Карта инновации "формирование у учащихся экологического мышления как инструмента системно-деятельностного подхода к здоровью человека в единстве с окружающей его средой."
учебно-методический материал по биологии на тему

Панкратова Елена Игоревна

Нарастание экологического кризиса придает особую актуальность формированию у учащихся знаний, которые являются научной основой сохранения здоровья людей и охраны окружающей среды. Анализ причин экологической напряженности показывает, что современные экологические проблемы – это в значительной степени проблемы воспитания. Большое внимание в ФГОС нового поколения уделено проблеме духовно-нравственного воспитания, одним из направлений которого является экологическое. В настоящее время, когда человек испытывает множественное влияние умеренных и экстремальных факторов среды, строение организма, его жизнедеятельность и гигиену необходимо изучать в неразрывной связи с экологическими сведениями. Экологическая культура выступает как способ и результат адаптации и организации жизнедеятельности человека в окружающей среде. От ее формирования напрямую зависит полнота использования и развития человеком ресурсов своего здоровья.

Область применения:     Внеучебная деятельность.

Целесообразность: Программа внеурочной деятельности «Экология. Город. Здоровье» для учащихся 5 классов в форме клуба по интересам «Экология и здоровье». Обосновано созданием условий для достижения нового качества образования и воспитания в соответствии с государственной образовательной политикой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karta_innovatsii.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Карта инновации

Название инновации  формирование у учащихся экологического мышления как инструмента системно-деятельностного  подхода к здоровью человека в единстве с окружающей его средой.

Ф.И.О. разработчика инновации, ОУ Панкратова Елена Игоревна, МБОУ СОШ №20

имени героя Советского Союза Н. Гастелло г.о. Самары

Показатели

Критерии

Содержание

критерия

теоретическая обоснованность инновации

  • актуальность (необходимость внедрения инновации);
  • область  применения инновации (образовательный процесс, внеучебная деятельность, педагогическая практика, исследовательская работа, управление);  
  •  целесообразность выбранной формы инновации (проект, программа, методический комплекс и т.д.)

   Нарастание экологического кризиса придает особую актуальность формированию у учащихся знаний, которые являются научной основой сохранения здоровья людей и охраны окружающей среды. Анализ причин экологической напряженности показывает, что современные экологические проблемы – это в значительной степени проблемы воспитания. Большое внимание в ФГОС нового поколения уделено проблеме духовно-нравственного воспитания, одним из направлений которого является экологическое. В настоящее время, когда человек испытывает множественное влияние умеренных и экстремальных факторов среды, строение организма, его жизнедеятельность и гигиену необходимо изучать в неразрывной связи с экологическими сведениями. Экологическая культура выступает как способ и результат адаптации и организации жизнедеятельности человека в окружающей среде. От ее формирования напрямую зависит полнота использования и развития человеком ресурсов своего здоровья.

Область применения:     Внеучебная деятельность.

Целесообразность: Программа внеурочной деятельности «Экология. Город. Здоровье» для учащихся 5 классов в форме клуба по интересам «Экология и здоровье». Обосновано созданием условий для достижения нового качества образования и воспитания в соответствии с государственной образовательной политикой.

  новизна

  •  степень оригинальности инновационных подходов;
  • своеобразие комбинирования известных элементов, представляющих в совокупности новизну;
  • реализация инновации приводит к изменению целей, содержания, методов, средств, форм  и способов организации деятельности

 Необходимость в новых подходах к преподаванию экологии, решение современных задач экологического образования, воспитания и развития с целью обеспечения равного доступа подрастающего поколения к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями.

 Развивающая направленность внеурочной деятельности реализуется на основе системно-деятельностного подхода. Приобретаемый обучаемыми в базовых учебных курсах опыт познания предметов и явлений разной природы во взаимосвязи с окружающей их средой закладывает основы экологического мышления.  Образование сегодняшнего дня призвано разработать содержание и методику учебного и воспитательного процессов, которые соответствуют потребностям новой эры, возросшей роли нравственных императивов в жизни человека и человеческого общества. Она направлена на создание условий самораскрытия и самореализации личности, формирование личной ответственности каждого за свои действия, поступки, их последствия при резко увеличивающихся возможностях воздействия человека на окружающую среду, на людей вокруг себя и на самого себя. Для этого учителю необходимо научить детей мыслить и рассуждать, наблюдать и сравнивать, анализировать и делать выводы. Современная педагогика призвана воспитать в каждом ребёнке личность, которая могла бы свободно ориентироваться в водовороте жизни, умела бы выбирать из всего, что окружает её только полезное и необходимое для себя и для общества, в котором она будет жить, отбрасывая при этом ненужное и негативное. Это в свою очередь способствует подведению учащихся к умению самостоятельно искать необходимую информацию, добывать знания, а не получать их в готовом виде.

