Рабочая программа по биологии 5 класс "Введение в биологию" по УМК "Живой организм"
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме

Пирогова  Наталья Владимировна

Рабочая программа 5 класс "Введение в биологию" по УМК "Живой организм" . Программа расчитана на 2 часа в неделю т.е. на 70 часов в год. В програме представленны контрольные  и практические работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_5_klass_gotovaya.doc240.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы Н. И. Сонина, В. Б. Захарова и ориентирована на работу по учебникам и рабочим тетрадям:

Концентрический  курс:

  • Сонин, Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. И. Сонин, А. А. Плешаков. - М. : Дрофа, 2012. - (УМК «Сфера жизни»).
  • Сонин, Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику Н. И. Сонина, А. А. Плешакова / Н. И. Сонин. - М. : Дрофа, 2012. - (УМК «Сфера жизни»).

Линейный курс:

  • Сонин, Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. И. Сонин, А. А. Плешаков. - М. : Дрофа, 2012. - (УМК «Живой организм»).
  • Сонин, Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс : рабочая тетрадь к учебнику Н. И. Сонина, А. А. Плешакова / Н. И. Сонин. - М. : Дрофа, 2012. - (УМК «Живой организм»).

Цели курса

Целями биологического образования являются:

  • социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя ее норм, ценностей, ориентации, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

  • ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;
  • развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;
  • овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;
  • формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы*.

Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.

В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, Царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов, растений и животных  .

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 5 классе основной школы выделяется 70 часов (2 час в неделю, 35 учебных недель).

Программа по биологии адресована учащимся 5 класса Ново-Горхонской средней общеобразовательной школы Заиграевского района республики Бурятия, ориентирована для работы по учебнику для 5-го класса (авторы Н.И. Сонин, А.А. Плешаков).

Цели обучения биологии в 5 классе:

  • овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;
  • формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
  • гигиеническое воспитания и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;
  • установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всеми живыми как главной ценностью на Земле
  • подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства,  медицины, здравоохранения.

Изучение биологии в 5 классе предусматривает решение следующих задач:

обучения:

  • освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях строений, жизнедеятельности и средообразующий роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей: методах познания живой природы;
  •  овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;

развития:

  • познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитания:

  • убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью;  культуры поведения в природе; уважение к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

валеологические:

  • создать комфортные условия для учащихся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (Сан ПиН 2.4.2.№ 1178-02);
  •  адаптировать личность к жизни в обществе.
  •  правильно чередовать количество и виды преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.)
  •  включать в план урока оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минуты релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.
  •  соблюдать комфортный психологический климат на уроке.

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ

Чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся и приобретению навыков самостоятельного пополнения знаний соблюдаются дидактические принципы: 

  • принцип научности обучения
  • принцип воспитывающего обучения
  • принцип наглядности обучения
  • принцип систематичности обучения
  • принцип связи теории с практикой
  • принцип сознательности и активности, учащихся в обучении
  • принцип доступности обучения
  • принцип развивающего обучения
  • единство и оптимальное сочетание коллективных и   индивидуальных    форм обучения.

УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Обучение биологии необходимо проводить с учетом психологических особенностей детей  10 -11- летнего возраста, которые воспринимают природу как нерасчлененное единое целое. Следует исходить из того, что учащиеся данного возраста наряду с присущим им обратно-практическим мышлением при определенной организации обучения способны усвоить относительно сложные абстрактные понятия. Содержание программы определенно с учетом опыта обучения биологии в школе и достижений биологической науки. Системообразующие ведущие идеи: разноуровневая организация жизни, эволюции, взаимосвязь в биологических системах позволяют обеспечить целостность учебного предмета.  Материал в программе расположен с учетом возрастных особенностей  и возможностей учащихся.

Для реализации программы в школе созданы все необходимые условия: условия для обучения учащихся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (Сан ПиН 2.4.2.№ 1178-02), кабинет биологии, температурный и световой  режим в соответствии с нормами Сан ПиН, материально-техническое обеспечение программы, личностно-ориентированный подход к учащимся.  

