Методическая разработка раздела программы по теме «Опора и движение» (8 класс)
презентация к уроку по биологии (8 класс) по теме

Маслова Людмила Александровна

 

Данная презентация составлена на основе программы ОУ: Программа  основного общего образования

по биологии 6-9 класс                 Авторы: Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова,-Москва, Дрофа – 2010 г.

Учебник для общеобразовательных учреждений

Биология. Человек. 8 класс. под редакцией Н.И. Сонин, М.Р. Сапин,-Москва, Дрофа – 2010 г.

 Цель:сформировать у учащихся потребности в сохранении здоровья опорно – двигательной системы и умение оказать первую помощь при повреждении скелета.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическая разработка раздела программы по теме «Опора и движение» (8 класс) Работу выполнила: Маслова Людмила Александровна Учитель биологии МБОУ СОШ №69

Слайд 2

Содержание Пояснительная записка Цели и задачи изучения раздела «Опора и движение » Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоение учебного материала обучающихся в соответствии с возрастными особенностями Технологии , методы, формы организации деятельности обучающихся, используемые в образовательном процессе по разделу программы Ожидаемые результаты освоения раздела программы Учебно-тематическое планирование по разделу «Опора и движение» Разработка урока «Первая помощь при растяжении связок, вывихов суставов, переломов костей»

Слайд 3

Пояснительная записка Программа ОУ: Программа основного общего образования по биологии 6-9 класс Авторы: Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова,- Москва, Дрофа – 2010 г. Учебник для общеобразовательных учреждений Биология. Человек. 8 класс. под редакцией Н.И. Сонин, М.Р. Сапин ,- Москва, Дрофа – 2010 г . Сформировать у учащихся потребности в сохранении здоровья опорно – двигательной системы и умение оказать первую помощь при повреждении скелета.

Слайд 4

Цели и задачи изучения раздела «Опора и движения» Цель: изучить строения и функции опорно-двигательного аппарата и обратить внимание самих учащихся на проблемы сохранения здоровья . Задачи: Образовательная: Изучение значения аппарата опора и движения особенности строения и функции скелета человека, исследовать взаимосвязь строения и выполняемых функций; Развивающая: развивать коммуникативные качества, навыки самостоятельной работы, развивать логическое мышление, умение выделять главное, сравнивать, анализировать, составлять схемы; распознавать часть опорно-двигательного аппарата; показывать на своем теле, модели, скелете, основные части скелета Воспитательная: воспитание у учащихся бережного отношения к своему здоровью, приучать к занятиям спортом и физическим трудом для формирования и развития организма подростка.

Слайд 5

Психолого-педагогическое обоснование освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями 1. Познавательная сфера Высокий уровень учебной активности, самостоятельности. Принятие целей, заданных учителем. Самостоятельная организация деятельности в рамках учебных или иных целей, заданных учителем. Владение приемами установления причинно-следственных отношений между изучаемыми учебными и житейскими понятиями. Ориентация на всю систему требований задачи. Владение навыками применения логических операций: выделение существенных признаков, обобщение, классификация и др. Систематизация знаний, перенос учебных навыков.

Слайд 6

Понимание смысла изучаемых понятий и речи, обращенной к школьнику. Использование речи как инструмента мышления (сложноподчиненные конструкции в устной и письменной речи, связное изложение своих идей, использование доказательств). Грамотность и богатый словарный запас устной речи. Понятность письма. Аккуратность оформления письменных работ. Способность к различным видам ручного труда. Сохранение учебной активности и работоспособности в течение всего урока. Адаптация к учебной нагрузке. Способность работать в едином темпе со всем классом. 2. Поведение : Установление адекватных отношений со сверстниками во время учебных занятий и вне их. Способность к установлению межличностных отношений со сверстниками. Установление адекватных ролевых отношений с педагогами на уроках и вне уроков. Проявление уважения к учителю. Способность к установлению межличностных отношений с педагогом. Принятие и выполнение школьных и общепринятых норм поведения и общения.

