ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ «ПО ПУТИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ»
статья по биологии на тему

Будущее ближе к нам, чем мы думаем. Оно совсем рядом — плачет, смеется, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться, искать ответы. Это будущее — наши дети. В условиях реформируемой России утверждаются качественно иные принципы организации жизни и деятельности людей, меняется иерархия норм и ценностей. Именно поэтому все настойчивее повторяется тезис о переходе к развивающему обучению как одному из условий действительной перестройки общеобразовательной школы в условиях заявленной модернизации. Суть концепций развивающего обучения заключается в создании условий, когда развитие школьника превращается в главную задачу как для учителя, так и для самого ученика. Это система качественно новых знаний, предлагающих принципиально иное построение учебной деятельности. Это способ организации обучения, содержание, методы и формы организации которого прямо ориентированы на всестороннее развитие ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oppo_fomichevoy_l.v.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ «ПО ПУТИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ»

Теоретическая интерпретация опыта

         Лично я всегда готов учиться,

хотя не всегда люблю, когда меня учат.

Уинстон Черчилль

Будущее ближе к нам, чем мы думаем. Оно совсем рядом — плачет, смеется, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться, искать ответы. Это будущее — наши дети. В условиях реформируемой России утверждаются качественно иные принципы организации жизни и деятельности людей, меняется иерархия норм и ценностей. Именно поэтому все настойчивее повторяется тезис о переходе к развивающему обучению как одному из условий действительной перестройки общеобразовательной школы в условиях заявленной модернизации. Суть концепций развивающего обучения заключается в создании условий, когда развитие школьника превращается в главную задачу как для учителя, так и для самого ученика. Это система качественно новых знаний, предлагающих принципиально иное построение учебной деятельности. Это способ организации обучения, содержание, методы и формы организации которого прямо ориентированы на всестороннее развитие ребенка. Прежде всего:

-        на способы самостоятельного постижения знаний;

-        на развитие способностей в процессе осуществления самостоятельной познавательной деятельности;

-        на эмоциональное отношение к содержанию и процессу образования;

-        на гуманистическую направленность образовательного процесса;

Такой подход культивирует творческое, теоретическое мышление, а это, на мой взгляд, при сложившихся современных условиях главное.

Ведущей идеей представляемого мною опыта смею заявить следующее:

Урок — это мастерская, где создаются условия для того, чтобы каждый ребенок смог сам создать те знания, которые явились бы знаниями самостоятельного созидания и поиска.

Не менее значимым для развивающего обучения, в рамках «урок-мастерская», есть вечный тезис Выготского о зоне ближайшего развития: все, что ребенок выполняет сегодня в сотрудничестве, завтра будет выполнять самостоятельно.

Детально изучив теоретические положения и описание экспериментального опыта независимого общественного педагогического движения Франции «Новое образование», я пришла к выводу о том, что универсальный симбиоз взаимодополняющих технологий (развивающее обучение в России и «Новое образование» во Франции) вот тот альянс который отвечает на мои вопросы как педагога-практика.

Эвристические методы, проблемный метод увлекал Россию, по данным педагогической печати, давно, еще в 70-х годах XIX века П.Ф.Каптерев работал над этим. Принципиальное различие современности заключается, мне думается, в способах подачи. Предлагаемые проблемы в плоскости урока должны стать проблемами учеников, они должны их ощутить, согласно одному из дидактических принципов Я.А. Каменского «нет ничего в уме, чего ранее не было в ощущениях».

Фактором успешности работы в рамках технологии развивающего обучения считаю, создание на уроке условий, которые позволяют «прожить» противоречия, возникающие перед учеными, в момент открытия нового и разрыва со старым. Это является своеобразным толчком ребенка к развитию, ведь каждый делает открытие свое, каждый проходит свой этап развития, строит свою траекторию восхождения к знанию. Безусловно, я не идеалист и прекрасно осознаю, что пьедестал у каждого будет свой. Но мне как, не просто учителю-предметнику, а еще и воспитателю важно увидеть, что ребенок этот урок прожил, прочувствовал, что он на нем состоялся как личность, через самостоятельно преобретенные знания, продолжил формирование своей «Я-концепции».

Обобщенное описание системы работы

         Личностью человек становится только тогда,

 когда начинает самостоятельно

выполнять творческую деятельность.

