ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.07 БИОЛОГИЯ ПРОФЕССИЯ: 190631.01 АВТОМЕХАНИК
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по биологии для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_biologii_80ch._original.doc177 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования московской области

ГБОУ СПО  «Раменский политехнический техникум» МО

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УМР

________________________ Н.Е. Колесник

«_____» _________________

Рассмотрено на заседании

методической комиссии

Протокол № ______ от _______________

Председатель методической комиссии

________________ /__________________/

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СПО «РПТ» МО

_______________________ Дебелый В.П.

«______» ___________________

Приказ №_______от_______________

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

                        ОДБ.07 БИОЛОГИЯ

ПРОФЕССИЯ: 190631.01 АВТОМЕХАНИК

                           

2013г.

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по биологии для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования.

Организация-разработчик: Государственное бюджетное образовательное учреждение   среднего профессионального образования «Раменский политехнический техникум» Московской области

Разработчик: Козлова Светлана Валерьевна – преподаватель биологии


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БИОЛОГИЯ

  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» является частью общеобразовательной

подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе

примерной программы по биологии для профессий начального профессионального

образования и специальностей среднего профессионального образования. 190631.01 АВТОМЕХАНИК.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина входит в общеобразовательный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки                 часов
в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки  80 часов;
самостоятельной работы                            24        часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

104

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

80

 Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

Итоговая аттестация в форме диф.зачет


                                                             Тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,

                                       Самостоятельная работа обучающихся.

    Объем

     часов

    Уровень

    освоения

1.1 Введение

Краткая история развития биологии.

Методы исследования в биологии.

Сущность жизни и свойства живого.

Уровни организации живой материи.

2

1,2

Самостоятельная работа

2

Методы исследования: описательный, сравнительный, исторический, экспериментальный.

Проработка конспектов

1.2 Основы цитологии

     

Методы цитологии. Клеточная теория. Положения современной клеточной теории.

1

2

Особенности химического состава клетки. Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки.

Минеральные вещества и их роль в клетке.

1

2

Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки. Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки.

1

2

Строение и функции белков. Классификация белков. Уровни организации белковой молекулы.

1

2

Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. ДНК. РНК.

1

2

Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы. ЭПС. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения.

4

2

Прокариоты и эукариоты. Сравнение клеток прокариотов и эукариотов.

1

2

Сходство и различие в строении клеток растений, животных и грибов. Сравнение клеток животных и растений.

1

2

Неклеточные формы жизни. Открытие, строение и размножение вирусов. Бактериофаги.

1

2

Обмен веществ и энергии в клетке. Гомеостаз. Метаболизм.  Энергетический обмен. Питание клетки. Способы питания. Автотрофы. Гетеротрофы. Фотосинтез. Световая и темновая фазы. Генетический код. Синтез белков в клетке.

5

2

Самостоятельная работа      Реферат: «Вода и её роль жизнедеятельность клетки»

                  «Минеральные вещества и их роль в клетке»

                  «Ферменты».

1

1.3 Размножение и индивидуальное                        

              развитие организма

Жизненный цикл клетки. Интерфаза. Митотический цикл. Апоптоз.

1

2

Митоз. Фазы митоза. Биологическое значение митоза. Амитоз.

1

2

Мейоз. Механизм мейоза(конъюгация, кроссинговер). Значение мейоза.

1

2

Формы размножения организмов. Бесполое размножение. Вегетативное размножение. Половое размножение. Гаметы. Гермафродиты. Яичники. Семенники. Оплодотворение. Двойное оплодотворение.

3

2

Онтогенез - индивидуальное развитие организма. Эмбриональный период(дробление, бластула, гаструла, нейрула). Постэмбриональный период: ювенильный, пубертатный, старение. Прямое и непрямое развитие.

3

2

Самостоятельная работа.

                    Реферат: «Сиамские близнецы»

                                    «Особенности оплодотворение у некоторых животных»

                                    «Партеногенез»

                    Проработка конспектов

2

1.4 Основы генетики

История развития генетики. Гибридологический метод. Чистые линии.

1

2

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. Аллельные гены. Гомозиготы. Гетерозиготы. Доминантные и рецессивные гены. Закон чистоты гамет. Анализирущие скрещивание.

1

2

Дигибридное скрещивание. Решетка Пеннета. Закон независимого наследования признаков.

1

2

Хромосомная теория наследственности. Закон Моргана. Кроссинговер. Генетические карты.

1

2

 Взаимодействие неаллейных генов. Эпистаз. Полимерное действие гена. Плейтропность

1

2

Генетическое определение пола. Признаки, сцепленные с полом. Аутосомы. Половые хромосомы  мосомы. Гомотагаметный пол. Гетерогаметный пол.

1

2

Изменчивость. Изменчивость. Норма реакции. Модификационная изменчивость. Наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость.

