Экологическое воспитание учащихся в условиях введения ФГОС
статья по биологии по теме

Агафонова Ольга Александровна

                     Статья  о проблемах экологического воспитания школьников на уроках биологии  и во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.pptx176.94 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: О.А. Агафонова, учитель биологии МАОУ « СОШ №1 » , г. Петропавловск-Камчатский Экологическое воспитание учащихся в условиях введения ФГОС

Слайд 2

Важность экологического образования в школьных учреждениях подтверждается необходимостью включения основ экологических знаний в федеральные государственные стандарты основного общего образования согласно указу Президента РФ (№ 889 от 4 июня 2008 г.), а также в документе « Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года » ( от 30 апреля 2012 г .)

Слайд 3

Экологическое образование – это процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни, начиная с раннего детства до получения высшего образования и образования для взрослых, и выходит за пределы формального образования. Поскольку система ценностей, образ жизни и жизненные установки формируются в раннем возрасте, особое значение приобретает образование для детей Российские общеобразовательные учреждения призваны просвещать учащихся по вопросам окружающей среды, воспитывать ответственное отношение и заинтересованность, обеспечить создание целостной системы экологического менеджмента школ, стимулировать учащихся активно участвовать в практических шагах по сокращению негативного экологического воздействия школы

Слайд 4

В федеральных государственных образовательных стандартах общего образования заложены основные требования к результатам экологической подготовки учащихся. Так, на уровне начальной школы (предметная область « Окружающий мир (обществознание и естествознание ») предусматривается воспитание уважительного отношения к природе страны, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде В основной школе в предметной области « Естественнонаучные предметы » ( биология, физика, химия) закладывается воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде; овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды; осознание значимости концепции устойчивого развития

Слайд 5

В современных условиях школа и затем вуз были и остаются основными источниками получения знаний, в том числе и экологических, а учитель и преподаватель являются носителями знаний и наставниками Сегодня качество экологического образования в значительной степени зависит от доступа к информационным и коммуникационным технологиями такой подход предоставляет учащимся наибольшие возможности обсуждать и понимать социальные, политические, экономические и экологические проблемы. В современных условиях обеспечить эффективный образовательный процесс другими способами невозможно.

Слайд 6

Уникальной особенностью является возможность включения в социально-значимую деятельность по содействию решению экологических проблем родителей. Это создает условия для получения жизненно важных знаний и умений в области безопасного взаимодействия с окружающей средой, информации о деятельности школы, возможность участия в совместных мероприятиях вместе с детьми, способствующих сплочению семьи, что в свою очередь положительно влияет на восприятие в социуме образовательного учреждения. При этом формируется детско-взрослое сообщество, связанное едиными целями, задачами, направленными на личностный рост и развитие

Слайд 7

Э кологическое образование - это непрерывный процесс обучения, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, норм поведения и получение специальных знаний по охране окружающей природной среды и природопользованию, реализуемых в экологически грамотной деятельности.

Слайд 8

Человек взаимодействует со своей окружающей средой и оказывает на нее влияние в течение всей своей жизни. Поэтому и экологическое воспитание - это обучение на протяжении всей жизни, и, таким образом, касается не только детей и молодежи. Взрослый человек также нуждается в пространстве для размышлений для определения базы ценностей и образного восприятия воздействий со стороны его деятельности. Экологическое воспитание – это целенаправленный процесс. В зависимости от целевой группы и ее возраста, экологическое воспитание осуществляется различными методами, в разной среде деятельности и, учитывая разных учащихся. Экологическое воспитание затрагивает человека во всех сферах жизни - как в его увлечениях, так и дома, на работе и в свободном времяпрепровождении.

Слайд 9

В новых ФГОС особое внимание уделяетcя методу проектов как решающему фактору в формировании у ребёнка умения учитьcя . Необходимость иcпользования метода проектов обуславливается не только тем, что дети хотят больше узнать о природе. Ее цели шире, она позволяет углублять и применять на практике знания предусмотренные программой, развивать интерес к предмету, умение и желание самостоятельно приобретать знания. При вовлечении младших школьников в проектную деятельность появляется больше возможностей для поддержания развития и закрепления познавательных интересов детей, удовлетворения любопытности

Слайд 10

Известно, что у детей школьного возраста имеетcя определенный интерес к окружающей их природе, но он еще не прочен и ограничен. В процессе проектной деятельности познавательный интерес детей начинает выступать движущей силой в поисках ответов на многие вопросы, появляется желание больше узнать, развивать активность и умственную деятельность. Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогами задачу воcпитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к ней, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Нравственно-экологическое воспитание личности начинается на обыкновенном школьном уроке и продолжается во внеурочной деятельности.

