Использование интерактивной доски на уроках биологии.
методическая разработка по биологии по теме

Дмитриева Ирина Валерьевна

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личности школьника, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценности к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как средство развития личности. Богатейшие возможности для этого представляют информационные компьютерные технологии  (ИКТ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_interaktivnoy_doski_na_urokakh_biologii.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

                                         «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личности  школьника, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценности к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как средство развития личности. Богатейшие возможности для этого представляют информационные компьютерные технологии  (ИКТ).

Информационные технологии позволяют:

  • Построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения.
  • Коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление.
  • Рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно – воспитательного процесса.
  • Использовать компьютеры с целью индивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новым познавательным средствам.
  • Изучать явления и процессы в микро – и макромире, внутри сложных технических и биосистем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования.
  • Представлять в удобном для изучения масштабе различные физические, химические, биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью.

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только учить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующих организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.

На уроках и факультативах по биологии и во внеурочное время можно использовать электронные учебники, как «Биология 1с Репетитор», «Школьный курс биологии», энциклопедия Кирилла и Мефодия и др. Эти и другие электронные учебники помогают при решать следующие дидактические задачи:

  • Усвоить базовые знания по предмету;
  • Систематизировать усвоенные знания;
  • Натренировать отвечать на наиболее каверзные вопросы;
  • Психологически настроить на атмосферу экзамена;
  • Сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием ИКТ, сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием ИКТ;
  • Сформировать навыки самоконтроля;
  • Сформировать мотивацию к учению в целом и к биологии в частности;
  • Оказать учебно – методическую  помощь над учебным материалом;
  • Обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора использовании источников информации, то есть подготовить учащегося к экзамену в короткие сроки, попутно сформировав у него массу полезных общеучебных навыков.

Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счёт новизны деятельности, интереса к работе с компьютером. Применение мультимедиа на уроках биологии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы, сделав занятия более наглядными и интересными .

Использование ИКТ на уроках биологии позволяют:

-интенсифицировать деятельность школьников: повысит качество обучения предмету;

-отразить существенные стороны биологических объектов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности;

-выдвинуть на передний план наиболее важные  точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

К наиболее эффективным формам представления материала по биологии можно отнести мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как система опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в альтернативном порядке. В этом случае задействуются различные кагалы восприятия учащихся. Что позволяет получить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся.

Цель такого представления учебной информации – формирование у школьников мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Это становиться возможным благодаря интерактивности электронных учебных приложений, которые наилучшим образом присвоили организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Кроме того, при наложении на теорию, они легко превращаются в лёгкую копию.

Использование на уроках мультимедийных презентаций позволяет построить учебно – воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания мыследеятельности, гуманизации содержания обучения и педагогических взаимодействий, развитие процесса обучения с позиций целостности. Использование мультимедийных презентаций на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.

В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование. Увеличилось число информационных ресурсов по всем предметам и по биологии в том числе. Интернет для школ становиться доступным для использования в общеобразовательном процессе. А в отношении учебных задач вхождение в Интернет мало, чем отличается от просмотра учебного видеофильма или учебной экскурсии. Без чёткого сценария посещение Интернета не может оказаться полностью эффективным. При этом главное в сценарии – нацеливание на вопрос: зачем и для чего используется Интернет?

Интернет позволяет реализовать три сценария:

