Экологический брейн-ринг.Земля-наш дом
презентация к уроку по биологии (9 класс) по теме

Пугина Татьяна Александровна
Обобщить, закрепить и углубить экологические знания учащихся, полученные на уроках естественного цикла через развитие творческих способностей учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

                       Экологический брейн-ринг

Земля-наш общий дом

Цель: обобщить, закрепить и углубить экологические знания учащихся, полученные на уроках естественного цикла через развитие творческих способностей учащихся.

Задачи:

  • учебно-образовательные: мотивировать школьников к самообразованию, изучению естественнонаучных дисциплин, способствовать формированию знаний о природе, ее закономерностях;
  • учебно-воспитательные: продолжать формирование у учащихся чувства ответственности за состояние окружающей среды; развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, способствовать сплочению детского коллектива;
  • учебно-развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умения решать задачи, рассчитанные на сообразительность
  • развивать речь учеников, познавательную активность

Структура занятия:

  1. Организационный момент (1 мин).
  2. Вступление (4 мин).
  3. Основная часть – показ «моделей» (15 мин) и интеллектуальная разминка (10 мин).
  4. Заключительная часть (8 мин).
  5. Подведение итогов, награждение победителей и участников конкурса (8 мин).

Оборудование: магнитофон, аудиокассеты с записями музыки по теме, диск с презентацией экологических акций, интерактивная доска, компьютер, плакаты на экологическую тему, выставка экологической литературы, живые объекты природы и муляжи.

Рекомендации к проведению мероприятия:

Сначала составляется общий план мероприятия. В него целесообразно включить ряд вопросов:

  1. Формирование списка участников
  2. Определение состава жюри.
  3. Подготовка грамот и дипломов за участие в мероприятии.
  4. Организация театрализованного представления.
  5. Подготовка вопросов и заданий на интеллектуальную разминку.

отдельные конкурсы и идеи были взяты из публикации в журнале «Биология в школе»: Еремина Г.В.,.Кадочникова Е.Н. Свалка по имени Земля. Экологический эрудицион. /  Биология в школе. № 4 –1998.

Оформление зала. (На сцене яркое панно:

атласные ленты соответствующих цветов изображают радугу, в технике бумагопластики объёмные цветы, бабочки.      На стенах плакаты:

“Земля наш дом”, “ Я люблю тебя планета”, “Живи со мной дружно, моя земля” , изготовленные воспитателями, детьми и родителями. На участке убрали мусор и старую листву во время субботника.

Приглашение гостей: учителей образовательного учреждения, сотрудников управления образования, отдела экологии и природных ресурсов, средств массовой информации и местного телевидения.

Домашнее задание: изготовить модель одежды из твердых бытовых отходов и определить концепцию модели.

Рекомендации к проведению мероприятия:

15 апреля (13)«День экологических знаний»

22 апреля (23)«День Земли»

Здравствуйте, дорогие ребята. Я приветствую всех собравшихся в этом зале. Наша игра необычная - она экологическая и посвящена одной из самых актуальных тем - загрязнению планеты Земля.

Сегодняшнее население Земли - общество суперпотребителей. Подсчитано: на каждого из нас в год затрачивается 20 т сырья, правда, большая его часть - 97% -идет... в отходы. Львиная доля потребления, а значит и отходов, приходится лишь на несколько десятков развитых стран. Более того, современная экономика поощряет расточительство. 20 лет назад автомобили пробегали 250 тыс. километров практически без поломок, а сегодня если на спидометре машины 120 тыс. километров, она кандидат на свалку. Новые виды товаров, новые марки - покупай, покупай, покупай... А старые, но вполне еще годные вещи выкидываются.

Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии экономики и культуры быта люди еще долго обречены жить среди этих рукотворных памятников своей беззаботности.

Звучит песня :  «Даль великая…»и показываются слайды о природе

(4м 40сек)

1 ведущий

SOS -международный радиосигнал бедствия. Его подают с тонущих кораблей.

Теперь мольба о спасении раздается не только с тонущих кораблей. Все чаще в природе звучит этот сигнал.

- Остановись! Одумайся! – шепчет человеку лес.

2 ведущий

- Из недр земли вдруг вырвался
И прозвучал над нивами, лесами
Тяжелый вздох. В нем все:
Тоска и боль, Любови пламя.

Тревожный танец «Земля в опасности»(девочки в костюмах огня и мусора)

Выходит Земля(грязная)

- Я Земля! Я — в беде!
Взгляните, люди, на меня:
Пылаю я в дыму огня.
Меня взрывают, роют, жгут.
Меня совсем не берегут

Бутылки, банки, коробки.
Погибну скоро я с тоски.

Услышьте голос мой родной

Я плачу дождевой слезой

Я задыхаюсь, не молчу

Землетрясениями кричу.
Я гневаюсь раскатом грома.

Хочу быть чистой и здоровой! (Земля уходит)

Музыка   Медленная о земле

  На фоне музыки по очереди выходят учащиеся в черном и говорят речь.