Слайд 7

Активность и самостоятельность в познавательной и социальной деятельности. 3. Особенности мотивационно-личностной сферы : Ориентация на освоение способов получения знания. Проявление интереса к закономерностям, принципам. Предпочтение трудных заданий. Наличие мотива самообразования, представленного интересом к дополнительным источникам знаний. Отсутствие выраженных противоречий между: -требованиями школы (педагога) и родителей; -требованиями взрослых и возможностями ребенка. 4. Особенности системы отношений школьника к миру и самому себе : Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений со сверстниками. Ориентация на мнение товарищей. Эмоционально-положительное восприятие ребенком системы своих отношений с педагогами. Эмоционально-положительное восприятие школы и учения. Понимание смысла учения «для себя». Устойчивая положительная самооценка

Слайд 8

Технологии, методы, формы организации деятельности обучающихся Компетентностный подход Усваивается не готовое знание, а прослеживаются условия происхождения данного знания Частично-поисковый метод Поисково-исследовательская деятельность Учебная деятельность, приобретая исследовательский характер, сама становится предметом усвоения

Слайд 9

Здоровьесберегающие технологии Создание здоровьесберегающего пространства, обеспечивающее развитие личности с учётом физиологических и интеллектуальных особенностей ребёнка Использование основных критерий рациональной организации урока: Чередование видов учебной деятельности Использование эмоциональных разрядок Следить за посадкой учащихся Проведение физкультминутки в середине урока Качественное поощрение учащихся за всю деятельность на уроке

Слайд 10

Информационные технологии Применение информационных технологий в учебном процессе открывает новые пути в развитии мышления, умении решать сложные задачи, предоставляет принципиально новые возможности для активизации обучения. Они позволяют сделать занятие более интересными, динамичными, а огромный поток получаемой информации легко доступным К видам средств обучения относятся: Электронные энциклопедии Мультимедийные обучающие программы Курсы – репетиторы Электронные учебники Тестирующие программы Интерактивные творческие задания Мультимедийные игры Атласы Дидактический материал Мультимедийные уроки - презентации

Слайд 11

Работа с учебником. Репродуктивно-поисковая Сравнительно-аналитическая Творческая Комментированное чтение Таблицы и схемы Вопросы к прочитанному Ответы на вопросы Анализ рисунков Тексты с ошибками Заполнение таблиц Тексты с пропущенными словами Работа с терминами Рассказ по заданным словам Составление схем Составление тестов Опорные конспекты Кроссворды Составление планов Опережающие домашние задания Составление конспектов

Слайд 12

Виды домашних работ. - творческие задания (сочинение, рисунок, доклад, реферат, составление тестов и др.); - подготовка презентаций ; - задания по работе с учебником (его текстом, иллюстрациями), - составление кроссвордов .

Слайд 13

Ожидаемые результаты освоения раздела программы знать/понимать Особеннсти строения и функции опорно-двигательной системы, строение и химический состав костей; особенности строения и свойства мышечной ткани, особенности строения и функции скелетных мышц; знать виды травм скелета и их признаки, последовательность дейстий при оказании первой помощи. уметь обьяснять : черты сходства и различия в аппарате опора и движение человека и млекопитающих животных распознавать и описывать: части опорно-двигательного аппарата; показывать на своем теле, модели, скелете основные кости скелета. анализировать и оценивать: воздействия факторов риска на здоровье. проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер для предупреждения травматизма, профилактики нарушения осанки оказание первой помощи при травмах проведение наблюдений за состоянием собственного организма.