Постулат философии

Созидательная направленность личности выстраивается в процессе развития у детей мотивации к познавательной творческой деятельности. Ведь умение созидать начинается с желания творить, создавать новое знание для себя. Именно технологии «думания» должны обучаться дети в системе развивающего обучения, на уроках-мастерских. Для этого мы стремимся, чтобы ребенок научился:

  • поставить свою небольшую, но творческую цель и подчинил свою деятельность ее достижению;
  • планировать и самоконтролировать свою деятельность;
  • находить и решать проблемы, составляющие основу цели;
  • умел защищать свои убеждения.

Слагаемые системы работы (модель):

 Система работы состоит из следующих компонентов:

  1. Диагностика обучаемости и обученности школьников как условие реализации технологии развивающего обучения и технологии «урок-мастерская».
  2. Коррекция программ, предложенных МО РФ, по концентрической системе, содержащих обязательный минимум биологического образования и соответствующих требованию к уровню подготовки выпускников, с детальной проработкой разноуровневых целей к каждому учебному элементу позволяют учителю использовать систему творческих заданий, направленных на формирование теоретического мышления.
  3. Рефлексивный характер обучения : оценка учащимися своих возможностей, постоянная внутренняя рефлексия своих действий, мыслей, совершенствование трех моделей самоустановок: реального «Я», зеркального «Я», идеального «Я», система поощрительных приемов, дающих комплексный подход к получению оценки, самостоятельное формулирование реальных и перспективных целей урока.
  4. Создание условий для включения каждого ученика в деятельность: организация системы заданий с группами логических операций, комбинирования информации, определения причинно-следственных связей — позволяет организовать доминирующую самостоятельную творческую деятельность ученика по

САМОпознанию;

САМОопределению;

САМОреализации;

САМОреабилитации.

Домашнее задание предопределяет работу на следующем уроке.

Цели педагогического процесса

         Ценить людей надо по тем целям,

которые они перед собой ставят.

Н.Н. Миклухо-Маклай

Что такое были бы все цели,

все труды человечества без любви?

М.Ю. Лермонтов

Педагогу, работающему в школе трудно не согласиться с крылатой мыслью великого поэта. Какую поставить перед собой цель, чтобы она отвечала той любви, любви к детям, любви к своей профессии? С какой целью мы вообще приходим в школу? Увы и ах… Мы понимаем это, к сожалению, далеко не в первый год работы в школе. Учителю, из опыта работы, видится несколько направлений главных образовательных целей:

Установление стимулирующей роли цели, т.е. цель учителя должна вызвать у учеников именно те ожидания и виды деятельности в которых они на данном этапе заинтересованы.

Дидактическая ценность конкретной учебной цели должна решать актуальные образовательные задачи.

Приведение уровня сложности целей в соответствие индивидуальным особенностям учеников. Например, сложность действий ученика будет различна при достижении следующих целей по биологии: «Определите, чем отличается ель от сосны» или «Выявить, чем обусловлены отличия ели от сосны».

Цель не должна быть утопичной, она должна носить диагностичный характер.

Цель своеобразная логико-конструктивная операция.

Блок образовательных целей:

Овладение учащимися системой знаний о структурнофункциональных и генетических основах жизни, размножении и развитии организмов основных царств живой природы, экосистемах, биоразнообразии, эволюции, необходимых для осознания ценности живого как уникальной и бесценной части биосферы;

Блок развивающих целей:

В целях развития теоретического творческого мышления создать условия школьникам для анализа, выделения главного, сравнения, построения аналогий, обобщения и систематизации, создать условия в которых можно доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и решать проблемы.

Блок воспитательных целей:

Продолжить воспитание учебной самостоятельности ребенка по пути самосовершенствования, способствовать овладению навыками адекватной самооценки и оценки деятельности ребят по классу.

Условия достижения результата:

  • четкое соблюдение принципов технологии развивающего обучения и технологии нового образования «урок-мастерская»;
  • создание условий по реализации притязаний когнитивной сферы учащихся и коммуникативных качеств личности;
  • в планировании уроков ведущее место отдавать методам активизации мышления, «мозговым штурмам», методам синектики, методам фокальных объектов и т.д.
  • чередование индивидуальной, парной и групповой работы;
  • диагностика успешности учащихся;
  • хорошее материальное обеспечение учебного процесса;
  • соблюдение благоприятного психологического микроклимата, создание ситуации успеха на основе принципа гуманизации в образовании;

Принципы педагогической деятельности

         Кто не знает, куда направляется,

очень удивится, что попал не туда.

