Программа внеурочной деятельности "Здоровье-твоё главное богатство"
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Сафонова Ольга Викторовна

Программа внеурочной деятельности "Здоровье-твоё главное богатство" рассчитана для курса "Валеологии" в 5 классе и рассматривает следующие аспекты: понятия здоровья и здорового образа жизни, значение закаливания в укреплении здоровья, сущности рационального питания, необходимость профилактики заболеваний для сохранения здоровья, возможные виды травм и доврачевная медицинская помощь при них, а также влияние живых организмов на здоровье человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx22.75 КБ
Файл tablitsa.docx22.36 КБ
Файл literatura.docx14.94 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ВПО

Самарская государственная областная академия (Наяновой)

Программа внеурочной деятельности

общеинтеллектуального  направления

«Здоровье-твоё главное богатство»

Автор:

Учитель биологии ГБОУ  СОШ «ЦО»

п.Варламово_________О.В.Сафонова

Проверил:

Зам.начальника управления УКО

______________ И.А.Морозов

                                             

                                                     Самара 2013

                                            Пояснительная записка

24 декабря 2010 года президент РФ Медведев Д.А. в своем выступлении «Итоги года с президентом России» сказал: «…26 млн детей и подростков, проживающих в нашей стране, должны полноценно развиваться, расти здоровыми и счастливыми…». Действительно, дети - это будущее нашей страны, а здоровье общества определяется здоровьем его членов. Общество не может быть здоровым, если  его составляют больные люди.

Не смотря на развитие науки, определенное повышение уровня жизни и качества медицинского обслуживания количество больных людей, в том числе и детей, не только не уменьшается, а напротив возрастает, что связано с низким уровнем культуры здорового образа жизни в нашей стране.

Анализ развития любой страны сегодня обязательно включает в себя оценку здоровья населения.

В своем послании Федеральному Собранию Владимир Путин напомнил: «Нас становится все меньше и меньше. И продолжительность жизни в России на 12 лет ниже, чем в США, и на 14 лет ниже, чем в Японии. Только Нигерия имеет сверхсмертность такую же, что и Россия. Позорный показатель! А причины лежат на поверхности, их и искать не надо: по сравнению с Европой Россия употребляет в два раза больше табака и алкоголя. Не решив проблемы здорового образа жизни, российская медицина будет вынуждена бороться главным образом с последствиями. То есть будут продолжаться тратиться колоссальные деньги на лечение болезней, которые можно предупредить самым дешевым способом».

Поэтому сохранение и поддержание хорошего здоровья должно стать обязанностью каждого гражданина. Ведь от здоровья каждого человека зависит здоровье и благополучие всей нации в целом. Не случайно одним из важнейших показателей уровня культуры и образования народа, социального и экономического развития страны является показатель продолжительности жизни ее населения.

Многие люди, в том числе и дети, не придерживаются принципов ЗОЖ, поэтому необходимо формировать правильное отношение к своему здоровью с самого раннего детства, поскольку изменить свой образ жизни, чтобы достичь желаемых результатов способен каждый. Как сказал Н.М. Амосов «…добыть и сохранить здоровье может только сам человек…»

Цель:

1.развитие  у  обучающихся бережного отношения к своему здоровью, через

формирование основных принципов  здорового образа жизни.  

2.Приобретение   опыта разнообразной деятельности, познания и

самопознания.

Задачи:

1.        Сформировать представление о позитивных факторах , влияющих на здоровье

2.        Сформировать навыки осознанного выбора обучающимися поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье

3.         Научить выполнять правила личной гигиены и развивать готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье

4.         Сформировать представление о рациональном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продукта

5.        Сформировать представление о рациональной организации режима дня, учебы, отдыха, двигательной активности, научить школьника составлять, анализировать и контролировать свой режим дня.

6.        Дать представление с учетом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомление и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков, их пагубном влиянии на здоровье.

7.        Сформировать навыки противостояния негативному влиянию сверстников и взрослых (научиться говорить «нет»)

8.        Сформировать навыки позитивного коммуникативного общения

9.        Сформировать представление б основных компонентах культуры и здоровья и здорового образа жизни.

Метапредметные результаты:

1.        Способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с людьми

2.        Умение адекватно использовать знания о позитивных  и негативных факторах, влияющих на здоровье

3.        Способность рационально организовывать физическую и интеллектуальную деятельность

4.        Умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья.

5.        Формирование умения позитивного коммуникативного общения с окружающими.

Предметные результаты:

1.Смогут раскрывать содержание понятий здоровья, здоровый образ жизни, рациональное питание.

