Игры на уроках биологии
статья по биологии (5 класс) на тему

              Игра – одна  из форм работы, позволяющая увлечь школьников учебным предметом, повысить познавательную мотивацию, разнообразить учебный процесс, помочь школьнику лучше понять и закрепить изучаемый материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРЫ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

(практическое пособие для основной школы)

Николаева  Инна  Борисовна

учитель биологии высшей категории

 МОУ ООШ с. Борисоглебовка

 Федоровского района

 Саратовской области

              Игра – одна  из форм работы, позволяющая увлечь школьников учебным предметом, повысить познавательную мотивацию, разнообразить учебный процесс, помочь школьнику лучше понять и закрепить изучаемый материал.

              В своей практике  я использую следующие игры, которые дают возможность лучше усвоить и осознать новый материал. Эти игры можно использовать не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Ребята не только играют, но и сами могут создавать подобные игры, таким образом,  развиваются творческие способности ученика

                         При изучении темы урока  «Как возникла Земля»

( учебник А.А.Плешакова Природоведение 5 кл.) предлагаю ребятам выйти из – за столов на свободное место. Класс делиться на девочек и мальчиков. Игры проводятся в классах с малой наполняемостью детей и при наличии достаточного свободного места, сразу же с детьми проводится беседа о поведении во время игры.  

Гипотеза Ж.Бюффона.

     Дается задание  прочесть в учебнике гипотезу Ж.Бюффона.  Затем ребята образуют два круга: один – Солнце, другой небесное тело, которые движутся навстречу друг другу. В результате сближения они сталкиваются и цепи разрываются, образуются небольшие группы. Вопросы:

  1. Что произошло в результате столкновения?
  2. Что представляют собой   те группы, которые образовались в результате разрыва?
  3. Чему дали начало эти «брызги»?

        Затем игра повторяется, а один из учащихся объясняет,  что происходит по ходу игры. Таким образом,  ребята лучше усваивают материал и могут осознанно аргументировать свой ответ.

Гипотеза Иммануила Канта

          Предлагаю ребятам представить себя космическими пылинками и  двигаться  произвольно по кругу в различных направлениях. В результате движения ребята сталкиваются, цепляются друг за друга и образуют  небольшие группы.

 Вопросы:

  1. Как движутся космические пылинки?
  2. Что происходит  с ними в результате беспорядочного движения?
  3. Каким образом образуются сгущения?
  4. Как вы думаете, что образуется из этих сгущений?

       Ребятам предлагается повторить этапы движения и по ходу объяснить,  кем они являются на том или ином этапе движения.

      Затем дается задание прочесть текст учебника,  и выяснить,  какие предположения были верны, какие нет,  и в чем заключается ошибка в суждениях школьников, если таковые имели место.

Гипотеза  Пьера Лапласа

         Предлагаю прочесть текст учебника и,  представив  себя газовыми частичками ответить на вопросы.

Вопросы:

  1. Какие вы частички? (Газовые)
  2. Холодные или горячие?  ( Горячие)
  3. Что с вами происходит? (Вращаемся)
  4. Где вы вращаетесь?  ( В газовом облаке)
  5. Что с вами происходит далее?  (Остываем и сжимаемся)
  6. Что образуется в результате сжатия?  (Кольца)
  7. Что происходит с кольцами?  (Они уплотняются)
  8. Что образуется из уплотняющихся колец?  ( Планеты)
  9. Из чего образуется Солнце?  ( Из центрального сгустка)

 Детям предлагаю воспроизвести этапы возникновения Солнечной системы в ходе игры. Они встают в круг , движутся , затем изображают, что сжимаются и образуют небольшие кольца, которые затем уплотняются ( дети более близко подходят друг к другу в каждом кольце, взявшись за руки)  и образуют сгусток,  из которого и будет образовываться планета.

      Вопрос:

Где в вашей Солнечной системе Солнце?  (Дети должны показать на группу, которая окажется в центре).

Гипотеза Джеймса Джинса

              Детям дается задание прочитать гипотезу и  самим изобразить,  каким образом пролетающая звезда вырывает часть вещества из Солнца и превращает в его в планеты.  Ребята высказывают свои предположения,  как это можно представить  в игре, и демонстрируют свои идеи,  комментируя происходящее.

Гипотеза О.Ю.Шмидта

        Девочки – холодные космические  пылинки, мальчики – замерзший газ. Таким образом дети запоминают, что облако состоит не из одного вещества, а из двух. Дается задание: Выскажите свои предположения, что происходит с пылинками газом в космическом пространстве. Ребята могут рассуждать самостоятельно, так как они уже проиграли образование планетарной системы отдельно с пылинками и отдельно с газами. Заслушивается несколько вариантов ответов. Затем ребята читают текст учебника и выявляют,  в чем они оказались правы,  а где допустили ошибки. И только после этого ребятам предлагается изобразить в игре гипотезу О.Ю.Шмидта.

                          При изучении темы урока   «Беспозвоночные и позвоночные животные»  ( учебник А.А.Плешакова Природоведение 5 кл.) использую разрезные карточки с названием типов, классов и видов  животных, например:

 

Членистоногие

   

Паукообразные

Скорпион

Паук-крестовик

                 Предлагаю изучить рисунки и названия беспозвоночных животных. Затем, используя разрезные карточки,  построить схемы:  Тип Членистоногие, Тип Моллюски, Тип Иглокожие и т. д. Ребята выбирают из предложенных карточек необходимые,  и составляют схемы, таким образом,  они не только запоминают картинки, но и названия животных, их систематическую принадлежность. После того,  как ребята поработают  с рисунками учебника,  по отдельному типу животных  предлагаю смешать карточки с другими  и восстановить схему по памяти,   выбрав нужные карточки из имеющихся на столе, а затем в парах проверить друг друга.  Если ребёнок затрудняется правильно оценить работу напарника, то предлагаю использовать учебник для проверки результатов работы. Такой способ дает возможность более слабому ученику еще раз повторить материал и запомнить его, а также провести своевременно коррекцию имеющихся пробелов в знаниях и оценить работу товарища.

Пример схемы

            Такие же разрезные карточки можно использовать при изучении темы «Соседи Солнца», когда дети выстраивают планеты в порядке их расположения от Солнца, или при изучении темы «Горные породы, минералы, полезные ископаемые», а так же на уроках в 6,7,8 классах   при изучении строения систем органов, изучении семейств растений, отрядов животных, экологических групп. Карточки желательно оклеить скотчем для длительного использования и держать в конвертах.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы «Играем на уроке биологии»

Познавательные игры по биологии, составленные мною и используемые в процессе преподавания....

Игры на уроках биологии в 7 классе

Использование элементов игры на уроках биологии в 7 классе ( для учащихся с ЗПР)...

Использование экологической игры на уроках биологии

Данный план работы покажет как использование игры дает возможность наиболее ярко запоминать материал и использовать его в практической деятельности....

Игры на уроках биологии

Статья о роли игровых моментов в процессе изучения биологии....

Игра на уроках биологии

применение кроссвордов, ребусов, а также проведение урока-сказки, урока-путешествия...

Методическая разработка "Использование элементов ролевой игры на уроках биологии"

Методическая разработка "Давление крови в сосудах. Пульс"...

Дидактические игры на уроках биологии

Использование дидактических игр актуально, так как они позволяют повысить у учащихся самоуважение, самооценку, уважение к окружающим. Игры позволяют решить главную проблему, стоящую перед современной ...