Главные вкладки

    Методическая разработка урока биологии по теме «Орган слуха и равновесия. Их анализаторы. Гигиена слуха»
    план-конспект урока по биологии (8 класс) на тему

    Поцелуйко Екатерина Николаевна
    Методическая разработка урока биологии по теме«Орган слуха и равновесия. Их анализаторы. Гигиена слуха»" 8 класс включает в себя краткий конспект урока с тестом- опросом, сопроводительную мультимедийную презентацию с встроенной интерактивной игрой- лабиринтом "Слуховой аналозатор", который целесообразно использовать в качестве закрепления полученных знаний.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: «Орган слуха и равновесия. Их анализаторы. Гигиена слуха»

    Оборудование: раздаточный материал для проверки знаний, череп; модель уха; мультимедийная презентация, проектор, интерактивная доска.

    Задачи урока: повторить материал по гигиене зрения, первой помощи при травмах глаз, зрительном экологическом комфорте; показать единство строения зрительного и слухового анализаторов; познакомить учащихся со строением и функциями наружного, среднего и внутреннего уха; показать преобразование воздушных звуковых волн сначала в механические колебания, а затем в нервные импульсы, несущие информацию в кору больших полушарий; дать понятие о гигиене слуха, профилактике ушных заболеваний и экологических факторах, влияющих на слух.

    Методические рекомендации

    Несмотря на то, что органы слуха и равновесия рассматриваются в одной теме, их анализ целесообразно разделить, потому что слух по значению является вторым органом чувств после зрения и с ним связана звуковая речь. Важно еще и то, что совместное рассмотрение органов слуха и равновесия иногда приводит к путанице: мешочки и полукружные каналы школьники относят к органам слуха, что неверно, хотя органы равновесия действительно находятся по соседству с улиткой, в полости пирамид височных костей.

    Перед объяснением на доске полезно составить следующую таблицу и заполнять ее по ходу объяснения:

    Отдел уха

    Среда

    Структура

    Функция

    Наружное

    ухо

    Воздушная

    Ушная раковина, слуховой проход, барабанная перепонка

    Направление ушной раковиной звуковых колебаний в слуховой проход и превращение колебаний звуковой волны в механические колебания барабанной перепонки

    Среднее

    ухо

    Воздушная

    Слуховые

    косточки:

    молоточек,

    наковальня,

    стремечко

    Слуховая труба

    С помощью костных рычагов усиливаются механические колебания и передаются перепонке овального окна

    Уравнивает давление

    воздуха в среднем ухе с давлением наружного воздуха

    Внутреннее ухо

    Жидкая

    Перепонки

    овального

    и круглого окон

    Улитка

    со слуховыми рецепторами

    Способствуют передаче механических колебаний жидкости внутреннего уха

    Улавливает механические колебания жидкости рецепторами органов слуха и полученную информацию в форме нервных импульсов направляет в мозг

    После заполнения таблицы можно перейти к рассмотрению слухового анализатора, заболеваний уха. Полезно рассказать, как следует делать компресс на область среднего уха, подчеркнув, что ушную раковину при этом закрывать не надо.

    Закончить изложение можно  разъяснив вред шума и способы экологической защиты от него: насаждение деревьев и кустарников, использование материалов, ослабляющих шум. Полезно показать на опыте значение слуховой тени. Для этого достаточно открыть дверь класса в шумный коридор, а затем закрыть ее — шум уменьшится. Комфорт в помещении может создать негромкая музыка, которая заглушает разговоры соседей.

    Ход урока

    I. Проверка знаний (10 минут)

    Тестирование по теме: Органы чувств. Анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз.

    (смотри приложение 1)

    (Время, отведенное на работу, контролируется часами на слайде 1.)

    II. Изучение нового материала (20-25 минут)

    1. Объявление темы урока. Значение звуков в жизни человека. (Вводное слово учителя, иллюстрация рассказа с помощью слайдов 2,3)
    2. Демонстрация отделов уха на презентации; демонстрация внутренней части черепной коробки с пирамидами височных костей, где находится среднее и внутреннее ухо. Выполнить работу 169 в рабочей тетради № 2.
    3. Рассказ учителя о строении и функции каждого отдела уха с заполнением таблицы, (слайды 4-15).
    4. Строение слухового анализатора, работа слухового анализатора, рассмотрение схемы передачи звуковых волн (слайд 16, 17,18)
    5. Разъяснение правил гигиенического ухода за ушной раковиной и слуховым проходом. Разбор причин, приводящих к заболеванию среднего уха, сведения об экологическом слуховом комфорте, вреде шума и необходимости борьбы с ним,

    (слайды 19-21).

    1. Заболевания уха – отит, тугоухость, глухота, (слайд 22). Основные принципы профилактики  заболеваний органов слуха (слайд 23).

