Элективный курс "Жизнь растений"
элективный курс по биологии (9 класс) по теме

Типикина Тамара Ивановна

Предлагаемая программа предназначена для преподавания элективного курса «Жизнь растений», учащимся 9 - 10 классов средней общеобразовательной школы, интересующимся жизнью растений, и желающим расширить свои знания о растительном мире.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_zhizn_rasteniy.docx37.52 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр»  с. Богатое, муниципального района Богатовский Самарской области

Программа элективного курса

«Жизнь растений»

Работу выполнила: Типикина Тамара Ивановна

учитель биологии ГБОУ средней общеобразовательной школы «Образовательный центр» с. Богатое муниципального района Богатовский Самарской области

Пояснительная записка

  1. Обоснование необходимости программы элективного курса

                                           «Жизнь растений»

       Предлагаемая программа предназначена для преподавания элективного курса «Жизнь растений», учащимся 9 - 10 классов средней общеобразовательной школы, интересующимся жизнью растений, и желающим расширить свои знания о растительном мире.

       Программа элективного курса ориентирована на знания, полученные на уроках биологии, химии, географии, физики, которая позволяет расширить знания учащихся в области ботаники.  Необходимость данного курса вызвана тем, что в школьном курсе ботаники (1 час в неделю), из-за недостатка времени  учащиеся не получают полного  материала о жизни растений,  теоретический материал не всегда удаётся проиллюстрировать  практическими и лабораторными работами, а также не уделяется внимания знакомству с редкими и необычными растениями.

      Актуальность программы «Жизнь растений» состоит в том, что многие разделы ботаники в школьной программе освещаются поверхностно.

      Курс рассчитан на 17 учебных часа. Практические занятия представляют собой исследование конкретных объектов, иллюстрирующих изучаемый теоретический материал. В ходе выполнения, отдельных практических работ, обучающиеся сами готовят материал для изучения: приготавливают препараты различных растений, изучают их с использованием микроскопа, ставят различные опыты.  Для организации творческого процесса в программе предусмотрена система проблемных вопросов, творческих заданий.

      Значительная часть занятий проводится в форме коллективной работы, что способствует сплочению группы, развитию дружеских отношений среди ребят. При необходимости проводятся индивидуальные занятия. Это имеет большое значение при подготовке к экологическим, биологическим и другим конференциям и олимпиадам, а также для совершенствования знаний и, и в конечном итоге, в выборе профессии.

  1.  Цели и задачи программы

Цель программы -  сформировать знания учащихся о растениях и бережном к ним отношении.

Задачи

Образовательные:

- знать  основы физиологии растений;

- уметь выбирать и использовать конкретные методы и методики при проведении практических занятий.

Развивающие:

- развивать способности аналитически мыслить, сравнивать, обобщать изучаемый материал и научную литературу;

- развивать умения готовить препараты, ставить эксперименты с растениями, вести наблюдения;

- сформировать интерес к изучению объектов и явлений природы и развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности;

Воспитательные:

- сформировать навыки бережного отношения к природе;

- практическое участие обучающихся в природоохранных мероприятиях и исследовательской работе по изучению флоры Самарской области.

1.3. Общая характеристика учебного процесса:

методы и формы работы, средства обучения, принципы.

       При изучении курса используются активные формы и методы обучения: информационно-поисковые, практико-ориентированные, проблемно -поисковые и другие. В ходе занятий учащимся предоставляется возможность лично решить возникшие или созданные проблемы, при этом необходимо обеспечить демонстрацию образовательной продукции учеников в форме - устных сообщений, обсуждений в группах. При наличии соответствующих ресурсных возможностей такая образовательная ситуация может завершаться  подготовкой более материализованного образовательного продукта в виде мини - или микропроектной работы.

         Одним из наиболее широко применяемых методов при изучении курса является беседа, она позволяет учителю при изложении нового материала опираться на жизненный опыт учеников. Беседа может сочетаться с рассказом, объяснением.

                Занятия имеют три части: лекционную, практическую и экскурсионную. Важной составляющей каждого урока является творческая самостоятельная (индивидуальная и коллективная) работа учащихся. Основной тип занятий - комбинированный. Основная цель практического раздела программы - формирование у учащихся умений, связанных с использованием полученных знаний, закрепление и совершенствование практических навыков по выполнению заданий и постановке опытов. Выполнение практических работ способствует быстрой мобилизации и переключению внимания на осмысление материала изучаемой темы. Кроме того, такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит регулярным индикатором успешности образовательного процесса.

