Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение.
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Андреенко Людмила Яковлевна

Дать представление о многообразии голосеменных, их роли в биосфере и жизни человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnogoobrazie_vidov_golosemennykh_biologiya_7_klass.docx28.49 КБ

Предварительный просмотр:

Многообразие  видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение.

Цель урока: дать представление о многообразии голосеменных, их роли в биосфере и жизни человека.

Задачи урока:

Образовательная:

- используя нетрадиционные формы обучения стимулировать познавательную и творческую деятельность учащихся, формировать интерес к урокам биологии;

- проверить усвоение материла;

- умение выявлять черты усложнения растений путем их сравнения.

- расширить знания учащихся оголосеменных, ознакомить с многообразием видов, особенностям их распространения, ролью в природе и практическим значением;

- продолжить формирование умений сравнивать, делать вывод о принадлежности разных видов хвойных к отделу голосеменных, обосновывать их роль в природе.

Развивающая:

- развивать умение публично выступать, выдвигать и обосновывать предположения, сравнивать и анализировать, делать выводы, обсуждать проблему, работать в заданном темпе;

Воспитательная:

-  учить культуре общения, умению говорить и слушать других;

-  аккуратно и грамотно оформлять результаты своей работы.

Методы используемые на уроке: методы обучения словесные (рассказ, беседа, доклады), наглядные (наблюдение, демонстрация),игровые, частично поисковый, проблемный.

Оборудование: коллекция голосеменных растений, гербарные экземпляры сосны, ели, лиственницы, природный материал, картины И.И. Шишкина.

Ход урока

I. Введение

Организационный момент. Целеполагание и мотивация (объявление темы урока и цели).

II. Актуализация опорных  знаний:

1.тестирование

  1.Голосеменные растения в отличие от папоротников:

А – живут на суше;

Б – имеют корни и побег;

В – размножаются семенами;

Г – образуют плод семена.

2.Шишка у голосеменных:

А – видоизмененный побег;

Б – стебель;

В – хвоинки;

Г – листья.

3.Пыльца у голосеменных образуется:

А – в женских шишках;

Б – в тычинках;

В – в пыльцевых мешочках;

Г – на поверхности хвоинок.

4.Сколько времени проходит между опылением и созреванием семени у сосны?

А – менее одного года;

Б – менее двух лет;

В – более двух лет.

5.Семя:

А – только защищает зародыш от неблагоприятных факторов и среды;

Б – только обеспечивает зародыш питательными веществами;

В – обеспечивает зародыш питательными веществами и защищает их от неблагоприятных факторов среды.

Код ответа: 1-В; 2-А; 3-В; 4-Б; 5-В.

 ІІІ. Изучение нового материала

1.Определение растения по загадке: Как пурга в лесу завоет

                                                                  И морозы станут злей,

                                                                  Я столовую открою

                                                                   Для клестов и глухарей.

                                                                                 (Сосна).

Рассказ учителя.

Красота и величавость сосновых лесов (боров) всегда вдохновляла поэтов, писателей и художников. Зимой 1898 г. И.И. Шишкин  оканчивает картину «Корабельная роща», одно из самых больших по размеру, самых величественных по замыслу и самых совершенных своих творений. Такие отборные, строительные сосны шли на строительство. От того и название - корабельные

Сообщение учащегося.

СОСНА. Занимает около 1/6 площади всех лесов России и ближнего зарубежья. Наиболее распространена сосна обыкновенная которая обладает смолопродуктивностью и достаточно высокой прочности, стойка против гниения, хорошо обрабатывается.

 Она используется в строительстве, машиностроении, мебельном производстве, на железнодорожном транспорте, в тарном производстве, для крепления горных выработок и др. Широко используется как сырье для химической переработки с целью получения целлюлозы, кормовых дрожжей; лесоматериалы из сосны в больших количествах экспортируются.

Учитель: Это дерево является национальным деревом России.

Загадка. Древесина крепка

               (Не хуже дубка)

               Кора со смолкой,

               Листок иголкой,

               Только не колкой.

                    (Лиственница)

Сообщение учащегося.

ЛИСТВЕННИЦА - Самая распространенная порода. На ее долю приходится 2/3 покрытой лесом площади. Лиственница сибирская произрастает в основном в Западной и частично в Восточной Сибири. Лиственница — единственное европейское хвойное дерево с опадающей на зиму хвоёй. Она наиболее распространена в нашей стране. Её больше, чем ели, сосны и пихты вместе взятых. Причём растёт она значительно быстрее этих деревьев (в год на 1 м). Кроме того, у неё самая большая урожайность.

