Методические рекомендации для выполнения практических занятий по биологии для студентов 1го курса технических специальностей
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему

Пономарева Анна Саркисовна

8 практических работ по всем темам биологии, изучаемым в техникуме

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

ФГОУ СПО «АМТ»

Методические указания

по выполнению практических занятий

по дисциплине «Биология»

для студентов первых курсов специальностей:

151901 «Технология машиностроения»;

220703 «Автоматизация технологических процессов и производств» (по отраслям);

210414 «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники» (по отраслям);

230111 «Компьютерные сети»;

230115 «Программирование в компьютерных сетях».

2011г.


ОДОБРЕНО                                                                УТВЕРЖДАЮ

Предметной комиссией                                         Зам. директора по УР

естественно-научных дисциплин                        

Протокол №_________                                    _____________Л.А.Тараненко

от «____»___________2011г.                          «____»___________2011г.

Председатель ПК                                              

_______________Збукарева И.Ф.

Методическая разработка составлена в соответствии

с рабочей программой по дисциплине «Биология»

для технических специальностей первого курса

Автор: _____________________________ Пономарева А.С.

Рецензенты: ________________________ Збукарева И.Ф.

                        _______________________ Домнина Н.Н.

                                                               

РЕЦЕНЗИЯ

на методические указания по выполнению практических занятий

по дисциплине «Биология» для студентов  1-го курса

специальностей 151901, 220703, 210414, 230111, 230115

преподавателя Армавирского машиностроительного техникума

Пономаревой А.С.

Рабочей программой по биологии для студентов 1-го курса технических специальностей запланированы 8 практических занятий. Цель методических указаний – обеспечить четкую организацию проведения практического занятия, осуществить контроль знаний студентов по данной теме.

Данные методические указания включают:

- введение

- методику проведения практического занятия

- порядок оформления заданий

- порядок отчетности по занятию

- критерии выставления оценки

- инструкции по выполнению практического занятия.

  Каждая инструкция, помимо темы, цели занятия, оборудования и материалов, включает алгоритм решения или решенный пример задания, а также контрольные вопросы.

Пособие выполнено с учетом требований Государственного стандарта министерства образования Российской Федерации. Содержание методических указаний не вызывает замечаний, оно может быть рекомендовано к практическому применению.

  Рецензент                                                                   Збукарева И.Ф.                              

                                                                                          преподаватель АМТ

                                                                  РЕЦЕНЗИЯ

на методические указания по выполнению практических занятий  по дисциплине «Химия» для студентов  1-го курса

специальностей 151901, 220703, 210414, 230111, 230115

преподавателя Армавирского машиностроительного техникума

Пономаревой А.С.

Целью данных методических указаний является обеспечение четкой организации проведения практического занятия и контроль знаний студентов по данной теме.

Каждое из 8-ми практических заданий включает тему и цель занятия, теоретическую часть в виде алгоритма решения или решенного примера задания, список контрольных вопросов. Также указаны методика проведения практического занятия, порядок оформления и отчет о выполнении занятия, а также критерии оценки.

Пособие выполнено с учетом требований Государственного стандарта министерства образования Российской Федерации. Содержание методических указаний не вызывает замечаний, оно может быть рекомендовано к практическому применению.

     

 Рецензент                                                                Домнина Н.Н.                                    

                                                                                       преподаватель АМТ

Методические указания

по проведению практических занятий по дисциплине «Биология» для студентов первых курсов специальностей 151901, 220703, 210414, 230111, 230115 преподавателя Пономаревой А.С.

                                   ВВЕДЕНИЕ

Цель методических указаний – обеспечить четкую организацию проведения практических занятий по дисциплине, создать возможность студентам, отсутствовавшим на практическом занятии, самостоятельно выполнить работу, оформить отчет и своевременно защитить.

1.Методика проведения практических занятий.

Порядок проведения практического занятия включает:

1.1.Опрос студентов по теме практического занятия в разной форме.

1.2.Краткое сообщение преподавателя о целях практического занятия,

      порядке его проведения и оформления отчета.

1.3.Выполнение заданий студентами.

1.4.Подведение итогов преподавателем.

2.Порядок оформления заданий.

2.1.Задания выполняются в специально отведенной тетради.

2.2.Указывается число и тема занятия.

2.3.Сначала выполняются задания, а затем контрольные вопросы. Задания можно выполнять в произвольном порядке.

3.Порядок отчетности по практическому занятию.

3.1.Все выполненные работы должны быть сданы преподавателю.

3.2.Неудовлетворительнаяоценка, полученная при выполнении работы,

      должна быть отработана студентом и повторно проведена

      преподавателем.

3.3.Студенты, отсутствовавшие на практическом занятии, выполняют работу

      самостоятельно и предоставляют отчет о выполнении работы

      преподавателю.

4.Критерии выставления оценки.

4.1. Оценка «отлично» выставляется, если выполнено правильно 100%

      работы.

4.2. Оценка «хорошо» выставляется, если выполнено правильно 80% -90%

      работы.

