«Активизация познавательного интереса в условиях малокомплектной школы»
методическая разработка по биологии на тему

Татьяна Александровна Белоглазова

Активная познавательная деятельность учащихся обеспечивает полное и прочное усвоение материала на уроке и дает возможность получить некоторые практические навыки и умения. Поэтому повышение активности учебной деятельности требует совершенствования  содержания,  методов и приемов обучения и некоторой перестройки форм организации учебной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_otchet.rar969.91 КБ
Файл prilozhenie_snimki_s_tsifrovogo_mikroskopa.rar2.33 МБ

Предварительный просмотр:

Филиал МКОУ «Заринская СОШ»

Учитель биологии Белоглазова Т.А.

«Активизация познавательного интереса в условиях малокомплектной школы»

Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне,

- я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,

и это станет моим навсегда.                                                                      Древняя мудрость

В моей школе  наполняемость классов низкая: пять семь учеников, обучаются дети из разных семей: малообеспеченных, многодетных семей, полных и неполных, дети оставшиеся без попечения родителей,  дети-сироты ит.д. Поэтому многие дети медленно включаются в учебный процесс, тратят значительное количество времени на понимание цели учебной деятельности, иногда с трудом выполняют задания, требующие проявления самостоятельности. В работе с ними на каждом уроке необходимо применять методы и приемы, активизирующие учебную и познавательную деятельность учащихся.  Поэтому перед каждым из нас, педагогов, встает проблема создания такой образовательной среды, целью которой является обеспечение условий и помощь школьнику в получении образования. Моя задача учителя – дать  знания о живой природе, на базе знаний и умений, сформировать научную картину мира, гигиеническое воспитание и формирование ЗОЖ в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека; формирование у школьников отношение к живой природе как объекту и сфере собственной практической деятельности.

Активная познавательная деятельность учащихся обеспечивает полное и прочное усвоение материала на уроке и дает возможность получить некоторые практические навыки и умения. Поэтому повышение активности учебной деятельности требует совершенствования  содержания,  методов и приемов обучения и некоторой перестройки форм организации учебной работы.

Таким образом, мною ведется работа во всех направлениях образовательного процесса.

  • Цель современного урока – это формирование образного мышления и ярких представлений о предмете. На уроке активно применяю наглядные материалы в виде презентаций, фото, видеофрагментов, электронный микроскоп, световой микроскоп и т.д.  Просматриваем фото и видеофрагменты В классе собрано большое количество комнатных растений, для демонстрации по различным темам. Растения подобраны для ознакомления с формой и окрасом листьев, видоизменений листьев, листорасположения и т.д. Большое внимание отвожу практической направленности биологии - применение в жизни полученной информации, умений. В ходе урока использую элементы предмета-литературы: стихи, сказки авторов Алтайского края и мира.

Домашнее задание часто содержит творческую часть: составить сказку, страницу учебника с иллюстрацией, акростих и т.д.

  • Лабораторные занятия проводятся в основном только с использованием натуральных объектов, собранных  на территории села-пробы воды из реки, части растений, насекомые. Активно использую микроскопы и микролаборатории. Провожу лабораторную работу

  • Большая работа проводится с микроскопами на кружке - «Мир под микроскопом». Это исследовательские работы, опыты, наблюдения.

  • Дети принимают активное участия в мероприятиях, связанных с предметом биология. Викторины по Алтайскому краю, олимпиады, проводимые в школе. Так же участвуют в районных мероприятиях-«Одиссея разума», Турслет, «Молодые хозяева земли», конкурсы исследовательских работ. Дети заинтересовавшись предметом сами находят и приносят различные природные объекты, которые мы совместно консервируем и используем на уроках  (летучая мышь, насекомые, личинки ручейника, креветки и т.д.)

В результате такой разнообразной и разнонаправленной работе учащиеся практически ежегодно выбирают экзамен по биологии. Закончив обучение в школе, получат профессии, связанные с биологией.

Конечно же, особое внимание уделяется применению ИКТ на уроках. Это не только веление времени, но и необходимая составляющая для формирования современного всесторонне развитого ребенка. Развитие творческого и интеллектуального потенциала учащихся на основе использования ИКТ – одна из главных задач учителя. Таким образом  успеваемость и качество знаний по предмету составляет 65,1% .

Еще А. Франс высказал мысль, что "Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом". Я как педагог понимаю, что "Ученик - это не сосуд, который надо наполнить знаниями, а факел, который надо зажечь".

Инструктивная карточка

Ознакомтесь с презентацией и выполните задания

Номер слайда

Название слайда и задания

Примечания

1

Лабораторная работа
Тема: «Туфелька не для Золушки»

2

Предположите, о каком организме будет идти речь?

3

Инфузория - туфелька (световой микроскоп, рисунок)

  1. Рассмотрите микропрепарат.
  2. Каким образом можно использовать данные изображения организма на уроке?

4

  1. Сравните снимок постоянного микропрепарата и видео с цифрового микроскопа
  2. Рассмотрите организм инфузории, и особенности передвижения в цифровом  микроскопе

5

Сделайте выводы, отвечая на вопросы:

  1. Какое изображение Вам показалось наиболее интересным?
  2. Какие исследования инфузории-туфельки Вы бы хотели провести в дальнейшем?
  3. Выскажите свое мнение о теме лабораторной работы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории в средней школе, как эффективный способ активизации познавательного интереса учащихся и приоритетное направление модернизации российского школьного образования.

Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории в средней школе, как эффективный способ активизации познавательного интереса учащихся и приоритетное нап...

Повышение мотивации и активизации познавательного интереса учащихся коррекционной школы через влияние информационных компьютерных технологий

Повышение мотивации и активизации познавательного интереса учащихся коррекционной школы через влияние информационных компьютерных технологий.  Первостепенная задача обучения умственно отстал...

Развитие познавательного интереса в условиях школы-интерната на уроках химии

Для увеличения развития познавательного интереса в 9 классе проводилась проектная работа, которая строилась в три этапа: первый этап проходил на уроке во время которого обучающиеся находили природныйг...

Активизация познавательных интересов на уроках географии в коррекционной школе.

Активизация познавательных интересов на уроках географии в коррекционной школе....