Главные вкладки

    Обобщающий урок биологии 6 класс по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений»
    методическая разработка по биологии (6 класс) по теме

    Мехрякова Светлана Михайловна

    Обобщающий урок биологии для обучающихся 6 класса. Данный урок построен на системном подходе изучения биологии, и позволяет повторить и обобщить не только биологические понятия по теме, но и подвести учащихся к пониманию значимости общебиологических понятий, таких как уровни организации живого, взаимосвязь строения и функций тканей и органов, взаимосвязь организма и окружающей среды.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_bio_6_kl.doc54.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    учитель биологии

    Мехрякова Светлана Михайловна ,

    МБОУ «СОШ №2»

    г. Саянск,  Иркутская область

    Обобщающий урок биологии 6 класс по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений»

     Задачи урока:

     Систематизировать  знания учащихся об основных процессах жизнедеятельности растений;

    обобщить знания о питании, дыхании, об испарении воды растением;

    систематизировать  знания о взаимосвязи органов и процессов жизнедеятельности в растительном организме,  что растение – целостный организм, в котором все процессы жизнедеятельности взаимосвязаны и взаимообусловлены;  

    развить представления  о влиянии факторов окружающей среды на  процессы жизнедеятельности растений .  

    продолжить работу по формированию и развитию  умения обобщать , выделять   главное, делать выводы, работать с таблицами, схемами, текстом учебника.

    тип урока : обобщающий

    методы и приемы работы: беседа, самостоятельная работа, работа с таблицей и схемой.

     Ход урока:

    1. ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ

    Учитель вместе с обучающимися ставит цель урока:

     Обобщить знания о процессах жизнедеятельности растения, выявить взаимосвязи этих процессов между собой и с окружающей средой. – на доске.

    Как вы считаете, какие понятия нам сегодня пригодятся. Ответы учащихся записываем на доске. И в  ходе урока  обращаться к списку и может его дополнять.  ( рюкзачок - возьмем с собой в дорогу)

    Общебиологические понятия:

    • Уровни организации живого ( клетка – ткань – орган – система органов – организм)
    • Взаимосвязь строения и функций тканей, органов
    • Взаимосвязь процессов жизнедеятельности растений с факторами окружающей среды.

    Опорные знания:  питание: почвенное, воздушное; фотосинтез, дыхание;

     экологические группы растений; размножение;  развитие и рост;

    суточные и сезонные ритмы, экологические факторы;

     внешнее и внутреннее строение листа, стебля, цветка, их функции.

    1. Процессы жизнедеятельности и органы растительного организма .

    Взаимосвязь между ними.

     Предлагаем учащимся, используя имеющиеся знания, сведения из учебника,  самостоятельную работу. Результаты работы они фиксируют в таблице :

    организм

     

    Процессы жизнедеятельности растений

    фотосинтез

    дыхание

    испарение

    размножение

    рост и развитие

    орган

    Органы, в которых протекает процесс.

    ткань

      Ткани, осуществляющие процесс.

    клетка

    Клетки, участвующие в процессе.

     Другие органы, от которых зависит протекание процесса.

     Проводим фронтальную проверку выполнения задания, постоянно обращая внимание  учащихся на первый столбец таблицы - уровни организации живого :

     организм – орган  – ткань - клетка.

    После акцентируем внимание учащихся на последней строке таблицы.

    На доске предлагаем учащимся составить схему взаимосвязи органов, от которых и в которых протекает процесс жизнедеятельности, обосновывая ответы примерами:

    (Примерная схема, которая должна получиться):                                              

    Корень                                                     Цветок

                                Побег

    В конце первой части подводим учащихся к выводу  о том, что растение – целостный организм, в котором все процессы жизнедеятельности взаимосвязаны и взаимообусловлены.

    2.  Влияние условия среды   на процессы жизнедеятельности растений.

    фронтальная беседа -  В чем проявляется взаимосвязь живой и неживой природы?  

    В ответах ребята могут использовать примеры, записанные в таблице.

    Данная таблица заполнялась учащимися  самостоятельно по ходу изучения темы.

    Условия среды

    Процессы жизнедеятельности растений

    фотосинтез

    дыхание

    испарение

    размножение

    рост и развитие

    Свет

    Влага ( вода)

    Тепло

    Воздух

    Сезонная периодичность

    Суточная периодичность

     

    На данном уроке мы обсуждаем результаты проделанной самостоятельной работы каждым учащимся, делаем общие  выводы и корректируем записи.

    По окончанию работы с таблицей предлагается сделать общий вывод, содержащий ответ на вопрос:

     Как условия среды влияют на процессы жизнедеятельности растений?

    В конце урока  внимание учащихся снова обращаем на список опорных понятий, с которыми они познакомились в ходе изучения всей темы.

     И предлагаем на отдельных листочках выполнить самостоятельную работу ( ответить на один из вопросов –  на какой сможет) :

    • Когда и зачем применяют искусственное освещение для выращивания растений?
    • Осеннее изменение окраски листьев – это физиологическая реакция или результат разрушающего действия неблагоприятной среды?
    • В какое время дня следует поливать растение? Почему?
    • Почему , ни один самый крупный или мелкий цветок в букете,… поставленном в воду, не образует зрелого плода?

    2. ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА.

    3.  РЕФЛЕКСИЯ


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок 6кл. Основные процессы жизнедеятельности растений

    Урок обобщения и систематизации знаний по основным процессам жизнедеятельности растений...

    Контрольная работа по ботанике на тему "Основные процессы жизнедеятельности растений"

    Данная контрольная работа представлена в виде разноуровневого теста  в 2 вариантах  (с ответами)...

    Самостоятельная работа по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений».

    Самостоятельная работа и готовые карточки по теме "Основные процессы Жизнедеятельности растений" 6 класс....

    Самостоятельная работа на тему "Основные процессы жизнедеятельности: часть 1" (6 класс, биология)

    Самостоятельная работа включает в себя вопросы по темам: минеральное питание, дыхание, фотосинтез, обмен веществ....

    Самостоятельная работа на тему "Основные процессы жизнедеятельности: часть 2" (6 класс, биология)

    Работа включает в себя задания по темам: размноение, рост и развитие....