4.2. Оценка «удовлетворительно» выставляется, если выполнено правильно

      60% -70% работы.

4.2. Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если выполнено правильно    

       50%  работы и меньше.

     

Литература

  1. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология: Учеб. пособие для сред. спец. учеб. заведений. - М.: Высш. шк., 1986. - 320 с.
  2. Полянский Ю.И. Общая биология. Учебник для 10-11 классов. - М., «Просвещение», 1993.
  3. Константинов В.М. Общая биология: учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образований - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 256с. 



Предварительный просмотр:

Практическое занятие № 1

Тема: Изучение клетки под микроскопом. Сравнение строения растительной и животной клетки

Цель: Изучить внешнее и внутреннее строение клеток, выяснить  различие растительных и животных клеток

Оборудование и материалы: микроскопы, предметные стекла, раствор йода, чистая ложечка или стеклянная лопаточка, салфетки, вода, пипетка, луковица, элодея, готовые микропрепараты.

Ход работы:

1. Изучение клеток лука.

Возьмите предметное стекло и аккуратно протрите его салфеткой. На стекло капните 1-2 капли воды. Снимите кожицу с чешуи лука, перенесите маленький кусочек в каплю воды на стекле и осторожно расправьте ее.

Окрасьте кожицу лука каплей раствора йода. Накройте предметное стекло с кожицей лука в капле воды другим стеклом так, чтобы под ним не осталось пузырьков воздуха.

Приготовленный препарат переместите на предметный столик микроскопа и рассмотрите. Найдите группу клеток, рассмотрите отдельную клетку, расположенные в ней цитоплазму, ядро, а также оболочку. Сделайте рисунок, подпишите его.

 Рис.1 Клетки кожицы чешуи лука.

2. Изучение клеток листа элодеи.

Приготовьте препарат с кусочком листа водного растения элодеи. Рассмотрите под микроскопом движение цитоплазмы в клетках листа элодеи и хорошо заметные зеленые пластиды (т.е. хлоропласты). Сделайте рисунок, подпишите его.

 Рис.2 Клетка листа элодеи.

3. Изучение клеток слизистой оболочки полости рта человека. 

 Приготовьте чистые стекла, капните 2 капли раствора йода на середину одного предметного стекла. Откройте рот и проведите несколько раз чистой ложечкой или стеклянной лопаточкой по внутренней поверхности щеки. Полученный материал поместите в раствор йода на предметном стекле  и рассмотрите полученный микропрепарат под микроскопом (форму клеток, зернистую цитоплазму и ядро). Зарисуйте (в масштабе!) 3-4 клетки в тетрадь и сделайте подписи видимых частей клетки в одной из них.

 4. Изучение готовых микропрепаратов.

Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты клеток. Обратите внимание на главный признак эукариот – наличие ядра в цитоплазме каждой клетки. Сопоставьте увиденное на световом микроскопе с изображениями объектов на фотографиях, сделанных при помощи электронного микроскопа. Зарисуйте растительную и животную клетки и обозначьте органоиды.

Контрольные вопросы.

1. Сравните между собой строение клеток растений и животных и сделайте выводы о характерных признаках строения клеток эукариот. В чем

заключается сходство и различие клеток? Каковы причины сходства и различия клеток?

2. В клетках различных органов крысы суммарный объём митохондрий по отношению к общему объёму клеток составляет: в печени 18,4%, в поджелудочной железе 7,9%, в сердце 35,8%. Объясните причину различного содержания митохондрий в этих клетках.



Предварительный просмотр:

Практическое занятие  № 2

Тема: Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательства их родства.

Цель: познакомить с эмбриональными доказательствами эволюции органического мира.

Оборудование и материалы: «Общая биология» учебник для 10-11 кл. под редакцией Ю.И.Полянского.

Ход работы.

  1. Прочитать текст «Доказательства эволюции. Эмбриология»,  на стр.58-60, рассмотреть рис. 17 на стр.59.

  1. Выявить черты сходства зародышей человека и других позвоночных.

  1. Ответить на вопрос: о чем свидетельствуют сходства зародышей на разных этапах развития?

Контрольные вопросы

  1. Изложите сущность закона зародышевого сходства К.Бэра.
  2. Дайте объяснение возникновению у эмбрионов современных животных черт строения, свойственных их далеким предкам.


Предварительный просмотр:

Практическое занятие  № 3

Тема: Составление простейших схем моно- и дигибридного скрещивания.

Цель: закрепить знание понятий генетики,  умение решать различные генетические задачи.

Оборудование и материалы: разноуровневые карточки с задачами по генетике.

Ход работы:

А) Алгоритм  составления схемы моногибридного скрещивания.

1. Прочтите условие задачи.

2. Введите буквенное обозначение доминантного и рецессивного признака.

3. Составьте схему скрещивания и запишите фенотипы и генотипы родительских особей.

4. Запишите гаметы, которые образуются у родителей.

5. Определите генотипы и фенотипы потомства F1.

6. Составьте схему 2-го скрещивания F2.

7. Определите гаметы, которые в данном случае даёт каждая особь.

