изучение питания подростка.
творческая работа учащихся по биологии (10 класс) по теме

Федосеева Ольга Николаевна

 

Тезисы учебно-исследовательской работе

«Изучение питания подростка» учащейся 10 класса

МОУ ИРМО «Уриковская СОШ»

Дублёных Анастасии.

Посещая факультативные занятия по экологии « Культура здоровья человека» при изучении темы «Питания подростка»  мы ознакомились  с итогами последней диспансеризации школьников России. Среди болезней подростков распространёнными являются: язвенная болезнь гастрит, дисбактериоз, авитаминоз, избыточный вес.                                             Человек, являясь составной частью человеческого общества, существует в определённой окружающей среде. Из неё он получает все необходимые средства существования, и находится в сложных взаимосвязях.        При любом воздействии человека  научно – технический прогресс обратно влияет на здоровье каждого отдельного человека. И как следствие отсутствия экологически чистых продуктов. Уровень жизни в России растёт, а правильное питание, здоровое питание на сегодняшний день приобретает наибольшую актуальность.  Причинами чаще всего являются неправильное, нерациональное питание,  в последнее время на Российском рынке появился большой ассортимент продуктов – гамбургеры, супы быстрого приготовления, чипсы, газированные напитки, жевательные резинки, шоколадные батончики, фаст – фуды, сухарики , кириешки, которые пагубно влияют на организм подростка. Наблюдая за своими сверстниками, я вижу, что большинство подростков не задумываются о здоровом рациональном питании, предпочитая то, что вкусно тому, что полезно! Наша школа находится рядом с магазинами. Учащиеся постоянно приобретают «современные»  продукты для перекуса между уроками. Проблема здоровья меня заинтересовала

Цель моего исследования – изучение физиологических потребностей подростков в основных пищевых веществах, предложение рекомендаций по правильному питанию.

 Объект исследования  - питание подростка.

Предмет исследования - основные принципы  здорового питания подростков.

Гипотеза: Если бы учащиеся знали, что их здоровье зависит и от питания, то они серьезнее отнеслись к своему рациону питания.     

Для достижения поставленной цели нами выдвинуты следующие задачи:

·        Изучить литературу по данной теме, собрать факты, отображающие состояния данной проблемы;

·        Изучить организацию питания учащихся нашей школы;

·        Разработать рекомендации о правильном питании. Выступить на школьной конференции перед учащимся нашей школы.

Методы исследования:

·        Изучение литературы;

·        Анализ ,синтез и обработка экспериментальных данных;

·        Сравнение данных по входящей и повторной диагностике.

Общее представление о питании подростков нашей школы я получила при проведении социологического опроса по изучению потребительской корзины учащихся . Анкетированию по вопросам рационального питания.

Исследованию продуктов на наличие пищевых добавок. Анализу школьного меню.

На основании полученных данных сделала выводы : необходимо развивать культуру правильного питания у подростков нашей школы. Информировать учащихся, родителей ,работников столовой о физиологических потребностях подростков в основных пищевых веществах.

Мною были выработаны рекомендации по питанию подросткам по сохранению и укреплению здоровья:

·        Употребляйте только свежие ,качественные,  натуральные продукты .   Пусть ваше питание всегда будет разнообразным;

·         Включайте в рацион овощи, фрукты, крупы, молочные продукты,    рыбу, зелень, витаминные напитки и натуральные соки;

·        В обед употребляйте первые блюда – это стимуляторы работы рецепторов желудка.

·        Не переедайте. Это снижает работоспособность.

·        Обязательно при покупке продуктов обращайте внимание на состав, срок годности продукта и пищевые добавки (Е).

Эти рекомендации легко осуществимы - мы жители сельской местности. Здоровое питание дает нам силы, здоровье, обеспечивает гармоничный рост, полноценное развитие, предохраняет от заболеваний и помогает бороться с инфекциями. Откажитесь от «современных» продуктов питания.

Результаты моей работы могут использоваться для введения практической работы, на уроках здоровья (биологии, экологии, на классных часах) и родительских собраниях.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izucheniya_pitaniya_podrostka_vosstanovlen.doc640.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

«Уриковская средняя общеобразовательная школа»

Учебно – исследовательская работа

На тему:

«Изучение питания подростка»

Выполнила: Дубленых Анастасия

ученица 10 класса

Руководитель: Федосеева О.Н.

учитель биологии и химии

Иркутск, 2014

                

Оглавление

  1. Введение……………………………………………………………….…3-4
  2. Основная часть:

2.1.Рациональное питание – основа здоровья подростка…………..….5-6

2.2.Сбалансированое питание современного подростка…………..…..6-7

2.3. Социологический опрос. Изучение потребительской корзины учащихся 7 – 8 ………………………………………………………...……..8-9

2.4. Анкетирование по вопросам рационального питания……..……9-10

2.5.Проверка продуктов на наличие пищевых добавок…………….10-12

2.6.Анализ школьного меню……………………………………….…12-13

2.7.Обработка повторных результатов……….……………………...13-14

  1. Заключение……………………………………...……………………..14-15
  2. Используемая литература…………………………………………….…..15
  3. Приложения……………………………………………………………17-36

        

        

Введение

Посещая факультативные занятия по экологии « Культура здоровья человека» при изучении темы «Питания подростка»  мы ознакомились  с итогами последней диспансеризации школьников России. Среди болезней подростков распространёнными являются: язвенная болезнь гастрит, дисбактериоз, авитаминоз, избыточный вес.                                                         Человек, являясь составной частью человеческого общества, существует в определённой окружающей среде. Из неё он получает все необходимые средства существования, и находятся в сложных взаимосвязях.         При любом воздействии человека  научно – технический прогресс обратно влияет на здоровье каждого отдельного человека. И как следствие отсутствия экологически чистых продуктов. Уровень жизни в России растёт, а правильное питание, здоровое питание на сегодняшний день приобретает наибольшую актуальность.  Причинами чаще всего являются неправильное, нерациональное питание,  в последнее время на Российском рынке появился большой ассортимент продуктов – гамбургеры, супы быстрого приготовления, чипсы, газированные напитки, жевательные резинки, шоколадные батончики, фаст – фуды, сухарики Кириешки, которые пагубно влияют на организм подростка. Наблюдая за своими сверстниками, я вижу, что большинство подростков не задумываются о здоровом рациональном питании, предпочитая то, что вкусно тому, что полезно! Наша школа находится рядом с магазинами. Учащиеся постоянно приобретают «современные»  продукты для перекуса между уроками. Проблема здоровья меня заинтересовала, и я обратилась к своему учителю Федосеевой О.Н, мы определили тему «Изучения питания подростка».                Цель моего исследования – изучение физиологических потребностей подростков в основных пищевых веществах, предложение рекомендаций по правильному питанию.