Необходимо  дать ученикам возможность исследовать, экспериментировать, видеть закономерности. Чтобы достичь этого, необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют то или иное задание и каких результатов могут добиться или оценить те результаты, к которым уже пришли. Назовем эти качества: ценностная ориентация, духовная состоятельность, критическое мышление, умение отстаивать свою точку зрения, социальная ответственность и активность. Навыки решения проблем, способность вести диалог, бережное отношение к окружающей среде. Таким образом, проблема экологического образования в значительной степени должна решать задачу развития личности.

   Идея изменений  в использовании образовательных, информационно-коммуникационных и других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного и воспитательного процесса.

Использование  интерактивных методов обучения (ролевая игра, мозговой штурм, дискуссия и др.) в процессе организации воспитательного и учебного процесса. Обучение учащихся идет в группе с применением элементов тренинга.

 На тренинге происходит  активное общение и взаимодействие учащихся и учителя. Это помогает сформировать навыки  позитивного общения, самостоятельного принятия решения, формирование собственного «я» в обществе, адекватной самооценки, критического мышления, публичного выступления. Учитель лишь направляет, организует групповую работу, следит за выполнением правил группы, создает положительную психологическую  атмосферу, дает новую информацию. При этом использует интерактивные методы, которые эффективнее традиционных. Так, например, если учащиеся работают в группе, то запоминание информации  составляет  50 %, а если ребенок в процессе ролевой игры разыгрывает определенную модель поведения, то запоминание составляет 70 %, а в роли обучающего – эффективность составляет 90 %.

Образовательная значимость

  • степень влияния инновации на развитие профессионально-личностных качеств;
  •  способы осуществления самоанализа и самооценки уровня профессиональной компетентности при реализации инновации

Профессиональная зрелость учителя.  Владение знаниями по теории и практики организации  системно-деятельностного подхода, проектно – исследовательской деятельности, умение выводить детей на дорогу научных поисков.

Знание и практическое применение современных образовательных технологий учителем, умелое интегрирование методов и приемов современных образовательных технологий в зависимости от целей и задач образовательного процесса. Возможность использования ресурсов информационных сетей при выполнении проектно – исследовательских заданий и оформлении работ

Рост творческого потенциала педагога.

Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте.

    Педагогическая наука давно установила: «Обучать надо не всех, а каждого».                                                                              Для меня личность ученика самоценна, и у каждого пришедшего на занятие  есть свой личный опыт, свое восприятие мира. Чтобы организовать интересный  урок, важно создать психологический комфорт для учащихся, при котором дети не боятся высказать ошибочное мнение, зная, что это поиск истины, предъявлять к ученику требования, соответствующие его возможностям. Для этого нужно создать атмосферу сотрудничества, найти правила игры, основанные на взаимном понимании. Инновационное обучение направлено на личность ученика, то есть создание условий для развития его индивидуальных особенностей. Реализация данной методической системы способствует повышению качества обучения учащихся; обеспечивает их активность и творческую самостоятельность; формирует мышление; повышает мотивацию к изучению учебных предметов, к самостоятельному познанию; т.е. способствует самореализации учащихся. Эффективность опыта работы по данной методической системе  подтверждается результативным участием школьников в олимпиадах, конкурсах различных уровней.  

качество инновационного процесса

  •  технология реализации инновации (описание структуры, элементов, форм,  сетевого графика и процедур реализации инновации, инструментария применения);
  •  наличие диагностического инструментария реализации инновации;
  •  влияние используемых методов, способов и средств реализации инновации на формирование   профессиональных  компетенций личности

Экологическое образование во внеурочной деятельности представляет собой форму учебной деятельности обучающихся, реализующую системно-деятельностный подход совместно с учебными задачами урочного компонента, но в иных условиях, на другом материале, в разнообразных личностно и социально значимых учебно-проектных и социально-практических ситуациях с экологической  и здоровьесберегающей тематикой.   В процессе реализации программы предусмотрено использование разнообразных форм и методов организации деятельности учащихся: теоретические и практические занятия, экскурсии, дискуссии, анализ информации, подготовленной в процессе поисковой деятельности, наблюдение, исследование, приемы проектной деятельности.   Развитие  навыков работы с различными источниками информации, использование  заданий по оценке экологической ситуации в городе, поиск источников экологической опасности вблизи и внутри школы, в собственной квартире, проведение экологической экспертизы, работу с картами, оформление тематических плакатов, газет, проведение конференций, написание рефератов и их защиту.

В рамках программы реализуется социально-проблемная естественно-научная гуманитарная модель содержания экологического образования.

 В программе внеурочной деятельности учтены возрастные психологические особенности пятиклассников: их любознательность, активность и заинтересованность в познании окружающего мира, а также стремление к творчеству.

Как факультатив данная программа была апробирована в МБОУ СОШ №20 г.о. Самара в2009/2010, 2010/2011, 2011/2012 уч.г. в 5-х классах, 1 час в неделю. Срок обучения 1 год, 34 часа. Была доработана в 2012/2013 уч. г. Утверждена к реализации с 2013 г. как программа внеурочной деятельности в 5-х классах.