    III. Закрепление знаний (5-10 минут) проводится с помощью интерактивной игры-лабиринта «Орган слуха». На слайде 24 представлена игра - лабиринт «Орган слуха». Предполагается, что в игре принимают участие два обучающихся, ответы которых могут быть оценены учителем.

    Задача: пройти лабиринт, получив как можно меньше красных карточек. Лабиринт можно пройти двумя путями, для выбора пути игрок делает щелчок по кнопке «I» или «II».

    Далее нужно прочитать фразу в открывшемся блоке и выразить свое согласие-несогласие с ней, нажав кнопку «Да» или «Нет». При правильном ответе открывается новый блок, и можно подумать над ответом, пока очередной ход делает соперник. Затем количество правильных ответов суммируется и ответ оценивается (на усмотрение учителя).

    IV. Домашнее задание

    Изучить § 54 до статьи «Орган равновесия». Выполнить работу 162 в рабочей тетради № 2.

    Приложение 1

    Тест. Органы чувств. Анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз. Вариант 1

    А1. Как называется оболочка, покрывающая снаружи глазное яблоко?

    1) плевра

    2) склера

    3) радужная оболочка

    4) эпителий

    А2. Что расположено в центре радужной оболочки?

    1) зрачок

    2) хрусталик

    3) носослезный проток

    4) зрительный нерв

    А3. Что защищает глаза от пыли и яркого света?

    1) сетчатка

    2) радужная оболочка

    3) склера

    4) веки и ресницы

    А4. Что воспринимает световое изображение, прошедшее через зрачок?

    1) сосудистая оболочка

    2) радужная оболочка

    3) клетки сетчатки

    4) хрусталик

    В1. Как называется состояние зрения, при котором человек лучше видит предметы на удалении, потому что изображение фокусируется за сетчаткой?________________________________________________

    В2. Какой процент информации человек получает с помощью зрения?

    ___________________________________________________________

    С1. Перечислите пять основных органов чувств. _________________

    ___________________________________________________________

    ___________________________________________________________

    Тест. Органы чувств. Анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз. Вариант 2

    А1. Что фокусирует лучи на сетчатку глаза?

    1) зрачок

    2) хрусталик

    3) роговица

    4) радужная оболочка

    А2. Как называют место, откуда выходит зрительный нерв?

    1) слепое пятно

    2) глазницы

    3) зрительный центр

    4) глазное яблоко

    А3. Благодаря чему осуществляется движение глазного яблока?

    1) хрусталику

    2) зрачку

    3) радужной оболочке

    4) мышцам

    А4. Как называется оболочка, цвет которой определяет цвет глаз?

    1) сосудистая оболочка

    2) склера

    3) радужная оболочка

    4) сетчатка

    В1. Можно ли при проникающем ранении глаза извлекать инородное тело самостоятельно?_________________________________________

    В2. Как называется прозрачная полужидкая масса, заполняющая внутреннее пространство глазного яблока?

    ____________________________________________________________

    С1. Что такое «анализатор»?____________________________________

    ____________________________________________________________________________________________________________________________________

    Использованные ресурсы:

    Источники материалов презентации

    http://didaktor.ru/animirovannye-chasy-na-multimedijnom-uroke/ анимированные часы А. Баженова

    http://105plus.files.wordpress.com/2012/07/section-ear.jpg  строение внутреннего уха

    http://www.liveinternet.ru/users/3152136/post125069255/ природа

    http://volgograd.3dn.ru/ город Волгоград

    http://totalday.ru/191.html разговор людей

    http://www.braintools.ru/article/9761 наружное, среднее, внутреннее ухо

    http://www.medclub.ru/disease/furuncle_ear.html/tab/photo наружный слуховой проход

    http://www.hifinews.ru/advices/details/99.htm строение слухового анализатора

    http://www.medical-enc.ru/2/barabannaya_pereponka.shtml барабанная перепонка http://infodoctor.ru/shpoint.php?p=22 улитка внутреннего уха http://mnogobayanov.ru/post/6522 волосковые клетки

    http://www.med2.ru/story.php?id=7620 использование ватных палочек http://popdoc.ru/publication/525//отит

    http://allmake.ru/topic/Hobbi-i-razvlecheniya/Hobbi/Kak-nauchitsya-pet.html пение

    http://cavespirit.com/urok_39 ухо

    http://www.hip-hop.ru/forum/id173854-concretteone-touch/albums/1-1965-picturefon-15451/ наушники

    http://dom.pln24.ru/house/sovpror/82852.html воздействие шума

    http://www.surdocenter1.ru/profilaktika основные способы профилактики заболеваний органов слуха

    http://vam-polezno.ru/nasmork-profilaktika-nasmorka/ насморк

    http://www.intim-news.ru/dieta/razdelnoe-pitanie-24814.html рациональное питание

    http://www.gazeta.ru/health/2013/07/10_a_5421617.shtml ухо

    http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a3-a000-4ddd-0f6b-5a0046b1db44/81755/?interface=catalog&class=50&subject=29 работа слухового анализатора ( флэш-ролик)

    http:/Kontren.narod.ru  Шаблон интерактивной презентации игры Можаева Г.М.

