Рабочая программа по биологии 8 класс линия Сонина
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме
Рабочая программа по биологии 8 класс с КИМами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_8_klass_biologiya_gotovaya.docx | 95.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии разработана на основе Федерального Закона об образовании, Примерной программы по биологии ( Н.И.Сонин, В.Б. Захаров, А.А.Плешаков), рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Российской Федерации, Федерального компонента государственного стандарта общего образования.
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОГРАММЫ
Программа актуальна для учащихся 8 класса.
Данная программа актуальна, потому что при изучении биологии в настоящее время наибольшее значение приобретает формирование у учащихся навыков ответственного поведения. Задачи биологического образования – научить детей жить в гармонии с природой, отказаться от потребительской философии и сформировать эксцентрическое мировоззрение. Повышение качества биологического образования предполагает переход от простой передачи сведений, содержащихся в учебнике, к формированию активной жизненной позиции и приобретение навыков и умений, необходимых для жизни в условиях устойчивого развития цивилизации.
Профессиональная компетентность учителя биологии предполагает умение отобрать тот объём фактологического материала учебника, которого достаточно для формирования общебиологических понятий, понимания закономерностей, существующих в живой природе. Современный подход к организации учебно-образовательного процесса предполагает единство его содержательных и деятельностных компонентов. Главные акценты в преподавании биологии должны быть перенесены с воспроизведения учащихся отдельных фактов, определений, признаков живых объектов на приобретение ими применения биологических законов и теорий для объяснения наблюдающихся в природе явлений. С этой целью учитель должен не увеличивать объем изучаемого материала, а повышать уровень его условия – от простой репродукции к осознанному применению полученных знаний в знакомых и не знакомых ситуациях. Поэтому в преподавании биологии должна возрастать роль практических работ, занятий по применению знаний, решению биологических задач.
Программа по биологии адресована учащимся 8 класса Ново-Горхонской средней общеобразовательной школы Заиграевского района республики Бурятия, ориентирована для работы по учебнику для 8-го класса (авторы Н.И.Сонин, М.Р. Сапин).
Цели обучения биологии в 8 классе:
- овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;
- формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
- гигиеническое воспитания и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;
- установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всеми живыми как главной ценностью на Земле
- подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения.
Изучение биологии в 8 классе предусматривает решение следующих задач:
обучения: создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно исследовательской компетентностей:
- обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образования
- продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести наблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности через лабораторные работы и систему особых домашних заданий
- продолжить развивать у учащихся умения: конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу.
Развития:
создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы), развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков.
Воспитания:
способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, формированию у школьников коммуникативной компетентности, особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием, воспитывать независимость через учебный материал.
Валеологические:
- создать комфортные условия для учащихся в соответствии с санитарно- эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2.№ 1178-02);
- адаптировать личность к жизни в обществе.
- правильно чередовать количество и виды преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.)
- включать в план урока оздоровительные моменты на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минуты релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.
- соблюдать комфортный психологический климат на уроке.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
В программе по биологии в 8 классе раскрываются следующие темы: Человек как биологический вид : Значение знаний о человеке для самопознания и сохранения здоровья. Анатомия, физиология, психология, гигиена, медицина — науки о человеке. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.
. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы. Общий обзор организма человека: Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Клетки организма человека. Ткани, их строение и функции. Органы и системы органов человека. Процессы жизнедеятельности организма человека. Понятие о нейро-гуморальной регуляции как основе жизнедеятельности организма. Опора и движение. Внутренняя среда организма: Транспорт веществ в организме. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Состав и функции крови. Плазма. Форменные элементы. Значение постоянства
внутренней среды организма. Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет и иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Значение работ И. И. Мечникова, Л. Пастера и Э. Дженнера в области иммунитета. Вакцинация. Дыхание: Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Строение и работа органов дыхания. Голосовой аппарат. Механизм вдоха и выдоха. Понятие о жизненной емкости легких. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Вред курения. Болезни органов дыхания. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Реанимация. Питание. Обмен веществ и превращение энергии. Покровы тела. Выделение продуктов обмена. Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Органы чувств. Анализаторы. Размножение и развитие человека. Здоровье человека.
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
Чтобы каждый урок способствовал развитию познавательных интересов учащихся и приобретению навыков самостоятельного пополнения знаний соблюдаются дидактические принципы:
- принцип научности обучения
- принцип воспитывающего обучения
- принцип наглядности обучения
- принцип систематичности обучения
- принцип связи теории с практикой
- принцип сознательности и активности, учащихся в обучении
- принцип доступности обучения
- принцип развивающего обучения
- единство и оптимальное сочетание коллективных и индивидуальных форм обучения.
УЧЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
Материал в программе расположен с учетом возрастных особенностей и возможностей учащихся. Ведущей деятельностью в возрасте 13-14 лет является общение со сверстниками. Для подростка все большее значение начинает приобретать теоретическое мышление, способность устанавливать максимальное количество смысловых связей в окружающем мире. С 13- 14 лет вырабатывается формальное мышление. Подросток уже может рассуждать, не связывать себя с конкретной ситуацией, может хорошо концентрировать внимание в значимой для него деятельности. При утомлении и переутомлении внимание снижается или вовсе исчезает из состава познавательных процессов. С 13 лет наблюдается более быстрый рост памяти. В подростковом возрасте память перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому. Смысловая память приобретает логический характер. Становиться более доступным запоминание абстрактного материала. Подросток может строить свой воображаемый мир особых отношений с людьми, мир, в котором он проигрывает одни и те же сюжеты и переживает одни и те же чувства до тех пор, пока не изживет свои внутренние проблемы.
В школьном обучении учебные предметы начинают выступать для подростков как особая область теоретических знаний. Они знакомятся со множеством фактов, готовы рассказать о них или даже выступить с короткими сообщениями на уроке. Однако подростков начинают интересовать не факты сами по себе, а их сущность, причины их возникновения, но проникновение в сущность не всегда отличается глубиной. Образы, представления продолжают занимать большое место в мыслительной деятельности подростка. Часто детали, мелкие факты, подробности мешают выделить главное, существенное и сделать необходимое обобщение. Учащиеся довольно подробно рассказывают. Для подростков характерна установка скорее на запоминание материала, чем на обдумывание и глубокое осмысливание. В то же время подросток стремится к самостоятельности в умственной деятельности, склонны к выполнению самостоятельных заданий и практических работ на уроках. Они с готовностью берутся за изготовление наглядного пособия, живо откликаются на предложение сделать простейший прибор.
Даже учащиеся с низкой успеваемостью и дисциплиной активно проявляют себя в подобной ситуации.