Слайд 11

Моя работа по экологическому воспитанию на уроках биологии

Слайд 12

Формы исследовательской деятельности школьников

Слайд 13

Использование новых информационных технологий в процессе обучения позволяет добиться качественно более высокого уровня наглядности уроков, в том числе и биологии. Значительно расширяет возможности активизации деятельности школьников, а непрерывная обратная связь оживляет учебный процесс, способствует повышению его динамизма, что, в конечном счете, ведет к формированию положительного отношения учащихся к изучаемому материалу. Широкая информационная сеть обеспечивает детям получения ранее не доступных знаний по экологии и биологии. Во всех Камчатских школах уделяется большое внимание изучению природы полуострова. Так называемый региональный компонент — обязательная часть образовательной программы. Дети с удовольствием читают и пишут о животных, климате , растениях и ландшафте многоликого края вулканов и горячих источников и участвуют в практических занятиях на свежем воздухе .

Слайд 14

Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула школой задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. Педагоги и родители осознают важность обучения школьников правилам поведения в природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей. Основные причины малоэффективности кроются в том, что конечная цель экологического образования – ответственное отношение к окружающей среде – сложное комплексное образование, и в связи с этим, один учебный предмет, формирующий в основном естественно-научные знания по биологической экологии, справится с формированием многогранного отношения младших школьников к природной и социальной среде не может.

Слайд 15

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными. Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса. Выделены основные этапы сущности процесса воспитания, тенденции и формы экологического воспитания. Для каждой формы выделены основные критерии эффективности: массовость, стабильность, умение применять экологические знания. Показателями воспитанной личности служат: экологические знания, умения, практические результаты, которые выражаются в выполнении учащимися общественно-полезной работы по охране природы. И все это в огромной мере можно формировать в процессе обучения биологии.

Слайд 16

Цель: Организовать систему работы по воспитанию экологической культуры школьников в урочной и внеурочной работе по биологии

Слайд 17

Задачи:

Слайд 18

Библиографический список :> Вопросы экологического образования и воспитания в учебно-воспитательных учреждениях Московской области / сборник документов с конференции/- 2005г. Захлебный А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. М.: Просвещение 1984г. Рюкбейль Д.А. Экология и мировоззрение/ программа по экологическому воспитанию и образованию/ - М.: ИСАР, 1999г. Федеральный закон №7-ФЗ от 10 января 2002 г. « Об охране окружающей среды » ( Электронный ресурс) http://www.referent.ru/1/78524. Федеральный закон « Об образовании » (30 июня 1992 г.) от 10.07.1992 №3266-1. (Электронный ресурс) http://www.consultant.ru/popular/edu/ . Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования , ФГОС, стандарт старшей школы. … Старшая школа. 10-11 классы. Утвержден приказом Минобрнауки России от 17 апреля 2012 г. № 413. Экологическая доктрина России // Использование и охрана природных ресурсов, 2001, № 6. С. 101-108.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая тема "Формирование и развитие проектных умений учащихся в условиях введения ФГОС ООО"

план работы над методической темой"Формирование и развитие проектных умений учащихся в условиях введения ФГОС ООО"...

Духовно-нравственное воспитание обучающихся в условиях введения ФГОС основного общего образования

Выступление на семинаре классных руководителей о духовно-нравственном воспитании (с презентацией)....

Семинар: Духовно-нравственное воспитание обучающихся в условиях введения ФГОС основного общего образования

Презентация для семинараСеминар: Духовно-нравственное воспитание обучающихся в условиях введения ФГОС основного общего образования...

Музыкальное воспитание школьников в условиях введения ФГОС

Музыкальное воспитание школьников в условиях введения ФГОС: урок и внеурочная деятельность в системе работы...

Эссе "Духовно-нравственное воспитание школьников в условиях введения ФГОС"

В статье рассматриваются основные аспекты духовно-нравственного воспитания школьников в условиях современной школы. Дается подробное рассмотрение средств формирования духовности и нравственности....

Организация гражданско-патриотического воспитания школьников в условиях введения ФГОС

Организация гражданско-патриотического воспитания школьников. Из опыта работы школы....

Статья «Духовно-нравственное воспитание обучающихся в условиях введения ФГОС основного общего образования»

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в...