Объект исследования  - питание подростка.                                                Предмет исследования - основные принципы  здорового питания подростков.                                                                                                Гипотеза: Если бы учащиеся знали, что их здоровье зависит и от питания, то они серьезнее отнеслись к своему рациону.                                Полноценность и сбалансированность пищевого рациона, максимальное его разнообразие, соблюдение правильного режима, достаточное, адекватное потребностям растущего организма поступление пищевых веществ и энергии, необходимых для нормального развития и сохранения здоровья.         Для достижения поставленной цели нами выдвинуты следующие задачи:

  • Изучить литературу по данной теме, собрать факты, отображающие состояния данной проблемы;
  • Изучить организацию питания учащихся нашей школы;
  • Разработать рекомендации о правильном питании. Выступить на школьной конференции перед учащимся нашей школы.

Методы исследования:

  • Изучение литературы;
  • Анализ и обработка экспериментальных данных;
  • Сравнение данных по входящей и повторной диагностики.

        

                                     

Основная часть

2.1. Рациональное питание – основа здоровья

подростка

В последние время динамично развивается наука о питании, появляется много статей, популярных книг, телепередач и проектов. Приступая к рассмотрению вопроса о рациональном питании подростка, я ознакомилась с литературой, на страницах которой освещаются проблемы питания подростка. Например, Кучма В. Р., Горелова Ж. Ю., Рапопорт И.К. пишут в своей работе об « Организации рационального питания как об одних из важнейших направлений оздоровительной работы в образовательных учреждениях» о том, что нарушение питания в этом возрастном периоде могут привести к серьёзным нарушениям жизнедеятельности организма.                                                Правильное (рациональное) питание играет большую роль в жизни подростка. Оно дает ему силы, здоровье, обеспечивает гармоничный рост, полноценное развитие, предохраняет от заболеваний и помогает бороться с инфекциями. Питание занимает ведущее место, поэтому еще с раннего детства важно обеспечить полноценное и правильно организованное питание, являющееся залогом его здоровья. Питание – это сложный процесс поступления, переваривания и усвоения пищевых веществ, которые являются важнейшей физиологической потребностью организма. Пища является единственным источником энергии и пластического материала, в ее состав входят так называемые незаменимые факторы питания (незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минеральные вещества и микроэлементы), которые не образуются в организме, но необходимы для нормального обмена веществ. В наше время дети подросткового возраста быстрее становиться самостоятельными, они живут в окружении школьных компаний. Окружающая среда постоянно подкидывает новые соблазны: широко рекламируемые шоколадные батончики, газированные напитки, даже пиво предлагаются именно им. И на гастрономические пристрастия тинэйджеров оказывают влияние уже не родители, а друзья и подростковые  группы. Редкие или беспорядочные приемы пищи, значительные по объему порции слишком горячая или холодная еда, обильный прием пищи перед сном, торопливость при приеме пищи, недостаточное ее пережевывание – это те нарушения, которые характерны для подростков.                                         Правильная организация питания школьников может помочь в решении очень многих проблем, возникающих именно в подростковый период. Сейчас особенно важно обеспечить организм всеми ресурсами не только для роста и развития, но также для возрастающих нагрузок в школе и для полового созревания.        

                                        

2.2.Сбалансированное питание современного

подростка

Рацион питания подростков должен удовлетворять потребности организма в энергии и пластическом материале, быть здоровым и сбалансированным. В отличие от младшего школьного возраста соотношение белков, жиров и углеводов должно составлять 1:1:4. Важное значение имеет разнообразие питания, включение в ежедневное меню как растительных, так и животных продуктов, служащих источниками разнообразных пищевых веществ. При организации питания школьников важно сочетание школьного и домашнего питания, позволяющего обеспечить регулярное поступление пищи в течение дня.                                                                                                         Средняя потребность в белке составляет у подростка около 100 г в сутки. При этом предпочтительно питаться белками животного происхождения, которые содержаться в мясе, птице, рыбе. Подросток должен получать ежедневно около 100 г жиров. При этом насыщенных жиров лучше избегать. Примерно 30% жиров должны составлять растительные, а остальные лучше получать из молочных продуктов, например, сливочного масла и сметаны. Подростку необходимо около 400 г углеводов в сутки. Если углеводов больше, чем необходимо организму, то из них образуются жиры - таким образом, появляются лишние жировые отложения в организме. Легкоусвояемые углеводы (сахар) должны составлять около 20 - 30% от общего количества углеводов. Рацион должен содержать достаточное количество пищевых волокон - не менее 15 - 20 г/сутки. Основная потребность в углеводах должна удовлетворяться за счет продуктов, богатых клетчаткой: зерновые, овощи и фрукты. Подростки употребляют примерно около двух литров воды в сутки: литр с питьем и литр с пищей. Полезно пить овощные и фруктовые соки. Употребление газированных напитков нежелательно, так как они не утоляют жажду, способствуют раздражению слизистой желудочно-кишечного тракта, могут стать причиной вымывания кальция из костей и зубов, часто вызывают аллергические реакции (консерванты, концентраты, красящие вещества, ароматизаторы, подсластители), способны вызывать микроожоги слизистой пищевода и желудка. Можно использовать минеральную воду, которую добывают из глубоких подземных источников, в ней содержатся минеральные соли и она достаточно чистая.                                                                                В подростковом возрасте также сохраняется 4 - 5 кратное питание, когда между основными приемами пищи проходит не более 4 часов. Питание в школе желательно сочетать с домашним питанием, чтобы рацион не был однообразным или недостаточным. В первую половину дня лучше съедать богатые животным белком продукты, а на ужин - молочно-растительные блюда (приложение 1).        Распределение калорийности питания в течение суток: завтрак - 25%, обед - 35 - 40%, школьный завтрак (полдник) - 10 - 15%, ужин - 25%.                                                                                                         Человек должен правильно питаться всегда. Но первый год жизни и переходный возраст — периоды, когда гармоничность развития в наибольшей степени зависит от питания.