8. Определите генотипы и фенотипы потомков F2.

9. Запишите ответ на все вопросы задачи.

Б) Алгоритм  составления схемы дигибридного скрещивания.

1. Прочтите условие задачи.

2. Введите буквенное обозначение доминантных и рецессивных признаков.

3. Составьте схему скрещивания и запишите фенотипы и генотипы родительских особей по двум признакам.

4. Запишите образующиеся у родителей гаметы, учитывая, что признаки могут комбинироваться в разных вариантах.

5. Определите генотипы и фенотипы потомков F1.

6. Составьте схему 2-го скрещивания F2.

7. Определите гаметы, которые в данном случае даёт каждая особь.

8. Составьте решётку Пеннета и определите генотипы и фенотипы потомков F2.

9. Запишите ответ на все вопросы задачи.

Пример решения задач

А) моногибридного скрещивания.

1. Задача. При скрещивании двух сортов томатов с гладкой и опушенной кожицей в F1 все плоды оказались с гладкой кожицей. Определите генотипы исходных родительских форм (Р) и гибридов первого поколения (F1). Какое потомство можно ожидать при скрещивании полученных гибридов F1 между собой?

2. Решение. Если в результате скрещивания всё потомство имело

гладкую кожицу, то этот признак – доминантный (А), а опушенная кожица – рецессивный признак (а).

3. Так как скрещивались чистые линии томатов, значит, родители были гомозиготными.

       Р (фенотип)  гладкая      кожица         Х      опушенная кожица

                       (генотип)                        АА                                          аа

4.    G (гаметы)                      А                  Х                         а

Гомозиготные особи дают только один тип гамет.

5.    F1  (генотип)                              Аа

                       (фенотип)                   гладкая кожица

6.    Р: (фенотип)           гладкая   кожица          Х           гладкая кожица

            (генотип)            Аа                                         Аа

7.   G:  (гаметы)            А , а                                      А,  а

         Гетерозиготные особи дают два типа гамет.

8.   F1  (генотип)                     АА,         Аа,   Аа,   аа

фенотипы

3 части (75%) – плоды с гладкой кожицей (1 АА; 2 Аа)

1 часть (25%) – плоды с опушенной кожицей (аа)

Б) дигибридного скрещивания.

1. Задача. При скрещивании двух сортов томатов - с круглыми плодами и гладкой кожицей и с ребристыми плодами и опушенной кожицей - в F1 все плоды оказались круглые с гладкой кожицей. Определите генотипы исходных родительских форм (Р) и гибридов первого поколения (F1). Какое потомство можно ожидать при скрещивании полученных гибридов F1 между собой?

2. Решение. Если в результате скрещивания всё потомство имело

гладкую кожицу, то этот признак – доминантный (А), а опушенная кожица – рецессивный признак (а). Круглые плоды  также являются доминантным признаком (В), а ребристые - рецессивным признаком (в).

3. Так как скрещивались чистые линии томатов, значит, родители были гомозиготными.

Р (фенотип)  гладкая      кожица,         Х      опушенная кожица,            

                        круглые плоды                      ребристые плоды  

                       (генотип)                ААВВ                                          аавв

4.    G (гаметы)              АВ                          Х                 ав

Гомозиготные особи дают только один тип гамет.

5.    F1  (генотип)                              АаВв

             (фенотип)           гладкая кожица, круглые плоды  

6.    Р: (фенотип) гладкая   кожица         Х           гладкая кожица

                            круглые плоды                         круглые плоды  

             (генотип)           АаВв                         АаВв

7.   G:  (гаметы)       АВ, Ав, аВ, ав             Х          АВ, Ав, аВ, ав

Гетерозиготные особи дают несколько типов гамет.

8.    F2                                генотипы

♀     ♂

АВ

Ав

аВ

ав

АВ

ААВВ

ААВв

АаВВ

АаВв

Ав

ААВв

ААвв

АаВв

Аавв

аВ

АаВВ

АаВв

ааВВ

ааВв

ав

АаВв

Аавв

ааВв

аавв

фенотипы

9 частей – круглые плоды с гладкой кожицей (1ААВВ, 2ААВв, 2АаВВ, 4АаВв)

3 части – круглые плоды с опушенной кожицей (1ААвв, 2Аавв)

3 части – ребристые плоды с гладкой кожицей (1ааВВ, 2ааВв)

1 часть – ребристые плоды с опушенной кожицей (1 аавв)

Контрольные вопросы.

  1. Дать определение понятий «генотип», «фенотип», «гетерозигота», «гомозигота», «доминантный», «рецессивный».
  2.    Что такое «чистота гамет»? На каком явлении основан закон чистоты    

        гамет?

Задание. Составить схемы моногибридного (задания 1 и 2)

и дигибридного (задание 3) скрещиваний и записать ответы.

ВАРИАНТ №1.

1. Какое потомство можно ожидать от скрещивания черного гомозиготного быка с красной коровой, если известно, что ген черной окраски (Д) доминирует над геном красной окраски (д)?