Для реализации программы в школе созданы все необходимые условия: условия для обучения учащихся в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (Сан ПиН 2.4.2.№ 1178-02), кабинет биологии, температурный и световой режим в соответствии с нормами Сан ПиН, материально-техническое обеспечение программы, личностно-ориентированный подход к учащимся.
Для реализации программы используются разные типы уроков, формы и виды работ, разнообразные средства обучения.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
1. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (Игровые технологии, проблемное обучение, технологии уровневой дифференциации, групповые технологии, компьютерные (новые информационные) технологии обучения.)
3. Технологии развивающего обучения (общие основы технологий развивающего обучения, личностно-ориентированное развивающее обучение.
4. Традиционная технология.
В методике обучения биологии используются такие методы: общедидактические (лекция, рассказ, беседа, работа с книгой, экранные пособия) и специфические для естественнонаучных дисциплин (эксперимент, наблюдение, практическая работа). При использовании каждого метода познавательная деятельность учащихся может носить как репродуктивный, так и творческий характер. В методике биологии такие методы, как лекция, рассказ, беседа используются в репродуктивном, поисковом или проблемном планах.
При обучении биологии велико значение наблюдений и экспериментов, практических работ, позволяющих успешно сочетать теоретические познания с эмпирическими, практические действия с интеллектуальными.
Усвоение учащимися биологической системы знаний, выработка умений, воспитание и развитие осуществляются в различных формах обучения.
Урок – основная форма организации обучения. Исходя из дидактических целей, можно выделить следующие типы уроков: вводный, изучение нового материала, обобщающий, учетно-проверочный. Виды урока с учетом характера деятельности учителя и учащихся: урок-лекция, урок объяснительный, проблемный, использования технических средств (телеурок, киноурок).
При обучении общей биологии применяются лабораторные уроки; экскурсии (на учебно-опытный участок, в природу, на производство, в музей).
Программа составлена на 2013-2014 учебный год для учащихся 8 класса Ново-Горхонской средней общеобразовательной школы и рассчитана на 2 часа в неделю (всего 70 часов за учебный год).
СВЯЗЬ ПРОГРАММЫ СО СМЕЖНЫМИ ДИСЦИПЛИНАМИ
- Неорганическая химия. O, H, C, N, S, P и другие элементы ПСХЭ Д.И. Менделеева, их основные свойства. ПСХЭ. Свойства растворов. Теория электролитической диссоциации. Строение веществ. Окислительно-восстановительные реакции. Охрана природы от воздействия отходов химических производств.
- Органическая химия. Основные группы органических соединений, принципы их органических функций.
- Физическая география. История континентов. Климат Земли, климатическая зональность.
- Экономическая география. Население мира. География населения мира.
- Физика. Понятие о дозе излучения и биологическая защита. Свойства жидкостей, тепловые явления. Законы термодинамики. Электромагнитное поле. Основы молекулярно-кинетической теории. Рентгеновское излучение.
- Астрономия. Организация планетных систем. Солнечная система, ее структура. Место планеты Земля.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Человек как биологический вид (1 часа)
Место человека в системе органического мира Значение знаний о строении и функционировании организма человека. Человек как часть живой природы. Оссобенности человека. Черты сходства человека и животных. Сходства и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
- Краткая история развития знаний о человеке (1час)
Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
- Общий обзор организма человека (3 часа)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем как основа гомеостаза.
- Координация и регуляция. Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат. (3 часа)
Гуморальная регуляция Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
- Нервная система (7 часа)
Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс, проведение нервного импульса.
Строение функции спинного мозга, отделов головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.
- Анализаторы (4 часа)
Органы чувств (анализаторы), их строение функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение, функции и гигиена органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
- Опора и движение (7 часов)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания ОДА и их профилактика.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц: статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании ОДА.. Укрепление здоровья и двигательная активность.
- Внутренняя среда организма (3 часа)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета.
- Транспорт веществ (5 часов)
Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении.
- Дыхание (5 часов)
Потребности организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях, перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Первая помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
- Пищеварение (6 часов)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения.
- Обмен веществ и энергии. Витамины. (2 часа)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Окружающая среда как источник веществ и энергии.
Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
- Выделение (2 часа)
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.
- Покровы тела (3 часа)
Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде и обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Первая помощь при травмах, ожогах, обморожении.
- Размножение и развитие (4 часа)
Система органов размножения, строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.
- Высшая нервная деятельность (5 часов)
Рефлекс – основа нервной деятельности. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности ВНД и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
- Человек и его здоровье (3 часа)
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Человек и окружающая среда. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
19.Повторение (2 часов)
ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
При работе по данной программе предусмотрены такие формы текущего контроля: контрольная работа, зачет, проверочная работа включает задания с выбором ответа (содержат один верный ответ из 4 предложенных), задания со свободным ответом (требуют краткого ответа по существу вопроса), задания для проверки практических умений (предусматривают выявление умения школьников применять полученные на уроках теоретические знания).
Формы итогового контроля: тест, контрольная работа, творческая работа, защита реферата, собеседования.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
На основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности учащийся должен овладеть следующими ключевыми образовательными компетенциями, позволяющими ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе:
1. Ценностно-смысловые компетенции.
2. Общекультурные компетенции.
3. Учебно-познавательные компетенции.
4. Информационные компетенции.
5. Социально-трудовые компетенции.