  • Во-первых, может быть поставлена задача найти дополнительную учебную информацию с сохранением её на магнитных носителях для последующего многократного использования пользователями. Например, при изучении темы «Селекция» в 11 классе мною было дано  задание: найти сведения о современных методах селекции и успехах по выведению новых пород животных и сортов растений. Учащиеся, пользуясь Интернетом, нашли много дополнительной интересной информации по данным вопросам;
  • Во – вторых, возможна задача: отыскать принципиально новую информацию, сопоставить с уже известной, то есть создать проблемную ситуацию, инициирующую конструктивное общее изучение в 11 классе темы «Генетическая и клеточная инженерия» мною было дано задание: найти сведения о последних разработках в области клонирования и отношению к вопросу клонирования различных учёных. На уроках, при обсуждении данного вопроса возникла проблемная ситуация, вытекающая из того, что вопрос создания клона человека вызывает неоднозначные, а взаимоисключающие точки зрения учёных. Тем более этот материал ценен потому, что его нет в учебниках. В ходе обсуждения учащиеся высказали своё мнение и своё отношение к этой проблеме.
  • В-третьих, может быть поставлена задача сделать обзор (аналитический обзор, по заранее сформулированной теме, что может оцениваться как проектная работа ученика. Например. При изучении темы « Классификация организмов» мною было дано задание сделать мониторинг по материалам о СПИДе. Собранный материал учащиеся оформили в виде мультимедийных презентаций.

Но применение в обучении информационных сетей не должно быть самоцелью. Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования учителя и использование Интернет – ресурсов сети для подготовки к урокам.

За последние 3-4года значительно увеличилось число информационных ресурсов по разным предметам. Учитель биологии может найти обзорные материалы в многочисленных работах, подготовленных студентами или школьниками. Web-сайт позволяет прекрасно на экране показать виртуальную лягушку

Подводя итог. Следует сказать. Что использование ИКТ в обучении обеспечивает:

  • Интенсификацию всех уровней учебно – воспитательного процесса;
  • Многоаспектное развитие школьника;
  • Подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационно общества;
  • Реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобального информатизма.

В 1991 году компания SMART Technologies Inc выпустила первую электронную интерактивную доску. С тех пор оборудование SMART пользуется неизменным успехом у профессионалов всего мира: в школах и ВУЗах, проектных организациях, государственных и бизнес - структурах, силовых ведомствах. Все продукты SMART являются инновационными, удобными в применении, а некоторые семейства продуктов отмечены наградами – интерактивные доски – SMAT Board, интерактивные экраны, интерактивные цифровые подписи, мультимедиа – стойки, беспроводные доски, а также программное обеспечение. Компания SMART запатентовала, получила и поддерживает множество патентов по электронным доскам и другой продукции в США, Канаде и в других странах.

Интерактивная доска – это сенсорный экран, подсоединённый к компьютеру, изображение с которого передаёт на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере.

Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио – и видеоматериалами, Интернет – ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию Доска SMART Board  предоставляет уникальные возможности для работы и творчества и потрясающе легка в управлении.

Компания Polimedia – единственный официальный представитель SMART  в России. Специалисты Polimedia уже несколько лет поставляют интерактивные доски SMART  различным организациям, в том числе в школы ЮАО, разрабатывают комплексные проекты, включающие в себя это оборудование, а также проводят тренинги и семинары.

Использование интерактивной доски предоставляет учителю новые возможности для оптимизации процесса обучения, создании содержательных и наглядных заданий, развивающих познавательную активность учащихся, структурировании урока, улучшении темпа и течения занятия.

Мы уже успешно используем готовые диски с уроками, научились создавать собственные презентации, сделав уроки яркими и иллюстративными. Теперь в школу пришли новые технические средства, такие как интерактивная доска, планшет и другие. Наша задача найти им место в системе уроков. С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, создавать модели, активно вовлекать учащихся в процесс освоения материала, улучшать темп и течение занятия. Доска позволяет использовать широкий спектр ресурсов: презентационное ПО, текстовые редакторы, CD и DVD, Интернет, изображения, видео-файлы, звуковые файлы при наличии громкоговорителей, ПО для интерактивной доски. Все, что есть на компьютере, демонстрируется и на интерактивной доске. На ней можно передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. Тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты лекции. Преподаватели и учащиеся делают все это у доски перед всем классом, что привлекает всеобщее внимание. Работа с интерактивной доской позволяет учителю проверить знания учащихся, вовлечь их в дискуссию, организовать работу в группах.

