Использование информационных технологий в условиях интеграции биологии и химии как одно из средств повышения качества обучения
статья по биологии по теме

Развитие общества, науки и техники ставит систему образования перед необходимостью использовать новые средства обучения. К таким средствам обучения относятся информационные технологии, которые превращают обучение в увлекательный процесс, способствуют развитию поисково-исследовательских навыков учащихся, осуществлению индивидуально – дифференцированного подхода, а также своевременно и объективно проводить контроль знаний. Данные технологии тренируют и активизируют память, наблюдательность, сообразительность, концентрируют внимание учащихся, заставляют их по-другому оценить предлагаемую информацию. Компьютер на уроке значительно расширяет возможности предоставления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные учебные  ситуации, химический эксперимент, лабораторные исследования. Это делает уроки более познавательными, эмоционально насыщенными и практически значимыми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pomazan_gorshkova_statya.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Использование  информационных технологий в условиях интеграции биологии и химии как одно из средств повышения качества обучения

                                                         Е.В. Горшкова, И.Н. Помазан

                                                                           

        Развитие общества, науки и техники ставит систему образования перед необходимостью использовать новые средства обучения. К таким средствам обучения относятся информационные технологии, которые превращают обучение в увлекательный процесс, способствуют развитию поисково-исследовательских навыков учащихся, осуществлению индивидуально – дифференцированного подхода, а также своевременно и объективно проводить контроль знаний. Данные технологии тренируют и активизируют память, наблюдательность, сообразительность, концентрируют внимание учащихся, заставляют их по-другому оценить предлагаемую информацию. Компьютер на уроке значительно расширяет возможности предоставления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, современных средств видеотехники позволяет моделировать различные учебные  ситуации, химический эксперимент, лабораторные исследования. Это делает уроки более познавательными, эмоционально насыщенными и практически значимыми [2].

В настоящее время  использование  интеграции и информатизации школьного образования направлено на решение ряда объективных противоречий. Одно из них -  противоречие между возрастающим объемом информации  и ограниченным количеством учебного времени для ее усвоения. Для разрешения данного противоречия считается эффективным  применение технологии интегрированного обучения.

        Анализируя образовательные стандарты и учебные программы по дисциплинам естественнонаучного цикла, приходим к выводу, что в образовательном  процессе точки соприкосновения  между химией и биологией лежат  в области межпредметных связей.

        Именно интеграция помогает сблизить эти дисциплины, более глубоко и в большем объёме преподнести их содержание.

     Матрица   межпредметных связей органической химии с биологией  представлена в виде таблицы.

             «Органическая химия» 10 класс

Биология

Предмет органической химии

           +

Теория химического строения органических соединений

Химические связи в органических соединениях

Классификация органических соединений и особенности их реакций

Алканы. Строение алканов

Свойства и применение алканов

           +

Алкены. Свойства алкенов

Получение и применение алкенов

           +

Диены

           +

Алкины

Ароматические углеводороды. Бензол

           +

Получение и применение ароматических соединений

Углеводороды в природе. Переработка нефти

Спирты и фенолы. Спирты

Химические свойства спиртов

           +

Получение и применение спиртов

           +

Многоатомные спирты

           +

Фенолы. Строение, получение, применение.

           +

Альдегиды

           +

Карбоновые кислоты

           +

Взаимосвязь между углеводами, спиртами, альдегидами, карбоновыми кислотами

Сложные эфиры

           +

Понятие о полиэфирных волокнах

Жиры

           +

Мыла и синтетические моющие средства

Углеводы (глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза)

           +

Амины

Аминокислоты

           +

Полиамидные волокна. Капрон

Белки

           +

Обобщение и систематизация знаний по органической химии

Промышленный органический синтез

           +

                                                                                                               

Для  подготовки и проведения  интегрированных уроков по биологии и химии в практике своей педагогической деятельности  используем  различные формы информационных технологий [4].  

 Наиболее распространенная форма – создание презентаций. В этих проектах создается анимированное представление материала (например, пространственная структура молекулы в динамике, управление движением отдельных  биологических объектов и др.).  Выполнение презентаций по различной  тематике осуществляется  как на уроке информатики, так и за домашним компьютером, что привносит в работу проблемно-поисковый характер.  Правильная организация поиска материалов формирует у учащихся способность искать информацию по заданному критерию, классифицировать отобранный материал по значимости и соответствию содержанию будущего проекта, умение использовать и выделять наиболее существенные разделы в добытой информации. Были созданы презентации, охватывающие обширный интегрированный материал к урокам по темам: «Вода», «Кислород» (8 класс), «Азот», «Минеральные удобрения» (9 класс), «Жиры», «Углеводы», «Белки» (10 класс), «Фотосинтез» (9 класс), «Физиологическое  воздействие отходов химической промышленности на человека и животных в рамках системы «человек – производство – природа» (11 класс).

Еще одна  форма уроков с использованием информационных технологий – применение тестов, которые пользуются успехом у учащихся.  База данных вопросов обширна,  может легко обновляться, включает интегрированные  вопросы, и учащиеся  желают пройти тест на «отлично», т.к. в роли учителя выступает компьютер. Систематическое использование контрольно-измерительных тестовых материалов способствует более качественной  подготовке выпускников  к ГИА и ЕГЭ.