Для реализации программы используются разные типы уроков, формы  и виды работ, разнообразные средства обучения.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

                1. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса 

        2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (Игровые технологии, проблемное обучение, технологии уровневой дифференциации, групповые технологии, компьютерные (новые информационные) технологии обучения.)

                3. Технологии развивающего обучения (общие основы технологий развивающего обучения, личностно-ориентированное развивающее обучение.

4. Традиционная технология.  

                В методике обучения биологии используются такие методы: общедидактические (лекция, рассказ, беседа, работа с книгой, экранные пособия) и специфические для естественнонаучных дисциплин (эксперимент, наблюдение, практическая работа). При использовании каждого метода познавательная деятельность учащихся может носить как репродуктивный, так и творческий характер. В методике биологии такие методы, как лекция, рассказ, беседа используются в репродуктивном, поисковом или проблемном планах.

Усвоение учащимися биологической системы знаний, выработка умений, воспитание и развитие осуществляются в различных формах обучения.

Урок – основная форма организации обучения. Исходя из дидактических целей, можно выделить следующие типы уроков: вводный, изучение нового материала, обобщающий, учетно-проверочный. Виды урока с учетом характера деятельности учителя и учащихся: урок-лекция, урок объяснительный, проблемный, использования технических средств (телеурок, киноурок).

При обучении общей биологии применяются лабораторные уроки; экскурсии (на учебно-опытный участок, в природу, на производство, в музей).

        Программа  составлена на 2013-2014  учебный год для учащихся 5 класса Ново-Горхонской средней общеобразовательной школы и рассчитана на 2 час в неделю (всего 70 часа за учебный год).

СВЯЗЬ ПРОГРАММЫ СО СМЕЖНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ

  • Неорганическая химия. O, H, C, N, S, P и другие элементы ПСХЭ Д.И. Менделеева, их основные свойства. ПСХЭ. Свойства растворов. Теория электролитической диссоциации. Строение веществ. Окислительно-восстановительные реакции. Охрана природы от воздействия отходов химических производств.
  • Органическая химия. Основные группы органических соединений, принципы их органических функций.
  • Физическая география. История континентов. Климат Земли, климатическая зональность.
  • Экономическая география. Население мира. География населения мира.
  • Физика. Понятие о дозе излучения и биологическая защита. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики. Электромагнитное поле. Основы молекулярно-кинетической теории. Рентгеновское излучение.
  • Астрономия. Организация планетных систем. Солнечная система, ее структура. Место планеты Земля.

Содержание программы

Раздел 1. Живой организм. (19 ч).

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный   химический   состав,   обмен   веществ   и   энергии,   питание,   дыхание,   выделение,   рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология - наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка-элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.

Лабораторные и практические работы.

Лабораторная работа №1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований».

Лабораторная работа №2 «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы»

Лабораторная работа №3 «Строение клеток кожицы чешуи лука»

Лабораторная работа №4. Определение состава семян пшеницы. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.

Раздел 2. Многообразие живых организмов (28 ч).

Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека.

Охрана живой природы.

Раздел 3. Среда обитания живых организмов (15 ч).

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Лабораторные и практические работы.

 Практическая работа 1. Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев и др.).

Раздел 4. Человек на Земле (6 ч).

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.

Лабораторные и практические работы.

Лабораторная работа №5. «Измерение своего роста и массы тела».

Практическая работа 2. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

Резервное время — 2 ч.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование раздела

Всего часов

Из них

практические и лабораторные работы

контрольные работы

Живой организм: строение и изучение

19

Лабораторная работа №1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований».

Лабораторная работа №2 «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.»

Лабораторная работа №3 «Строение клеток кожицы чешуи лука»

Лабораторная работа №4. Определение состава семян пшеницы. Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.

Тестовая контрольная работа по теме «Живой организм»

Многообразие живых организмов

28

Тестовая контрольная работа е по теме «Многообразие живых организмов»

Среда обитания живых организмов

15

 Практическая работа 1 «Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных».