Марк Твен

Методология развития технологических систем разработана в диалектической логике. Однако диалектическая логика — это раздел философии, и соответственно применение закономерностей диалектической логики затруднительно для развития конкретных педагогических принципов. Эту проблему решали многие (Г. Альтшулер, А. Бассис, Д. Эльконин, В.В. Давыдов и др.)

Учителю-практику представляются следующие принципы технологии развивающего обучения и технологии нового образования «урок-мастерская», они сочетаются с принципапи, предложенными авторами вышеназванных технологий:

  • Принцип целенаправленности процесса — понимаемый как вывод личности каждого ученика в режим развития в соответствии с его личностными целями.
  • Принцип реализуется через создание условий для каждого школьника по формированию индивидуального стиля учебной деятельности, а именно через самостоятельную работу с разным уровнем заданий, через выбор ролей в деятельности групп.
  • Принцип равенства и способности всех — означает собственный успех каждого школьника, использование стимулирующего поощрения его деятельности при работе оценочной системы (набор разноцветных жетонов на этапах урока, словесная, а не количественная оценка при выполнении тестовых заданий, поощрения в процессе субъект-субъектных отношений на этапе творческих заданий в рамках «урок-мастерская»)
  • Принцип теоретического содержательного обобщения и содержательного абстрагирования — получение теоретических знаний в их философско-логическом понимании, когда значимыми становятся не только знания, а и способы умственных действий. В процессе реализации данного принципа достигается абстрактный уровень мышления. Например: «Могли бы Вы привести доказательства развития жизни на Земле, если бы жили 100 лет назад? Приведите схему Ваших рассуждений».
  • Принцип субъектности — познание нового, неизвестного самому, смыслообразующие действия вместе с другими, личная ответственность за получение конечного результата совместной деятельности в паре, группе, классе.
  • (Класс делится на группы: первая готовит творческие и познавательные вопросы по теме, вторая группа готовится по теме и отвечает на представленные вопросы, таких групп может быть несколько, до 6-8, в зависимости от количества детей в классе. На следующем уроке есть смысл предложить поменять социальные позиции личности в группе).
  • Принцип открытости — понимаемый как возможность дополнять, видоизменять информацию, формы организации учебно-познавательной, творческой и других видов деятельности, реализуется на основе обработки результатов мониторинга.
  • (Школьник имеет на каждом уроке технологическую карту урока для ученика, где последовательно расписаны все этапы и учебные элементы урока с советом учителя к каждому из них. Каждый ребенок знает заранее вопросы к зачету. Кодограмма к уроку дает краткий опорный конспект новой темы, ее ключевые моменты).
  • Принцип коммуникативности — реализуется через включенность в общение, оречевленность заданий, прагматику речи. (Обсуждение выдвинутых гипотез, оппонирование, защита собственных решений).
  • Принцип рефлексивности — принимается как понимание выстроенного знания, осознание своего участие, критическое отношение к себе, своего эмоционального состояния и взаимодействия с учителем и одноклассниками. (Применение разнообразных приемов инициирующих рефлексию учащихся : незаконченные предложения «Мне бы хотелось еще узнать…»; «эмоциональный термометр»; «торт решений»).

 Методы педагогической деятельности

         Думание — один из видов деятельности.

И.Я. Зимняя

Развитие творческого теоретического мышления и всего комплекса творческих качеств личности осуществляется в процессе усвоения учащимися методов творческой деятельности. Метод не сама цель, а способ ее осуществления.

Методы, которые я использую на своих уроках сочетаются с принципами модульно-блокового и развивающего обучения, работая на главную цель — развитие творческого мышления. Ведущая роль отводится методам творческой деятельности (гностические, логические):

  • метод синектики (логический) — решение творческих задач путем поиска аналогий (природная аналогия — как устроены и осуществляют процессы жизнедеятельности живые системы; символистическая аналогия — изображение поисковой задачи в виде символа или схемы; и т.д.);
  • метод моделирования — изучение процессов и явлений с помощью схем, кратких словесных характеристик, описаний, с помощью матриц, символов (см. Приложение);
  • метод причинно-следственного анализа (логический метод) — метод позволяет объяснить выявленную причину и глубже исследовать суть изучаемого явления или изменения (Например: «В чем секрет механизма вдоха и выдоха? Почему не имеющие мышц легкие следуют за движением грудной клетки?»
  • метод эвристических вопросов (в рамках эвристического метода) — еще Цицерон предлагал все излагать через словесную формулу «кто?-что?-где?-чем?-зачем?-как?-когда?». Например тема «Фотосинтез». Сколько труда вкладывают дети, чтобы выучить пресловутое определение фотосинтеза… Я попыталась предложить им уже известный алгоритм. Результаты превзошли все ожидания: не было ребенка, который бы не знал данное определение и не понимал его сущности. Они помнят его до сих пор, а ведь они уже закончили школу.