2. У морских свинок черный цвет шерсти (П) доминирует над белым цветом (п). При скрещивании двух черных свинок у них родились два детеныша – черный и белый. Каковы генотипы родителей?

3. У человека карий цвет доминирует над голубым, а способность лучше владеть правой рукой – над левой. Кареглазый правша жениться на голубоглазой левше. Какие могут быть дети, если обе их бабушки были голубоглазыми левшами?

ВАРИАНТ №2.

1. У крупного рогатого скота ген безрогости (комолости) (Б) доминирует над геном рогатости (б). Какого результата можно ожидать от скрещивания гетерозиготного комолого быка с гетерозиготной комолой коровой?

2. При скрещивании коричневых полевок с черными получено потомство F1 черного цвета. Укажите генотипы родительских особей и гибридов F1.

3. Какими признаками будут обладать гибридные абрикосы, полученные в результате опыления гомозиготных красноплодных карликовых растений пыльцой гомозиготных желтоплодных растений нормального роста? Известно, что красный цвет плодов (В) – доминантный признак, желтый (в) – рецессивный; нормальный рост (М) – доминантный, карликовость (м) – рецессивный признак.

ВАРИАНТ №3.

1. Какое потомство будет от красной коровы и гибридного быка, если известно, что ген черной окраски (Д) доминирует над геном красной окраски (д)?

2. У мышей желтая окраска (Ж) доминирует над черной (ж). Какое расщепление по генотипу и фенотипу будет в первом поколении, если учесть, что аллель желтой окраски в гомозиготном состоянии (ЖЖ) вызывает гибель эмбрионов?

3. Какие могут быть дети, если их родители - кареглазые правши, гетерозиготные по обоим признакам? У человека карий цвет глаз доминирует над голубым, а способность лучше владеть правой рукой - над леворукостью.

ВАРИАНТ №4.

1. Дурман, имеющий пурпурные цветы, дал при самоопылении 30 потомков с пурпурными цветами и 9 с белыми. Определить доминантный признак. Какой генотип может иметь данное растение?

2. У крупного рогатого скота ген безрогости (комолости) (Б) доминирует над геном рогатости (б). Какого результата можно ожидать от скрещивания гетерозиготного комолого быка с гомозиготной комолой коровой?

3. У томатов высокий рост (В) доминирует над низким (в), а круглая форма плода (О) – над ребристой (о). Скрестили гомозиготные высокорослое растение с ребристыми плодами и низкорослое растение с круглыми плодами. Каково будет расщепление по фенотипу в F1? Каково будет расщепление в F2, если все растения в F1 будут размножаться самоопылением?

ВАРИАНТ №5.

1. У мышей серая окраска (С) доминирует над черной (с). При скрещивании серой и черной мышей половина родившихся мышат была черной, половина серой. Каковы генотипы родителей?

2. Какие телята родятся от гибридных черных коровы и быка, если известно, что ген черной окраски (Ч) доминирует над геном красной окраски (ч)?

3. У томатов круглая форма плодов (Г) доминирует над грушевидной (г), а красная окраска плодов (П) – над желтой (п). Растение с красными круглыми плодами скрещено с растением, обладающим грушевидными желтыми плодами. Среди гибридов 25% растений дают красные круглые плоды, 25% - красные грушевидные, 25% - желтые круглые, 25% - желтые грушевидные. Каковы генотипы родителей?

ВАРИАНТ №6.

1. У человека ген длинных ресниц (Д) доминирует над геном коротких ресниц (д). Женщина с длинными ресницами, у отца которой были короткие ресницы, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами. Какова вероятность рождения в данной семье ребенка с короткими ресницами?

2. У крупного рогатого скота ген безрогости (комолости) (Б) доминирует над геном рогатости (б). Может ли от рогатых коровы и быка родиться комолый теленок?

3. Черная окраска шерсти (Ш) и висячее ухо (У) у собак доминируют над коричневой окраской (ш) и стоячим ухом (у). При скрещивании черной собаки с висячими ушами и коричневой собаки с висячими ушами в потомстве появились черные и коричневые щенки (50% на 50%) с висячими ушами. Каковы генотипы родителей?

ВАРИАНТ №7.

1. Стандартные норки имеют коричневый мех, а алеутские – голубовато-серый, причем коричневая окраска (К) доминирует. Могут ли в потомстве у стандартных норок появиться алеуты?

2. У арбуза круглая форма (Ф) доминирует над удлиненной (ф). Можно ли при скрещивании арбузов с удлиненной формой получить круглоплодные арбузы? Ответ объясните.

3. У томатов круглая форма плодов (П) доминирует над грушевидной (п), а красная окраска плодов (Г) – над желтой (г). Растение с красными круглыми плодами скрещено с растением, обладающим грушевидными желтыми плодами. В потомстве 50% растений дают красные округлые плоды, и 50% - красные грушевидные. Каковы генотипы родителей?

ВАРИАНТ №8.

1. У человека ген длинных ресниц (Р) доминирует над геном коротких ресниц (р). Женщина с длинными ресницами, у отца корой были короткие ресницы, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами. Какова вероятность рождения в данной семье ребенка с длинными ресницами?

