Валеологическое воспитание на уроках биологии.
статья по биологии по теме
Материал содержит информацию о методах воспитания, необходимости введения в процесс обучения, анкету для определения основ формирования основ здорового образа жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.89 КБ |
Предварительный просмотр:
«Валеологическое воспитание на уроках биологии»
Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым.
Ж. Ж. Руссо
Понятие «здоровье» включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия. Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности.
Глобальность проблемы здоровья определила и выделение в качестве самостоятельной области научных знаний науку «валеология» – науку о здоровье, которая изучает правила гигиены, здорового образа жизни, основы экологической грамотности.
Важную роль в формировании здорового образа жизни играет школа. Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровья человека и здорового образа жизни, формируется ценностное отношение не только к своему здоровью, но и здоровью других людей. Поэтому, именно в школе и нужно создавать благоприятную среду, способствующую укреплению здоровья, а так же прививать любовь к природе, так как человек – часть природы и его жизнь зависит от неё. Это и является основой валеологического воспитания.
Итак, валеологическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования здорового образа жизни.
Задачами валеологического воспитания являются: формирование у школьников понятия «здоровый образ жизни», ценностного отношения к здоровью своему и других людей, развитие стремления вести здоровый образ жизни; развитие умений и навыков, лежащих в основе здорового образа жизни.
Методами валеологического образования и воспитания являются:
Первая группа - методы, способствующие формированию валеологического сознания, т.е. ответственности школьника за свое здоровье. К ним относятся убеждение (воздействие словом на волю и чувства учеников), пример, беседа и др.
Вторая группа - методы организации учебно-воспитательного процесса. К ним относятся практические методы формирования динамических стереотипов (посадка за партой, соблюдение дисциплины, внимание, порядок на уроке, проветривание кабинетов, предупреждение чрезмерного напряжения зрения, выполнение санитарно-гигиенических требований к классам и кабинетам и др.) При формировании вышеуказанных динамических стереотипов учитель использует различные условные раздражители (пример, поощрение, слово родителей и др.)
Третья группа - практические здравосозидательные методы, используемые как на уроках, так и вне уроков (физкультпаузы, смена видов деятельности, методов преподавания в ходе учебно-воспитательного процесса, организация активного отдыха на перерывах, дней здоровья, турпоходов, спортивных соревнований и т.д.) К данной группе методов относятся также обучающие лектории для родителей и детей.,
Среди школьных предметов особое место в валеологическом воспитании занимает биология. Изучение биологии позволяет не только знакомить школьников с компонентами здорового образа жизни, но и объяснить эти компоненты с биологической, психологической и социальной точек зрения, способствовать формированию ценностного отношения к здоровью, развивать стремление сохранить здоровье, Но валеологическое воспитание будет более эффективным, в том случае, если:
- четко определены цель и задачи валеологического воспитания, направленные на формирование у школьников понятия «здоровый образ жизни»
- выделено основное и дополнительное учебное содержание курса биологии, способствующее реализации задач валеологического воспитания;
- в уроки биологии будут включены специальные методы и методические приёмы, обеспечивающие эффективность процесса валеологического воспитания;
- проводится мониторинг результатов формирования здорового образа жизни школьников, позволяющий корректировать процесс валеологического воспитания.
Под понятием «здоровый образ жизни» – понимается активная деятельность людей, направленная на сохранение, улучшение и укрепление здоровья. Основными компонентами здорового образа жизни являются: соблюдение правил личной гигиены; рациональное питание; преодоление вредных привычек; оптимальную двигательную активность; разумное чередование труда и отдыха; закаливание; психогигиену; общение с природой
Учебный материал дисциплины «Биология. Человек и его здоровье» показал, что учебное содержание дисциплины обладает широкими возможностями для валеологического воспитания школьников. Материал позволяет решать задачи физического, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников, отмечается важность сохранения здоровья и высокой работоспособности при соблюдении норм гигиены.
Для реализации задач валеологического воспитания школьников в образовательном процессе по биологии необходимо использовать дополнительные формы и виды работы, такие как: подготовка сообщений и докладов о здоровом образе жизни; беседы о ценности здоровья; информационные рассказы о вреде алкоголя, табака, наркотиков на различные биологические системы; дискуссии о вреде алкоголя, наркотиков, курения на организм человека; диалоги о здоровье людей нашей планеты; обучающие игры (организационно-деятельностные, ролевые, познавательно-дидактические), ведущие к осознанию здорового образа жизни; соревнования, ведущие к укреплению физического состояния; самопознание ценности здоровья; самооценка, ведущая к укреплению здоровья, создания воспитательных ситуаций и многие другие. Заставляет задуматься о ценности здоровья такой прием, как анкетирование.
Методика определения уровня эффективности формирования у школьника ценностей здоровья и ЗОЖ.