Тестовая контрольная работа  по теме «Среда обитания живых организмов»

Человек на Земле

6

Лабораторная работа №5 «Измерение своего роста и массы тела». Практическая работа 2  «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи»

Тестовая контрольная работа  по теме «Человек на Земле»

Резервное время

2

Лаб/работ – 5, Практ/работ - 2

Всего

70

4

Календарно-тематическое планирование по биологии 5 класс

Содержание

(Раздел, тема)

Кол-во

часов

Дата

Виды и формы контроля

примечание

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение

1

Введение

1

03.09

Фронтальный опрос

2

Живой  организм

1

05.09

Фронтальный опрос

3

Наука о живой природе

1

10.09

Фронтальный опрос

4

Семья биологических наук

1

12.09

Фронтальный опрос

5

Лабораторная работа №1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований»

1

17.09

Письменный отчет о проделанной работе

6

Методы изучения природы

1

19.09

Терминологический диктант

7

Оборудование для научных исследований

1

24.09

Работа с таблицей

8

Лабораторная работа №2 «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.»

1

26.09

Письменный отчет о проделанной работе

Рабочая тетрадь стр. 14-15

9

Химический состав клетки

1

01.10

Фронтальный опрос

10

Живые клетки

1

03.10

Фронтальный опрос

11

Увеличительные приборы

1

08.10

Фронтальный опрос

12

Лабораторная работа №3 «Строение клеток кожицы чешуи лука»

1

10.10

Письменный отчет о проделанной работе

Рабочая тетрадь стр. 19-20

13

Органические вещества клетки

1

15.10

14

Лабораторная работа №4. Определение органических веществ в продуктах питания

1

17.10

Письменный отчет о проделанной работе

15

Вещества и явления в окружающем мире

1

22.10

Терминологический диктант

16

Физические явления в природе

1

24.10

Терминологический диктант

17

Химические явления в природе

1

29.10

Терминологический диктант

18

Великие естествоиспытатели

1

31.10

Фронтальный опрос

19

Тестовая контрольная работа по теме «Живой организм»

1

12.11

Фронтальный опрос

Рабочая тетрадь стр. 26-27

Раздел 2. Многообразие живых организмов.

20

Как развивалась жизнь на Земле

1

14.11

Фронтальный опрос

21

Эра динозавров

1

19.11

Фронтальный опрос

22

Разнообразие живого

1

21.11

Фронтальный опрос

23

Царства живой природы

1

26.11

Фронтальный опрос

24

Бактерии

1

28.11

Фронтальный опрос

25

Грибы и их строение

1

03.12

Фронтальный опрос

26

Многообразие грибов

1

06.12

Фронтальный опрос

27

Царство растений

1

10.12

Фронтальный опрос

28

Водоросли

1

12.10

Индивидуальный опрос

29

Мхи и папоротники, их разнообразие

1

17.12

Фронтальный опрос

30

Строение мхов и папоротников, их сходство и различие

1

19.12

Фронтальный опрос

31

Голосеменные растения

1

24.12

Индивидуальный опрос

32

Разнообразие голосеменных растений

1

26.12

Работа с таблицей

33

Покрытосеменные (цветковые) растения

1

14.01

Индивидуальный опрос

34

Многообразие цветковых растений

1

16.01

Индивидуальный опрос

35

Значение растений в природе

1

21.01

Сообщение

36

Значение растений в жизни человека. Лекарственные растения Бурятии

1

23.01

Работа с таблицей

37

Царство Животные

1

28.01

Работа с таблицей

38

Простейшие

1

30.01

Индивидуальный опрос

39

Беспозвоночные. Иглокожие и кишечнополостные.

1

04.02

Индивидуальный опрос

40

Беспозвоночные. Моллюски и членистоногие.

1

06.02

Индивидуальный опрос

41

Позвоночные. Рыбы и земноводные. Обитатели Байкала

1

11.02

Индивидуальный опрос

42

Позвоночные. Пресмыкающиеся.

1

13.02

Индивидуальный опрос

43

Позвоночные. Птицы. Птицы Бурятии.

1

18.02

Индивидуальный опрос

44

Позвоночные. Млекопитающие. Звери Бурятии.

