Урок биологии "Дыхательные движения. Регуляция дыхания", 8 класс
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Кайнова Светлана Борисовна

Урок преследует следующие цели:

-сформировать у учащихся знания о дыхательных движениях;

- нервной и гуморальной регуляции работы органов дыхания.

- продолжить формировать активную позицию по вопросу ведения здорового образа жизни, заботы о своем здоровье;

- поддержание интереса к изучаемому материалу;

- продолжить формирование умение работать на слух, сворачивать информацию в виде диаграмм или графиков и разворачивать (читать графики);

- умение  наблюдать, анализировать результаты наблюдений, делать выводы на основании анализа полученных результатов;

- умения сравнивать, работать с компьютером, цифровыми источниками информации;

-развивать навыки составления диаграмм и презентаций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_dykhatelnye_dvizheniya.rar2.38 МБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 8 классе по теме «Дыхательные движения. Регуляция дыхания.»

Цели и задачи:

Учебные:

-сформировать у учащихся знания о дыхательных движениях;

- нервной и гуморальной регуляции работы органов дыхания.

Воспитывающие:

- продолжить формировать активную позицию по вопросу ведения здорового образа жизни, заботы о своем здоровье;

- поддержание интереса к изучаемому материалу;

- практическая направленность изучаемого.

Развивающие:

- продолжить формирование умение работать на слух, сворачивать информацию в виде диаграмм или графиков и разворачивать (читать графики);

- умение  наблюдать, анализировать результаты наблюдений, делать выводы на основании анализа полученных результатов;

- умения сравнивать, работать с компьютером, цифровыми источниками информации;

-развивать навыки составления диаграмм и презентаций;

- навыки самостоятельной работы, самопроверки и взаимопроверки;

- навыки логического мышления и умения делать выводы.

Оборудование и материалы:

 компьютер, экран, презентация, учебник «Биология. Человек.» А. Г. Драгомилов, сравнительные таблицы работы нервной и гуморальной регуляции.

Тип урока: урок-проект изучения и первичного закрепления знаний.

Методы:

-словесный ( объяснение нового материала)

- наглядный (использование ИКТ, модели)

-проблемно-поисковый (вопросы типа «как вы думаете?», опережающее домашнее     задание - лабораторная работа)

- индуктивный (наблюдение, анализ результатов, формулирование вывода);

-самостоятельная работа (самопроверка и взаимопроверка);

-индивидуальная работа (индивидуальные карточки);

-работа в группах.

1. Оргмомент.

Дышат люди, дышат звери,

                                                     Дышат все, кт хочет жить.

Кто под солнцем иль луною,

                                                     Может жизнью дорожить.

Прослушав это четверостишье, вы наверно догадались, что наш урок будет посвящен ДЫХАНИЮ.

2. Мотивация

Поговорка: « Это нам нужно как воздух», выражает особую потребность организма в воздухе.

Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух « пастбищем жизни».

С дыханием связаны состав крови, движение, ум, чувства. Дыхание- основа речи и пения. Даже простой вздох бессознательно выражает душевное состояние человека.

3. Проверка домашнего задания.

А сейчас давайте назовем органы дыхательной системы.

Слайд.

В начале нашего урока, мы вспомним, что узнали об органах дыхания на прошлом занятии.

Работа по инструктивным карточкам.

1 вариант. Интеллектуальная разминка.

2 вариант. Игра « ДА-НЕТ»

Взаимопроверка, ответы на Слайде.

4. Актуализация знаний.

У меня вопрос классу.

Какую роль выполняют органы дыхания для человека?

-Обеспечение организма кислородом,

-Образование и удаление углекислого газа.

Иными словами, органы дыхания выполняют  газообмен.

                             Тема урока

« Дыхательные движения. Регуляция дыхания».

( запишем число и тему в тетради)

Сегодня мы узнаем (вывешиваю на доске план)

1. Как происходит вдох и выдох,

2. Какие мышцы принимают участие в движении грудной клетки,

3. Что такое ЖЕЛ,

4. Как осуществляется регуляция дыхания.

