Био-КВН по теме "Клетка"
методическая разработка по биологии на тему

Серикова Татьяна Николаевна

В БИО - КВН принимают участие студенты 1 курса ,отделения "Сестринское дело"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bio_kvn_1107_gruppa.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СПО ШМУ

Методическая разработка открытого внеаудиторного занятия  «Био КВН»

по  разделу

 «Учение о клетке»

Дисциплина    «Биология»

Специальность 060501.51 «Сестринское дело»

ст.Шентала,2012 год.

Рассмотрена и утверждена на заседании  ЦМК  «Общих гуманитарных, социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин»

Протокол № ________от

«____»______________20___г.

Председатель ЦМК

Мутыгуллина М.Б. -----------------

Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и  уровню подготовки выпускников по специальности  060501.51 «Сестринское дело»

Зам. директора по УР

«____»____________20___ г.

________________Е.В. Курганская

Разработал преподаватель :    Серикова Т.Н.

Методическая разработка открытого  внеаудиторного занятия  по дисциплине «Биология»

Тема:

 «Био КВН»

Цели

Образовательные:

  • Систематизировать фактические знания о строении клетки растений и животных, прокариот и эукариот, о функциях основных органоидов клетки, ядра, мембран;
  • Проверить сформированность знаний студентов  по разделу «Учение о клетке»

Развивающаяся:

  • Развивать у студентов умение сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление, речь – словарный запас биологических знаний, развивать образное мышление, творческие способности, умение отстаивать свою точку зрения.

Воспитательная:

  • Воспитывать интерес к дисциплине биология, воспитывать требовательность к себе, настойчивость, артистические качества, чувства коллективизма, взаимовыручки.

Тип занятия:

Повторение и контроль  знаний и умений по теме: «УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ»

Вид занятия: Конкурс

Оборудование:

Таблицы «Строение растительной клетки»;

«Строение живой клетки»;

 дидактический материал;

материал для моделирования клетки;

проектор;

ноутбук;

экран

Страна, с названьем «клетка»

В огромном мирозданье

Как капля у пипетки

В глубоком океане.

Размеры ей малы даны

Но нет важней другого

Ведь в ней то и заключены

Все принципы живого.

                  Преподаватель: Здравствуйте, дорогие коллеги, студенты! Сегодня речь пойдет о клетке. Мы завершили изучение раздела «Учение о клетке» ,. Мы знаем, что цитология – это наука о клетке, а клетка – это структурная и функциональная единица жизни на Земле. На протяжении предыдущих занятий мы узнали  много нового о сложном строении клетки, об истории её открытия и создании клеточной теории.

                 На сегодняшнем занятии мы должны подвести итоги нашей работы, обобщить материал, кратко вспомнить историю развития клетки и создание клеточной теории, доказать, что клетка – структурная единица жизни на Земле, повторить строение органоидов клетки. Наше занятие мы проведем в форме конкурса между двумя командами. Конкурсная программа состоит из   11 туров. Для оценивания  заданий разработаны   критерии, а оценивать задания будет жюри из 3 человек.

Ход мероприятия

Тур 1.Представление  команд.

Тур 2  Разминка.

Тур 3  Домашнее задание

Тур 4. Конкурс «ТЕРМИНЫ»

Тур 5.  Конкурс «Кто лучше знает строение клетки».

Тур 6 Конкурс «Водохлеб»

Тур 7 .    -«Конкурс капитанов»- . – «Нумератор»  

Тур 8  Конкурс болельщиков

Тур 9 конкурс -тест

Тур10. Подведение итогов, награждение победителей.

Сегодня мы будем свидетелями баталий между командами «Рибосомы» и «Хромосомы».

        Команды заходят в аудиторию под музыку и аплодисменты болельщиков.

