              Утверждена

к утверждению                                                                      приказом  МАОУСОШ №24

педагогическим советом                                                      от «02» 09. 2012 г. №424-ОД                                                                          

протокол №1                                                                           директор

от «30» 08. 2013 г.                                                                _____________ В.А. Дегтярев

Рабочая  программа

по биологии

для 11 класса

на 2013 - 2014 учебный год

Потаповой Е.В.

Пояснительная записка

Цель: формирование базовых знаний по биологии для изучения специальных и

          профильных предметов.

Задачи: 

- познакомить учащихся с содержанием вопросов организации биологических систем и уровней организации живой природы, ее эволюции;

- развивать  познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе изучения выдающихся достижений биологии;

- воспитывать убежденность в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде.

Место предмета в БУП:

на освоение разделов Общей биологии в 11 классах отводится 34 часа, 1 час в неделю.

Программа: государственная для общеобразовательных учреждений.

                       Биология 10 - 11 классы.

Учебно - методический комплекс:

  1. Учебник А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Общая биология» - М.: «Дрофа», 2010-2012

Дополнительная литература:

  1. И.А. Бондаренко «Тесты по общей биологии».
  2. Т.В. Иванова, Т.А. Козлова «Итоговая проверка».

В результате изучения данного предмета учащиеся должны    

знать:

  • основную генетическую терминологию, законы наследственности, модификационную и генотипическую изменчивость, значение генетики;
  • методы селекции;
  • экосистемы и биосферу;
  • эволюцию органического мира и происхождение человека;

уметь:

  • сравнивать модификационную и генотипическую изменчивость; экосистемы и агроэкосистемы;
  • обосновывать роль круговорота веществ, разнообразие видов, регулирования численности популяций в сохранении экосистем; влияние антропогенного фактора на виды, экосистемы, биосферу; значение биотехнологии; вредное влияние загрязнения природной среды мутагенами на наследственность человека;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; конспектировать, готовить реферат; составлять схемы и таблицы на основе текста учебника;

применять:

  • приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Содержание программы

Тема 1. Основы учения об эволюции

        Возникновение и развитие эволюционных представлений. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Доказательства эволюции. Вид, его критерии. Популяция – структурная единица вида, единица эволюции. Численность особей, возрастной и половой состав, размеры популяций, формы совместного существования особей. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Роль изменчивости в эволюционном процессе. Естественный отбор - направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора в популяциях. Движущий и стабилизирующий отбор.  Результаты эволюции. Усложнение организации живых существ в ходе эволюции. Приспособленность организмов к среде обитания. Видообразование. Географическое и экологическое видообразование. Основные направления эволюционного процесса: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и биологического регресса. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

Тема 2. Основы селекции и биотехнологии

        Основные методы и современные достижения селекции и биотехнологии. Методы селекции растений. Центры происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости. Методы клеточной и генной инженерии. Методы селекции животных. Методы селекции микроорганизмов. Перспективы развития биотехнологии.

Тема 3. Антропогенез

        Положение человека в системе животного мира, Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Этапы эволюции человека. Движущие силы антропогенеза. Роль биологических и социальных факторов в антропогенезе. Гипотезы о происхождении человека. Доказательства единства человеческих рас. Критика расизма и социального дарвинизма

Тема 4. Основы экологии

        Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Биологические ритмы. Местообитание и экологические ниши. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Правила экологической пирамиды. Биомасса. Свойства экосистем. Экологическая сукцессия. Причины устойчивости и смены экосистем. Саморегуляция- основа устойчивости экосистем. Колебания численности популяций в экосистемах. Искусственные сообщества – агроэкосистемы, их разнообразие, отличия от природных экосистем. Сохранение биологического  разнообразия как основа устойчивого развития экосистем. Основы рационального природопользования.