1

2

Виды мутаций. Генные, хромосомные и геномные мутации. Виды хромосомных мутаций: утрата, делеция, дупликация, инверсия, транслокация. Полиплоидия. Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации..

1

2

Методы исследования генетики человека: генеалогический, популяционный, близнецовый, цитогенетический, биохимический.

Генетика и здоровье. Генные заболевания  Аутосомно-доминантое наследование. Аутосомно-рецессивное наследование. Хромосомные болезни.

Проблемы генетической безопасности. Медико-генетическое консультирование

3

2

Самостоятельная работа

  Множественные аллели. Анализирующие скрещивание.

  Цитоплазматическая наследственность.

  Решение задач на моногибридное скрещивание.

  Наследственные заболевание(генные и хромосомные)

  Проработка конспектов

3

Контрольная работа за первое полугодие

1

1.5 основы учения об эволюции

Развитие эволюционного учения Ч.Дарвина. Эволюция . Система органической природы К. Линнея. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка. Ч.  Дарвин и основные положения его теории.

1

2

Вид его критерия. Биологический вид. Критерии вида: морфологический, генетический, физиологический, экологический, географический, исторический.

1

2

Популяции. Взаимоотношения организмов в популяции. Генетический состав популяции. Генофонд популяции.

1

2

Борьба за существование . Форма борьбы за существование: внутривидовая, межвидовая, с неблагоприятными условиями.        

1

2

Естественный отбор и его формы: стабилизирующий , движущий, дизруптивный. Биологические адаптации . Полиморфизм.

1

2

Видообразования. Стадии видообразования. Аллопатрическое и симпатрическое видообразования. Микроэволюция.

1

2

Макроэволюция, её доказательства.. Палеонтологические доказательства макроэволюции . ( переходные формы) ( филогенетические ряды). Эмбриологические доказательства.

1

2

Главные направления эволюции органического мира. Параллелизм. Конвергенция.

Дивергенция. Ароморфоз. Идиоадаптация. Общая дегенерация. Биологический

прогресс. Биологический регресс.

1

2

Самостоятельная работа

                                         Реферат: «Чарлз Дарвин»

                                                         «Изменение генофонда популяций»

                                                         «Изолирующие механизмы»  

3

1.6 Основы селекции и  

        биотехнологии

Основные методы селекции и биотехнологии.Селекция.Сорт.Порода.Штамм.Гибридизация: близкородственная(инбридинг), неродственная, отдаленная. Аутбридинг. Гетерозис. Биотехнология. Клеточная инженерия. Генная инженерия.

1

2

Методы селекции растений. Центры происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости. Протопласт.

1

2

Методы селекции животных. Полиэмбриония. Генетическое клонирование.

1

2

Селекция микроорганизмов. Клон.

1

2

Современное состояние и перспективы биотехнологии. Биогумус. Культура тканей. Экологически чистые виды топлива.

1

2

Самостоятельная работа

                                         Реферат: «Клеточная инженерия»

                                                         «Генная инженерия»

                                                         «Мичурин И.В.»

                                                         «Вавилов Н.И.»

4

1.7 Антропогенез

Положение человека в системе животного мира. Антропология. Человек разумный разумный (Homo sapiens  sapiens  ).

1

2

Основные стадии антропогенеза. Парапитеки. Дриопитеки. Австралопитеки. Архантропы. Палеоантропы. Неоантропы. Питекантропы. Неандертальцы. Кроманьонцы. Человек умелый. Человек прямоходящий.  

2

2

Движущие силы антропогенеза. Социальные факторы  антропогенеза: трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь и мышление.

1

2

Расы и их происхождение. Человеческие расы. Европеоидная, монголоидная, австрало-негроидная расы. Расогенез. Расизм.

1

2

Самостоятельная работа

                                          Реферат: «Прародина человека»  

                                                          «Систематическое положение человека»

                                                          «Гипотезы расогенеза. Факторы расогенеза»

                                                          «Критика расизма»

                                             

4

1.8 Основы экологии

Что изучает экология. Экология. Развитие экологии как науки. Роль экологии в современном обществе.

1

2

Среда обитание организмов и ее факторы. Среда обитания. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Толерантность. Лимитирующие факторы. Закон минимума.

1

2

Основные типы экологических взаимодействий. Экологическое взаимодействие. Нейтрализм. Аменсализм. Симбиоз. Хищничество. Паразитизм. Конкуренция.

1

2

Экологические сообщества. Биотическое сообщество, или биоценоз. Экосистема. Биогеоценоз. Биосфера. Искусственные, или антропогенные, экосистемы. Агробиоценоз.

1

2

Взаимосвязь организмов в сообществах. Пищевая цепь. Автотрофные организмы. Гетеротрофные организмы. Продуценты. Консументы. Редуценты.

