Урок Необыкновенное приключение Хлорофилла
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Ситникова Людмила Владимировна

Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о воздушном питании растений и биологическом  значении этого процесса, листе как органе воздушного питания растений

Задачи урока: закрепить знания о взаимосвязи строения и функций листа, раскрыть космическую роль растений и убедить в огромной значимости их фотосинтетической деятельности, продолжить развитие общеучебных умений, развивать познавательный интерес к предмету

Урок изучения нового материала

Методы урока: словесно-наглядный с элементами инсценировки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neobyknovennye_priklyucheniya_khlorofilla.docx28.58 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №7

Ситникова Людмила Владимировна

Предмет: биология

Класс: 6

Программно-методическое обеспечение: программа для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) 

Учебник:   И.Н.Пономарёва, О.А.Корнилова, В.С.Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники: учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономарёвой. М.: Вентана-Граф, 2007. – 240 с.

Тема:   Необыкновенное приключение Хлорофилла

Цель урока:       расширить и углубить знания учащихся о воздушном питании растений и значении этого процесса, листе как органе воздушного питания растений

Задачи урока:

  1.  Закрепить знания о взаимосвязи строения и функций листа
  2. Раскрыть космическую роль растений и убедить в огромной значимости фотосинтетической деятельности растений
  3. Продолжить развитие общеучебных умений (выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы)
  4. Расширять кругозор школьников
  5. Развивать  познавательный интерес к предмету

Оборудование:  таблица «Внутреннее строение листа», комнатные растения, костюмы и декорации к сценке,  карточки для проверки усвоения знаний, компьютер, мультимедийный проектор

        Методы урока:  словесно-наглядный  с элементами инсценировки

Ход  урока:  Слайд 1

  1. Актуализация знаний

Фронтальный опрос:

1.Объясните, почему лист называют органом воздушного питания у цветковых растений.

2.Используя таблицу, проследите путь, по которому в лист поступают вода и углекислый газ.

3.Объясните, какую роль в воздушном питании выполняют хлорофилл и вода.

Работа у доски    Слайд 2-3

1.Заполнить схему:

                     ?                               Питание растений                 ?

             Орган   _____                                              _______   Орган

Исходные  __________         ___________   Исходные

             вещества                                                             вещества

 2.Вставить пропущенные слова:

                          Фазы:             Исходные вещества  Продукты            

        …                   Хлорофилл, …        Водород, АТФ, …

Фотосинтез        

                          Темновая       Углекислый газ          …

Подведение итогов:  в процессе воздушного питания растения поглощают неорганические вещества и на основе энергии солнечного света и хлорофилла создают органические вещества, а также выделяют кислород

2.Изучение нового материала

Цель: показать огромную значимость воздушного питания растений для животных и всей планеты в целом, раскрыв космическую роль растений.

1.Гетеротрофное и автотрофное питание

Задание:

Сравните способы питания растений и животных. Как они получают питательные вещества и энергию?  Кто из организмов не способен к фотосинтезу и почему?  Слайд 4

 Организмы

       

Автотрофы                                                               Гетеротрофы          

самостоятельно образуют                                       органические вещества    

органические вещества   из                                 получают с пищей

 неорганических                                                                                                                    

Растения                                                                          Животные

Вопросы:

Могут ли гетеротрофы существовать без автотрофов?

От каких факторов зависит успешность деятельности автотрофов – фотосинтез растений?

Можно ли повысить урожайность растений?

Подведение итогов:   в процессе фотосинтеза зелёные растения улавливают солнечную энергию и превращают её в энергию химических связей органических веществ, доступную всем организмам-гетеротрофам, а выделенный в ходе фотосинтеза кислород используют для дыхания все живые существа. Интенсивность фотосинтеза зависит от факторов окружающей среды: интенсивности солнечного света, количества углекислого газа и минеральных веществ, водного режима, температуры и загрязнения воздуха.

2.Значение фотосинтеза

Театрализованная сценка «Необыкновенное приключение Хлорофилла»  Слайд 5

Действующие лица:   автор, судья, прокурор, адвокат, хлорофилл

Действие происходит на лесной поляне   Слайд 6

Автор: Однажды, лет 200 назад, на небольшой, но солнечной поляне произошли странные события. Они могли привести к гибели всего живого на Земле. Но, к счастью, этого не произошло. В те времена тоже жили добрые и умные люди, которые думали о будущем.

Появляется Хлорофилл

Хлорофилл:  Здравствуйте, я - Хлорофилл! Почему у меня такое странное имя? Да потому, что я зелёный!

Я -  Хлорофилл, всегда зелёный.

Пускай прохлада или зной,

Но я тружусь, как заводной, и каждый раз иду, как в бой!

Лишь только солнышко проглянет

Я первый луч его ловлю

И сразу воздух чистым станет

И сразу всех я накормлю.