6. Компетенции личностного самосовершенствования.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Календарно-тематическое планирование 8 класс
Тема урока | Кол-во часов | Дата | Виды и формы контроля | Примечания | |
Тема: Место человека в системе органического мира. Происхождение человека (1ч) | |||||
1/1 | Место человека в системе органического мира | 1 | 03.09 | Вопросы со свободным ответом. | |
Тема: Кратка история развития знаний о человеке. (1 час) | |||||
2/1 | Науки о человеке. Методы изучения организма человека. | 1 | 04.09 | Таблица | |
Тема Общий обзор организма человека (3 часа) | |||||
3/1 | Клеточное строение организма | 1 | 10.09 | Фронтальный опрос | |
4/2 | Ткани и органы | 1 | 11.09 | Таблица | |
5/3 | Органы. Система органов. Организм | 1 | 17.09 | Таблица | |
Тема: Координация и регуляция. Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат ( 3 часа) | |||||
6/1 | Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности. | 1 | 18.09 | Тест | |
7/2 | Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, её нарушения. | 1 | 24.09 | Тест | |
8/3 | Зачет №1 | 1 | 25.09 | ||
Тема: Нервная система ( 7 часа) | |||||
9/1 | Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы | 1 | 01.10 | Вопросы со свободным ответом | |
10/2 | Рефлекторный характер деятельности нервной системы | 1 | 02.10 | ||
11/3 | Спиной мозг: строение и функции | 1 | 08.10 | Фронтальный опрос | |
12/4 | Головной мозг: строение и функции | 1 | 09.10 | таблица | |
13/5 | Большие полушария головного мозга | 1 | 15.10 | тест | |
14/6 | Соматическая и вегетативная нервная система | 1 | 16.10 | таблица | |
15/7 | Зачет №2 | 1 | 22.10 | Тест | |
Тема: Анализаторы (4 часов) | |||||
16/1 | Органы чувств, их роль в жизни человека. Органы осязания, обаяния, вкуса и их анализаторы. | 1 | 23.10 | Фронтальный опрос | |
17/2 | Орган зрения и зрительный анализатор | 1 | 29.10 | Тест | |
18/3 | Орган слуха и равновесия. Слуховой анализатор. | 1 | 30.10 | Вопросы со свободным ответом | |
19/4 | Зачет №3 | 1 | 12.11 | Тест | |
Тема: Опора и движение (7 часов) | |||||
20/1 | Скелет. Скелет головы и туловища. Строение. Функции. Скелет конечностей. | 1 | 13.11 | ||
21/2 | Строение, состав и соединение костей. | 1 | 19.11 | Фронтальный опрос | |
22/3 | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей | 1 | 20.11 | тест | |
23/4 | Мышцы, их строение и функции. Работа мышц | 1 | 26.11 | Фронтальный опрос | |
24/5 | Заболевание опорно-двигательной системы | 1 | 27.11 | Вопросы со свободным ответом | |
25/6 | Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека | 1 | 03.12 | Фронтальный опрос | |
26/7 | Зачет №4 | 1 | 04.12 | ||
Тема: Внутренняя среда организма (3 часов) | |||||
27/1 | Внутренняя среда организма и ее значение | 1 | 10.12 | Тест | |
28/2 | Иммунитет | 1 | 11.12 | Фронтальный опрос | |
29/3 | Тканевая совместимость и переливание крови | 1 | 17.12 | Фронтальный опрос «Какие утверждения верны?» | |
Тема: Транспорт веществ (5 часа) | |||||
30/1 | Транспорт веществ. Кровеносная система. | 1 | 18.12 | Тест | |
31/2 | Большой и малый круг кровообращения. | 1 | 24.12 | Вопросы со свободным ответом | |
32/3 | Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.
| 1 | 25.12 | Сообщения | |
33/4 | Заболевания сердечно-сосудистой системы (органов кровообращения), их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях | 1 | 14.01 | Вопросы со свободным ответом | |
34/5 | Зачет №5 | 1 | 15.01 | Тест | |
Дыхание (5 часов) | |||||
35/1 | Дыхание, его значение. Строение и функции органов дыхания | 1 | 21.01 | Таблица | |
36/2 | Строение легких. Газообмен в легких и тканях | 1 | 22.01 | Вопросы со свободным ответом | |
37/3 | Дыхательные движения. Жизненная емкость легких Регуляция дыхания | 1 | 28.01 | Вопросы со свободным ответом | |
38/4 | Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения | 1 | 29.01 | Сообщения | |
39/5 | Зачет №6 | 1 | 04.02 | Тест | |
Тема: Пищеварение (6 часов) | |||||
40/1 | Пищевые продукты и питательные вещества. Пищеварение | 1 | 05.02 | Фронтальный опрос «Проверь свои знания» | |
41/2 | Строение и функции пищеварительной системы Пищеварение в ротовой полости | 1 | 11.02 | Вопросы со свободным ответом | |
42/3 | Пищеварение в желудке | 1 | 12.02 | Фронтальный опрос «Проверь свои знания» | |
43/4 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ | 1 | 18.02 | Вопросы со свободным ответом | |
44/5 | Гигиена питание. Профилактика желудочно-кишечных заболеваний. | 1 | 19.02 | Сообщения | |
Тема: Обмен веществ и энергии. Витамины (2 часа) | |||||
45/1 | Обмен веществ и энергии | 1 | 25.02 | Вопросы со свободным ответом | |
46/2 | Витамины | 1 | 26.02 | Таблица | |
47/3 | Зачет № 7 | 1 | 04.03 | ||
Тема: Выделение (2 час) | |||||
48/1 | Выделение. Строение и работа почек | 1 | 05.02 | Вопросы со свободным ответом | |
49/2 | Заболевания почек, их предупреждение | 1 | 11.03 | Сообщения | |
Тема: Покровы тела (3 часа) | |||||
50/1 | Строение и функции кожи. Гигиена кожи | 1 | 12.03 | таблица | |
51/2 | Роль кожи в терморегуляции организма. Закаливание организма | 1 | 18.03 | Фронтальный опрос «Проверь свои знания» | |
52/3 | Зачет № 8 | 1 | 19.03 | ||
Тема: Размножение и развитие (4 часа) | |||||
53/1 | Половая система человека | 1 | 01.04 | Вопросы со свободным ответом | |
54/2 | Возрастные процессы | 1 | 02.04 | Таблица | |
55/3 | Эмбриональное и постэмбриональное развитие организма | 1 | 08.04 | Вопросы со свободным ответом | |
56/4 | Наследственные и врожденные заболевания. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика | 1 | 09.04 | Вопросы со свободным ответом | |
Тема: Высшая нервная деятельность (5 часов) | |||||
57/1 | Поведение человека. Рефлекс – основа нервной деятельности, его виды, роль в приспособлении к условиям жизни | 1 | 15.04 | Вопросы со свободным ответом | |
58/2 | Торможение, его виды, значение | 1 | 16.04 | Фронтальный опрос «Проверь свои знания» | |
59/3 | Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна | 1 | 22.04 | Вопросы со свободным ответом | |
60/4 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Речь, мышление. | 1 | 23.04 | «Какие утверждения верны?» | |
61/5 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Память, эмоции. | 1 | 29.04 | ||
62/6 | Типы нервной деятельности человека | 1 | 30.04 | Тест | |
63/7 | Индивидуальные особенности личности. | 1 | 06.05 | Вопросы со свободным ответом | |
64/8 | Гигиена умственного труда | 1 | 07.05 | Вопросы со свободным ответом | |
Человек и его здоровье (3 часа) | |||||
65/1 | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека | 1 | 13.05 | Сообщения. | |
66/2 | Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении | 1 | 14.05 | Вопросы со свободным ответом | |
67/3 | Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды. | 1 | 20.05 | Сообщение | |
68/4 | Зачет № 9 | 1 | 21.05 | ||
Повторение ( 2 часа) | |||||
69/1 | Повторение и обобщение материала по темам «Опора и движение», «Общий обзор строения и функций организма человека» | 1 | 27.05 | Фронтальный опрос | |
70/2 | Итоговый тест по курсу «Человек и его здоровье» | 1 | 28.05 | Тест |
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса.