  1. Вот это лес, ребята, это красотища!
  2.  Глядите, дуб! В обед - сто лет! А может – тыща! 
  3. А ну-ка, свалим этот дуб одним ударом! В лесу всего полно, и все – задаром!
  4. Ну, с этими учеными – умора! Чего стесняться, ведь живем у моря!
  5. Лови, тащи, нащупывай радаром! В морях всего полно, и все – задаром!

6.Каждый день приносит сообщения о новых катастрофах в природе, о новых человеческих трагедиях. Все это говори т о надвигающейся ...

Все: КА-ТА-СТРО-ФЕ (демонстрируют слово)написать

Ведущий:

А дальше сказка непростая,

Хоть всем знакомая такая.

Отгадайте-ка загадку:

Покатился без оглядки

Через поле и лесок

Наш румяный (колобок)


Играет музыка «Голубой вагон», выходит колобок и катится. Навстречу заяц. Весь перебинтованный.


Ведущий: Ох-ох-ох…Не дай Бог…

Что за запах аппетитный?

Колобок?! Так поедим!

Стой, ни с места!

Ох-ох-ох…(стонет)


Колобок: Ты чего это косой?

И побитый и хромой…


Заяц: Есть, кругляш, у нас такие,

Кто вчера здесь отдыхал.

А потом бутылками пустыми

По кустам, прицелившись. Стрелял.

А я как раз под кустиком лежал _

Ну…культурно отдыхал.


Колобок: Вот беда, а что потом?


Заяц: Что? Ты даже не поверишь!

Мусор, грязь, осколки, банки,

Целлофан, бумаги, склянки.

Это ж надо же подумать!

Это разве были люди.

Ведь поранятся зверята,

Несмышленые ребята.

Ты катись-ка лучше друг,

Всех предупреди вокруг.

звучит музыкальный фрагмент из песни И. Николаева « Расскажите, птицы» в исполнении А. Пугачевой.

 «МОЗГОВОЙ ШТУРМ»

I тур «Что мы выбрасываем»

Вопросы: 1. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:

  1. Пластмасса

2.  Стекло

3. Металл

2. Мировыми рекордсменами по количеству бытовых отходов является жители:

  1. Москвы
  2. Лондона
  3. Нью-Йорка

3. Выброшенную бумагу « съедят» невидимки – микробы за:

  1. 1 – 2 года.
  2. 5 –8  лет
  3. 20 и более лет.

4.Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения :

  1. 10 лет
  2. 50 лет
  3. 100 лет и более.

II тур «Устами юных экологов»

На смекалку.

 -Дикое  хищное  животное  с  пушистым  рыжим  хвостом.(лиса)

-Птичий  домик.(гнездо)

-Дерево-символ нашей русской земли.( берёза)

-Ночная  птица.(сова)

-Нос  птицы.(клюв)

-Ребёнок кошки.(котёнок)

-Курица  мужского  рода.(петух)

-Кто  спит  под  своими  ушами.(заяц)

-Какую  траву даже  слепые  знают.(крапива)

-Зимнее  логово  медведя.(берлога)

-Вертится,  стрекочет,  весь  день  хлопочет.  Что  за  птица? (сорока)

-Колобок,  обросший  иголками.(ёжик)

-Кто  из  обитателей  болота  стал  женой  Ивана-царевича?(лягушка)

-Из  какого  дерева  делают  спички?(осина)

-Что  снесла  курица?(яйцо)

-В  воде  купался,  сухим  остался.(гусь)

-Какая  рыба  в  праздники  надевает  шубу.(селёдка)

-Кто  бежит  задними  ногами  вперёд?(заяц)

-У  кого  уши  на  ногах? (у  кузнечика)

-Что  теряет  лось  каждую  зиму?(рога)

-Что  случается  с  пчелой  после  того,  как  ужалит?(умирает)

-Двоюродные  братья  зайцев.(кролики)

-Какая  птица  выводит  птенцов  зимой?(клёст)

-Какая  рыба  к  старости  становится  горбатой?(горбуша)

-Кто  может  пить  ногой?(лягушка)

-Чем  больше  колец,  тем  старше  жилец.(дерево)

-Маленькая,  лёгонькая,  а  за  хвост  не  поднимешь.(ящерица)

-Кто  спит  вниз  головой?(летучая  мышь)

-У  кого  самый  чуткий  «нос»?(у  бабочки).

2 тур

  1. Его производит обыкновенная корова.
  2. В небольших количествах он очень полезен.
  3. Когда его слишком много, это становится настоящим бедствием.
  4. При попадании в водоемы он разрушается, рыбы и другие водные животные начинают задыхаться.
  5. Его необходимо компостировать.

( Навоз.)

  1. У меня очень много игрушек сделано из нее.
  2. Она бывает разноцветной, и ее очень трудно сломать.
  3. Предметы, изготовлены из нее, мало весят.
  4. Если ее поджечь, то появляется много черного дыма.
  5. Ее нельзя выбрасывать, так как она сама по себе в природе не разлагается.

