Обобщающий урок биологии 6 класс по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений»
методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

Мехрякова Светлана Михайловна

Обобщающий урок биологии для обучающихся 6 класса. Данный урок построен на системном подходе изучения биологии, и позволяет повторить и обобщить не только биологические понятия по теме, но и подвести учащихся к пониманию значимости общебиологических понятий, таких как уровни организации живого, взаимосвязь строения и функций тканей и органов, взаимосвязь организма и окружающей среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_bio_6_kl.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

учитель биологии

Мехрякова Светлана Михайловна ,

МБОУ «СОШ №2»

г. Саянск,  Иркутская область

Обобщающий урок биологии 6 класс по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений»

 Задачи урока:

 Систематизировать  знания учащихся об основных процессах жизнедеятельности растений;

обобщить знания о питании, дыхании, об испарении воды растением;

систематизировать  знания о взаимосвязи органов и процессов жизнедеятельности в растительном организме,  что растение – целостный организм, в котором все процессы жизнедеятельности взаимосвязаны и взаимообусловлены;  

развить представления  о влиянии факторов окружающей среды на  процессы жизнедеятельности растений .  

продолжить работу по формированию и развитию  умения обобщать , выделять   главное, делать выводы, работать с таблицами, схемами, текстом учебника.

тип урока : обобщающий

методы и приемы работы: беседа, самостоятельная работа, работа с таблицей и схемой.

 Ход урока:

1. ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ

Учитель вместе с обучающимися ставит цель урока:

 Обобщить знания о процессах жизнедеятельности растения, выявить взаимосвязи этих процессов между собой и с окружающей средой. – на доске.

Как вы считаете, какие понятия нам сегодня пригодятся. Ответы учащихся записываем на доске. И в  ходе урока  обращаться к списку и может его дополнять.  ( рюкзачок - возьмем с собой в дорогу)

Общебиологические понятия:

  • Уровни организации живого ( клетка – ткань – орган – система органов – организм)
  • Взаимосвязь строения и функций тканей, органов
  • Взаимосвязь процессов жизнедеятельности растений с факторами окружающей среды.

Опорные знания:  питание: почвенное, воздушное; фотосинтез, дыхание;

 экологические группы растений; размножение;  развитие и рост;

суточные и сезонные ритмы, экологические факторы;

 внешнее и внутреннее строение листа, стебля, цветка, их функции.

1. Процессы жизнедеятельности и органы растительного организма .

Взаимосвязь между ними.

 Предлагаем учащимся, используя имеющиеся знания, сведения из учебника,  самостоятельную работу. Результаты работы они фиксируют в таблице :

организм

 

Процессы жизнедеятельности растений

фотосинтез

дыхание

испарение

размножение

рост и развитие

орган

Органы, в которых протекает процесс.

ткань

  Ткани, осуществляющие процесс.

клетка

Клетки, участвующие в процессе.

 Другие органы, от которых зависит протекание процесса.

 Проводим фронтальную проверку выполнения задания, постоянно обращая внимание  учащихся на первый столбец таблицы - уровни организации живого :

 организм – орган  – ткань - клетка.

После акцентируем внимание учащихся на последней строке таблицы.

На доске предлагаем учащимся составить схему взаимосвязи органов, от которых и в которых протекает процесс жизнедеятельности, обосновывая ответы примерами:

(Примерная схема, которая должна получиться):                                              

Корень                                                     Цветок

                            Побег

В конце первой части подводим учащихся к выводу  о том, что растение – целостный организм, в котором все процессы жизнедеятельности взаимосвязаны и взаимообусловлены.

2.  Влияние условия среды   на процессы жизнедеятельности растений.

фронтальная беседа -  В чем проявляется взаимосвязь живой и неживой природы?  

В ответах ребята могут использовать примеры, записанные в таблице.

Данная таблица заполнялась учащимися  самостоятельно по ходу изучения темы.

Условия среды

Процессы жизнедеятельности растений

фотосинтез

дыхание

испарение

размножение

рост и развитие

Свет

Влага ( вода)

Тепло

Воздух

Сезонная периодичность

Суточная периодичность

 

На данном уроке мы обсуждаем результаты проделанной самостоятельной работы каждым учащимся, делаем общие  выводы и корректируем записи.

По окончанию работы с таблицей предлагается сделать общий вывод, содержащий ответ на вопрос:

 Как условия среды влияют на процессы жизнедеятельности растений?

В конце урока  внимание учащихся снова обращаем на список опорных понятий, с которыми они познакомились в ходе изучения всей темы.

 И предлагаем на отдельных листочках выполнить самостоятельную работу ( ответить на один из вопросов –  на какой сможет) :

  • Когда и зачем применяют искусственное освещение для выращивания растений?
  • Осеннее изменение окраски листьев – это физиологическая реакция или результат разрушающего действия неблагоприятной среды?
  • В какое время дня следует поливать растение? Почему?
  • Почему , ни один самый крупный или мелкий цветок в букете,… поставленном в воду, не образует зрелого плода?

2. ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА.

3.  РЕФЛЕКСИЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 6кл. Основные процессы жизнедеятельности растений

Урок обобщения и систематизации знаний по основным процессам жизнедеятельности растений...

Контрольная работа по ботанике на тему "Основные процессы жизнедеятельности растений"

Данная контрольная работа представлена в виде разноуровневого теста  в 2 вариантах  (с ответами)...

Самостоятельная работа по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений».

Самостоятельная работа и готовые карточки по теме "Основные процессы Жизнедеятельности растений" 6 класс....

Самостоятельная работа на тему "Основные процессы жизнедеятельности: часть 1" (6 класс, биология)

Самостоятельная работа включает в себя вопросы по темам: минеральное питание, дыхание, фотосинтез, обмен веществ....

Кроссворд для закрепления темы «Основные процессы жизнедеятельности растений» для 6 класса.

Степень актуальности и значимости для образовательной практики: используя цифровые ресурсы на уроке, обучающимся легко получать/повторять/закреплять полученные знания в игровой форме. Одни и те ...