2. У двух родителей с нормальной пигментацией родился ребенок  -альбинос. Каковы генотипы родителей?

3. У овец белая окраска шерсти (Б) доминирует над черной (б), а рогатость (Р) доминирует над комолостью (безрогостью) (р). При скрещивании белого рогатого барана с черной рогатой овцой появился черный комолый ягненок. Каковы генотипы родителей?

ВАРИАНТ №9.

1. При скрещивании полосатого и зеленого арбузов в потомстве были полосатые и зеленые арбузы в соотношении 1 : 1. Определите генотипы родителей, если зеленая форма арбузов (З) доминирует над полосатой (з).

2. Рыжие волосы (р) являются рецессивным признаком. Почему у рыжеволосых родителей не может родиться ребенок с нерыжими волосами?

3. У человека карий цвет доминирует над голубым, а способность лучше владеть правой рукой – над левой. Голубоглазый правша женится на кареглазой правше. У них родилось двое детей – кареглазый левша и голубоглазый правша. Каковы генотипы родителей?

ВАРИАНТ №10.

1. Стандартные норки имеют коричневый мех, а алеутские – голубовато-серый, причем коричневая окраска (К) доминирует. При скрещивании стандартной норки с алеутской все потомство было коричневым. Каковы генотипы родителей?

2. У человека карликовость (Л) доминирует над нормальным ростом (л). Может ли у родителей маленького роста родиться ребенок среднего роста?

3. Черная окраска (Ч) у кошек доминирует над палевой (ч), а короткая шерсть (К) - над длинной (к). При  скрещивании сиамской (короткошерстной палевой) кошки с черным длинношерстным котом все котята были черными с короткой шерстью. Каковы генотипы родителей?



Предварительный просмотр:

Практическая работа № 4

Тема: Решение типовых генетических задач

Цель: Закрепить умение решать различные генетические задачи, понятий генетики.

Оборудование и материалы:  карточки с разными задачами по генетике (разноуровневые), таблица «Доминирование признаков».

Ход работы:

А. Внимательно ознакомьтесь с последовательностью действий при решении генетических задач:

1. Прочитайте условие генетической задачи и определите тип скрещивания: моногибридное, дигибридное, сцепленное с полом.

При моногибридном скрещивании (доминирование полное) в условии

задачи приводится одна пара альтернативных признаков (например: желтая

и зеленая; серая и черная и др.). При дигибридном скрещивании приводятся две пары альтернативных признаков (например: желтая с усиками и зеленая без усиков; курчавая короткая и гладкая длинная и др.). При сцепленном с полом наследовании всегда имеется указание на расположение генов указанных признаков в половых хромосомах (X или Y).

2. Выясните вопросы, на которые следует ответить в ходе решения. Сделайте краткую запись условий задачи с введением обозначений генов. Для этого необходимо:

- Записать фенотипы и схемы скрещивания словами.

- Определить генотипы по условиям задачи. Генотипы записать под

фенотипами.

- Определить гаметы.

- Составить при необходимости решетку Пеннета и определить фенотипы организмов.

3. Запишите ответы на поставленные по условиям задачи вопросы.

Б. Пользуясь данными таблицы «Доминирование признаков», составьте генетические задачи на примере рассмотренных.

Контрольные вопросы.

  1. Объясните понятие «анализирующее скрещивание» и его значение.
  2. Почему при сцепленном наследовании генов наблюдается отклонение от независимого распределения?

Задание. Определить тип задач, составить схему решения и ответ полностью.

ВАРИАНТ №1

1) У человека ген дальнозоркости (Д) доминирует над геном нормального зрения. В семье муж и жена страдают дальнозоркостью, однако матери обоих супругов видели нормально. Какова вероятность рождения детей с нормальным зрением?

2) Известно, что ген гемофилии (несвёртываемости крови) – рецессивный, локализованный в Х – хромосоме. Здоровая женщина, мать которой так же, как и она, была здоровой, а отец страдал гемофилией, вышла замуж за мужчину, страдающего гемофилией. Появление какого потомства  можно ожидать от этого брака (относительно рассматриваемого заболевания)?

3) Какие группы крови возможны у детей, если у их матери – вторая группа крови, а у отца – первая?

4) Седая прядь волос у человека – доминантный признак (С). Определить генотипы родителей и детей, если известно, что у матери и отца есть седая прядь волос, а из двух детей в семье один имеет седую прядь, а другой не имеет.

ВАРИАНТ №2

1) У человека ген полидактилии (многопалости) (М) доминирует над нормальным строением кисти. У жены кисть нормальная, муж гетерозиготен по гену полидактилии. Определите вероятность рождения в этой семье многопалого ребёнка.

2) Сын отца – гемофилика и здоровой матери вступает в брак со здоровой женщиной. Какова вероятность появления гемофилии у внуков?

3) У мальчика группа крови 0, а у его сестры – АВ. Определите генотипы их родителей.