1

20.02

Индивидуальный опрос

45

Значение животных в природе.

1

25.02

Сообщения

46

Значение животных  в жизни человека.

1

27.02

Сообщения

47

Тестовая контрольная работа е по теме «Многообразие живых организмов»

1

04.03

Рабочая тетрадь стр. 70

Раздел 3. Среда обитания живых организмов

48

Наземная среда обитания.

1

06.03

Фронтальный опрос

49

Водная среда обитания.

1

11.03

Фронтальный опрос

50

Почвенная среда обитания.

1

13.03

Фронтальный опрос

51

Жизнь на разных материках

1

18.03

Индивидуальный опрос

52

Флора и фауна Северной и Южной Америки, Австралии.

1

20.03

Фронтальный опрос

53

Флора и фауна Африки и Евразии

1

01.04

Фронтальный опрос

54

Есть ли жизнь на полюсах?

1

03.04

Индивидуальный опрос

55

Природные зоны Земли. Тундра, тайга.

1

08.04

Работа с таблицей

56

Смешанные и широколиственные леса.

1

Индивидуальный опрос

57

Травянистые равнины, степи

1

10.04

Индивидуальный опрос

58

Пустыни и влажные леса

1

15.04

Сообщение

59

Жизнь в морях и океанах. Сообщество поверхности воды, донное сообщество.

1

17.04

Работа с таблицей

60

Сообщество коралловых рифов и глубоководное сообщество.

1

22.04

Работа с таблицей

61

Практическая работа №1 «Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных».

1

24.04

Письменный отчет о проделанной работе

62

Тестовая контрольная работа  по теме «Среда обитания живых организмов»

1

29.04

Индивидуальный опрос

Рабочая тетрадь стр. 87

Раздел 4. Человек на Земле

63

Как человек появился на Земле/

1

06.05

Индивидуальный опрос

64

Лабораторная работа  №5 «Измерение своего роста и массы тела».

08.05

Письменный отчет о проделанной работе

65

Как человек изменил Землю

1

13.05

Фронтальный опрос

66

Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней?

1

15.05

Фронтальный опрос

67

Здоровье человека и безопасность жизни.

Практическая работа 2  «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи»

1

20.05

Письменный отчет о проделанной работе

68

Тестовая контрольная работа  по теме «Человек на Земле»

1

22.05

Рабочая тетрадь стр. 101

69

Обобщение и повторение

1

27.05

70

Обобщение и повторение

1

29.05

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ 

Планируемые результаты освоения учебной  программы по биологии в 5 классе:

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются:

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды  гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является (УУД).

Регулятивные УУД:

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНКЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ

1.ОЦЕНКА УСТНОГО ОТВЕТА:

«5»   - ответ полный и правильный, основан на изученной теории, изложен  

          логично, последовательно, литературным языком;

«4»  -  ответ полный и правильный на основании изученных теорий, изложен в

           определенной логической последовательности, при этом допущены 2-3

           несущественные ошибки, исправленные учеником по требованию учителя;

«3»  - ответ полный, но при этом допущены существенные ошибки, или ответ

          неполный, не имеет логической последовательности;

«2»  - при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания

          учебного материала, или допущены существенные ошибки, которые учащийся

          не может исправить при наводящих вопросах учителя.

 

2.ОЦЕНКА  ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УМЕНИЙ

«5»  - работа выполнена полностью и правильно, сделаны верные наблюдения и

          выводы, эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и

          правил работы  с веществами и оборудованием, проявлены организационно-

          трудовые умения ( поддерживается чистота рабочего места и порядок на столе,

          экономно используются реактивы);

«4»  - правильно выполнена работа, сделаны верные наблюдения и выводы, но при

          этом эксперимент проведен не полностью или допущены  несущественные

          ошибки в работе с веществом и оборудованием;

«3»  - правильно выполнена работа не менее 50% или допущена существенная    

ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении    правил безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая   исправляется по требованию учителя;

«2»  - допущены 2 и более существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении

          и оформлении работы, в соблюдении правил по технике безопасности при

          работе с веществами и оборудованием, которые  учащийся не может исправить

          по требованию учителя.

