программа элективного курса "Валеология"
элективный курс по биологии (10 класс) на тему

Дроздова Лариса Анатольевна

В программе есть разработки проведения каждого урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon элективный курс101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная  записка

«Чтобы  быть  здоровым,

 нужны собственные  усилия,

 постоянные, значительные.

Заменить  их  нельзя  ничем»

(академик  Н.М.Амосов).

              В  настоящее  время  стали  особенно  актуальными  и  приобрели  острейшую  социальную  значимость  проблемы  ухудшения  здоровья  подрастающего  поколения.

        Валеология - это  междисциплинарное,  научное  и  практическое  движение  с  целью  сохранить  и  развить психофизическое,  эмоциональное,  творческое  здоровье  народонаселения,  здоровье  нации. Валеология  является  пограничной  областью  знания  на  стыке  медицины,  физиологии,  психологии,  социологии  и  педагогики.

        Данный курс содержит материалы, вызывающие познавательный интерес учащихся и представляет ценность для определения  ими профиля обучения в старшей школе. Учитывая  статистические  данные  о  заболеваемости  школьников,  неумении  детей  и  взрослых  управлять  состоянием  своего  здоровья,  валеологию  следует  считать  исключительно  важной  отраслью  педагогики.

Цель  курса - расширить  и  углубить  знания  учащихся  о  сохранении  здоровья.

            Здоровье  определяется  комплексом  фактов:  наследственностью,  качеством  окружающей  среды,  качеством  жизни  (степенью  удовлетворения  потребностей),  образом  жизни  человека. При  этом  доля  влияния  образа  жизни,  по  мнению  учёных,  оценивается  в  50 %. Поэтому  формирование  у  детей  валеологической  грамотности  (знания  научных  основ  здорового  образа  жизни,  умений  и  навыков  укрепления  здоровья),  воспитание  целостного  отношения  к  своему  здоровью - наиболее  верный  путь  решения  проблемы  здоровья  нации.

       Валеологическая  грамотность - это  не  только  знания  о  способах  сохранения  здоровья,  но  и  анализ  поступков  и  образа  жизни  с  точки  зрения  их  влияния  на  состояние  организма  или  отдельных  систем  органов  с  тем,  чтобы  своевременно  выявлять  отклонения  и  проводить  коррекцию.

      С  целью  формирования  валеологической  грамотности  учащихся  разработана  и  включена  в  программу  серия  практических  занятий,  направленных  на  изучение  школьниками  функциональных  особенностей  своего  организма,  на  анализ  и  оценку  влияния  собственного  образа  жизни  и  различных  экологических  факторов  (шум,  загрязнение  окружающей  среды), влияющих  на  состояние  здоровья. Это является одним из важнейших условий подготовки школьников к продолжению образования, жизни в обществе, творческому самопроявлению личности.

      Программа  предназначена  для  учащихся  10 класса  средней  школы. Она  рассчитана  на  35 часов. Периодичность  занятий – 1 час  в  неделю.

      В  ходе  преподавания  используются  активные  формы  обучения:  лекции,  дискуссии,  деловые  игры, практические работы. Для  выявления  степени  остроты  той  или  иной  проблемы  среди  учащихся  проводится  анкетирование. По  окончании  изучения  тем  проводятся  итоговые  тестовые  работы. К  проведению  отдельных  занятий  возможно  подключение  психолога  школы,  социального  педагога,  преподавателя  ОБЖ.


Содержание  программы.

Введение (2ч)

     Валеология - комплекс  научных  знаний  о  здоровье  человека. Предмет,  задачи  и  методы  валеологии. Её  место  в  ряду  естественных  наук  и  наук  о  человеке.  Здоровый  образ  жизни.

   Практическая  работа.  «Самооценка  текущего  состояния  здоровья  по  результатам  анализа  объективных  и  субъективных  показателей».

Тема 1. Я и мое здоровье (8ч)

        Взаимосвязь образа жизни и здоровья. Зависимость здоровья всех систем органов от поведения, вредных привычек, питания.

         Профилактика заболевания опорно-двигательной системы.

         Практическая работа «Ваш образ жизни».

Тема  2.. Питание  и  здоровье (8ч)

       Знакомство  с  болезнями,  которые  обусловлены  неправильным  питанием  (гастрит,  ожирение,  диабет,  гипертония,  злокачественные  опухоли  и  т.д.). Значение  употребления  в  пищу  продуктов  с  низким  и  высоким  содержанием  жиров,  сахара,  соли. Голодание  и  необходимость  врачебного  контроля  в  этот  период,  его  возможные  негативные  последствия.

