Эволюция
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (11 класс) на тему
В работе представлены задания по форме ЕГЭ - уровни А и В. Даны вопросы по развитию органического мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
evolyutsiya.docx | 27.57 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ЭВОЛЮЦИЯ»
(подготовка к ЕГЭ)
Часть А Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных:
А1. Утрата зрения животными, обитающими в почве, является примером:
1) биологического регресса; 2) дегенерации; 3) биологического прогресса; 4) идиоадаптации.
А2. Наиболее напряженной Ч. Дарвин считал борьбу:
1) с неблагоприятными условиями неживой природы; 3) внутривидовую;
2) межвидовую; 4) все перечисленное.
А3. Питекантроп является представителем:
1) людей современного типа; 3) древнейших людей;
2) древних людей; 4) обезьяноподобных предков человека.
А4. Эволюционно закрепленные адаптивные реакции организма в ответ на изменение условий внешней среды при неизменном генотипе называются:
1) мутационная изменчивость; 3) комбинативная изменчивость;
2) модификационная изменчивость; 4) хромосомная изменчивость.
А5. Причиной борьбы за существование является:
1) отсутствие приспособлений к среде обитания;
2) ограниченность ресурсов среды и интенсивное размножение;
3) неблагоприятные факторы неживой природы;
4) изменчивость особей в популяции.
А6. Полезные признаки у организмов сохраняются под воздействием:
1) естественного отбора; 3) мутационной изменчивости;
2) наследственной изменчивости; 4) межвидовой борьбы.
А7. В процессе эволюции животного мира Земли появлению земноводных предшествовали:
1) плезиозавры; 2) кистеперые рыбы; 3) ихтиозавры; 4) зверозубые ящеры.
А8. Человеком современного типа является:
1) синантроп; 2) дриопитек; 3) кроманьонец; 4) неандерталец.
А9. Эволюционное изменение, ведущее к общему подъему организации, называется:
1) биологический прогресс; 2) ароморфоз; 3) дегенерация; 4) идиоадаптация.
А10. Эволюция – это:
1) процесс индивидуального развития организмов;
2) многообразие современных растений и животных;
3) процесс исторического развития органического мира;
4) многообразие ископаемых растений и животных.
А11. О возникновении гигантских плаунов – лепидодендронов (высота 40 метров, диаметр до 6 метров) – в каменноугольном периоде свидетельствует:
1) способ их размножения; 3) наличие как древесных, так и травянистых жизненных форм;
2) их современное разнообразие; 4) наличие их отпечатков и окаменелостей.
А12. Социальным фактором, имеющим важное значение в эволюции предков современного человека, является:
1) членораздельная речь; 3) борьба за существование;
2) естественный отбор; 4) наследственная изменчивость.
А13. Изменения, связанные с сокращением численности вида и уменьшением его ареала, называют:
1) идиоадаптацией; 2) биологическим прогрессом; 3) дегенерацией; 4) биологическим регрессом.
А14. Наиболее эффективной преградой для свободного скрещивания особей популяций является изоляция:
1) экологическая; 2) географическая; 3) поведенческая (этологическая); 4) генетическая.
А15. Результатом микроэволюции является образование новых:
1) видов; 2) популяций; 3) родов; 4) семейств.
А16. Каковы эволюционные связи человека и современных человекообразных обезьян?
1) современные обезьяны произошли от древних людей;
2) человек и человекообразные обезьяны не имели общих предков;
3) человек произошел от общих с человекообразными обезьянами предков;
4) человек является потомком современных человекообразных обезьян.
А17. Роль рецессивных мутаций в эволюции состоит в том, что они:
1) затрагивают только половые клетки;
2) являются скрытым резервом наследственной изменчивости;
3) затрагивают только соматические клетки;
4) проявляются в первом поколении.
А18. Находки отпечатков ископаемых растений являются свидетельством:
1) индивидуального развития; 3) приспособленности к среде обитания;
2) исторического развития растений; 4) успехов селекции.
А19. Укажите основную причину наблюдающегося сокращения видового разнообразия растений:
1) гибель растений от насекомых-вредителей; 3) влияние деятельности человека;
2) увеличение численности травоядных животных; 4) изменение абиогенных факторов.
А20. В результате взаимодействия движущих сил эволюции происходит:
1) изоляция популяций; 3) образование новых видов;
2) мутационный процесс; 4) увеличение численности особей вида.
А21. О возникновении гигантских ящеров – динозавров – в истории Земли свидетельствует:
1) наличие их окаменелых остатков;
2) сходство зародышей динозавров и современных рептилий;
3) их современное разнообразие;
4) общий план строения динозавров и современных рептилий.
А22. Примером ароморфоза является:
1) появление живорождения у млекопитающих; 3) уплощение тела у камбал;
2) появление защитной окраски у насекомых; 4) появление рогов у коров.
А23. Эволюционный процесс внутри сходных систематических групп, приводящий к расхождению признаков, называется:
1) конвергенция; 2) ароморфоз; 3) дивергенция; 4) макроэволюция.
