Рабочая программа по дисциплине ОДП.12 биология специальность сестринсок дело
календарно-тематическое планирование по биологии по теме

Иванова Ольга Васильевна

Эта программа для преподавателей, работающих в медицинских средних учебных заведениях.  Моя программа расчитана на 210 максимальных часов, а аудиторных  147. Дмаю, что эта рабочая программ, которая составлена по ФГОС третьего покаления поможет в работе другим преподавателям. Здесь так же есть календарно - тематическое планирование и поурочное планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования – техникум

«Борское медицинское училище»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДП.12 БИОЛОГИЯ

по специальности 060501 Сестринское дело

2013 г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования: 060501      сестринское дело            

               

Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования – техникум «Борское медицинское училище»

Разработчик: Иванова    Ольга Васильевна     преподаватель первой категории

Рецензенты:

1. Внешний: ___________________________________________________

                                                    Ф.И.О., ученая степень,  место работы, должность

2. Внутренний: _________________________________________________

                       Ф.И.О., ученая степень,  должность

        

               

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации  учебной дисциплины

25

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

26


1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

биология

Область применения программы

    Примерная программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060501      сестринское дело            

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы 

Дисциплина «биология» входит в состав  раздела общеобразовательного цикла.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

 В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

             использовать знания об элементарном составе клетки для  доказательства материального единства живой и неживой природы;

определять формы живого организма;

решать задачи по темам: «Нуклеиновые кислоты» и «Генетический код»;

называть направления эволюции;

определять стадии эмбрионального развития (гаструлы, бластулы);

оперировать генетической символикой решать задачи по генетике, используя решетку Пеннета, записывать генотипы родителей и потомства;

использовать   знания   по медицинской паразитологии, различать на препаратах представителей простейших, гельминтов и членистоногих;

идентифицировать яйца и личинки гельминтов в биоматериале.

       

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

Сущность происхождения и уровни организации жизни;

 Учение о клетке;

Размножение и индивидуальное развитие организмов;

Основы генетики и селекции;

Бионика

Эволюционное учение;

 Историю  развития жизни на Земле;

Основы экологии;

 Основы медицинской паразитологии.

 

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося       210   часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося   147  часов;

самостоятельной работы обучающегося 63    часа.    


 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

210

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

147

в том числе:

     теоретические занятия

147

     практические занятия

     лабораторные занятия

     контрольные работы

     курсовая работа

Самостоятельная работа (всего)

63

в том числе:

     Подготовка курсовой работы

18

   

     Работа с учебными текстами, заполнение рабочей тетради    (заполнение таблиц,  схем, выполнение схематических рисунков).

    Работа с дополнительной научной литературой (подготовка докладов, сообщений).

    Работа с интернет ресурсами (создание презентаций).

15

15

15

экзамен


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины      биология

Наименование  разделов и тем

Содержание учебного материала,  лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа.

Объём часов

Уровень усвоения

1

2

3

4

Раздел 1

Сущность происхождения и уровни организации жизни

5,5

Тема 1.1

Предмет изучения биологии. Сущность жизни. Происхождение жизни.

Содержание учебного материала

 Биология – наука о жизни, об общих закономерностях развития живых существ.

Значение биологии для сохранения чистоты биосферы и медицины.

Объект изучения биологии – живая природа.

Сущность жизни как особое явление на планете.

Признаки живого организма.

Современная естественнонаучная картина мира.

Роль биологических теорий, идей, гипотез  о происхождении жизни

2

1

Самостоятельная работа

  1.         Работа с учебными текстами.
  2.         Заполнение рабочей тетради.

        Создание презентации: « Теории о происхождении жизни».

1

Тема 1.2

Уровни организации жизни.

Содержание учебного материала

 Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция.

Основные уровни организации живой природы.

Формы жизни

2

1

Самостоятельная работа

  1. Работа с учебными текстами.
  2. Выполнение заданий  в рабочей тетради  

Индивидуальная работа.

0,5

Раздел 2 

Учение о клетке

31

Тема 2.1  Клетка - структурная единица организма. Виды клеток.

Содержание учебного материала

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). 

Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Многообразие существующих форм живого.

Неклеточные и клеточные формы.

Прокариоты и эукариоты.

2

2

Самостоятельная работа

  1. Работа с учебными текстами.
  2. Заполнение рабочей тетради.

Зарисовать   схемы строения всех видов   клеток.

0,5

Тема 1.2  Органоиды клетки.

Содержание учебного материала

          Строение клетки.

          Основные части и органоиды клетки, их функции.

2

1

Самостоятельная работа

  1. Работа с учебными текстами.
  2. Заполнение рабочей тетради.
  3. Зарисовать схему строения  митохондрии, рибосомы,
  4. Создать презентацию «Органоиды клетки прокариот».
  5. Заполнение, схем  таблиц:

    «Органические вещества».

   «Виды обмена веществ».

1

Тема 1.3  Структурные компоненты ядра. Кариотип. Строение и функции хромосом.

Содержание учебного материала

         Строение ядра, его роль в клетке.

         Хромосомы, их строение, типы  и роль в организме.

         Кариотип.

2

2

Самостоятельная работа

  1. Работа с учебными текстами.
  2. Заполнение рабочей тетради  (зарисовать схему строения хромосомы, различные виды хромосом).

1

Тема 1.4  Химический состав клетки.

Содержание учебного материала

Мономеры и полимеры.

Белки: их строение, функции в организме.

Углеводы: их строение, функции  в организме.

2

2

Самостоятельная работа

  1. Работа с учебными текстами.
  2. Работа с дополнительной литературой.
  3. Составление кроссворда.

0,5

Тема 1.5  Виды нуклеиновых кислот, строение и функции.

Содержание учебного материала

Нуклеиновые кислоты: их  виды, строение, функции.

ДНК – носитель наследственной информации

Строение нуклеотида.

АТФ и её роль в организме.

2

2

Самостоятельная работа

Заполнение рабочей тетради  (зарисовать схему строения РНК  иДНК, нуклеотида,  схему митоза и амитоза).

1

Тема 1.6  Генетический код.  Биосинтез белка.

Содержание учебного материала

         Генетический код.

         Ген. Роль генов в биосинтезе белка.

        Этапы синтеза белка (транскрипция и трансляция).

        Антикодон.

        Механизм синтеза белка.

2

2

Самостоятельная работа

Работа с дополнительной литературой, с интернет  ресурсами.

Работа с рабочей тетрадью.

Составление схем регуляции транскрипции и трансляции.

0,5

Тема 1.7  Решение задач  по теме: «Биосинтез белка».

Содержание учебного материала

        Решение задач  по  разделу  молекулярной биологии

2

2

Самостоятельная работа

Индивидуальная работа.

2

Тема 1.8  Обмен веществ и энергии в клетке.  Типы обмена веществ.

Содержание учебного материала

 Общая характеристика обмена веществ и энергии.  

 Единство и противоположность ассимиляции и диссимиляции.

 Этапы энергетического обмена.

 Особенности пластического обмена.

Фотосинтез.

Гликолиз.

2

1

Самостоятельная работа

Работа с учебным материалом.

Составление глоссария.

0,5

Тема 1.9  Клеточный цикл. Самовоспроизведение клеток. Раздражимость и трансплантация.  

Содержание учебного материала

Жизненный цикл клетки и его периоды.  

Митоз и его фазы. Амитоз.

Раздражимость как форма физиологического отражения. Эволюция форм раздражимости.