При проведении интегрированных уроков возможно привлечение  ресурсов сети Интернет, что позволяет рационально распределять учебное время и  оперативно получать необходимую информацию.   Широкие возможности Интернета  школьники  используют для  самоподготовки  к урокам и экзаменам.

Считаем эффективным комплексное применение информационных технологий в  единой системе «Урок - внеклассная работа».

Так, особый  интерес у школьников  вызывает участие в Интернет-проектах по химии и биологии, дистанционных  химических и эколого-биологических олимпиадах, в научно-исследовательских, интеллектуально-творческих конкурсах и конференциях. Результатом работы по  данной методике является  позитивная динамика учебных и внеучебных  достижений наших учеников, которые    проявляются в стабильно – высоком качестве знаний и результатах сдачи ГИА и ЕГЭ; успешных выступлениях  в конкурсах различного уровня.

В современной школе результат исследовательской деятельности  во многом определяется синтезом интеграции и информатизации знаний. В соответствии с этим тезисом были выполнены исследовательские работы  межпредметного характера. «Исследование качества воды из различных источников», «Изучение состава воздуха в классной комнате»,  «Польза и вред нитратов», «Химического состава безалкогольных напитков», «Бытовая химия и здоровье человека»,  «Исследование химического состава лекарственных растений» и др.

Нельзя не   отметить  некоторые недостатки чрезмерного использования информационных технологий при проведении интегрированных уроков.  При неправильной организации работы, естественно, присутствует риск нанесения ущерба здоровью, поэтому  интегрированные  уроки должны готовиться заранее, с расчетом не на одного учащегося, а на команду, где каждый выполняет свои функции, чтобы дать возможность более тщательно и разносторонне представить материал [1].

         В организации преподавательской деятельности можно выделить несколько направлений использования компьютера. Самое очевидное и доступное из них – применение возможностей вычислительной машины в качестве личной типографии учителя. По отношению к учащимся такое использование компьютера является опосредованным, однако для педагога владение технологиями малой полиграфии представляется существенным, поскольку значительно облегчает решение ряда организационно-методических задач:  подготовка различного рода контрольно-тестовых заданий,  накопление дидактической базы данных,  изготовление печатных и графических дополнений к стандартным учебным пособиям [3].

Роль творчески работающего учителя не ограничивается использованием компьютера в качестве личной «типографии». Оказавшись «на передовой» научно-технического процесса, учитель сам имеет возможность стать разработчиком и испытателем арсенала новых средств обучения: от наброска иллюстраций к конкретному уроку до производства программного продукта, от формирования нового приема работы до создания авторской методики.

Компьютер и информационные технологии – удобный инструмент, который при разумном использовании способен привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к приобретению знаний, облегчить учителю задачу подготовки к занятиям. К сожалению, пока зачастую роль компьютера сводится только к возможностям неоправданно дорогой пишущей машинки. Но на это есть объективные причины: не все учителя в достаточной степени владеют навыками работы с компьютером. И все-таки компьютер должен стать такой же неотъемлемой частью любого кабинета, как доска и мел [5].

Из обширного информационного потока  современных знаний  необходимо выбираться  с наименьшими  потерями. Это возможно если отказаться от увеличения количества информации  в пользу ее качества. Именно эту задачу решает интеграция, базирующаяся на информационных технологиях как средстве повышения общеучебных компетенций  школьников.

По словам Я.А. Коменского,  «руководящей основой нашей дидактики пусть будет: исследование и открытие метода, при котором учащие меньше бы учили, а учащиеся больше бы учились, в школах было бы меньше шума, напрасного труда, а больше радостей и основательного успеха» [2].

Список литературы

 1 Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. – М.: Школа-Пресс, 2002.

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика. – 1989.

3. Гоц Н.А. Применение информационных технологий на уроках. // Материалы конф. «Школа и компьютер». – М., 2004.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./ Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2000.

 5. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Репортаж с урока как одно из средств повышения качества обучения

«Настоящий учитель не будет запрещать приносить мобильный телефон на урок. Он придумает, как можно этот телефон использовать с пользой для обучения,»- подобное высказывание я увидела как-то в ин...

Использование краеведческого материала как одно из средств повышения качества обучения

Статья содержит примеры задач краеведческой направленности для 5 класса...

Облачные технологии как средство повышения качества обучения химии.

ИКТ стали неотъемлимой частью нашей жизни. В статье отражена сущность облачных технологий, обосновано их использование на уроках, спроектировано учебное занятие на основе их применения. ...

Современные педагогические технологии как одно из средств повышения качества математического образования

Качество образования – это комплексный показатель уровня знаний и умений каждого обучающегося, а также уровня его интеллектуального, нравственного и физического развития, способствующий продукти...

Обобщение педагогического опыта Туаевой Б.С. –учителя биологии МБОУ СОШ с.Хумалаг на тему: Самостоятельная работа на уроке биологии как средство повышения качества обучения предмету.

Обобщение педагогического опыта Туаевой Б.С. –учителя биологии МКОУ СОШ с.Хумалаг на тему: "Самостоятельная работа на уроке   биологии как средство повышения качества обучени...