4) Организм с резус-положительным фактором (Rh+) несет доминантный ген (R), а резус-отрицательный (rh–) – рецессивный ген (r). Ребенок резус-отрицателен, его мать резус-положительная. Какой генотип не может быть у отца в этой семье?

ВАРИАНТ №3

1) Женщина с нерыжими волосами, мать и отец которой имеют нерыжие волосы, вступила в брак с рыжеволосым мужчиной, мать которого имеет рыжие, а отец нерыжие волосы. От этого брака родился мальчик с нерыжими и девочка с рыжими волосами. Определите генотипы родителей, если рыжие волосы (р) являются рецессивным признаком.

2) Какое потомство может родиться у женщины, страдающей дальтонизмом, и здорового мужчины?

3) В родильном доме перепутали двух мальчиков, у которых I и II группа крови. Родители одного из них имеют I и IV группы крови, второго – I и III .

Определите, кто чей сын.

4) У человека ген длинных ресниц (Р) доминирует над геном коротких ресниц (р). Женщина и мужчина имеют длинные ресницы. Какова вероятность рождения в данной семье ребёнка с короткими ресницами, если у отца женщины были короткие ресницы, а у мужчины все ближайшие родственники с длинными ресницами?

ВАРИАНТ №4

1) Альбинизм – наследственная рецессивная патология (а). Женщина-альбинос вышла замуж за здорового мужчину (с нормальной пигментацией (А)) и родила альбиноса. Определить генотипы родителей.

2) Дочь отца – гемофилика и здоровой матери вступает в брак со здоровым мужчиной. Какова вероятность появления гемофилии у внуков?

3) В родильном доме перепутали двух девочек, у которых I и II группа крови. Родители одной из них имеют II и IV группы крови, а родители второй I и II. Определите, кто чья дочь.

4) Голубоглазый мужчина, оба родителя которого имели карие глаза, женился на кареглазой женщине, у отца которой карие глаза, а у матери – голубые. От этого брака родился один голубоглазый сын. Определите генотипы ребенка и его родителей.

ВАРИАНТ №5

1) У людей светлые волосы (т) – признак рецессивный. Определите генотипы родителей и детей, если у светловолосой матери и темноволосого отца пятеро детей, все темноволосые.

2) С какой вероятностью и у кого из детей женщины-дальтоника и здорового мужчины проявится данное заболевание?

3) Известно, что ген дальтонизма — рецессивный ген, локализованный в Х-хромосоме. Здоровая женщина, мать которой так же, как и она, была здоровой, а отец был дальтоником, вышла замуж за здорового мужчину. Появление какого потомства можно ожидать от этого брака (относительно рассматриваемого заболевания)?

4) У человека ген дальнозоркости (Д) доминирует над геном нормального зрения. В семье муж и жена страдают дальнозоркостью. Каковы условие и  вероятность рождения детей с нормальным зрением в данной семье?

ВАРИАНТ №6

1) У людей голубые глаза – признак рецессивный. Определите генотипы родителей и детей, если у голубоглазого отца и кареглазой матери пятеро детей, из них 2 детей голубоглазые.

2) Какое потомство может родиться у мужчины, страдающей дальтонизмом, и полностью здоровой женщины? У кого из потомства может проявиться заболевание?

3) Мисс Моника Л. возбудила в суде дело против мистера Билла К. о признании его отцом её ребёнка, у которого IV группа крови. Моника имеет III группу крови, а Билл - II. Известно также, что у обоих родителей Моники - IV. Удовлетворит ли суд данный иск?

4) У человека ген полидактилии (многопалости) (М) доминирует над нормальным строением кисти. У жены кисть нормальная, у мужа - признак полидактилии. Определите условие и вероятность рождения в этой семье ребёнка с нормальным строением кисти.

ВАРИАНТ №7

1) Организм с резус-положительным фактором (Rh+) несет доминантный ген (R), а резус-отрицательный (rh–) – рецессивный ген (r). Ребенок резус-положителен, его мать тоже резус-положительная. Какой резус-фактор может быть у отца?

2)  В здоровой семье родился ребенок-гемофилик. Определить, какова была вероятность и причины рождения больного ребенка.

3) Молодые родители удивлены, что у них, имеющих одинаковую (II) группу крови, появился непохожий на них ребенок с I группой крови. Какова была вероятность рождения такого ребенка в этой семье? Каковы генотипы родителей?

4) Почему у рыжеволосых родителей не может быть нерыжеволосых детей? Ответ объясните.

ВАРИАНТ №8

1) Седая прядь волос у человека – доминантный признак (С). Определить генотипы родителей и детей, если известно, что у матери есть седая прядь волос, у отца – нет, а из двух детей в семье один имеет седую прядь, а другой не имеет.

2) Кто «виноват» в рождении дочери-дальтоника? Какова вероятность рождения больных детей в данной семье?

3) Мисс Моника Л, имеющая III группу крови, утверждает, что отцом её ребёнка, тоже имеющего III группу крови, является мистер Билл К, у которого II группа крови. При каком условии мистер Билл К. действительно является отцом этого ребёнка (если принимать во внимание только эти данные)?  

