Использование возможностей учебно-опытного участка для формирования исследовательских компетенций учащихся
статья (биология) на тему

Традиционно пришкольный учебно-опытный участок делится на отделы, форма и размеры, которых в каждой школе свои. Задача учителя состоит в том, чтобы пришкольная территория стала базой развития исследовательских компетенций учащихся.  Порой бывает трудно определиться с выбором объекта исследований, хотя в каждом отделе УОУ можно изыскать возможности для организации исследований

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon postanovka_opyta_na_prishkolnom_uchastke.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3

Использование возможностей учебно-опытного участка для формирования исследовательских компетенций учащихся

Введение

В современном мире, идущем по пути глобализации, способность быстро адаптироваться к условиям международной конкуренции становится важнейшим фактором успешного и устойчивого развития страны. Следовательно, востребованными социумом в настоящее время становятся успешные, конкурентоспособные выпускники, адаптировавшиеся к новым социальным условиям, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях.

Сегодня мы говорим о формировании метапредметных умений и навыков, которые являются результатом образовательной формы, выстраиваемой поверх традиционных предметных знаний, умений и навыков, в основе которой лежит мыслительнодеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления.

                 Становится ясно, что основная задача учителя на современном этапе – грамотно перевести акцент при оценке результатов образования с понятий «образованность», «обученность», «умения», «знания» на понятия «компетенция», «компетентность».

 Последовательность процесса формирования исследовательских компетенций может варьироваться в зависимости от специфики учебного заведения, особенностей организации учебно-воспитательного процесса, работы научного общества в школе, возраста учащихся, возможностей социального научного партнерства. Работа над исследовательскими компетенциями учащихся – это целенаправленный, кропотливый процесс, в котором должны быть сосредоточены усилия самих учащихся, педагогов, администрации, родителей.   Исследовательская компетентность школьника – это способность и готовность учащегося самостоятельно осваивать и получать новые знания, выдвигать идеи, гипотезы в результате выделения проблемы, работы с различными источниками знаний, исследования темы, проведения наблюдения (опыта, эксперимента и т.д.), предложение путей решения проблемы и поиска наиболее рациональных вариантов решения вопросов, проектов.

                 Исследовательские компетенции школьника могут формироваться различными способами в ходе исследовательской деятельности. Одним из наиболее эффективных способов является работа в рамках школьного научного общества.

Во многих педагогических и методических работах процесс формирования исследовательских компетенций рассматривается как метод, позволяющий преодолевать многие проблемы современного школьного образования – от формирования нового уровня понимания учебного материала до профессиональной ориентации и личностного самоопределения учащихся.

Исходя из вышесказанного, особое значение в формировании исследовательских компетенций приобретает УОУ.

В предыдущий исторический период УОУ в основном использовались для выращивания продукции для школьных столовых. Цели создания УОУ преследуют проведение занятий по трудовому обучению, уроков природоведения, биологии, внеклассной исследовательской и природоохранной работы. В связи с этим актуальной и новой задачей становится не только выращивание определенных культур, но и обеспечение развития общеучебных умений и навыков, развитие универсальных исследовательских компетенций, создание таких условий, в которых бы выполнялась данная задача.

Организация исследовательской работы в различных отделах пришкольного участка

При организации  исследовательской работы на УОУ нужно учитывать несколько важных моментов: проводимые  должны быть актуальны, а их результаты использоваться при работе на учебно-опытном участке; тематика исследований должна соответствовать психофизиологическому уровню развития школьника (не совсем правильно поручать самостоятельное научное исследование младшему школьнику, который не освоил алгоритм выполнения биологического эксперимента, не владеет методикой его реализации); на пришкольном учебно-опытном участке должны быть культуры, необходимые ребятам для реализации их творческих замыслов, садово-огородный инвентарь, а в школьном кабинете биологии находится лабораторное оборудование.

Традиционно пришкольный учебно-опытный участок делится на отделы, форма и размеры, которых в каждой школе свои. Задача учителя, состоит в том, чтобы пришкольная территория стала базой развития исследовательских компетенций учащихся. Но порой бывает трудно определиться с выбором объекта исследований, хотя в каждом отделе УОУ можно изыскать возможности для организации исследований, а объектом исследования могут быть не только растения.

В нашей школе учебно-опытный участок представлен отделами:

  1. Цветочно-декоративных растений
  2. Отдел овощных культур
  3. Плодово-ягодные культуры

а)        фруктовый сад

б)        ягодник

 3. Отдел лекарственных растений

 а) аптекарский огород (травянистые растения)

 б) древесно-кустарниковые лекарственные растения

4. Отдел начальных классов

5.Дендрарий

6.Коллекционный отдел. Сирингарий (заложен в 2008г.)

 С 2008 года учащимися 6-11 классов на пришкольном участке проводится исследовательская работа. Хочу поделиться опытом организации исследовательских работ на УОУ.

Схему организации работы можно представить на примере одного исследования: «Фитонцидные свойства древесно-кустарниковых растений школьного дендрария».