Ценность здоровья и здорового образа жизни в представлениях учащихся.
№ | Вопрос | Вариант ответа | ||
Для учащихся 3 – 4 классов | ||||
1 | Представь, что ты приехал в летний лагерь. Твой лучший друг, который приехал вместе с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя помочь. Отметь, какими из перечисленных ниже предметов не стоит делиться даже с лучшим другом? | Мыло, зубная щетка, полотенце для рук, мочалка, зубная паста, шампунь, тапочки, полотенце для тела | ||
2 | На дверях столовой вывесили два расписания приема пищи – одно из них правильное, а другое содержит ошибки. Отметь правильное расписание. | Завтрак Обед Полдник ужин | 8.00 13.00 16.00 19.00 | 9.00 15.00 18.00 21.00 |
3 | Оля, Вера и Таня не могут решить – сколько раз в день нужно чистить зубы. Как ты думаешь, кто из девчонок прав? Отметь тот ответ, который тебе кажется верным. | Оля: Зубы нужно чистить по вечерам, чтобы удалить изо рта все скопившиеся за день остатки пищи. Вера: Зубы нужно чистить утром и вечером. Таня: Зубы нужно чистить по утрам, чтобы дыхание было свежим весь день. | ||
4 | Тебя назначили дежурным. Тебе нужно проследить за тем, как соблюдаются твоими друзьями правила гигиены. Отметь, в каких случаях ты посоветуешь им вымыть руки. | Перед едой. Перед тем, как идешь гулять. После игры в баскетбол. После того, как поиграл с кошкой или собакой. | ||
5 | Как часто ты посоветуешь своим друзьям принимать душ? | Каждый день. Два – три раза в неделю. 1 раз в неделю. | ||
6 | Твой товарищ поранил палец. Что ты ему посоветуешь? | Положить палец в рот. Подставить палец под кран с холодной водой. Обработать ранку йодом и забинтовать. | ||
Для учащихся 5 – 11 классов | ||||
1 | Какие из перечисленных условий ты считаешь наиболее важными для счастливой жизни? Выбери 4 наиболее важных. | Иметь много денег. Много знать и уметь. Быть здоровым. Иметь любимую работу. Иметь интересных друзей. Быть красивым, привлекательным. Быть самостоятельным (самому решать, что делать, и самому обеспечивать себя). Жить в счастливой семье. | ||
2 | Какие условия для сохранения здоровья ты считаешь наиболее важными? В приведенном перечне отметь 4 наиболее важных для тебя. | Хорошая наследственность. Регулярные занятия спортом. Выполнение правил ЗОЖ. Знания о том, как заботиться о своем здоровье. Хорошая экология. Возможность лечиться у хорошего врача. Деньги, чтобы хорошо питаться, отдыхать, посещать спортивный зал и т.д. Ежедневное выполнение правил здорового образа жизни (соблюдение режима дня, регулярное питание, занятия физкультурой и т.п.) | ||
3 | Что из перечисленного присутствует в твоем распорядке дня? «1» - ежедневно «2» - несколько раз в неделю «3» - очень редко, никогда | Утренняя зарядка, пробежка. Завтрак. Обед. Ужин. Прогулка на свежем воздухе. Сон не менее 8 ч. Занятия спортом. Душ, ванна. | ||
4 | Можно ли сказать, что ты заботишься о своем здоровье? Отметь свой вариант. | Да, конечно. Забочусь недостаточно. Мало забочусь. | ||
5 | Интересно ли тебе узнавать о том, как заботиться о своем здоровье? Отметь один ответ. | Да, очень интересно. Скорее интересно. Скорее не интересно. Не интересно. | ||
6 | Откуда ты узнаёшь о том, как заботиться о здоровье? «1» - часто «2» - от случая к случаю «3» - никогда | В школе. Дома. От друзей. Из книг и журналов. Из передач радио телевидения. | ||
7 | Как ты оцениваешь сведения о здоровье, которые узнаешь… «1» - интересно «2» - не всегда интересно «3» - не интересно | В школе. Дома. От друзей. Из книг и журналов. Из передач радио телевидения. | ||
8 | Какие мероприятия по охране и укреплению здоровья проводятся в твоем классе? Какие их них ты считаешь интересными и полезными? «1» - проводятся интересно «2» - проводятся не интересно «3» - не проводятся | Уроки, обучающие ЗОЖ. Лекции о том, как заботиться о здоровье. Показ фильмов о том, как заботиться о здоровье. Спортивные соревнования. Викторины, конкурсы, игры на тему здоровья. Праздники, вечера на тему здоровья. |
Ключ к анкете (индивидуальная обработка результатов).
Для 3-4 класса | |||||||||
№ вопроса | Баллы за ответ | ||||||||
Показатель А. Знание правил пользования средствами гигиены | |||||||||
№1 | Мыло | Зубная щетка | Мочалка | Полотенце для рук | Зубная паста | Шампунь | Тапочки | Полотенце для тела | |
баллы | 0 | 2 | 2 | 0 | 0 | 0 | 2 | 2 | |
Если сумма баллов составляет | 6 или 8 – достаточная осведомленность 4 – недостаточная осведомленность 0 или 2 – незнание правил пользования средствами гигиены. | ||||||||
Показатель Б. Осведомленность о правилах организации режима питания | |||||||||
№2 | Расписание … - вариант 1 | Расписание … - вариант 2 | |||||||
баллы | 4 | 0 | |||||||
Показатель С. Осведомленность о правилах гигиены | |||||||||
№3 | По вечерам | Утром и вечером | По утрам | ||||||
баллы | 0 | 4 | 0 | ||||||
№4 | Перед чте-нием книги | Перед посеще-нием туалета | После посеще-ния туалета | Когда заправил постель | Перед едой | Перед прогулкой | После игры в баскетбол | После игры с кошкой | |
баллы | 0 | 2 | 2 | 0 | 2 | 0 | 2 | 2 | |
№5 | Каждый день | Два – три раза в неделю | 1 раз в неделю | ||||||
баллы | 4 | 2 | 0 | ||||||
Если сумма баллов составляет: | 18 или 20 – высокий уровень осведомленности; 12 и больше – удовлетворительный уровень осведомленности; Меньше 12 – недостаточный уровень осведомленности. | ||||||||
Показатель В. Осведомленность о правилах оказания первой помощи | |||||||||
№ 6 | Положить палец в рот | Подставить палец под кран с холодной водой | Обработать ранку йодом и забинтовать | Другие варианты … | |||||
баллы | 0 | 0 | 4 | 6 | |||||
Итоговая оценка воспитательного эффекта формирования у школьника ценностей здоровья и ЗОЖ | |||||||||
Подсчитывается общее количество баллов. Если сумма баллов составляет: | 30 и больше – высокий уровень представлений о ценности здоровья и ЗОЖ; 24 и больше – достаточный уровень представлений о ценности здоровья и ЗОЖ; 18 и больше – недостаточный уровень представлений о ценности здоровья и ЗОЖ | ||||||||
Для 5 – 11 классов | |||||||||
№ вопроса | Баллы за ответ | ||||||||
Показатель А. Личностная значимость здоровья | |||||||||
№1 | Иметь много денег | Много знать и уметь | Быть здоровым | Быть красивым, привлека-тельным | Иметь люби-мую работу | Иметь интерес-ных друзей | Жить в счастли-вой семье | Быть самостоя-тельным | |
баллы | 0 | 1 | 2 | 0 | 1 | 0 | 2 | 2 | |
Если сумма баллов составляет | 6-7 баллов – высокая личностная значимость здоровья; 4-5 баллов – недостаточная личностная значимость здоровья; Менее 4 – низкая личностная значимость здоровья. | ||||||||
Показатель Б. Оценка роли поведенческого фактора в охране и укреплении здоровья | |||||||||
№2 | Насле-дстве-нность | Деньги для питания, спорта… | Хорошая экология | Выполнение правил ЗОЖ | Хоро-ший врач | Знания о здоровье | Выполне-ние правил ЗОЖ | Занятия спортом | |
баллы | 0 | 0 | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 2 | |
Если сумма баллов составляет: | 6 баллов – понимание роли поведенческой активности в сохранении и укреплении здоровья; 4 балла – недостаточное понимание; 2 или менее – отсутствие понимания. | ||||||||
Показатель В. Соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ | |||||||||
№3 | Утрен-няя заряд-ка | Завтрак | Обед | Ужин | Про-гулка | Сон не менее 8 ч. | Занятия спортом | Душ, ванна | |
баллы | За каждый ответ «1» - 2 балла; За каждый ответ «2» - 1 балл; За каждый ответ «3» - 0 баллов. | ||||||||
Если сумма баллов составляет: | 14-16 баллов- полное соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ; 9-12 баллов – неполное соответствие; 8 и меньше – несоответствие распорядка дня требованиям ЗОЖ. | ||||||||
Показатель Г. Адекватность оценки учащимся своего образа жизни и его соответствия ЗОЖ | |||||||||
№4 | Да, конечно | Забочусь недостаточно | Мало забочусь | ||||||
баллы
| Необходимо учесть результат ответа на вопрос № 3 | ||||||||
(14-16) 4 | (9-12) 3 | (8 и менее) 2 | (14-16) 4 | (9-12) 4 | (8 и менее) 3 | (14-16) 2 | (9-12) 4 | (8 и менее) 3 | |
Показатель Д. Отношение к информации, связанной со здоровьем | |||||||||
№5 | Да, очень интересна | Интересна, но не всегда | Не очень интересна | Не интересна | |||||
баллы | 4 | 3 | 2 | 0 | |||||
Показатель Е. Оценка регулярности информационного влияния школы в сравнении с другими источниками | |||||||||
№6 | В школе | Дома | От друзей | Из книг и журналов | Из передач по радио и ТВ | ||||
баллы | «1» - 16 | «1» - 4 | «1» - 4 | «1» - 4 | «1» - 4 | ||||
«2» - 8 | «2» - 2 | «2» - 2 | «2» - 2 | «2» - 2 | |||||
«3» - 1 | «3» - 1 | «3» - 1 | «3» - 1 | «3» - 1 | |||||
Подсчет итогового балла:
Если итоговый балл равен:
| |||||||||
Показатель Ж. Оценка значимости информационного влияния школы в сравнении с другими источниками | |||||||||
№7 | В школе | дома | От друзей | Из книг и журналов | Из передач радио и ТВ | ||||
баллы | «1» - 16 | «1» - 4 | «1» - 4 | «1» - 4 | «1» - 4 | ||||
«2» - 8 | «2» - 2 | «2» - 2 | «2» - 2 | «2» - 2 | |||||
«3» - 1 | «3» - 1 | «3» - 1 | «3» - 1 | «3» - 1 | |||||
Подсчет итогового балла:
Если итоговый балл равен:
| |||||||||
Показатель И. Оценка учащимися личностной значимости мероприятий по формированию ЗОЖ, проводимых в школе | |||||||||
№8 | Уроки, обучающие ЗОЖ | Лекции о здоровье | Показ фильмов | Спортивные соревнования | Викторины, конкурсы и т.п. | Праздники, вечера | |||
Баллы | «1» - 2 | «1» - 2 | «1» - 2 | «1» - 2 | «1» - 2 | «1» - 2 | |||
«2» - 1 | «2» - 1 | «2» - 1 | «2» - 1 | «2» - 1 | «2» - 1 | ||||
«3» - 0 | «3» - 0 | «3» - 0 | «3» - 0 | «3» - 0 | «3» - 0 | ||||
Если сумма баллов составляет: | 10-12 – высокая значимость мероприятий, проводимых в школе; 6-9 – недостаточная значимость мероприятий, проводимых в школе; менее 6 – низкая значимость мероприятий, проводимых в школе. | ||||||||
Итоговая оценка воспитательного эффекта формирования у школьника ценностей здоровья и ЗОЖ | |||||||||
Подсчитывается общее количество баллов. Если сумма баллов составляет: | 45-60 – высокий уровень представлений о ценности здоровья и ЗОЖ; 30-44 – достаточный уровень представлений о ценности здоровья и ЗОЖ; 20-29 - недостаточный уровень представлений о ценности здоровья и ЗОЖ; менее 20 – отсутствие воспитательного эффекта. |
Литература: Ю.В. Науменко - Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности. М., «Глобус», 2009. Серия «Управление школой». стр. 62- 69.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/11/picture-58229.jpg)
Экологическое воспитание на уроках биологии
Я работаю по этой проблеме,ведь сегодня экологическое состояние окружающей среды очень актуально.Предлагаю этапы уроков ,где я заостряю внимание учащихся на экологических проблемах нашего села,района,...
«Этно-экологическое воспитание на уроках биологии и во внеурочное время"
Сегодня трудно найти человека, которого не волновало бы будущее нашей планеты. К главной проблеме, волнующей наше общество, относится охрана и сохранение окружающей среды, физическое и духовное ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/09/30/picture-112186.jpg)
Экологизация процесса обучения и воспитания на уроках биологии и внеурочное время
Экологизация процесса обучения и воспитания на уроках биологии и внеурочное времяПедконцепцияЭкологизация школьного образования должна способствовать решению важной воспитательных задач – выработке у ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/12/picture-140818-1352725189.jpg)
Антиалкогольное воспитание на уроках биологии
В начале 2008-2009 учебного года было проведено анкетирование учащихся так называемой «группы риска», для изучения причин, способствующих употреблению алкоголя. В анонимном анкетировании приняли участ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/24/picture-168771-1356376481.jpg)
Экологическое воспитание на уроках биологии
Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие подрастающего поколения, формирование у него определенных ценностных установок в плане нравственного отнош...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/13/picture-111163-1484320524.jpg)
Патриотическое воспитание на уроках биологии.
В связи с памятной датой нашей страны «День снятия Блокады Ленинграда» подвиг ленинградцев является актуальным рассмотреть не только на уроках истории. Урок по биологии позволит учащимся осознать свою...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/09/picture-416744-1394368428.jpg)
Экологическое воспитание на уроках биологии
Экологическое воспитание выступает как сложный педагогический процесс. Значение основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у школьников.Слово «экология» и его произво...