2.3. Социологический опрос. Изучение

потребительской корзины учащихся 7 – 8 классов

Анализ потребительский корзины учащихся 7 – 8 классов (60 человек) (приложение 2) показал, что в рационе учащихся нашей школы преобладают мучные изделия, овощи, фрукты и соки. Редко встречаются такие продукты как, крупяные, молочные, мясные и рыбные. Мы выявили острый недостаток молочных продуктов, а ведь в  состав молока входят высококачественные белки, необходимые для нормального роста и развития, легкоусвояемые жиры, углеводы, витамины. Молоко богато кальцием и фосфором, который служит для формирования зубов и костей. Наконец, в нем содержится ряд незаменимых аминокислот, при участии которых происходит синтез гамма-глобулинов — особых соединений, обеспечивающих защиту организма от инфекции. Подросток должен получать ежедневно не менее двух стаканов молока или кефира, простокваши. Важно давать подростку и творог. Этот продукт наиболее богат полноценными белками, незаменимыми аминокислотами, а также солями кальция. Вот почему творог очень полезен в период интенсивного роста.                                                                                Любимыми блюдами у большинства опрошенных ребят  были кондитерские изделия, фрукты, овощи и напитки (кока-кола). Несомненно, и эти продукты играют важную роль в организме человека, но в большом количестве, например, кондитерские изделия нельзя употреблять, так как это может привести к ряду заболеваний, таких как сахарный диабет и ожирение. Не соблюдается основной принцип рационального питания – качественная  полноценность пищи в рационе. А вот напитки нужно употреблять в зависимости от  вида, в виде натуральных соков, компотов и витаминизированных напитков, а ни  кока – колу, так как  в её состав входит много пищевых добавок, которые отрицательно влияют на организм подростка. Активный ингредиент кока-колы - ортофосфорная кислота. Ее рН равен 2,8 за 4 дня она может растворить ваши ногти. Подумайте, что происходит с вашим организмом, если вы пьёте этот напиток практически каждый день?!                                                В рационе  почти не присутствуют         каши –  источник углеводов, рыба – белковый продукт, содержащий омега III кислот.                                        Снижением уровня потребления наиболее ценных в биологическом отношении пищевых продуктов, дефицитом полиненасыщенных жирных кислот, витаминов и микроэлементов, является причиной вышеперечисленных заболеваний.  Школьник должен получать такое количество пищи, которое не только компенсировало бы все энергетические затраты организма, но и обеспечивало бы его правильный рост и развитие. Эти затраты пополняются за счет питательных веществ, основу которых составляют белки, жиры и углеводы, а также витамины и минеральные соли.

2.4. Анкетирование по вопросам режима питания

Мы провели анкетирование по вопросам режима питания  среди 7 – 8 классов (60 человек) (приложение 3).

Мы предложили следующие вопросы:

  1. Сколько раз вы едите в день? (приложение 3(Диаграмма 1))
  2. Завтракаете регулярно?
  3. Ежедневно едите первые блюда?
  4. Плотно ли вы ужинаете?
  5. Время еды до сна.
  6. Едите ли вы ежедневно сырые овощи?
  7. Едите ли в промежутках между едой? Что?
  8. Разнообразно ли ваше меню в течение дня?
  9. Перекусываете ли вы на школьных переменах? Что?
  10. Питаетесь ли вы в школьной столовой?
  11.  Нравиться ли вам питаться в школьной столовой? (приложение 3           (Диаграмма2))

Анализируя результаты анкетирования по вопросам  питания, можно сделать выводы: 1) большинство учащихся не завтракают дома, меню не является разнообразным; 2) учащиеся в целом не удовлетворены системой организации питания в школе, их не устраивает ежедневное меню, не всегда нравится качество приготовленной пищи. Мы получили следующие ответы: невкусно, неразнообразно, еда всегда холодная, неорганизованно и бесконечные очереди. Учащиеся не желают кушать в школьной столовой.  Более 90% опрошенных подростков перекусывают между основными приёмами пищи, приобретая лакомства в магазине, причём в первой половине дня. Поэтому мы решили изучить этикетки этих лакомств на пищевые добавки.

2.5. Проверка продуктов на наличие пищевых добавок

        По данным социологического опроса учащиеся нашей школы между уроками употребляют: сухарики Кириешки, чипсы, пирожное, шоколад, газированные напитки, жевательную резинку. Что же такое пищевые добавки? Пищевые добавки - это природные или синтетические вещества, которые намеренно вносят в пищевые продукты для выполнения определенных технологических функций. Такие вещества называют также прямыми пищевыми добавками. Практически все уже знают, что пищевые добавки очень плохо влияют на организм человека, но без них человек уже не представляет своей жизни. Гамбургеры, чипсы, Кириешки, кока – кола и многое другое, это всё то, чем подростки предпочитают перекусить. Возможно, это вкусно, но вряд ли полезно. Мы провели проверку продуктов, которые подростки нашей школы  употребляют чаще всего и в больших количествах на состав пищевых добавок  (приложение 4). Изучая  состав исследуемых продуктов, мы нашли немало пищевых добавок, таких как

             E100 Куркумины 

             Е150Сахарный колер -

             Е160С Маслосмолы паприки (экстракт паприки)  -

             E162 Свекольный красный (бетанин)

             E201Сорбат натрия

             E202 Сорбат калия

             E211 Бензоат натрия -

             E212 Бензоат калия

             Е234 Низин

           

             E250 Нитрит натрия -  пищевая добавка, способная вызвать нарушения давления.

             E260 Уксусная кислота 

             E290 Двуокись углерода

             E322 Лецитин -  вызывает заболевания желудочно-кишечного тракта и печени.                      E330 Лимонная кислота - Вызывает раковые опухоли.

             E338 Ортофосфорная кислота 

             Е341 Ортофосфаты кальция   -

             Е407 Каррагинаны

             E410 Камедь рожкового дерева

             E415 Ксантановая камедь 

              Е466 Натрий-карбоксиметилцеллюлоза   - вызывает заболевания желудочно-кишечного тракта.

             Е476 Полиглицерин, полирицинолеаты

             Е621  Глукомат натрия – Вызывает аллергические реакции.

             Е627  5"-Гуанилат натрия двузамещенный -

             Е631  5"-Инозинат натрия двузамещенный

             Е1412 Дикрахмалфосфат.        

Мы получили следующие результаты:                

В процессе исследования мы узнали, что чипсы и сухарики содержат огромное количество канцерогенов – это факторы, которые могут привести к образованию рака. Есть факторы химические, есть биологические (вирусы), а есть даже некоторые виды излучения, которые способны стимулировать развитие злокачественных образований. Что же есть на самом деле продукты будущего, продукты науки? К примеру, чипсы - это гениальный продукт. Это когда одна картошка продается по цене килограмма. Для того чтобы картошка хрустела, и чтобы она не портилась и была вкусная, в нее добавлено огромное количество веществ, и в том числе, глутомат натрия (Е621), то есть усилитель вкуса. Это особый вид пищевой вкусовой наркомании, то есть ребенок уже никогда не будет есть нормальную картошку, он будет все время просить картошку с усилителем вкуса. Возможно, большинство людей согласны, что чипсы вредят нашему здоровью, а вот насчет сухариков возникает спорное мнение, так  как на первый взгляд в сухариках нет ничего страшного, подсушенный хлеб - исконно русский продукт, но щедро присыпанный консервантами, ароматизаторами и разделителями, современные сухарики приобрели новое, небезопасное для человека свойство. С 2007 года Российское министерство здравоохранение запретило продавать сухарики и чипсы в школьных столовых. Количество заболеваний желудочно-кишечного тракта среди школьников растет в геометрической прогрессии. Основная причина - поголовное увлечение детей сухим кормом. Становиться страшно за наше будущее поколения.  Развитие науки, это хорошо, но нельзя забывать, что люди и природа страдают от этого.                         На основании полученных данных следует вывод, что полезных пищевых добавок не может быть в принципе.