 Первый этап – выбор темы исследования, формирование его цели. Цель данной работы – изучение фитонцидных свойств    древесно-кустарниковых растений школьного дендрария. Второй этап. На этом этапе ученики осваивали приемы работы с научной и научно – популярной литературой, формировали умение находить нужный материал в Интернете. В нашей работе была собрана информация, которая помогла учащимся сформировать представление о фитонцидах.   Третий этап – определение растений при помощи определителя древесно-кустарниковой флоры. Закладка гербария. Была составлена краткая эколого-морфологическая характеристика исследуемых видов.  На четвертом этапе был сделан выбор методики исследования. К методике предъявлялись следующие требования: она должна быть доступной, максимально проста и понятна, а также должна предполагать возможность использования оборудования, которое имеется в школе. В работе проводилось исследование влияния на простейших фитонцидов сока отдельных видов древесно-кустарниковых растений дендрария.  На пятом этапе для изучения действия фитонцидов сока, поступали следующим образом. На предметное стекло наносилось рядом две капли: одна с простейшими, другая с соком одного из растений. Они соединялись между собой водяным мостиком.  Опыты проводились в трёх повторностях для каждого растения. С помощью секундомера отмечалось время реакции простейших на фитонциды растений.

Шестой этап – обработка данных и анализ результатов. Построение диаграмм. На седьмом этапе были сформулированы выводы.

 1.Все исследованные нами древесно-кустарниковые растения школьного дендрария обладают фитонцидной активностью. 2.Сила действия фитонцидов различается у разных растений. Самым фитонцидоактивным является бирючина обыкновенная. Достаточно много вырабатывают фитонцидов сирень обыкновенная, чубушник душистый, белая акации, ива белая. Несколько меньше – форзиция яйцевидная, ирга канадская. Наименьшей фитонцидной активность отличаются  катальпа бигнониевидная и айлант высочайший 3.Полученные нами показатели фитонцидной активности деревьев и кустарников позволяют рекомендовать их для более широкого использования при озеленении города для улучшения его экологической обстановки - с целью обеззараживания воздуха. На восьмом этапе работа была оформлена как исследовательский проект, в соответствии с рекомендациями, составленными к.п.н., доцентом СГУ Н.И. Овдиенко. Результаты исследовательской работы были оформлены в виде презентации и заслушаны на заседании эколого-биологической секции научного общества учащихся «Тигель» в ноябре 2010 года. Был подготовлен материал «Деревья и кустарники школьного дендрария-санитары воздушной среды» его основу составили результаты наших исследований. Материал был заслушан на классных часах и родительских собраниях. Для родителей были подготовлены буклеты «Фитонцидоактивные древесно-кустарниковые растения и их использование в озеленении». О результатах своей работы мы рассказали в статье «Уголок России – школьный двор», которая была представлена на городской конкурс журналистских статей по освещению краевой акции «Сохраним природу Ставрополья», где заняла II место в номинации «Мой зеленый город». Эта статья была напечатана и в школьной газете «Школьная карусель».

Тематика исследовательских работ, выполненных учащимися МОУ СОШ №3

ОТДЕЛ ЦВЕТОЧНО- ДЕКОРАТИВНЫХ РАСТЕНИЙ

«Экологическое состояние почв пришкольного участка»

Цель работы: исследовать экологического состояния почвы школьных цветников с целью разработки предложений по их улучшению.

 Задачи:

1. Провести исследование экологического состояния почвы по следующим характеристикам: 
а) физические свойства (плотность, механический состав, структура, влажность);
б) кислотность почвы;
в) засолённость почвы.

2. Сравнить экологическое состояние образцов почвы школьных цветников

3. Выработать предложения по улучшению экологического состояния почвы на клумбах.

4. Провести мероприятия по улучшению почв.

5.  Подобрать ассортимент растения с учетом состояния почвы

Объект исследования: почва цветников пришкольного участка

Предмет исследования: физические свойства почвы

ОТДЕЛ ОВОЩНЫХ КУЛЬТУР 

«Фитонцидные свойства зеленных и пряновкусовых растений пришкольного учебно-опытного участка». 

Цель работы: изучить фитонцидные свойства зеленных и пряновкусовых растений пришкольного учебно-опытного участка.

Задачи

1.Провести анкетирование среди учащихся школы с целью выяснить какое место в их питании занимают зеленные и пряновкусовых растения.

2.Исследовать влияние на простейших фитонцидов сока отдельных видов зеленных и пряновкусовых растений.

3.Результаты исследовательской работы представить на заседании эколого-биологической секции научно общества старшеклассников МОУ СОШ№3 «Тигель» в октябре 2011 года.

Объект исследования: фитонциды зеленных и пряновкусовых растений.

Предмет исследования: влияние фитонцидов клеточного сока растений на простейших.

Гипотеза: простейшие погибнут при воздействии на них фитонцидов клеточного сока растений.

