Главные вкладки

    Методическая разработка занятия биологического кружка "Испарение воды растением"
    методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

    Старцева  Светлана Васильевна

    Методическая разработка  занятия биологического кружка «Бионика»  в 5 классе   по теме «Испарение воды растением». Занятие проводится с использованием цифровой лаборатории "Архимед".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kruzhok_isparenie_vody_rasteniem.rar513.56 КБ

    Предварительный просмотр:

    МКОУ    КАШИРСКАЯ  СОШ

    Методическая разработка

    занятия биологического кружка «Бионика»

    в 5 классе

    по теме «Испарение воды растением»

    Разработала: Старцева Светлана Васильевна

    учитель химии, биологии

    МКОУ «Каширская СОШ»

    Цель:

    создать условия для формирования экспериментальных и исследовательских умений в процессе изучения темы «Испарение воды растением»

    Задачи:

    - познакомить учащихся с особенностями процесса транспирации и выяснить, какие факторы на нее влияют;

    - развивать умение проводить эксперимент, выдвигать гипотезы, наблюдать, анализировать результаты и делать выводы, умение работать с цифровой лабораторией, работать с текстом, составлять схемы, таблицы, читать графики, развивать умение работать в группе, рефлексию;

    - воспитывать бережное отношение к природе, чувство товарищества, взаимопомощь.

    Материалы и оборудование:

    световые и цифровой микроскопы, компьютер, препаровальный набор, предметные и покровные стекла  растение герань (пеларгония), хлорофитум, цифровая лаборатория «Архимед», датчик влажности, полиэтиленовые пакеты, бечевки, крепления, стаканчики 50 мл с водой, губки поролоновые, клубочек ниток.

    Приёмы организации деятельности учащихся:

    Организационные: оформление тетрадей, рисунков, таблиц, практических работ, распределение обязанностей в группе, алгоритмизация (последовательность) выполнения работы.

    Интеллектуальные: описание, анализ, сопоставление, сравнение, обобщение, формулирование выводов, составление алгоритма работы, установление причинно-следственных связей.

    Рефлексивные: самооценка, самоанализ, самоконтроль.

    Время занятия: 1,5 часа

    Этапы занятия

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1. Приветствие. Организационный момент.

        Здравствуйте, ребята! Давайте познакомимся (организует игру «Знакомство»).

    Посмотрите, какая хитрая паутина у нас получилась. Все мы друг другом связаны. Вот так и в природе все взаимосвязано.  Сегодня у нас необычное занятие,  мы окажемся с вами в биологической лаборатории. Проведем настоящий эксперимент и постараемся разгадать одну из тайн природы.

    Вы хотите почувствовать себя учеными-биологами?!

    Приветствуют учителя.

    Подходят к учителю и встают в круг.

    Дети называют свое имя и растение, начинающееся на первую букву имени, передавая друг другу клубочек. В итоге все участники занятия оказываются связаны одной нитью, как паутинкой.

    2. Актуализация знаний.

    - Ребята! А какой у нас кружок?

    - Что же изучает биология?

    - А растения какая наука изучает?

    - Что мы знаем о растениях?

    - Биологический

    - Живые организмы, растения, животных, природу.

    - Ботаника

    Составляют схему-перекресток, в которой обязательно указывают процессы жизнедеятельности: дыхание, питание и др.

                                                 РАСТЕНИЯ

    3. Постановка проблемы.

    Выдвижение гипотезы и ее проверка.

    Учитель демонстрирует 2 растения, одно из них увяло.

    Посмотрите, ребята, у меня два одинаковых растения.

    Что вы заметили?

    А как вы думаете, почему?

    Как вода поступает в растение?

     Ребята, ученые подсчитали, что растение поглощает воды в несколько раз больше, чем содержится в нем самом. Из всего огромного количества воды, проходящей через растение, лишь очень незначительная ее часть используется им на синтез веществ своего тела. Например, чтобы вырастить кочан капусты весом 2 кг необходимо 220 л воды!  Только 0,2% всей пропускаемой воды растение усваивает.  

    - Какой вопрос у вас возникает?  

    - Какие есть предположения, гипотезы? Куда девается вода?

    Как вы думаете, какой орган растения испаряет больше всего воды?

    - Откройте биологический словарь и  найдите, как же в биологии называют процесс испарения воды листьями?

    (Транспирация. Это слово вывешивается на доску). Дайте полное определение.

    - А чтобы доказать, что растение действительно испаряет воду проведем  эксперимент. (См. приложение)

    - Листья завяли

    -Мало воды, земля сухая, очень жарко.

    -Вода поступает в растение через корни.

    Куда же девается вода, поглощенная растением?

    (формулируют проблемный вопрос, который вывешивается на доску)

    - Выходит через листья, через стебли, испаряется.

    - Лист.

    Работают со словарем, проговаривают и  записывают определение в тетрадь

    Совместно с учителем  проводят эксперимент с цифровой лабораторией: определяют влажность в помещении, а затем определяют влажность у растения, предварительно надев на него полиэтиленовый пакет; по разнице показаний датчика влажности делают вывод о том, что растение действительно испаряет воду

    Развертывание проблемного вопроса

    -Ребята, как вы думаете, мы уже все узнали о транспирации?