2.6. Анализ школьного меню

Режим питания школьника напрямую связан с распорядком его дня. Большую часть времени подростки проводят в школе. В связи с этим следует учитывать чередование умственных нагрузок и периодов отдыха. В период значительных умственных нагрузок питание должно быть дробным и легкоусвояемым. Плотную часть рациона, сытный обед, поставляющий белки и жиры и требующий долгого переваривания следует перенести на период более или менее продолжительного отдыха. Примерное десятидневное цикличное меню горячих завтраков для учащихся общеобразовательных учреждений Иркутского районного муниципального образования на 2013 учебного года  приведено в приложении 6. Основываясь на это меню, мы исследовали меню школьной столовой (за 1 месяц) (приложение 7) вот, что показывает анализ школьного меню:

1.Установлено, что меню с точки зрения энергозатрат учащихся составлено правильно. Калорийность школьного завтрака составляет 10-15% (500-700 ккал) от суточного распределения калорийности питания, что является нормой.

2. В качестве гарниров чаще всего предлагается рис отварной, каша гречневая, макароны отварные, картофельное пюре, что является не совсем правильным и разнообразным. Мало предлагается блюд из овощей: салаты, гарниры. Это является недопустимым, учитывая то, что мы проживаем в сельской местности.

3. Редко предлагаются витаминизированные напитки из шиповника, черноплодной

рябины и  фиточаи (т.к мы жители северного района).

4. В меню полностью отсутствуют кисломолочные напитки и творожные блюда.

5. Не всегда поддерживается необходимый температурный режим подачи блюд.

6. Не предлагаются чисто диетические блюда (согласно заболеваниям учащихся).

7. Отсутствуют мясные изделия.

8. Отсутствуют фрукты, овощи, также салаты, которые особенно необходимы в зимний и весенний периоды.                                                                                Таким образом,  мы пришли к выводу, что  школьное меню не соответствует  принципу рационального питания, меню содержит мало рыбы, молочных  и овощных продуктов. Практически не содержит фруктов, что может привести к недостатку необходимых веществ для роста костей и развития организма.

2.7. Обработка повторных результатов

     В начале учебного года мы провели повторную диагностику  потребительской корзины  учащихся  7-8 классов нашей школы. Мы выявили, что 15 % опрошенных ребят стали предпочитать молочные продукты, 5 % стали завтракать дома, 12,5% перестали перекусывать чипсами, шоколадом, фас-фудами между уроками, а 2% перестали употреблять вообще. В этом году 78% учащихся нравиться питаться в школьной столовой, как в  прошлом году нравилось лишь 7 % . Рацион столовой стал разнообразнее. Из методического пособия Министерства образования Иркутской области на тему: «Организация питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях. Пропаганда основ здорового питания среди обучающихся и их родителей».  Приведены следующие  научные сведенья о заболеваниях подростков Иркутской области:  В структуре первичной заболеваемости детей Иркутской области к числу приоритетных относятся следующие классы болезней: органов дыхания (51,0%), органов пищеварения (7,7%), инфекционные и паразитарные заболевания (5,3%), травмы, несчастные случаи, отравления (4,4%), болезни эндокринной (3,3%) и мочеполовой (3,1%) систем (Диаграмма 3).  Рассмотрим динамику и территориальное распределение алиментарно-зависимых заболеваний среди детского и подросткового населения Иркутской области. К числу алиментарно зависимых заболеваний относят анемии, ожирение, сахарный диабет, тиреотоксикоз, гипертоническую болезнь. Первичная заболеваемость населения Иркутской области за период 2000-2010 годы в целом по всем классам болезней имела выраженную  тенденцию к росту. В тоже время по отдельным нозологическим формам и классам болезней и в различных возрастных группах выявлены некоторые особенности. Так динамика первичной заболеваемости детского населения характеризовалась стабильным уровнем болезней органов пищеварения, снижением средних показателей заболеваемости тиреотоксикозом (на 38,0%), однако уравнение, описывающее тенденцию, имело недостаточно высокий коэффициент аппроксимации (R² = 0,11). Вместе с тем, у детей статистически значимо возросли сахарный диабет (в 1,3 раза), анемия (в 1,2 раза) и ожирение (в 1,6 раза). Данная статистика является причиной для проведения практической работы в школе по выработке навыков правильного питания.

Заключение

Я изучила физиологические потребности подростков в основных пищевых веществах. Обработала данные по организации питания подростка в моей школе. Раскрыла значение сбалансированного питания. Провела социологический опрос по изучению потребительской корзины в 7-8 классах. Проверила продукты на наличие пищевых добавок. Изучила школьное меню с целью соответствия сбалансированного питания необходимых продуктов питания для подростков. Разработала рекомендации о правильном питании. Предложила вариант школьного меню. Провела повторную диагностику вопросов питания.                                                                Питание является привычкой, которой можно и нужно управлять. Поэтому очень важно обращать внимание на формирование и воспитание рациональных пищевых привычек с раннего возраста, чтобы в зрелом возрасте проблем со здоровьем, вызванных неправильным питанием, у человека уже не было. Результаты моей работы могут использоваться для введения практической работы, на уроках здоровья ( биологии, экологии, на классных часах) и родительских собраниях.

Используемая литература

  1. Кучма В.Р., ГореловаЖ.Ю., Рапопорт И.К. Организация рационального питания как одно из важнейших направлений оздоровительной работы в образовательных учреждениях // Вопросы детской диетологии. 2004. Т. 2. С. 33–35.
  2. Ладодо К.С., Дружинина Л.В. Питание здорового и больного ребенка //Изд-во Баян.Литера, 1994. С. 116-123.
  3. Лебедькова С.Е., Кацова Г.Б., Евстифеева Г.Ю. и др. Распространенность и структура неинфекционных заболеваний у детей и подростков, проживающих в регионах с различной антропогенной нагрузкой // Гигиена и санитария. 2003. № 2. С. 43–45.
  4. Леонов А.В., Поздеева Т.В., Кузьмичев Ю.Г., Матвеева Н.А. Выборочное медицинское обследование как инструмент определения состояния здоровья детей и подростков // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2004. № 5. С. 14–17.
  5. Новикова И.И., Оглезнев Г.А., Ляпин В.А. и др. Социально-гигиеническая оценка и экологические проблемы сохранения и укрепления здоровья детей и подростков // Материалы X Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. 2007. Книга I. С. 630–633.
  6. Балабанова В.В., Максимцева Т.А. Биология, экология, здоровый образ жизни. Человек и его здоровье//1 сентября, 2000.