Работа с интерактивными досками предусматривает творческое использование материалов. Файлы или страницы нужно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии. Подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, тематические CD-ROMы, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам сэкономят время на написание текста на обычной доске или переход от экрана к клавиатуре. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране и сохранять записи для будущих уроков. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть и повторить пройденный материал. Страницы размещаются сбоку экрана, как эскизы, учитель всегда имеет возможность вернуться к предыдущему этапу урока и повторить ключевые моменты занятия. Все это помогает планировать урок и благоприятствует течению занятия.

Разработка школьных заданий с помощью ПО интерактивной доски поможет в создании содержательных и наглядных заданий, захватывающих внимание всех учеников в классе. Для этого в нем есть все необходимые средства. Кроме того, большинство интерактивных досок обладает широким диапазоном функций, среди которых можно перечислить:

Функция интерактивной доски

Содействие обучению

1.Цвет.

Диапазон цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет учителям использовать различные цвета, чтобы указать важные области объектов, выделить их, показать связи между объектами, показывать их отличие и демонстрировать ход размышления. Примерами этого могла бы быть географическая карта или схема пищеварительной системы в биологии; работа со схемой «Строение ДНК и РНК»).

2.Аннотации на экране.

Аннотации полезны для моделирования процессов, для добавления заметок к демонстрационным объектам, диаграммам или изображениям на экране. Аннотации могут быть сохранены на компьютере и использованы в будущем, на других уроках по этой теме или при повторении материала. Все файлы с аннотациями к материалам можно распечатать и передать ученикам.

3.Использование звука и видео.

Это может значительно увеличить объём изучаемого материала на уроке. Интерактивная доска позволяет делать снимки с экрана при воспроизведении видео, чтобы потом работать с этими файлами изображений  - сохранять их, чтобы иметь возможность обсуждать и добавлять к нему записи, распечатывать, делать аннотации и т.д.

4.Drag and drop (перетащи и отпусти)

 Drag & drop позволяет ученикам группировать, разделять объекты, выделять недостатки, общие черты и различия объектов. Позволяет эффективно использовать интерактивные материалы. Например, презентации или специальное программное обеспечение для обучения; при определении систематического положения человека среди животных, или заполнения таблицы «Антропогенез». Позволяет легко проверить знания  учащихся при составлении схемы, подписывать рисунки, и многое другое.

5.Выделение объектов.

Текст, схему или рисунок, диаграммы и изображения могут быть подсвечены на доске, чтобы учителя и ученики могли сосредоточиться на специфических аспектах определённого объекта. Это достигается скрытием части дисплея и его открытием только при необходимости. Эта технология позволяет сконцентрировать внимание учеников на разных объектах в течение урока. Инструмент "прожектор" позволяет сфокусировать внимание на определенных участках экрана.

6.Вырезать и вставить.

Фрагменты текста, изображения и другие ресурсы могут перемещаться, копироваться в память компьютера, могут быть удалены и вновь восстановлены. Эта особенность интерактивной доски позволяет ученикам не бояться изменений, ведь в любой момент можно вернуться на шаг назад, восстановить всё в прежнее состояние.

7.Флип – чарты (лекционные плакаты)

Страницы флип-чартов могут перелистываться назад и вперёд, позволяя учителям пробежаться через всё содержание урока или резюмировать области, возвращаться к ним, если некоторые ученики не поняли материал.

8.Разделение экрана.

Экран интерактивной доски можно разделить на части, в каждой из которой можно использовать различные режимы работы. Страницы можно просматривать в любом порядке, демонстрируя определенные темы урока или повторяя то, что плохо усвоено, а рисунки и тексты перетаскивать с одной страницы на другую.

9.Вращение объектов.

Перемещайте, вращайте, отображайте объекты средствами интерактивной доски.

10.Подключение электронного микроскопа

Подключение электронного микроскопа позволит проводить опыты, рассматривать и исследовать микроскопические изображения. и видеть результат на доске.

Преимущества работы с интерактивными досками для преподавателей:

  • Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса, работать в большой аудитории;
  • Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений;
  • Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;
  • Позволяет учителям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;
  • Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Преимущества для учащихся:

  • Делает занятия интересными и развивает мотивацию;
  • Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
  • Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
  • Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;
  • Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе;

Ценной представляется программа SMART Video, которые , как известно, значительно расширяют объём воспринимаемой информации. Без обращения к прикладным программам.

