Рабочая программа учебного курса биологии в 7 классе
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Рабочая программа учебного курса биологии в 7 классе по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_7_klass_novyy.docx93.1 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДАЮ

РАССМОТРЕНО

Директор лицея

на заседании кафедры

_____Зайцев В.Л._______

протокол №__1__от__30.08__2013г.

«_14__»___сентября__2013 г.

Заведующий кафедрой

Приказ № 449-ОД

_____Андрющенко А.Р.___

                                    Рабочая программа

учебного курса биологии в 7 классе

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

ФГОС   Алгоритм успеха.  «Биология 7 класс» ". Учебник для общеобразовательных организаций. – М.:" Вентана -Графа",  2014 г. – 288с.;

    Предлагаемая   программа соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования, Примерной программе по биологии. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития  и воспитания личности гражданина России, программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

   Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:

1. Пояснительную записку.

2. Общую характеристику курса биологии в  7 классе.

3. Место курса биологии  7 класса в базисном учебном плане.

4.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса биологии 7 класса.

5. Содержание курса биологии 7 класса.

6. Тематическое планирование.

7. Календарно-тематическое планирование.

8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

9. Планируемые результаты изучения курса биологии 7 класса.

Пояснительная записка.

Цели биологического образования в основной школе формируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития - ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации вызывают определенные особенности развития современных подростков). Наиболее продуктивным, с  точки зрения решения задач развития подростка, является социоморальная и интеллектуальная взрослость. Помимо этого, глобальные цели формируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.

С учетом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования в 7 классе являются:

  • социализация обучаемых - вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность - носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы.
  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки. Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:

- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;

- развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений.

- овладение ключевыми компетенциями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной.

- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой  в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.      

         Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих предметных целей:

1. Расширить представление учащихся о разнообразии живых организмов, их особенностях строения, жизнедеятельности.

2. Формировать способность использования приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.

3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, общеучебных навыков и умений (речи, логического мышления, памяти, внимания, способности к самообразованию и т.д.).

4. Совершенствовать умения работать с микропрепаратами и микроскопом, проводить наблюдения, сравнения, формулировать выводы, работать с учебником, его текстом и рисунками.

5. Формирование умений работать в паре, малых группах, развитие умений защищать свои убеждения и давать оценку деятельности другим учащимся.

С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации данной РП по курсу биологии использованы:

Формы образования – урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, комбинированный урок,  лабораторные и практические работы и т.д.

Технологии образования – индивидуальная работа, работа в малых и больших группах, проектная, исследовательская, поисковая работа, развивающее, опережающее и личностно-ориентированное обучение и т.д.

Методы мониторинга знаний и умений учащихся – тесты,  контрольные работы,  устный опрос, творческие работы (рефераты, проекты, презентации) и т.д.

Общая характеристика учебного предмета.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по ГОСТ второго поколения по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа для 7  класса построена на основе сравнительного изучения основных групп животных организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не только на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности  к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной  работы  планируется использовать тетрадь с печатной основой, ведение наблюдений, исследовательских проектов и т.д.

В рабочую  тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Биология 7  класса как учебная дисциплина предметной области "Естественнонаучные предметы" обеспечивает:

  • формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной картины мира;
  • овладение научным подходом к решению различных задач;
  • овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
  • овладение умениями сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
  • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путем применения межпредметного анализа учебных задач.

Предлагаемая программа по биологии для 7 класса включает в себя следующие содержательные линии:

многообразие и эволюция органического мира;

биологическая природа и социальная сущность человека;

ценностное и экокультурное отношение к природе;

практико-ориентированная сущность биологических знаний.

Эти содержательные линии раскрываются в ходе изучения тем курса биологии 7 класса:

-Общие сведения о мире животных.

-Строение тела животных.

-Подцарство Простейшие.

-Тип Кишечнополостные.

-Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви.

-Тип Моллюски.

-Тип Членистоногие.

- Тип хордовые: Бесчерепные, рыбы.

-Класс Земноводные.

-Класс Пресмыкающиеся.

-Класс Птицы

-Класс Млекопитающие.

-Развитие животного мира на Земле.

Результаты освоения курса биологии 7 класса.

Требования к результатам освоения курса биологии  7  класса определяются ключевыми задачами общего образования, отражающие индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета. Курс «Биология 7 класс» предназначен для изучения  живой материи и исторического развития животного мира от простейших форм к высокоорганизованным.   Является логическим продолжением курса  биологии 6 класса.

Уровень образованности обучающихся осуществляется по следующим составляющим результата образования: предметно – информационной (знает),  ценностно – ориентационной  (умеет), деятельностно - коммуникативной (применяет).

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 5-11 класса  автор  И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов  в неделю, итого рассчитана на 68 часов.

Место предмета в базисном учебном плане.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения биологии в 7 классе основной школы из расчета 2 учебных  часа в неделю.

Изучение биологии в 7 классе дает возможность достичь следующих  личностных результатов:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству.  Чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга пере Родиной.
  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и  способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и  здоровьесберегающих технологий;
  • сформированность  познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  • формирование уважительного отношения к истории, культуре других народов;
  • освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций;
  • развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и др. видов деятельности;
  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил поведения; формирование экологической культуры; бережного отношения к окружающей среде;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества;
  • развитие творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты изучения курса биологии 7 класса:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы  своей познавательной деятельности;
  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • умение работать с разными источниками биологической информации; находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей. в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее  эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменившейся ситуацией;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, отстаивать и аргументировать свою точку зрения;
  • умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с  учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать и отстаивать свое мнение;
  • формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ - компетенций.