Приложение 1.

http://tapemark.narod.ru/zdorovje/1969-01-16a.png

Суточный набор основных продуктов
для подростка

http://tapemark.narod.ru/zdorovje/1969-01-16b.png

Наименование
продуктов

Количество в граммах

для
девочек

для
мальчиков

Хлеб пшеничный

200

250

   »    ржаной

125

150

Картофель

300

400

Овощи разные

300

400

Крупа, макаронные изделия

70

90

Мясо

200

200

Рыба

50

75

Молоко

500

500

Яйцо

1

1

Масло сливочное

30

30

Сахар

60

60

Масло растительное

15

20

Фрукты

100

100

Приложение 2.

Результаты потребительской корзины учащихся 7 – 8 классов.

Название продуктов

Как часто вы употребляете продукты

Несколько раз в день

1 раз в день

2-3 раза в неделю

1 раз в неделю

2-3 раза в месяц

1 раз в месяц

Реже одного раза в месяц

Не употребляю

1

2

3

4

5

6

7

8

9

I. Мясные продукты

Мясо свежее

7

13

17

6

3

4

3

7

Мясо консерв.

1

7

7

12

6

7

0

20

Птица цел.

1

4

9

16

8

5

3

14

Куринный окор

1

12

11

11

1

5

2

17

Колбаса:

Варёная

11

11

10

11

5

2

0

10

Копчёная

11

11

7

3

8

4

2

14

Сало

1

11

6

4

5

4

2

27

Пельмени

4

4

18

11

9

0

2

12

Котлеты

1

5

15

13

8

6

3

9

Печень

2

3

5

5

6

3

3

33

Сосиски

6

9

14

6

8

7

1

9

II. Рыбные и мучные продукты

Рыба свеж.

7

4

15

6

4

4

3

17

Рыба консерв.

5

3

10

7

8

6

2

19

Рыба другая

4

6

10

10

8

5

3

14

Хлеб:

Серый пшенич.

23

4

5

1

2

1

2

22

Белый

39

4

7

1

1

0

0

8

Ржаной

14

4

9

4

2

0

1

26

Булочки

11

10

14

7

3

0

4

11

Выпечка покуп.

9

11

10

10

5

3

2

10

Выпечка дом.

13

6

17

6

7

0

2

9

III. Крупы

Гречка

3

7

19

11

5

3

2

10

Манная

5

7

11

7

6

3

4

17

Рис

3

8

10

14

6

3

2

14

Перловка

0

4

5

6

3

2

4

36

 Горох

1

2

2

6

4

8

5

32

Фасоль

1

3

3

2

2

1

1

47

1

2

3

4

5

6

7

8

9

IV. Овощи

Помидоры

8

15

9

9

3

1

3

12

Огурца

7

12

11

10

8

0

2

10

Свекла

5

7

7

9

14

2

2

14

Морковь

9

13

10

7

3

1

0

17

Капуста

6

10

10

14

4

1

2

13

Яблоки

15

12

14

6

2

0

1

10

Лимон

9

10

2

8

9

1

5

16

Другие

11

13

6

3

7

0

1

19

V. Сладости

Конфеты

31

9

5

2

0

0

1

12

Печенье

21

16

4

3

0

0

0

16

Торты

3

6

7

17

8

2

1

16

Жвачка

12

14

10

7

4

0

3

10

Шоколад

14

9

17

5

2

0

0

13

VI. Молочные продукты

Молоко разл. свежее

14

7

9

2

5

1

2

20

Молоко пакет.

13

6

8

5

3

1

1

23

Кефир

5

6

7

9

2

3

0

28

Йогурт

8

12

10

8

5

1

1

15

Творог

6

8

8

5

5

3

3

22

Сыр

9

9

11

3

8

0

0

24

Сметана

8

5

9

6

5

3

0

24

VII. Жиры

Масло подсол.

6

12

8

5

4

1

1

25

Масло слив.

13

12

7

4

3

1

2

18

VIII. Яйца

5

11

14

7

3

1

2

17

IX. Напитки

Газированные

9

7

9

6

5

2

0

22

Соки натур.

12

9

6

5

3

3

2

20

Соки консер.

5

7

9

8

5

3

0

23

Чай

41

6

2

1

0

0

0

10

Кофе

8

13

11

2

2

1

0

23

Кока - Кола

5

2

5

5

3

2

2

36

Пиво

0

1

0

0

0

7

2

50

Вино

2

0

0

2

1

5

3

47

                       

  Приложение 3.

   Результаты   анкетирования учащихся 7 – 8 классов.

 

Сколько раз в день вы едите?

6 раз

5 раз

4 раза

3 раза

2 раза

1 раз

1

7

13

17

3

3

ДА

НЕТ

Завтракаете регулярно? (Да или нет)

21

23

Ежедневно ем первые блюда (Да или нет)

19

25

Плотно ли вы ужинаете? (Да или нет)

34

10

Время еды до сна (вечером)

-

-

Едите ли вы ежедневно сырые овощи (свежие). (Да или нет)

13

31

Едите ли вы в промежутках между едой? Что?

26

18

Разнообразно ли ваше меню в течение дня (Да или нет)?

32

12

Перекусываете ли вы на школьных перемена(Да или нет)?

31

13

Питаетесь в школьной столовой (Да или нет)?

22

22

Нравиться ли вам питаться в школьной столовой (Да или нет)?

3

41

Диаграмма 1.

Диаграмма2

Приложение 4.

Название продукта.

Наличие пищевых добавок.

1

Чипсы «Lays» (сыр)

Усилитель вкуса и аромата (глутомат натрия, 5-рибонуклеотид натрия), натуральные и идентичные натуральным вкусоароматические вещества, регулятор кислоты, сырный порошок, красители (экстракт паприки, куркумин), чесночный порошок, кукурузный мальтодекстрин.

2

Продукт твороженный с варённой сгущенкой с растительным жиром, «Сыркаеш-ка»

Бакконцентрат, молокосвёртывающий фермент, хлористый калий, стабилизатор ксантановая медь, ароматизатор идентичный натуральному – ванилин, консервант – сорбат калия.

3

Ржаные сухарики «Три корочки» (со вкусом сыра и сёмги с соусом тартар)

Вкусоароматическая добавка «сёмга с сыром» (мальтодекстрин, соль, декстроза, усилители вкуса и аромата (Е621, Е627, Е631), натуральные и идентичные натуральным ароматические вещества, добавка, препятствующая слежению и комкованию (Е341), жир растительный, краситель натуральный папричный жирорастворимый (Е160С)).                                                   Соус майонезный «Тартар» (усилитель вкуса глутамат натрия, консерванты бензонат натрия и сорбат калия, стабилизатор ксантановая медь, антиокислитель изоаскорбат натрия)

4

Воздушный шоколад белый пористый

Эмульгаторы (лецитин соевый, Е476), ароматизатор идентичный натуральному «Ваниль».

