«Вода и её роль в жизнедеятельности клетки»
учебно-методический материал по биологии (10 класс) на тему

Прокофьева Наталья Фёдоровна

  Тема урока: «Вода и её роль в жизнедеятельности клетки»

10 класс «Общая биология». Автор учебника  А.А Каменский.  

 

Цель урока: Способствовать развитию интереса к химической и биологической наукам, углубить знания учащихся о неорганических веществах клетки, раскрыть метапредметные связи. Формирование знаний о химическом составе клетки.

Задачи урока

Образовательные: сформировать знания о роли химических элементов, воды, катионов, анионов, солей в жизнедеятельности клетки. Научить применять знания о химическом составе клетки для доказательства материального единства живой и неживой природы, единства органического мира.

Развивающие: формирование умений анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать.

Воспитательные: прививать навыки коммуникативного общения, воспитывать у учащихся интерес к учению, стремление добиваться успехов за счет добросовестного отношения к своему труду.

 

Тип урока: комбинированный

Методы: беседа, эксперимент, работа с учебником, репродуктивный.

 

Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер,  периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, химические вещества, посуда для проведения опытов.

 

Ход урока

Вводная часть

Приветствие учеников.

Организация проверки знаний по теме «Особенности химического состава клетки»

Заполните схему

 

imageimageВещества в составе организмов

 

    
  image
 image

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимопроверка схемы   3 правильных ответа – оценка3

                                           5 правильных ответа  - оценка4

                                           6 и более                       - оценка 5

Основная часть

Учитель: Роль воды в клетке.

Вода одно из самых распространённых веществ на нашей планете ( слайд3).В клетке она также занимает первое место среди других химических соединений. Примеры содержания воды в различных клетках организма

      - в молодом организме человека или животного – 80% от массы клетки;

- в клетках старого организма – 60%

- в головном мозге – 85%;

- в клетках эмали зубов – 10-15%.

При потере 20% воды у человека наступает смерть.

Вопрос: чем определяется различие в содержание воды в клетках?

Чем выше интенсивность обмена веществ, тем больше в ней содержится воды.

Вода в клетке находится в двух формах: свободной и связанной.

Свободная вода находится в межклеточных пространствах, сосудах, вакуолях
полостях органов. Она служит для пере носа веществ из окружающей среды в клетку и наоборот.

Связанная вода входит в состав некоторых клеточных структур, находясь между молекулами белка, мембранами.

Задание выписать в тетрадь функции воды. (работа с учебником§7).

Учитель. Строение молекулы воды.

Уникальные свойства воды определяются структурой её молекулы.

Вопрос: какова формула воды?  Какие химические элементы входят в состав молекулы воды? Что такое ковалентная связь, водородная связь? (слайд4,5). Записи в тетради.

Свойства воды.

1.Благодаря полярности молекул и способности образовывать водородные связи вода легко растворяет ионные соединения. Вещества, хорошо растворимые в воде, называют гидрофильными. Вещества, плохо или вовсе нерастворимые в воде, называют гидрофобными.

 Демонстрация опытов.

 Растворить в воде следующие вещества: поваренную соль, этиловый спирт, сахарозу, растительное масло.

Выписать в тетрадь

Гидрофильные вещества - поваренная соль, этиловый спирт, сахароза

Гидрофобные вещества- растительное масло

 

2.Вспомните агрегатные состояния воды.

Какова плотность воды? Плотность льда?

 Опустить кусочек льда в стакан с водой.

- Что вы можете сказать о плотности воды и льда?

-Какое значение имеет это для живых организмов?

 

3. В пробирку с хлопьями яичного белка добавить желудочный сок.

- Какая реакция произошла? С какими свойствами воды вы познакомились?

Ответ: ферментативный гликолиз (расщепление) на аминокислоты с присоединением молекул воды при разрыве каждой пептидной связи.

 

4.Дать определение понятию- теплоёмкость

.

5.Дать определение понятию- теплопроводность

 

Задание заполните таблицу (работа с учебником)

Значение воды для живых организмов

 

 

Свойство воды

Значение

 

 

 

Таблицу проверить  используя слайды (8-18)

Заключительная часть

Формулировка обобщающего вывода о значении воды.

Выполнение теста.

1. На каком уровне организации наблюдаются различия между органическим и неорганическим миром?
а) атомарный;    б) молекулярный;        в) клеточный.

 

2. В каких клетках человека больше всего воды?
а) эпителиальных;   б) костных;     в) нервных.


3. Каковы функции воды в клетке?
а) передача наследственной информации;
б) среда для химических реакций;
в) источник энергии.

 

4. Больше всего воды содержится в клетках:
а) эмбриона;        б) молодого человека;          в) старика.

 

5. Вода –  основа жизни, т.к. она:
а) может находиться в трех состояниях (жидком, твердом и газообразном);
б) является растворителем, обеспечивающим как приток веществ в клетку, так и удаление из нее продуктов обмена;
в) охлаждает поверхность при испарении.

 

6. Вещества, хорошо растворимые в воде, называются:
а) гидрофильными;    б) гидрофобными;        в) амфифильными.

 

7. Максимальную плотность вода имеет в агрегатном состоянии:
а) твёрдом;   б) жидком;     в) газообразном.