Предметные результаты освоения биологии в 7  классе:

  • усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира;
  • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях. Об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости, овладение понятийным аппаратом  биологии;
  • приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;
  • формирование основ экологической грамотности; способности оценивать влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства и эволюции растений и животных;
  • овладение методами биологической науки; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
  • формирование представлений о значении биологических наук в  решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей;
  • освоения приемов выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними

В результате изучения курса учащиеся должны усвоить:

-  основные биологические и экологические понятия,

-  иметь представление о биологии как науке,

 - о клетке как единице живого,

 - о способах питания,  дыхания, размножении и регуляции жизнедеятельности  животных,                

 - о разнообразии живых организмов и взаимосвязях их друг с другом и средой обитания,

 - об историческом развитии животного мира.

Должны называть (приводить примеры):

-   Общие признаки живого организма;

-  Основные систематические категории, признаки вида, отряда,  классов и типов;

-  причины и результаты эволюции;

-  примеры  приспособленности животных к среде обитания.

Характеризовать (описывать):

-  Строение и функции клеток животных;

-  Деление клетки;

-  Строение и жизнедеятельность организмов;

-  Особенности питания животных организмов;

- Регуляцию жизнедеятельности животных организмов;

- Среды обитания организмов,

- Приспособленность животных к жизни в сообществе.

Обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):

-  Взаимосвязь строения и функций клеток, органов систем органов и организма и среды как основу их целостности;

-  Роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, меры по ее охране;

-  Необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;

Определять (распознавать, узнавать, сравнивать):

-  Организмы разных типов;

-  Клетки, органы и системы органов животных;

- Типы питания;

-  Наиболее распространенные и исчезающие виды животных региона;

Соблюдать правила:

-  Приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

-  Наблюдения за сезонными изменениями в жизни животных;

-  Проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности животных;

-  Бережного отношения к организмам, видам;

-  Поведения в природе;

-  Здорового образа жизни человека;

-  Ухода за домашними животными.

Владеть умениями:

-  Излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы;

-  Использовать рисунки;

-  Самостоятельно изучать отдельные вопросы программы по учебнику.

Межпредметные связи

Учёт межпредметных связей необходим, так как является пропедевтическим для таких предметов, как физика, химия, физической географии, экология, история, литература, краеведение.

Основное содержание:

(2 часа в неделю;  всего 68 часов) 

1. Общие сведения о мире животных (5 часов)

Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные.

Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных в природе. Животные растительноядные, хищные, падалееды, паразиты. Место и роль животных в природных сообществах. Трофические связи в природных сообществах (цепи питания). Экологические ниши. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Преобладающие экологические системы Уральского региона.

Зависимость жизни животных от человека. Негативное и позитивное отношение к животным. Охрана животного мира. Роль организаций и учреждения Среднего Урала в сохранении природных богатств. Редкие и исчезающие виды животных Уральского региона. Красная книга Среднего Урала.

Классификация животных. Основные систематические группы животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.

Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии.

Самостоятельная работа по теме:  общие сведения о мире животных.

Тема 2. Строение тела животных (2 часа)

Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма.

Лабораторная работа №1 по теме: строение тканей тела животных.

Тема 3. Подцарство Простейшие (4 часа)

Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.

Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.

Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиковые.

Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных.

Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентерийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией. Вакцинация людей, выезжающих далеко за пределы Уральского региона.

Значение простейших в природе и жизни человека.

Самостоятельная работа  по теме «Подцарство Простейшие»

Лабораторная работа №2 по теме: Строение  простейших

 

Тема 4. Тип кишечнополостные (2 ч)

Общая характеристика типа кишечнополостных. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Экто- и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.

Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы.

Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.

 

Тема 5. Типы; Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (5 часов) 

Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей.

Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.

Свиной (бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.

Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность. Значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.

Понятие паразитизм и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека.

Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах.

Значение червей и их место в истории развития животного мира.

Лабораторная работа №3 по теме:  «Изучение внешнего строения дождевого червя.»

Тема 6. Тип Моллюски (4 часа)

Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.

Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (виноградная улитка) и голый слизень. Их приспособленность к среде обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.

Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.

Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.

Лабораторная работа №4 по теме: «Изучение раковин различных пресноводных и морских моллюсков»

 Контрольная работа по теме:  Многоклеточные животные, беспозвоночные.

Тема 7. Тип Членистоногие (7 часов)

Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.

Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах.

Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Оказание первой помощи при укусе клеща. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.

Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере любого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.

Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека.

Растительноядные, хищные, падалееды, паразиты и сверхпаразиты среди представителей насекомых. Их биогеоценотическое и практическое значение. Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых Свердловской области.

Лабораторная работа №5 по теме:  «Изучение внешнего строения насекомого»

Контрольная работа  по теме: тип Членистоногие

 

Тема 8. Тип Хордовые (6 часов)

Краткая характеристика типа хордовых.

Подтип Бесчерепные

Ланцетник – представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.