5

Мороженое «Джемка» йогуртная с клубникой

Эмульгатор лецитил, ароматизатор ванильный идентичный натуральному, стабилизатор пектин, ароматизатор клубничный идентичный натуральному, стабилизатор – эмульгатор (моно- и диглицерины, гуаровая камедь, каррагинан, Е466), пищевой краситель красный свекольный.

6

Продукт сырный плавленый «Маслёна»    (с белыми грибами)

Солеплавители Сольва,Йоха, стабилизатор Е1412, структурообразовательный Е407, натуральный краситель бета – каротин, ароматизатор идентичный натуральному «Грибы», консервант Е234.

7

Напиток «Coca – Cola»

Краситель(Сахарный колер (Е150)), Ортофосфорная кислота (E338),Кофеин, Натуральные ароматизаторы, Двуокись углерода (E290).

8

Колбаса «Свиная»

Нитрит натрия.

9

Минеральная вода «Иркутская»

-

10

Напиток кисломолочный йогуртный «Снежок»

-

Приложение 5.  

Таблица пищевых добавок

Система нумерации пищевых добавок в странах Евросоюза с 1953 г. Каждая добавка имеет свой уникальный №, который начинается с букв«E...».

ОЧЕНЬ ОПАСНЫЕ

Е123

Е510

Е513

Е527

 

ОПАСНЫЕ

Е102

Е110

Е120

Е124

Е127

Е129

Е155

Е180

Е201

Е220

Е222

Е223

Е224

Е228

Е233

Е242

Е400

Е401

Е402

Е403

Е404

Е405

Е501

Е502

Е503

Е620

Е636

Е637

 

КАНЦЕРОГЕННЫЕ

Е131

Е142

Е153

Е210

Е212

Е213

Е214

Е215

Е216

Е219

Е230

Е240

Е249

Е280

Е281

Е282

Е283

Е310

Е954

 

РАССТРОЙСТВО
ЖЕЛУДКА

Е338

Е339

Е340

Е341

Е343

Е450

Е461

Е462

Е463

Е465

Е466

КОЖНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Е151

Е160

Е231

Е232

Е239

Е311

Е312

Е320

Е907

Е951

Е1105

РАССТРОЙСТВО
КИШЕЧНИКА

Е154

Е626

Е627

Е628

Е629

Е630

Е631

Е632

Е633

Е634

Е635

ДАВЛЕНИЕ

Е154

Е250

Е252

 

ОПАСНЫЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Е270

 

ЗАПРЕЩЕННЫЕ

Е102

Е103

Е105

Е111

Е121

Е123

Е125

Е126

Е127

Е128

Е130

Е142

Е152

Е211

Е216

Е217

Е240

Е425

Е952

 

ПОДОЗРИТЕЛЬНЫЕ

Е104

Е122

Е141

Е154

Е171

Е173

Е241

Е477

Е388

Е389

E425

Е512

Е537

Е557

Е912

Е914

Е916

Е917

Е918

Е919

Е922

Е923

Е924b

Е925

Е926

Е929

 


Добавки делятся на:

E100 — E199
Красители

100—109

жёлтые

110—119

оранжевые

120—129

красные

130—139

синие и фиолетовые

140—149

зелёные

150—159

коричневые и чёрные

160—199

другие

E200 — E299
Консерванты

200—209

сорбаты

210—219

бензоаты

220—229

сульфиты

230—239

фенолы и формиаты (метаноаты)

240—259

нитраты

260—269

ацетаты (этаноаты)

270—279

лактаты

280—289

пропиноаты (пропаноаты)

290—299

другие

E300 — E399
Антиокислители

300—305

аскорбаты (витамин C)

306—309

токоферол (витамин E)

310—319

галлаты и эриторбаты

320—329

лактаты

330—339

цитраты

340—349

фосфаты

350—359

малаты и адипаты (адипинаты)

360—369

сукцинаты и фумараты

370—399

другие

E400 — E499
Стабилизаторы, загустители, эмульгаторы

400—409

альгинаты

410—419

камеди

420—429

другие природные вещества

430—439

соединения полиоксиэтилена

440—449

природные эмульгаторы

450—459

фосфаты

460—469

соединения целлюлозы

470—489

соединения жирных кислот

490—499

другие

E500 — E599
Регуляторы рН
и вещества против слёживания

500—509

Неорганические кислоты и основания

510—519

хлориды и сульфаты

520—529

сульфаты и гидроксиды

530—549

соединения щелочных металлов

550—559

силикаты

570—579

стеараты и глюконаты

580—599

другие

E600 — E699
Усилители вкуса и аромата,
ароматизаторы

620—629

глютаматы

630—639

инозинаты

640—649

другие

E700 — E799
Антибиотики

 

E800 — E899
Резерв

 

E900 — E999
Антифламинги, глазирующие агенты

900—909

воски

910—919

глазирователи

920—929

вещества, улучшающие мучные изделия

930—949

газы для упаковки

950—969

подсластители

990—999

пенообразователи

E1000 — E1099
глазирователи, подсластители, разрыхлители,
регуляторы кислотности и другие не классифицированные добавки

E1000

холевая кислота

E1001

соли и эфиры холина

E1100 — E1105
ферменты, биологические катализаторы

E1101

Протеазы: (I) протеаза, (II) папаин,
(III) бромелайн, (IV) фицин

E1102

глюкозооксидаза

E1103

инвертазы

E1104

липазы

E1105

лизоцим

E1400 — E1450
Модифицированные крахмалы

E1200

полидекстроза

E1201

поливинилпирролидон

E1202

поливинилполипирролидон

E1404s

окисленный крахмал

E1410s

монокрахмалфосфат

E1412

дикрахмалфосфат

E1413

фосфатированный дикрахмалфосфат

E1414

ацетилированный дикрахмалфосфат

E1420s

ацетилированный крахмал

E1422s

ацетилдикрахмаладипат

E1440s

гидроксипропилкрахмал

E1442

гидроксипропилдикрахмалфосфат

E1450

крахмалнатрийоктенилсукцинат

E1451s

ацетилированный окисленный крахмал

E1505

триэтилцитрат

E1518

глицерил триацетат (триацетин)

E1510 — E1520
Химические растворители

E1510

спирт этиловый

E1520

пропиленгликоль

Ну а какие же из пищевых добавок наиболее вредные? Рассмотрим хотя бы некоторые из них:
 Нитрит натрия - Е250
 Эта пищевая добавка занимает первое место в списке самых опасных, которая используется при производстве мясопродуктов (колбасы, ветчина, бекон, сосиски, солонина), придавая натурально-красный цвет товару.
 Нитрит натрия применяется для предотвращения роста бактерий, но многочисленные исследования показали, что этот ингредиент часто становится причиной возникновения раковой опухоли!
 В условиях высокой темпера (приготовление на гриле) нитрит натрия превращается в химически активное соединение, способное вызвать рак.
  