    -Что же еще нам нужно узнать об этом процессе?

    - Значит, чем мы  сегодня будем заниматься?

    -  Нет

    - Где и как идет испарение, от чего зависит?

    Формулируют тему

                                      Изучать транспирацию.

    (Тема вывешивается на доску)

    4. Поиск решения проблемы через выполнение эксперимента.

    - Для этого мы проведем эксперименты, но сначала разделимся на группы. (Напоминает правила групповой работы).

    Первая группа  будет исследовать, через какие же структуры листа испаряется вода. Ознакомьтесь с теоретическими основами вопроса и начинайте лабораторную работу. Вторая группа выяснит, от каких факторов  зависит транспирация.

    Если задания понятны, можно приступать к работе.

    Не забудьте о правилах техники безопасности.

    Расходятся по группам 3-4 человека, обсуждают правила работы, выбирают старшего группы.

    1 группа. Выполняют лабораторную работу №1 «Изучение покровных тканей растения».

    2 группа. Выполняют лабораторную работу «Зависимость транспирации от площади поверхности листьев»)

    (Тексты см. в приложении)

    5. Обсуждение результатов экспериментов.

    Выслушаем представителей каждой группы (что исследовали, результаты, выводы)

    Давайте обобщим все сказанное и представим информацию в виде таблице.

    Мы исследовали только один из факторов, влияющий на транспирацию.

    Подумайте, от каких еще факторов зависит транспирация? (прочитать в теории Л.р. №2)

    - Как экспериментально доказать  влияние температуры, влажности воздуха и почвы на испарение воды растением.

     

    В чем же биологическое значение процесса испарения?

    Ответ на этот вопрос найдите в теоретических основах лаб.работы. (В случае затруднения учитель просит  провести простой опыт. Для этого смочите губку водой и протрите свою руку в области предплечья. Что вы почувствовали? Почему?)

    - Ребята, какой вопрос мы задали в начале занятия? Какая была тема?

    Отчет 1 и 2 групп: что делали, что открыли, узнали. Учащиеся отвечают на вопросы, демонстрируют микропрепараты и рисунки (фото), графики.

    Зачитывают выводы

    Затем каждый учащийся заполняет таблицу в тетрадях. (Табл. №1)

    Дополняют данные таблицы.

    1.Внешние факторы: влажность воздуха и почвы, температура, свет

    2.Внутренние факторы: вид растения, площадь поверхности листьев, фаза развития

    Продумывают ход эксперимента, высказывают свои идеи.

    Заполняют графу табл. «Значение»

    1. Спасает от перегрева

    2. Создает непрерывный ток воды, с которым движутся минеральные вещества

    Повторяют вопрос и отвечают на него.

    - Вода, поглощенная растением испаряется. Этот процесс называется транспирация. Происходит испарение с поверхности листьев через устьица и зависит от внешних и внутренних факторов.

    Мотивация к следующему занятию

    Домашний эксперимент: как доказать, что температура влияет на транспирацию.

    Записывают задание в тетрадь.

    Рефексия

    Ребята, что необычного было в нашем занятии? Смогли ли вы почувствовать себя учеными-биологами? Что для вас было самым сложным? интересным?

    Ребята, наше занятие подходит к концу, но у природы еще много загадок, которые мы будем разгадывать.

    Оцените свою работу и работу товарищей на занятии.

    Спасибо за внимание!

    Отвечают на вопросы. Высказывают свои мысли.

    Заполняют таблицу «Рефлексия»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока по теме "Растения семейства Пасленовые""

    Методическая разработка урока биологии для 6 класса "Растения семейства Пасленовые"и презентация, могут быть использованы в ходе изучения  многообразия семейств растений....

    МБОУ "Астрахановкая ООШ" методическая разработка проекта "Чистая вода" география 5-9класс

    Американские биологи провели оценку состояния основных природных систем Земли по 100-бальной шкале качества, в которой начальная точка (100 баллов) - нормальное состояние, а конечная (0 баллов) - ката...

    Методическая разработка внеклассного занятия "Вода- источник жизни".

    Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение«Усманский педагогический колледж»  Методическая разработка:кружкового занятия «Вода - источник жизни»2013Соста...

    Методическая разработка открытого урока "Воды суши. Реки.

    Цель:Сформировать представление  о частях  реки, о крупнейших реках России   с  использованием новых информационно-коммуникационных технологий.Расширить и углубить знания о во...

    Компьютерная презентация методической разработки раздела «Внутренние воды и водные ресурсы» образовательной программы «География», 8 класс

    Данная работа посвящена методической разработке раздела «Внутренние воды и водные ресурсы» (4 часа), относящегося к теме «Природа» курса география России, изучаемого в 8 классе...

    Методическая разработка. Викторина «Загадки воды» к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Исследовательская станция «Владения Нептуна»

    Методическая разработка. Викторина «Загадки воды»к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Исследовательская станция «Владения Нептуна»...