      Трофоэкология  человека. Сбалансированное  питание. Раздельное  питание. Вегетарианство. Мёд  и  пчёлы. Зелёная  аптека. Правила  Поля  Брена.

     Практическая  работа «Составление  ежедневного  рациона  питания».

     Деловая  игра  «Заседание  школьной  думы».

Тема  3.  Факторы, влияющие на здоровье: курение, алкоголизм, наркомания, СПИД (7ч)

      Факторы  риска  и  факторы  здоровья. Заболевания  различных  органов,  связанные  с  курением.

      Механизм  воздействия  наркотических  веществ,  их  отрицательное  влияние  на  физическое  и  умственное  развитие. Анализ  анонимного  анкетирования. Установление  взаимосвязи  между  образом  жизни  и  здоровьем  человека.

     Знакомство  с данными  статистики  о  скорости  распространения  этого  заболевания  в  мире,  в  нашей  стране,  республике,  городе. Возможные  причины  и  способы  поражения  СПИДом. Роль  беспорядочных  сексуальных  связей,  употребления  наркотиков  в  процессе  его  распространения. Механизм  воздействия  вируса.

Тема  4. Окружающая  среда  и  здоровье  (10 ч)

     Характеристика  района  проживания. Факторы  окружающей  среды  воздействующие  на  здоровье  человека  (низкие  температуры  воздуха,  полярный  день  и  полярная  ночь,  низкое  содержание  кислорода,  избыточное  увлажнение,  недостаточное  количество  солнечных  дней). Школа- как  окружающая  среда. Заболевания  школьников  как  результат  валеологической  неграмотности  (опорно-двигательной  аппарат,  зрение).

     Стресс  и  его  влияние  на  здоровье.

     Закаливание  организма - один  из  важнейших  факторов  сохранения  и  укрепления  здоровья. Способы  закаливания. Воля  и  волевые  качества  личности. Сила  характера.

     Шум  и  здоровье  человека.

     Город как экосистема. Здоровье горожанина.

Итоговое занятия по курсу «Валеология».

                                        Календарно - тематическое планирование

п/п,

Наименование  тем,  занятий

Всего

часов

в том числе

   форма

   провдения

лек-ции

практика

I

1

2

II

1

2

3

4

5

6

7

8

III

1

2

3

4

5

6

7

8

IV

1

2

3

4

5

6

7

V

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Введение

Урок 1. Понятие  о  валеологии. Как

жить сегодня, чтобы  иметь шансы увидеть  завтра.

Урок 2. Самооценка  текущего состояния  здоровья  по  результатам анализа  объективных  и  субъективных  показателей.

Я и мое здоровье

Урок 3. Мое здоровье – основа моей жизни.

Урок 4. Как мое здоровье зависит от меня.

Урок 5. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Урок 6. Ваш образ жизни.

Урок 7. Компьютер и мое здоровье.

Урок 8. Факторы здоровья.

Урок 9. Красота – свидетельство здоровья.

Урок 10. Взаимосвязь поведения и здоровья.

Питание и здоровье

Урок 11. Трофоэкология  человека,  

сбалансированное  питание,

калорийность  и  витаминизированность  пищи.  

Урок 12 Полезные свойства овощей и фруктов.

Урок 13 Что мы едим?

Урок 14 Расход энергии, нормы и гигиена питания.

Урок 15 Составление ежедневного  рациона  питания.

Урок 16 Болезни,  обусловленные неправильным  питанием. Ожирение: болезнь болезней.

Урок 17. Обзор различных принципов питания.

Урок 18. Заседание  школьной  думы  (деловая  игра)

Факторы, влияющие на здоровье: курение, алкоголизм, наркомания, СПИД

Урок 19. Заболевание различных  органов, связанные  с  курением.

Урок 20. Наркомания: истоки, сущность и последствия.

Урок 21. Алкоголизм и его последствия.

Урок 22.Возможно ли застолье без спиртного?

Урок 23. Влияние  социальной  среды на  здоровье  человека. Способы противостояния вредным привычкам

Урок 24. СПИД-болезнь  ХХ  века. Сущность  и  проблемы

Урок 25. Вредным привычкам – нет./судебное заседание/.