 

Правильные ответы 1-б, 2-в, 3-б, 4-а,5-б, 6-а, 7-а.

Надеюсь, что полученные знания помогли вам больше узнать  о роли воды в жизни живых организмах. Благодарю за внимание.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Неорганические соединения ВОДА

Слайд 2

Содержание Химическое строение молекул воды Роль воды в живой системе- клетке Список литературы

Слайд 3

Вода одно из самых распространённых веществ на Земле. Она покрывает большую часть земной поверхности. Почти все живые существа состоят в основном из воды.

Слайд 4

Химическое строение воды Уникальные свойства воды определяются структурой её молекул . В молекуле воды один атом кислорода ковалентно связан с двумя атомами водорода. Молекула воды полярна и является диполем. Положительные заряды сосредоточены у атомов водорода, так как кислород электроотрицательнее водорода.

Слайд 5

Отрицательно заряженный атом кислорода одной молекулы воды притягивается к положительно заряженному атому водорода другой молекулы с образованием водородной связи. По прочности водородная связь в 15-20 раз слабее ковалентной. Поэтому водородная связь легко разрывается, что наблюдается. например, при испарении воды. Таким образом, в жидкой воде молекулы подвижны, что важно для процессов обмена веществ.

Слайд 6

Роль воды в живой системе. Большое количество данных говорит о том, что средой возникновения жизни могли быть прибрежные районы морей и океанов. Здесь создались благоприятные условия для образования сложных органических соединений.

Слайд 7

Свойства воды

Слайд 8

ВОДА ЯВЛЯЕТСЯ ХОРОШИМ РАСТВОРИТЕЛЕМ- поэтому большинство химических реакций в клетке протекают при участии воды.

Слайд 9

Вода- основная среда для протекания биохимических реакций в клетке. Она источник кислорода, выделяемого при фотосинтезе и водорода, который используется для восстановления продуктов ассимиляции углекислого газа.

Слайд 10

Вода является основной средой обитания для многочисленных организмов .

Слайд 11

Это способность поглощать теплоту при минимальном изменении собственной температуры. Благодаря этому она предохраняет клетку от резких изменений температуры. Теплоёмкость воды

Слайд 12

Теплоёмкость воды Вода обладает большой теплоёмкостью и так как на испарение воды расходуется много теплоты, то, испаряя воду, организмы могут защищать себя от перегрева ( при потоотделении, транспирация у растений).

Слайд 13

Вода служит растворителем для «смазочных» материалов , необходимых везде, где есть трущиеся поверхности (например, в суставах) Вода- растворитель

Слайд 14

Плотность воды Вода имеет максимальную плотность при 4 ˚ С. Поэтому лёд, обладающий меньшей плотностью, легче воды и плавает на её поверхности, что защищает водоёмы от промерзания.

Слайд 15

Возле большого водоёма создаётся свой микроклимат. При образовании льда, выделяется большое колличество тепла в окружающую среду и это позволяет дольше деревьям сохранить листву.

Слайд 16

И наоборот, при таянии льда из окружающей среды поглощается теплота и температура воздуха понижается. При этом листья на деревьях появляются позже.

Слайд 17

Вода практически не сжимается, создавая тургорное давление, определяя объём и упругость клеток и тканей. Так,именно гидростатический скелет поддерживает форму у медуз.

Слайд 18

Вода характеризуется оптимальным для биологических систем значением силы поверхностного натяжения.

Слайд 19

Список литературы А.Грин «Биология» Д.К.Белов «Общая биология» А.А.Каменский «Общая биология»

Слайд 20

Работу выполнила: учитель биологии МБОУ СОШ №1 г.Шлиссельбурга Прокофьева Наталья Фёдоровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кроссворд по биологии. Тема «Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки».

1. РНК, образующиеся в ядре на ДНК, переходящие затем в цитоплазму клетки.2. Самые крупные из молекул, образуемых живыми организмами.3. Пятиуглеродный сахар.4. Азотистое основание тимин, заменен...

Биополимеры - Липиды. Их роль в жизнедеятельности клетки.

Презентация предназначена для изучения нового материала на уроках биологии в 9, 10 классах....

Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки.

В данной разработке рассматриваются основные понятия темы и варианты задач....

Роль неорганических веществ (воды, кислорода, минеральных солей) в жизнедеятельности организмов.

Тема урока: Роль неорганических веществ (воды, кислорода, минеральных солей) в жизнедеятельности организмов.Цель урока: ознакомить учащихся с особенностями строения молекулы воды в связи с биологическ...

Роль неорганических веществ (воды, кислорода, минеральных солей) в жизнедеятельности организмов.

Тема урока: Роль неорганических веществ (воды, кислорода, минеральных солей) в жизнедеятельности организмов.Цель урока: ознакомить учащихся с особенностями строения молекулы воды в связи с биологическ...

Роль неорганических веществ (воды, кислорода, минеральных солей) в жизнедеятельности организмов.

Тема урока: Роль неорганических веществ (воды, кислорода, минеральных солей) в жизнедеятельности организмов.Цель урока: ознакомить учащихся с особенностями строения молекулы воды в связи с биологическ...

Презентация "Неорг. вещества. Роль воды и мин. солей в жизнедеятельности клетки"

Презентация может быть использована на уроке биологии для 10 класса....