Исследовательский метод в обучении биологии как способ приблизить знания к ученику
статья по биологии на тему

Лийв Ольга Викторовна

Статья, представляющая обобщение опыта по применению исследовательского метода на уроках биологии. Автором раскрываются технология применения этапов исследования при организации изучения биология на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskiy_metod_na_urokakh_biologii.docx257.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 п. Пангоды»

Исследовательский метод в обучении биологии

как способ приблизить знания к ученику

Лийв Ольга Викторовна,

учитель биологии

г. Пангоды, 2014

Исследовательский метод обучения биологии

как способ приблизить знания к ученику

C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\фото Лийв ОВ\День науки март 2010\IMG_3345.jpg

За двадцать лет работы в школе  замечаю, как она изменилась с точки зрения оснащённости, доступа к различным источникам информации, разнообразия средств обучения. Сегодня  видишь, насколько школа стала более открытой и динамичной.

В то же время, наблюдая за учеником, понимаешь, что процесс познания по-прежнему предъявляет  свои  трудности, преодолевать которые готовы не все дети и не всегда. Занимаясь вопросом внедрения инфомационно-коммуникационных средств в процесс обучения, применения обучающих  программ на различных этапах урока, пришла к выводу, что данные средства могут выполнять свою дидактическую функцию только в условиях активности ребёнка и его психологической готовности познавать, заинтересованности.

Психологами подмечено, что побуждает человека к действию внутреннее противоречие. Так, противоречие между известным и ещё не познанным подталкивает к действию получения нового знания. Казалось бы, вот он – простой ключ к решению всех наших педагогических затруднений. Но возникает вопрос, как сделать это актуальным для ребёнка, которого мы должны подвести к самостоятельному познанию.

Мне как педагогу близки идеи проблемного подхода в обучении. Вместе с детьми изучая на уроках и во внеурочной деятельности объекты живой природы, поняла:   чтобы знание стало важным для ученика, он должен принять активное участие в его созидании. Такие возможности процессу обучения даёт использование исследовательского метода. При  изучении вопросов использования данного метода в педагогической практике  я опиралась на выводы Лернера И.Я., Шацкого С.Т. и других учёных-педагогов,  которые рассматривали особенности применения исследования в практике школьного обучения.

При построении урока с использованием исследовательского метода работа учеников должна быть выстроена в логике научного поиска. Учебное исследование имеет те же этапы, что и научное:

- постановка вопроса;

- предполагаемое решение вопроса – догадка, гипотеза;

- исследование гипотезы путём наблюдения, опыта или теоретического анализа;

- разрешение вопроса;

- фиксирование результатов.

        Задача учителя умело организовать прохождение всех этих этапов учащимися. Поэтому конструирование урока-исследования становиться для учителя проблемной ситуацией: как довести вопрос до учащихся, сделать так, чтобы у них возникло определённое желание его решать, т.е. чтобы учебная проблемная ситуация возникла у учащихся. Здесь могут прийти на помощь современные информационные средства. Яркий видеосюжет на экране, подборка иллюстраций, демонстрирующая объекты или явления, содержащие неполное знание или противоречие могут помочь создать ситуацию интеллектуального затруднения. Так короткий сюжет отрывок из телефильма, показанный в начале урока по теме «Происхождение человека» заставляет задуматься одиннадцатиклассников, почему до сих  пор учёные не пришли к единому мнению по данному вопросу. То есть возникает проблемная ситуация и желание её разрешить.

        Иногда для создания проблемной ситуации использую работу с понятием. Так,  при изучении статической  и динамический работы мышц,  спрашиваю: «Как вы думаете, почему работу относят к разным видам?» Дети высказываются о том,  что она разная. «Что значит разная работа?». Высказываются, что разная работа по-разному влияет на мышцы. Проблемный вопрос возникает из наших рассуждений: «Какая работа сильнее утомляет мышцы?»

        Далее наступает этап выдвижения гипотез. Здесь дети обычно очень активно проявляют себя. Каждому хочется высказать свою точку зрения. При разнообразии возможных гипотез учитель должен помочь детям отобрать наиболее  правильную. В нашем примере гипотезы две взаимоисключающие: «Сильнее утомляет статическая (динамическая) работа», причём обе звучат  одинаково часто. Спрашиваю, можем ли мы решить этот спор,  просто  «перетягивая канат»? Дети соглашаются, что решение нужно искать.

        Наступает этап исследования гипотезы. Важно, чтобы учащиеся чётко представляли задачи своей работы. Предлагаю клише:  «Узнать…», «Определить…», «Оценить…», «Сравнить…» и т.п. Очень ценно, когда ученики сами предлагают пути поиска ответа. Иногда, если опыт детей в решении таких задач невелик, ограничено время, учитель может предлагать         алгоритмы проверки гипотезы, давать определённые инструкции. В данном случае, выбираем один из предложенных ребятами способов: оценить, какую работу один и тот же ученик сможет выполнять дольше, то есть проверить экспериментальным путём.

В ситуациях, когда исследование гипотезы требует изучения большого объёма информации или связано с трудоёмкими операциями можно организовать проведение этого этапа в малых группах с использованием для каждой группы разного материала для изучения, на основе которого учащиеся осуществляют свой поиск. В этом случае необходимо организовать обмен мнениями и результатами. Он может быть организован в форме поочередного доклада своих результатов, обмена продуктами работы. Материал может быть вынесен на экран, помещён на  отдельный компьютер,  где будет доступен всем.

