Планирования учебного исследования и учебного проекта для 5-9 классов (естественнонаучные дисциплины)
учебно-методический материал по биологии (5 класс) на тему
Предложенный кейс поможет спланировать учебное исследование и учебный проект для предметов естественнонаучного цикла. Представлены этапы, методы исследовательской деятельности. Для учебного проекта - организация работы в команде, критерии оценивания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Естественнонаучные дисциплины (биология)
Кейс 3 Учебное исследование (5-9 класс)
- 5 класс
- Биология. (Примерная программа основного общего образования по биологии и Программа основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм», автор Н.И. Сонин, учебник: Э.Л.Введенский, А.А.Плешаков «Биология. Введение в биологию» )
- Этапы исследовательской деятельности: изучение теоретического материала; постановка цели и задач исследования; формулировка гипотезы; проведение исследования; обработка материала и его анализ; формулировка выводов; представление исследовательской работы.
- Методы: наблюдение; выдвижение гипотезы (хорошая гипотеза -- это, разумеется, такая гипотеза, которая окажется плодотворной и позволит сделать (часто совсем маленький) шаг вперед. Хорошая гипотеза должна обладать следующими свойствами: она должна быть возможна, согласна с наблюденными явлениями, она должна быть обширна, проста и в известной степени проверяема); теоретическое обоснование, анализ, интерпретация.
- Описание предметного содержания учебной ситуации:
Ситуация проблема – прототип реальной проблемы, которая требует оперативного решения с её помощью можно выработать умение по поиску оптимального решения.
Учебная ситуация: 1 этап мотивация (заинтересовать практическим применением, актуальность. Интересно посмотреть сходство и отличие внутри своей семьи).
Спрашивали ли вас в детстве «На кого ты больше похож?» (дети отвечают)
Давайте обратимся к отрывку сказки великого русского поэта А.С. Пушкина о царе Салтане, подумайте: могло ли произойти такое?
Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку.
(ответы детей: не может, должны быть черты сходства с родителями. Факт несовпадения матери и ребенка).
Постановка вопроса: Работая в группе и пользуясь любым источником информации (интернет, словарём, собственные знания) дайте определение термину «наследственность». Обсудите в группе и запишите определение в тетрадь.
Как мы называем признаки, которые передаются от родителей к детям? (наследственные).
Сформулируйте тему нашего урока, что мы сегодня будем изучать? (формулируют тему. Например: Почему дети похожи на родителей?).
2 этап Работа в группе. Зачем необходима эта тема? Какова может быть цель в исследовании понятия «наследственные признаки»? (что мы можем исследовать внутри своей семьи)
(пробуют сформулировать цель исследования и гипотезу).
***я открою вам тайну: мы сейчас действовали, как настоящие ученые! Как вы думаете, что такого особенного мы сделали? (Подвести к выделению наблюдения, как действия естествоиспытателя, можно вспомнить пример с Менделем.)
- Я научусь лучше, чем раньше наблюдать. Узнаю больше про свою семью. Собрав информацию о своей семье, я буду лучше знать, как передаются признаки и свойства. Гипотеза: каждый ребенок похож на своих родителей и членов своей семьи.
3 этап. (самостоятельная работа)
Познакомтесь с темой по материалам учебника, научных статей.
Совместно с членами своей семьи, проанализируйте черты сходства и отличия с вами. Подумайте, какое признаки для анализа можно взять.
Продумайте, как вы презентуете свое исследование.
Презентация исследования.
Оценивание работы членами своей и других групп.
Этап 4: оценивание (критерии обсуждаются совместно с детьми до презентации итога исследования).
Критерии для оценки:
полнота сбора информации для наблюдения (1 поколение, 2 поколения, интервью);
оформление итога исследования (презентация, рассказ, видеоролик, плакат и т.д.);
качество презентации (правила оформления презентации);
комментирование презентации (связный рассказ);
ответы на вопросы.
Этап учебной ситуации | Что делает учитель | Что делает ученик |
Этап 1 мотивация | Организация подводящего диалога и учебной ситуации проблемы. | Отвечает на вопросы, анализирует ситуацию |
Этап 2 задача | Ставит перед учащимися задачу самостоятельно спланировать и провести исследование, с самост.формулировкой исследовательского вопроса. Обсуждает критерии оценки результата. | ищет информацию, формулирует тему, выдвигает гипотезу, определяет задачу, форму презентации |
Этап 3 Действие | Учит наблюдать, сравнивать, развитие коммуникативных навыков. Согласование цели и итога работы. | Учиться выделять признаки, систематизировать. Сбор информации, анализ и систематика, первичные выводы. Презентация своей работы. |
Этап 4 оценивание | Комментирует, проставляет отметки согласно критериям | отвечает на вопросы, проставляет отметки согласно критериям |
Образовательный результат: коммуникативные, личностные, регулятивные
Учебный проект - проба по освоению норм проектной деятельности.