Раздражимость организмов, не имеющих нервной системы: тропизмы, таксисы, настии.

Понятие о рефлексе.

Инстинкт.

2

2

Самостоятельная работа

Работа с рабочей тетрадью.

Составление схем митоза, мейоза.

Индивидуальная работа.

Изготовление дидактического материала.

1

Тема 1.10  Обобщение знаний по теме «Учение о клетке».

Содержание учебного материала

Повторение и обобщение знаний по  разделу «Учение о клетке».

 

2

2

Самостоятельная работа

Составление кроссвордов,  тестов по теме «Учение о клетке».

Индивидуальная работа.

Подготовка сообщений «Стволовые клетки»

1

Тема 1.11  Рубежный контроль  по теме «Учение о клетке».

Содержание учебного материала

     Выполнение   тестов.

2

2

Самостоятельная работа

Подготовка к  контролю.

1

Раздел 3.

Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов

17

Тема 2.1 Многообразие организмов.

Содержание учебного материала

Организм – единое целое.

Классификация живых организмов.

Черты отличия растений от животных.

Многообразие царства растений.

Низшие и высшие растения.

Многообразие царства животного мира.

Одноклеточные и многоклеточные.

Характеристика простейших.

Представители типов: губки, кишечнополостные, мягкотелые, членистоногие.

Хордовые, их систематика

2

1

Самостоятельная работа

Составление схемы «классификация живых организмов».

Выполнение творческого задания:   «многообразие  организмов»

Работа с научной литературой.

Работа с интернет – ресурсами (подготовка презентаций).

1

Тема 2.2 Размножение организмов. Нерегулярные типы полового размножения

Содержание учебного материала

Размножение – как одно из универсальных свойств живого, обеспечивающее материальную  непрерывность в ряду поколений.      Виды размножения и их значения, сходства и различия.

        Нерегулярные типы полового размножения: партеногенез, гиногенез, андрогенез. Половой диморфизм

2

2

Самостоятельная работа

Составление схему разнообразных способов размножения.

0,5

Тема 2.3 Эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие.

Содержание учебного материала

      Этапы эмбрионального развития: зигота, дробление, образование бластулы, гаструлы. Гисто- и органогенез. Производные зародышевых листков. Рост и развитие эмбриона. Зародышевые оболочки.

         Энергетический закон Геккеля-Мюллера.Близнецы. Аномалии развития Прямое развитие и развитие с метаморфозом. Влияние внешней среды на рост и развитие. Старость как этап онтогенеза.

Современные представления о старении. Смерть клиническая и биологическая.

 

2

2

Самостоятельная работа

Подготовка схемы «Органогенез».

Работа с рабочей тетрадью (зарисовка бластулы, гаструлы).

Составление глоссария

1

Тема 2.4 Гаметогенез. Мейоз. Оплодотворение

Содержание учебного материала

Гаметогенез, его виды. Сперматогенез, стадии. Овогенез. Стадии: размножения, роста, созревания, формирования.

Типы яйцеклеток. Мейоз и его сущность. Деления мейоза. Биология пола. Сущность процесса оплодотворения.

2

Самостоятельная работа

Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательства их эволюционного родства.

0,5

Тема 2.5Регенерация и трансляция. Влияние факторов внешней среды на развитие организма.

Содержание учебного материала

Физиологическая регенерация, ее значение для медицины. Трансплантация органов и тканей. Реанимация.

Причины нарушений в развитии организма. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнение среды на развитие организма.

2

2

Самостоятельная работа

Подготовка сообщений:

Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям.

Саморегуляция.

Биологические часы.

Анабиоз.

1

Тема 2.6 Обобщение знаний. Рубежный контроль по   теме «Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов»

Содержание учебного материала

Повторение изученного материала по всему разделу. Обобщение. Выполнение итогового тестирования  

2

2

Самостоятельная работа

Индивидуальная работа.

Подготовка к контролю.

1

Раздел 4

Основы генетики и селекции

34,5

Тема3.1 Предмет изучения генетики.  Законы генетики

Содержание учебного материала

Предмет изучения генетики. Г. Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Методы изучения генетики. Ген – как функциональная единица наследственности.

Генетическое определение пола. X и Y хромосомы. Понятие «крисс-кросс», гемизигота.

.

2

2

Самостоятельная работа

Работа с дополнительной литературой.

Работа с учебным текстом.

Составление глоссария.

0,5

Тема3.2 Наследование при моногибридном и  дигибридном скрещивании

Содержание учебного материала

Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Основные понятия: доминанты и рецессивные признаки, генотип, фенотип, гомозигота и гетерозигота.

II закон Г. Менделя (закон расщепления). Правило чистоты гамет.

Закономерности наследования анализирующего и возвратного скрещивания. Неполное доминирование доминантных признаков.

Понятие о  дигибридном скрещивании. Наследование признаков при дигибридном скрещивании.  III закон Г. Менделя.

2

2

Самостоятельная работа

Работа с дополнительной литературой.

Составление глоссария.

1

Тема3.3 Решение задач.

Содержание учебного материала

Решение задач на 1, 2 закон Менделя.

2

2

Самостоятельная работа

Выполнение домашнего задания.

2

Тема3.4 Наследование, сцепленное с полом.

Содержание учебного материала

Типы наследования признаков у человека. Аутосомно-доминантное и аутосомно-рецессивное наследование признаков у человека. Наследование групп крови.

Половые хромосомы. X и Y хромосомы. Наследование признаков, сцепленных с полом, у человека. Наследование гемофилии, дальтонизма.

2

2

Самостоятельная работа

Выполнение домашнего задания.

0,5

Тема3.5 Хромосомная теория наследственности.

Содержание учебного материала

Хромосомы – носители материала наследственности. Т. Морган: основные положения хромосомной теории.

2

2

Самостоятельная работа

Составить простейшие задачи

 Составить родословную своей семьи

1

Тема3.6 Изменчивость и ее формы. Мутации

Содержание учебного материала

Ненаследственная (фенотипическая) и наследственная (генотипическая) изменчивость. Модификации.

Наследственная изменчивость. Изменения в строении и количества генов. Мутации. Классификация мутаций. Хромосомные мутации. Явление полиплоидии. Мутагены.

2

2

Самостоятельная работа

Составить таблицу «Виды изменчивости»

1

Тема3.7 Генетика человека. Наследственность человека

Содержание учебного материала

         Наследственность и изменчивость человека. Особенности генетики человека. Методы изучения генетики человека: генеалогический, близнецовый, цитогенетический, биохимический, популяционный, статистический

2

2

Самостоятельная работа

Проанализировать наследование группы крови в своей семье

1

Тема3.8 Решение задач..

Содержание учебного материала

Решение задач. Законы Менделя.

Решение задач. Генетика пола.

2

Самостоятельная работа

Выполнение домашнего задания.

Индивидуальная абота.

1

Тема3.9 Хромосомные болезни

Содержание учебного материала

Болезни, связанные с изменением количества половых хромосом (синдром Клайфельтера, Шерешевского-Тернера, синдром трусомии).

Болезни, связанные с изменением количества аутосом (болезнь Дауна).

2

2

Самостоятельная работа

Работа с дополнительной литературой и интернет -  ресурсами.

Создание презентации «Хромосомные болезни»

1

Тема3.10 Основы селекции

Содержание учебного материала

Генетика – теоретическая основа селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Основные достижения современной селекции растений, домашних животных и микроорганизмов.

2

1

Самостоятельная работа

Работа с учебным материалом.

Работа с рабочей тетрадью.