Преподаватель: Помогать нам в разрешении споров и оценивать предстоящие конкурсы будет уважаемое жюри:

Курганская Е.В. – зам директора по УР

Чернова З.К. –зам директора по УВР

Бурлягина М.В – методист

Бекбулатов Р.А. –зав отделением

Зайцев В.В. – преподаватель химии

Итак, первый тур нашей встречи!

                          Тур 1 -    Конкурс «Представление команд».

Прошу капитанов команд подойти к столику жюри для жеребьевки.

Капитаны выбирают карточки с № 1 и № 2.

Команды приветствуют друг друга.

Команда  «РИБОСОМЫ» -              Конкурс: «Расшифруй название команды».

Мы команда рибосом

Нам противник нипочем

Функция у нас сложна

Без белков мы никуда

Обращение к соперникам

Соревноваться рады с вами

Мы юмором, и смехом, и делами.

Мы вас приветствуем, друзья!

Без юмора и смеха жить нельзя!

Команда «Хромосом»

Представление команды

И хорошо ,что мы назвали

команду нашу «хромосомы»

Нас только 6 ,но мы готовы  играть за 46

Обращение к соперникам

Синенький скромный платочек,

Дарим на память мы вам,

Вы не ревите, слезы утрите,

Коль проиграете нам...

2 тур  «Разминка»

В течение 2 минут команды одновременно должны дать ответы на  10 вопросов.(ответы оформляются на листах)

 Вопросы команде № 1»Рибосомы» (слайд 3).

 1. Организм способный жить без кислорода? (Анаэроб)

2. Органоиды клетки, синтезирующие белки? (Рибосомы)

3. Наука о тканях? (Гистология)

4. Организм, питающийся готовыми органическими веществами? (Гетеротроф)

5. Органоид, который называют «энергетическая станция клетки»? (Митохондрия)  

6.Вещества плохо растворимые в воде? (  гидрофобные )

7. Кто первым наблюдал клетку ?(Р.Гук)

8.Сколько   кДж энергии выделяется при окислении 1 грамма белка?(17.6)  

9. Хранение, передачу наследственной информации и использование ее в процессе биосинтеза белка, осуществляет? (ДНК).

 10.Название углевода присутствующего в меде, фруктах? (фруктоза)

Вопросы команде № 2 «Хромосомы» (слайд 3).

 1. Организм, способный жить только с кислородом? (Аэроб)

2. 1 группа химических элементов входящих в состав клетки? (Н,О,С,N)

3.Органоид, содержащий генетическую информацию клетки? (Ядро)

4.Вещества хорошо растворимые в воде ?(гидрофильные)

5.Имя ученого открывшего в клетке ядро?.(Р.Броун)

6. Раздел биологии, изучающий зародышевый период развития? (Эмбриология)

7.  Что является мономерами белков ? (аминокислоты)

8. Состав сахарозы?(глюкоза .фруктоза)

9.  Сколько   кДж энергии выделяется при расщеплении 1 грамма жира? (38.9)  

 10. Какой принцип лежит в основе репликации ДНК? (комплементарности)

Эталон ответа на задание №1:

Вопросы команде № 1

 1. Анаэроб

2. Рибосомы

3. Гистология

4. Гетеротроф

5. Митохондрия  

6.  гидрофобные

7. Р.Гук

8.17.6  

9., ДНК).

10.фруктоза

Вопросы команде № 2

 1. Аэроб

2. Н,О,С,N

3.Ядро

4.гидрофильные

5.Р.Броун

6. Эмбриология

7.  аминокислоты

8. глюкоза .фруктоза

9.  38.9  

10.комплементарности

Тур 3. Домашнее задание.

Командам надо было приготовить презентацию отражающую историю знаний о клетке. (команды по очереди представляют свои презентации).

Тур 4.  Конкурс "Термины". 

Условия: преподаватель читает определения ,  студенты записывают ответы(термины) на листе. После окончания диктовки по одному участнику от каждой команды выходят к столу жюри, где проводится проверка их работ.