Слайд 14

Календарно-тематическое планирование по разделу « Опора и движение» Урок 1. Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека и его значение, строение скелета. 1 час Урок 2. Строение и свойства костей. 1 час Лаб раб. №5 «Изучение внешнего строения костей». Урок 3. Типы соединения костей. 1 час Урок 4. Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. 1 час Урок 5. Мышцы, их строение и функции. 1 час Урок 6. Работа мышц. Утомление. 1 час Лаб. раб. №6 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц». Урок 7. Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения. 1 час Лаб. раб. №7 «Измерение массы и роста своего организма» Урок 8 (обобщающий). Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека. 1 час

Слайд 15

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей Презентация к уроку в 8 классе по программе основного общего образования Авторы: Н.И. Сонин, В.Б. Захаров Учитель биологии МБОУ СОШ № 69 г. Нижнего Новгорода Маслова Людмила Александровна

Слайд 16

Задачи урока - Охарактеризовать различные виды травм системы опоры и движения, научить различать повреждение суставов, костей и растяжение связок; - определить цели доврачебной помощи, показать ее отличие от профессиональной врачебной помощи; - научить оказывать доврачебную помощь и понимать ее основы; - формировать умения логически мыслить, придумывать и задавать вопросы

Слайд 17

Оборудование Модель скелета человека, таблицы «Строение костей», «Типы соединения костей»; простейшие шины, перевязочный материал, косынки.

Слайд 18

План урока Организационный момент Актуализация знаний учащихся. Изучение нового материала: Повреждения костей и суставов – наиболее распространенные виды травм опорно-двигательного аппарата. Меры первой помощи при вывихах суставов. Растяжение связок. Меры первой помощи. Виды переломов. Меры первой помощи. Практическая работа. Закрепление изученного материала. Домашнее задание.

Слайд 19

К доске выходит учащийся, садится на стул, лицом к классу, спиной к доске. Учитель выводит на экран понятие, термин. Учащиеся класса, не называя слова, характеризуют его. Отвечающий должен определить задуманное слово. Череп Плечевой пояс Свободная нижняя конечность «Горячий стул» Актуализация знаний - Какие отделы скелета вы знаете? Показать на модели скелета

Слайд 20

Два ученика спорили. Один утверждал, что кость - сложный живой орган, другой отрицал это. Кто из них прав и почему? У молодого петуха удалили часть бедренной кости, оставив надкостницу. Через некоторое время кость у петуха восстановилась. Что доказывает этот опыт?

Слайд 21

- Какие особенности человека связаны с прямохождением?

Слайд 22

- Каково строение сустава? - Чем покрыты впадина лопатки и головка плечевой кости? Что находится в суставной полости? Что обозначено цифрами 1 и 2 ? 1 2

Слайд 23

Кроссворд 1. Осевой скелет туловища. 2. Часть позвоночника, создающая опору тазу. 3. Подвижное соединение костей в скелете. 4. Часть скелета, образованная большим количеством мелких костей. 5. Элемент скелета. 6. Кость плечевого пояса, лежащая среди мышц спины. 7. Часть тела, скелет которой образован большой и малой берцовыми костями. 8. Кости, образующие позвоночник. 9. Часть грудной клетки. Опорная структура организма.

Слайд 24

10 9 2 6 7 8 5 1 3 4

Слайд 25

с г к к р е с т е ц у л л г п д е К п о з в о н о ч н и к т О п л з н С у с т а в е в а Т т н о ь К ь н а к и с т ь и

Слайд 26

В различных житейских ситуациях внезапно происходят несчастные случаи.

Слайд 27

Проанализируйте ситуацию Нина, как обычно, зашла за Наташей по пути в школу. Девчонки торопились, им нужно было зайти перед уроками в библиотеку. Когда они поднимались по школьной лестнице, навстречу им шли шумной толпой старшеклассники. Они даже не заметили, что толкнули Нину. Она упала на руку. От боли чуть не заплакала. Через некоторое время Нина сказала Наташе, что кисть руки опухает. Девчонки не знали, что делать. - Что бы вы сделали на месте девочек?