Глутамат натрия - Е621 она же - натриевая соль глутаминовой аминокислоты, а по-просту - усилитель вкуса. Успешно маскирует низко-качественный продукт, например, старое или низкосортное мясо.
 Усилитель вкуса есть почти во всех рыбных, куриных, грибных, соевых полуфабрикaтах, в чипсах, сухариках, соусах, различных сухих приправах, бульонных кубиках и сухих супах (все то, что пытается нам впарить назойлевая реклама).
 Огромное количество глутамата натрия и других усилителей вкуса содержит пища в заведениях «фаст-фуда».
 Аминокислота и ее соли участвуют в передаче импульсов в центральной нервной системе, оказывают возбуждающее действие и применяются в психиатрии. Поэтому исследователи считают, что пища, содержащая много
Е621 (например в ресторанах быстрого питания) может вызывать как физическое, так и психическое привыкание.
 Американский нейрофизиолог Джон Олни в середине 70-х годов прошлого века обнаружил, что глутамат натрия может вызывать повреждение мозга у крыс.
 Японский ученый Хироши Огуро доказал, что этот усилитель вкуса оказывает неблагоприятное воздействие на сетчатку глаза.
 Эта добавка является причиной болезней пищеварительной системы - гастрит, язва желудка. Люди жалуются на головные боли, учащенное сердцебиение, слабость в мышцах, жар и распирание в груди. Это свидетельствует, что
Е621 изменяет гормональный статус в организме.
 Иногда под названием улучшитель вкуса скрывается и
Е622 — глутамат калия, вкусовая добавка или улучшитель вкуса.
Бензоат натрия - Е211
 Используется как консервант в газированных напитках и консервах, применяется в лекарствах от кашля, поскольку обладает отхаркивающим действием. Также, бензоат натрия подавляет в клетках активность ферментов, ответственных за окислительно-восстановительные реакции. Кроме этого бензоат натрия уменьшает активность ферментов, расщепляющих жиры и крахмал.
 Встречается в соусах для барбекью, прессервах, соевых соусах, "фруктовых" драже, леденцах и пр. Вызывает аллергические реакции. Вредные свойства усиливаются в сочетании с
Е102 (тартразином).
 Он реагирует с витамином С (производители вредной пищи добавляют витамин С в газировку, как бы для того, чтобы нас оздоровить), в результате получаем бензол (сильный канцероген).
 Бензоат натрия может повреждать важную область ДНК в митохондриях и вызывать серьезное повреждение ДНК в целом. Существует множество болезней, которые связаны именно с повреждением этой части ДНК — болезнь Паркинсона, цирроз печени и ряд нейродегенеративных болезней.
 
Бутилоксианизол - Е320
 Антиоксидант, использующийся для предотвращения окисления продуктов, сохраняющий от прогорклости жиры и масла. Бутилоксианизол можно обнаружить в составе самых разных продуктов - от растительного масла до жевательной резинки и чипсов.
 Как и нитрит натрия, бутилоксианизол часто становится причиной возникновения рака. Будучи нестабильным веществом, бутилоксианизол в организме может превратиться в химически активное соединение, способное вызвать рак.
Пропилгаллат - Е310
 Еще один вредный антиоксидант, по свойствам сходный с бутилоксианизолом и зачастую использующийся вместе с ним для сохранения продуктов. Запрещен к использованию в продуктах питания для младенцев и маленьких детей, т.к. может вызывать расстройство желудка, раздражение кожных покровов. Применяется в продуктах маргарин, жиры, масла.
 Эксперты советуют избегать продуктов, в составе которых используется
Е310.
Аспартам - Е951
 Это вещество, используется при изготовлении ряда диетических продуктов - например, низкокалорийные десерты, смешанные и газированные напитки. Аспартам использоваться и в качестве подсластителя вместо обычного сахара.
 Некоторые эксперты ссылаются на исследования аспартама, проводившиеся на животных в 1970 и 2007 гг., и доказавшие наличие связи между веществом и возникновением рака. Аспартам может оказаться вредным для некоторых людей, в особенности для больных фенилкетонурией, т.к. в состав вещества входин фенилаланин.
Ацесульфам калия - Е950
 Подсластитель, он в 200 раз слаще, чем обычный сахар. В безалкогольных напитках широко применяется смесь ацесульфама калия с аспартамом.
 Содержит метиловый эфир, который ухудшает работу сердечно-сосудистой системы, и аспарогеновую кислоту - она оказывает возбуждающее действие на нервную систему и может, со временем, вызвать привыкание. Ацесульфам плохо растворяется.
 Продукты с
Е950 не рекомендуется употреблять детям, беременным и кормящим женщинам…

Олестра
 Заменитель жира, который используется в обезжиренных чипсах и снеках. Разработана фирмой Procter & Gamble Co. в 1968 г. Обнаружено, что олестра способна связывать жирорастворимые витамины A, E, D и К и выводить их из организма, что уже не хорошо. Кроме того, в больших количествах олестра может вызывать расстройства пищеварительного тракта.
 Т.е. главный минус олестры в том, что она подавляет усваиваемость не только жиров, но и некоторых витаминов и питательных веществ, которые снижают риск возникновения рака и сердечных заболеваний.
Бромат калия - Е924
 Часто используется в хлебопечении для придания пышности хлебу и другим изделиям из белой муки. Даже небольшой объем вещества в хлебе повышает риск возникновения раковой опухоли у человека. В ряде американских штатов (например, в Калифорнии), на этикетке продукта обязательно отмечается предупреждение о риске возникновения рака, если в состав продукта входит бромат калия.

Приложение 6.

Примерное десятидневное цикличное меню горячих завтраков для учащихся общеобразовательных учреждений Иркутского районного муниципального образования на 1 полугодие 2013 учебного года (за  счет средств местного областного бюджета для столовых полного цикла).