Учащиеся должны знать:
- признаки сходства и отличия человека и животных;
- сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;
- особенности организма человека: его строения. Жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;
- изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.
- распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;
- выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;
- сравнивать: человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;
- определять: принадлежность человека к к определенной систематической группе;
- анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;
- оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНКЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
ПО БИОЛОГИИ
1.ОЦЕНКА УСТНОГО ОТВЕТА:
«5» - ответ полный и правильный, основан на изученной теории, изложен
логично, последовательно, литературным языком;
«4» - ответ полный и правильный на основании изученных теорий, изложен в
определенной логической последовательности, при этом допущены 2-3
несущественные ошибки, исправленные учеником по требованию учителя;
«3» - ответ полный, но при этом допущены существенные ошибки, или ответ
неполный, не имеет логической последовательности;
«2» - при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания
учебного материала, или допущены существенные ошибки, которые учащийся
не может исправить при наводящих вопросах учителя.
2.ОЦЕНКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УМЕНИЙ
«5» - работа выполнена полностью и правильно, сделаны верные наблюдения и
выводы, эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и
правил работы с веществами и оборудованием, проявлены организационно-
трудовые умения ( поддерживается чистота рабочего места и порядок на столе,
экономно используются реактивы);
«4» - правильно выполнена работа, сделаны верные наблюдения и выводы, но при
этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные
ошибки в работе с веществом и оборудованием;
«3» - правильно выполнена работа не менее 50% или допущена существенная
ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя;
«2» - допущены 2 и более существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении
и оформлении работы, в соблюдении правил по технике безопасности при
работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить
по требованию учителя.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Основная литература
Сонин Н. И., СапинМ.Р. Биология. Человек: учебник для 8 класса средней школы. М.: Дрофа.
Дополнительная литература
- Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.
- Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Основы биологии: книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992.
- Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.
- Одум Ю. Экология. Т. 1—2. М.: Мир, 1986.
- Флинт Р. Биология в цифрах. М.: Мир, 1992
- Фоули Р. Еще один неповторимый вид (экологические аспекты эволюции человека). М.: Мир, 1990.
- Экологические очерки о природе и человеке / под ред. Б. Гржимека. М.: Прогресс, 1988.
Научно-популярная литература
- Акимушкин И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). М.: Мысль, 1999.
- Акимушкин И. Мир животных (млекопитающие, или звери). М.: Мысль, 1999.
- Акимушкин И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). М.:
Мысль, 1999.
- Акимушкин И. Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1985.
- Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 1982.
- Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. Новосибирск: Наука, 1988.
- Уинфри А. Т. Время по биологическим часам. М.: Мир, 1990.
- Шпинар 3. В. История жизни на Земле / худож. 3. Буриан. Прага: Атрия, 1977.
- Эттенборо Д. Живая планета. М.: Мир, 1988.
- Эттенборо Д. Жизнь на Земле. М.: Мир, 1984.
- Яковлева П., Яковлев В. По следам минувшего. М.: Детская литература, 1983.
ИНТЕРНЕТ РЕСУРС:
http://onlinetestpad.com/ru-ru/Category/Biology-8class-99/Default.aspx
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Н И. Сонин, М.Р. Сапин. Биология. Человек.: учебник для 8 класса средней школы. М.: Дрофа.
- Программы для общеобразовательных учреждений: Биология. 5-11 кл./сост. Мягкова Т.Г.- М.: Дрофа, 2005.
- Настольная книга учителя биологии / Авт.-сост. Г.С. Калинова, B.C. Кучменко. - М : ООО «Издательство АСТ».2003.
- Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа;
- Биология. 8 класс: Поурочные планы по учебнику Н.И. Сонина/ Авт.-сост.
М.В.Высоцкая. - Волгоград: Учитель, 2005.
- Е. В. Краева Тесты по биологии. 8 класс: Учебно-методическое пособие.- М: Дрофа, 2000.
- Биология. Человек. 8 класс: рабочая тетрадь. -М.: Дрофа, 2005.
Приложение
Тест №1 КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ. ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ.ЭНДОКРИННЫЙ АППАРАТ.
Задание. Выберите один правильный ответ.
1. Гуморальная регуляция в организме осуществляется с помощью:
A. Витаминов
Б. Гормонов
B. Минеральных солей
2. Гормоны, образованные эндокринными железами, выделяются:
А. В полость тела
Б. В полость кишечника
В. В кровь
3. Работа большинства желез внутренней секреции контролируется:
А. Гипофизом
Б. Щитовидной железой
В. Эпифизом
4. Гормон роста синтезируют клетки:
A. Надпочечников
Б. Гипофиза
B. Щитовидной железы
5. Щитовидная железа вырабатывает:
А. Инсулин
Б. Гормон роста
В. Тироксин
6. Околощитовидные (паращитовидные) железы регулируют:
A. Содержание воды в клетках
Б. Обмен солей кальция и фосфора
B. Обмен органических соединений
7. Гормоны, стимулирующие деятельность организма в состоянии физического и психического напряжения, синтезируются клетками:
A. Надпочечников
Б. Щитовидной железы
B. Паращитовидных желез
8. Примером железы смешанной секреции является:
A. Гипофиз
Б. Поджелудочная железа
B. Надпочечники
9. Недостаток синтеза инсулина вызывает:
A. Кретинизм
Б. Гипогликемию
B. Сахарный диабет
10. Недостаток выработки тироксина вызывает:
A. Кретинизм
Б. Гипогликемию
B. Сахарный диабет
11. Избыточная активность клеток гипофиза приводит к:
А. Диабету
Б. Кретинизму
В. Гигантизму
12. Рост и развитие организма по мужскому или женскому типу контролируется:
A. Половыми железами
Б. Эпифизом
B. Щитовидной железой
Тест№2 НЕРВНАЯ СИСТЕМА.
Задание. Выберите один правильный ответ.
