Эволюция
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (11 класс) на тему

Коровина Наталия Александровна

В работе представлены задания по форме ЕГЭ - уровни А и В. Даны вопросы по развитию органического мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл evolyutsiya.docx27.57 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ЭВОЛЮЦИЯ»

(подготовка к ЕГЭ)

Часть А Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных:

А1. Утрата зрения животными, обитающими в почве, является примером:

1) биологического регресса; 2) дегенерации;   3) биологического прогресса;  4) идиоадаптации.

А2. Наиболее напряженной Ч. Дарвин считал борьбу:

1) с неблагоприятными условиями неживой природы; 3) внутривидовую;                            

2) межвидовую;                                                                  4) все перечисленное.

А3. Питекантроп является представителем:

1) людей современного типа;   3) древнейших людей;

2) древних людей;                      4) обезьяноподобных предков  человека.

А4. Эволюционно закрепленные адаптивные реакции организма в ответ на изменение условий внешней среды при неизменном генотипе называются:

1) мутационная изменчивость;              3) комбинативная изменчивость;

2) модификационная изменчивость;     4) хромосомная изменчивость.

А5. Причиной борьбы за существование является:

1) отсутствие приспособлений к среде обитания;

2) ограниченность ресурсов среды и интенсивное размножение;

3) неблагоприятные факторы неживой природы;

4) изменчивость особей в популяции.

А6. Полезные признаки у организмов сохраняются под воздействием:

1) естественного отбора;                   3) мутационной изменчивости;

2) наследственной изменчивости;    4) межвидовой борьбы.

А7. В процессе эволюции животного мира Земли появлению земноводных предшествовали:

1) плезиозавры; 2) кистеперые рыбы; 3) ихтиозавры; 4) зверозубые ящеры.

А8. Человеком современного типа является:

1) синантроп; 2) дриопитек; 3) кроманьонец; 4) неандерталец.

А9. Эволюционное изменение, ведущее к общему подъему организации, называется:

1) биологический прогресс; 2) ароморфоз; 3) дегенерация; 4) идиоадаптация.

А10. Эволюция – это:

1) процесс индивидуального развития организмов;

2) многообразие современных растений и животных;

3) процесс исторического развития органического мира;

4) многообразие ископаемых растений и животных.

А11. О возникновении гигантских плаунов – лепидодендронов (высота 40 метров, диаметр до 6 метров) – в каменноугольном периоде свидетельствует:

1) способ их размножения;            3) наличие как древесных, так и травянистых жизненных форм;

2) их современное разнообразие;  4) наличие их отпечатков и окаменелостей.

А12.   Социальным фактором, имеющим важное значение в эволюции предков современного человека, является:

1) членораздельная речь;              3) борьба за существование;

2) естественный отбор;                  4) наследственная изменчивость.

А13. Изменения, связанные с сокращением численности вида и уменьшением его ареала, называют:

1) идиоадаптацией; 2) биологическим прогрессом; 3) дегенерацией; 4) биологическим регрессом.

А14. Наиболее эффективной преградой для свободного скрещивания особей популяций является изоляция:

1) экологическая; 2) географическая; 3) поведенческая (этологическая); 4) генетическая.

А15. Результатом микроэволюции является образование новых:

1) видов; 2) популяций; 3) родов; 4) семейств.

А16. Каковы эволюционные связи человека и современных человекообразных обезьян?

1) современные обезьяны произошли от древних людей;

2) человек и человекообразные обезьяны не имели общих предков;

3) человек произошел от общих с человекообразными обезьянами предков;

4) человек является потомком современных человекообразных обезьян.

А17. Роль рецессивных мутаций в  эволюции состоит в том, что они:

1) затрагивают только половые клетки;

2) являются скрытым резервом наследственной изменчивости;

3) затрагивают только соматические клетки;

4) проявляются в первом поколении.

А18.  Находки отпечатков ископаемых растений являются свидетельством:

1) индивидуального развития;                 3) приспособленности к среде обитания;

2) исторического развития растений;      4) успехов селекции.

А19. Укажите основную причину наблюдающегося сокращения видового разнообразия растений:

1) гибель растений от насекомых-вредителей;            3) влияние деятельности человека;

2) увеличение численности травоядных животных;   4) изменение абиогенных факторов.

А20. В результате взаимодействия движущих сил эволюции происходит:

1) изоляция популяций;      3) образование новых видов;

2) мутационный процесс;    4) увеличение численности особей вида.

А21. О возникновении гигантских ящеров – динозавров – в истории Земли свидетельствует:

1) наличие их окаменелых остатков;

2) сходство зародышей динозавров и современных рептилий;

3) их современное разнообразие;

4) общий план строения динозавров и современных рептилий.

А22. Примером ароморфоза является:

1) появление живорождения у млекопитающих; 3) уплощение тела у камбал;

2) появление защитной окраски у насекомых;      4) появление рогов у коров.