Подтип Черепные. Надкласс Рыбы

 Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение: части тела, покровы, роль плавников в движении рыб, расположение и значение органов чувств.

Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявление у рыб. Понятие о популяции.

Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Запасы осетровых рыб и меры по восстановлению.

Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.

Промысловое значение рыб. География рыбного промысла. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, камбалообразные, карпообразные и др. (в зависимости от местных условий. Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.

Рыборазводные заводы и их значение для экономики Свердловской области. Прудовое хозяйство. Виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах Уральского региона. Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аквариумное рыбоводство.

Лабораторная работа №6 по теме: «Внешнее строение и особенности передвижения рыб»

Обобщение знаний по теме «Подтип Черепные. Надкласс Рыбы»

Тема 9: Класс Земноводные (4 часа)

Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.

Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и жизни человека. Охрана земноводных в Свердловской области.

Вымершие земноводные. Происхождение земноводных.

Обобщение знаний по теме «Класс Земноводные»

Тема 10: Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (4 часа)

Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания.

Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.

Змеи: ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий). Сходство и различие змей и ящериц.

Ядовитый аппарат змей. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и жизни человека.

Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.

Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.

Контрольная работа по темам: «Подтип Черепные. Надкласс Рыбы», «Класс Земноводные», «Класс Пресмыкающиеся»

Тема 8.4. Класс Птицы (8 часов)

Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.

Происхождение птиц. Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Особенности строения и приспособления к  условиям обитания. Образ жизни. Распространение.

Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.

Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Многообразие птиц на Среднем Урале. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.

Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.

Лабораторная работа №7 «Изучение внешнего строения птицы. Перьевой покров и различные типы перьев»

Лабораторная работа №8 «Строение скелета птицы»

Контрольная работа по теме: «Класс Птицы»

Тема 8.5. Класс Млекопитающие, или Звери (10 часов)

Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.

Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих.

Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие.

Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные.

Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы.

Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.

Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных. Разнообразие пород животных на Среднем Урале. Исторические особенности развития животноводства Среднего Урала.

Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана млекопитающих.

Лабораторная работа №9: «Изучение строения скелета млекопитающих»

Контрольная работа по теме: « Класс Млекопитающие»

 

Тема 9. Развитие животного мира на Земле (2 часа)

Историческое развитие животного мира, доказательства. Основные этапы развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивости развития природы и общества.

Уровни организации живой материи. Охрана и рациональное использование животных. Роль человека и общества и общества в сохранении многообразия животного мира на нашей планете. Памятники природы, заповедники и заказники Среднего Урала и муниципального образования.

Итоговая контрольная работа за курс зоологии 7 класс.

Тематическое планирование

п/п

Тема

Количество часов

В том числе

теория

Лабораторные

работы

Самостоят.

работы.

Контрольные

работы

1

Общие сведения о мире животных.

5

5

-

  1

2

Строение тела животных.

2

2

1

  -

-

3

Подцарство Простейшие

4

4

1

  1

4

Тип  Кишечнополостные.

2

2

-

  -

-

5

Типы  Плоские черви

Круглые черви

Кольчатые черви

5

5

1

  -

6

Тип  Моллюски

4

4

1

  -

1

7

Тип  Членистоногие

7

6

1

1

8

Тип  Хордовые

6

6

1

-

9

Класс  Земноводные

4

4

-

-

10

Класс  Пресмыкающиеся

4

4

-

1

11

Класс  Птицы

8

7

2

1

12

Класс Млекопитающие

10

9

1

1

13

Развитие животного мира на  Земле

2

2

-

-

14

Итоговая  проверка знаний

1

-

-

1

15

Резерв

4

ИТОГО:

68

60

9

8

Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс

68 часов- 2 часа в неделю.

№ п/п

 Темы разделов и уроков

Количество часов

Тип урока

Планируемые результаты

Вид конт

роля

Дата по плану

Дата

факт.

Предметные

Метапредметные

Личностные

Тема1

Общие сведения о миреживотных.

5

1.

Зоология – наука о животных.

1

Обобщение и изучение нового материала

Формирование  основных биологических  понятий : морфология, физиология, цитология, генетика, экология,  зоология, анатомия, этология, палеонтология, развитие представлений о сходстве и различии животных и растений, разнообразии животных, значении животных.

Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся

Умения управлять своей познавательной деятельностью

Устный

2.

Животные и окружающая среда.

1

Комбинированный

Развитие представлений о средах жизни животных, причинах возникновения приспособлений у животных, как животные взаимодействуют в  природе.

Умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты

Умения управлять своей познавательной деятельностью; развитие логического мышления, умение анализировать.

Устный

3.

Классификация животных и основные систематические группы.

1

Комбинированный

Развитие представлении о классификации организмов, какие принципы положены в основу классификации, вид – основная систематическая еденица.

Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.

Умения управлять своей познавательной деятельностью; развитие логического мышления, умение анализировать и измерять

Устный

4.

Влияние человека на животных.

1

Комбинированный;

Формирование правил обращения с животными, углубление знаний  о путях влияния человека на животных, изучение задач и методов охраны редких животных.

Формирование умения соблюдать меры безопасности в природе.

Умения управлять своей познавательной деятельностью;

 

Формирование ответственного отношения к учению, развитие научной деятельности

Устный

5.

Разнообразие живой природы

1

Комбинированный. Самостоятельная работа.

Усвоение знаний о живой природе и закономерностях ее развития, для формирования современных представлений о естественной картине мира.