 Однако лиственница обладает ценным свойством — она стойка к гниению, особенно в условиях сильного намокания. Сваи, крепи, шпалы, телеграфные столбы, плотины, причалы, опалубка кораблей делаются как раз из этой древесины, причём без специальной пропитки. Кроме того, лиственница — чемпион среди деревьев по морозостойкости. Изделия из неё, найденные в раскопках на Алтае, пролежали 25 веков. Колёса боевых колесниц скифов были тоже из лиственницы.

 Лиственница является долгожителем в Саянах встречается лиственница в возрасте до 900 лет. (Самое долгоживущее дерево найдено на американском континенте —  возраст его около 6000 лет.)

 О толщине стволов таких деревьев можно судить по тому, что лиственница, посаженная Петром I на берегу Финского залива, имеет ствол в два обхвата. При высыхании древесина лиственницы подвержена более сильному растрескиванию, чем сосна и ель.

 Применяется в гидротехнических сооружениях, домостроении, спортивных сооружениях, в виде шпал, в производстве мебели, паркета, фанеры, в гидролизной, целлюлозно-бумажной и других отраслях промышленности.

2. Физическая минутка для улучшения мозгового кровообращения:

  1. Исходное положение (далее – и.п.) – сидя на стуле. 1 – 2 – отвести  голову назад и плавно наклонить вперед, 3 – 4 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.
  2. И. п. – сидя, руки на поясе. 1- поворот головы направо, 2 – и.п., 3 – поворот головы на лево, 4 – и.п. Повторить 6-8 раз  Темп медленный.
  3.  И.п. – стоя или сидя, руки на поясе. 1 – махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 – и.п., 3 – 4 – то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
  4. Значение хвойных в народном хозяйстве.  (Показ слайдов измультимедийного приложения к учебнику В.Б. Захарова, Н.И.Сонина. «Дрофа». 2011

ІV. Закрепление нового материала

1. Творческие задачи:

1.Ель очень чувствительна к беглым низовым пожарам, когда горят на земле хвоя, мох и трава. Почему?

2.Сосну часто используют в посадке для закрепления песков, а ель для этого не годится. С чем это связано?

3.Леснику предложили выбрать себе участок для постройки дама. Какой участок порекомендовали бы вы ему выбрать: в еловом лесу, где много мха и лишайников или в берёзовом? Почему?

4.Во время эпидемии гриппа врач порекомендовал Вам  прогулки в сосновом лесу. Прав ли он?

5.Почему от ураганного ветра сосна ломается, а ель выворачивается с корнем?

6.Почему в сосновом лесу можно встретить молодые ели, а в еловом лесу молодые сосны не растут? Дайте обоснованный ответ.

2. Какие утверждения верны?

  1. К голосеменным относится около 700 видов растений.

  1. Процесс оплодотворения у голосеменных, как и у мхов, возможен только в присутствии воды.

  1. Хвойные растения относятся к отделу голосеменных.

  1. Сосна, ель, пихта – это хвойные растения.

  1. Сосна – раздельнополое растение.

  1. Все голосеменные растения имеют цветок и плод.

  1. Хвойные растения наиболее распространены в Северном полушарии.

  1. Сердцевину некоторых хвойных растений используют в пищу.

  1. Хвойные растения используют как строительный и поделочный материал

    10. Листья у всех голосеменных растений – хвоя

Код ответа: 1, 3, 4, 7, 9.

IV. Домашнее задание.Изучить текст учебника, по изученной теме.

Составить кроссворд по теме «Голосеменные растения» или выполнить предложенный.

Кроссворд «Ёлочка»

Правильно решив кроссворд, по полученным словам в выделенных клетках вертикального ряда вы узнаете, к какой систематической категории относятся эти растения.

11

1. Этот род растений получил свое название от одной из провинций в южной части Чили. Некий гордый обладатель этого деревца (и ветви, и ствол которого долгое время покрыты колючими листьями), показывая его гостям, заметил: «Забраться на это дерево было бы загадкой и для обезьяны!». Отсюда пошло одно из обиходных названий растения – «Загадка обезьяны».

2. «Темнолесье» – так называют лес, образованный этим растением. Хотя деревья, выросшие на вырубках и прогалинах, достигают высоты 30–50 м, экземпляры, развивающиеся под пологом материнских растений, могут и в столетнем возрасте быть высотой всего лишь по грудь человеку.