А23. Эволюционный процесс внутри сходных систематических групп, приводящий к расхождению признаков, называется:

1) конвергенция; 2) ароморфоз; 3) дивергенция; 4) макроэволюция.

А24. Среди движущих сил эволюции, ведущих к возникновению у особей приспособлений к среде обитания, направляющий характер имеет:

1) борьба за существование; 2) естественный отбор; 3) искусственный отбор; 4) изоляция.

А25. Многообразие видов вьюрков на Галапагосских островах образовалось в результате:

1) скрещивания особей разных популяций одного вида;

2) приспособления к разным экологическим нишам;

3) многократного заноса на острова видов-предшественников;

4) зарастания островов тропическим лесом.

А26. Эволюционные изменения организмов (частные приспособления), которые способствуют приспособлению к определенным условиям среды, называются:

1) ароморфозы; 2) естественный отбор; 3) идиоадаптации; 4) рудименты.

А27. К обезьянолюдям относят:

1) синантропа; 2) питекантропа; 3) австралопитека; 4) неандертальца.

А28. Расширение ареала вида, изоляция входящих в него популяций, воздействие на них движущих сил эволюции – это причины:

1) биологического регресса;                 3) дегенераций;

2) географического видообразования; 4) экологического видообразования.

А29. Наследственная изменчивость имеет большое значение для эволюции, так как способствует:

1) увеличению генетической неоднородности особей в популяции;

2) снижению напряженности межвидовой борьбы;

3) увеличению неоднородности популяций в виде;

4) увеличению  напряженности внутривидовой борьбы.

А30.  Приспособленность является результатом:

1) действия естественного отбора;  3) действия искусственного отбора;  

2) мутационной изменчивости;       4) комбинативной изменчивости.

А31. Ароморфозом, обеспечившим выход растений на сушу, явилось появление:

1) полового размножения; 2) корневой системы; 3) дифференцированных тканей; 4) листьев.

А32. Примером ароморфоза является:

1) возникновение длинной шеи у жирафа; 3) появление рогов у коровы;

2) редукция органов зрения у крота;          4) появление легких у земноводных.


А33. Микроэволюция – это:

1) эволюция микроорганизмов;

2) эволюция биоценозов;

3) эволюционные изменения настолько незначительны, что не приводят к видообразованию;

4) эволюционные процессы в популяциях, приводящие к видообразованию.

А34.  Примером идиоадаптации является:

1) возникновение кровеносной системы у кольчатых червей; 3) разнообразие окраски перьев птиц;

2) редукция органов зрения у крота;                                    4) сокращение ареала уссурийского тигра.

А35. Питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек являются подвидами вида:

1) человек прямоходящий; 2) человек умелый; 3) человек разумный; 4) австралопитек.

А36. К эмбриологическим доказательствам эволюции относят:

1) наличие филогенетических рядов;  3) рудименты и атавизмы;

2) наличие переходных форм;              4) биогенетический закон.

А37. Совместная трудовая деятельность предков современного человека способствовала:

1)освобождению руки;2)появлению прямохождения;3)появлению речи;4)развитию мышечной силы.

Часть В

В1. К ароморфозам относятся следующие явления:

1) появления рога у носорога; 2) возникновение процесса фотосинтеза; 3) появление многоклеточности; 4) способность к эхолокации у летучих мышей; 5) появление дыхательной системы; 6) недоразвитие глаз у кротов и слепышей.

В2. К архантропам (древнейшим людям) относятся:

1) гейдельбергский человек; 2) человек умелый; 3) синантроп; 4) питекантроп; 5) неандерталец;    6) кроманьонец.

В3. У человека в отличие от человекообразных обезьян, есть:

1) забота о потомстве; 2) 4 группы крови; 3) трудовая деятельность; 4) четырехкамерное сердце;   5) речь; 6) S-образный позвоночник.

В4. Результатом эволюции является:

1) сохранение старых видов в стабильных условиях обитания;

2) появление новых морозоустойчивых сортов плодовых растений;

3) возникновение новых видов в изменившихся условиях среды;

4) выведение новых высокоурожайных сортов пшеницы;

5) выведение высокопродуктивных пород крупного рогатого скота;

6) формирование новых приспособлений к жизни в изменившихся условиях.

В5.  К палеонтологическим доказательствам эволюции относят:

1) общий план строения всех позвоночных животных:

2) окаменевшие остатки древних моллюсков;

3) схожесть эмбрионов позвоночных животных на ранних стадиях развития;

4) отпечатки папоротников в пластах угля;

5) схожесть строения клеток эукариотических   организмов;

6) скелет археоптерикса.

В6. Установите последовательность эволюционных процессов и явлений  в ходе видообразования.

А) борьба за существование; Б) естественный отбор; В) противоречие между неограниченным размножением  и ограниченными жизненными ресурсами; Г) возникновение различных  способов приспособления к условиям окружающей среды; Д) образование новых видов.