Автор: Что он такое говорит? Как он может всех накормить? Как он может очистить воздух?

Хлорофилл: О, это очень сложный и таинственный процесс.

Появляются судья, прокурор и адвокат

Судья: Кто здесь произнёс слово процесс? Какой процесс может обходиться без нас?

Прокурор: Какой-то фотосинтез. Слово непонятное, да и процесс,  наверно вредный.

Судья: Кто его главный виновник?

Прокурор: Главный виновник он,  Хлорофилл!

Судья: Странное имя.

Адвокат: Его имя в переводе означает «зелёный».

Судья: А отчество у него есть?

Прокурор: Да его отчество ещё более странное – Хлоропластович.

Судья: Хлорофилл Хлоропластович? Интересно. А место жительства?

Адвокат: В хлоропластах листьев, зелёных стеблей и зелёных плодов.

Судья: Род занятий?

Прокурор: Род занятий странный. Ничего у него нет, а питательные вещества рекой текут. Колдун, наверное. Может его на костре сжечь?

Судья: Нет, надо расследовать дело. Из чего ты готовишь пищу?

Хлорофилл: О, господин Судья! Мне для работы всего-то уж и нужно, что углекислый газ и …

Судья: Откуда ты его берёшь?

Хлорофилл: Из воздуха, господин Судья.

Прокурор: А по какому праву ты расхищаешь природное добро?

Адвокат: Но, господин Судья, углекислый газ вреден для живых существ. Я могу это доказать.

Судья: Каким образом?

Адвокат: А вот каким. Я накрою Вас и Прокурора стеклянными колпаками. Только рядом с Вами поставлю зелёное растение, чтобы Вы могли нормально дышать, а Прокурор останется под колпаком один.

Накрывает Судью и Прокурора

Сидят под колпаками Судья и Прокурор,

А мы, ребята, с вами продолжим этот спор.

Прокурор: А-а-а, я не хочу быть под колпаком. Это Штирлиц был под колпаком. Я не Штирлиц, я – прокурор. Мне дышать нужно.

Судья: Всем дышать нужно

Хлорофилл: Господин Судья, теперь вы поняли, для чего мне нужен углекислый газ?

Судья: Конечно, ведь я смог дышать даже под колпаком. Значит, растение помогло мне выжить. Наш суд принимает ваши доводы относительно углекислого газа. А что ещё вам нужно для работы?

Хлорофилл: Ещё мне нужна вода … чистая.

Прокурор: Вот- вот, я же говорил. Он ворует нашу воду! Разбазаривает наше богатство!

Ворует нашу воду и углекислый газ,

Ну,  как же быть народу хочу спросить я вас.

Нет, я не понимаю, и в толк я не возьму.

Сейчас тебя поймаю и посажу в тюрьму.

Хлорофилл: Но я беру совсем немного воды.

Адвокат: Но зато, используя воду, углекислый газ и энергию Солнца, он дарит всему живому пищу и кислород, а значит … жизнь.

Прокурор: Как это, не понимаю!

Хлорофилл: Но это же так просто.

Вода,  по стеблям  поднимаясь, идёт к зелёному листу

И с СО2 соединяясь даёт нам сахар на свету.

Вот так творение природы – волшебный  добрый Хлорофилл

Способен накормить народы, хотя уж к вечеру без сил.

Судья: Как это? Ты такой маленький, зелёненький, из углекислого газа и воды, на солнышке? Ты что – маг?

Хлорофилл: Маг не маг, но могу.

Адвокат: Это ещё не всё. Он и кислород из воды добывает. Вот почему Вы под колпаком остались живы, а прокурор чуть не умер.

Судья: Ну и как это называется?

Адвокат: Да фотосинтезом. Ведь что происходит. Новые вещества образуются: сахар, крахмал и  кислород.

Фотосинтез идёт на свету круглый год

 Из простых минеральных веществ.

Солнце свет свой прольёт, луч на лист упадёт,

чтобы всем подарить кислород.

И никак не поймёт наш упрямый народ,

Что он дышит и ест, и живёт, потому что с утра,

Лишь приходит пора, сладкий сок производит листва.

Прокурор: Наконец-то я понял. Ты хороший. Я не буду тебя обвинять.

Хлорофилл: Многоуважаемый суд! То, что я создаю, разрушает другой процесс!

Судья: Какой ещё процесс? Какое право он имеет что-то разрушать? Почему я в нём не участвую?

Адвокат: Участвуете. Все мы соучастники.

Хлорофилл: Этот процесс – дыхание. Все вы дышите, а значит, разрушаете органические вещества, которые я создаю.

Судья: Что-то я ничего не понимаю. Без фотосинтеза жить нельзя, это ясно. Он - созидатель. Но ведь не дышать тоже нельзя. Так и умереть можно. Почему же дыхание – разрушитель?