1

2

Пищевые цепи. Детрит. Пастбищная пищевая цепь. Детритная пищевая цепь. Круговорот веществ. Биогенные элементы.

1

2

Экологические пирамиды. Экологическая пирамида. Пирамида биомассы. Пирамида численности.

1

2

Экологическая сукцессия. Сукцессия. Общее дыхание сообщества. Первичная и вторичная сукцессии.

1

2

Влияние загрязнений на живые организмы. Загрязнение окружающей среды. Передача токсичных веществ по пищевой цепи. Накопление загрязнителя в пищевых цепях.

1

2

Самостоятельная работа.

 Конкурентные взаимодействие.

Основные экологические характеристики популяции.

Динамика популяции.                                                                                            

3

2

1.9 Эволюция биосферы и человек

Гипотезы о происхождении жизни. Креационизм. Самопроизвольное зарождение. Гипотеза панспермин. Гипотеза биохимической эволюции. Коацерваты. Пробионты.

1

2

Современные представления о происхождении жизни. Гипотеза абиогенного зарождения жизни.

1

2

Основные этапы развития жизни на Земле. Гипотеза биопоэза. Гипотеза симбиотического происхождения эукариотических клеток и их органелл путем впячивания клеточной мембраны.  

1

2

Биосфера. Основные этапы развития биосферы. Круговорот веществ в биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биосфера. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Воздействие производственной деятельности в области своей будущей профессии на окружающую среду. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

8

2

Самостоятельная работа.

Основные этапы биосферы

Место и роль человека в биосфере

4

Дифференцированный зачет.

2

Обязательная  аудиторная учебная нагрузка (всего)

80

Максимальная учебная нагрузка(всего)

104

 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1.-озакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2.-репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3.-продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)  


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Биологии»

Оборудование учебного кабинета:

  • рабочие места для студентов и преподавателя, аудиторная доска;
  • комплект учебно-методической документации (учебники и учебные пособия, карточки-задания, комплекты тестовых заданий, электронная справочно-учебная литература, мультимедийные обучающие программы);
  • наглядные пособия (схемы, таблицы, изобразительные и натуральные пособия);
  • авторский комплект компьютерных презентаций.

Технические средства обучения: ПЭВМ, проектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь. – М., 2001.
  2. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология. 10—11 кл. – М., 2001.
  3. Константинов В.М., Рязанова А.П. Общая биология. Учеб. пособие для СПО. – М., 2002.
  4. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 10 кл. Учебник. – М., 2002.
  5. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н. Общая биология. 11 кл. Учебник. – М., 2002.
  6. Чебышев Н.В. Биология. Учебник для Ссузов. – М., 2005.

Дополнительные источники:

  1. Константинов В.М., Рязанов А.Г., Фадеева Е.О. Общая биология.      – М., 2006.
  2. Беляев Д.К., Дымшиц Г.М., Рувимский А.О. Общая биология. – М., 2000.
  3. Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности. – М., 1996.

Информационные Интернет-ресурсы:

1. http://biology.ru

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных творческих заданий и рефератов.

Формой итогового контроля является экзамен.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

  • объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках  и критически ее оценивать;

  • Анализ выполненных рефератов, таблиц, схем по темам, опорных конспектов;
  • Практические занятия;
  • Текущий контроль : индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий;
  • Анализ работы учащегося с учебниками, справочниками, научно-популярными изданиями, компьютерными базами, ресурсами сети Интернет.

Знать:

  • основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
  • строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
  • сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

  • Анализ выполненных рефератов, таблиц, схем по темам, опорных конспектов;
  • Практические занятия;
  • Текущий контроль : индивидуальный и фронтальный опрос в ходе аудиторных занятий;
  • Тестирование (дифференцированный зачет, экзамен)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа учебной практики по профессии "Автомеханик"

Рабочая программа учебной практики по профессии "Автомеханик"...

Рабочая программа учебной дисциплины БИОЛОГИЯ по профессии 190631.01 (23.01.03) Автомеханик

Программа учебной дисциплины «Биология » предназначена для изучения биологии в ОГБОУ НПО ПУ № 66 г. Усть- Илимска, реализующего образовательную программу среднего (полного) общего образования в рамках...

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.11 «Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования подвижного состава»

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 23.01.11 «Слесарь-электрик по ремонту электрообо...

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 22.01.05 «Аппаратчик-оператор в производстве цветных металлов»

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии...

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии 15.01.20 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике»

Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования по профессии...

Рабочая программа учебной дисциплины Литература профессия 23.01.03 Автомеханик

Рабочая программа учебной дисциплины Литература профессия 23.01.03 АвтомеханикДля преподавателей литературы...

Программа учебной практики по профессии 23.01.03 Автомеханик

Программа   учебной практики разработана на основании Федерального    государственного   образовательного    стандарта    (ФГОС)...