Таким образом, используя интерактивную доску, мы модем организовать постоянную работу учащегося в электронном виде. Это значительно экономит время, стимулирует развитие мыслительной и творческой активности, включает в работу всех учащихся, находящихся в классе. Кроме того, программное обеспечение SMART позволяет не только, как уже говорилось, сохранять слайды экранов, но и выстраивать их в нужной последовательности, в том числе и в виде альбомов. Можно просматривать слайды таких альбомов и повторно их комментировать. Это при сохранении заданий, выполненных учеником на доске. Позволяет проследить динамику усвоения материала каждым учащимся, выделить типичные и повторяющиеся ошибки.

Необходимо учесть и важный психологический момент: современные школьники, у которых дома обычно есть компьютеры с многочисленными играми и телевизоры с агрессивным видеорядом, привыкают подобным образом воспринимать окружающую действительность. Возможности интерактивной доски позволяет переключить школьников на понимание того, что видео и игровые программы успешно используются для обучения, способствуя развитию творческой активности, увлечению предметом, созданию наилучших условий для овладения навыками пересказа, сравнения, делать выводы, что обеспечивает в конечном счёте эффективность усвоения материала на уроках биологии.Важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех учебных проблем. И учителя совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом уроке. Но использование ее делает урок увлекательным и динамичным.

Методические рекомендации по проведению урока биологии по теме:

«Строение и значение нервной системы» 8 класс. 

        Методическая разработка учебного занятия основана на методе мини-проектов, который позволяет организовать различные виды деятельности, а именно: познавательную, исследовательскую, моделирование и т.д. Использование на уроках возможностей интерактивной доски способствует активизации работы школьников, повышает наглядность, облегчает усвоение учебного материала, повышает эффективность и качество труда школьников и педагогов.

Подготовительный этап урока:

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

Примечания

1.1. Педагогическая идея: развивать интеллектуальные способности, логическое мышление и речь учащихся путем организации самостоятельной работы учащихся с различными источниками информации.

Педагогическая цель: создать условия для самостоятельной деятельности по определению связи между строением и функциями нервной системы, продолжить формировать научное мировоззрение.

Задачи:

1. Побудить учащихся к познанию физиологических процессов собственного организма и бережного отношения к нему.

2. Организовать поисково-познавательную деятельность учащихся.

1.2. Знакомит учащихся с содержанием аналитической карты, которую им необходимо заполнить в течение урока.

Предлагает приступить к работе в мини проекте.

 

Работа в мини проекте способствует приобретению навыков работы в команде и повышению индивидуального, интеллектуального уровня каждого ученика.

Ребята получают навыки

 самостоятельной работы с различными источниками информации, учатся систематизировать, анализировать и представлять полученную информацию в виде таблиц, рефератов; приобретают навыки публичного выступления.

Основной этап урока.

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

Примечания

Вводное слово учителя:

Учитель акцентирует внимание учащихся на человеке как биосистеме. Подводит к теме урока.

Ход урока:

Учитель: Сегодня тема нашего урока

«Строение и значение нервной системы». Ребята, наверняка вы слышали о данной системе органов, а чтобы вы хотели узнать о ней на уроке? Какова ваша цель?

Давайте озвучим цели, которые вы перед собой поставили.

Небольшая историческая справка об изучении человека, нервной системы; современной политике государства, что 2008 год объявлен «Годом семьи».

Учитель перечисляет функции нервной системы.

Учитель предлагает посмотреть фильм и ответить на вопросы:

1.С помощью, каких механизмов происходит регуляция физиологических процессов в организме человека? Какой из них является более совершенным?

2. Каким образом осуществляется нервная регуляция физиологических функций?

3. Из каких основных частей состоит нервная система?

4. Каковы особенности строения нервной ткани?