( Пластмасса)

  1. Ее изобрели китайцы.
  2. У нас ее получают из дерева.
  3. Она легко горит.
  4. Из нее получается очень много мусора.
  5. На ней обычно рисуют и пишут.

(Бумага)

  1. Его делают из песка.
  2. Чаще всего оно прозрачное.
  3. Когда падает, оно разбивается.
  4. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.
  5. Брошенное в лесу, оно может стать источником пожара.

( Стекло.)

  1. Этого почти не видно.
  2. Этого очень много в промышленном городе, где работают фабрики и заводы.
  3. От этого у людей бывает астма, бронхит, рак.
  4. Это могут собрать на свои листья зеленые растения.
  5. В городе, где этого много, не растут лишайники.

( Газовые отходы.)

  1. Это получается, когда становится старым или ломается.
  2. Это можно увидеть везде – в городе, в деревне, даже вдоль дорог.
  3. Это можно сдать и получить деньги.
  4. Из этого можно сделать что-то новое.
  5. Это бывает цветным, и за  него можно получить деньги.

( Металлолом.)

  1. Всегда черного цвета.
  2. Этого много в городе, особенно где есть заводы и фабрики
  3. Это очень вредно.
  4. У человека вызывает болезни, а одежда делается грязной.
  5. Этого много при горении.

(Сажа)

  1. Это то, без чего уже не можем прожить.
  2. Этим мы пользуемся каждый день.
  3. Когда это попадает в воду, то образуется много пены.
  4. Это убивает рыбу в воде, растения на земле.
  5. С помощью этого все становится чище.

(СМС)

  1. Это легче воды.
  2. Это может плавать на воде и не тонет.
  3. В речке этого много, когда в ней моют машины.
  4. Это мешает дышать  рыбам.
  5. Это надо удалять с поверхности воды.

( Машинное масло.)

3  тур. « Дизайн – проект» Мусорные платья

От каждого класса на наш конкурс прибыли представители гламурной моды из мира экологии. Согласно жеребьевке конкурс открывает:

1.

2.

3.

4.

5.

Vтур. «Дальше, дальше»

  1. На Руси эти цветы считались символом непорочности и чистоты, поэтому их часто дарили невестам. Как они называются? (лилии)
  2. Какое болотное растение можно использовать вместо ваты? (мох сфагнум)
  3. Плоды какого растения содержат витамин С? (шиповник, смородина).
  4. Ветви и листья этого дерева являются олицетворением силы, долголетия, здоровья. Это дерево – одно из лесообразующих пород Северного полушария.  (дуб)
  5. Какие растения нашего края, несмотря на их ядовитость, являются лекарственными? (ландыш, крушина, белена, багульник и др.)
  6. Какая трава 99 болезней лечит? (зверобой)
  7. Какие лекарственные растения связаны с названиями животных? (медвежье ушко, кошачьи лапки, кукушкины слезки, волчье лыко и др.)
  8. Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? (приложить лист подорожника)

Ведущий.  Эрудицион заканчивается. Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности! Другого нам не дано. Земля с ее биосферой – величайшее чудо, она у нас одна. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня.

Стали люди сильными, как боги,

И судьба Земли у них в руках.

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно освоили планету,

Широко шагает новый век.

На земле уж белых пятен нету,

Черные сотрешь ли, Человек?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, ВОСПИТАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ В РАМКАХ НАУЧНО-УЧЕБНО-КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

В данной работе автор - Украйченко А.А. представляет непрерывное экологическое образование в рамках центра "Экологическое краеведение"...

Брейн-ринг «ЗЕМЛЯ В ИЛЛЮМИНАТОРЕ», посвящённый 55-летию полёта Ю.А.Гагарина в космос

Методическая разработка и презентация, посвящённая достижениям освоения космического пространства. Познавательные конкурсы....

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический проект Круглый год - экологических забот

Областной конкурс юношеских прикладных экологических проектов Номинация: Формирование экологической культуры населения Экологический  проект  Круглый год - экологических забот....

Брейн-ринг "Земля-наш общий дом"

Расширение кругозора учащихся; проявлять знания и логику в решении заданий; прививать интерес к науке географии...

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Развитие экологической культуры школьников на основе создания МОДЕЛИ ЦЕНТРА нравственно-экологического воспитания детей и подростков «ЭКОС- экологическое содружество»

Рузский район – «жемчужина Подмосковья». Край плодородной земли, зеленых просторов лесов, прозрачных озер и кристально-чистого воздуха.Человек, увы, не всегда живет по законам разума...

Программа городского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа»

ПРОГРАММАгородского открытого экологического семинара «Инновационные формы экологического образования в решении экологических проблем автономного округа» в рамках региональной экологическо...

Брейн-ринг Земля и Вселенная

Презентация к уроку или внеклассному мероприятию...