Приемы работы автора опыта

         Можно признать идею полезной,

но не уметь ею пользоваться.

И. Гете

В 80-х годах прошлого столетия в моду прочно вошли нестандартные формы проведения урока (урок-семинар «Что? Где? Когда?»; урок-консультация; урок-зачет «Аукцион»; урок «Дублер начинает действовать»; урок-«эврика»; урок-размышдение и т.д.). Повышение эффективности урока — важнейшая проблема волнующая всех школьных учителей. Но полная отмена традиционного комбинированного урока — это тоже не выход из положения. Мне думается речь должна идти о придании тому или иному виду учебной деятельности нестандартных, оригинальных приемов, активизирующих всех учеников, повышающих интерес к знаниям, воспитывающих пытливость мысли.

Проработав несколько лет в старших классах, я пришла к выводу урок-конференцию нужно видоизменить. Подготовка доклада требует достаточно высокого уровня знания и умений, в том числе и ораторских. Поэтому конференция и проводится в основном в старших классах, а докладчиками выступают более сильные ученики, а остальные члены ученического коллектива в это время, в лучшем случае, «сидят тихо», роль их пассивна. Мне кажется я нашла прием, позволяющий повысить интерес слушателей, а следовательно и внимание к сообщаемому материалу. Таким приемом является подготовка официальных оппонентов. Оппоненты (их может быть 2 или 3) готовятся по той же теме, что и один из докладчиков. Их задача — поставить достойные и интересные вопросы и кратко дополнить докладчика, а может быть изложить и иную точку зрения (взгляды ученых на парниковый эффект и глобальное потепление климата диаметрально расходятся в научной литературе). При подготовке урока-конференции я консультирую отдельно и докладчиков и оппонентов по каждой теме, подсказываю литературу и круг вопросов, подлежащих рассмотрению. На конференцию можно пригласить и «журналистов известных СМИ». С учащимися играющими, роль журналистов тоже ведется отдельная работа, по окончании конференции они готовят краткий настенный «Вестник» по материалам конференции, упрощая материал для малышей. «Вестник» вывешивается в кабинете биологии и дети, приходящие на урок биологии, на перемене, могут прочесть интересный материал. Не малое значение имеет заключительное слово, которое может сделать наиболее подготовленный ученик. Заключительное слово содержит общие выводы из прозвучавших докладов, обобщение по теме конференции.

Конференция — это итог работы по крупному разделу темы, поэтому в учебном году их бывает 5-6. Но каждый из учащихся класса участвует в подготовке и проведении конференции.

Этот прием дал возможность исключить формализованный подход к конференции, убрать ареол «скучности» с урока, а главное этот прием заработал на повышение эффективности урока.

И возвращаясь к словам И. Гете, взятых в качестве эпиграфа, хочется сказать: прежде чем применить тот или иной прием, видимо следует сто раз просчитать последствия его применения. Приемов, описанных в литературе масса, столько же можно придумать самому, но далеко не каждый прием приемлем в той или иной педагогической ситуации.

Следующий, предлагаемый мною прием носит рефлексивный характер. И применять его стоит перед уроком. Это — самооценка готовности ребенка, его настрой на предстоящий урок. Как правило ребята сами не настраиваются на урок, они над этим просто не задумываются. Необходимо мастерство педагога, чтобы обеспечить включенность каждого. Экспресс — анализ этого небольшого приема позволит педагогу полностью представить уровень готовности детей и вовремя принять меры по улучшению ситуации.

Описание приема. Перед уроком учитель говорит:

— Кто хочет знать много? Кто может знать много? Кому это интересно? Поднимите большой пальчик вверх.

— Кто в целом готов к работе? Держите большой пальчик параллельно ладошке.

— Кто не очень хорошо себя чувствует? Кому нужна помощь? Опустите большой пальчик вниз.

Этот прием как раз из тех, которые имеют определенные границы применения. Он хорошо срабатывает на малышах, которые с готовностью делятся с учителем своими горестями и надеются на поддержку. Прием полностью терпит провал, если применять его к подросткам, там рефлексия должна носить личностный скрытый характер, она обращена к себе, к своему «внутреннему — Я».

Средства, разработанные автором

         Единственный путь, ведущий к

знанию, — это деятельность.