1. Масса головного мозга человека колеблется в пределах:
A. От 500 до 1000 г
Б. От 1100 до 2000 г
B. От 2000 до 2500 г
2. Наиболее древней в эволюционном отношении частью мозга является:
А. Ствол
Б. Мозжечок
В. Большой мозг
3. Центры управления сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной системами расположены:
A. В среднем мозге
Б. В промежуточном мозге
B. В продолговатом мозге
4. Часть мозга, связывающая кору со спинным мозгом:
А. Мост
Б. Мозжечок
В. Промежуточный мозг
5. Ориентировочные рефлексы на зрительные и слуховые импульсы осуществляются:
A. Промежуточным мозгом
Б. Средним мозгом
B. Мозжечком
6. Центры жажды, голода, а также поддержания постоянства внутренней среды организма находятся в:
A. Промежуточном мозге
Б. В среднем мозге
B. В мозжечке
7. Осуществление координации движений и поддержание тонуса скелетных мышц – это функция:
А. Продолговатого мозга
Б. Моста
В. Мозжечка
8. Полушария большого мозга впервые появились у:
А. Рыб
Б. Земноводных
В. Пресмыкающихся
9. Полушария большого мозга соединены между собой с помощью:
А. Мозолистого тела
Б. Червя
В. Ствола мозга
10. Значение борозд и извилин на поверхности коры состоит в:
A. Увеличении активности нейронов коры
Б. Увеличении объема мозга
B. Увеличении площади поверхности коры
11. Зрительная зона коры расположена:
A. В лобной доле
Б. В височной доле
B. В затылочной доле
12. Слуховая зона коры расположена:
A. В лобной доле
Б. В височной доле
B. В затылочной доле
13. Информация от рецепторов кожи, мышц и органов чувств поступает для анализа:
A. В чувствительные центры коры
Б. В двигательные центры коры
B. В мозжечок
14. За образное мышление, восприятие музыки и творческие способности отвечает:
A. Левое полушарие
Б. Правое полушарие
B. Ствол мозга
Задание. Выберите один правильный ответ.
1. Воспринимающим элементом любого анализатора являются:
A. Проводящие пути
Б. Кора головного мозга
B. Рецепторы
2. Анализ внешних раздражителей происходит в:
A. Проводящих путях
Б. Коре головного мозга
B. Рецепторах
3. Защищают глаза от пыли:
А. Брови и ресницы
Б. Веки
В. Слезные железы
4. Наружная оболочка глазного яблока называется:
А. Сосудистая
Б. Фиброзная
В. Сетчатая
5. Непрозрачная часть фиброзной оболочки:
А. Склера
Б. Радужка
В. Зрачок
6. Пигментированная часть сосудистой оболочки называется:
А. Роговица
Б. Сетчатка
В. Радужка
7. Количество света, поступающего в глазное яблоко, рефлекторно регулируется с помощью:
А. Роговицы
Б. Зрачка
В. Сетчатки
8. Изображение видимых предметов формируется на:
А. Роговице
Б. Радужке
В. Сетчатке
9. Фокусировку изображения обеспечивает:
A. Хрусталик
Б. Зрачок
B. Стекловидное тело
10. Цветовое зрение обеспечивают:
A. Палочки
Б. Колбочки
B. Клетки радужной оболочки
11. Максимальное количество рецепторных клеток на сетчатке расположено в области:
А. Склеры
Б. Слепого пятна
В. Желтого пятна
12. Анализ зрительных раздражителей происходит:
A. В затылочной доле коры
Б. В височной доле коры
B. В лобной доле коры
13. Расплывчатое изображение близкорасположенных предметов является признаком:
А. Близорукости
Б. Дальнозоркости
В. Катаракты
14. Ушная раковина входит в состав:
A. Среднего уха
Б. Наружного уха
B. Внутреннего уха
15. Барабанная перепонка преобразует звуковые колебания в:
A. Механические
Б. Электрические
B. Электромагнитные
16. Слуховые косточки расположены в полости:
A. Наружного уха
Б. Среднего уха
B. Внутреннего уха
17. Молоточек, наковальня и стремя:
A. Уравнивают атмосферное давление и давление в слуховой трубе
Б. Ослабляют колебания барабанной перепонки
B. Усиливают колебания барабанной перепонки
18. Улитка является органом:
A. Слуха
Б. Равновесия
B. Звуковоспроизведения
19. Внутреннюю часть перепончатого лабиринта занимает:
А. Перилимфа
Б. Эндолимфа
В. Воздух
20. Слуховые рецепторы возбуждаются под влиянием колебаний:
A. Барабанной перепонки
Б. Слуховых косточек
B. Жидкости в улитке
ТЕСТ № 4 ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ. КОСТИ СКЕЛЕТА. СТРОЕНИЕ СКЕЛЕТА
Задание. Выберите один правильный ответ.
1. Скелет в основном участвует:
A. В обмене органических веществ
Б. В обмене минеральных веществ
B. В водном обмене
2. Кроветворную функцию выполняет:
A. Красный костный мозг
Б. Желтый костный мозг
B. Надкостница
3. Плечевая кость относится:
A. К плоским костям
Б. К смешанным костям
B. К трубчатым костям
4. Компактное вещество преобладает:
A. В плоских костях
Б. В смешанных костях
B. В трубчатых костях
5. Полость имеется внутри:
A. Смешанных костей
Б. Трубчатых костей
B. Плоских костей
6. Позвонки относятся:
A. К смешанным костям
Б. К трубчатым костям
B. К плоским костям
7. Лопатка является примером:
A. Смешанных костей
Б. Трубчатых костей
B. Плоских костей
8. 70 % сухого вещества кости составляют:
A. Вода
Б. Минеральные вещества
B. Органические вещества
9. Органические вещества придают костям:
А. Эластичность
Б. Прочность
В. Хрупкость
10. В пожилом возрасте в костях увеличивается содержание:
A. Воды
Б. Органических веществ
B. Минеральных веществ
11. Рост костей в толщину осуществляется за счет:
А. Хряща
Б. Надкостницы
В. Костного мозга
12. Швы образуются между костями:
А. Грудной клетки
Б. Позвоночника
В. Черепа
13. Полуподвижные соединения образуются между костями:
A. Позвоночника
Б. Нижних конечностей
B. Верхних конечностей
14. Между бедренной и большеберцовой костями:
A. Неподвижное соединение
Б. Подвижное соединение
B. Полуподвижное соединение
15. Наибольшее разнообразие движений позволяет осуществлять:
A. Тазобедренный сустав
Б. Коленный сустав
B. Плечевой сустав
16. Единственной подвижной костью черепа является:
A. Верхняя челюсть
Б. Нижняя челюсть
B. Носовые кости
17. Самой крупной костью мозгового отдела черепа, непосредственно связанной с лицевым отделом, является:
А. Лобная
Б. Теменная
В. Затылочная
18. Шейный отдел позвоночника состоит из:
А. 10 позвонков
Б. 7 позвонков
В. 12 позвонков
19. Атлантом называют:
A. Шейный позвонок
Б. Грудной позвонок
B. Поясничный позвонок
20. Позвонки неподвижно соединены между собой:
A. В грудном отделе
Б. В поясничном отделе
B. В крестцовом отделе
ТЕСТ №5 ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА.
Задание. Выберите один правильный ответ.
1. Омывает клетки и осуществляет обмен веществ:
А. Кровь
Б. Тканевая жидкость
В. Лимфа
2. Прозрачная жидкость, в которой отсутствуют эритроциты, участвующая в защите организма от инфекции:
А. Кровь
Б. Тканевая жидкость
В. Лимфа
3. В лимфе в большом количестве содержатся:
А. Эритроциты
Б. Лимфоциты
В. Лейкоциты
4. Терморегуляция и гуморальная регуляция в организме осуществляется с помощью:
А. Крови
Б. Лимфы
В. Тканевой жидкости
5. Межклеточным веществом крови является:
А. Вода
Б. Плазма
В. Лимфа
6. Мелкие безъядерные клетки крови двояковогнутой формы:
А. Эритроциты
Б. Лейкоциты
В. Тромбоциты
7. Гемоглобин в составе эритроцитов легко взаимодействует:
А. С кислородом
Б. С азотом
В. С водородом
8. Срок жизни эритроцитов составляет:
А. 30 дней
Б. 100–120 дней
В. 5–7 дней
9. Атомы какого металла входят в состав эритроцитов:
А. Меди
Б. Цинка
В. Железа
10. Бесцветные клетки крови, способные к амебоидному движению сквозь стенки сосудов:
А. Эритроциты
Б. Лейкоциты
В. Тромбоциты
11. Клетки крови, способные вырабатывать антитела:
А. Лейкоциты
Б. Тромбоциты
В. Лимфоциты
12. Фагоцитоз осуществляют:
А. Лейкоциты
Б. Лимфоциты
В. Эритроциты
13. Уникальная способность клеток крови к фагоцитозу была открыта русским ученым:
A. Николаем Ивановичем Пироговым
Б. Иваном Петровичем Павловым
B. Ильей Ильичом Мечниковым
14. Лейкоциты образуются:
A. В красном костном мозге
Б. В желтом костном мозге
B. В лимфатических узлах
15. В свертывании крови участвуют:
А. Эритроциты
Б. Тромбоциты
В. Лимфоциты
16. Нерастворимый белок плазмы, образующий тромб:
А. Фибриноген
Б. Протромбин
В. Фибрин
17. Иммунитет, возникший после перенесения заболевания, является:
A. Естественным
Б. Искусственным
B. Приобретенным
18. Сыворотка, вводимая в организм больного для борьбы с инфекцией, содержит:
A. Активных возбудителей
Б. Антитела против инфекции
B. Ослабленных возбудителей
19. Вакцина представляет собой:
A. Активных возбудителей
Б. Готовые антитела
B. Ослабленных возбудителей
20. Первую прививку против оспы осуществил:
A. Эдвард Дженнер
Б. Луи Пастер
B. Илья Ильич Мечников
21. Группы крови были открыты:
A. Паулем Эрлихом
Б. Карлом Ландштейнером
B. Ильей Ильичом Мечниковым
22. Белки эритроцитов, определяющие группу крови, называются:
A. Агглютинины
Б. Антитела
B. Агглютиногены
23. У 15 % людей на Земле:
A. Положительный резус-фактор
Б. Отрицательный резус-фактор
B. Нейтральный резус-фактор
24. Универсальными реципиентами считаются люди:
A. С первой и второй группой крови
Б. С третьей группой крови
B. С четвертой группой крови
ТЕСТ №6 ДЫХАНИЕ
Задание. Выберите один правильный ответ.
1. Сущность процесса дыхания состоит в:
A. Обмене газами между организмом и внешней средой
Б. Окислительных процессах в клетках, в результате которых выделяется энергия
B. Транспорте газов кровью
2. В носовой полости воздух:
A. Очищается от пыли и микроорганизмов
Б. Увлажняется и согревается
B. Происходят все вышеперечисленные процессы
3. Гортань образована:
A. Поперечно-полосатыми мышцами, хрящами, слизистой оболочкой
Б. Гладкими мышцами и хрящами
B. Костной тканью, поперечно-полосатыми мышцами и слизистой оболочкой
4. Наиболее крупным хрящом гортани является:
A. Надгортанник
Б. Щитовидный
B. Зерновидный
5. Голосовые связки у человека расположены:
А. В трахее
Б. В гортани
В. В носоглотке
6. Голосовые связки раскрыты наиболее широко, когда человек:
А. Молчит
Б. Говорит шепотом
В. Говорит громко
7. Закрывает вход в гортань при глотании пищи:
A. Щитовидный хрящ
Б. Зерновидный хрящ
B. Надгортанник
8. Длина трахеи человека составляет:
А. 20-21см
Б. 24–26 см
В. 10–11 см
9. Трахея разделяется на главные бронхи на уровне:
A. 3-го шейного позвонка
Б. 5-го грудного позвонка
B. 1-го поясничного позвонка
10. Ткань легких состоит из:
А. Альвеол
Б. Бронхиол
В. Легочной плевры
11. Содержание кислорода во вдыхаемом воздухе составляет:
А. 10%
Б. 30%
В. 21%
12. Соединение гемоглобина с кислородом называется:
A. Карбоксигемоглобин
Б. Оксигемоглобин
B. Миоглобин
13. При вдохе диафрагма становится:
A. Плоской
Б. Выпуклой
B. Не изменяет свою форму
14. Жизненная емкость легких – это:
A. Максимальный объем воздуха, выдыхаемый после спокойного вдоха
Б. Объем воздуха, выдыхаемый после спокойного вдоха
B. Максимальный объем воздуха, выдыхаемый после сильного вдоха
15. ЖЕЛ измеряется с помощью:
А. Тонометра
Б. Спирометра
В. Барометра
16. Дыхательный центр расположен:
A. В среднем мозге
Б. В спинном мозге
B. В продолговатом мозге
17. Гуморальная регуляция дыхания осуществляется за счет действия:
A. Углекислого газа, содержащегося в крови
Б. Адреналина
B. Ацетилхолина
18. Центры защитных дыхательных рефлексов, дыхания и кашля расположены:
A. В промежуточном мозге
Б. В продолговатом мозге
B. В среднем мозге
Задание. Выберите один правильный ответ.
1. Способны напрямую использовать солнечную энергию для производства питательных веществ:
А. Растения
Б. Животные
В. Человек
2. Тело человека на 60–65 % состоит из:
А. Белков
Б. Углеводов
В. Воды
3. Начальный этап пищеварения заключается:
A. В химической обработке пищи
Б. В механической обработке пищи
B. В энергетических превращениях
4. Пищеварительные соки человека содержат:
А. Ферменты
Б. Витамины
В. Гормоны
5. В ротовой полости под воздействием слюны начинается расщепление:
А. Белков
Б. Жиров
В. Углеводов
6. Количество зубов у человека составляет:
А. 28
Б. 32
В. 34
7. Поверхность зубов покрыта:
А. Дентином
Б. Эмалью
В. Цементом
8. Жевание и слюноотделение можно отнести:
A. К безусловным рефлексам
Б. К условным рефлексам
B. К приобретенным рефлексам
9. Основную роль в определении качества и вкуса пищи играют:
А. Губы
Б. Зубы
В. Язык
10. Вместимость желудка человека составляет:
А. 1,0–1,5 л
Б. 2,0–3,0 л
В. 3,0–4,0 л
11. Основным ферментом желудочного сока является:
A. Пепсин
Б. Трипсин
B. Соляная кислота
12. Что предохраняет внутреннюю оболочку желудка от самопереваривания:
A. Соляная кислота
Б. Слизь
B. Ферменты
13. В желудке в основном расщепляются:
А. Углеводы
Б. Жиры
В. Белки
14. Ближайший к желудку участок кишечника называется:
A. Тонкая кишка
Б. Двенадцатиперстная кишка
B. Толстая кишка
15. Какие органические вещества расщепляются до глюкозы:
А. Белки
Б. Углеводы
В. Жиры
16. Желчь выделяется клетками:
A. Печени
Б. Кишечника
B. Поджелудочной железы
17. Гликоген в качестве запасного источника энергии откладывается:
A. В печени
Б. В кишечнике
B. В поджелудочной железе
18. Пищеварение на поверхности оболочки тонкой кишки называется:
A. Внутриполостным
Б. Внутриклеточным
B. Пристеночным
19. Какой участок кишечника является органом иммунной системы:
A. Толстая кишка
Б. Аппендикс
B. Двенадцатиперстная кишка
20. Остатки непереваренной пищи подвергаются воздействию бактерий:
A. В толстой кишке
Б. В тонкой кишке
B. В прямой кишке
21. Основная масса расщепленных питательных веществ всасывается в кровь:
A. В желудке
Б. В толстой кишке
B. В тонком кишечнике
22. Употребление избытка калорийной пищи может привести:
А. К анемии
Б. К гипертонии
В. К ожирению
ТЕСТ № 8 ВЫДЕЛЕНИЕ
Задание. Выберите один правильный ответ.
1. Мочевина выделяется в результате распада:
А. Белков
Б. Жиров
В. Углеводов
2. Главным органом выделения является:
А. Кожа
Б. Легкие
В. Почки
3. Углекислый газ выделяется:
A. Через кожу
Б. Через легкие
B. Через почки
4. Внешний слой почек образован:
A. Мозговым веществом
Б. Веществом надпочечников
B. Корковым слоем
5. Структурной и функциональной единицей почки является:
A. Нефрон
Б. Почечная капсула
B. Почечный каналец
6. Нефрон начинается:
A. Почечным канальцем
Б. Почечным тельцем
B. Капсулой
7. Мочеточник берет начало:
A. В мочевом пузыре
Б. В почечной лоханке
B. В почечной капсуле
8. На стадии образования первичной мочи плазма крови фильтруется:
А. В капсулы нефронов
Б. В почечные канальца
В. В почечную капсулу
9. По составу первичная моча отличается от плазмы крови отсутствием:
А. Углеводов
Б. Витаминов
В. Белков
10. Во вторичной моче резко возрастает концентрация:
А. Мочевины
Б. Солей
В. Глюкозы
11. У человека в сутки образуется:
A. 1,5–2,0 л вторичной мочи
Б. 4,5–5,0 л вторичной мочи
B. 3,0–3,5 л вторичной мочи
12. У человека мочеиспускание является:
A. Безусловным рефлексом
Б. Условным рефлексом
B. Сначала безусловным, а затем условным рефлексом.
13. Кожа воспринимает внешние воздействия с помощью:
A. Капилляров
Б. Рецепторов
B. Чувствительных волосков
14. Наружный слой кожи называется:
А. Эпидермис
Б. Дерма
В. Жировая клетчатка
15. Защищает кожу от механических повреждений:
A. Пигментный слой
Б. Дерма
B. Роговой слой
16. Защиту кожи от ультрафиолетовых лучей обеспечивает:
A. Пигментный слой
Б. Дерма
B. Роговой слой
17. Упругость коже придают:
А. Капилляры
Б. Нервы
В. Эластические волокна
18. Выделительная функция кожи осуществляется за счет деятельности:
A. Сальных желез
Б. Потовых желез
B. Пигментных клеток
19. Смазывают и смягчают кожу выделения:
A. Сальных желез
Б. Потовых желез
B. Пигментных клеток
20. Волосы на голове предохраняют от воздействия:
A. Низких температур
Б. Радиации
B. Солнечных лучей
ТЕСТ № 9 ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ.
Вариант 1
Задание. Выберите один правильный ответ.