Умение работать с разными источниками биологической информации; находить информацию в различных источниках, анализировать и сравнивать информацию.

Знание основных принципов и правил отношения к живой материи

Устный и письменный.

2

Строение тела животных

2

6.

Клетка.

1

Комбинированный

Продолжить изучение строения клетк, сравнивать животную и растительную клетку. Приобретение опыта использования микроскопической техники, методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека

Умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить решение , отстаивать свое мнение.  Овладение составляющими исследовательской деятельности.

Формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества.

Устный

7

Ткани, органы и системы органов.

1

Комбинированный. Лабораторная работа по теме: ткани.

Приобретение опыта использования микроскопической техники, методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека

Овладение составляющими исследовательской деятельности, умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебной деятельности

Устный и письменный.

3

Подцарство Простейшие.

4

8.

Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Саркодовые.

1

Комбинированный;

Сформировать представление о клетке простейших как самостоятельном организме; углубить знания о многообразии простейших организмов.

Умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес своей познавательной деятельности

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебной деятельности

Устный.

9.

Тип Саркодовые и жгутиконосцы. Жгутиконосцы.

1

Комбинированный

Формирование представлений о взаимосвязи среды обитания и типов питания эвглены, объяснить почему эвглена занимает промежуточное положение между Царством Растения и Животные. Формирование основ экологической грамотности, способности оценивать факторы риска на здоровье человека

Умение применять знаки и символы для решения учебных и познавательных задач, формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ

Формирование познавательных интересов и мотивов. Направленных на изучение живой природы.

Устный

10.

Тип инфузории.

1

Комбинированный.Лбораторная работа по теме: многообразие простейших.

Усвоение системы научных знаний о признаках усложнения организации животных, осмысление важности полового процесса в природе.

Умение работать с разными источниками информации, овладение умениями видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы.  Овладение составляющими исследовательской деятельности.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к развитию и саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию

Устный и письменный.

11.

Значение простейших.

1

Комбинированный; Лабораторная работа по теме: многообразие простейших. Самостоятельная работа по теме: Простейшие.

Приобретение опыта использования микроскопической техники, методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека.

Умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес своей познавательной деятельности. Овладение составляющими исследовательской деятельности .

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебной деятельности

Письменный.

4

Тип Кишечнополостные

2

12.

Строение и жизнедеятельность кишечнополостных.

1

Комбинированный;

Усвоение системы научных знаний об общей характеристике простейших, закономерностях  развития организма многоклеточных,  о взаимосвязи строении я и функции клеток.

Умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес своей познавательной деятельности

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебной деятельности

Уст.

13.

Разнообразие кишечнополостных.

1

Комбинированный

Усвоение системы научных знаний  об особенностях кишечнополостных как класса, специфике их размножения и распространения,.закономерностях ее развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира.

Умение работать с разными источниками информации, овладение умениями видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к развитию и саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию

Уст.

4

Типы Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви.

5

14

Тип плоские черви.

1

Комбинированный

Формирование представлений о чертах усложнения организации плоских червей, изучение строения свободноживущих плоских червей.

Умение работать с разными источниками информации, овладение умениями видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы.

Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать и строить рассуждения, анализировать, делать выводы).

Устный

15

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни.

1

Комбинированный

Формирование системы научных знаний о плоских червях, паразитирующих в организме человека, продолжить формирование представлений о влиянии среды на строение и функции организма.

Умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес своей познавательной деятельности; давать определения понятиям, классифицировать, делать выводы и заключения, структурировать материал.

Формирование ценности здорового образа жизни, усвоение правил поведения в среде обитания, формирование экологической культуры.

Устный

16

Тип Круглые черви.

1

Комбинированный

Формирование систематизированных представлений  о  строении круглых червей. О чертах усложнения их строения. О мерах профилактики заражения человека круглыми червями.

Умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес своей познавательной деятельности

Формирование ценности здорового образа жизни, усвоение правил поведения в среде обитания, формирование экологической культуры.

Устный

17.

Тип Кольчатые черви. Многощетинковые.

1

Комбинированный

Усвоение системных знаний о чертах усложнения организации кольчатых червей, отличиях первичной полости тела от вторичной.

Умение работать с разными источниками информации, овладение умениями видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы.

Формирование экологической культуры, бережного отношения к среде обитания; осознанного отношения к собственным поступкам.

Устный

18.

Тип Кольчатые черви. Малощетинковые.

1

Комбинированный. Лабораторная работа: внешнее строение дождевого червя.

Усвоение системных знаний о типе кольчатые черви, о роли малощетинковых червей в почвообразовании, о взаимосвязи с представителями других систематических групп. Приобретение опыта использования биологической науки, формирование представлений о необходимости рационального природопользования.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы деятельности в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменившейся ситуацией. Овладение составляющими исследовательской деятельности.

Формирование экологической культуры, бережного отношения к среде обитания; осознанного отношения к собственным поступкам.

Устный

6

Тип Моллюски

4

19.

Общая характеристика моллюсков.

1

Комбинированный

Усвоение системных знаний о типе моллюски, о взаимосвязи внешнего строения и способов передвижения моллюсков; установление черт сходства и различия с дождевыми червями. Приобретение опыта использования биологической науки , формирование представлений о необходимости рационального природопользования.

Умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес своей познавательной деятельности

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебной деятельности

Устный

20.

Класс брюхоногие моллюски

1

Комбинированный

Усвоение системы научных знаний о разнообразии брюхоногих моллюсков и их роли в природе; о характерных чертах строения брюхоногих моллюсков.

Умение работать с разными источниками информации, овладение умениями видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебной деятельности

Устный

21.

Класс Двустворчатые моллюски

1

Комбинированный. Лабораторная работа: внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков.

Усвоение системы научных знаний о взаимосвязи образа жизни и строения двустворчатых моллюсков; акцентировать значение  двустворчатых моллюсков для природы и человека.

Умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес своей познавательной деятельности.

Овладение составляющими исследовательской деятельности.

Формирование экологической культуры, бережного отношения к среде обитания; осознанного отношения к собственным поступкам.

Устный и письменый.

22.

Класс Головоногие моллюски.

Контрольная работа.

1

Комбинированный. Контрольная работа по теме: Многоклеточные животные, беспозвоночные.

Формирование представлений о разнообразии головоногих моллюсков,  о существенном усложнении их строения по сравнению с другими представителями типа.  Овладение понятийным аппаратом в зоологии.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способов действий, корректировать свои действия.

Формирование ответственного отношения к учению.

Письменная работа.

7

Тип членистоногие.

6

23.

Класс ракообразные.

1

Комбинированный

Овладение понятийным аппаратом биологии, освоение приемов делать выводы о сходстве и различии разных систематических групп животных.

Умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес своей познавательной деятельности

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебной деятельности

уст.

24.

Внешнее строение цветкового растения

1

Комбинированный; лаб. раб.

Приобретение опыта использования  методов биологической науки и проведения несложных биологических наблюдений для изучения живых организмов.

Умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить решение , отстаивать свое мнение.

Освоение правил поведения, ролей в группах, включающие и взрослых в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности.

Устный

25.

Класс паукообразные.

1

Комбинированный

Усвоение системных знаний о паукообразных, о взаимосвязи строения систем органов и способов питания, приобретение опыта использования биологической науки , формирование представлений о необходимости рационального природопользования.

Умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес своей познавательной деятельности

Формирование ИКТ компетенций,

Устный

26.

Класс насекомые.

1

Комбинированный, лабораторная работа: внешнее строение насекомых.

Усвоение системы научных знаний о классе насекомые, закономерностях их  развития,  акцентирование на их высокий уровень организации. Приобретение опыта использования  методов биологической науки и проведения несложных биологических наблюдений для изучения живых организмов.

Умение работать с разными источниками информации, овладение умениями видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы.

Формирование ИКТ компетенций,  усвоение правил поведения в среде обитания, формирование экологической культуры.

Устный

27.

Типы развития насекомых.

1

. Комбинированный

Усвоение системы научных знаний о классе насекомые, закономерностях их  развития..

Умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить решение , отстаивать свое мнение.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебной деятельности

28.

Общественные насекомые – пчелы и муравьи. Значение насекомых.

1

Комбинированный

Усвоение системы научных знаний об устройстве семьи у общественных насекомых, уметь оценивать последствия влияния человека на насекомых.

Умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

Умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес своей познавательной деятельности

Устный

29.

Насекомые – вредители.

Контрольная работа по теме: тип членистоногие.

1

Комбинированный. Контрольная работа.

Усвоение системы  научных знаний о типе членистоноги.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способов действий, корректировать свои действия.

Формирование ответственного отношения к учению.

Письменная работа.

8

Тип хордовые:  бесчерепные, рыбы.

6

30.

Бесчерепные.

1

Комбинированный

Усвоение системы научных знаний об общей характеристике хордовых, ланцетник -  как характерный представитель бесчерепных.

Умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес своей познавательной деятельности

Умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес своей познавательной деятельности

Устный

31.

Черепные. Внешнее строение рыб.

1

Комбинированный. Лабораторная работа: внешнее строение рыб.

Объяснение особенностей строения рыб, связанные с жизнью в воде, общая характеристика черепных.

Умение работать с разными источниками информации, овладение умениями видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы.

Умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес своей познавательной деятельности

Письменная работа.

32.

Внутреннее строение рыб.

1

Комбинированный.

Усвоение системы научных знаний о внутреннем строении рыб

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способв действий, корректировать свои действия.

Формирование ответственного отношения к учению.

Устный..

33.

Особенности размножения рыб.

1

Комбинированный урок.

Усвоение системы научных знаний о типах миграции рыб, о размножении рыб.

Умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и интересы своей познавательной деятельности.

Формирование ответственного отношения к учению.

Устный

34.

Основные систематические группы рыб.

1

Комбинированный урок.

Усвоение системы научных знаний о классификации рыб. Установление взаимосвязи среды обитания и внешнего строения хрящевых рыб. Промысловые рыбы, их значение.

Умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и интересы своей познавательной деятельности.

Формирование готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования.

Устный

35.

Промысловые рыбы.

1

Комбинированный

Формирование  основных представлений о способах разведения и поддержания численности рыб. Углубить знания о разнообразии промысловых рыб.

Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся

Умения управлять своей познавательной деятельностью

Устный

9

Класс Земноводные.