Слайд 28

Тема урока: Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей Задача нашего урока рассмотреть и обсудить различные повреждения скелета, а также научиться оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему

Слайд 29

1 2 Рассмотрите рисунки и определите, где здесь перелом, вывих и растяжение связок - Попробуйте охарактеризовать каждое повреждение скелета 3

Слайд 30

- Чем сопровождается вывих сустава? Что ощущает человек при этом? - Какую помощь необходимо оказать пострадавшему при вывихе? Вид сустава при вывихе

Слайд 31

Внешний вид конечности при растяжении связок Какие симптомы наблюдаются при растяжении связок? Какую помощь необходимо оказать пострадавшему?

Слайд 32

Иммобилизация верхней конечности с помощью подручной шины при переломе предплечья - Что такое перелом? Каковы симптомы при переломе? Как оказать помощь?

Слайд 33

Виды повреждения скелета Растяжение связок Вывихи Переломы Боль, отечность тканей, деформация конечности Нарушение целостности кости Обездвиживание (иммобилизация) Боль, припухлость сустава, посинение, ограниченность движений из-за боли Растяжение или разрыв связок при травме сустава Мягкая фиксирующая повязка на сустав. Холод на область сустава Из-за разрыва или растяжения суставной сумки головка кости выходит из ямки сустава Резкая боль, ограничение движений сустава и опухоль Обездвиживание (иммобилизация). Холод на область сустава Бережно доставить пострадавшего в ближайший травмпункт

Слайд 34

Какие подручные средства можно использовать при наложении шины? Сколько суставов нужно обездвижить при этом? С помощью чего закрепляется шина?

Слайд 35

Практическая работа - Окажите первую помощь однокласснику с переломом костей предплечья, (подручный материал для оказания помощи на столах)

Слайд 36

- Какая травма изображена на рисунке? Чем отличается закрытый перелом от открытого? Какие меры первой помощи необходимо оказать пострадавшему при открытом переломе? Симптомы . Резкая боль в области перелома, усиливающаяся при движениях. Укорочение и деформация конечности. Подвижность в месте перелома. Резкая болезненность в области перелома даже при осторожном ощупывании. Отек. - Как оказать первую помощь? Закрепление изученного материала

Слайд 37

Другие переломы Такой валик используется при травмах головы Так фиксируются сломанные пальцы Так поступают при переломе ключицы При сломанных ребрах, туго бинтуют грудную клетку При переломе позвоночника пострадавшего осторожно укладывают на ровную доску

Слайд 38

Домашнее задание Стр 255 - 257

Слайд 39

Спасибо за внимание !!! Автор работы: учитель биологии Маслова Людмила Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела программы по истории 7 класс

Материал содержт презентацию методической разработки раздела программы по истории России для 7 класса к учебнику "История России  конец XVI-XVIIIвв.", авторы А.А Данилов, ЛГ. Косулина....

Методическая разработка раздела программы по математике в 5 классе "Обыкновенные дроби"

Одно из первых математических понятий, с которым ребёнок встречается в школе, – понятие о числе. Это понятие является одним из базовых понятий математики, и его усвоение имеет для учащегося большое зн...

Методическая разработка раздела программы по русскому языку 5 класса«Синтаксис»

Данная  методическая разработка раздела программы  может быть использована учителями при аттестации....

Методическая разработка раздела программы по русскому языку в 9 классе "Сложноподчиненное предложение"

Методическая разработка раздела учебной программы по русскому языку в 9 классе "Сложноподчиненное предложение". работа представлена на 1 квалификационную категорию....

Методическая разработка: Раздел программы "Электротехнические работы" 8 класс

Почему же мной выбран для презентации раздел программы «Электротехнические работы»? Потому, что не так часто этот раздел программы преподается в школе на уроках технолог...

Методическая разработка раздела программы по русскому языку "Лексика". 5 класс

Методическая разработка раздела программы по русскому языку "Лексика". 5 класс...