Главные вкладки

    План-конспект занятия (биология) по теме:
    Экологическая игра "Друзья природы"

    Кулбосунова Мадина Муратовна

    Цель игры:

    обобщение и закрепление знаний обучающихся по экологии.

    Задачи игры:

    - формирование у обучающихся знаний о теоретическом и практическом значении экологических знаний для человека;

    - развитие  интереса к науке экологии и желание изучать ее закономерности в дальнейшем;

    - развитие мышления, памяти, внимания,  познавательного интереса;

    - воспитание экологической культуры;

    Техническое оснащение: 

    - компьютер;

    - проектор;

    Методическое обеспечение:

    - компьютерная презентация;

    - вопросы игры с ответами для ведущего;

    - призы;

    -  дипломы за I, II, III места;

    - участники игры выбираются заранее по желанию. Всего 8 игроков (4 команды по2 человека). Для проведения игры необходимы 2 ведущих, один из которых управляет компьютерной презентацией, другой задаёт вопросы, жюри-3 человека для подсчёта баллов игроков, учащиеся на роль «Природы»  и  «Водяного».

     

    Организация подготовки к игре:

    - необходимо подготовить по 4 вопроса по каждому разделу: «Экология дома», «Экология нашего города», «Экология леса», «Птицы-экологи», «Красная книга природы и её чёрные страницы». За каждый правильный ответ игроки получают 5 баллов;

    - внести составленные вопросы в  компьютерную презентацию.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igry_po_ekologii_g.m.docx32.53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Экологическая игра «Друзья природы».

    Цель игры: 

    обобщение и закрепление знаний обучающихся по экологии.

    Задачи игры: 

    - формирование у обучающихся знаний о теоретическом и практическом значении экологических знаний для человека;

    - развитие  интереса к науке экологии и желание изучать ее закономерности в дальнейшем;

    - развитие мышления, памяти, внимания,  познавательного интереса;

    - воспитание экологической культуры;

    Техническое оснащение:  

    - компьютер;

    - проектор;

    Методическое обеспечение: 

    - компьютерная презентация;

    - вопросы игры с ответами для ведущего;

    - призы;

    -  дипломы за I, II, III места;

    - участники игры выбираются заранее по желанию. Всего 8 игроков (4 команды по2 человека). Для проведения игры необходимы 2 ведущих, один из которых управляет компьютерной презентацией, другой задаёт вопросы, жюри-3 человека для подсчёта баллов игроков, учащиеся на роль «Природы»  и  «Водяного».

    Организация подготовки к игре:

    - необходимо подготовить по 4 вопроса по каждому разделу: «Экология дома», «Экология нашего города», «Экология леса», «Птицы-экологи», «Красная книга природы и её чёрные страницы». За каждый правильный ответ игроки получают 5 баллов;

    - внести составленные вопросы в  компьютерную презентацию.

    Возраст участников: 10-11 лет.

    Ход игры

     Начало игры.

    Ведущий:

    -Здравствуйте, дорогие ребята! Мы рады приветствовать тех, кто любит и изучает природу. Ежечасно, ежесекундно в окружающем нас мире животных и растений происходят удивительные события, возникают проблемы, которые требуют нашего внимания, изучения и исследования.

    Дерево, цветок, трава и птица

    Не всегда умеют защититься.

    Если будут уничтожены они,

    На планете мы останемся одни.

    Нор звериных, птичьего гнезда

    Разорять не будем никогда.

    Пусть птенцам и маленьким зверятам

    Хорошо живётся с нами рядом!

    Сегодня мы проводим экологическую игру «Друзья природы».

    Цель игры – обобщение и закрепление знаний обучащиюхся по экологии. Сегодня мы проверим ваши знания по экологии. Победители будут награждены дипломами и призами.

    Правила игры.

    В ходе игры участник выбирает раздел  (это «Экология твоего дома», «Экология нашего города», «Экология леса», «Птицы-экологи», «Растения – экологи», «Красная книга природы и её чёрные страницы») и номер вопроса: 1, 2, 3 или 4. За каждый правильный ответ, игрок получает  5 очков. Игрок выбирает раздел игры, номер вопроса и отвечает на него. Если игрок затрудняется ответить, право ответа передаётся тому игроку, который первым поднимет сигнал. При правильном ответе количество баллов игрока увеличивается. Отвечать надо быстро, можно аргументировать, пояснять свой ответ.