4

36.

Среда обитания и строение тела земноводных.

1

Комбинированный

Развитие представлений о приспособленности организмов к среде обитания, установление черт строения указывающих на усложнение организации земноводных..

Умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты

Умения управлять своей познавательной деятельностью; развитие логического мышления, умение анализировать.

Устный

37.

Строение и функции внутренних органов земноводных.

1

Комбинированный

Продолжить формирование представлении  о  приспособленности организмов к среде обитания, установление черт строения указывающих на усложнение организации земноводных.

Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.

Умения управлять своей познавательной деятельностью; развитие логического мышления, умение анализировать и измерять

Устный

38.

Годовой  жизненный цикл и происхождение земноводных.

1

Комбинированный

Формирование  представлений о происхождении земноводных, влиянии сезонных явлений на жизнедеятельность земноводных.

Умения управлять своей познавательной деятельностью;

 

Формирование ответственного отношения к учению, развитие научной деятельности

Устный

39.

Разнообразие и значение земноводных.

1

Комбинированный

Углубление знаний о земноводных, особенностях получения питательных  веществ, роли земноводных в природе и жизни человека.

Умение работать с разными источниками биологической информации; находить информацию в различных источниках, анализировать и сравнивать информацию.

Формирование ответственного отношения к учению, развитие научной деятельности использование своих знаний для построения развития интеллектуальных умений.

Устный

10

Класс Пресмыкающиеся.

4

40.

Внешнее строение и скелет пресмыкающихся.

1

Комбинированный

Формирование представлений  о внешнем строении пресмыкающихся, организации их жизни на суше, о взаимосвязи среды и строения тела. Овладение понятийным аппаратом в биологии.

Умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить решение , отстаивать свое мнение.

Формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества.

Устный

41

Внутреннее строение и жизнедеятельность пресмыкающихся.

1

Комбинированный

Формирование представлений об усложнении организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными; как отражается приспособленность  к условиям жизни на суше на внутреннее строение пресмыкающихся.

Овладение составляющими исследовательской деятельности, умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебной деятельности

Устный

42.

Разнообразие пресмыкающихся.

1

Комбинированный

Овладение понятийным аппаратом биологии, продолжить формирование представлений о многообразии пресмыкающихся.

Умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес своей познавательной деятельности

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебной деятельности

Устный.

43.

Значение и происхождение пресмыкающихся. Контрольная работа по теме:

Тип хордовые. Надкласс рыбы,  класс земноводные, пресмыкающиеся.

1

Комбинированный;

Обобщение и систематизация знаний.

Формирование представлений о происхождении и значении земноводных.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способв действий, корректировать свои действия.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к развитию и саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию

Устный

11

Класс птицы.

8

44.

Внешнее строение птиц.

1

Комбинированный. Лабораторная работа: внешнее строение птицы. Строение пера.

Усвоение системы научных знаний о строении птиц, связанные с их способностью к полету.  Анализ особенностей   строения покрова птиц.

Умение применять знания для решения учебных и познавательных задач, формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к развитию и саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию

Устный

45.

Опорно-двигательная система птиц.

1

Комбинированный. Лабораторная работа: строение скелета птиц.

Усвоение системы знаний об особенностях скелета и мускулатуры птиц связанные с полетом.

Приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов

Умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес своей познавательной деятельности

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебной деятельности

Устныйи письменный.

46.

Внутреннее строение птиц.

1

Комбинированный

Усвоение знаний о строении  внутренних органов птиц, выявление усложнений их организации.

Умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес своей познавательной деятельности

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебной деятельности

Устно

47.

Размножение и развитие птиц.

1

Комбинированный

Усвоение системы научных знаний оповедении птиц в период выведения потомства, о развитии зародыша птиц.

Умение работать с разными источниками информации, овладение умениями видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к развитию и саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию

48.

Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц.

1

Комбинированный

Формирование представлений о приспособленности птиц к сезонным явлениям и поведение в период размножнения..

Умение работать с разными источниками информации, овладение умениями видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы.

Формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать и строить рассуждения, анализировать, делать выводы).

Устный

49

Разнообразие птиц.

1

Комбинированный.

Формирование представлений об отличительных особенностях представителей трех систематических групп птиц.

Умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес своей познавательной деятельности; давать определения понятиям, классифицировать, делать выводы и заключения, структурировать материал.

Формирование коммуникативной компетентности в общении  со сверстниками и старшими  в процессе образовательной  деятельности и учебно-исследовательской.

Устный

50

Значение и охрана птиц. Происхождение птиц.

1

Комбинированный

Формирование систематизированных представлений о роли птиц в природе и значение их для человека, установление черт сходства с пресмыкающимися.

Умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес своей познавательной деятельности

Формирование коммуникативной компетентности в общении  со сверстниками и старшими  в процессе образовательной  деятельности.

Устный

51.

Контрольная работа по теме: класс птицы.

1

Обобщение и систематизация знаний.

Усвоение системы научных знаний о классе птицы, закономерностях развития живых организмов, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира.

Умение работать с разными источниками информации, овладение умениями видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к развитию и саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию

Устный

12

Класс млекопитающие.

52.

Внешне строение млекопитающих.