5. Рефлексия.

6. Проверочный тест.

Вопрос классу.

 Ребята, а вы любите Экскурсии? А что для вас экскурсия?

. В биологии ЭКСКУРСИЯ – изменение объема грудной клетки.

При каких действиях наша грудная клетка изменяется?

В чем механизм вдоха и выдоха? Посмотрим фрагмент.

Какие мышцы работают?

Слайд.

  Схемы на карточках№2 и №3.

В спокойном состоянии человек выполняет 16-20 дыхательных движений. Мы провели эксперимент, и вот что у нас получилось.

Слово предоставляется группе №1

Поступление воздуха в легкие и удаление его из них происходит по физическим законам, но глубина и частота дыхания определяется биологическими потребностями организма и физическими нагрузками.

Слово группе №2

Следовательно, для того, чтобы наши органы дыхания работали хорошо, необходимо их тренировать, заниматься спортом или танцами.

А теперь еще одна информация.

Объем грудной клетки здорового человека должен быть равен половине роста. Мы провели исследования, и что у нас получилось?

Слово группе №3

Вывод: У кого объем грудной клетки ниже нормы, значит человек не занимается спортом.

Если объем грудной клетки выше нормы, значит занимается спортом.

Хочется сказать еще про один показатель состояния органов дыхания. Это ЖЕЛ.. Если человек глубоко вдохнет , а затем сделает глубокий выдох, это и есть ЖЕЛ.

Слайд.

Обратим внимание на таблицу ЖЕЛ спортсменов.

Сейчас проверим  ЖЕЛ у вас  (надуваем шарик после глубокого вдоха)

 ДЫХАТЕЛЬНАЯ РАЗМИНКА

В ходе разминки мы регулировали свои дыхательные движения. Организм также регулирует наши дыхательные движения.

Слайд.

Схему выполним в тетради.

Мы вместе прошли трудный путь от гипотез догадок и переоткрыли известные исследования. Вы показали себя хорошими, наблюдательными экспериментаторами, способными не только подмечать вокруг себя  новое и интересное, но и самостоятельно проводить исследования

4. Рефлексия.

-Что нового узнали на уроке?

- Чему научились?

-Кто считает, что материал урока усвоил хорошо, поднимите синий шарик

--Кто считает, что при изучении материала возникли трудности, поднимите красный  шарик

Молодцы.

А сейчас проверочный тест. ( работа учащихся в тетрадях, ответы на слайде)

Слайд.

5.Оценивание учеников.

Я хочу закончить наш урок словами

Нам в этом мире многое дано,

Расти, искать, и ошибаться,

Но главное дано дышать.

Любить, найти и не сдаваться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Диффузия. Движение молекул." (7 класс)

Презентация к уроку "Диффузия. Движение молекул." (7 класс)...

Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания.

•Значительное влияние на дыхательный центр осуществляет химический состав крови, особенно его газовый состав. Например, накопление углекислого газа в крови раздражает хеморецепторы и рефлекторно возбу...

сценарий урока географии "Движения Земли". 6 класс

Конспект учебного занятия по географии в 6 классе "Движения Земли"  представлен в табличной форме. В приложении размещен тест, состоящий из 8 вопросов с 3 вариантами ответа....

Презентация к уроку "Реактивное движение. Ракеты." 9 класс

Учебник А.В. Перышкин, Е.М. Гутник 9 класс...

Презентация к уроку "Скорость движения молекул", 10 класс

В ходе урока учащиеся определяют формулу расчета средней скорости молекл двумя способами: теоретическим и на основе опыта Штерна. Вводится понятие "распеделения движения молекул по скоростям...

Презентация к уроку " Волонтерское движение" 10 -11 классы

Презентация к урокам " Волонтерство " и " Социальные проекты"...

Презентация к уроку " Волонтерское движение" 10 -11 классы

Презентация к уроку в средней и старшей школе по теме " Волонтерство"...