0,5

Тема3.11 Обобщение знаний по теме: «Генетика человека».

Содержание учебного материала

  Урок- практикум : « Решение задач по разделу «генетика человека».

2

2

Самостоятельная работа

Индивидуальная работа.

Подготовка докладов.

1

Тема3.12 Рубежный контроль по разделу

«Основы генетики и селекции».

Содержание учебного материала

Подготовка к контролю.

2

2

Раздел 5

Бионика

14

Тема 4.1 Предмет изучения бионики.

Содержание учебного материала

Предмет изучения бионики. Сущность научно-технологического направления, заимствование у природы информационных технологий.

2

2

Самостоятельная работа

Индивидуальная работа.

Подготовка докладов

1

Тема 4.2 Основные направления работ по бионике.

Содержание учебного материала

Проблемы направления работ по бионике: изучение нервной системы человека и животных, исследование анализаторских систем, морфологических особенностей живых организмов.

2

2

Самостоятельная работа

Подготовка к конференции.

Выбор тем для докладов.

Создание презентаций.

1

Тема4.3 Отличие инженерных конструкций от природных

Содержание учебного материала

Основные отличия инженерных конструкций от природных: использование минимального количества энергии,  дизайн природных конструкций, адаптивность и др.

Современные открытия бионики.

2

2

Самостоятельная работа

Выполнение творческих заданий.

Работа с дополнительной литературой.

Подготовка сообщения «Роботы и человек», «Искусственные органы», «Медицина    и бионика», «природлные и инженерные кончтрукции».

2

Тема 4.4 Урок - конференция по бионике

«Бионика в нашей жизни».

Содержание учебного материала

Проведение урока – конференции.

2

2

Самостоятельная работа

Выполнение творческих заданий.

Работа с дополнительной литературой.

Подготовка сообщения «Роботы и человек», «Искусственные органы», «Медицина    и бионика», «природлные и инженерные кончтрукции».

2

Раздел 6

Эволюционное учение.

26

Тема 5.1  Развитие эволюционных взглядов до Дарвина.

Содержание учебного материала

Предпосылки эволюционизма.

Эволюционная теория Ламарка.

2

0,5

Самостоятельная работа

Подготовка  рефератов по теме: «Метафизический период в истории биологии», «К. Линней»

2

Тема 5.2  Создание эволюционного учения. Основные положения эволюционной теории Дарвина

Содержание учебного материала

Жизнь и труды Ч. Дарвина.

Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина

2

2

Самостоятельная работа

Изучение дополнительной литературы, работа в интернете

1

Тема 5.3 Основные направления макроэволюции.

Содержание учебного материала

Понятие макроэволюции.
Понятие биологического регресса.
Понятие биологического прогресса.
Главные направления биологического прогресса: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.

Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции.

Борьба за существование  и её виды.

Естественный обор и его виды.

Наследственная изменчивость.

2

2

Самостоятельная работа

Индивидуальная  творческая работа.  

Изобразить эволюционное  древо растительного и животного мира

2

Тема 5.4 Доказательства эволюции.

Содержание учебного материала

Палеонтологические.

Сравнительно- морфологические.

Эмбриональные.

2

2

Самостоятельная работа

Работа с рабочей тетрадью, выполнение заданий.

1

Тема 5.5 Вид и его критерии.

Содержание учебного материала

Вид, его критерии.

 Популяция - структурная единица вида, единица эволюции.

Генетическая структура популяции.

2

Самостоятельная работа

Выполнение индивидуальных заданий.

1

Тема 5.6. Микроэволюция.

Содержание учебного материала

Понятие о видообразовании.

Формы изоляции.

 

2

2

Самостоятельная работа

Составление тестовых заданий.

Составление кроссвордов.

1

Тема 5.7  Устный журнал «Эволюционное учение» Обобщение знаний по теме.

Содержание учебного материала

Повторение материала по теме: «Эволюционное учение»

2

2

Самостоятельная работа

Подготовка к контролю.

2

Тема 5.8 Итоговое тестирование по теме

Содержание учебного материала

Контроль знаний по теме «Эволюционное учение».

2

2

Раздел 7  

История развития жизни на Земле

15,5

Тема 6.1 Происхождение жизни

Содержание учебного материала

Предпосылки гипотез происхождения жизни. Работы Ф. Реди, Л. Пастера. Современные взгляды на происхождение жизни. Гипотеза А. И. Опарина. Понятия о коацерватах

2

2

Самостоятельная работа

Подготовка сообщений : «Работы Фреда  Реди»,  «Луи Пастер о возниконовении жизни на Земле», «Гипотеза Опарина».

1

Тема 6.2 Эволюция жизни на Земле.

Содержание учебного материала

Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Доказательства естественного происхождения жизни

Геологические эры и периоды.

Развитие жизни в криптозое, палеозое

Теория развития жизни в мезозое, кайнозое

4

2

Самостоятельная работа

 Индивидуальная работа

1,5

Тема 6.3 Эволюция человека.

Содержание учебного материала

Предки человека – ископаемые человекообразные обезьяны. Стадии развития древнейших людей, древних людей. Кроманьонцы – ископаемые люди современного типа. Эволюция человека. Единство происхождения человеческих рас. Движущие силы антропогенеза. Соотношение биологических и социальных факторов в становлении человека на различных этапах антропогенеза.

1

2

Самостоятельная работа

Индивидуальная работа.

Подготовка к контролю.

1

Тема 6.4  Рубежный  контроль по теме: «История развития  жизни на земле». 

Содержание учебного материала

Проверка знаний.  

Итоговое тестирование.

2

Раздел 8

Основы экологии.

26,5

Тема 7.1 Основы экологии. Формы взаимоотношений

Содержание учебного материала

Экология, ее предмет и задачи. Среда – как комплекс экологических факторов: биологических, абиотических, антропогенных, формы взаимоотношений между организмами.

2

Самостоятельная работа

Работа с дополнительной литературой.

Индивидуальная работа.

Подготовить схему взаимодействия живых организмов

1

Тема 7.2 Экологические системы.

Содержание учебного материала

Биогеоценоз – как экологическая система. Видовая и пространственная. Структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Структура биогеоценоза. Их особенности. Отличия от естественных экологических систем.

2

2

Самостоятельная работа

Работа с дополнительной литературой.

Индивидуальная работа.

Создание презентаций.

Составить экологические пирамиды естественных экологических систем

1

Тема 7.3 Биосфера и человек.

Содержание учебного материала

Сущность понятия биосферы – как открытой системы. Границы биосферы. Значение трудов В. В. Докучаева, В. И. Вернадского, В. Н. Сукачева в развитии учения о биосфере. Роль человека в биосфере.

2

2

Самостоятельная работа

Работа с дополнительной литературой, интернет – ресурсами.

Подготовка сообщений.

1

Тема 7.4 Виды экологических проблем. Современные экологические проблемы.

Содержание учебного материала

Истоки экологических проблем. Классификация экологических проблем (глобальные, региональные, локальные, местные).

Современные экологические проблемы:

- проблемы охраны недр;

- охрана подземных  и поверхностных вод;

- охрана атмосферы, озонового слоя;

- охрана почв и биологических ресурсов планеты;

- социальные проблемы в экологическом контексте.

2

2

Самостоятельная работа

Работа с дополнительной литературой, интернет – ресурсами.

Подготовка сообщений.

1

Тема 7.5 Охрана подземных и поверхностных вод, почв, атмосферы, биологических ресурсов.