    Жюри будет считать баллы, подводить  промежуточные итоги игры и в конце назовёт победителей. Начинаем игру! 

    Первый вопрос для всех команд (кто первым поднимет руку)

    -Что такое экология?

    Правильный ответ:

    Экология – наука о нашем общем доме, наука, изучающая жизнь растений и животных в окружающей среде.

    Все вопросы в ходе игры будут посвящены науке – экологии.

    В результате жеребьёвки первым начинает игрок___________.

    1.  Вопросы раздела «Экология твоего дома»

    1. Что является главным источником очищения воздуха в доме.

    Правильный ответ: Главным источником очищения воздуха являются комнатные цветы.

    1. Как человек может помочь сохранить окружающую  среду, находясь дома?

    Правильный ответ:

    - выключить компьютер, телевизор и другие бытовые приборы, когда они не используются, тем самым уменьшится расход электроэнергии, и затраты топлива (а следовательно и количество вредных выбросов);

    - закрывать краны на кухне и в ванной, - не дать воде течь впустую;

    - не использовать одноразовую посуду и упаковки. Они делаются из бумаги или пластика, таким образом, сократится вырубка лесов и потребление нефти.

    1. Как можно сохранить экологически чистую  атмосферу в квартире, дома.

    Правильный ответ:

    - делать влажную уборку помещения не реже 2-х раз в неделю;

    - проветривать помещение каждый день.

    -  избегать использование паласов и ковров;

    - не курить в квартире, дома;

    - книги или газеты должны находиться в застеклённых шкафах.

    1. В какое время лучше проветривать помещение?

    Правильный ответ: Рано утром или поздно вечером, когда меньше поток машин.

           

    1. Вопросы раздела «Экология нашего города» 
    1. Все вещи рано или поздно приходят в негодность, их приходится выбрасывать. Но есть люди, которые придумывают новое применение старым, ненужным вещам. Попробуйте найти не менее 20 новых применений отслужившим своё предметам:

    -пустой консервной банке;

    - дырявому носку;

    - лопнувшему воздушному шарику;

    - перегоревшей лампочке;

    - пустому стержню от ручки.

    2. «Мусорная» проблема уже не первый год остро стоит в наших городах. Предложите свои пути решения данной проблемы.

    Правильный ответ:

    - строительство мусороперерабатывающего предприятия;

    - использовать экологические пакеты, перерабатываемые бутылки;

    - сортировать мусор.

    1.  Одним из основных источников загрязнения воздуха в городе выступает автомобильный транспорт. Предложите свои пути решения данной проблемы.

     Правильный ответ:

    - переход на экологический вид топлива;

    - если возможно, воздержаться от поездки на автомобилях.

    1. Почему река Обь, являющаяся основным водотоком города не пригодна для питья и хозяйственных нужд? К чему приводят ежедневные канализационные стоки из домов в реку? Как   можно избежать данную проблему? 

    К нам пришел Водяной у него большая проблема с жилищем.

    Водяной:

                            Я одинокий водяной,

    Никто не водится со мной.

    Друзья мои лягушки болеют, как старушки.

    На дне моей квартиры-

    Бутылки, тряпки, вилы.

    На реке моей - помойка,

    Не уходи, постой-ка,

    Кругом лежат жестянки,

    Запчасти, склянки, банки,

    А мне так жить,

    А мне так жить,

    А мне так жить охота!

    Помогите, ребята!

    Ребята убирают мусор: консервные банки, бутылки, тряпки и т. п. Водяной благодарит ребят за освобождение реки от мусора.

     Правильный ответ:

     установить современные фильтры отчистки  воды. Вода в озере очень грязная. Чего только в нем нет: колеса, банки, утюги, велосипеды – в общем, все то, что служило людям, потом оказалось ненужным и от чего избавились, выбросив в озеро. Остановилась жизнь для обитателей озера.