 

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса

1. Печатные пособия:

  • Сонин, Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. И. Сонин, А. А. Плешаков. - М. : Дрофа, 2012. - (УМК «Живой организм»).
  • Сонин, Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс : рабочая тетрадь к учебнику Н. И. Сонина, А. А. Плешакова / Н. И. Сонин. - М. : Дрофа, 2012. - (УМК «Живой организм»).

2. Интернет-ресурсы:

Литература для учащихся

  1. Основная литература

•        Сонин, Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник для общеобразовательных уч-реждений / Н. И. Сонин, А. А. Плешаков. - М. : Дрофа, 2012. - (УМК «Живой организм»).

•        Сонин, Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс : рабочая тетрадь к учебнику Н. И. Со¬нина, А. А. Плешакова / Н. И. Сонин. - М. : Дрофа, 2012. - (УМК «Живой организм»).

2.  Дополнительная литература

  1. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. -М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.
  2. Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./Сост. А.А. Воротников. -Мн.: Валев, 1995. -528с.: ил.
  3. Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. -М.: Просвещение, 1994. - 218с.
  4. Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Справочное издание. М.: 1996. - 556с.
  5. Энциклопедия для детей. Т3. География. Гл. ред. М.Д. Аксенова. -М.: Аванта +, 2001.
  6. Энциклопедия для детей. Т. 4. Геология. - Гл. ред. М.Д. Аксенова. -М.: Аванта +, 2001.
  7. «Я познаю мир: Детская энциклопедия» под редакцией Е.М. Ивановой, 2000 год;
  8. «Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой - 2000 год; - М.: Аванта +, 2001.

3.Научно-популярная литература

  1. Акимушкин И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). М.: Мысль, 1999.
  2. Акимушкин И. Мир животных (млекопитающие, или звери). М.: Мысль, 1999.
  3. Акимушкин И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). М.: Мысль, 1999.
  4. Акимушкин И. Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1985.

Лабораторная работа №1

ЦЕЛЬ:  1. Знакомство с лабораторным оборудованием и физическими приборами для научных исследований.

Научиться пользоваться штативом.

Научиться определять цену деления измерительного прибора.

ОБОРУДОВАНИЕ:   штатив, спиртовка, колбы, мензурка,   пробирки с водой, линейка 25 см, карточки с изображением измерительных приборов.

1. Изобрази и подпиши название лабораторного оборудования.

1. Штатив  

2. Колба    

3. Пробирка

4. Спиртовка    

2. Установи лапку штатива на высоте 25 см от поверхности стола. В лапке укрепи пробирку с водой.

3. Экспериментальные методы получения научных знаний - метод измерений.

Часто наблюдения и эксперименты дополняются измерениями.  Измерительными  приборами мы пользуемся в повседневной жизни. Отгадайте загадки про измерительные приборы и укажите   какую   физическую   величину   они измеряю

1. Весь век идёт Ерёмушка,

Ни сна ему, ни дрёмушки

Шагам он точный счет ведет,

А с места все же не сойдет.

2. Я под мышкой посижу

И что делать укажу

Или уложу в кровать

Или разрешу гулять.

Отгадки можно также зарисовать.

1.  прибор, который измеряет

2.   прибор, который измеряет

4. Внимательно рассмотри шкалу измерительного прибора.   Найди   и   запиши   верхний   предел измерения этого прибора.

предел измерения измерительного прибора

Найди и запиши цену деления этого прибора, для этого:

•   найди два ближайших штриха с цифрами

•   из большего числа вычитай меньшее

•   подели на количество делений между ними

•   вычисления и результат запишите.

цена деления -

Лабораторная работа №4.

«Определение свойств органических веществ»

ЦЕЛЬ:   познакомить учащихся со свойствами органических веществ находящихся в продуктах питания.

ОБОРУДОВАНИЕ:  семена подсолнечника, клубень картофеля, кусочки марли и бумаги, штатив с пробирками (3 шт.), растительное масло, раствор йода, пипетка, шпатель, салфетка.  

Задание:

1.  Наличие крахмала в клубнях картофеля.