Содержание учебного материала

Глобальный характер проблемы

Проблема охраны почв

Проблема охраны почв

2

2

Самостоятельная работа

Работа с дополнительной литературой, интернет – ресурсами.

Подготовка сообщений.

1

Тема 7.6 Экология и здоровье.

Содержание учебного материала

Химические и биологические загрязнения среды. Питание и здоровье человека. Проблема адаптации человека к окружающей среде.

2

2

Самостоятельная работа

Работа с дополнительной литературой, интернет – ресурсами.

Подготовка сообщений

1

Тема 7.7 Экологическая ситуация в России.

Содержание учебного материала

Загрязнение  водного, воздушного бассейнов почвы. Механические, физические, химические и биологические виды загрязнения. Типы экологических ситуаций: удовлетворительная, конфликтная, кризисная, бедственная, катастрофическая. Степень остроты экологических проблем.

2

2

Самостоятельная работа

Работа с дополнительной литературой, интернет – ресурсами.

Подготовка сообщений.

1

Тема 7.8 Конференция на тему: «Охрана окружающей среды».

Содержание учебного материала

Проведение урока- конференции .

Выставка плакатов по теме: «Охрана окружающей среды», подготовленная студентами. Сообщения, рефераты, кроссворды.

2

1

Самостоятельная работа

Подготовка к контролю.

Подготовка к конференции

1,5

Тема 7.9 Обобщение знаний по теме «Бионика»

Содержание учебного материала

Проведение урока- конференции .

Выставка плакатов по теме: «Охрана окружающей среды», подготовленная студентами. Сообщения, рефераты, кроссворды.

2

1

Тема 7.9 Итоговое тестирование по теме «Основы экологии».

Содержание учебного материала

Контроль знаний .

2

2

Раздел 9

Основы медицинской паразитологии

40

Тема 8.1 Медицинская паразитология.

Содержание учебного материала

Формы взаимоотношений между организмами. Виды паразитов. Предмет и задачи медицинской паразитологии. Организм – как среда обитания паразитов. Жизненные циклы паразитов. Меры борьбы с паразитическими организмами.

2

2

Самостоятельная работа

Индивидуальная работа.

0,5

Тема 8.2 Медицинская протопаразитология.

Содержание учебного материала

Биологические особенности типы  «Простейшие». Циста. Болезни, вызываемые простейшими. Простейшие – паразиты пищеварительной и мочевой системы. Амеба дизентерийной, лямблии, трихомонада, балантидий. Диагностика. Профилактика.

4

2

Самостоятельная работа

Заполнить таблицу: «Сравнительная характеристика типов простейшие»

Зарисовать представителей паразитических форм простейших.

Составить кроссворды

 Решать ситуационные задачи

0,5

Тема 8.3 Простейшие – паразиты внутренней среды.

Содержание учебного материала

Лейшмании: особенности строения, виды. Лейшманиозы, профилактика, диагностика. Токсоплазма, токсоплазмоз. Малярийные плазмодии.

2

2

Самостоятельная работа

Выполнение заданий в рабочей тетради

0,5

Тема 8.4 Сосальщики – паразиты человека.

Содержание учебного материала

Характеристика типа «плоские черви», систематика. Биологические особенности, циклы развития сосальщиков: кошачьего, печеночного ланцетовидного, легочного. Диагностика, профилактика заболеваний, вызываемых этими сосальщиками.

2

2

Самостоятельная работа

Выполнение домашнего задания.

0,5

Тема 8.5 Ленточные паразиты человека

Содержание учебного материала

Характеристика ленточных червей. Стробилла, проглотида, сколекс. Цепни и лентецы. Циклы развития: бычьего, свиного цепней, широкого лентеца, альвеококка и эхинококка. Диагностика и профилактика заболеваний, вызываемых ленточными червями.

4

2

Самостоятельная работа

Выполнение заданий в рабочей тетради.

0,5

Тема 8.6 Круглые паразиты человека.

Содержание учебного материала

Классификация круглых гельминтов. Геогельминты (острица, власоглав, аскарида) циклы развития и особенности. Биогельминты (ришта, трихинелла). Заболевания, диагностика и профилактика.

4

2

Самостоятельная работа

Индивидуальная работа.

0,5

Тема 8.7 Медицинская арахнология.

Содержание учебного материала

Клещи: собачий, таежный, чесоточный. Переносчики, природные резервуары возбудители заболеваний человека. Строение, цикл развития, профилактика.

2

1

Самостоятельная работа

Создание презентаций.

1

Тема 8.8 Медицинская энтомология.

Содержание учебного материала

Насекомые – переносчики возбудителей паразитарных и инфекционных заболеваний. Строение, размножение, развитие, меры борьбы.

4

1

Самостоятельная работа

Создание презентаций, кроссвордов.

1

Тема 8.9 Конференция «Враги нашего организма» 

Содержание учебного материала

Проведение конференции.

4

2

Тема 8.10 Обобщение знаний по разделу «Медицинская паразитология»

Содержание учебного материала

2

2

Самостоятельная работа

Решение ситуационных задач, выполнение индивидуальных работ.

1

Тема 8.11 Итоговая контрольная работа по всему курсу биологии.

Содержание учебного материала

Контроль знаний,

2

Тема 8. 12 Занимательный час биологии

Содержание учебного материала

Урок – игра.

1

2

Всего:

210

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

        Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета биологии.  

Оборудование учебного кабинета:

  1. Доска классная
  2. Стол и стул для преподавателя
  3. Столы и стулья для студентов
  4. Шкафы

Технические средства обучения:

  1. Компьютер
  2. Мультимедийная установка

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

  1. Основные источники:
  1. Рабочая программа  по дисциплине
  2. Биология: учебник для образоват. учреждений нач. и сред.проф. образования/В.М. Константинов, А.Г. Резанов, Е.О.Фадеева; под ред. В.М. Константинова. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.  

2. Дополнительные источники:

1.        В.Н.Ярыгин; И.Н.Волков; В.И.Васильева  Биология: Учеб. пособие для студентов  мед. училищ/Под ред. Проф. В.Н. Ярыгина.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Электронные образовательные ресурсы

Интернет – ресурсы, электронные учебные пособия и учебники:

http://slovo.ws/urok/biology/11/01/txt/20.html

http://900igr.net/

http://www.youtube.com/user/yandexmovie

http://yandex.ru/video/

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

        Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

Исп      использовать знания об элементарном составе клетки для  доказательства материального единства живой и неживой природы;

определять формы живого организма;

решать задачи по темам: «Нуклеиновые кислоты» и «Генетический код»;

называть направления эволюции;

определять стадии эмбрионального развития (гаструлы, бластулы);

оперировать генетической символикой решать задачи по генетике, используя решетку Пеннета, записывать генотипы родителей и потомства;

использовать   знания   по медицинской паразитологии, различать на препаратах и рисунках представителей простейших, гельминтов и членистоногих;

       

Тестирование  (текущий, рубежный  контроль). 

Заполнение таблиц, схем.

Решение задач.

Устный опрос.

Наблюдение за работой с наглядными  пособиями.

Знать:

 -основные части клеток: ядро,  клеточную оболочку, цитоплазму и расположение в ней лизосом, эндоплазматическую сеть, выполняемые ими функции в связи с особенностями строения;

стадии индивидуального развития  (эмбрионального и постэмбрионального);

 предмет и задачи генетики,

 генетическую терминологию и символику;

хромосомный механизм определения пола организма;

виды изменчивости;

основные  положения  теории эволюции   Ч. Дарвина;

направления  эволюции;

этапы филогенеза органического мира;

формы взаимоотношений  между организмами;

классификацию паразитов человека;

основные  морфологические характеристики простейших и гельминтов;

цикл развития паразитов;

наиболее значимые паразитозы человека;

основные принципы диагностики паразитозов человека;

основные принципы профилактики паразитарных болезней человека

Составление глоссария.