    1. Вопросы раздела «Экология леса»

    Ведущий: Возьмемся за руки, друзья,

                      И по тропе лесной

                      Отправимся туда, где лес

                      Манит своей листвой!

                      Принимай-ка лес, гостей,

                     Доброй песней нас согрей!

    1. Какую пользу приносит лес людям?

    Правильный ответ:

    лес — настоящий фильтр, очищающий воздух от пыли, копоти. Пыль оседает на листья, а потом дождями смывается на землю. Кроме того, листья многих деревьев выделяют в воздух особые вещества — фитонциды.  От них погибают болезнетворные микробы.

    Кроме того лес даёт древесину. В лесу живут промысловые звери и птицы, растут грибы и ягоды, плодовые деревья. Он помогает сохранить влагу в почве, охраняет почву от разрушений, украшает землю.

    1.  Почему нельзя шуметь и слушать громкую музыку в лесу, особенно весной и в начале лета?

    Правильный ответ:

    дело в том, что из-за громкого шума потревоженные звери и птицы могут покидать свои места, оставляя своих детенышей одних. Те, в свою очередь, тоже могут разбежаться по сторонам, оставшись без родительской поддержки. В таком случае они зачастую гибнут.

    1. Почему необходимо воздержаться от разведения костров в лесу?

    Правильный ответ:

    разведение костров в лесу может привести к пожару, в результате чего погибнут не только деревья, но и животные, приспособленные к жизни в данной среде.

    1. Почему нельзя топтать мухоморы?

    Правильный ответ:

    красный  мухомор для оленей, лосей служит лекарством, которое помогает им избавиться от паразитов.  

    1. Вопросы раздела «Птицы - экологи»
    1. Какую пользу приносят птицы?

    Правильный ответ:

    поедают насекомых, которые наносят вред растениям, распространяют семена растений, своим пением они оживляют леса, парки, люди наслаждаются их пением;

    1. Угадайте птицу.

    Она съедает за ночь 7-8 мышей. Только одна семья таких птиц  уничтожает за год 10тысяч мышей и полёвок и этим спасает 10 тонн зерна.

    Правильный ответ:

     сова

    1. Какую птицу называют лесным доктором, которая с помощью клюва-долота добывает из-под коры деревьев вредителей и поедает их в большом количестве?

    Правильный ответ:

    дятел

    1. Какая известная птица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама?

    Правильный ответ:

    синица

    1. Вопросы раздела «Растения - экологи»
    1. Назовите роль сосны в природе.

    Правильный ответ:

    Вдоль железных дорог сосны задерживают снег, на берегах водоёмов и в пустынях - движущиеся пески.  Сосны – хранители вод: под их сенью не мелеют реки. В сосновом лесу легко дышится. Хвоя выделяет в воздух большое количество фитонцидов- веществ, убивающих бактерии.

    1. Об этом дереве пели в старину как о дереве “об четыре дела”.

    Первое дело – мир освещать,
    Второе дело – крик утешать,
    Третье дело – больных исцелять,
    Четвертое дело – чистоту соблюдать.

    Правильный ответ:

    на Руси бедные крестьянские избы освещали березовой лучиной. Из березы делали деготь. Она лечила больных. Своими лечебными почками, соком. Банный веник из ее веток до сих пор является традиционным средством профилактики заболеваний.

    Ведущий 2 (добавляет):

    Береза – это фанера, мебель, лыжи, посуда.

    Береза – это метиловый спирт, уксус, ацетон, желтые и зеленые краски для тканей.

    А береста! Это природная бумага, на ней писали наши предки. Сегодня из бересты делают красивые туеса.

    1. К чему приведёт  вымирание  растений на планете Земля?

    Правильный ответ:

    погибнет всё живое на Земле: рыбы, животные, птицы, насекомые и, возможно, человек.

    1. Есть такая легенда. Когда белые люди заселяли Америку, то на подошвах своей обуви они занесли семена растения. И заселилось это растение вдоль дорог, а индейцы, увидев его, говорили – след белого человека, а позже узнали о его целебных свойствах.

    Правильный ответ:

    подорожник.

    Ведущий: Скажите как называется Книга, в которой записаны виды исчезающих или находящихся под угрозой исчезновения растения и животные?