- 6 класс.
- Биология.
- Проектный замысел: Как создать агитационный материал? Создание листовки, видеоролика, номера агит. бригады и т.д. для информирования, просвещения жителей нашего города об экологических проблемах (радиации и её влиянии на человека).
- Мотивация действия - от учителя. Класс разделен на группы (не менее 3, не более 5 человек), каждой группе предлагается кейс для работы (инструкция, материалы, рекомендации):
- Организуйте работу в команде. Обсудите ситуации в группе.
1)В течении лета по городу Красноярску ездило очень много машин, на заднем стекле которых висел значок: «Нет, заводу ферросплавов!» Почему люди крепили такой значок? Почему обсуждали этот вопрос? (люди не хотели вредного воздействия завода)
2) В олимпиаде по экологии за 9 класс есть такой вопрос: На какой из территорий Красноярского края отмечен, по результатам прошлого года, самый высокий уровень радиации? -Красноярск, -Железногорск, -Дивногорск, -Енисейск. В эталоне ответов стоял как правильный ответ "Железногорск". Почему возник такой вопрос в олимпиаде? (в городе есть градообразующее предприятие связанное с хранением отходов, считается, что в Железногорске очень высокий уровень радиации).
3) В литературных источниках и источниках Интернет найдите и составьте мини-рассказ: Какое воздействие оказывает радиация на живые организмы?
4) А что мы с вами можем сделать, чтобы помочь людям не бояться происходящего? (группа набрасывает разные варианты решений).
5) Изучите вопрос и выполните действия согласно памятке по подготовке проекта.
- Решите, какую работу вам необходимо выполнить, чтобы получить задуманное.
- Распределите обязанности справедливо. Учтите время, которое всем понадобиться для достижения результата.
- Обсудите идею проекта, какой материал вы хотели бы в него включить? Как он будет выглядеть (стенгазета, листовка и т.д.) - решать вам.
- Составьте перечень необходимых действий для достижения результата проекта. Постройте их по порядку от первого к итоговому.
- Составьте список всего необходимого для достижения результата проекта (интернет, энциклопедии, канц.товары и т.д.)
- Определите, где вам понадобится помощь учителя, родителя и т.д. Не стесняйтесь обращаться за помощью.
- Помните, если вы используете изображения, то лучше чтобы они были цветными, не маленькими по размеру и не слишком много.
- Подготавливайте материал всей командой. После сбора материала обсудите, что нашли, исключите повторы, определите все ли задачи выполнены.
- Подготовьте материал для презентации.
Критерии оценивания: Самооценка (внутри группы) степень участия каждого члена группы, насколько справедливо распределены обязанности (баллы). Сторонняя оценка. Продукт: яркий, оригинальный, содержательный, оформление, соответствие цели и итога, убедительность (использование разных методов сбора информации и источников информации), доступность восприятия материала.
- Виды работ педагога: организация консультативной, технической поддержки; организация пространства для презентации (выставка, защита на чтениях, открытое родительское собрание, классные часы, мероприятие для жителей микроучастка, листовки по микроучастку и т.д. )
- Продукт проекта: листовки, видеоролики, стендовые доклады. В последнее время в связи с техногенными катастрофами, появляющимися статьями в СМИ, обозначается как проблема: радиофобия. Проект поможет снять напряженность, доказать что радиационный фон в городе благоприятен и находится в пределах нормы.
Предварительный просмотр:
МБОУ Гимназия № 91 ККИПКиППРО Семинар "Возрастная динамика О.В. Лущик,
ЗАТО г. Железногорск учебного исследования и учебного проектирования учитель биологии
Кейс 1
Учебный проект - проба по освоению норм проектной деятельности. Планируется к реализации. Может быть запущен и реализован в рамках профильной лаборатории по биологии.
- Класс: 6. (Возможна организация разновозрастного взаимодействия.)
- Предмет: Биология.
- Проектный замысел: проба направлена на освоение реального действия, использующегося взрослыми для изменения ситуации в обществе - создать агитационный материал. В процессе пробы планируется создание какого-либо - выбранного самими учащимися - агитационного продукта: листовки, видеоролика, номера агитбригады и т.д. для информирования, просвещения жителей нашего города об экологических проблемах (в данном случае - радиации и её влиянии на человека).