Самостоятельная работа с рабочими тетрадями.

Устный опрос.

Решение задач.

Подготовка докладов,  презентаций.



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования -  техникум

«Борское медицинское училище»

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

________________  О.В. Полянских

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРЕПОДАВАТЕЛЯ на 2013-2014 учебный год

Наименование дисциплины ОДП.12 БИОЛОГИЯ

Курс         1              Группа         101, 102

Специальность              Сестринское дело 

Преподаватель               Иванова О.В.

                                                                               

Общее количество часов на дисциплину по учебному плану  147 час.

1 семестр:

Теоретических занятий 70  час.

2 семестр:

Теоретических занятий 77 час

Календарно -тематический план преподавателя составлен на основании рабочей программы, утверждённой     ГБОУ СПО «БМУ»

                                                                                                                                                                                                                                                                             

«_______»_____________________20___ г.

Рассмотрен и обсуждён на заседании ЦМК  ОДБ, ОГСЭ, ЕН                                                                                             

«________»__________________20____г.

Протокол №____________________

Председатель ЦМК_____________________/Иванова О.В./


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ   ОДП 12. БИОЛОГИЯ

Наименование разделов и тем

Максим нагрузка студента

Количество аудиторных часов

Самостоят работа студента

Всего

Теория

Практика (семинары)

1 семестр

Раздел 1

Сущность происхождения и уровни организации жизни

5,5

4

4

1,5

Предмет изучения биологии. Сущность жизни. Происхождение жизни.

3

2

2

1

Уровни организации жизни.

2,5

2

2

0,5

Раздел 2 

Учение о клетке

31

22

22

9

Клетка - структурная единица организма. Виды клеток.

2,5

2

2

0,5

Органоиды клетки.

3

2

2

1

Структурные компоненты ядра. Кариотип. Строение и функции хромосом.

3

2

2

1

Химический состав клетки.

3

2

2

0,5

Виды нуклеиновых кислот, строение и функции.

2,5

2

2

1

Генетический код.  Биосинтез белка.

2,5

2

2

0,5

Решение задач  по теме: «Биосинтез белка».

4

2

2

1

Обмен веществ и энергии в клетке.  Типы обмена веществ.

2,5

2

2

0,5

Клеточный цикл. Самовоспроизведение клеток. Раздражимость и трансплантация.  

3

2

2

1

Обобщение знаний по теме «Учение о клетке».

3

2

2

1

Рубежный контроль  по теме «Учение о клетке».

2

2

2

Раздел 3.

Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов

17

12

12

5

Многообразие организмов.

3

2

2

1

Размножение организмов. Нерегулярные типы полового размножения

2,5

2

2

0,5

Эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие.

3

2

2

1

Гаметогенез. Мейоз. Оплодотворение

2,5

2

2

0,5

Регенерация и трансляция. Влияние факторов внешней среды на развитие организма.

3

2

2

1

Обобщение знаний. Рубежный контроль по   теме «Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов»

3

2

2

1

Раздел 4

Основы генетики и селекции

34,5

24

24

10,5

Предмет изучения генетики.  Законы генетики

2,5

2

2

0,5

Наследование при моногибридном и  дигибридном скрещивании

3

2

2

1

Решение задач.

4

2

2

2

Наследование, сцепленное с полом.

2,5

2

2

0,5

Хромосомная теория наследственности.

3

2

2

1

Изменчивость и ее формы. Мутации

3

2

2

1

Генетика человека. Наследственность человека

3

2

2

1

Решение задач..

3

2

2

1

Хромосомные болезни

3

2

2

1

Основы селекции

2,5

2

2

0,5

Обобщение знаний по теме: «Генетика человека».

3

2

2

1

Контроль знаний  по теме «Генетика человека»

2

2

2

Раздел 5

Бионика

14

8

8

6

Предмет изучения бионики.

3

2

2

1

Основные направления работ по бионике.

3

2

2

1

Отличие инженерных конструкций от природных

4

2

2

2

Урок - конференция по бионике

«Бионика в нашей жизни».

4

2

2

2

102

70

70

32

2 семестр

Раздел 6

Эволюционное учение.

26

16

16

10

Развитие эволюционных взглядов до Дарвина

4

2

2

2

Создание эволюционного учения. Основные положения эволюционной теории Дарвина

3

2

2

1

Основные направления макроэволюции.

4

2

2

2

Доказательства эволюции.

3

2

2

1

Вид и его критерии.

3

2

2

1

Микроэволюция.

3

2

2

1

Обобщение знаний по «Эволюционное учение»

4

2

2

2

Итоговое тестирование по теме

2

2

2

Раздел 7  

История развития жизни на Земле

15,5

12

12

3,5

Происхождение жизни

3

2

2

1

Эволюция жизни на Земле в архейскую , протерозойскую и кайнозойскую эры 

2,5

2

2

0,5

Эволюция жизни на Земле в мезозойскую  и кайнозойскую эры

2,5

2

2

0,5

Развитие жизни

2,5

2

2

0,5

Эволюция человека.

3

2

2

1

  Контроль по теме: «История развития  жизни на земле». 

2

2

2

Раздел 8

Основы экологии.

26,5

18

18

8,5

Основы экологии. Формы взаимоотношений

3

2

2

1

Экологические системы.

4

2

2

1

Биосфера и человек.

3

2

2

1

Виды экологических проблем. Современные экологические проблемы.

3

2

2

1

Охрана подземных и поверхностных вод, почв, атмосферы, биологических ресурсов.

3

2

2

1

Экология и здоровье.

3

2

2

1

Экологическая ситуация в России.

3

2

2

1

Конференция на тему: «Охрана окружающей среды».

4

2

2

1,5

Итоговое тестирование по теме «Основы экологии».

2

2

2

Раздел 9

Основы медицинской паразитологии

40

31

9

Медицинская паразитология.

2,5

2

2

0,5

Простейшие – паразиты пищеварительной системы.

2,5

2

2

0,5

Простейшие – паразиты мочевой системы.

2,5

2

2

0,5

Простейшие – паразиты внутренней среды.

2,5

2

2

0,5

Сосальщики – паразиты человека.

2,5

2

2

0,5

Характеристика ленточных червей

2

2

2

0,5

Диагностика и профилактика заболеваний, вызываемых ленточными червями.

2,5

2

2

0,5

Классификация круглых гельминтов. 

2

2

2

Заболевания, диагностика и профилактика.

2,5

2

2

0,5

Медицинская арахнология.

3

2

2

1

Медицинская энтомология.

3

2

2

1

Строение, размножение, развитие, меры борьбы.

3

2

2

1

Конференция «Враги нашего организма»  

4

2

2

1

Обобщение знаний по разделу «Медицинская паразитология»

2

2

2

1

Итоговая контрольная работа по всему курсу биологии.

2

2

2

            74

Занимательный час биологии

1

1

1

108

77

77

31

Итого

210

147

147

63

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ  ОДП 12. БИОЛОГИЯ

Наименование разделов и тем

Коли

чество часов

Вид учебного занятия

Оснащение занятия

Самостоятельная работа студентов

Задания для студентов

Формы контроля

1 семестр

Предмет изучения биологии. Сущность жизни. Происхождение жизни.