    Правильный ответ:

    Красная книга

    1. Вопросы раздела «Красная книга и её чёрные страницы»
    1. Что символизирует красный цвет книги?  

    Правильный ответ:

    это сигнал опасности, тревоги.

    1. Назовите не менее 5 видов растений и животных, занесённых в Красную книгу ХМАО-Югры?

    Правильный ответ:

    аист черный ,белый гусь, краснозобая казарка, кувшинка чистобелая, мак югорский, гвоздика разноцветная, астра сибирская, лук черемша и т. д.

    1. Что значит чёрные страницы Красной книги?

    Правильный ответ:

    на этих страницах описываются  животные и растения, которые навсегда исчезли с лица Земли за время существования  цивилизованного  человечества. В исчезновении большинства видов непосредственно виноват человек.

    1. Назовите вымершее животное.

    Их видели своими глазами древние люди, они же в большинстве случаев и приложили руку к их  скорейшему вымиранию.

    Правильный ответ:

    мамонты

    Заключительная часть

    Жюри подсчитывает баллы.

    В это время входит «Природа»

    Природа: Я, ребята, искренне надеюсь, что в будущем вы останетесь такими же добрыми, отзывчивыми, любящими природу. И сегодня вы доказали, что являетесь настоящими знатоками природы.

    И я хочу, чтоб всегда в моей стране

    …Птицы пели,

    Чтоб вокруг леса шумели,

    Чтобы были голубыми небеса,

    Чтобы речка серебрилась,

    Чтобы бабочка резвилась,

    И была на ягодах роса.

    Я хочу, чтоб солнце грело,

    И берёзка зеленела,

    И под ёлкой жил смешной колючий ёж,

    Чтобы белочка скакала,

    Чтобы радуга сверкала,

    Чтобы летом шёл весенний дождь!

    Я хочу поблагодарить всех вас за понимание важности охраны природы, экологического равновесия во всем и за участие в конкурсе (Жюри сообщает итоги конкурса, определяет 1,2,3 место и Природа вручает призы командам – победителям. Остальные участники получают памятные подарки).

    Литература:

    1. Методические материалы для проведения Недели экологии. Панькова Т. А.

    2. Путешествие Экоколобка (экологическая сказка). Машко О. Г.

    3. Внеклассное мероприятие "Чудесные творения природы» Афанасова Л. К.

    4. Занятие экологической тематики "В гости к Хозяйке леса" Черепанова Ю. А.

    5. Экологический турнир "В лесном царстве", 3–4-й классы Путилова О. А.

    6. Красная книга Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

    7. Внеклассное занятие  по экологии  Земля — наш общий дом.  

    8. Конспект внеклассного занятия на тему «Экология». Регина

    9. Экологические игры и конкурсы. Методические рекомендации.- Ханты-Мансийск, 2002.

    10. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники. Н. А. Рыжова.-М., 2002.

    11. Алексеев В. 300 вопросов и ответов о животных.- Ярославль, 2003.

    12. Птицы. Окно в мир.- М.: Лазурь, 2004.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Экологическая игра "Природа Сибири"

    В занимательной форме изучается природа Сибири, её богатства, растения, животный мир и красота....

    Экологическое занятие "Природа и мы"

    конспект занятия по экологическому воспитанию....

    Экологический проект «Природа – наш общий дом»

    Экологический проект «Природа – наш общий дом» написан для участия в республиканском педсовете....

    Экологическая игра: «Природа или окружающая среда»

    Данная экологическая игра знакомит учащихся со сложной проблемой загрязнения планеты, от решения которой зависит в конечном счете само существование человека....

    Экологическая игра "Природа и математика"

    В данной презентации представлены материалы показывающие межпредметные связи....

    Экологическая викторина "Природа и человек"

    Охрана окружающей среды, экологическая норма, сбережение природных богатств для потомков  - эти проблемы приобрели в настоящее время актуальность. Но чтобы успешно охранять наши леса и вод...

    Программа экологического кружка «Природа – наш общий дом»

     Актуальность и практическая значимость программы реализуется через  связь с жизнью, изучение методик исследовательской деятельности, разработка учебных проектов, участие в работе лек...