Тема 5. Эволюция биосферы и человек

        Биосфера - глобальная экосистема. Состав и функции биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живого вещества в биосфере. Роль живого вещества в биосфере. Особенности распределения биомассы. Биологический круговорот. Биогенная миграция атомов. Гипотезы о происхождении жизни. Современные представления о происхождении жизни. Основные этапы развития жизни на Земле. Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Проблема устойчивого развития биосферы. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде.                              

Учебно - тематический план

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

1.

2.

3.

4.

5.

Основы учения об эволюции

Основы селекции и биотехнологии

Антропогенез

Основы экологии

Эволюция биосферы и человек

9

4

5

10

6

                                                Итого:

34

Контроль реализации программы

Перечень проверочных работ по темам

№….

Наименование темы

1.

2.

3.

4.

Стартовая контрольная работа

Основы учения об эволюции

Основы селекции и биотехнологии.  Антропогенез

Итоговая контрольная работа.    

       

Перечень практических работ

 №

Наименование темы

1.

2.

Главные направления органической эволюции.

Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем.

Перечень лабораторных работ

Наименование темы

1.

2.

3.

Описание особей вида по морфологическому критерию.

Выявление у организмов приспособлений к среде обитания.

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

Требования к уровню подготовки учащихся

знать / понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная теория, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В.И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя; закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом; структуру вида и экосистем;
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику.

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы; родство живых организмов; влияние мутагенов на организм человека; экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде, антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

применять:

  • полученные знания для охраны собственного здоровья, а также для оценки негативного влияния человека на природу и выработки разумного отношения к ней.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

  1. Федеральный компонент государственного стандарта.
  2. Программа общеобразовательных учреждений по биологии. Вариант 3.
  3. Федеральный базисный учебный план.

Литература и средства обучения

Методическая литература для учителя:

  1. Е.А. Каменский, В.В. Пасечник. Общая биология 10-11 класс: тематическое и поурочное планирование. М. Дрофа, 2007.
  2. Е.А. Каменский, В.В. Пасечник Рабочая тетрадь к учебнику. М. Дрофа, 20011.
  3. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев Сборник нормативных документов. Биология. М. Дрофа, 2007.
  4. В.С. Кучменко Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по биологии. М. Дрофа, 2007.

           Дополнительная литература для учителя.

  1. Т.А. Козлова, В.С. Кучменко Биология в таблицах 6-11 классы. Справочное пособие. М. Дрофа, 2002.
  2. А.В. Пименов, И.Н. Пименова Биология. Дидактические материалы к разделу «Общая биология». М. Издательство НЦ ЭНАС, 2004.
  3. А.А. Кириленко, С.И. Колесников Биология. Подготовка к ЕГЭ. Ростов –на-Дону. Издательство «Легион», 2009.
  4. А.А. Кириленко, С.И. Колесников Биология. Сборник задач по генетике. Базовый и повышенный уровни ЕГЭ. Ростов-на-Дону. Издательство «Легион», 2009.
  5. Н.А. Лемеза Пособие по биологии для поступающих в вузы. Минск: Экоперспектива, 2004.

Дополнительная литература для учащихся:

  1. Т.Л. Богданова, Е.А. Солодова Биология. Справочник для старшеклассников  и поступающих в вузы. М. АСТ-Пресс школа, 2003.
  2. А.С. Батуев, А.С. Гуленкова. Биология. Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. М. Дрофа, 2004.
  3. В.Н. Фросин, В.И. Сивоглазов Готовимся к единому государственному экзамену. Общая биология. М. Дрофа, 2010.
  4. А.А. Кириленко, С.И. Колесников Биология. Подготовка к ЕГЭ-2011. Ростов-на-Дону. Издательство «Легион», 2011.

Мультимедийные средства обучения:

1)Лабораторный практикум. Биология 6 - 11 класс (учебное электронное издание).          Республиканский мультимедиа центр, 2004.

2) Подготовка к ЕГЭ по биологии. Электронное учебное издание. М. Дрофа, 2006.

3) Уроки биологии «Кирилла и Мефодия», 10-11 класс, «Кирилл и Мефодий», 2001.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.soil/nisu/ru/_ecol/ - Экоцентр МГУ;
  2. http://www.edios/ru - Эйдос-центр дистанционного образования;
  3. http://www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»;
  4. http://www.wc.ssu.samara.ru/_nauka - путеводитель в мире науки для школьников;
  5. http://www.bio.nature.ru – научные новости биологии;
  6. http://www.bio.fseptember.ru - газета «Биология»- приложение к «1 сентября»;
  7. http://www.intergu/ru -  Интернет сообщество учителей;
  8. http://www.shool-collection.edu/ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;
  9. http://www/fipi.ru - сайт ФИПИ.  

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №24

Рассмотрено на заседании                                            Согласовано                                        

методического объединения                                     с заместителем директора по УВР

учителей естественного цикла                                           __________________        

протокол № 1

от «30» 08. 2013 г.

Календарно - тематическое

планирование

 по биологии

для 11 класса

на 2013 – 2014 учебный год

Потаповой Е.В.

Класс: 11А, 11Б                                     Учитель: Е.В. Потапова

Сроки

урока

Тема урока

Виды

контроля

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Тема 1. Основы учения об эволюции (9 часов).

  1. Развитие эволюционного учения Ч.Дарвина.
  2. Вид, его критерии. Популяции. Л\р «Описание особей вида по морфологическому критерию».
  3. Генетический состав популяций. Изменения генофонда популяций.
  4. Борьба за существование и естественный отбор. Л\р «Выявление у организмов приспособлений к среде обитания».
  5. Изолирующие механизмы. Видообразование.
  6. Макроэволюция, ее доказательства.
  7. Система растений и животных - отображение эволюции.
  8. Главные направления эволюции органического мира.
  9. Обобщение знаний по теме: «Основы учения об эволюции».

Л\р

Тест

Л\р

Тест

К\р

10.

11.

12.

13.

Тема 2. Основы селекции и биотехнологии

(4 часа)

  1. Основные методы селекции и биотехнологии.
  2. Методы селекции растений.
  3. Методы селекции животных.
  4. Селекция микроорганизмов. Перспективы биотехнологии.

С\р

14.

15.

16.

17.

18.

Тема 3. Антропогенез (5 часов).

  1. Положение человека в системе животного мира.
  2. Основные стадии антропогенеза.
  3. Движущие силы антропогенеза.
  4. Прародина человека. Расы и их происхождение.
  5. Обобщение знаний по теме: «Антропогенез».

Тест

Тест

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

Тема 4. Основы экологии (10 часов).

  1. Что изучает экология. Среда обитания организмов и ее факторы.
  2. Местообитания и экологические ниши.
  3. Основные типы экологических взаимодействий.
  4. Конкурентные взаимодействия. Динамика популяции.
  5. Экологические сообщества. Пр\р «Сравнительная характеристика природных экосистем и агроценозов».
  6. Структура сообщества. Взаимосвязь организмов в сообществе.
  7. Пищевые цепи. Л/р «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
  8. Экологические пирамиды и сукцессии.
  9. Влияние загрязнений на живые организмы. Основы рационального природопользования.
  10. Обобщение знаний по теме: «Основы экологии».

Тест

Пр\р

Л\р

К\р

29.

30.

31.

32.

33.

34.

Тема 5. Эволюция биосферы и человек

(6 часов).

5.1.Гипотезы о происхождении жизни.

5.2.Современные представления о происхождении жизни.

5.3.Основные этапы развития жизни на Земле.

5.4.Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу.

5.5.Обобщение знаний по теме: «Эволюция биосферы и человек».

5.6 Повторение темы: «Основы генетики».

Тест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.

Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова

Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы. Учитель биологии Архипкина А.П. МОУ Куркинская СОШ №1

Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта 2004г. Преподавание курса "Общая биология" в 10-11 классе осуществляется по примерной программе для общеобраз...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Константинова В.М. " Биология 7 класс", изд. Вентана -Граф

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...