2

Лекционное

Учебник «Биология»

 Работа с учебными текстами.

  1.  Заполнение рабочей тетради.

Создание презентации:

« Теории о происхождении жизни».

Лекционный материал,

Учебник

Стр. 9-11,

 Тетрадь – тренажёр стр. 15, зад. 1,2;  стр. 20 зад. 1

Фронтальный опрос

Уровни организации жизни.

2

Комбинированное

Учебник «Биология»

  1. Работа с учебными текстами.
  2. Выполнение заданий  в рабочей тетради  

Индивидуальная работа.

Повторение лекционного материала

Учебник

Стр. 11 – 15

Индивидуальный опрос.

Клетка - структурная единица организма. Виды клеток.

2

Комбинированное

Учебник «Биология»

  1. Работа с учебными текстами.
  2. Заполнение рабочей тетради.

Зарисовать   схемы строения всех видов   клеток.

Повторение лекционного материала

Тетрадь – тренажёр стр.14 зад15;стр 19 зад14

Фронтальный опрос

Органоиды клетки.

2

Комбинированное

Учебник «Биология»

  1. Работа с учебными текстами.
  2. Заполнение рабочей тетради.
  3. Зарисовать схему строения  митохондрии, рибосомы,
  4. Создать презентацию «Органоиды клетки прокариот».
  5. Заполнение, схем  таблиц:

    «Органические вещества».

   «Виды обмена веществ».

Учебник

Стр. 38-51.

 Тетрадь – тренажёрстр. 10 зад. 5; стр. 17 зад. 6,7,8

Письменный  опрос -биологический диктант

Структурные компоненты ядра. Кариотип. Строение и функции хромосом.

2

Комбинированный

Учебник «Биология»

  1. Работа с учебными текстами.
  2. Заполнение рабочей тетради  (зарисовать схему строения хромосомы, различные виды хромосом).

Учебник

Стр. 51-55.

Задания в рабочей тетради.

Комбинированный опрос (устный, письменный).

Химический состав клетки.

2

Комбинирован

ное

Учебник «Биология»

  1. Работа с учебными текстами.
  2. Работа с дополнительной литературой.
  3. Составление кроссворда.

Учебник стр. 25-34;

Тетрадь – тренажёр стр 10 зад. 6; стр 16, зад. 3,4

Тестирование

Виды нуклеиновых кислот, строение и функции.

2

Комбинирован

ное

Учебник «Биология»

Заполнение рабочей тетради  (зарисовать схему строения РНК  иДНК, нуклеотида,  схему митоза и амитоза).

Учебник стр 34-3Тетрадь – тренажёр стр. 21 зад. 4, стр. 29 зад. 6

Индивидуальный устный опрос

Генетический код.  Биосинтез белка.

2

Комбинирован

ное

Учебник «Биология»

Работа с дополнительной литературой, с интернет  ресурсами.

Работа с рабочей тетрадью.

Составление схем регуляции транскрипции и трансляции.

Составлении модели биосинтеза белка

Повторение лекционного материала.

Учебник

стр. 69-75

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Комбинированный

(устный, письменный)

Решение задач  по теме: «Биосинтез белка».

2

Урок – практикум

Учебник «Биология»

Решение задач  по  разделу  молекулярной биологии

Тетрадь –

тренажёр стр.36 зад.5, стр.37  зад6; стр. 52 зад7, стр. 53 зад8

Проверочная работа

Обмен веществ и энергии в клетке.  Типы обмена веществ.

2

Комбинирован

ное

Учебник «Биология»

Работа с учебным материалом.

Составление глоссария.

Учебник стр 61-69

Тетрадь – тренажёр стр. 11 зад. 7;стр.13зад9;стр. 23зад9;стр.29зад8

Фронтальный опрос

Клеточный цикл. Самовоспроизведение клеток. Раздражимость и трансплантация.  

2

Комбинирован

ное

Учебник «Биология»

Работа с рабочей тетрадью.

Составление схем митоза, мейоза.

Индивидуальная работа.

Изготовление дидактического материала.

Учебник стр.56-60.

Тетрадь – тренажёр стр.14зад.12,13; стр19зад13;

Индивидуальный устный опрос

Обобщение знаний по теме «Учение о клетке».

2

Комбинирован

ное

Учебник «Биология»

Составление кроссвордов,  тестов по теме «Учение о клетке».

Индивидуальная работа.

Подготовка сообщений «Стволовые клетки»

Подготовка к итоговому тестированию.

Тетрадь – тренажёр стр 6-9 зад 1-18, 29-30

Комбинированный

(устный, письменный)

Рубежный контроль  по теме «Учение о клетке».

2

Контроль знаний

Учебник «Биология»

Решение тестов

Тестирование

Многообразие организмов.

2

Комбинирован

ное

Учебник «Биология»

Составление схемы «классификация живых организмов».

Выполнение творческого задания:   «многообразие  организмов»

Работа с научной литературой.

Работа с интернет – ресурсами (подготовка презентаций).

Повторение лекционного материала. Создание презентаций.

Фронтальная беседа

Размножение организмов. Нерегулярные типы полового размножения

2

Комбинирован

ное

Учебник «Биология»

Составление схему разнообразных способов размножения.

Повторение лекционного материала.

Тетрадь – тренажёр стр 18  зад 9; стр. 24зад 11;

стр. 31зад11.

Биологический диктант

Эмбриональное развитие. Постэмбриональное развитие.

2

Комбинирован

ное

Учебник «Биология»

Подготовка схемы «Органогенез».

Работа с рабочей тетрадью (зарисовка бластулы, гаструлы).

Составление глоссария

Учебник стр. 123-152.

Тетрадь – тренажёр стр.13 зад.10,11; стр.24 зад12;

Индивидуальный устный опрос

Гаметогенез. Мейоз. Оплодотворение

2

Комбинирован

ное

Учебник «Биология»

Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательства их эволюционного родства.

Учебник стр. 103-112

Тетрадь – тренажёр стр 18 зад9,10; стр.30 зад. 9,10, стр. 31зад11.

Фронтальная беседа

Регенерация и трансляция. Влияние факторов внешней среды на развитие организма.

2

Комбинирован

ное

Учебник «Биология»

Подготовка сообщений:

Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям.

Саморегуляция.

Биологические часы.

Анабиоз.

 Повторение всех тем раздела

«Организм Размножение и индивидуальное развитие организма».  Подготовка к итоговому контролю

Фронтальная беседа

Обобщение знаний. Рубежный контроль по   теме «Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов»

2

Контрольно- обощающее

Учебник «Биология»

Индивидуальная работа.

Подготовка к контролю, решение тестов, выполнение заданий по карточкам.

Повторение учебного материала глава 3 «Размножение организмов», тетрадь – тренажёр стр. 7зад19-28

Тестирование

Предмет изучения генетики.  Законы генетики

2

Комбинирован

ное

Учебник «Биология»

Работа с дополнительной литературой.

Работа с учебным текстом.

Составление глоссария.

Повторение лекционного материала.

Тетрадь – тренажёр стр. 35зад1; стр.36 зад 2,3; стр 57 зад1.

Письменный опрос

Наследование при моногибридном и  дигибридном скрещивании

2

Комбинирован

ное

Учебник «Биология»

Работа с дополнительной литературой.

Составление глоссария.

Повторение лекционного материала.

Тетрадь – тренажёр  стр. 40 зад ; стр 41 зад3;стр 44 зад9;стр 45 зад11; стр. 50 зад 3.