Окружающая среда и здоровье

Урок 26. Шум  и  здоровье  человека

Урок 27. Стресс  и  его  влияние  на здоровье

Урок 28. Город как экосистема.

Урок 29.Определение рейтинга экологических проблем города.

Урок 30. Автомобиль в городе: проблемы и поиски решений.

Урок 31. Здоровье горожанина. Выявление источников химического и физического загрязнения.

Урок 32. Жилье человека в городе.

Урок 33. Соответствует ли ваша квартира экологическим нормативам.

Урок 34. Город будущего – будущее города.

Урок 35. Итоговое занятие по курсу «Валеология».

2

8

8

7

10

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

    1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

   

      1  

анкетирование

практическая  работа

беседа

беседа

беседа

практическая  работа

беседа

беседа

беседа

беседа

беседа

беседа

беседа

практическая работа

беседа и тестирование

лекция

участие в ролевой игре

тестирова-

ние, беседа

работа в группах,

тестирование

дискуссия

беседа,

тестирование

ролевая игра

беседа

беседа

беседа

практическая работа

беседа

беседа

беседа

практическая работа.

беседа

тестирова-

ние

                                             Тематическое планирование

п№ п/

Наименование темы

количество часов

практические работы

1

2

3

4

5

Введение

Я и мое здоровье

Питание и здоровье

Факторы, влияющие на здоровье:курение,

алкоголизм, наркомвния,СПИД.

Окружающая среда и здоровье

              2

              8

              8

              7

             10

                1

                1

                1

                -

                2

                           Перечень практических работ по валеологии.

1. Самооценка  текущего состояния  здоровья  по  результатам анализа  объективных  и  субъективных  показателей.

2. Ваш образ жизни.

3. Составление ежедневного  рациона  питания.

4. Определение рейтинга экологических проблем города.

5. Соответствует ли ваша квартира экологическим нормативам.

  В результате обучения учащиеся должны знать:

        - определение понятий «здоровье», «здоровый образ жизни» и факторы, влияющие на здоровье;

        - механизм действия и степень влияния на здоровье никотина, алкоголя, наркотиков;

        - механизм действия ВИЧ;

        - меры профилактики ВИЧ – инфекции;

        - о рациональном питании;

        - научное обоснование воздействия шума на организм человека;

        - о стрессе, условиях его воздействия и адаптационном значении;

        - о взаимосвязи своего здоровья с образом жизни.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:

        - определять функциональное состояние своего организма;

        - составлять рацион питания;

        - определять степень влияния шума на работу сердечно-сосудистой системы;

        - анализировать предложенные жизненные ситуации;

        - обобщать полученные результаты исследований, анкетирования и делать выводы.

.

  Литература

1.  Брэгг П.  Чудо  голодания,  «Молодая  гвардия»,  М.,  1990 г.

2.  Дильман  В.М.  Большие  биологические  часы. «Знание»,  М.,  1981 г.

3.  Куинджи  Н.Н. Валеология,  Аспект  Пресс,  М.,  2000 г.

4.  Лившиц  И.А. Спутники  нашего  здоровья. Медицина,  М.,  1990 г.

5.  Малахов Г.П. Создание  собственной  системы  оздоровления,  АО  «Комплект,  СПБ,  1995 г.

6.  Семенова  Н. Человек- соль  земли.  «Диля»,  М- СПБ,  2001 г.

7.   Планета  здоровья,  ИООО  «Красико- Принт»,  Минск,  2005 г.

8.  Предупреждение,  №5,  2004 г.

9.  Радиация. Дозы,  эффекты,  риск.  «Мир»,  1988 г.

10. Современные  технологии  оздоровления  детей  и  подростков  в  образовательных  учреждениях,  №9,  2003 г.

11. Формирование  здорового  образа  жизни  российских  подростков,  «Владос»,  М.,  2002г.

12. Журналы  «Биология  в  школе»  №№2,  1999,   №№ 1,2,4,6, 2001,  №4, 1998,  №2,  2003,  №7,  2000 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Проектирование на компьютере в программе Компас 3D» (КЛАССЫ 8-9)

Данный курс – элективный. Входит в состав профиля обучения средней ступени школы. Рекомендуемые профили – естественно-научный, физико-математический, технологический, универсальное обучение. Базируетс...

Знакомство с программой Visio. Программа элективного курса по информатике.

Элективный курс "Visio" по  информатике ориентирован на преподавание в 10-11 классах средней общеобразовательной школы....

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...