       Обучение основывается на принципах сознательности, демократичности,  активности, наглядности, систематичности, последовательности, научности, доступности  и связи теории с практикой. На основе указанных принципов подбирается материал для подготовки школьников по вопросам, включенным в программу, с целью познания и изучения, соответственно и строится процесс обучения.

1.4. Характеристика временных

(объем программы в часах, продолжительность курса) и материальных ресурсов, необходимых для освоения курса.

                    Курс рассчитан на 17 учебных часа, из них аудиторных занятий - 11 часов, внеаудиторных 6 часов, в том числе практических – 8 часов.  

При изучении курса используются такие средства обучения, как учебные пособия, ИПК; микроскопы, приборы, препараты, эпидиаскоп, комплект наглядных методических материалов, гербарий, таблицы.

  1. Методическая часть
  1. Требования к уровню знаний и умений, полученных в результате обучения

 По завершению курса учащиеся должны знать:

- основы экологии, фитоценологии растений;

 - редкие и исчезающие виды растений, подлежащие охране и занесённые в «Красную книгу».

должны уметь:

- самостоятельно работать с ботанической литературой, анализировать, обобщать  и результаты использовать для решения практических задач;

- проводить описание жизненных форм растений;

- самостоятельно работать с приборами;

- осуществлять правильный сбор лекарственных растений и применять их на практике;

- излагать самостоятельно подготовленный материал, делать презентацию собственного творчества.

2.2 Критерии эффективности реализации программы, формы контроля и методы оценки знаний, умений и навыков учащихся

      Проверка и учет знаний - важная сторона любого учебного процесса. Поэтому проверку организую  так, чтобы она активизировала познавательную деятельность каждого ученика, позволяла ему самостоятельно оперировать усвоенным учебным материалом. Использую следующие формы контроля знаний: индивидуальную групповую, фронтальную, классно-обобщающую проверки. Провожу ролевые игры, семинары, практические работы, тестирование. Тестирование считается объективным инструментом для выявления уровня знаний. Он  характеризуется как система фасетных заданий в письменной форме, с постепенно возрастающей степенью сложности. Основная позиция тестирования определяется его четкой определенностью, однозначностью, надежностью, комплексностью с другими формами.

      При проведении занятий стараюсь повысить уровень познавательной самостоятельности учащихся через самостоятельные практические исследования (написание реферата; сообщение учащегося с демонстрацией результатов наблюдений,  участие в дискуссии по решению проблемного вопроса; составление модельной схемы ответа на поставленный вопрос, сбор гербария).          

                  Используют наглядные и практические приемы контроля знаний, например: узнавание препарата под микроскопом или лупой; выполнение практической работы в системе мультимедийного вида обучения;

самостоятельное выполнение практической работы; узнавание микропрепарата под микроскопом или лупой.

   Эти и подобные им формы проверки знаний оживляют урок, делают контроль знаний нестандартным, интересным и, как следствие - активизируют учебный процесс.

2.3 Тематическое планирование

№ п/п

Разделы

Всего

Аудиторных

Внеаудиторных

В том числе на практическую деятельность

Форма контроля

1

Введение

1

1

-

-

беседа

2.

Физиологические процессы растительного организма

10

7

3

5

отчёт по экскурсии, конспект, результаты практических работ, беседа; тестирование

3

Изучение флоры Самарской области

5

2

3

3

опорный конспект; результаты практических работ;  

7

Презентация проектов

1

1

творческие и исследовательские проекты

17

11

6

8

3. Содержательная часть

3.1 Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Темы

Количество часов

Всего

Аудиторных

Внеаудиторных

В том числе практических

  1. Введение

1.1

Роль учёных в развитии ботаники

1

1

-

-

  1. Физиологические процессы растительного организма ( часа)

2.1

Физиологические активные вещества клетки: ферменты, витамины, фитогормоны.

1

1

1

2.2

Осмотическое свойство клетки: проницаемость протоплазмы, тургор, плазмолиз, деплазмолиз.

1

1

0,5

2.3

Транспирация растений и её значение

1

1

0,5

2.4

Методы учёта транспирации.

1

1

1

2.5

Водный баланс растения.

1

1

2.6

Дыхание растений. Величина дыхательного коэффициента в зависимости от дыхательного материала. Интенсивность дыхания.

1

1

0,5

2.7

Экскурсия в семенную лабораторию по теме: «Дыхание растений»

1

1

2.8

Определение понятия роста. Фазы роста: эмбриональный рост, фаза растяжения, фаза дифференцировки. Методы изучения роста.

1

1

0,5

2.9

Периодичность явлений роста. Состояние покоя. Способы выведения растения из состояния покоя.

1

1

0,5

2.10

Явление геотропизма.