 Задания: 
1. Наука изучающая жизнь во всех ее проявлениях: строение и развитие организмов, их функции, взаимоотношения друг с другом и с окружающей природой.  (Биология) 
2. Наука о грибах (микология) 
3. Клетки более мелких размеров и не имеющие ядра ( прокариоты)

4. Процесс пожирания инородный тел лейкоцитами (фагоцитоз) 
5. Белки  это полимеры, их составными единицами(мономерами) являются..? (аминокислоты) 
6. Простые углеводы  (моносахариды) 
7. Молекула состоящая  из двух цепей закрученных в спираль одна вокруг другой (ДНК) 
8. Клеточный сок (кариоплазма) 
9.Мелкие частицы, не имеющие мембранной структуры состоящие из двух субъединиц: большой и малой  (рибосома)
10..Самоудвоение молекулы ДНК (репликация) 

Эталон ответа на задание №4.
1.  биология 
2. микология 
3.  прокариоты

4. фагоцитоз 
5. аминокислоты 
6. моносахариды 
7. ДНК 
8. кариоплазма 
9.рибосома
10..репликация 

Тур 5.   «Кто лучше знает строение клетки».

Каждая команда  получает карточку с изображением клетки. Необходимо сделать надписи к основным органоидам клетки..

Тур 6 .

Конкурс  - «ВОДОХЛЕБ»        

Преподаватель  - какого вещества в клетке  - больше всего? (воды – 70-80%

) представляем вашему вниманию конкурс  «ВОДОХЛЕБ»

От каждой команды приглашается один участник – задача конкурса кто быстрее выпьет воду……

Тур7.    -«Конкурс капитанов»- . – Нумератор  

     К каждому понятию, приведенному в левой колонке, подберите соответствующее определение в правой      Раздаются карточки с нумераторами.

I. Клеточная мембрана

а. Носитель наследственной информации

II. Цитоплазма

б. Внутренний слой оболочки.

III. Ядро

в. Система внутриклеточных мембран, канальцев, полостей

IV. Рибосомы

г.Временные образования в клетках.

V. Митохондрии

д. Органоиды растительных клеток

VI. Лизосомы

е. «Растворители» чужеродных белков и бактерий.

VII.Эндоплазматическая сеть

ж. Внутреннее полужидкое содержимое клетки

VIII. Пластиды

з. «Энергетические станции клетки»

IX. Включения

и. Места синтеза белков.

Эталон ответа: I - б, II - ж, III - а, IV - и, V - з, VI - е, VII - в, VIII - д, IX - г.

Тур 8 . Конкурс болельщиков.

На слайде  (5)

Из букв слова «дезоксирибоза», составить максимально возможное число слов (имена существительные, в единственном числе, нарицательные, без сокращений)

Тур 9.  

Конкурс Тест

(Каждая команда получает задания  в  виде тестов и отвечает)

ТЕСТ. СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ

1команда

1). Синтез АТФ осуществляется в:

1 - рибосомах

2 - митохондриях

3 - лизосомах

4 – ЭПС

     2). Рибосомы - органоиды клетки, отвечающие за:

1 - расщепление органических веществ

2 - синтез белка

3 - синтез АТФ

4 – фотосинтез

     3). Аппарат Гольджи отвечает за:

1 - транспорт веществ по клетке

2 - перестройку молекул

3 - образование лизосом

4 - верны все ответы

   4). Каких компонентов НЕ содержат митохондрии:

1 - ДНК

2 - рибосом

3 - складок внутренней мембраны (крист)

4 – ЭПС

    5). Хлоропласты - это органоиды:

1 - содержащие хлорофилл

2 - имеющие собственную молекулу ДНК

3 - осуществляющие фотосинтез

4 - верны все ответы

      6). К двумембранным органоидам относятся:

1 - ядро и комплекс Гольджи

2 - ядро, митохондрии и пластиды

3 - митохондрии, пластиды и ЭПС

4 - пластиды, ядро и лизосомы

      7). Лейкопласты - это:

1 - бесцветные пластиды

2 - энергетические станции клетки

3 - окрашенные пластиды

4 - органоиды только животных клеток

     8). К одномембранным органоидам относятся:

1 - пластиды и ЭПС

2 - митохондрии и аппарат Гольджи

3 - вакуоли и ядро

4 - ЭПС, аппарат Гольджи, вакуоли

    9). Только для растительных клеток характерны:

1 - клеточная стенка из целлюлозы, пластиды, митохондрии

2 - рибосомы, пластиды, крупные вакуоли

3 - ЭПС, аппарат Гольджи, пластиды

4 - пластиды, клеточная стенка из целлюлозы, крупные вакуоли

    10). К пассивному транспорту через мембрану относится:

1 - диффузия

2 - пиноцитоз

3 - фагоцитоз

4 - калий-натриевый насос

   2 команда

    1). Лизосомы - это органоиды, которые:

1 - осуществляют фотосинтез

2 - содержат ферменты, расщепляющие органические вещества

3 - синтезируют белки

4 - синтезируют АТФ

  2). Мембрана имеется:

1 - только у растений

2 - у грибов и бактерий

3 - только у животных

4 - у всех организмов

    3). К эукариотическим относятся клетки:

1 - бактерий и вирусов

2 - растений и животных

3 - растений, животных и грибов

4 - бактерий, растений и животных

   4). Ядро клетки отвечает за:

1 - синтез АТФ

2 - хранение, передачу и реализацию наследственной информации

3 - синтез и транспорт веществ

4 - хранение генетической информации и синтез АТФ

    5). В животной клетке отсутствуют:

1 - митохондрии

2 - хлоропласты

3 - рибосомы                                                            

4 – ядро

      6). Гладкая эндоплазматическая сеть осуществляет:

1 - транспорт углеводов и липидов;

2 - транспорт белков

3 - синтез АТФ; 

4 - транспорт воды и минеральных солей

       7). Митохондрии и пластиды сходны между собой, так как:

1 - имеют одномембранное строение

2 - имеют ДНК и могут делиться

3 - участвуют в фотосинтезе

4 - содержат хромосомы

      8). К немембранным органоидам относятся:

1 - ЭПС и аппарат Гольджи

2 - рибосомы и центриоли

3 - пластиды и центриоли

4 - митохондрии и рибосомы

         9). Гранулярная эндоплазматическая сеть:

1 - транспортирует липиды

2 - участвует в синтезе и транспорте белков

3 - транспортирует углеводы

4 - участвует в синтезе и транспорте углеводов и липидов

       10). Центриоли - это органоиды, которые:

1 - участвуют в делении клетки    

2 - входят в состав клеточного центра

3 - имеют форму цилиндров                                  

4 - верны все ответы

Ответы:

1) 2;     2) 2;    3) 4;    4) 4;     5) 4;   6) 2;   7) 1;      8) 4;    9) 4;  10)  1;

1) 2;   2) 4;  3) 3;   4)  2;   5)  2;     6) 1;     7)  2;      8)  2;          

                9) 2;    10) 4.

Тур 10. –рефлексия……

Команды выходят на сцену и вместе читают прощальные строки:

Наш КВН на этом не закончен,

Находчивыми будем мы всегда.

Сдружились мы на КВНе очень

И если проиграли  - не беда!

А за жизнь на планете — каждый в ответе!

                                           Использованная литература:

1. И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Н.М.Чернова «Биология 9 класс», М., «Вентана-граф», 2008.

2.»Общая биология» под ред.Д.К.Беляева, Г.М.Дымшица, М., «Просвещение», 2006.

3.В.Б.Захаров, С.Г.Мамонтов, В.И.Сивоглазов «Биология» М.,»Школа-пресс»,1996.

приложение

Работа жюри.

№ тура

Команда «Рибосомы»

Команда «Хромосомы»