Выход на проектное задание осуществляется (по выбору учителя, возможен запуск пробы на уроке с продолжением во внеурочной деятельности или же полностью вынесен во ВНД) через работу групп (не менее 3, не более 5 человек) с предложенным учителем кейсом[1]. Примерное содержание кейса см. в Приложении. - Виды работ учащихся:
- опробуют принцип выделения необходимых для достижения результата действий (планирование);
- опробуют себя в организации коммуникации - организация командной работы (в т.ч. распределение ролей в команде), соблюдение норм договора внутри команды для достижения единого результата;
- аналитическая работа - выделение и сбор информации по задаче;
- проба ролевой позиции (художника, копирайтера, дизайнера, верстальщика, администратора, PR-щика, агитатора и др.) с возможным обращением к истории агитации и опыту реальных профессий (знакомство с представителями профессии)[2]
- обсуждение и коррекция результата[3]
- презентация результата[4] - Виды работ педагога: мотивация действия; создание кейса для работы (инструкция, материалы, рекомендации); консультации; организация технической поддержки; организация пространства для презентации (выставка, защита на чтениях, открытое родительское собрание, классные часы, мероприятие для жителей микроучастка, листовки по микроучастку и т.д. ); расширение пространства пробы (от индивидуальной, внутришкольной, до встречи с профессионалами)
- Продукт проекта: проба проектного действия; листовки, видеоролики, стендовые доклады.
В последнее время в связи с техногенными катастрофами, появляющимися статьями в СМИ, радиофобия обозначается как проблема. Проект может помочь снять напряженность, доказать что радиационный фон в городе благоприятен и находится в пределах нормы.
Приложение
- Внимательно прочитайте вопросы 1-3. Подумайте, как распределить работу (роли) в команде, чтобы успешно решить поставленные перед вами вопросы. Организуйте работу своей команды. Все задания выполняйте по порядку.
- Обсудите предложенные в заданиях 1-2[5] ситуации в группе, сформулируйте свой ответ (общий от группы).
[...]
- Выполните задание 3, учтите все требования, которые встретили в задании.
3) В литературных источниках и источниках Интернет найдите информацию и составьте мини-рассказ: Какое воздействие оказывает радиация на живые организмы?
- Подумайте и ответьте на вопрос 4.
4) А что бы вы могли сделать, чтобы помочь людям не бояться происходящего?
5) Используя свой ответ на вопрос 4, изучите возможности группы и своего окружения и выполните необходимые действия согласно памятке по подготовке проекта:
[...].
Памятка содержит указания на необходимые этапы и действия, которые выполняют участники проекта. (Например: Сформулируйте и обсудите идею проекта, какой материал вы хотели бы в него включить? Как он будет выглядеть (стенгазета, листовка и т.д.) - решать вам. Составьте перечень необходимых действий для достижения результата проекта. Постройте их по порядку от первого к итоговому. И др.)
Памятка обязательно содержит критерии оценивания результата, принятые всеми участниками до начала работы.
[1] - слабость задумки в инициировании действия учителем, взрослым.
[2] - дополнено по итогам рефлексии.
[3] - то же, что и 2.
[4] - данное и предыдущее действия могут меняться местами.
[5] - 1-2 - проблемная задача, "яркое пятно", провокация на определение предметной темы будущей пробы. Например: В течении лета по городу Красноярску ездило очень много машин, на заднем стекле которых висел значок: «Нет, заводу ферросплавов!» Почему люди крепили такой значок? Почему обсуждали этот вопрос?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерное планирование учебного материала.Алгебра и начала математического анализа 10 класс.
Примерное планирование учебного материала: Алгебра и начала анализа 10 класс. к учебнику А.Г.Мордкович из расчета 4 часа в неделю....
Учебный проект по литературе 5 класс (УМК В.Я.Коровиной)
Исследование жанровой природы произведения К.Г.Паустовского "Теплый хлеб"....
результаты исследования уровня учебной мотивации учащихся 5-9 классов СКОШ №614
АНКЕТА ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ Н. ЛускановойДля скрининговой оценки уровня школьной мотивации учащихся средних и старших классов коррекционной школы 8 вида в может быть использована...
Лабораторная работа как вид учебного исследования на уроках русского языка в старших классах.
Лабораторная работа - это один из видов самостоятельной, практической работы и исследования учащихся. В презентации указвны методические рекомендации, этапы исследования, структура провед...
Планирование деятельности учащихся над учебным проектом.
Буклет для учащихся, в котором содержится подробный план деятельности учащихся при работе над учебным проектом....
Учебно-методическое пособие "Учебный проект как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся"
В методическом пособии представлен опыт учителя физики высшей категории МАОУ лицея № 11 им. В.В. Рассохина города Армавира Мкртычян Елены Георгиевны по формированию универсальных учебных действий в хо...
Планирование учебного процесса, создание учебных ситуаций с использованием модели «Перевернутое обучение»
В данной статье описываются учебные ситуации с использованием модели "Перевернутое обучение"....