2.Проводить аргументацию зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, нарушения осанки, зрения, слуха, стрессов, инфекционных и простудных заболеваний;

3.Знать и аргументировать основные правила поведения в природе; основные принципы здорового образа жизни ,рациональной организации труда и отдыха;

4.Влияние факторов риска на здоровье человека;

5.Описывать и  использовать приёмы оказания первой помощи;

6.Смогут прогнозировать воздействие негативных факторов на организм;

7.Приводить примеры негативных факторов, влияющих на здоровье;

8.Смогут аргументировать в отношении поступков других людей, наносящих вред своему здоровью.

9.Смогут обеспечивать уход за телом и жилищем ;

10.Смогут взаимодействовать в группе (распределение обязанностей);

11.Смогут находить необходимую информацию на различных видах носителей ;

12.Смогут презентовать результаты собственной деятельности;

Личностные результаты:

1.        Формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности человека

2.        Развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому и психическому здоровью.

3.        Формирование потребности ответственного отношения к окружающим и  осознания ценности человеческой жизни.

 Основные принципы реализации программы – научная обоснованность , доступность, учет возрастных особенностей школьников, практическая целесообразность,  субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность.      

         Содержание программы

Целевая аудитория:5 класс

Занятия внеурочной деятельности проводятся один раз в неделю по 1 часу ,всего 34 часа.

Количество часов в 1-ой четверти- 9 ч.;

Количество часов во 2-ой четверти-7 ч.;

Количество часов в 3 –й четверти-10 ч.;

Количество часов в 4-ой четверти-8 ч.

 Реализация программы опирается на содержание следующих предметов:

-биология

-физическая культура

-литература

-изобразительные искусства

-музыка

Программа предусматривает проведение занятий, работу детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю  в учебном кабинете, библиотеке,  медиатеке, спортзале, поликлиннике, бассейне, на пришкольном участке. Деятельность  включает проведение  экскурсий,акций,  встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов,выпуск стенгазеты и т.д. Деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Форма и режим занятий:

•        групповая работа;

•        экскурсии;

•        беседы, викторины;

•        коллективные творческие дела;

•        поездки, походы;

•        трудовые дела.

   Формы контроля:

1.Наблюдение

2.Тестирование

3.Беседа

4.Проектная деятельность

 Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

•        вести устный диалог на заданную тему;

•        участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

•        участвовать в работе конференций, чтений.

Содержание программы:

1.Введение

Раскрыть понятие “здоровье”,культура здорового образа жизни,влияние наследственности,экология,качество медицинского обслуживания и вредных привычек на организм.

2.Здоровый образ жизни

Раскрыть понятие “здорового образа жизни”,его составляющих ,раскрыть значение культуры здорового образа жизни для сохранения  твоего здоровья и здоровья окружающих людей,опасноть вредных привычек для твое организма и организма близких тебе людей.

3.Закаливание и его значение в укреплении здоровья

Формировать представление о процессе закаливания, значении принципов постепенности и систематичности в закаливающих процедурах, познакомиться закаливающими факторами и результатами их воздействия на организм и здоровья человека.

4. Рациональное питание.

Раскрыть значение питания в жизнедеятельности организма, сформировать представление о гигиене питания, о необходимости правильной обработки пищи, как необходимое условие не только сохранения витаминов и других полезных веществ, но защита организма от паразитических червей, научиться составлять меню с учетом требований рационального питания и правильного распределения кол-ва пищи в течение дня.

5. Движение – это жизнь.

Показать значимость двигательной активности в формировании систем органов и развития выносливости, повышение работоспособности, научить составлять комплекс упражнений, наиболее приемлемых для данного возраста. Рассмотреть влияние различных видов спорта на здоровье человека.

6.Виды травм и первая медицинская помощь.

Раскрыть понятие первой доврачебной помощи, познакомить с наиболее часто встречающимися видами травм и способами оказания помощи, раскрыть значимость своевременных мероприятий в процессе выздоровления.

7.Профилактика заболеваний – необходимое условие сохранения здоровья.

Сформировать представление о профилактике и её значение в сохранении здоровья и защите организма от  инфекций, познакомить с основными путями распространения гриппа и желудочно-кишечных заболеваний и мерами предупреждения этих распространенных заболеваний.

8.Чистота – залог здоровья.

Познакомить со значимостью чистоты тела и жилища, как необходимыми условиями сохранения здоровья, раскрыть сущность понятия “экология жилища”.

9.Живые организмы и их влияние на здоровье.

Познакомить с наиболее часто встречающимися организмами, которые могут быть опасными для человека из-за своей ядовитости, а также растениями, которые могут быть полезными для человека, поскольку обладают лечебным действием.