1. Принцип рефлекторной работы мозга был открыт:
A. Иваном Михайловичем Сеченовым
Б. Николаем Ивановичем Пироговым
B. Ильей Ильичом Мечниковым
2. Сужение зрачка, слюноотделение можно отнести к:
A. Условным рефлексам
Б. Безусловным рефлексам
B. Приобретенным рефлексам
3. Способность новорожденных к плаванию без предварительного обучения является примером:
A. Безусловного рефлекса
Б. Условного рефлекса
B. Инстинкта
4. В основе приобретенного поведения лежат:
A. Безусловные рефлексы
Б. Условные рефлексы
B. Инстинкты
5. Навыки катания на коньках, на велосипеде, плавание формируются на основе:
A. Динамического стереотипа
Б. Инстинктивных реакций
B. Безусловных реакций
6. Если не подкреплять условный раздражитель безусловным, произойдет:
A. Безусловное торможение
Б. Исчезновение рефлекса
B. Условное торможение
7. Мышление возникает на основе:
A. Инстинкта
Б. Рассудочной деятельности
B. Безусловных рефлексов
8. Сущность образования условных рефлексов, процессов возбуждения и торможения была открыта и подробно изучена:
A. Иваном Михайловичем Сеченовым
Б. Николаем Ивановичем Пироговым
B. Иваном Петровичем Павловым
9. Сон представляет собой:
A. Один из видов торможения коры полушарий большого мозга
Б. Один из особых видов возбуждения коры полушарий большого мозга
B. Временное прекращение деятельности мозга
10. Во время сна клетки мозга:
A. Прекращают свою активность
Б. Восстанавливают свою работоспособность
B. Замедляют свою работоспособность
11. Люди видят сны в период:
А. Пробуждения
Б. Медленного сна
В. Быстрого сна
12. Взрослый человек должен спать в сутки:
А. 4 часа
Б. 8 часов
В. 10 часов
13. Состояние длительного многолетнего сна называется:
А. Летаргией
Б. Гипнозом
В. Сомнамбулизмом
14. Специфическим условным раздражителем человека является:
А. Действие
Б. Слово
В. Мысль
15. Представление о цвете, форме, поверхности, запахе предмета складываются в:
А. Восприятие
Б. Впечатление
В. Ощущение
16. Установление взаимосвязи между фактами – основа:
A. Логической памяти
Б. Механической памяти
B. Слуховой памяти
17. Способность человека на основе уже имеющихся знаний добывать новую информацию, называется:
А. Познание
Б. Мышление
В. Память
18. Неуравновешенный, легковозбудимый тип темперамента называется:
А. Сангвиник
Б. Флегматик
В. Холерик
19. Уравновешенный, спокойный, инертный тип темперамента называется:
А. Сангвиник
Б. Флегматик
В. Меланхолик
20. Тип темперамента и особенности нервной системы:
A. Наследуются от родителей
Б. Зависят от внешней среды
B. Зависят от наследственности и факторов среды
ИТОГОВОЕ ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ
1. Основным признаком человека как представителя млекопитающих является:
A. Дифференцированные зубы
Б. Четырехкамерное сердце
B. Выкармливание детенышей молоком
2. Основной отличительной чертой человека как биологического вида является:
A. Мышление, сознание и речь
Б. Точная координация движений
B. Цветовое зрение
3. Первым прямоходящим гоминидом, умевшим изготавливать примитивные каменные орудия, является:
A. Человек умелый
Б. Человек прямоходящий
B. Человек разумный
4. Ископаемые люди современного типа, обладающие развитой речью и мышлением, владеющие разными видами искусства, называются:
A. Кроманьонцы
Б. Неандертальцы
B. Синантропы
5. Первый атлас анатомически точных рисунков костей, мышц и внутренних органов был создан:
A. Леонардо да Винчи
Б. Андреасом Везалием
B. Клавдием Галеном
6. Яйцеклетка человека как основа развития нового организма была открыта:
A. Карлом Бэром
Б. Петром Франциевичем Лесгафтом
B. Николаем Ивановичем Пироговым
7. В ядре соматических клеток человека:
А. 46 хромосом
Б. 23 хромосомы
В. 44 хромосомы
8. Основная функция митохондрий:
А. Синтез ДНК
Б. Синтез АТФ
В. Синтез углеводов
9. Клеточная мембрана:
A. Обладает избирательной проницательностью для различных веществ
Б. Непроницаема
B. Полностью проницаема для любых веществ
10. Железы внутренней секреции выделяют в кровь:
А. Витамины
Б. Минеральные соли
В. Гормоны
11. Транспортную функцию в организме выполняет:
А. Кровь
Б. Жировая ткань
В. Хрящевая ткань
12. Стенки сосудов и внутренних органов образованы клетками:
A. Гладкой мышечной ткани
Б. Поперечно-полосатой скелетной мышечной ткани
B. Поперечно-полосатой сердечной мышечной ткани
13. Гормон роста синтезируют клетки:
A. Надпочечников
Б. Гипофиза
B. Щитовидной железы
14. Примером железы смешанной секреции является:
А. Гипофиз
Б. Поджелудочная железа
В. Надпочечники
15. Недостаток синтеза инсулина вызывает:
А. Кретинизм
Б. Гипогликемию
В. Сахарный диабет
16. Импульсы от тела нейронов проходят по:
A. Аксонам
Б. Дендритам
B. Рецепторным окончаниям
17. Отдел нервной системы, иннервирующий внутренние органы, называется:
А. Вегетативная
Б. Соматическая
В. Центральная
18. Нейроны, которые расположены в пределах ЦНС и участвуют в осуществлении рефлекса, называются:
А. Чувствительные
Б. Вставочные
В. Эффекторные
19. Центры управления сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной системой расположены:
A. В среднем мозге
Б. В промежуточном мозге
B. В продолговатом мозге
20. Ориентировочные рефлексы на зрительные и слуховые импульсы осуществляются:
A. Промежуточным мозгом
Б. Средним мозгом
B. Мозжечком
21. Зрительная зона коры расположена:
A. В лобной доле
Б. В височной доле
B. В затылочной доле
22. Количество света, поступающего в глазное яблоко, рефлекторно регулируется с помощью:
А. Роговицы
Б. Зрачка
В. Сетчатки
23. Функцию вестибулярного аппарата выполняют:
A. Улитка
Б. Барабанная перепонка
B. Полукружные каналы
24. В мышцах, надкостнице, внутренних органах расположены:
A. Болевые рецепторы
Б. Механорецепторы
B. Терморецепторы
25. Барабанная перепонка преобразует звуковые колебания в:
A. Механические
Б. Электрические
B. Электромагнитные
26. Плечевая кость относится:
А. К плоским костям
В. К трубчатым костям
Б. К смешанным костям
27. Рост костей в толщину осуществляется за счет:
А. Хряща
Б. Надкостницы
В. Костного мозга
28. Швы образуются между костями:
А. Грудной клетки
Б. Позвоночника
В. Черепа
29. Атлантом называют:
A. Шейный позвонок
Б. Грудной позвонок
B. Поясничный позвонок
30. Мышцы крепятся к костям при помощи:
А. Надкостницы
Б. Сухожилий
В. Хрящей
31. Самой длинной мышцей человеческого тела является:
A. Трапециевидная
Б. Портняжная
B. Четырехглавая мышца бедра
32. Мелкие безъядерные клетки крови двояковогнутой формы:
А. Эритроциты
Б. Лейкоциты
В. Тромбоциты
33. Клетки крови, способные вырабатывать антитела:
А. Лейкоциты
Б. Тромбоциты
В. Лимфоциты
34. Нерастворимый белок плазмы, образующий тромб:
А. Фибриноген
Б. Протромбин
В. Фибрин
35. Группы крови были открыты:
A. Паулем Эрлихом
Б. Карлом Ландштейнером
B. Ильей Ильичом Мечниковым
36. Сосуды, несущие кровь к сердцу, называются:
А. Артерии
Б. Вены
В. Капилляры
37. Движение крови из предсердия в желудочек регулируют:
A. Полулунные клапаны
Б. Створчатые клапаны
B. Карманные клапаны
38. Сущность процесса дыхания состоит в:
A. Обмене газами между организмом и внешней средой
Б. Окислительных процессах в клетках, в результате которых выделяется энергия
B. Транспорте газов кровью
39. Гуморальная регуляция дыхания осуществляется за счет действия:
A. Углекислого газа, содержащегося в крови
Б. Адреналина
B. Ацетилхолина
40. Основным ферментом желудочного сока является:
А. Пепсин
Б. Трипсин