Практическая значимость: формирование навыков здорового образа жизни, пропаганда здорового питания. Работа была проведена в рамках мероприятий, предусмотренных школьной программой «Здоровье»

ДЕНДРОЛОГИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ

«Фитонцидные свойства древесно-кустарниковых растений школьного дендрария».

Цель работы: изучить фитонцидные свойства древесно-кустарниковых растений школьного дендрария.

Объект исследования: деревья и кустарники школьного дендрария.

Гипотеза: все деревья и кустарники в одинаковой степени обладают фитонцидной активностью

Задачи

1.Установить видовой состав и дать краткую эколого-морфологическую характеристику фитонцидных растений школьного дендрария.

2.Исследовать влияние на простейших фитонцидов сока отдельных видов древесно-кустарниковых растений дендрария

3.Собрать гербарий древесно-кустарниковых растений дендрария, обладающих наиболее выраженными фитонцидными свойствами.

 «Сезонная динамику фитонцидной активности древесно-кустарниковых растений школьного дендрария».

Цель работы: изучить сезонную динамику фитонцидной активности древесно-кустарниковых растений школьного дендрария.

Задачи:

1. Определить фитонцидную активность растений, исследовав влияние на простейших фитонцидов клеточного сока отдельных видов древесно-кустарниковых растений школьного дендрария в мае и октябре 2011 года;

2. Подготовить материал для выступления на классных часах, родительских собраниях с целью привлечения внимания жителей города к проблеме использования древесно-кустарниковых растений в качестве санитаров воздушной среды города Георгиевска.

Объект исследования: фитонциды древесно-кустарниковых растений.

Предмет исследования: влияние фитонцидов клеточного сока растений на простейших.

Гипотеза: фитонцидная активность растений весной будет выше чем осенью.

Практическая значимость: использование средоулучшающих свойств растений для экологической оптимизации городской среды.

Материалы работы могут быть использованы на уроках биологии, занятиях спецкурсов и факультативов по экологии, а также классных часах и родительских собраниях по вопросам экологического воспитания.

«Видовое разнообразие и особенности кормового поведения птиц пришкольного участка в зимний период»

Цель работы: изучить видовое разнообразие и особенности кормового поведения птиц пришкольного участка в зимний период.

Задачи:

1.Определить видовой состав птиц пришкольного участка в зимний период.

2. Определить внутрисезонную динамику видового состава птиц.

3.Определить кормовую базу птиц пришкольного участка зимой.

4.Установить предпочтения видами птиц различных кормов, предлагаемых в качестве подкормки

5.Активно пропагандировать в СМИ необходимость зимней подкормки птиц.

Объект исследования: птицы пришкольного участка в зимний период.

Предмет исследования: видовой состав и особенности кормового поведения птиц пришкольного участка зимой.

Рабочая гипотеза: видовое разнообразие птиц в конце зимы будет выше, чем в начале зимнего сезона.

Работа была проведена в рамках мероприятий краевой экологической акции «Каждой пичужке – кормушка».

Самостоятельно найденный ответ – маленькая победа ребенка в познании сложного мира природы, придающая уверенность в своих возможностях, создающая положительные эмоции, устраняющая неосознанное сопротивление процессу обучения. Самостоятельное открытие малейшей крупицы знания учеником доставляет ему огромное удовольствие, позволяет ощутить свои возможности, возвышает его в собственных глазах. Ученик самоутверждается как личность. Эту положительную гамму эмоций школьник хранит в памяти, стремится пережить еще и еще раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а что более ценно – к самому процессу познания – познавательный интерес, мотивация к знаниям. Этот личностный компонент исследовательской деятельности особенно важен с точки зрения компетентностного подхода, так как в данном подходе на одно из первых мест выходит формирование личностных качеств, позволяющих человеку быть успешным в обществе.

 

Чернова Наталья Владимировна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование исследовательских компетенций учащихся на уроках географии

Современному обществу требуются молодые люди, умеющие принимать самостоятельные решения, инициативные, отвечающие за свою деятельность. Поэтому ведущей педагогической идеей сегодня является формирован...

Формирование исследовательской компетенции учащихся на уроках технологии.

В современных условиях понимание образования не сводится только к формированию систематических знаний, умений и навыков, школа нацелена на интеллектуальное и нравственное развитие ребенка, форми...

Формирование исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности по предмету на основе технологии развивающего обучения.

Сегодня в сфере образования набирают силу новые критерии оценки качества обучения, учитывающие динамику развития каждого учащегося. Это связано с нарастающей скоростью перемен в обществе: меняются гос...

Задачи с параметрами как средство формирования исследовательской компетенции учащихся в классах физико-математического профиля

Разработка методики формирования исследовательской компетенции учащихся в процессе изучения содержательно-методической линии «Задачи с параметрами» в курсе алгебры и начал анализа на примере кла...

Управление процессом формирования исследовательских компетенций учащихся: от учебного проекта к исследовательской деятельности

В основе данной статьи материалы последних исследований и личный опыт руководства научной работой учащихся...