    Литература

    Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Биология. 8 класс: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. - М.: «Вентана – Граф» 2008;

    Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс: Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2011;

    Драгомилов А.Г. , Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл.: Рабочая тетрадь. Часть 2.— М.: Вентана-Граф, 2006;

    Контрольно-измерительные материалы. Биология: 8 класс. / Сост. Е.В. Мулловская. – М.: ВАКО, 2011.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    12 6 9 3 ☺ Время на выполнение теста Органы чувств. Анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз. 10-15 минут

    Слайд 2

    Органы слуха и равновесия. Их анализаторы .

    Слайд 3

    Вторым по значимости органом чувств является орган слуха, дающий возможность общения с внешним миром. Благодаря органу слуха человек может слышать самые разнообразные звуки окружающей нас природы, городской шум,музыку , голос другого человека. С помощью слуха можно воспринимать информацию на значительном расстоянии. Для человека со слуховым анализатором связана членораздельная речь.

    Слайд 4

    Строение органа слуха Отдел уха Среда Структура Функция

    Слайд 5

    Строение органа слуха Внутреннее ухо Среднее ухо Наружное ухо

    Слайд 6

    Наружное ухо Ушная раковина Слуховой проход Барабанная перепонка

    Слайд 7

    Строение органа слуха Отдел уха Среда Структура Функция Наружное ухо Воздушная Ушная раковина, слуховой проход, барабанная перепонка Направление ушной раковиной звуковых колебаний в слуховой проход и превращение колебаний звуковой волны в механические колебания барабанной перепонки

    Слайд 8

    Ушная раковина и наружный слуховой проход предназначены для улавливания и проведения звуковых колебаний. Слуховой проход изогнут и имеет неправильную форму. Его длина около 2,5 см, а диаметр около 8 мм. Слуховой проход поддерживает постоянную температуру и влажность барабанной перепонки. В стенках слухового прохода находятся железы, выделяющие ушную серу. Барабанная перепонка — тонкая, непроницаемая для воздуха и жидкости мембрана. Служит для передачи звуковых колебаний во внутреннее ухо, а также препятствует попаданию в барабанную полость инородных тел.

    Слайд 9

    Среднее ухо Слуховые косточки Слуховая труба

    Слайд 10

    молоточек наковальня стремечко Слуховые косточки Система костных рычагов, примерно в 20 раз увеличивает силу воздействия колебаний барабанной перепонки.

    Слайд 11

    Строение органа слуха Отдел уха Среда Структура Функция Среднее ухо Воздушная Слуховые косточки: молоточек, наковальня, стремечко Слуховая труба С помощью костных рычагов усиливаются механические колебания и передаются перепонке овального окна Уравнивает давление воздуха в среднем ухе с давлением наружного воздуха

    Слайд 12

    Внутреннее ухо Слуховой нерв Улитка Вестибулярный аппарат

    Слайд 13

    Слуховой нерв Нервное волокно Покровная пластинка Волосковые клетки Спиральный орган улитки Улитка внутреннего уха Каналы улитки

    Слайд 14

    Волосковые клетки внутреннего уха Каждая волосковая клетка настроена на определенную звуковую частоту, причем клетки, настроенные на низкие частоты, располагаются в верхней части улитки, а высокие частоты улавливаются клетками нижней части улитки. Когда волосковые клетки от возраста или по другим причинам гибнут, человек теряет способность воспринимать звуки соответствующих частот.

    Слайд 15

    Строение органа слуха Отдел уха Среда Структура Функция Внутреннее ухо Жидкая Перепонки овального и круглого окон Улитка со слуховыми рецепторами Способствуют передаче механических колебаний жидкости внутреннего уха Улавливает механиче­ские колебания жидкости рецепторами органов слуха и полученную информацию в фор­ме нервных импульсов направляет в мозг

    Слайд 16

    Строение слухового анализатора

    Слайд 17

    Звуковая волна Колебания барабанной перепонки Колебания слуховых косточек Колебания перепонки овального окна Колебания жидкости в улитке Раздражение слуховых рецепторов Формирование нервных импульсов Схема передачи звуковых волн

    Слайд 19

    Гигиена органа слуха Среди наиболее частых причин образования серной пробки следует выделить неправильный гигиенический уход за наружным ухом. В первую очередь это касается неоправданно частого и неверного использования ватных палочек и других подручных средств (спички, шпильки и др.) в профилактических целях. Удаление ушной серы при туалете уха необходимо проводить только вокруг входа в слуховой проход, не проникая вглубь (рис. 1)