1

1

0,5

  1. Изучение флоры Самарской области (5 часов)

3.1

Экологические группы растений. Жизненные формы и принципы их классификации.

1

1

-

-

3.2

Определение видового разнообразия древесных и кустарниковых  растений.

2

-

2

2

3.3

Лекарственные растения Самарской области

1

-

1

1

3.4

Редкие и необычные растения Самарской области. Красная книга Самарской области.

1

1

-

-

4. Презентация проектов по выбранной теме (1 часа)

41

Защита творческих работ

1

1

Итого

17

11

6

8

3.2. Учебно-методический комплекс

для учителя

1. Березина С.Н. .Ботаника. - М: ВАКО, 2012-112с.-(КИМы)

2. Бабенко В.Г, Зайцева Е.Ю.,  Пахневич А.В., Савинов И.А. Биология: материалы к урокам-экскурсиям.  М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.-288 с.

3.Бондарук, М.М., Ковылина,Н.В. Биология. Дополнительные материалы к урокам по биологии и экологии. – Волгоград: Учитель, 2007.— 127 с.

4.  Генкель П.А. Ботаника. Пособие для учителей. Из-во: «Просвещение» Москва, 1964.- 695с

5.  Генкель П.А. Физиология растений. Москва «Просвещение», 1975. -335с

6.  Генкель П.А. Физиология растений: Учебное пособие по факультативному курсу для IХ класса. Москва «Просвещение», 1985.-175с

7. Исаин В.Н. Ботаника. Краткий курс. Гос. изд-во с/х литературы: М. – 1955. -321с

8. Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Практикум по курсу общей ботаники. М.; ВО «агропромиздат», 1989. - 416с

9. Яковлев Г.П., Аверьянов Л.В. Ботаника для учителя. Ч.1, 2. М.: Просвещение, 1997

10. Якушкина Н.И. Физиология растений. М.: «Просвещение» 1993. – 351с

11.Учебное электронное пособие Лабораторный практикум Биология 6-11 класс. Республиканский мультимедиа центр. 2004

12. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии Кирилла и Мефодия

3.4. Учебно-методический комплекс для учащихся

1. Березина С.Н. .Ботаника. - М: ВАКО, 2012-112с.-(КИМы)

2. Гаев, Л.Я., Самарина, B.C. Наши следы в природе. – М.: Недра, 1999.-98 с.

3.  Генкель П.А. Физиология растений: Учебное пособие по факультативному курсу для IХ класса. Москва «Просвещение», 1985.-175с

4. Захаров А.С., Горелов М.С..  «Зеленая книга» Поволжья: сб./сост. - Самара: Самарское кн. изд-во, 1995. - 225 с.

5. Новиков Ю.В.  «Экология, окружающая среда и человек» М.: ЮНИТИ, 1998

6. Красная книга Самарской области. Растения. Том 1, Изд-во: Самарский научный центр РАН, 2007

7. Харитонов Н.П. Исследуем природу. Учебно-методическое пособие по организации исследовательской деятельности школьников в полевой биологии. Изд-во: МИОО, 2008. -187с

8. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии Кирилла и Мефодия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация элективного курса "Путешествие в удивительный мир растений"

Презентация предложена учащимся 8-9 классов для выбора элективного курса по выбору в рамках реализации предпрофильной подготовки....

Элективный курс "Экология растений с флористическим анализом растительности Ставрополья"

 Программа курса  рассчитана на 34 часа для учащихся 10 класса.         Хочется  при помощи созданного курса показать кр...

Элективный курс Экология растений 7класс 2013год

Пояснительная записка Экология растений      7 класс ( 2 часа в неделю, 68 часов) Настоящая программа составлена на основе государственных стандартов  сред...

Элективный курс Биология растений, грибов, лишайников

Элективный курс «Биология растений, грибов, лишайников» предназначен для учащихся 10-11 классов химико-биологического профиля или предпрофильных 9 классов. При проведении занятий по элективному курсу ...

Авторская программа элективного курса для 11 класса по биологии "Биология растений, грибов и лишайников"

   Программа элективного курса  «Биология растений, грибов, лишайников» отвечает требованиям педагогических задач, а именно раскрытию интересов подростков к выбору...

Элективный курс" Комнатные растения"(для 9 класса предпрофильной подготовки)

Электиный курс для 9 класса(предпрофильной подготовки). Программа элективного курса " Комнатные растения"...

Дополнительная презентация "Комнатные растения", элективному курсу "Основы фитодизайна", 9 класс

Дополнительная презентация к элективному курсу "Основы фитодизайна", 9 класс...