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование внеурочной деятельности «Здоровье – твое главное богатство»

В 5 классе

№ п\п

Название темы, раздела

Всего часов

Из них

Формы контроля

аудиторные

внеаудиторные

1

Введение

1

0

1

Наблюдение, беседа

2

Здоровый образ жизни

5

1

4

Наблюдение, беседа, тестирование

3

Закаливание и его значение в укреплении здоровья

3

1

2

Наблюдение, беседа, тестирование

4

Рациональное питание

6

2

4

Наблюдение, беседа, тестирование

5

Движение  - это жизнь        

7

1

6

Наблюдение, беседа, тестирование

6

Виды травм и первая медицинская помощь

5

2

3

Наблюдение, беседа, тестирование

7

Профилактика заболеваний – необходимое условие  сохранения здоровья

2

0

2

Наблюдение, беседа, тестирование

8

Чистота  - залог здоровья

3

1

2

Наблюдение, беседа, тестирование

9

Живые организмы и их влияние на здоровье

2

1

1

Наблюдение, беседа, тестирование

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Здоровье – твое главное богатство» в 5 классе на 2013 – 2014 учебный год

№ п\п

Тема

Всего часов

Из них

УУД

Форма организации занятий

Форма контроля

Дата

Аудит.

Внеауд.

1.Введение

1

Что такое здоровье ,от чего оно зависит?Факторы ,влияющие на здоровье

1

1

Познавательные,

регулятивные, личностные

Презентация

Мониторинг

2.Здоровый образ жизни

2

Что такое здоровый образ жизни?(мониторинг “Можно ли назвать твой образ жизни здоровым?”)

1

1

Познавательные УУД: умение определять понятия, строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину, уважительно относиться у учителям и одноклассникам.

Регулятивные УУД: умение определять цели своего обучения,

Беседа

Мониторинг, наблюдение

3

Вредные привычки ,причины их формирования.

1

1

Диспут

Мониторинг, наблюдение

4

Курение и его вредное влияние на организм.

1

1

Газета (живая)

Мониторинг, наблюдение

5

Алкоголь не только разрушает твоё здоровье ,но и твою жизнь.

1

1

Встреча с врачом-наркологом

Мониторинг, наблюдение

6

Акция “Скажи наркотикам -НЕТ”

1

1

Формулировать новые задачи

Акция

Наблюдение

3.Закаливание и его значение в укреплении здоровья

7

Понятие закаливания и его роль. Закаливание воздухом.

1

1

Беседа, прогулка

Наблюдение

8

Закаливание водой и солнцем .

1

1

Посещение бассейна

Наблюдение

9

Значение систематичности и последовательности в закаливающих процедурах.

1

1

Беседа

Мониторинг, наблюдение

4.Рациональное питание

10

Понятие рационального питания и его значение .

1

1

Посещение столовой

Наблюдение

11

Режим питания.

1

1

Исследование «Почему нужен завтрак?»

Проектная деятельность

12

Составляем свое меню с учётом всех принципов рационального питания

1

1

Беседа

Наблюдение

13

Правильное приготовление пищи.

1

1

Беседа

Наблюдение, мониторинг

14

Гельминтоз - как результат не соблюдения гигиенических правил.

1

1

Мини-лекция

Наблюдение

15

Кулинарные посиделки.

1

1

Посиделки

Наблюдение

                                                       5.Движение – это жизнь

16

Роль физических упражнений.

1

1

Исследовательский проект «Движение и здоровье»

Проектная деятельность

17

Утренняя зарядка. Разработка системы упражнений

1

1

Беседа

Наблюдение

18

Систематичность и последовательность –главные принципы в спорте.

1

1

Спортивный квест

Мониторинг, наблюдение

19

Физический труд не роскошь,а необходимое условие развития организма

1

1

Трудовой десант

Наблюдение

20

Составление правильного режима дня с учетом принципа “сочетай труд и отдых”.

1

1

Творческое задание «Планируем день»

Проектная деятельность

21

Туризм развивает твоё тело и душу.

1

1

Туриада

Наблюдение

22

Правила поведения в природе.

1

1

Презентация

Тестирование

23

Что такое первая доврачебная помощь,её роль

1

1

Беседа

Мониторинг, наблюдение

24

Ушибы , ожоги: твои действия.

1

1

Беседа

Мониторинг, наблюдение

25

.Первая помощь при тепловом и солнечной ударах , обморожении.

1

1

Мини-лекция

Наблюдение, тестирование

26

Виды кровотечений и первая помощь при них.

1

1

Встреча с врачом-терапевтом

Наблюдение

27

Переломы ,вывихи ,растяжения- сумей не навредить

1

1

Посещение поликлиники

Наблюдение

7. Профилактика заболеваний – необходимое условие сохранения здоровья.