Комбинированный

Решение задач

2

Урок – практикум

Учебник «Биология»

Решение  и составление задач на 1, 2 закон Менделя.

Тетрадь – тренажёр стр. 43 зад 6,7; стр. 45 зад12;

Проверочная работа

Наследование, сцепленное с полом.

2

Комбинирован

ное

Учебник «Биология»

Выполнение домашнего задания.

Повторение лекционного материала.  

Индивидуальный опрос

Хромосомная теория наследственности.

2

Комбинирован

ное

Учебник «Биология»

Составить простейшие задачи

 Составить родословную своей семьи

Повторение лекционного материала. Тетрадь – тренажёр стр36 зад3; стр 37 зад8

Фронтальная беседа

Изменчивость и ее формы. Мутации

2

Комбинирован

ное

Учебник «Биология»

Составить таблицу «Виды изменчивости»

Учебник стр 229-240 Тетрадь – тренажёр стр38 зад10,11;стр47 зад16,17; стр48 зад19; стр 58-59 зад3,4,5,6

Биологический диктант

Генетика человека. Наследственность человека

2

Комбинирован

ное

Учебник «Биология»

Проанализировать наследование группы крови в своей семье

Учебник стр 249-264 Тетрадь – тренажёр стр. 41 зад 4; стр. 42 зад 5,стр44 зад10;стр49 зад2

Карточки-задания, решение задач. Фронтальный опрос.

Решение задач.

2

Урок – практикум

Учебник «Биология»

Методическое пособие для студентов  «Решение задач по генетике»

Решение задач. Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом. Наследование групп крови.

Составить по одной задачи на все типы наследования.

Комбинированный

Хромосомные болезни

2

Комбинирован

ное

Учебник «Биология»

Презентация

Работа с дополнительной литературой и интернет -  ресурсами.

Создание презентации «Хромосомные болезни»

Создать презентации.

Фронтальный опрос, карточки – задания

Основы селекции

2

Лекция

Учебник «Биология»

Работа с учебным материалом.

Работа с рабочей тетрадью.

Повторение   тем всего раздела  «Генетика человека».

Фронтальная беседа

Обобщение знаний по теме: «Генетика человека».

2

Обобщающий урок

Учебник «Биология»

Работа с карточками,

решение задач, индивидуальная работа, выполнение творческих заданий.

Подготовка к итоговому контролю

Тетрадь – тренажёр стр 32-35зад1-25.

Фронтальный опрос, карточки – задания, решение задач

Рубежный контроль по разделу

«Основы генетики и селекции».

2

Контроль знаний

Решение тестов, задач

Тестирование

Предмет изучения бионики.

2

Лекция

Презентация

Индивидуальная работа.

Подготовка докладов

Повторение лекционного материала

Индивидуальный устный опрос.

Основные направления работ по бионике.

2

Лекция

Презентация

Подготовка к конференции.

Выбор тем для докладов.

Создание презентаций.

Повторение лекционного материала

Индивидуальный устный опрос.

Отличие инженерных конструкций от природных

2

Лекция

Презентация

Выполнение творческих заданий.

Работа с дополнительной литературой.

Подготовка сообщения «Роботы и человек», «Искусственные органы», «Медицина    и бионика», «природлные и инженерные кончтрукции».

Подготовка сообщений и презентаций к конференции.

Повторение всех тем раздела «Бионика»

Индивидуальный устный опрос.

Конференция по бионике

«Бионика в нашей жизни».

2

Урок – конференция

Презентация

Защита своих работ, демонстрация презентаций.

Защита работ, выступление обучающихся.

Тестирование

2 семестр

Развитие эволюционных взглядов до Дарвина

2

Лекция

Учебник «Биология»

Презентация

Подготовка  рефератов по теме: «Метафизический период в истории биологии»,

«К. Линней»

 Лекционный материал

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Фронтальная беседа

Создание эволюционного учения. Основные положения эволюционной теории Дарвина

2

Комбинированное

Учебник «Биология»

Изучение дополнительной литературы, работа в интернете

Повторение лекционного материала.

Тетрадь – тренажёр стр66 зад1; стр67  зад3;стр68 зад6 стр71 зад1; стр74 зад6;стр76 зад1;  

Индивидуальный опрос

Основные направления макроэволюции.

2

Комбинированное

Учебник «Биология»

Индивидуальная  творческая работа.  

Изобразить эволюционное  древо растительного и животного мира

Повторение лекционного материала.

Тетрадь – тренажёр стр68 зад5; стр 69 8,9,10; стр73 зад5; стр 76 зад9; стр79 зад6

Комбинированный(устный, письменный)

Доказательства эволюции.

2

Комбинированное

Учебник «Биология»

Работа с рабочей тетрадью, выполнение заданий.

Повторение лекционного материала. Тетрадь – тренажёр стр70 зад11;

Решение тестов.

Вид и его критерии.

2

Комбинированное

Учебник «Биология»

Выполнение индивидуальных заданий.

Повторение лекционного материала. Тетрадь – трнеажёр стр73 зад4, выполнение заданий в рабочей тетради.

Работа по карточкам, решение тестов.

Микроэволюция.

2

Комбинированное

Учебник «Биология»

Составление тестовых заданий.

Составление кроссвордов.

Выполнение заданий в рабочей теради.  Тетрадь – тренажёр стр83 зад5; стр 84 зад7

Индивидуальный опрос

 Обобщение знаний по теме

«Эволюционное учение»

2

Устный журнал

Учебник «Биология»

Выполнение индивидуальных заданий, работа с карточками.

Подготовка к контролю.

  Тетрадь – тренажёр стр75 зад8; стр86 зад10» стр62-66 зад1-28.Подготовка к итоговому контролю

Комбинированный

Итоговое тестирование по теме

2

Урок контроля знаний  

Решение тестов

Подготовка сообщений по теме

«происхождение жизни»

Тестирование

Происхождение жизни

2

Комбинированное

Учебник «Биология»

Подготовка сообщений : «Работы Фреда  Реди»,  «Луи Пастер о возниконовении жизни на Земле», «Гипотеза Опарина».

Повторение лекционного материала.

Защита работ обучающихся, устный опрос.

Эволюция жизни на Земле в архейскую , протерозойскую и палеозойская эры 

2

Комбинированное

Учебник «Биология»

Презентация

Индивидуальная работа  

 Создание презентаций

Выполнение заданий в рабочей тетради

Повторение лекцонного материала . тетрадь – тренажёр стр95 зад1; стр108 зад3; стр11 зад10.

Индивидуальная беседа, работа по карточкам.

Биологический диктант

Эволюция жизни на Земле в мезозойскую  и кайнозойскую эры

2

Комбинированное

Учебник «Биология»

Презентация

Индивидуальная работа

 Создание презентаций

Выполнение заданий в рабочей тетради

Повторение лекционного материала. Тетрадь – тренажёр стр 94 зад9;стр95 зад11;  стр 96 зад2;стр99 зад8; стр98 зад6; стр11 зад10

Индивидуальная беседа, работа по карточкам.

Эволюция человека.

2

Комбинированное

Учебник «Биология»

Презентация

Индивидуальная работа.

Подготовка к контролю.

Повторение всех тем раздела «История развития и жизни на Земле». Выполнение заданий в рабочей тетради.  Тетрадь – тренажёр стр 100 зад9; стр 102 зад10 и 1

Индивидуальная беседа, работа по карточкам.

Обобщение знаний по теме: «История развития  жизни на земле». 

