Презентация к уроку биологии в 10 классе «Вирусы»
презентация к уроку по биологии (10 класс) на тему

Власенко Елена Александровна
Данная работа содержит материалы урока биологии в 10 классе по теме «Вирусы» и предусматривает изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней отражены задачи, стоящие   перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды и здоровья человека. 
 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учитель биологии МБОУ Усть-Таркской ВСОШ Власенко Е.А. Урок биологии 10 класс

Слайд 2

Проверка домашнего задания: дайте ответ на предложенный вопрос Чем живое отличается от неживого? Какими свойствами обладают живые организмы? Что является основой строения любого организма ? Наука, изучающая клетку? Какими особенностями строения и жизнедеятельности обладает клетка? Какая структура является носителем наследственной информации в клетках живых организмов?

Слайд 3

Согласно статистическим данным на 1 июня 2011 года из 6,8 млрд. человек, живущих на Земле примерно 34 млн. заражены ВИЧ. В Китае, например, около 86 тыс. чел больны СПИДом , а к концу года могут быть заражены ВИЧ около 700 тыс. чел.

Слайд 4

Фредди Меркьюри солист группы Queen Умер 24 ноября 1991 года, от бронхиальной пневмонии, развившейся на фоне СПИДа .

Слайд 5

Тема урока : Вирусы – неклеточная форма жизни

Слайд 6

Проблемный вопрос Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить? Цель: узнать состав, строение и особенности жизнедеятельности вирусов

Слайд 7

История изучения вирусов В 1852 году русский ботаник Дмитрий Иосифович Ивановский получил инфекционный экстракт из растений табака, пораженных мозаичной болезнью.

Слайд 8

История изучения вирусов В 1898 году голландец Мартин Бейеринк ввел термин «вирус», чтобы обозначить инфекционную природу определенных профильтрованных растительных жидкостей

Слайд 9

Вирусология – наука о вирусах

Слайд 10

Работа в группах Первая группа - «Вирусы – это плохие новости в хорошей упаковке из белка ». Вторая группа - «Вирусы – самозваные диктаторы и двигатели эволюции » . Третья группа - «Жизнь похожа на коробку спичек. Обращаться несерьезно - опасно".

Слайд 11

Строение вируса Нуклеиновая Кислота (ДНК РНК) Белковая оболочка - капсид Мельчайшие живые организмы Размеры варьируют от 20 до 300нм В среднем в 50 раз меньше бактерий Нельзя увидеть с помощью светового микроскопа Проходят через фильтры, не пропускающие бактерий

Слайд 12

Ви́рус (от лат. virus — яд) — микроскопическая частица, способная инфицировать клетки живых организмов. Вирусы являются облигатными (обязательными) внутриклеточными паразитами — они не способны размножаться вне клетки. Понятие о вирусах

Слайд 13

Состав вирусов Химические вещества . ДНК РНК Белки Углеводы Липиды

Слайд 14

Этапы жизненного цикла вируса Прикрепление вируса к клетке –хозяина. 2.Проникновение вируса в клетку – инфицирование. 3. Настраивает метаболический аппарат хозяина на воспроизведение вириона. 4. Синтез вирусных белков и самосборка капсида . 5. Выход множества вирусов из клетки. 6. При этом кл етка либо погибает , либо остается жива.

Слайд 15

Многообразие вирусов Болезни растений: Мозаичная болезнь табака, огурцов, томатов Карликовость Скручивание листьев Желтуха Скручивание листьев Вирус табачной мозаики

Слайд 16

Способы передачи вирусов Капельная инфекция Переносчик Контагиозная передача ( при непосредственном физическом контакте ).

Слайд 17

Безопасно Опасно! Очень опасно!!! Укус комара Прокалывание ушей Множественные половые связи Пользование общественным туалетом Нанесение татуировки Переливание крови Поцелуй в щеку Пользование чужой зубной щеткой Уход за больным СПИДом Укус постельного клопа Плавание в бассейне Объятия с больным СПИДом

Слайд 18

Многообразие вирусов Бактериофаги – вирусы поражающие бактерии Биологический способ борьбы с бактериями вызывающими заболевания живых организмов

Слайд 19

Вирусы являются возбудителями многих опасных болезней человека, животных и растений Использование в генетике и в селекции для получения вакцин против вирусных заболеваний, уничтожение вредных для сельского хозяйства насекомых, растений, животных. Значение вирусов

Слайд 20

Вирусы - это неклеточная форма жизни, способная проникать в живую клетку и размножаться внутри её.

Слайд 21

Проблемный вопрос. Почему с вирусами – возбудителями заболеваний трудно вести борьбу и полностью их уничтожить? Мельчайшие живые организмы Устроены очень просто Не имеют клеточного строения Химический состав представлен только органическими веществами, а такие важные неорганические компоненты, как вода и минеральные соли, отсутствуют. Вирусы не вырабатывают энергии, не потребляют пищу Вирусы не растут и не имеют обмена вещееств Способны жить и воспроизводиться, паразитируя внутри других клеток Находятся на границе живого и неживого Каждый тип вируса распознает и инфицирует лишь определенные типы клеток Легко приспосабливаются к новым условиям Мутируют Большинство вызывает болезни Могут долгое время находиться в скрытой форме

Слайд 23

б) самостоятельно, вне клеток хозяина

Слайд 24

? Наука, изучающая вирусы называется - б) эпидемиология в) вирусология

Слайд 25

? Синтез вирусного белка осуществляется а) на собственных рибосомах вируса б) на рибосомах клетки-хозяина

Слайд 26

Домашнее задание Творческое задание: написать памятки о профилактике различных видах вирусных заболеваний. Провести мини-исследование по вопросу: почему то, что поражает компьютерные программы, тоже назвали вирусом?

Слайд 27

И в завершении нашего урока выскажите свое мнение о нем, о своем самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками: Сегодня я узнал … Я удивился … Теперь я умею … Я хотел бы …

Слайд 28

Любая форма жизни является уникальной, требует к себе уважения, независимо от ее ценности для человека. « Всемирная хартия о природе », принята Генеральной Ассамблеей ООН (1982)