        После того, как исследование проблемы проведено, необходимо оценить решение с точки зрения подтверждения или опровержения гипотезы. Полученный результат должен быть понят и осознан учащимися. На этом этапе всегда обращаю внимание на то, как правильно оценить  результат, сделать вывод, проконтролировать достижение поставленной цели. Например:  «Сравните то, что у вас получилось с выдвинутой гипотезой. Запишите вывод в виде краткого (развёрнутого) ответа. Прочитайте и оцените,  будет ли он понятен другим».C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\фото Лийв ОВ\применение ИКТ\IMG_3640.jpg

        Следующий этап – фиксирование результатов – требует умения синтезировать информацию, обобщать. Это сложный процесс для учащихся, поскольку предполагает высокий уровень мыследеятельности.  Тем не менее, важно научить детей  представлять собственное знание, делать его зримым. Примером такого представления результата может быть схема, рисунок,  диаграмма,  блок тезисов, презентация, обобщающего характера.

        Проведение исследования  на каждом учебном занятии затруднительно, да, на мой взгляд, и не нужно. Но возможно практически на каждом уроке организовывать деятельность детей таким образом, чтобы у школьников формировались компетентности, необходимые для исследовательской деятельности.  В своей работе для этого я использую следующие приёмы: метод «толстых»  и «тонких»  вопросов, составление краткого ответа с определённым заданным количеством предложений, «построй понятие», создание инструкций для практической работы,  построение схемы для ответа и ответ по схеме. Например, при первой встрече учащихся с понятием «паразитизм», предлагаю текст о разных организмах-паразитах и прошу составить к нему развёрнутые и краткие вопросы. Работа над  этими вопросами помогает выявить существенные признаки понятия и сформулировать его. Работа с обучающими программами также  даёт возможность решать задачи исследовательского характера, например при проведении виртуальных опытов. Использование данных приёмов приучает мыслить    критически, видеть проблему, сравнивать. Эти качества необходимы при самостоятельном исследовании.

        Анализируя результаты своей работы,  проводила анкетирование среди обучающихся 6  и 8 классов, в которых исследовательский метод применялся мною наиболее широко.  Анкетирование проводилось в начале и в конце  2012-2013 учебного года. Оно показало повышение уровня владения такими исследовательскими умениями как выдвижение гипотезы, умение видеть проблему, строить план действий для достижения цели. К результатам моей работы по использованию исследовательских заданий на уроке биологии  можно отнести повышение интереса учащихся к изучению данного предмета. Увеличилось количество детей, желающих принимать участие в олимпиадах по биологии, сдавать экзамен по этому предмету. Ежегодно мои ученики принимают участие в научно-практических конференциях.  В прошедшем учебном году представляли результаты исследования по экологии на II окружном  туре Всеросийского конкурса юношеских исследовательских работ   им. Вернадского в г. Новый Уренгой.  Работа была напечатана в сборнике работ учащихся, изданном по итогам  данного конкурса.

        В педагогической литературе говорится, что учебное исследование отличается от научного. Оно не создаёт объективно нового знания.  Применение исследовательского метода нацелено на развитие личности ребёнка. Дети активно включаются в самостоятельную деятельность по освоению новых знаний. Однажды совершив открытие, пусть даже маленькое, новое только для него, ребёнок начинает понимать ценность знания, что делает это знание гораздо более прочным и осознанным. К педагогу же приходит удовлетворение, когда он понимает, что смог помочь ребёнку постичь не только азы своего предмета, но и способствовал развитию личных качеств будущего гражданина. специалиста, человека. C:\Documents and Settings\Администратор\Мои документы\фото Лийв ОВ\Конференция НАДЫМ февр. 2010\IMG_3221.jpg

Приложение 1.

Этапы урока-исследования

Этап

Содержание

Результат

Постановка проблемного вопроса

Выявление противоречия или недостаточности знания о изучаемом явлении или объекте

Формулировка проблемы

Выдвижение гипотезы

Обсуждение разных точек зрения, предположений, выбор боле точных

Формулировка гипотезы в виде краткого тезиса

Проверка гипотезы

Постановка цели, задач исследования, определение плана действий, необходимых для  проверки гипотезы.

Практические действия по алгоритму, соответствующему задачам исследования

Разрешение вопроса

Анализ и обобщение проделанной работы, сравнение результатов с гипотезой

Формулировка выводов

Представление (фиксирование)результатов

Оформление результатов исследования в графической, знаковой форме.

Презентация, схема, тезисное заключение

Приложение 2.

Сформированность исследовательских умений среди учащихся 8-х  классов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение проектно-исследовательских методов в обучении математике

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующих интеграции знани...

Исследовательский метод в обучении

Выступление на педсовете. Тема: Исследовательский метод в обучении. Обмен опытом....

Организация исследовательской деятельности на уроках биологии как способ повышения познавательной активности обучающихся

Организация исследовательской деятельности на уроках биологии как способ повышения познавательной активности обучающихся...

Практическая реализация проектно-исследовательского метода при обучении иностранным языкам в условиях урочной и внеурочной деятельности

В статье представлена технология работы с использованием проектно-исследовательского метода на уроках английского языка и во внеурочной деятельности. Ключевые слова: проектно-исследовательский метод, ...

Использование кейсового метода на уроках истории как способ формирования ключевых компетенций учеников

В данной статье автор рассматривает особенности кейсового метода и его использования на уроках истории в школе. Статья включает описание технологии, в том числе то, при каких условиях такие уроки обес...

Проектно – исследовательский метод при обучении предмету «Основы религиозных культур и светской этики».

Проектно – исследовательский метод  при обучении предмету  «Основы  религиозных культур  и светской этики»....