Согласно учебно – тематическому  плану первые занятия посвящены знакомству и диагностической работе в рамках изучение коммуникативных навыков детей. Проведение первичного и заключительного тестирования с помощью специально подобранных методик позволяет выявить результативность и эффективность программы. Результативность оценивается по показателям факторов физического и психологического здоровья учащихся. Ценностью данной программы является четкая логика построения, психологически обоснованная последовательность проведения групповых занятий и упражнений. Все занятия имеют общую гибкую структуру, которая разработана с учетом возрастных особенностей детей среднего  школьного возраста.

Воспитательная и социализирующая функции внеурочной деятельности обеспечиваются организацией личностно и общественно значимых жизненных ситуаций нравственного выбора и его рефлексии; самоопределения в ценностях здоровья и экологической безопасности на основе осознания личных интересов и предпочтений. Содержание внеурочной деятельности «Экология. Город. Здоровье» в 5 классе, как звено в системе непрерывного экологического здоровьесберегающего образования, является ступенью для последующей его уровней и профильной дифференциации.

 

результативность инновации

  •  возможность определения и фиксации результатов реализации инновации различными способами; анализ соответствия полученных результатов  запланированным;
  •  эффективность от внедрения инновации (оптимизация методического обеспечения образовательного процесса; внедрение вариативных способов работы информацией; создание дополнительных условий для проектирования путей профессиональной самореализации и самосовершенствования;  внедрение технологий саморазвития и самообразования и т.д.);
  •  отзывы о реализации инновации (анкетирование, внешняя рецензия, экспертиза и т.д.)

 Планируемые результаты:

Личностные:

- опыт нравственного выбора на основе ценностного отношения к здоровью, экологической безопасности, жизни во всех ее проявлениях;

- положительную мотивацию к действиям по развитию своей экологической грамотности;

- осознанному отказу от вредных привычек;

- формированию культуры здорового и экологически безопасного образа жизни.

Метапредметные:

- освоенные  обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);

- способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике;

- умение находить, обрабатывать, проверять тематическую информацию, фиксировать и использовать ее;

- подчиняться правилам работы в команде, осознанно следовать принципам социального партнерства;

- разрабатывать проект в соответствии с требованиями; принимать обоснованное решение о возможности его реализации в жизни, вносить в него поправки по ходу исполнения, публично оценивать его результаты.

Предметные:

- представления об экологической культуре как способе и результате адаптации и организации жизнедеятельности в конкретных социоприродных условиях; целостности телесного и духовного здоровья; индивидуальных особенностях ресурсов здоровья и здорового образа жизни;

- о видах загрязнения окружающей среды, их причинах;

- умения раскрывать содержание понятий: здоровье, ресурсы здоровья, здоровый образ жизни, загрязнитель, экологическая безопасность, экологический риск, чрезвычайная экологическая ситуация;

- оценивать ресурсы своего здоровья  и намечать пути их увеличения средствами здорового образа жизни, оздоровления окружающей среды, самообразования и самовоспитания;

- выполнять практические действия по оценке экологических рисков в повседневных ситуациях, вести экологический мониторинг.

Для формирования личностных универсальных учебных действий предлагаю использовать  следующие виды заданий:

·     участие в проектах;

·     подведение итогов

·     творческие задания;

·     самооценка события, происшествия;

·     дневники достижений;

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:

·     хитроумные решения;

·     составление схем-опор;

·     работа с разного вида таблицами;

·     составление и распознавание диаграмм;

·     работа со словарями;

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

·     поиск информации в предложенных источниках;

·     взаимоконтроль

·     диспут

·     контрольный опрос на определенную проблему

Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:

·     составь задание партнеру;

·     отзыв на работу товарища;

·     групповая работа

·     «отгадай, о ком говорим»

Анкета «Навыки сотрудничества при разработке проектов».

1. Чему лично вы научились в процессе разработки проекта?

2. Чему научился весь коллектив в процессе разработки проекта?

3. Какие умения вы приобрели или развили, работая по реализации проекта?

4. Какова эффективность работы конкретной команды?

5. Что вами сделано хорошо?

6. В чем вы видите недоработки команды?

7. Что бы вы сделали по-другому, если бы разрабатывали другой проект, по другой проблеме?

Эффективность опыта работы по данной методической системе  подтверждается результативным участием школьников в олимпиадах, конкурсах различных уровней. Сформирована коммуникативная компетенция, улучшилась работа интуитивного мышления, усилились эвристические способности учащихся. Сформированы творческие способности, познавательный интерес к деятельности, навыки самоанализа, самокоррекции, умение осмысленно работать, умения и навыки научно-исследовательской деятельности (по данным мониторинга психолога Регионального социо-психологического центра в МБОУ школе № 20 г.о. Самара) 

Ограничений в использовании данного опыта нет, рассчитан на массовую школу (апробирован автором на базе общеобразовательной школы в обычных классах в течение 3 лет)

(внешняя рецензия)