Эры развития жизни на Земле (архей, протерозой, палеозой). Конспект урока в 11 классе.
план-конспект занятия по биологии (11 класс) на тему

Урок-практикум по изучению истории  биологической эволюции. Урок предполагает большой объем самостоятельной деятельности учащихся по отработке метапредметных умений по анализу, синтезу и обобщению информации. Перенос знаний и умений, полученных ранее из курсов ботаники и зоологии, должен способствовать формированию  навыков по группировке материала и формулированию новых выводов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ery_razvitiya_zhizni_na_zemlearkhey.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Эры развития жизни на Земле (архей, протерозой, палеозой).

Конспект урока в 11 классе.

Дидактические цели: Запомнить последовательность этапов развития органического мира; усвоить основные ароморфозы в архее, протерозое, палеозое; развивать умение обобщать, анализировать, делать выводы; воспитывать внимательность и умение наблюдать.

Тип урока: Урок-практикум.

Оборудование: Учебники, дополнительная литература, геохронологическая таблица, гербарии растений, таблицы, рисунки, компьютеры, словари.

Последовательность действий учащихся на уроке:

- работать индивидуально по вопросам;

- ответы записывать в тетрадях;

- проверить правильность ответов по листу контроля;

- подсчитать количество полученных баллов;

- записать количество своих баллов в накопительный лист;

- работать по накопительной системе;

- получить оценку за работу на уроке в соответствие с количеством

набранных баллов. (Критерии оценки:  76-71 Баллов  - «5», 70-60 Баллов – «4», 59-50 Баллов – «3»).

Ход урока.

I        блок - определение исходного уровня знаний;

I1        блок - изучение нового материала (основные ароморфозы в растительном и животном мире, происходившие в архее, протерозое и палеозое).

III        блок - проверка усвоения знаний. Рефлексия.

IV        блок - дифференцированное домашнее задание.

1 блок - определение исходного уровня знаний.

- Записать в тетрадях число, тему урока;

- прочитать цель урока;

- познакомиться с последовательностью действии на уроке. (Все отражено на экране. Учащиеся работают в группах по 4 человека. На каждую труппу - свой компьютер с наблюдателем.\

- выполнить тестовую работу по определению исходного уровня знаний.

Тест-контроль.

1. Согласно современным представлениям о возникновении жизни
на Земле первые организмы были автотрофами. (да, нет).

2. Жизнь зародилась в воде, потому что вода защищала первичные
организмы от губительного действия ультрофиолетовых лучей.
(да, нет).

3. Теория абиогенеза предполагает, что живое произошло только от
живого. (да, нет).

4. Отсутствие в первичной атмосфере земли кислорода было одним
из наиболее важных условий для абиогенного синтеза
органических веществ из неорганических. (да, нет).

5. Самые первые фотосинтезирующие организмы использовали в
качестве источника энергии солнечную радиацию. (да, нет).

6. Самопроизвольно концентрирующийся в виде капелек раствор
первичных органических веществ - ...

7. Безъядерные клетки - ...

8. Напишите формулу озона.

(Каждый правильный ответ - один балл. Максимальная сумма баллов за тест-контроль - 8 баллов).

11 блок – изучение нового материала «Основные ароморфозы в растительном и животном мире, происходившие в архее, протерозое, палеозое».

1.        Устные вопросы. При работе необходимо пользоваться геохронологической таблицей. (Ответы оцениваются по баллам. Балла за правильные ответы плюсуются к баллам в накопительных листах, баллы фиксируют и контролируют наблюдатели).

        - Какое значение для развития жизни на Земле имело возникновение

фотосинтеза? (5 баллов)

        - Как деятельность живых организмов повлияла на изменение
геологических оболочек Земли? (5)

        - В каком периоде появились первые хордовые животные? (3)

        - Какова основная причина выхода рыб на сушу? (5)

        - «Эволюция - процесс необратимый. В процессе исторического
развития невозможен возврат группы организмов к прежнему
состоянию, которое было присуще предкам». Что это за правило?
(Правило Долло)    (5)

        - Назовите уровень организации живой природы в архейской эре.(3)

        - К упрощению уровня организации ведет .. (3)

        - Жизнь на Земле зародилась .... (3)

        - Организмы, которые используют в качестве источника пищи
готовые органические соединения, находящиеся в водах первичного
океана называются ... (5)

        - Клетки, содержащие ядро - .. (5)

2.        Работа с таблицами. При работе необходимо пользоваться приложениями. (Все приложения на столах учащихся)

Предлагаются таблицы 4-х уровней сложности. Работа над таблицами -групповая, каждая группа выбирает свой уровень сложности ( в зависимости от того, сколько баллов хотят получить ).