День 1

№  раскладки сборнику рецептур

Наименование

блюда

выход

ккал

белки

жиры

углеводы

Т4

Каша рисовая молочная с маслом сливочным

200\5

230

5,1

6,6

32,6

3

Батон с маслом сливочным и сыром

30\10\20

243

7,7

16,2

25,8

685

Чай с сахаром

1/200

58

0,1

12

Хлеб пшеничный

1\20

90,0

3,0

0,4

19,9

Итого

563,4

12,9

22,8

70,4

День 2

№  раскладки сборнику рецептур

Наименование

блюда

выход

ккал

белки

жиры

углеводы

413

Сосиска молочная отварная

50

144

10,6

9,91

7,44

332

Макароны отварные

1\100

326,0

3,7

3,5

23,5

639

Компот из сухофруктов

1/200

190

4,9

5

32,5

Хлеб пшеничный

1\20

90,4

3,0

0,4

19,9

Итого

750,4

22,2

18,8

83,3

День 3

№  раскладки сборнику рецептур

Наименование

блюда

выход

ккал

белки

жиры

углеводы

340

Омлет натуральный с маслом сливочным

105\5

245

12,5

21

2,4

Кукуруза консервированная

1\25

73,4

3,84

2

9,3

692

Кофейный напиток на молоке

200

152

2,5

3,6

28,7

Хлеб пшеничный

1\20

90,4

3,0

0,4

19,9

Итого

561,1

21,8

27,0

60,3

№  раскладки сборнику рецептур

Наименование

блюда

выход

ккал

белки

жиры

углеводы

710

Пельмени отварные с маслом сливочным

100\5

203,0

11,4

8,8

20,4

686

Чай с сахаром и лимоном

200\15\7

60

0,3

15,2

Хлеб пшеничный

1\20

90,4

3

0,4

19,9

Итого

353,4

147,0

9,2

55,5

День 4

День 5

№  раскладки сборнику рецептур

Наименование

блюда

выход

ккал

белки

жиры

углеводы

452

Биточки особые из говядины

1\30

130,5

8,0

7,2

8,0

512

Рис припущенный

1\100

228

3,75

6,15

38,55

684

Напиток из плодов шиповника

1\200

99,9

0,33

22,6

Хлеб

1\20

90,4

3

0,4

19,9

Итого

548

15,08

13,75

89,09

№  раскладки сборнику рецептур

Наименование

блюда

выход

ккал

белки

жиры

углеводы

Т4

Каша молочная пшенная с маслом сливочным

200\5

285

8,3

14,85

29,18

693

Какао на молоке

1\200

190

4,9

5

32,5

Печенье овсяное

1\30

163

5,8

7,1

22,2

Итого

861,4

23,2

27,3

135,4

День 6

№  раскладки сборнику рецептур

Наименование

блюда

выход

ккал

белки

жиры

углеводы

492

Плов из говядины

25\100

339

31,4

38,8

35,15

704

Компот из кураги

200

133,0

1,2

16,9

Хлеб пшеничный

1\20

90,4

3

0,4

19,9

Итого

562,4

35,6

39,2

71,95

День 7

№  раскладки сборнику рецептур

Наименование

блюда

выход

ккал

белки

жиры

углеводы

451

Котлета из говядины

1\50

195,75

11,93

10,80

12

520

Картофельное пюре

1/100

190,5

2,36

6,19

16,35

648

Кисель плодово – ягодный

200

118

30,6

Хлеб пшеничный

1\20

90,4

3

0,4

19,9

Итого

386,3

14,3

6,2

12,0

День 8

№  раскладки сборнику рецептур

Наименование

блюда

выход

ккал

белки

жиры

углеводы

333

Макароны, запеченные с сыром

100\20\15

285

8,3

14,85

29,18

685

Чай с сахаром

1/20/15

58

0,2

15

Хлеб пшеничный

1\20

90,4

3,0

0,4

19,9

Итого

433,4

11,5

15,2

64,1

День 9

№  раскладки сборнику рецептур

Наименование

блюда

выход

ккал

белки

жиры

углеводы

160

Суп молочный с макаронными изделиями

250

181

7

7,9

24,7

685

Чай  сахаром

200/15

60

1,54

6,35

18,8

1

Батон с маслом

30/10

203,0

4,7

8,1

12,4

Итого

444

13,24

22,35

55,9

ИТОГО

586,03

31,994

19,548

80,50

День 10

Приложение 7.

МЕНЮ ШКОЛЬНИКА

МОУ ИРМО «Уриковская СОШ»

от 1 марта 2013 года

№ сборника

Комплекс №1

Выход

Цена

Ккал

Т4

Каша молочная рисовая с маслом сливочным

1/200

6-22

230

Хлеб с маслом сливочным и с сыром

1/30/10/20

9-49

243

685

Чай с сахаром

1/200/20

0-98

58

Хлеб

1/30

1-36

90,4

Итого

18-05

№ сборника

Комплекс №2

Выход

Цена

Ккал

Т4

Каша молочная рисовая с маслом сливочным

1/200

6-22

230

Хлеб с маслом сливочным и с сыром

1/30/10/20

9-49

243

685

Чай с сахаром

1/200/20

0-98

58

Хлеб

1/30

1-36

90,4

Итого

18-05

№ сборника

Комплекс №3

Выход

Цена

Ккал

Салат из свежей капусты

1/100

2-51

Хлеб

1/30

1-36

90,4

123

Щи из свежей капусты

1/250

10-69

213

685

Чай с сахаром

1/200

0-98

38

Итого

15-54

от 2 марта 2013 года

№ сборника

Комплекс №1

Выход

Цена

Ккал

413

Сосиски молочные отварные

1/30

7-20

144

332

Макароны отварные

1/100

2-79

326

639

Компот из сухофруктов

1/200

2-20

190

Хлеб

1/30

1-36

90,4

Итого

13-55

№ сборника

Комплекс №1

Выход

Цена

Ккал

413

Сосиски молочные отварные

1/30

7-20

144

332

Макароны отварные с маслом сливочным

1/100/5

4-51

326

639

Компот из сухофруктов

1/200

2-20

190

Хлеб

1/30

1-36

90,4

Итого

15-27

от 4 марта 2013 года

№ сборника

Комплекс №1

Выход

Цена

Ккал

340

Омлет натуральный с маслом сливочным с кукурузой консервированной

105/5

16-71

318,4

692

Кофейный напиток на молоке

1/25

6-28

152

Хлеб

1/30

1-36

90,4

Итого

24-35

№ сборника

Комплекс №2

Выход

Цена

Ккал

340

Омлет натуральный с маслом сливочным

105/5

16-71

245

692

Кофейный напиток на молоке

1/25

6-28

152

Хлеб

1/30

1-36

90,4

Итого

21-71

Диаграмма3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекторий для родителей "Здоровое питание подростков".

Лекторий для родителей: "Здоровое питание подростков"....

Классный час для 8 класса "О полезных продуктах и питании подростка".

О важности правильного питания в жизни подростка....

рациональное питание подростков

рациональное питание подростков- действитильно важная тема....

Питание подростков

Из этой беседы родители узнают о правильном питании подростков, о необходимом суточном количестве калорий для подростков. В беседе говорится о примерном ежедневном наборе продуктов пищевого рациона по...

Роль витаминов и минералов в питании подростков

Из этой беседы родители узнают, что в период полового созревания важно обеспечить ребенку необходимые витамины и минералы для правильного формирования скелета и поддержания ростового процесса. Познако...

Родительское собрание "Питание подростков"

Материалы для родительского собрания....