    Слайд 20

    Если ватная палочка вводится глубже, нарушается естественный механизм самоочищения слухового прохода. Результатом такой «гигиенической» процедуры может быть раздражение и травмирование кожи слухового прохода, смещение серы к барабанной перепонке, откуда она уже не может удалиться при жевательных движениях, ее уплотнение и образование пробки (рис. 2а) У детей применение ватных палочек нередко приводит к травмированию барабанной перепонки (рис. 2б), что связано с их подвижностью и отсутствием контроля процедуры, проводимой родителями. По статистике около 70% случаев перфорации барабанной перепонки в детском возрасте вызвано неправильным применением ватных палочек.

    Слайд 21

    Шум вредно действует на орган слуха и психику человека, вызывая эмоциональный стресс. Длительное действие звуков большой силы приводит к снижению эластичности барабанной перепонки, подвижности слуховых косточек, и как следствие развивается тугоухость. По существующим санитарным нормам предъявляются резко ограничения на силу звуков в жилых помещениях, больницах и других местах.

    Слайд 22

    Отит В связи с тем, что полость среднего уха связана евстахиевой трубой с носоглоткой, в нее могут проникать различные бактерии, вызывающие воспаление среднего уха- отит. Поэтому своевременное лечение воспалений носоглотки позволяет избежать воспалительных процессов в ухе. Следствием отита может стать тугоухость, и даже глухота.

    Слайд 23

    Основные принципы профилактики заболеваний органов слуха •Личная гигиена - при насморке старайтесь освобождать носовые ходы попеременно, осторожно прижимая каждое крыло носа к перегородке. • Закаливание организма и физическая активность (утренняя гимнастика, бег, плавание, пешие прогулки). • Предупреждение охлаждения, травм. • Своевременное лечение инфекционных заболеваний. • Исключение громкой музыки и других шумов. • Рациональное питание, богатое витаминами и минеральными веществами. • Отказ от вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики).

    Слайд 24

    Слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой Слуховая зона находится в височной доле коры БП Растения поглощают шум Рецепторы слуха – волосковые клетки в улитке Косточки среднего уха срастаются друг с другом Рецепторы слуха находятся в среднем ухе Слуховая труба выравнивает давление в среднем ухе Абсолютная тишина вредна для человека Внутреннее ухо находится внутри височной кости Полукружные каналы о бразуют рецепторы слуха Наружное ухо улавливает и передает звуковые волны Слуховые косточки находятся в среднем ухе Боль в ушах можно вылечить самостоятельно Улитка разделена на две части Среднее ухо с глоткой соединяет улитка Рецепторы слуха находятся в барабанной перепонке Слуховой анализатор состоит из двух звеньев Полость внутреннего уха заполнена жидкостью Овальное окно разделяет среднее и внутреннее ухо Шум не сильно влияет на слух I II ДА НЕТ О ДА НЕТ л НЕТ ДА г НЕТ ДА х НЕТ ДА НЕТ ДА НЕТ ДА НЕТ ДА НЕТ ДА НЕТ ДА ВЫ ДОШЛИ ДО ФИНИША! МОЛОДЦЫ! НЕТ ДА н НЕТ ДА а НЕТ ДА а НЕТ ДА у НЕТ ДА р НЕТ ДА с НЕТ ДА НЕТ ДА НЕТ ДА НЕТ ДА ВЫ ДОШЛИ ДО ФИНИША! МОЛОДЦЫ!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока биологии по теме "Обмен веществ" 6 класс

    Представлена методическая разработка урока с приложениями  "Обмен веществ и энергии" 6 класс УМК Захаров,Сонин. Урок самостоятельной учебной познавательной деятельности школьников с использование...

    Методическая разработка урока биологии на тему "Воздушное питание растений"

    Методическая разработка  урока биологии на тему «Воздушное питание растений».  Урок передачи («открытия») новых биологических знаний. Данный урок является полноценной и развернутой иллю...

    Методическая разработка урока биологии по теме "Химический состав клетки" 5 класс (ФГОС)

    Методическая разработка урока биологии в 5 классе по теме "Химический состав клетки"...

    Методическая разработка урока биологии на тему «Класс птицы».

    На данном уроке учащиеся знакомятся с общей характеристикой птиц, особенностями их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания....

    Методическая разработка урока биологии на тему "Медведь"

    Представленный материал разработан для урока биологии в 8 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость)...

    Методическая разработка урока биологии по теме «Слуховой анализатор» 8 класс

    Методическая разработка урока биологии по теме «Слуховой анализатор» 8 класс Цель: формирование  знаний  о строении и функции слухового анализатора, о значении слуха в жизни...