3. Человека высокого и стройного часто сравнивают с этим растением, говоря: «Стройный, как ...!». Без этого дерева не обходится ни один из южных приморских пейзажей. Это самое излюбленное дерево садов, парков Крыма и Кавказа.

4. Представители этого рода растений широко распространены в Северном полушарии. В нашей стране их около 10 видов. У некоторых семена мелкие, снабженные крылышком, а у других – крупные «орешки», настоящее лакомство для детей и взрослых.

5. В народе широко бытует название этого растения «негной-дерево», что отражает очень важные для хозяйственного использования свойства его древесины. Еще его называют «красным деревом», т.к. древесина его действительно красная. Молодые побеги, кора, листья и семена его содержат токсин – алкалоид, ядовитый для человека и некоторых домашних животных (коров, лошадей). А зайцы и олени могут поедать их без вреда для себя.

6. Наибольшее экономическое значение этого растения в Западной Сибири связано с получением масла из листьев и молодых веток для производства синтетической медицинской камфары. В Северной Америке это растение занимает огромные площади. Оно – источник смолы, широко известной под названием «канадский бальзам».

7. Сбрасывание этим растением листьев на зиму сразу выделяет его среди родственных родов, представленных вечнозелеными растениями. В России древесина этого растения применялась в судостроении как наилучший материал. А в средние века в Венеции, «владычице морей», дома строили на сваях из этого дерева.

8. Сладковато-пряные ароматные шишки с мякотью этого растения применяются в фармацевтической и пищевой промышленности. Для придания консервированной рыбе особого аромата и специфического вкуса на перерабатывающих предприятиях шишки используются как пряность, которая ускоряет созревание и размягчение засоленной сельди.

9. Самый известный представитель среди крупных и долгоживущих растений мира (высота до 80–100 м, диаметр ствола 10 м, продолжительность жизни 3–4 тыс. лет). Называют его также мамонтовым деревом за исполинские размеры и внешнее сходство его огромных свисающих ветвей с бивнями мамонта. Самые крупные представители имеют собственные имена: «Отец лесов», «Генерал Грант», «Генерал Шерман» и др. Например, для перевозки «Генерала Шермана» потребовался бы состав в 20–25 железнодорожных вагонов (высота дерева – 83 м, диаметр ствола у основания – 11 м, это 1500 м2 древесины!). На спиле другого свободно умещается оркестр и 3 десятка танцоров.

10. Это растение – достаточно необычный представитель своего рода, не дерево, а кустарник, да еще и стелющийся, отчего и происходит его название.

11. Эта крупная систематическая группа включает в себя не только все растения, перечисленные в этом кроссворде, но и множество других, зачастую совсем непохожих друг на друга, но имеющих общие особенности размножения.

12. Это растение и по сей день привлекает внимание местных жителей и путешественников в горах Ливана – как традиционное священное дерево. Стилизованное изображение его фигурирует на гербе этой страны. Именно за этим деревом царь Соломон снаряжал экспедиции, чтобы из его драгоценной и ароматной древесины построить свой храм.

 Ответы

  1. Араукария. 2. Ель. 3. Кипарис. 4. Сосна. 5. Тисс. 6. Пихта. 7. Лиственница. 8. Можжевельник. 9. Секвойядендрон. 10. Стланик. 11 Голосеменные. 12. Кедр.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение

Прзентация к уроку. К огромному сожалению, из-за ограничения размера, загружаемого файла (не более 3МБ), часть слайдов пришлось не только "сжать", но и удалить. Полный вариант работы можно посмотреть...

Биология. 7 класс Конспект урока и презентация "Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение".

Биология. 7 класс Конспект урока и презентация "Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение". Раздел: Многообразие живых организмов. Тема: Низшие растения. Водоросли. УМК ав...

Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение

Интегрированный урок (биология и английский язык) Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение....

Урок биологии в 7 классе по теме: «Размножение голосеменных растений. Их роль в природе и практическое значение».

Аннотация Урок «Размножение голосеменных растений. Их роль в природе и практическое значение» проводится в 7 классе. Цель урока: продолжить изучение голосеменных растений. Активизировать поз...

Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение

Данный урок является вторым в теме «Голосеменные растения». При изучении нового материала используется достаточное количество слайдов. Во время занятия применялись различные виды деятельности: работа ...

Разработка урока "Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение."

Урок разработан в технологии формирования критического мышления и соответствует требованиям ФГОС....

урок Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение

Интегрированный урок "Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение" 7 класс. Предусмотрена лабораторная работа....