2

Обобщающее

Учебник «Биология»

Презентация

 Работа с карточками, с рисунками, решение тестов.

Тетрадь – тренажёр. стр 103-105 зад3-5. стр 88-91 зад1-26

Комбинированный

Контроль по теме: «История развития  жизни на земле».

2

Тестирование

Основы экологии. Формы взаимоотношений

2

Комбинированное

Учебник «Биология»

Презентация

Работа с дополнительной литературой.

Индивидуальная работа.

Подготовить схему взаимодействия живых организмов

Повторение лекционного материала.

Фронтальная беседа

Экологические системы.

2

Комбинированное

Учебник «Биология»

Презентация

Работа с дополнительной литературой.

Индивидуальная работа.

Создание презентаций.

Составить экологические пирамиды естественных экологических систем

Повторение лекционного материала.

Выполнение индивидуальных заданий.

Биологический диктант

Биосфера и человек.

2

Комбинированное

Учебник «Биология»

Работа с дополнительной литературой, интернет – ресурсами.

Подготовка сообщений.

Повторение лекционного материала.

Тетрадь – тренажёр стр107 зад1,2

Фронтальная беседа.

Виды экологических проблем. Современные экологические проблемы.

2

Комбинированное

Работа с дополнительной литературой, интернет – ресурсами.

Подготовка сообщений.

Повторение лекционного материала.

Выполнение индивидуальных заданий.

Биологический диктант

Охрана подземных и поверхностных вод, почв, атмосферы, биологических ресурсов.

2

Комбинированное

Работа с дополнительной литературой, интернет – ресурсами.

Подготовка сообщений.

Повторение лекционного материала.

Выполнение индивидуальных заданий.

Работа по карточкам, индивидуальный опрос.

Экология и здоровье.

2

Комбинированное

Работа с дополнительной литературой, интернет – ресурсами.

Подготовка сообщений

Повторение лекционного материала.

Выполнение индивидуальных заданий.

Индивидуальный опрос

Биологический диктант

Экологическая ситуация в России.

2

Комбинированное

Работа с дополнительной литературой, интернет – ресурсами.

Подготовка сообщений, создание презентаций.

Повторение всех тем раздела «Экология»

Индивидуальный опрос

Биологический диктант

Обобщение знаний по теме «Экология»

2

Урок – конференция

Презентации

Подготовка к контролю.

Подготовка к конференции

Подготовка к итоговому контролю

Комбинированный

Решение экологических задач

Итоговое тестирование по теме «Основы экологии».

2

Урок контроля

Решение тестов

Тестирование

Медицинская паразитология.

2

Комбинированное

Плакаты

Учебник «Биология»

Индивидуальная работа.

Повторение лекционного материала.

Выполнение индивидуальных заданий.

Работа по карточкам, индивидуальный опрос. Решение ситуационных задач

Простейшие – паразиты пищеварительной системы.

2

Комбинированное

Плакаты

Учебник «Биология»

Заполнить таблицу: «Сравнительная характеристика типов простейшие»

Повторение лекционного материала.

Выполнение индивидуальных заданий.

Работа по карточкам, индивидуальный опрос. Решение ситуационных задач

Простейшие – паразиты мочевой системы.

2

Комбинированное

Плакаты

Учебник «Биология»

Зарисовать представителей паразитических форм простейших.

Составить кроссворды

 Решать ситуационные задачи

Повторение лекционного материала.

Выполнение индивидуальных заданий.

Работа по карточкам, индивидуальный опрос. Решение ситуационных задач

Простейшие – паразиты внутренней среды.

2

Комбинированное

Плакаты

Учебник «Биология»

Выполнение заданий в рабочей тетради

Повторение лекционного материала.

Выполнение индивидуальных заданий.

Работа по карточкам, индивидуальный опрос. Решение ситуационных задач

Сосальщики – паразиты человека.

2

Комбинированное

Плакаты

Учебник «Биология»

Выполнение домашнего задания.

Повторение лекционного материала.

Выполнение индивидуальных заданий.

Работа по карточкам, индивидуальный опрос. Решение ситуационных задач

Характеристика ленточных червей

2

Комбинированное

Плакаты

Учебник «Биология»

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Повторение лекционного материала.

Выполнение индивидуальных заданий.

Работа по карточкам, индивидуальный опрос. Решение ситуационных задач

Диагностика и профилактика заболеваний, вызываемых ленточными червями.

2

Комбинированное

Плакаты

Учебник «Биология»

Индивидуальная работа.

Повторение лекционного материала.

Выполнение индивидуальных заданий.

Индивидуальный опрос.  Решение тестов

Классификация круглых гельминтов. 

2

Комбинированное

Плакаты

Учебник «Биология»

Индивидуальная работа.

Повторение лекционного материала.

Выполнение индивидуальных заданий.

Работа по карточкам, индивидуальный опрос. Решение ситуационных задач

Заболевания, диагностика и профилактика.

2

Комбинированное

Плакаты

Учебник «Биология»

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Повторение лекционного материала.

Выполнение индивидуальных заданий.

Работа по карточкам, индивидуальный опрос. Решение ситуационных задач

Медицинская арахнология.

2

Комбинированное

Плакаты

Учебник «Биология»

Создание презентаций.

Повторение лекционного материала.

Выполнение индивидуальных заданий.

Работа по карточкам, индивидуальный опрос. Решение ситуационных задач

Медицинская энтомология.

2

Комбинированное

Плакаты

Учебник «Биология»

Создание презентаций, кроссвордов.

Повторение лекционного материала.

Выполнение индивидуальных заданий.

Строение, размножение, развитие, меры борьбы.

2

Комбинированное

Плакаты

Учебник «Биология»

Создание презентаций, кроссвордов.

Подготовка к конференции

Работа по карточкам, индивидуальный опрос. Решение ситуационных задач

Конференция «Враги нашего организма»  

2

Комбинированное

Плакаты

Учебник «Биология»

Создание презентаций, кроссвордов.

Выполнение индивидуальных работ

Повторение всех тем раздела «Медицинская паразитология»

Индивидуальный опрос. Защита работ обучающихся.

Обобщение знаний по разделу «Медицинская паразитология»

2

Урок – практикум

Презентации.

Плакаты

Учебник «Биология»

Решение ситуационных задач, выполнение индивидуальных работ.

Подготовка к итоговому контролю.

Семинар.

Итоговая контрольная работа по всему курсу биологии.

2

Контроль знаний

Тестирование

Занимательный час биологии

2

Урок – игра.

Кроссворды, игры.

Решение кроссвордов, ребусов.

Комбинированный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету: «Слесарное дело» 7 класс

Слесарное дело 7классПояснительная запискаРабочая программа по слесарному делу для 7 класса составлена на базе авторской программы для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида п...

Рабочая программа по учебному предмету: «Слесарное дело» 9 класс

Слесарное дело 9 классПояснительная запискаРабочая программа по слесарному делу для 9 класса составлена на базе авторской программы для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида ...

Рабочая программа «Профессионально-трудовое обучение. Столярное дело» 5 класс

Календарно-тематическое планирование по столярному делу для 5 класса...

Рабочая программа «Профессионально-трудовое обучение. Столярное дело» 9 класс

Календарно-тематическое планирование по столярному делу для 9 класса...

Рабочая программа «Профессионально-трудовое обучение. Столярное дело» 9 класс

Календарно-тематическое планирование по столярному делу для 9 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативному курсу «Швейное дело» для 7-9 класса

Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий....