Валеологическое воспитание на уроках биологии.
статья по биологии по теме

Материал содержит информацию о методах воспитания, необходимости введения в процесс обучения, анкету для определения основ формирования основ здорового  образа жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt_doklad.docx27.89 КБ

Предварительный просмотр:

«Валеологическое воспитание на уроках биологии»

Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым.

                                           Ж. Ж.   Руссо

Понятие «здоровье» включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия. Конечным результатом в политике любого государства является здоровье нации, именно здоровье выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, определяющих потенциал страны (экономический, интеллектуальный, культурный), а также одной из характеристик национальной безопасности.

 Глобальность проблемы здоровья  определила  и выделение в качестве самостоятельной области научных знаний  науку «валеология» – науку о здоровье,  которая изучает правила  гигиены, здорового образа жизни, основы экологической грамотности.

Важную роль в формировании здорового образа жизни играет школа. Именно в школьном возрасте закладываются основы здоровья человека и здорового образа жизни, формируется ценностное отношение не только к своему здоровью, но и здоровью других людей. Поэтому, именно в школе и нужно создавать благоприятную среду, способствующую укреплению здоровья,  а так же прививать любовь к природе, так как человек – часть природы и его жизнь зависит от неё. Это и является основой валеологического воспитания.

 Итак,  валеологическое воспитание  - это  целенаправленный процесс формирования здорового образа жизни.

Задачами  валеологического воспитания являются: формирование у школьников понятия «здоровый образ жизни»,  ценностного отношения к здоровью своему и других людей, развитие стремления вести здоровый образ жизни; развитие умений и навыков, лежащих в основе здорового образа жизни.

Методами валеологического образования и воспитания являются:

Первая группа - методы, способствующие формированию валеологического сознания, т.е. ответственности школьника за свое здоровье. К ним относятся убеждение (воздействие словом на волю и чувства учеников), пример, беседа и др.

Вторая группа - методы организации учебно-воспитательного процесса. К ним относятся практические методы формирования динамических стереотипов (посадка за партой, соблюдение дисциплины, внимание, порядок на уроке, проветривание кабинетов, предупреждение чрезмерного напряжения зрения, выполнение санитарно-гигиенических требований к классам и кабинетам и др.) При формировании вышеуказанных динамических стереотипов учитель использует различные условные раздражители (пример, поощрение, слово родителей и др.)

Третья группа - практические здравосозидательные методы, используемые как на уроках, так и вне уроков (физкультпаузы, смена видов деятельности, методов преподавания в ходе учебно-воспитательного процесса, организация активного отдыха на перерывах, дней здоровья, турпоходов, спортивных соревнований и т.д.) К данной группе методов относятся также обучающие лектории для родителей и детей.,

Среди школьных предметов особое место в валеологическом воспитании занимает биология. Изучение биологии позволяет не только знакомить школьников с компонентами здорового образа жизни, но и объяснить эти компоненты с биологической, психологической и социальной точек зрения, способствовать формированию ценностного отношения к здоровью, развивать стремление сохранить здоровье,  Но  валеологическое воспитание  будет более  эффективным,  в том случае, если:

- четко определены цель и задачи валеологического воспитания, направленные на формирование у школьников  понятия «здоровый образ жизни»

- выделено основное и дополнительное учебное содержание курса биологии, способствующее реализации задач валеологического воспитания;

- в уроки биологии  будут включены  специальные методы и методические приёмы, обеспечивающие эффективность процесса валеологического воспитания;

- проводится мониторинг результатов формирования здорового образа жизни школьников, позволяющий корректировать процесс валеологического воспитания.

 Под понятием «здоровый образ жизни» – понимается активная деятельность людей, направленная на сохранение, улучшение и укрепление здоровья. Основными компонентами здорового образа жизни являются: соблюдение правил личной гигиены; рациональное питание; преодоление вредных привычек; оптимальную двигательную активность; разумное чередование труда и отдыха; закаливание; психогигиену; общение с природой

Учебный  материал  дисциплины «Биология. Человек и его здоровье» показал, что учебное содержание дисциплины обладает широкими возможностями для валеологического воспитания школьников. Материал позволяет  решать задачи физического, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников, отмечается важность сохранения здоровья и высокой работоспособности при соблюдении норм гигиены.

Для реализации задач валеологического воспитания школьников в образовательном процессе по биологии необходимо использовать дополнительные  формы   и виды работы, такие как: подготовка сообщений и докладов о здоровом образе жизни; беседы о ценности здоровья; информационные рассказы о вреде алкоголя, табака, наркотиков на различные биологические системы; дискуссии о вреде алкоголя, наркотиков, курения на организм человека; диалоги о здоровье людей нашей планеты; обучающие игры (организационно-деятельностные, ролевые, познавательно-дидактические), ведущие к осознанию здорового образа жизни; соревнования, ведущие к укреплению физического состояния; самопознание ценности здоровья; самооценка, ведущая к укреплению здоровья, создания воспитательных ситуаций и многие другие. Заставляет задуматься о ценности здоровья такой прием, как анкетирование.

Методика определения уровня эффективности формирования у школьника ценностей здоровья и ЗОЖ.

Ценность здоровья и здорового образа жизни в представлениях учащихся.

Вопрос

Вариант ответа

Для учащихся 3 – 4 классов

1

Представь, что ты приехал в летний лагерь. Твой лучший друг, который приехал вместе с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя помочь.

Отметь, какими из перечисленных ниже предметов не стоит делиться даже с лучшим другом?

Мыло,

зубная щетка,

полотенце для рук,

мочалка,

зубная паста,

шампунь,

тапочки,

полотенце для тела

2

На дверях столовой вывесили два расписания приема пищи – одно из них правильное, а другое содержит ошибки.

Отметь правильное расписание.

Завтрак

Обед

Полдник

ужин

8.00

13.00

16.00

19.00

9.00

15.00

18.00

21.00

3

Оля, Вера и Таня не могут решить – сколько раз в день нужно чистить зубы. Как ты думаешь, кто из девчонок прав? Отметь тот ответ, который тебе кажется верным.

Оля: Зубы нужно чистить по вечерам, чтобы удалить изо рта все скопившиеся за день остатки пищи.

Вера: Зубы нужно чистить утром и вечером.

Таня: Зубы нужно чистить по утрам, чтобы дыхание было свежим весь день.

4

Тебя назначили дежурным. Тебе нужно проследить за тем, как соблюдаются твоими друзьями правила гигиены. Отметь, в каких случаях ты посоветуешь им вымыть руки.

Перед едой.

Перед тем, как идешь гулять.

После игры в баскетбол.

После того, как поиграл с кошкой или собакой.

5

Как часто ты посоветуешь своим друзьям принимать душ?

Каждый день.

Два – три раза в неделю.

1 раз в неделю.

6

Твой товарищ поранил палец. Что ты ему посоветуешь?

Положить палец в рот.

Подставить палец под кран с холодной водой.

Обработать ранку йодом и забинтовать.

Для учащихся 5 – 11 классов

1

Какие из перечисленных условий ты считаешь наиболее важными для счастливой жизни? Выбери 4 наиболее важных.

Иметь много денег.

Много знать и уметь.

Быть здоровым.

Иметь любимую работу.

Иметь интересных друзей.

Быть красивым, привлекательным.

Быть самостоятельным (самому решать, что делать, и самому обеспечивать себя).

Жить в счастливой семье.

2

Какие условия для сохранения здоровья ты считаешь наиболее важными? В приведенном перечне отметь 4 наиболее важных для тебя.

Хорошая наследственность.

Регулярные занятия спортом.

Выполнение правил ЗОЖ.

Знания о том, как заботиться о своем здоровье.

Хорошая экология.

Возможность лечиться у хорошего врача.

Деньги, чтобы хорошо питаться, отдыхать, посещать спортивный зал и т.д.

Ежедневное выполнение правил здорового образа жизни (соблюдение режима дня, регулярное питание, занятия физкультурой и т.п.)

3

Что из перечисленного присутствует в твоем распорядке дня?

«1» - ежедневно

«2» - несколько раз в неделю

«3» - очень редко, никогда

Утренняя зарядка, пробежка.

Завтрак.

Обед.

Ужин.

Прогулка на свежем воздухе.

Сон не менее 8 ч.

Занятия спортом.

Душ, ванна.

4

Можно ли сказать, что ты заботишься о своем здоровье? Отметь свой вариант.

Да, конечно.

Забочусь недостаточно.

Мало забочусь.

5

Интересно ли тебе узнавать о том, как заботиться о своем здоровье?  Отметь один ответ.

Да, очень интересно.

Скорее интересно.

Скорее не интересно.

Не интересно.

6

Откуда ты узнаёшь о том, как заботиться о здоровье?

«1» - часто

«2» - от случая к случаю

«3» - никогда

В школе.

Дома.

От друзей.

Из книг и журналов.

Из передач радио телевидения.

7

Как ты оцениваешь сведения о здоровье, которые узнаешь…

«1» - интересно

«2» - не всегда интересно

«3» - не интересно

В школе.

Дома.

От друзей.

Из книг и журналов.

Из передач радио телевидения.

8

Какие мероприятия по охране и укреплению здоровья проводятся в твоем классе? Какие их них  ты считаешь интересными и полезными?

«1» - проводятся интересно

«2» - проводятся не интересно

«3» - не проводятся

Уроки, обучающие ЗОЖ.

Лекции о том, как заботиться о здоровье.

Показ фильмов о том, как заботиться о здоровье.

Спортивные соревнования.

Викторины, конкурсы, игры на тему здоровья.

Праздники, вечера на тему здоровья.

Ключ к анкете (индивидуальная обработка результатов).

Для 3-4 класса

№ вопроса

Баллы за ответ

Показатель А. Знание правил пользования средствами гигиены

№1

Мыло

Зубная щетка

Мочалка

Полотенце для рук

Зубная паста

Шампунь

Тапочки

Полотенце для тела

баллы

0

2

2

0

0

0

2

2

Если сумма баллов составляет

6 или 8 – достаточная осведомленность

4 – недостаточная осведомленность

0 или 2 – незнание правил пользования средствами гигиены.

Показатель Б. Осведомленность о правилах организации режима питания

№2

Расписание … - вариант 1

Расписание … - вариант 2

баллы

4

0

Показатель С. Осведомленность о правилах гигиены

№3

По вечерам

Утром и вечером

По утрам

баллы

0

4

0

№4

Перед чте-нием книги

Перед посеще-нием туалета

После посеще-ния туалета

Когда заправил постель

Перед едой

Перед прогулкой

После игры в баскетбол

После игры с кошкой

баллы

0

2

2

0

2

0

2

2

 №5

Каждый день

Два – три раза в неделю

1 раз в неделю

баллы

4

2

0

Если сумма баллов составляет:

18 или 20 – высокий уровень осведомленности;

12 и больше – удовлетворительный уровень осведомленности;

Меньше 12 – недостаточный уровень осведомленности.

Показатель В. Осведомленность о правилах оказания первой помощи

№ 6

Положить палец в рот

Подставить палец под кран с холодной водой

Обработать ранку йодом и забинтовать

Другие варианты …

баллы

0

0

4

6

Итоговая оценка воспитательного эффекта формирования у школьника ценностей здоровья и ЗОЖ

Подсчитывается общее количество баллов.

Если сумма баллов составляет:

30 и больше – высокий уровень представлений о ценности здоровья и ЗОЖ;

24 и больше – достаточный уровень представлений о ценности здоровья и ЗОЖ;

18 и больше – недостаточный уровень представлений о ценности здоровья и ЗОЖ

Для 5 – 11 классов

№ вопроса

Баллы за ответ

Показатель А. Личностная значимость здоровья

№1

Иметь много денег

Много знать и уметь

Быть здоровым

Быть красивым, привлека-тельным

Иметь люби-мую работу

Иметь интерес-ных друзей

Жить в счастли-вой семье

Быть самостоя-тельным

баллы

0

1

2

0

1

0

2

2

Если сумма баллов составляет

6-7 баллов – высокая личностная значимость здоровья;

4-5 баллов – недостаточная личностная значимость здоровья;

Менее 4 – низкая личностная значимость здоровья.

Показатель Б. Оценка роли поведенческого фактора в охране и укреплении здоровья

№2

Насле-дстве-нность

Деньги для питания, спорта…

Хорошая экология

Выполнение правил ЗОЖ

Хоро-ший врач

Знания о здоровье

Выполне-ние правил ЗОЖ

Занятия спортом

баллы

0

0

0

2

0

2

0

2

Если сумма баллов составляет:

6 баллов – понимание роли поведенческой активности в сохранении и укреплении здоровья;

4 балла – недостаточное понимание;

2 или менее – отсутствие понимания.

Показатель В. Соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ

№3

Утрен-няя заряд-ка

Завтрак

Обед

Ужин

Про-гулка

Сон не менее 8 ч.

Занятия спортом

Душ, ванна

баллы

За каждый ответ «1» - 2 балла;

За каждый ответ «2» - 1 балл;

За каждый ответ «3» - 0 баллов.

Если сумма баллов составляет:

14-16 баллов- полное соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ;

9-12 баллов – неполное соответствие;

8 и меньше – несоответствие распорядка дня требованиям ЗОЖ.

Показатель Г. Адекватность оценки учащимся своего образа жизни и его соответствия ЗОЖ

№4

Да, конечно

Забочусь недостаточно

Мало забочусь

 

баллы

 

Необходимо учесть результат ответа на вопрос № 3

(14-16)

4

(9-12)

3

(8 и менее)

2

(14-16)

4

(9-12)

4

(8 и менее)

3

(14-16)

2

(9-12)

4

(8 и менее)

3

Показатель Д. Отношение к информации, связанной со здоровьем

 №5

Да, очень интересна

Интересна, но не всегда

Не очень интересна

Не интересна

баллы

4

3

2

0

Показатель Е. Оценка регулярности информационного влияния школы в сравнении с другими источниками

№6

В школе

Дома

От друзей

Из книг и журналов

Из передач по радио и ТВ

баллы

«1» - 16

«1» - 4

«1» - 4

«1» - 4

«1» - 4

«2» - 8

«2» - 2

«2» - 2

«2» - 2

«2» - 2

«3» - 1

«3» - 1

«3» - 1

«3» - 1

«3» - 1

Подсчет итогового балла:

  • Сумма баллов в графах «Дома», «От друзей», «Из книг» и «Радио и ТВ»;
  • Количество баллов графы «В школе» разделить на найденную сумму.

Если итоговый балл равен:

  • 2,5 – 4 балла – достаточно регулярное информационное влияние школы;
  • 1 – 2,5 балла – недостаточно  регулярное информационное влияние школы;
  • Меньше 1 – информационное влияние школы нерегулярное.

Показатель Ж. Оценка значимости информационного влияния школы в сравнении с другими источниками

№7

В школе

дома

От друзей

Из книг и журналов

Из передач радио и ТВ

баллы

«1» - 16

«1» - 4

«1» - 4

«1» - 4

«1» - 4

«2» - 8

«2» - 2

«2» - 2

«2» - 2

«2» - 2

«3» - 1

«3» - 1

«3» - 1

«3» - 1

«3» - 1

Подсчет итогового балла:

  • Сумма баллов в графах «Дома», «От друзей», «Из книг» и «Радио и ТВ»;
  • Количество баллов графы «В школе» разделить на найденную сумму.

Если итоговый балл равен:

  • 2,5 – 4 балла – достаточно регулярное информационное влияние школы;
  • 1 – 2,5 балла – недостаточно  регулярное информационное влияние школы;
  • Меньше 1 – информационное влияние школы нерегулярное.

Показатель И. Оценка учащимися личностной значимости мероприятий по формированию ЗОЖ, проводимых в школе

№8

Уроки, обучающие ЗОЖ

Лекции о здоровье

Показ фильмов

Спортивные соревнования

Викторины, конкурсы и т.п.

Праздники, вечера

Баллы

«1» - 2

«1» - 2

«1» - 2

«1» - 2

«1» - 2

«1» - 2

«2» - 1

«2» - 1

«2» - 1

«2» - 1

«2» - 1

«2» - 1

«3» - 0

«3» - 0

«3» - 0

«3» - 0

«3» - 0

«3» - 0

Если сумма баллов составляет:

10-12 – высокая значимость мероприятий, проводимых в школе;

6-9 – недостаточная значимость мероприятий, проводимых в школе;

менее 6 – низкая значимость мероприятий, проводимых в школе.

Итоговая оценка воспитательного эффекта формирования у школьника ценностей здоровья и ЗОЖ

Подсчитывается общее количество баллов.

Если сумма баллов составляет:

45-60 – высокий уровень представлений о ценности здоровья и ЗОЖ;

30-44 – достаточный уровень представлений о ценности здоровья и ЗОЖ;

20-29 - недостаточный уровень представлений о ценности здоровья и ЗОЖ;

менее 20 – отсутствие воспитательного эффекта.

 

Литература:   Ю.В. Науменко - Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности. М., «Глобус», 2009. Серия «Управление школой».  стр. 62- 69.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическое воспитание на уроках биологии

Я работаю по этой проблеме,ведь сегодня экологическое состояние окружающей среды очень актуально.Предлагаю этапы уроков ,где я заостряю внимание учащихся на экологических проблемах нашего села,района,...

«Этно-экологическое воспитание на уроках биологии и во внеурочное время"

Сегодня трудно найти человека, которого не волновало бы будущее нашей планеты. К главной проблеме, волнующей наше общество, относится охрана и сохранение окружающей среды,  физическое и духовное ...

Экологизация процесса обучения и воспитания на уроках биологии и внеурочное время

Экологизация процесса обучения и воспитания на уроках биологии и внеурочное времяПедконцепцияЭкологизация школьного образования должна способствовать решению важной воспитательных задач – выработке у ...

Антиалкогольное воспитание на уроках биологии

В начале 2008-2009 учебного года было проведено анкетирование учащихся так называемой «группы риска», для изучения причин, способствующих употреблению алкоголя. В анонимном анкетировании приняли участ...

Экологическое воспитание на уроках биологии

Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие подрастающего поколения, формирование у него определенных ценностных установок в плане нравственного отнош...

Патриотическое воспитание на уроках биологии.

В связи с памятной датой нашей страны «День снятия Блокады Ленинграда» подвиг ленинградцев является актуальным рассмотреть не только на уроках истории. Урок по биологии позволит учащимся осознать свою...

Экологическое воспитание на уроках биологии

Экологическое воспитание выступает как сложный педагогический процесс. Значение основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у школьников.Слово «экология» и его произво...