1. Таблица на 6 баллов:

Ароморфозы

Таксоны

Значение

Возникновение легочного дыхания

Появление в яйце защитных оболочек и запаса питательных веществ

Возникновение фотосинтеза

Появление роговых покровов \чешуя, панцирь и др.\

Появление костных челюстей

Появление хорды

2. Таблица на 5 баллов.

Ароморфозы

Таксоны

Значение

Появление покровной, механической, проводящей ткани.

Появление стебля и листьев

Появление корневой системы

Возникновение семян

Возникновение цветка и плода

3. Таблица на 4 балла.

Ароморфозы

Значение

Наличие хитинового покрова

Появление расчлененных конечностей

Появление трахей

Развитие нервной системы

4. Таблица на 3 балла.

Ароморфозы

Значение

Возникновение фотосинтеза

Возникновение многоклеточности

Выход растений на сушу

3. Индивидуальные задания по карточкам. При работе необходимо пользоваться приложениями. (Все приложения на столах учащихся)

(Учащиеся имеют на руках накопительные листы, где записана сумма баллов каждого ученика. Работа по карточкам дает возможность добрать баллов до высшей оценки).

        1. Назовите ароморфозы, обусловившие появление земноводных. Чем
земноводные отличаются от рыб? Какие особенности позволяют им обитать и в воде, и на суше? (5)

        2. Используя гербарий или рисунки, сравните строение мха и папоротника. Какие ароморфозы обусловили появление папоротника? (5)

        3. Используя рисунки, сравните строение псилофита и водоросли.
   Какие ароморфозы произошли у псилофитов? (5)

        4. Используя рисунки, сравните строение стегоцефалов, рыб и
  земноводных. Какие ароморфозы способствовали выходу рыб на
  сушу? (5)

        5. Объясните, чем пресмыкающиеся отличаются от земноводных. (3).

         6. Эра в истории Земли, название которой переводится как  «древнейшая». (3).

           7. Наука о живых организмах прошлых геологических эпох. (3).

III        блок - проверка усвоения знаний. Рефлексия.

        Учащимся демонстрируется презентация.

        Во время просмотра учащиеся в группах, совместно с учителем, анализируют допущенные ошибки. Выставляют себе общее количество баллов за урок. По критериям выставляют себе оценки в тетради.

Домашнее задание.

Учебник. Составить тест с вариантами ответов по теме.

Приложение 1

Появление земноводных.

        В период девона появляются челюстноротые панцирные рыбы (их потомки - современные хрящевые рыбы, например, акулы и скаты), двоякодышащие.  Однако выход на сушу осуществила другая группа рыб - кистеперые. Самыми примитивными наземными позвоночными считаются древние земноводные, берущие начало от одной из групп кистеперых. На основе наследственной изменчивости в процессе естественного отбора плавники превратились в конечности для передвижения по суше. Для дыхания на суше развились легкие.

        Древнейшие земноводные - стегоцефалы (панцирноголовые) обитали в болотистых местах. Стегоцефалы соединили в себе признаки рыб, земноводных и пресмыкающихся.

         Животные девона, как и растения, обитали во влажных местах, поэтому не могли распространяться в глубь суши и занимать места, удаленные от водоемов.

        В каменноугольный период шло интенсивное развитие насекомых, пауков, скорпионов, имеющих воздушное дыхание и откладывающих яйца с защитной оболочкой, защищающей от высыхания. Вместе с тем начали исчезать трилобиты. Существовало много плеченогих, моллюсков, рыб (особенно акул), иглокожих, развивались кораллы.  Ранее существовавшие типы и классы дивергировали, приспосабливались к различным местам обитания. При наступлении засушливых условий в конце каменноугольного периода крупные земноводные исчезают, сохраняются лишь мелкие формы в сырых местах.

        На смену земноводным пришли пресмыкающиеся, более защищенные и приспособленные.

Приложение 2

Возникновение   фотосинтеза.

        Первые живые организмы - пробионты. На основании имеющихся на сегодняшний день знаний о составе древней атмосферы Земли можно сделать вывод о том, что первые организмы были анаэробными гетеротрофами, затем мог появиться, скорее всего у анаэробных бактерий, способных к азотфиксации, бактериальный фотосинтез. Но это был бескислородный фотосинтез, поскольку первые фотосинтезирующие бактерии могли получать водород путем расщепления органики или сероводорода.

        И лишь цианобактерии (цианобактерии, или синезеленые) первыми перешли к фоторасщеплению воды. При таком фотосинтезе стал выделяться кислород как побочный продукт. Этот кислород не только насытил воду, но стал выделяться и в атмосферу.

        Такой поворот событий вызвал коренное изменение хода эволюции, лик Земли стал изменяться. Появление озонового экрана защитило первичные организмы от ультрафиолетового облучения и положило конец абиогенному синтезу органических веществ. До этого момента вода защищала первые  живые организмы от интенсивного солнечного излучения, а с появлением озонового слоя жизнь «вышла» из воды и распространилась по всей поверхности Земли.

Приложение 3

Возникновение многоклеточности.

        Именно в архейскую эру произошло три крупных изменения в развитии живых организмов: возникновение полового процесса, фотосинтеза и многоклеточности.  Половой процесс возник в форме слияния двух одинаковых клеток у жгутиковых, считающихся наиболее древними одноклеточными. Позднее половой процесс происходил уже при помощи специальных половых клеток - мужской и женской, которые при слиянии образуют зиготу. Из нее развивается организм, содержащий генотип отца и матери, что дает комбинации различных признаков в потомстве, расширяя возможности действия естественного отбора.  С появлением фотосинтеза единый ствол жизни разделился на два -растения и животные - за счет дивергенции.

        Многоклеточность вызвала дальнейшее усложнение организации живых организмов: дифференциацию тканей, органов, систем и их функций.

В протерозойскую эру развиваются зеленые водоросли, в том числе и многоклеточные. Остатки животного мира редки и малочисленны.  Предками многоклеточных организмов, вероятно, были организмы, подобные колониальным формам одноклеточных жгутиковых, а первые многоклеточные животные - близки губкам и кишечнополостным.

Приложение 4

Появление хордовых.

        Полагают, что в конце протерозойской эры появились первичные хордовые - подтип бесчерепных, единственным представителем которых в современной фауне является ланцетник.

        Появляются двустороннесимметричные животные, развиваются органы чувств, нервные узлы, усложняется поведение животных, возрастает подвижность и энергия в процессах жизнедеятельности в целом.

Приложение 5

Выход растений на сушу.

        В конце силурийского периода часть зеленых многоклеточных водорослей приспособилась к жизни на суше. Возможно, это были псилофиты. Они уже имели ткани.

        Появились грибы. С середины девона постепенно убывают псилофиты, исчезая к концу этого периода.

        А на смену им появляются плауновые, хвощевые и папоротниковые - споровые растения.

Приложение 6

Выход животных на сушу.

        Самыми примитивными наземными позвоночными считаются древние земноводные, берущие начало от одной из групп кистеперых. На основе наследственной изменчивости в процессе естественного отбора плавники превратились в конечности для передвижения по суше. Для дыхания на суше развились легкие.

        Древнейшие земноводные - стегоцефалы (панцирноголовые) обитали в болотистых местах. Стегоцефалы соединили в себе признаки рыб, земноводных и пресмыкающихся. Животные девона, как и растения, обитали во влажных местах, поэтому не могли распространяться в глубь суши и занимать места, удаленные от водоемов.

      Приложение 7

Приспособления наземных растений.

        В каменноугольный период произошел крупный эволюционный подъем в развитии наземной растительности. Этот период отличался теплым влажным климатом. На Земле образовались огромные леса, состоящие из гигантских папоротников, древовидных хвощевых и плауновых - высотой 15-30 м. Они имели хорошую проводящую систему, корни, листья, но их размножение еще было связано с водой.

        Леса каменноугольного периода образовали месторождения каменного угля. В этот период произрастали и семенные папоротники, у которых вместо спор развивались семена. Семенные папоротники (древнейшие голосеменные) ясно указывают на происхождение семенных растений от споровых.

        Появление семенных растений было крупным ароморфозом, определившим дальнейшую эволюцию растений. У семенных растений оплодотворение происходит уже без участия воды, а зародыш находится в семени, имеющем запас питательных веществ.

        С конца каменноугольного периода в связи с усиленным горообразованием влажный климат почти повсеместно сменился сухим. Древовидные папоротники стали вымирать, лишь в отдельных сырых местах сохранились мелкие формы. Вымерли и семенные папоротники.

        Им на смену пришли более жизнестойкие голосеменные растения, которые благодаря распространению семян освоили засушливые места обитания. Распространение и пышное развитие голосеменных продолжалось почти до конца мезозойской эры.

Приложение 8

Приспособление животных к жизни на суше.

        В каменноугольный период шло интенсивное развитие насекомых, пауков, скорпионов, имеющих воздушное дыхание и откладывающих яйца с защитной оболочкой, защищающей от высыхания.

        При наступлении засушливых условий в конце каменноугольного периода крупные земноводные исчезают, сохраняются лишь мелкие формы в сырых местах.

        На смену земноводным защищенные и приспособленные к существованию в условиях более сухого климата на суше. Появление древнейших пресмыкающихся - новый ароморфоз в развитии животного мира. В основном это были травоядные животные, но некоторые перешли к хищному образу жизни. Появились зверозубые рептилии, от потомков которых, полагают, произошли первые млекопитающие. Зверозубые ящеры - переходная форма.

        Таким образом, в палеозойскую эру, а именно в пермском периоде, растения и животные уже вышли на сушу: это сосудистые (споровые и голосеменные) растения, кистеперые рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, членистоногие (пауки, как предполагают, появились в силуре).Сухой и теплый климат пермского периода способствовал их становлению.

        В кайнозое распространились брюхоногие и двустворчатые моллюски, среди членистоногих процветают насекомые. Крупные ароморфозы насекомых - развитие трахейной системы дыхания, ротового аппарата жующего типа, твердого хитинового покрова, членистых конечностей и нервной системы обеспечили их процветание.

Приложение 9

Возникновение семенного размножениях.

        Архейская, протерозойская и палеозойская эры дали большой фактический материал, на основании которого можно судить об основных направлениях эволюции органического мира. В триасовом периоде мезозойской эры, в условиях континентального климата, усилилось развитие голосеменных, у которых оплодотворение происходило уже без участия воды, что является крупнейшим ароморфозом.

        Для мезозойской эры характерно необыкновенно богатое развитие голосеменных растений, продолжавшееся до середины мелового периода. В середине мелового периода в связи с увеличивающейся засухой и увеличением яркости Солнца на первый план выходит недавно возникшая группа растений - покрытосеменные.

        Двудольные и однодольные растения появились уже в конце мезозоя, а в меловом периоде они начинают процветать.

Приложение 10

Возникновение цветка.

        Для покрытосеменных растений характерен крупный ароморфоз -появление цветка, приспособленного к опылению. Идиоадаптационные изменения цветка способствовали многочисленным частным приспособлениям к опылению.

        В дальнейшем происходила идиоадаптация цветка, в результате которой выработались приспособления к распространению плодов и семян, а также к уменьшению испарения воды листьями.

        Пышное развитие покрытосеменных растений одновременно было связано с развитием высших форм членистоногих (насекомых) опылителей: бабочек, шмелей, пчел, мух и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок природоведения в 5 классе"Развитие жизни на Земле"

Презентация для уроков природоведения в 5 классе....

Методическая разработка уроков по темам "Основные этапы развития жизни на Земле", "Краткая история развития органического мира".

Рассмотрены основные этапы развития жизни на Земле, краткая история развития органического мира, ароморфозы  животных и растений...

Урок биологии в 11 классе "Развитие жизни на Земле. Эволюция человека"

Данный урок  является составляющим курса «Общая биология» и  последним  в теме «Макроэволюция. Биологические последствия приобретения приспособлений», следовательно,  на данном уро...

Презентация к уроку биологии в 9 классе "Развитие жизни на Земле"

Презентация по биологии "Развитие жизни на Земле" для обучающихся 9 класса по УМК "Биология. Общие закономерности. 9 класс" под редакцией С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина. Её использование на у...

Урок в 11 классе "Развитие жизни на Земле"

11 классУрокна тему:  « Развитие жизни на Земле»Целевые ориентации урокаЛичностные: развивать познавательную активность учащихся через  умение анализировать, обобщать, делать логические выво...

Разработка урока по биологии на тему "Развитие жизни на Земле" 11 класс.

Разработка урока по биологии на тему "Развитие жизни на Земле" 11 класс.Цель: Познакомить учащихся с общим ходом развития жизни на Земле.Задачи урока:1. Образовательная  – сформировать понятия об...

Опорный конспект к занятию спецкурса Развитие жизни на Земле

опорный конспект к занятию спецкурса Развитие жизни на Земле...