В7. Биологическому прогрессу в эволюции соответствует следующие характеристики:

1) сокращение ареалов; 2) расширение ареалов; 3) возрастание численности вида; 4) снижение  численности вида; 5) возрастание приспособленности; 6) снижение приспособленности.


В8. Биологическому регрессу в эволюции соответствует следующие характеристики:

1) сокращение ареалов; 2) расширение ареалов; 3) возрастание численности вида; 4) снижение  численности вида; 5) возрастание приспособленности; 6) снижение приспособленности.

В9.  Стабилизирующий отбор в отличие от движущего:

1) характерен для быстро меняющихся условий среды;

2) благоприятствует организмам с новыми признаками;

3) приводит к гибели организмов, отклоняющихся от нормы;

4) характерен для меняющихся условий среды;

5) характерен для постоянных условий среды;

6) благоприятствует организмам с признаками, соответствующими норме.

В10. Установите последовательность этапов географического видообразования:

А) расширение или расчленение ареала вида; Б) сохранение естественным отбором особей с признаками, полезными в данных условиях среды; В) утрата особями разных популяций способности скрещиваться и появление нового вида; Г) возникновение изоляции между популяциями одного вида; Д) накопление разных мутаций в популяциях.

В11. Установите геохронологическую последовательность возникновения групп живых организмов на Земле:

А) плоские черви; Б) бактерии; В) птицы; Г) простейшие; Д) земноводные; Е) кишечнополостные.

В12. Установите геохронологическую последовательность возникновения групп живых организмов на Земле:

А) пресмыкающиеся; Б) зеленые водоросли; В) цветковые растения; Г) земноводные; Д) круглые черви; Е) рыбы.

В13. Установите геохронологическую последовательность возникновения групп животных  на Земле:

А) земноводные; Б) первозвери; В) кольчатые черви; Г) сумчатые звери; Д) хрящевые рыбы; Е) зверозубые ящеры.

В14. Установите последовательность  этапов развития животного мира Земли от  наиболее древних к современным:

А) появление первых наземных беспозвоночных; Б) возникновение примитивных простейших; В) распространение наземных позвоночных; Г) появление панцирных рыб; Д) появление всех типов беспозвоночных.

В15. Установите последовательность  появления следующих групп растений:

А) псилофиты; Б) плауны; В) водоросли; Г) голосеменные; Д) цветковые.

В16. Установите последовательность  этапов, характеризующих эволюцию процесса размножения живых организмов.

А) живорождение; Б)  возникновение простого бинарного деления бактерий; В) внешнее оплодотворение; Г) внутреннее оплодотворение; Д) возникновение конъюгации у одноклеточных.


Ответы ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «ЭВОЛЮЦИЯ»

Часть А

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

2

3

3

2

2

1

2

3

1

3

4

1

4

4

1

3

2

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

2

3

3

1

1

3

2

2

3

3

2

1

1

3

4

4

3

35

36

37

1

4

3

Часть В

В1.

2

3

5

В2.

1

3

4

В3.

3

5

6

В4.

1

3

6

В5.

2

4

6

В6.

в

а

б

г

д

В7.

2

3

5

В8.

1        

4

6

В9.

3        

5

6

В10.

а

г

д

б

в

В11.

б

г

е

а

д

в

В12.

б

д

е

г

а

в

В13.

в

д

а

е

б

г

В14.

б

д

а

г

в

В15.

в

а

б

г

д

В16.

б

д

в

г

а


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Этапы эволюции человека"

Урок-лекция с элементами диспута и поиска по теме «Антропогенез». Рассматриваются вопросы эволюции (биологической и социальной) австралопитеков, древнейших и древних людей, содержит теоретический мате...

Революция или Эволюция? (Проблемный урок по литературе. 11 класс)

Это был проблемный урок, урок-выбор, если можно так его назвать. Основной вопрос - может ли человечество развиваться без революций. 1917 год, конечно, стал г...

контрольная работа для 11 класса по теме "эволюция"

вопросы по темам : вид, критерии вида, движущие силы эволюции....

Тест: Развитие эволюционных представлений. Доказательства эволюции.

Тема: Развитие эволюционных представлений. Доказательства эволюции....

презентация "Реликтовые формы как доказательства эволюции"

В презентации представлены различные виды растений и животных, дожившие до наших лет и прекрасно существующие в современном мире....

Урок экологии 9 класс "Влияние человечества на эволюцию биосферы"

Урок по экологии для 9 класса в форме презентации. Программа «Биосфера и человечество», автор - И.М.Швец....

Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» (методическая разработка уроков) по курсу "Биология.Введение в общую биологию и экологию" для 9 класса. Линия Пасечника В.В.

Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков).Учебник «Биология. Введение в общую биологию и экологию» для 9кл....