Хлорофилл: Вам двигаться нужно?

Судья: Необходимо.

Хлорофилл: Разговаривать Вы должны?

Судья: Конечно. Я разговорами на хлеб зарабатываю.

Хлорофилл: А энергию на движение, размышления и разговоры где берёте?

Судья: Не знаю. Сама где-то берётся.

Хлорофилл: Ничего, не сама. Кислород, которым я вас снабжаю, вы вдыхаете. Он и разрушает вещества, которые  я создаю. А при этом выделяется энергия. Вот откуда вы её берёте. Из пищи. Только вы за пищей и энергией в магазин ходите, а я энергию  из Солнца беру.

Все: И в зной, и в непогоду, и вечером, и днём

         Нельзя без кислорода, иначе мы помрём.

         Мы дышим, дышим, дышим, и он, и ты, и я.

         Энергию из пищи берём себе  друзья,

         Чтоб бегать, прыгать, плавать, смеяться и гулять,

         И очень важно, право, учиться размышлять.

Адвокат: Господа, я надеюсь, теперь вы поняли, что кислород, которым вы дышите, поступает в ваши клетки. Там он разрушает органические вещества пищи до углекислого газа и воды. При этом выделяется энергия. Энергия нужна вам для жизни. А лишняя вода и углекислый газ удаляются в окружающую среду.

Судья: Следовательно, при дыхании выделяются углекислый газ и вода, это то, что нужно для фотосинтеза?

Прокурор: Правильно, господин Судья. Я тоже понял, что фотосинтез и дыхание – противоположные процессы. Колесо жизни. Замкнутый круг, который запускает Солнце.

Хлорофилл: Я без дыхания никак не могу, да и оно без меня не обойдётся. Мы вместе делаем одно общее дело.

Судья: Значит,  так. Фотосинтез происходит на свету, в листьях и других зелёных частях растений. Дышим мы каждой клеточкой тела. Фотосинтез обеспечивает нас и всё живое пищей, а дыхание – энергией. И всё это благодаря Солнцу и Хлорофиллу. Ты оправдан. Это решение окончательное и обжалованию не подлежит.

Все: Фотосинтез – дружочек, вот и твой домик – листочек

         Там творишь ты свои чудеса, очень нужен ты людям,

         Мы тебя не забудем, и запомним тебя навсегда.

         Пусть нам солнышко светит, чтобы взрослым и детям

         Было радостно, ясно, светло, чтобы каждый цветочек,

         Даже малый листочек, нам давал и еду, и тепло.

Задание: ответьте на вопросы:

Какое значение имеет для живых организмов фотосинтез зелёных растений?

Можно ли назвать растения «пионерами освоения  космоса»?

Подведение итогов:   растения – единственная группа организмов, связывающая и запасающая поступившую из космоса энергию, обеспечивающая жизнедеятельность всего живого мира, образуя органические вещества для питания гетеротрофов  и кислород для дыхания.

3.Космическая роль растений

К. А. Тимирязев роль зелёных растений на Земле  назвал космической. Прочитайте высказывание Тимирязева в учебнике на странице 103.

Слайд 7

Задание: используя текст учебника на страницах 103-105, укажите,  в чём заключается космическая роль зелёных растений. Благодаря чему растения способны к столь масштабной деятельности?

Подведение итогов:   Слайд 8

1.Накопление органической массы и энергии

2.Обеспечение постоянства содержания углекислого газа в атмосфере

3.Накопление кислорода и озона в атмосфере

Благодаря хлорофиллу, растения с момента своего возникновения на Земле выполняют космическую функцию, преобразовав древнюю планету и сделав её пригодной для жизни других живых существ.

3.Закрепление  Слайд 9

Ответьте на вопросы, предложенные в учебнике на странице 105

1.Почему необходимо охранять растения?

2.В чём проявляется взаимосвязь между живой и неживой природой?

4.Домашнее задание  Слайд 10

П.29, вопросы №2, 3, 4 на странице 105.

          Слайд 11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок - спектакль "Необыкновенное приключение хлорофилла"

Урок - спектакль "Необыкновенное приключение хлорофилла". Урок о значении фотосинтеза....

урок - спектакль "Необыкновенное приключение хлорофилла"

Урок - спектакль "Необыкновенное приключение хлорофилла" рассказывает о значении хлорофилла для живого...

Необыкновенные приключения фразеологизмов

Урок-игра по фразеологии, который может быть использован на заключительном этапе изучения раздела "Фразеология" в 7 или 10 классах. В зависимости от возраста детей предлагаются задания разного уровня ...

Необыкновенные приключения фразеологизмов

Урок-игра по теме "Фразеология" для учеников 7 или 10 класса....