4) У двух здоровых родителей родился ребенок альбинос. Второй ребенок был с нормальной пигментацией. Доминантный или рецессивный ген определяет альбинизм? Определить генотипы родителей и детей.

ВАРИАНТ №9

1) У супругов, страдающих дальнозоркостью, родился ребенок с нормальным зрением. Какова вероятность появления в этой семье ребенка с дальнозоркостью, если известно, что ген дальнозоркости (Д) доминирует над геном нормального зрения?

2) С какой вероятностью проявится дальтонизм в потомстве, если  у женщины отец страдал дальтонизмом, а мать и муж полностью здоровы?

3)Мисс Моника Л, имеющая III группу крови, утверждает, что отцом её ребёнка является мистер Билл К, у которого II группа крови. Какой генотип должен иметь ребёнок, чтобы Верховный суд США мог абсолютно исключить вероятность отцовства, если известно, что родители Билла имели IV группу крови?

4) Резус-положительная женщина, мать которой была резус-отрицательной, а отец — резус-положительным, вышла замуж за резус-положительного мужчину, родители которого были резус-положительными людьми. От данного брака появился резус-отрицательный ребенок. Какова была вероятность рождения такого ребенка в этой семье, если известно, что ген резус-положительности — доминантный ген, а ген резус-отрицательности — рецессивный ген?

ВАРИАНТ №10

1) У человека ген длинных ресниц (Р) доминирует над геном коротких ресниц (р). Женщина с длинными ресницами, у отца которой были короткие ресницы, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами. Какова вероятность рождения в данной семье ребёнка с длинными ресницами?

2) «Виноват» ли отец-дальтоник в рождении дочери-дальтоника? Какова вероятность рождения здоровых детей в данной семье?

3) Какие группы крови и почему могут быть у детей, если у родителей I группа крови?

4) Наличие веснушек (А) – доминантный признак. Какова вероятность рождения детей с веснушками у супружеской пары, если женщина с веснушками, у матери которой веснушек не было, вышла замуж за мужчину без веснушек?



Предварительный просмотр:

Практическое занятие  № 5

Тема: Описание особей вида по морфологическому критерию.

Цель: обеспечить усвоение учащимися понятия морфологического критерия вида, закрепить умение составлять описательную характеристику организмов.

Оборудование и материалы: живые растения или гербарные материалы растений разных видов.

Ход работы

1)Охарактеризуйте растения и животные разных видов, запишите их названия. Составьте морфологическую характеристику растений и животных каждого вида, описав особенности их внешнего строения (окраска, форма листьев или тела, длинна и форма корней, расположение листьев, цветков, плодов, их окраска, форма конечностей, клюва).

         2)Сравните растения и животные разных видов по морфологическому критерию, выявите черты сходства и различия по морфологическому критерию.

         3) Оформите работу в виде таблицы.

Название растения или

животного

Особенности внешнего строения

Сходства двух видов

Различия двух видов

4) Чем объяснить сходства и различия растений и животных, сравниваемых между собой?

Контрольные вопросы

 1. Почему по одному морфологическому критерию нельзя дать полную характеристику о двух видах?

2. Какие еще критерии используются для определения принадлежности организма к данному виду?

 



Предварительный просмотр:

Практическое занятие  № 6

Тема: Приспособление организмов к разным средам обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной)

Цель: научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания и устанавливать ее относительный характер.

Оборудование и материалы: гербарные образцы растений, комнатные растения, чучела или рисунки животных различных мест обитания.

Ход работы

1. Определите среду обитания растения или животного, предложенного вам для исследования. Выявите черты его приспособленности к среде обитания. Выявите относительный характер приспособленности. Полученные данные занесите в таблицу «Приспособленность организмов и её относительность».

Приспособленность организмов и её относительность

Название

вида

Среда обитания

Черты приспособленности к среде обитания

В чём выражается относительность

приспособленности

2. Изучив все предложенные организмы и заполнив таблицу, на основании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникновения приспособлений и запишите общий вывод. 

Контрольные вопросы

  1. В чем сущность явления мимикрия?
  2. Чем различаются покровительственная и предостерегающая окраски? Приведите примеры.


Предварительный просмотр:

Практическое занятие  № 7

Тема: Сравнительное описание природной системы и агроэкосистемы. Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме и в агроценозе.

Цель: установить общность и различие природной системы и агроэкосистемы,  

выявить видовое разнообразие и цепи питания в биоценозах.

Оборудование и материалы: модель-аппликация «Типичные биоценозы».

Ход работы:

  1. На основании изученного материала запишите основные черты

сходства природной системы и агроэкосистемы:

- наличие функциональных групп  организмов;

- наличие пищевых сетей;

- структура экосистем;

- влияние экологических факторов.

2. Отличия природной системы и агроэкосистемы оформите  в виде таблицы.

Отличия природной системы и агроэкосистемы

Характеристики

Природная экосистема

Агроценоз

1. Видовое разнообразие.

2. Устойчивость.

3. Действие отбора.

4. Источник энергии.

5. круговорот элементов.

6. Саморегуляция.

7. Продуктивность.