1

Комбинированный

Усвоение системных знаний о особенностях внешнего строения млекопитающих, отличия их от других животных. Установление признаков их организации позволяющих считать мл. эволюционно высокоразвитыми.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы деятельности в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменившейся ситуацией.

Формирование коммуникативной компетентности в общении  со сверстниками и старшими  в процессе образовательной  деятельности.

Устный

53.

Внутреннее строение млекопитающих.

1

Комбинированный. Лабораторная работа: строение скелета млекопитающих.

Усвоение системных знаний о прогрессивных изменениях внутреннего строения млекопитающих по сравнению с пресмыкающимися.Приобретение опыта использования биологической науки  для объяснения сложных биологических закономерностях.

Умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес своей познавательной деятельности

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебной деятельности

Устный и письменный.

54.

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл.

1

Комбинированный

Усвоение системы научных знаний об особенностях индивидуального развития млекопитающих; периодов годового жизненного цикла у разных групп млекопитающих, умение  выявлять связи строения системы и среды обитания животных.

Умение работать с разными источниками информации, овладение умениями видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебной деятельности

Устный

55.

Происхождение и разнообразие млекопитающих.

1

Комбинированный

Усвоение системы научных знаний о происхождении млекопитающих, выявление причин их широкого распространения на земном шаре.

Умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес своей познавательной деятельности

Формирование экологической культуры, бережного отношения к среде обитания; осознанного отношения к собственному здоровью и поступкам.

Устный

56.

Высшие, или плацентарные, звери: насекомоядные и рукокрылые, грызуны и зайцеобразные, хищные.

1

Комбинированный

Формирование представлений о плацентарных,как важнейшего эволюционного приобретения живых организмов, повышающих их разнообразие и приспособленность к среде обитания,  отличия разных групп высших зверей. Овладение понятийным аппаратом в биологии.

Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способв действий, корректировать свои действия.

Устный

57.

Высшие, или плацентарные, звери: ластоногие и китообразные, парнокопытные и непарнокопытные, хоботные.

2

Комбинированный

Овладение понятийным аппаратом биологии, продолжить формирование научного представления о плацентарных, расширение представлений о систематике млекопитающих.

Умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес своей познавательной деятельности

Формирование понимания ценности всех представителей фауны для устойчивого состояния экосистем.

Уст.

58.

Высшие. Или плацентарные, звери: приматы.

1

Комбинированный

Приобретение опыта сравнения млекопитающих.входящих в отряд приматы, установление сходства человекообразных обезьян с человеком.

Умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить решение , отстаивать свое мнение.

Освоение правил поведения, ролей в группах, включающие и взрослых в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности.

Устный

59.

Экологические группы млекопитающих

1

Комбинированный

Усвоение системных знаний о экологических групах и их способности ориентироваться во времени.. Приобретение опыта использования биологической науки для формирования представлений о необходимости рационально организовывать режим дня и отдыха.

Умение ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интерес своей познавательной деятельности

Формирование ценности здорового образа жизни и основ здоровьесберегающих технологий.

Устный

60.

Значение млекопитающих для человека.

1

Комбинированный

Усвоение системы научных знаний о разнообразии домашних животных и их значении,  углубление знаний о происхождении домашних животных.

Умение работать с разными источниками информации, овладение умениями видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы.

Формирование ценности здорового образа жизни, усвоение правил поведения в среде обитания, формирование экологической культуры.

Устный

61

Контрольная работа по теме: Млекопитающие.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Обобщение системы научных знаний о млекопитающих и закономерностях их  развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способв действий, корректировать свои действия.

Формирование ответственного отношения к учению.

Письменный.

13

Развитие животного мира на Земле.

3

62.

Доказательства эволюции животного мира. Учение Дарвина об эволюции.

1

Комбинированный

Усвоение системы научных знаний о причинах разнообразия животного мира; значении выводов Дарвина о развитии животного мира.

Умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, приводить примеры.

Развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личного выбора, формирование ответственного отношения к своим поступкам.

Устный

63.

Развитие животного мира на Земле.

1

Комбинированный

Усвоение системы научных знаний о специфике развития животного  мира, развитие способности устанавливать взаимосвязи между строением экосистем, уровнями организации жизни.

Умение работать с разными источниками информации; находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию.

Формирование ответственного отношения к учению.

Устный

64.

Итоговая контрольная работа.

1

Урок обобщения и систематизации знаний.

Усвоение системы научных знаний о животных; об основных системах органов и их функциях.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способв действий, корректировать свои действия.

Формирование ответственного отношения к учению.

Письменный.

65-68.

Резерв времени.

3

Урок обобщения и систематизации знаний.

Усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях ее развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способв действий, корректировать свои действия.

Формирование ответственного отношения к учению.

устно.

         

Учебно-методическая литература для учителя:

 Рабочие программ мы по биологии 5-11 классы по программе  И. Н. Пономаревой,  В.С. Кучменко, О.А.Корнилова, Т.С. Сухова,  А.Г.  Драгомилов,  Л.В. Симонова, тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся.

Биология.  7 класс учебник   В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. Под ред.  В. М. Константинова .  ООО «Вентана-Граф» 2014 г.

Биология.  7 класс. Рабочая тетрадь в 2-х частях.  С.В. Суматохин, В.С. Кучменко.   ООО «Вентана-Граф» 2013-2014 г.

