Конспект урока 10 класс "Методы селекции растений и животных"
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме

Кондакова Елена Сергеевна

Конспект раскрывает основные методы селекции растений и животных, которые использует человек для создания новых пород животных и сортов растений. Рассматриваются понятия: скрещивание близкородственное  и отдаленное, искусственный отбор, инбридинг(близкородственное скрещевание), аутбридинг (отдаленное скрещевание), гетерозис, мутаген, чистая линия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_uroka_10_klass.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« средняя общеобразовательная школа № 13»

Мурманской области г. Оленегорск

Конспект урока по биологии
в 10 классе

«Методы селекции растений и животных»

подготовила

учитель биологии

Кондакова Елена Сергеевна

г. Оленегорск

 2014г

Тема урока: Методы  селекции животных  и растений.

Задачи:

  1. Формировать знания об основных методах селекции – отборе и гибридизации.
  2. Раскрыть их биологические основы, добиться усвоения понятий «сорт», «порода».
  3. Показать, что правильное  применение методов селекционной работы возможно только на основе знания важных генетических закономерностей.

Тип урока: комбинированный.

Методы, используемые на уроке: репродуктивные.

Содержание урока.

  1. Искусственный отбор.
  2. Гибридизация.
  3. Методы преодоления бесплодия у межвидовых гибридов.
  4. Искусственный мутагенез.

Ход урока.

  1. Организация класса.
  2. Организация изучения методов  селекции.

А) работа с текстом (подготовлены печатные листы с текстом «Методы селекции»). Найдите в тексте термины «порода», «сорт», «чистая линия», «отбор», «гибридизация», «гетерозис», «мутаген». Обсудите их.  Учащиеся находят и записывают определения терминов и понятий. Устно дают определения понятий.

Б) Объяснение учителя с вычерчиванием схемы на доске.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ СЕЛЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

            ↓                                                       ↓

СКРЕЩИВАНИЕ                                ИСКУССТВЕННЫЙ ОТБОР

↓                         ↓                                     ↓                          ↓

РОДСТВ.      НЕРОДСТВЕН.     МАССОВЫЙ      ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ

                      ↓        

  ВНУТРИПОРОДНОЕ

                                         ↓

МЕЖПОРОДНОЕ (МЕЖСОРТОВОЕ)

                            ↓

ОТДАЛЕННАЯ ГИБРИДИЗАЦИЯ

 Учитель. Рассмотрим методы близкородственного скрещивания и самоопыления для выведения чистых линий (на примере создания чистой линии у кукурузы).

Родительская форма Аа

Гетерозиготные растения 100%

                 ↓                    ↓                  ↓ (самоопыление)

F1                AA 25%                Aa 50%              aa 25%

                         ↓                   ↓      ↓      ↓                       ↓

F2              все АА               АА      Аа       аа                  все аа

                                             25%     50%   25%

 Таким образом, в каждом очередном поколении количество  гомозиготных особей повышается, пока практически все гетерозиготы не исчезнут.

  Длительное близкородственное скрещивание у животных и самоопыление у растений приводят к постепенному  измельчанию потомков  и ослаблению их  жизнедеятельности (большинство вредных рецессивных мутаций переходят в гомозиготное состояние).

Но если скрестить  друг с другом  представителей чистых линий, то будут  получены потомки, превосходящие по своим качествам родительские формы.

   Учащиеся делают вывод о том, что  правильное применение  методов селекционной работы возможно только на основе знания генетических закономерностей.

ЗАДАНИЕ: запишите схему скрещивания представителей  разных чистых линий – носителей  вредных  рецессивных генов a, b, c/

  Каждая родительская форма имеет по два рецессивных гена, находящихся в гомозиготном состоянии. Генотип представителя первой чистой линии AAbbcc. Генотип представителя второй чистой линии aaBBcc.

P                             AAbbcc * aaBBcc

Гаметы         Abc    Abc        a Bc     a Bc    

F1              AaBbcc  AaBbcc  AaBbcc  AaBbcc  

Вывод: В генотипе потомков имеется лишь один рецессивный  ген, находящийся в гомозиготном состоянии. Его вредное действие проявится у потомков, действие других  не проявится  в связи  с полным доминированием A, B.

  1. Работа с текстом учебника (Закрепление ЗУН).

- Найдите в тексте ответы на вопросы:

-Как можно преодолеть  бесплодие межвидовых гибридов?

-Каким образом возникают мутантные формы?  Почему люди используют искусственный мутагенез в селекционной работе?

                  4. Подведение итогов урока. Обсуждение изученных методов                    селекции.

                   5. Домашнее задание. Подготовить сообщения о селекции микроорганизмов.

 

Список литературы:

1.Марина А.В. Биология. Многообразие живых организмов. 7кл.: методическое пособие к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина / А.В. Марина, В.И. Сивоглазов. –М.: Дрофа, 2010.-287с.

2.Биология в таблицах и схемах. Для школьников и абитуриентов. Изд. 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2012.-128стр.

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Основные методы селекции растений и животных" (11 класс)

Разработка урока в 11 классе по теме "Основные методы селекции растений и животных", включая презентацию...

Открытый урок по биологии. Методы селекции растений и животных.

Этот урок о методах селекции растений и животных. История создания методов селекции,заслуга Башкирских селекционеров в создании новых сортов полиплоидных растений....

конспект урока на тему "Рассказы о животных. Изображение животных в литературе. К.Г.Паустовский «Кот-ворюга».

Данный материал представляет собой конспект урока по литературе в 5 классе при изучении раздела "Писатели о животных"...

Методическая разработка по биологии "Методы селекции растений и животных"

Методическая разработка по биологии "Методы селекции растений и животных" для 9 класса может использоваться для обучающихся по учебнику "Биология. Общие закономерности" авторов С.Г. Мамонтова, В.Б. За...

Конспект урока "Классификация тканей растений и животных"

Все учащиеся  смогут: классифицировать ткани растений и животныхБольшинство учащихся смогут: находить соответствие между тканями растений и животныхНекоторые учащиеся смогут: преобразовывать инфо...

Конспект урока "Роль комнатных растений в жизни человека, правила урока. Комнатные растения в интерьере квартиры."

План – конспект урока на тему: Роль комнатных растений в жизни человека, правила урока. Комнатные растения в интерьере квартиры....

Тема урока: «Фотосинтез. Дыхание растений и животных»

Тема урока: «Фотосинтез. Дыхание растений и животных»...