А24. Среди движущих сил эволюции, ведущих к возникновению у особей приспособлений к среде обитания, направляющий характер имеет:
1) борьба за существование; 2) естественный отбор; 3) искусственный отбор; 4) изоляция.
А25. Многообразие видов вьюрков на Галапагосских островах образовалось в результате:
1) скрещивания особей разных популяций одного вида;
2) приспособления к разным экологическим нишам;
3) многократного заноса на острова видов-предшественников;
4) зарастания островов тропическим лесом.
А26. Эволюционные изменения организмов (частные приспособления), которые способствуют приспособлению к определенным условиям среды, называются:
1) ароморфозы; 2) естественный отбор; 3) идиоадаптации; 4) рудименты.
А27. К обезьянолюдям относят:
1) синантропа; 2) питекантропа; 3) австралопитека; 4) неандертальца.
А28. Расширение ареала вида, изоляция входящих в него популяций, воздействие на них движущих сил эволюции – это причины:
1) биологического регресса; 3) дегенераций;
2) географического видообразования; 4) экологического видообразования.
А29. Наследственная изменчивость имеет большое значение для эволюции, так как способствует:
1) увеличению генетической неоднородности особей в популяции;
2) снижению напряженности межвидовой борьбы;
3) увеличению неоднородности популяций в виде;
4) увеличению напряженности внутривидовой борьбы.
А30. Приспособленность является результатом:
1) действия естественного отбора; 3) действия искусственного отбора;
2) мутационной изменчивости; 4) комбинативной изменчивости.
А31. Ароморфозом, обеспечившим выход растений на сушу, явилось появление:
1) полового размножения; 2) корневой системы; 3) дифференцированных тканей; 4) листьев.
А32. Примером ароморфоза является:
1) возникновение длинной шеи у жирафа; 3) появление рогов у коровы;
2) редукция органов зрения у крота; 4) появление легких у земноводных.
А33. Микроэволюция – это:
1) эволюция микроорганизмов;
2) эволюция биоценозов;
3) эволюционные изменения настолько незначительны, что не приводят к видообразованию;
4) эволюционные процессы в популяциях, приводящие к видообразованию.
А34. Примером идиоадаптации является:
1) возникновение кровеносной системы у кольчатых червей; 3) разнообразие окраски перьев птиц;
2) редукция органов зрения у крота; 4) сокращение ареала уссурийского тигра.
А35. Питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек являются подвидами вида:
1) человек прямоходящий; 2) человек умелый; 3) человек разумный; 4) австралопитек.
А36. К эмбриологическим доказательствам эволюции относят:
1) наличие филогенетических рядов; 3) рудименты и атавизмы;
2) наличие переходных форм; 4) биогенетический закон.
А37. Совместная трудовая деятельность предков современного человека способствовала:
1)освобождению руки;2)появлению прямохождения;3)появлению речи;4)развитию мышечной силы.
Часть В
В1. К ароморфозам относятся следующие явления:
1) появления рога у носорога; 2) возникновение процесса фотосинтеза; 3) появление многоклеточности; 4) способность к эхолокации у летучих мышей; 5) появление дыхательной системы; 6) недоразвитие глаз у кротов и слепышей.
В2. К архантропам (древнейшим людям) относятся:
1) гейдельбергский человек; 2) человек умелый; 3) синантроп; 4) питекантроп; 5) неандерталец; 6) кроманьонец.
В3. У человека в отличие от человекообразных обезьян, есть:
1) забота о потомстве; 2) 4 группы крови; 3) трудовая деятельность; 4) четырехкамерное сердце; 5) речь; 6) S-образный позвоночник.
В4. Результатом эволюции является:
1) сохранение старых видов в стабильных условиях обитания;
2) появление новых морозоустойчивых сортов плодовых растений;
3) возникновение новых видов в изменившихся условиях среды;
4) выведение новых высокоурожайных сортов пшеницы;
5) выведение высокопродуктивных пород крупного рогатого скота;
6) формирование новых приспособлений к жизни в изменившихся условиях.
В5. К палеонтологическим доказательствам эволюции относят:
1) общий план строения всех позвоночных животных:
2) окаменевшие остатки древних моллюсков;
3) схожесть эмбрионов позвоночных животных на ранних стадиях развития;
4) отпечатки папоротников в пластах угля;
5) схожесть строения клеток эукариотических организмов;
6) скелет археоптерикса.
В6. Установите последовательность эволюционных процессов и явлений в ходе видообразования.
А) борьба за существование; Б) естественный отбор; В) противоречие между неограниченным размножением и ограниченными жизненными ресурсами; Г) возникновение различных способов приспособления к условиям окружающей среды; Д) образование новых видов.
В7. Биологическому прогрессу в эволюции соответствует следующие характеристики:
1) сокращение ареалов; 2) расширение ареалов; 3) возрастание численности вида; 4) снижение численности вида; 5) возрастание приспособленности; 6) снижение приспособленности.