 Биология 6-11 классы. Конспекты уроков. Технологии. Методы. Приемы. Н,А, Селезнёва, О.А. Пустохина, Е.В. Трахина, Волгоград, «Учитель», 2008

Биология. Животные. 7 класс. Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы, Г.И. Лернер, Москва, «Эксмо», 2007

Биология 7 класс. Олимпиады, В.В. Асеева, Волгоград «Корифей», 2007

Биология. Животные. Москва, «Интеллект- Центр», 2005

Биология 6-11 классы. Конспекты уроков. Технологии. Методы. Приемы. Н,А, Селезнёва, О.А. Пустохина, Е.В. Трахина, Волгоград, «Учитель», 2008

Биология. Животные. 7 класс. Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы, Г.И. Лернер, Москва, «Эксмо», 2007

Биология. Животные. 7 класс, рабочая тетрадь. Тестовые задания к основным учебникам. Москва, «Эксмо», 2007

Программы. Природоведение. Биология. Экология. Москва Издательский центр « Вентана – Граф» 2008 Биология. Животные. Москва, «Интеллект- Центр», 2005

Программы. Природоведение. Биология. Экология. Москва Издательский центр « Вентана – Граф» 2008.

Дидактические карточки-задания по биологии: животные / Бровкина, Е. Т., Белых, В. И. – М.: Издательский Дом «Генджер», 1997. – 56 с.

 Никишов, А. И., Теремов, А. В. Дидактический материал по зоологии. – М.: РАУБ «Цитадель», 1996. – 174 с.

Теремов, А., Рохлов, В. Занимательная зоология: книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 258 с.: ил. («Занимательные уроки»)

 Фросин, В. Н., Сивоглазов, В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: биология. Животные. – М.: Дрофа, 2004. – 272 с.

 Шарова, И. Х. Зоология беспозвоночных: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1999. – 304 с.

Литература для учащихся:

Биология.  7 класс учебник   В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. Под ред.  В. М. Константинова .  ООО «Вентана-Граф» 2014 г.

Биология.  7 класс. Рабочая тетрадь в 2-х частях.  С.В. Суматохин, В.С. Кучменко.   ООО «Вентана-Граф» 2013-2014 г.

Биология 7 класс. Олимпиады, В.В. Асеева, Волгоград «Корифей», 2007

Биология. Животные. Москва, «Интеллект- Центр», 2005

 Животные / пер. с англ. М. Я. Беньковский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. – 624 с.: ил.

Суматохин, С. В., Кучменко, В. С. Биология / Экология. Животные: сборник заданий и задач с ответами: пособие для учащихся основной школы. – М.: Мнемозина, 2000. – 206 с.: ил.

Я познаю мир: детская энциклопедия: развитие жизни на Земле. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 2001. – 400 с.: ил.

Важным компонентом учебно-методического комплекта является учебно-тематический план, электронные пособия (электронные учебники и другие цифровые ресурсы)

MULTIMEDIA – поддержка курса «Общая биология»

- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004;

- Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007

- Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся

Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ

www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru – научные новости биологии

www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

Дидактическое обеспечение учебного процесса наряду с учебной литературой включает:

- учебные материалы иллюстративного характера (опорные конспекты, схемы, таблицы, диаграммы, модели и др.);

- учебные материалы инструктивного характера (инструкции по организации самостоятельной работы учащихся,)

- инструментарий диагностики уровня обученности учащихся (средства текущего, тематического и итогового контроля усвоения учащимися содержания биологического образования);

- варианты разноуровневых и творческих домашних заданий;

- материалы внеклассной и научно-исследовательской работы по предмету (перечень тем рефератов и исследований по учебной дисциплине, требования к НИР, рекомендуемая литература).

Материально-техническое обеспечение преподавания учебного предмета «Биология» ориентировано на реализацию федерального компонента Государственного образовательного стандарта по биологии (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы). Средства обучения (ИСО, ТСО, наглядные средства обучения).

Влажные препараты животных;   коллекция насекомых;  чучела птиц и других животных;  таблицы с изображением  животных;  микроскопы;  диафильмы;  презентации;  видеофильмы; микропрепараты;  скелеты позвоночных; муляжи органов, школьная лаборатория.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса "Биология" 5 класс

Рабочая программа включает пояснительную записку, калндарно - тематическое планирование, учебно - тематическое планирование, требования к результатам обучения (по ФГОС второго поколения). Программа со...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Рабочая программа учебного курса биологии 5 класса

Рабочая программа учебного курса биологии 5 класса составлена на основании программы по биологии авторов Пономарёвой И.Н., Корниловой О.А. и др. и соответствует положениям Федерального государственног...

Рабочая программа учебного курса "Биология:Многообразие живых организмов:Животные"(8кл) на основе Раб. программы В.Б.Захарова и Н.И.Сонина "Биология"5-9кл. линейный курс"Живой организм"ФГОС

Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология» (5...

Рабочая программа учебного курса "Биология", 5 класс

Рабочая  программа  линии  УМК  «Биология - Сферы»  (5–9  классы) для общеобразовательных учреждений...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология» 8 класс

Пояснительная записка к адаптированной рабочей программе основного общего образования по курсу «Биология» 8 класс...

Рабочая программа учебного курса «Биология» 5 класс с использованием оборудования центра «Точка роста»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология» 5  класс с использованием оборудования центра «Точка роста»...