  1. Из предложенного текста выберите и составьте пищевую цепь биоценоза:

«Пример агроценоза — поле пшеницы. Его растительный покров состоит в основном из растений пшеницы с примесью сорняков. Животных значительно меньше, чем в естественных экосистемах, но они есть (личинки мух, жуки, дождевые черви и др.). Иногда резко повышается численность насекомых-вредителей. Живут в норках полевки, за ними охотятся немногочисленные лисы, прилетают зерноядные и хищные птицы. Осенью урожай зерна с поля вывозят. На поле остаются солома и корневые остатки, которые разлагаются грибами и бактериями, населяющими почву.»

        4. Назовите организмы, которые должны быть на пропущенном месте следующих пищевых цепей:

а)

          б)

        в)

        г)

        д)

Контрольные вопросы

  1. Как разнообразие видов влияет на устойчивость биоценоза? Почему природная система устойчивее агроценоза?
  2. Чем пищевая цепь отличается от пищевых сетей? В чем их значение?


Предварительный просмотр:

Практическое занятие  №8

Тема: Решение экологических задач

Цель: формирование умений решать простейшие экологические задачи.

Оборудование и материалы: сборник учебных экологических задач,

справочники и энциклопедии по экологии.

Ход работы:

1. Ознакомьтесь с перечнем и типологией рассматриваемых реальных

экологических задач: по общей экологии, прикладной и синэкологии.

2. Решите экологические задачи по алгоритму:

а) выявление факторов, определяющих рассматриваемое экологическое явление;

 б) анализ этапов развития экологического явления и нахождение системообразующего фактора;

в) проведение сравнительного анализа в случае устранения или отсутствия функционирования выявленных фактов;

 г) выдвижение гипотез о способах преобразования среды или социума;

д) моделирование экологических изменений во времени и в пространстве.

3. Составьте методику решения экологических задач с использованием графиков и схем.

4. Оформите ход решения экологических задач в тетрадях и сделайте

выводы.

Образец решения экологической задачи по общей экологии:

Почему на пшеничном поле видовое разнообразие меньше, а биомасса

фитофагов выше, чем на соседнем участке степи?

Дано: Пшеничное поле – биомасса фитофагов больше, степь – меньше.

Вопрос: Почему?

Ход решения:

а) экологическое явление – увеличение биомассы фитофагов;

б) системообразующим фактором увеличения биомассы энтомофагов

являются экологические условия пшеничного поля;

в) в агроэкосистемах могут обитать насекомые с высокой скоростью

развития и миграционными способностями;

Ответ: Экологические условия агроэкосистемы населяют не многие

виды, поэтому меньше конкуренции, а в степи много энтомофагов.

Задача №1.

Зная правило десяти процентов, рассчитайте, сколько нужно травы, чтобы вырос один орел весом 5 кг (пищевая цепь: трава – заяц – орел). Условно принимайте, что на каждом трофическом уровне всегда поедаются только представители предыдущего уровня.

Задача №2.

        Какие изменения биотических факторов могут привести к увеличению численности популяции голого слизня, обитающего в лесу и питающегося преимущественно растениями?

Задача №3

Чем определяется устойчивость естественных экосистем? 

Задача №4

Чем отличается наземно-воздушная среда от водной? 

Задача №5

Чем структура биоценоза смешанного леса отличается от структуры биоценоза березовой рощи? 

Задача №6

Почему отношения между собакой и таежным клещом считают примером паразитизма? 

Задача №7

Белки, как правило, обитают в хвойном лесу и питаются преимущественно семенами ели. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции белок? 

Задача №8

Клевер произрастает на лугу, опыляется шмелями. Какие биотические факторы могут привести к сокращению численности популяции клевера? 

Задача №9

Почему сов в экосистеме леса относят к консументам второго порядка, а мышей к консументам первого порядка? 

Задача №10

Составьте пищевую цепь, используя все названные ниже объекты: перегной, паук-крестовик, ястреб, большая синица, комнатная муха. Определите консумента третьего порядка в составленной цепи. 

Задача №11

Почему отношения между щукой и окунем в экосистеме реки считают конкурентными? 

Задача №12

Почему численность промысловых растительноядных рыб может резко сократиться при уничтожении в водоеме хищных рыб? 

Задача №13

Что служит основой формирования разнообразных сетей питания в экосистемах? 

Задача №14

Чем природная экосистема отличается от агроэкосистемы? 

Задача №15

Для борьбы с насекомыми-вредителями человек применяет химические вещества. Укажите не менее 3-х изменений жизни дубравы в случае, если в ней химическим способом будут уничтожены все растительноядные насекомые. Объясните, почему они произойдут. 

Задача №16

В результате лесного пожара выгорела часть елового леса. Объясните, как будет происходить его самовосстановление. 

Задача №17

Почему экосистему смешанного леса считают более устойчивой, чем экосистему елового леса? 

Задача №18

В некоторых лесных биоценозах для защиты куриных птиц проводили массовый отстрел дневных хищных птиц. Объясните, как отразилось это мероприятие на численности куриных.