В8. Биологическому регрессу в эволюции соответствует следующие характеристики:
1) сокращение ареалов; 2) расширение ареалов; 3) возрастание численности вида; 4) снижение численности вида; 5) возрастание приспособленности; 6) снижение приспособленности.
В9. Стабилизирующий отбор в отличие от движущего:
1) характерен для быстро меняющихся условий среды;
2) благоприятствует организмам с новыми признаками;
3) приводит к гибели организмов, отклоняющихся от нормы;
4) характерен для меняющихся условий среды;
5) характерен для постоянных условий среды;
6) благоприятствует организмам с признаками, соответствующими норме.
В10. Установите последовательность этапов географического видообразования:
А) расширение или расчленение ареала вида; Б) сохранение естественным отбором особей с признаками, полезными в данных условиях среды; В) утрата особями разных популяций способности скрещиваться и появление нового вида; Г) возникновение изоляции между популяциями одного вида; Д) накопление разных мутаций в популяциях.
В11. Установите геохронологическую последовательность возникновения групп живых организмов на Земле:
А) плоские черви; Б) бактерии; В) птицы; Г) простейшие; Д) земноводные; Е) кишечнополостные.
В12. Установите геохронологическую последовательность возникновения групп живых организмов на Земле:
А) пресмыкающиеся; Б) зеленые водоросли; В) цветковые растения; Г) земноводные; Д) круглые черви; Е) рыбы.
В13. Установите геохронологическую последовательность возникновения групп животных на Земле:
А) земноводные; Б) первозвери; В) кольчатые черви; Г) сумчатые звери; Д) хрящевые рыбы; Е) зверозубые ящеры.
В14. Установите последовательность этапов развития животного мира Земли от наиболее древних к современным:
А) появление первых наземных беспозвоночных; Б) возникновение примитивных простейших; В) распространение наземных позвоночных; Г) появление панцирных рыб; Д) появление всех типов беспозвоночных.
В15. Установите последовательность появления следующих групп растений:
А) псилофиты; Б) плауны; В) водоросли; Г) голосеменные; Д) цветковые.
В16. Установите последовательность этапов, характеризующих эволюцию процесса размножения живых организмов.
А) живорождение; Б) возникновение простого бинарного деления бактерий; В) внешнее оплодотворение; Г) внутреннее оплодотворение; Д) возникновение конъюгации у одноклеточных.
Ответы ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ЭВОЛЮЦИЯ»
Часть А
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
2 | 3 | 3 | 2 | 2 | 1 | 2 | 3 | 1 | 3 | 4 | 1 | 4 | 4 | 1 | 3 | 2 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 |
2 | 3 | 3 | 1 | 1 | 3 | 2 | 2 | 3 | 3 | 2 | 1 | 1 | 3 | 4 | 4 | 3 |
35 | 36 | 37 | ||||||||||||||
1 | 4 | 3 |
Часть В
В1.
2 | 3 | 5 |
В2.
1 | 3 | 4 |
В3.
3 | 5 | 6 |
В4.
1 | 3 | 6 |
В5.
2 | 4 | 6 |
В6.
в | а | б | г | д |
В7.
2 | 3 | 5 |
В8.
1 | 4 | 6 |
В9.
3 | 5 | 6 |
В10.
а | г | д | б | в |
В11.
б | г | е | а | д | в |
В12.
б | д | е | г | а | в |
В13.
в | д | а | е | б | г |
В14.
б | д | а | г | в |
В15.
в | а | б | г | д |
В16.
б | д | в | г | а |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Этапы эволюции человека"
Урок-лекция с элементами диспута и поиска по теме «Антропогенез». Рассматриваются вопросы эволюции (биологической и социальной) австралопитеков, древнейших и древних людей, содержит теоретический мате...
Революция или Эволюция? (Проблемный урок по литературе. 11 класс)
Это был проблемный урок, урок-выбор, если можно так его назвать. Основной вопрос - может ли человечество развиваться без революций. 1917 год, конечно, стал г...
контрольная работа для 11 класса по теме "эволюция"
вопросы по темам : вид, критерии вида, движущие силы эволюции....
Тест: Развитие эволюционных представлений. Доказательства эволюции.
Тема: Развитие эволюционных представлений. Доказательства эволюции....
презентация "Реликтовые формы как доказательства эволюции"
В презентации представлены различные виды растений и животных, дожившие до наших лет и прекрасно существующие в современном мире....
Урок экологии 9 класс "Влияние человечества на эволюцию биосферы"
Урок по экологии для 9 класса в форме презентации. Программа «Биосфера и человечество», автор - И.М.Швец....
Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» (методическая разработка уроков) по курсу "Биология.Введение в общую биологию и экологию" для 9 класса. Линия Пасечника В.В.
Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков).Учебник «Биология. Введение в общую биологию и экологию» для 9кл....