  • Капните 1-2 капли йода на срез клубня картофеля. Что изменилось?
  • Сделайте вывод.

3. Наличие жира в семенах подсолнечника 

  • Очистите семянку подсолнечника от околоплодника.
  • Положите ее на бумагу и раздавите.
  • Что появилось на бумаге?
  • Какое вещество выделилось?

Лабораторная работа  №5 

«Измерение роста и массы тела»

ЦЕЛЬ: освоить на практике пользование ростомером и медицинскими весами для измерения своего роста и своего веса.

ОБОРУДОВАНИЕ:   Ростомер, медицинские весы, (работа проводится на базе врачебной амбулатории)

Задание:

  1. Внимательно рассмотри шкалу деления медицинских весов.
  2. Определите цену деления.

Цена деления =   ____________г.

  1. Установи большую гирю на значение 20 кг. Перемещая «бегунок» - малую гирю вправо добивайся равновесия.

      Если равновесие нет, то сдвинь

      большую гирю вправо - в сторону     больших, значений.

  1. Продолжай такие же действия, пока

      не  получишь равновесие.

           Запиши полученный результат:

1. Большая гиря показывает __________кг

2. Малая показывает _________г

    Значит мой вес _______кг ____г

     5.  Встань спиной к ростомеру.

          Плотно прижми пятки к линейке,

          распрями плечи.

         Опусти планку до касания головы.

         Зафиксируй результат в тетрадь.

Мой рост

Практическая работа 1 

«Определение наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации».

ЦЕЛЬ: научить узнавать (определять) наиболее распространённые растения и животных Бурятии.

ОБОРУДОВАНИЕ:  гербарий, иллюстрации растений, животных и грибов.

№ п/п

Задания

Ответы

1.

Перед вами иллюстрации грибов. Запишите названия грибов в два столбца:

- съедобные

- ядовитые.

2.

Игра «Кто лишний?» (На доске прикреплены красочные картинки жуков, у каждого жука свой номер).

  - под каким номером изображён жук, который является вредителем с/х культур;

  - как называется этот жук?

  - какой культуре он приносит вред?

3.

Рассмотрите растения в гербариях. Определите, к каким группам они относятся?

Практическая работа 2 

«Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи»

ЦЕЛЬ: отработать навыки оказания первой медицинской помощи.

ОБОРУДОВАНИЕ: карточки «Виды ран», «Типы повязок», бинт, зеленка, йод, перекись водорода.

1. Определите тип ранения по виду раны.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

2. Укажите, с какой целью используют данные повязки:

Укрепляющие

Давящие

Фиксирующие

3. Выберите необходимый перевязочный материал для наложения круговой повязки, если:

     вид раны - колотая область

     ранения - кисть

4. Наложите повязку на область предплечья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии "Многообразие живых организмов" 7 класс

Рабочая программа для 7 класса по биологии по линии Н.И.Сонина (УМК)Рабочая программа по биологии линии УМК   Н.И.Сонина  составлена на основе Федерального государственного образовательного ...

Рабочая программа по биологии "Живой организм" 6 класс

Рабочая программа по биологии "Живой организм" 6 класс (линия Н.И.Сонина)...

Рабочая программа по биологии. УМК "Биология - Сферы". Живой организм. 5 класс

Программа составлена на основе базовой авторской программы Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко, И.Я. Колесниковой, которая разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандарт...

Рабочая программа курса Биология. Живой организм. 5-6 классы.

Личностные, метапредметные, предметные результаты обучения. Содержание курса. Тематический план....

Рабочая программа по биологии для 7 класса, УМК "Живой организм", линейный курс, Н.И. Сонин, В.Б. Захаров

Рабочая программа по биологии для 7 класса  составлена в соответствии с требованиями ФГОС...

Рабочая программа по биологии 7 класс УМК Н.И.Сонин, В.Б.Захаров Многообразие живых организмов. Бактерии, Грибы, Растения

Рабочая программа по биологии 7 класс УМК Н.И.Сонин, В.Б.Захаров Многообразие живых организмов. Бактерии, Грибы, Растения...