Предлагает дополнительные источники информации: книга для чтения по анатомии, анатомический атлас…

Во время ответа на доске в интерактивном режиме показывает «Классификацию нервной системы», «Строение нейрона», «Типы нейронов», дополняет ответы, предлагает сделать записи в тетрадях.

Учащиеся работают с аналитической картой, в которой записывают цели.

Как правило, учащиеся ставят цель: узнать из чего состоит нервная система; какие выполняет функции; Несколько человек озвучивают цели.

Учащиеся подтверждают каждый пункт примерами, фактами из ранее изученных тем.

-Смотрят фильм «Нервная система» по курсу «Анатомия, физиология и гигиена человека» выбирают информацию, которая поможет ответить на вопрос.

После просмотра фильма, работают в команде с дополнительными источниками информации, обсуждают, готовят публичное выступление. В группе обязательно выбирается ученик ответственный за защиту проекта.

 (5 мин.).

-Защита мини проекта.

Все внимательно слушают и задают вопросы.

На интерактивной доске высвечивается тема урока: «Строение и значение нервной системы».

На интерактивной доске высвечивается аналитическая карта.

На интерактивной доске высвечивается содержание урока.

На интерактивной доске высвечивается «Значение нервной системы».

Получают навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, учатся анализировать, систематизировать и представлять

 полученную информацию в виде таблиц, схем, опорных конспектов.

Итоговый этап урока (рефлексия).

Деятельность учителя

деятельность ученика

Примечания

Предлагает учащимся заполнить аналитическую карту.

Все ли вы достигли цели?

Чему научила вас работа в мини-проекте?

С какими трудностями столкнулись?

Чем группа помогла вам?

Анализирует работу групп. Благодарит за участие. Выставляет оценки.

Заполняют аналитическую карту.

Отвечают на поставленные вопросы.

Вопросы направлены на контроль и оценивание своих действий по достижению цели, решению учебной задачи, рефлексию.

Вопросы на развитие положительного отношения и готовности к сотрудничеству с другими.

Педагогическая академия последипломного образования.

   

Практико – ориентированный проект

                                       

Тема:

Использование интерактивной доски на уроках биологии.                                

.

                                         

                   Выполнил: Дмитриева Ирина Валерьевна

                                       учитель биологии и экологии

                                        МОУ гимназии Павлово-Посадского                                              

                                        Муниципального района

                                        Московской области.

                  Руководитель:Данькова Елена Владимировна

                                      кандидат биологических наук, доцент

Москва 2009г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интерактивной доски на уроках информатики

Выступление на районном фестивале передового педагогического опыта; обобщение опыта по теме "Использование интерактивной доски на уроках информатики"...

Использование интерактивной доски на уроках биологии

статья по использованию интерактивной доски на уроках биологии....

Использование интерактивной доски на уроках обобщающего повторения. Интерактивная игра. Географическое лото. Африка.

Работая с интерактивной доской, учитель всегда находится в центре внимания, обращен к ученикам лицом и поддерживает постоянный контакт с классом. Используя такую доску, мы можем сочетать проверенные м...

Использование интерактивной доски на уроках химии и биологии.

В условиях введения новых стандартов обучения учитель ищет формы и методы в рамках образовательных технологий, позволяющие с наибольшей отдачей выполнить образовательный заказ общества. Наличие интера...

Современный урок английского языка в контексте ФГОС. Использование интерактивной доски на уроках английского языка.

Урок с использованием интерактивной доски способен повысить эффективность и результативность урока....

Конспект урока в 3 классе по английскому языку с использованием интерактивной доски Тема урока: Продукты. В продуктовом магазине. III тип чтения гласных. Вопросительные слова. Учитель — Валушева Е.Н, учитель английского языка МБОУ СОШ № 7 г. Поронайска С

Конспект урока в 3 классе по английскому языку с использованием интерактивной доскиТема урока: Продукты. В продуктовом магазине. III  тип чтения гласных. Вопросительные слова.Учитель — Валушева Е...

Использование интерактивной доски на уроках биологии.

Использование интерактивной доски на уроках биологии....