Б. Шоу

Путь поиска очень тернист. В свое время передо мной, как перед молодым учителем, встали ряд противоречивых вопросов, среди них настоятельная необходимость развития творческого потенциала ученика с одной стороны и отсутствие условий для индивидуальной работы с каждым учеником с другой. Поиск решения данной проблемы привел к необходимости создания технологических карт урока для учителя и технологических карт урока для ученика. Первых достаточно много издано в последнее время, а вот структурированной опоры для ученика нет до сих пор. Технологическая карта — это модернизированный план урока, это системная рекомендация для учителя и для ученика. В ней спланирована не только деятельность учителя, но и работа ученика, направленная на достижение прочных знаний и формирование творческого теоретического мышления. Технологическая карта урока для ученика представляет собой поэлементную партитуру урока, которая помогает реализации главной цели образования научить учиться, рационально распределять время во время урока вместе с учителем. Используя ТКУ для ученика учитель, реализует описанный выше принцип открытости. Получив ТКУ перед уроком ребенок заранее видит объем сегодняшних работ, что определенным образом готовит его к уроку. Ребенок с детства приучается к культуре познания, ощущению и предвкушению предстоящего знания.

Формы педагогической деятельности

         Самое главное — научить

человека мыслить.

Б. Брехт

Эффективность обучения зависит не только от методов обучения, как бы осознанно и продуманно они не подбирались учителем. Этот процесс не может быть осуществлен вне форм организации деятельности учащихся. Важно не только содержание над которым работают на уроке учитель и ученик, но и в каких формах это осуществляется. Я хорошо отношусь к нетрадиционным формам проведения урока и достаточно часто их использую. Например, урок-мастерская.

Технология подготовки урока с элементами урока-мастерской:

  • тщательно продумываются все этапы урока;
  • раздаются предварительные задания (ретро-информация, «советуют ученые», «из копилки знаний» и т.д.)
  • отбираются методы (организации деятельности, развития творческого теоретического мышления, поощрения, рефлексии и т.д.);
  • учитываются принципы урока с элементами урока-мастерской (принцип развития, равенства и способности всех, личной отвествености, поиска, целостности, рефлексивности и т.д.);
  • готовятся творческие задания, нацеленные на радость открытия;
  • подбираются тесты, карточки с индивидуальными заданиями;
  • готовится кодограмма к уроку;
  • составляется технологическая карта урока для учителя;
  • составляется технологическая карта урока для ученика;

Элементы мастерской вносят в смысл урока проявление личностных познавательных целей, активизирует личностный опыт ребенка через выстраивание ассоциативных рядов, через построение своего знания. Этап теоретического обогащения (по В. Эльконину и А. Окуневу) реализуется через работу с учебником и другой, предложенной учителем литературой. Моделирование я предлагаю осуществить в форме творческого задания в виде опорного конспекта.

Результаты таких уроков достаточно высоки за счет включенности каждого ребенка в процесс его индивидуального развития по своей траектории. Осознание своего интеллектуального роста, своей «Я-концепции» происходит на этапе рефлексии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из личного опыта: Описание системы работы с одарёнными детьми (руководство проектной и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся, подготовка к рейтинговым состязаниям различного уровня)

Результатом обучения в школе должно стать формирование личности, сочетающей в себе мировоззренческую культуру, высокие нравственные качества, деловитость и творческую индивидуальность, гуманистическое...

Описание системы работы

Попытка обобщения опыта...

Описание системы работы по пропаганде правильного питания

Пропаганда правильного питания – составляющая часть борьбы за здоровый образ жизни. По данным валеологов, болезни органов пищеварения у детей и подростков занимают 3-е место. Поэтому важным фактором с...

Описание системы работы с одарёнными детьми (руководство проектной и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся, подготовка к рейтинговым состязаниям различного уровня) - из личного опыта учителя.

Система работы с  одаренными   учащимися:   Работа с одаренными детьми достаточно актуальна для современного общества. По выявлению одаренных учащихся предъявляются сегодня вы...

Описание опыта работы по теме: "Проблемное обучение на уроках биологии и химии в условиях личностно- ориентированного обучения".

Описание опыта работы по теме: "Проблемное обучение на уроках биологии и химии в условиях личностно- ориентированного обучения"....

Описание системы работы педагога- библиотекаря

Краткое описание моей системы работы....

Описание системы работы по теме:"Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математики"

   Одно из ведущих качеств личности - самостоятельность. Оно выражается в умении ставить перед собой определённые цели и добиваться их достижения собственными силами.Бурный рост научн...