28

Понятие профилактики . Грипп и его профилактика

1

1

Презентация

Тестирование

29

Желудочно-кишечные заболевания ,их предупреждение

1

1

Встреча с санитарным врачом

Мониторинг

8.Чистота – залог здоровья

30

Соблюдай чистоту жилища

1

1

Беседа

Наблюдение

31

Гигиена одежды и обуви

1

1

Газета

Проектная

деятельность

32

В чистом теле -здоровый дух

1

1

Круглый стол

Проектная деятельность

9. Живые организмы и их влияние на здоровье.

33

Ядовитые грибы, растения ,животные

1

1

Беседа

Мониторинг, наблюдение

34

Лекарственные растения и их применение

1

1

Исследование

Проектная деятельность



Предварительный просмотр:

Перечень литературы, используемый для создания программы:

1.        Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность. Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и безопасный образ жизни. Основная школа / [ С.В. Третьякова ]. – М. : Просвещение, 2013. – 96с. – (Работаем пео новым стандартам).  – ISBN 978-5-09-02839-0

2.        Внеурочная деятельность. Формирование культуры здоровья. 5-6 классы. Москва «Просвещение» 2013г.

3.        Г. А. Воронина, Т.В.Иванова, Г.С.Калинова. Биология. Планируемые результаты. Система заданий 5-9 класса. Москва «Просвещение» 2013г.

Перечень литературы, используемый для реализации программы:

1. В.И. Малов «Детская энциклопедия «Я познаю мир. Спорт»»  ООО Фирма «Издательство АСТ» 1999год

2. Иллюстрированная Мировая История «Греки»  Москва «Росмен» 1994год

3. Школьная энциклопедия «Древний мир» Смоленск «Русич» 2003год

4. И.Д. Зверев «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека» Москва «Просвещение» 1978год

5. «Здоровье народа - богатство страны» Москва «Советская Россия» 1989год

6. Г.П. Малахов «Основы здоровья» Ростов «Феникс» 2003год

7. Т.В. Козлова, Т.А. Рябухина «Физкультура для всей семьи» Москва «Физкультура и спорт» 1988год

8.А.Д. Степанов, Д.А. Изуткин «Критерии здорового образа жизни и предпосылки его формирования « Советское здравоохранение. 1981год

9. С.В. Понедельник «Формирование здорового образа жизни семьи в системе школьного образования» Ростов-на -Дону, 1994год

10. Ю.П. Лисицын,  И.В. Полунина «Здоровый образ жизни ребенка» Москва 1984год

5. “Руководство для среднего медицинского персонала школ”, Москва, издательство “Медицина” 1991г.

6. “Справочник практического врача”, Москва, издательский дом “Рипол классик” 2009г.

7. Справочник фельдшера, Москва, “Эксли пресс” 2002г.

8. Расти здоровым; Москва Физкультура и спорт 1993г.

3июля 2010 г.

4. “Профилактика и лечение гриппа” Р.И. Карпухин, Ленинград, Медицина, Ленинградское отделение 1991г.

11.Л.А. Лещинский «Берегите здоровье» Москва «Физкультура и спорт» 1995год

12.Г.И.Куценко, Ю.В Новиков  «Книга о здоровом образе жизни» – Санкт Петербург 1997год

13. «Здоровый образ жизни. Социально-философские и медико-биологические проблемы.» Кишинев 1991год.

14. Ф.Г.Мурзакаева «Здоровый образ жизни - залог здоровья» Уфа 1987год.

15.С.И.Громбах «Учитель и здоровье школьника» Москва 1971год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Становление экологической культуры личности. Групповое занятие "Вода - главное богатство".

Сегодня стало жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинной любви к природе, к окружающему миру в целом, бережного к нему отношения как духовно-нравственную и социальную ценность, сф...

Название проекта "Здоровье - главное богатство человека"

Проект разработан и  ориентирована на детей 10-12 лет (5-6 кл.) с ослабленным здоровьем и обучающихся в санаторной школе- интернат и  соответствует направлению учебного заведения....

Классный час. «Здоровье – самое главное богатство!»

Классный час для 8-9 классов общеобразовательных школ...

Здоровье - главное богатство!

Самое ценное у человека - это жизнь, а самое ценное в жизни – это здоровье!Ежедневная утренняя зарядка, процедуры закаливания, соблюдение двигательного режима дня, игры на воздухе, прогулки станут для...

"Здоровье – главное богатство человека"

Здоровье — главное богатство в жизни и не стоит с этим спорить! Люди порой не понимают насколько оно ценно для качественной жизни без проблем и губят его умышленно своими вредными привычками. Бер...